Как быть если сломалось ваше любимое ювелирное изделие? Конечно, такая ситуация возможна и часто даже высокая стоимость украшения не может защитить вас от этого. Иногда ситуация складывается таким образом, что отнести изделие на починку мастеру нет возможности или желания. Тогда приходится разбираться, как запаять золото в домашних условиях.
Вам может показаться, что сделать это самостоятельно невозможно, на самом деле это не так. Конечно, без профессиональных методов вам вряд ли удастся спаять кольцо или другое массивное изделие, но вы вполне можете поучиться на более тонких деталях, например, спаять золотую цепочку.
Основы пайки
Спаивать металлы между собой означает создавать их крепкое соединение. Под пайкой подразумевают чаще всего нагревание двух металлов до их расплавления и смешивания друг с другом. Для того чтобы это осуществить, применяется третий метал, температура плавления которого намного ниже, что позволяет ему проникать в поры основных двух.
Третий металл носит название «припой» и обычно имеет температуру плавления на 40 градусов ниже, чем основной. Такой припой называют тугоплавким. Легкоплавкий припой имеет температуру плавления на 50 градусов ниже. Раньше использовалась пайка припоем на основе ртути, но сейчас это запрещено из-за ее высокой токсичности.
Для качественной пайки необходимо подготовить поверхность металла. Дело в том, что при нагревании на нем образуется оксидная пленка, которая не дает припою проникнуть в поры металла. Чтобы это предотвратить и улучшить прочность швов, необходимо использовать специальную жидкость, называемую «флюс». Для каждого конкретного металла применяется свой флюс, который содержит спирт.
Пайка золота в домашних условиях
Пайка меди газовой горелкой.
Не обращайте внимание на то, что на фото горелка профессиональная. Медь я предпочитаю паять именно такой (с баллоном) газовой горелкой. Проволоку берем толщиной 1 мм или толще. Заранее готовим кусочки медно фосфорного припоя. Какие размеры нужны для каркаса вы поймете после того как просмотрите фотографии. Все зависит от объема дополнительных элементов, которые будете прикреплять к каркасу. Сначала спаяйте окружность каркаса, потом припаивайте перемычки. Можно спаивать сразу несколько стыков. Делаем все аккуратно – не “сожгите” саму проволоку. Припой должен равномерно растечься по проволоке заполнив стык.
После отжига медь становится мягкой. Чтобы придать меди жесткость немного сплющите весь каркас молотком на наковальне. Можно обработать каркас надфилем, отшлифовать медь.
Примеряемся.
Я заранее приготовил спиральки для этого украшения. Смотрите видео.
Далее действуем по плану (если он. конечно есть).
Спиралью мы ограничили кабошон по краям. Далее, оплеткой мы закрепляем кабошон, чтобы он не выпадал.
Смотри видео с примерами оплеток.
В итоге получаем вот такой кулон.
Не расслабляйтесь – мы еще не закончили. Рассмотрим еще один пример. Сначала – все как делали раньше.
Сразу крепим кабошон проволокой толщиной 1 мм к каркасу. Фиксируем кабошон в нужном месте.
Неожиданное решение. Да!?
Ну а дальше даем волю фантазии!!!
Я использовал “старые” обрезки спиралек.
Ну и оторвался по полной!!!
Круто, ДА!? Я не о кулонах, а о способе сборки с каркасом!
Посмотрите видео уроки по пайке
Кулоны (медь) я патинировал, полировал и потом покрыл лаком. Для патинирования (состаривания) меди можно использовать обычный аммиак, который продается в аптеках. Выливаем аммиак в банку и подвешиваем изделие НАД!!! раствором аммиака.
Можно использовать и специальные универсальные растворы для чернения.
Для полировки используем шлиф машинки (можно взять шуруповерт или дрель) с насадками. Применяем полировочные пасты.
Медь со временем будет темнеть. Чтобы избежать этого можно покрыть все изделие специальным лаком Цапон.
Изделия готовы!!! Можно носить, дарить или ПРОДАВАТЬ! Где и как продавать украшения ручной работы читай на моем сайте Заработок рукоделием!
ПОПУЛЯРНЫЕ МАСТЕР КЛАССЫ: Подвеска с кристаллом своими руками. Подвеска из проволоки своими руками. Кулон из проволоки своими руками. Мастер класс.
Прикрепи Пин ниже как закладку на свою доску Пинтерест!!!
Как тебе мастер класс!? Понравился!? Не ленись, поделись с друзьями в соц. сетях!!! Буду благодарен.
Материалы, применяемые для пайки
Для того чтобы место пайки не выделялось на фоне основного изделия, используемый припой должен по цвету совпадать с цветом золота. Для каждого оттенка разных проб предусмотрены разные припои. Кроме того, важной характеристикой припоя является его эластичность, текучесть и прочность. Одними из разновидностей таких припоев являются сплавы на основе галлия. Для наиболее распространенных проб применяются припои, содержащие в своем составе медь, серебро, золото, галлий, олово, индий, никель. Флюс при этом имеет вид пасты и состоит из бура и борной кислоты.
Припой можно изготовить и в домашних условиях. Для этого в тигель помещаем золото — 58,5%, серебро — 11,5% и медь — 18,6%. Для качественной спайки пропорции нужно соблюдать как можно более точно. Далее к этому составу нужно будет добавить или латунь 13,5%, или кадмий 11,2%.
Золото, серебро и медь расплавляем с помощью газовой горелки. Добавляем в расплавленную массу четвертый ингредиент на выбор. После того как ингредиенты полностью перемешаются, переливаем все это в емкость. При помощи вспомогательных инструментов придаем сплаву желаемую форму и убираем на хранение.
Пайка ювелирных изделий
Этот процесс не без основания считается древнейшим из способов, которым люди соединяли один металл с другим. Судя по находкам археологов, сделанным на территории нашей страны, к пайке древние умельцы прибегали еще около пяти тысяч лет назад, создавая ювелирные украшения. Сейчас в музеях России можно встретить множество предметов того времени, на которых заметны следы пайки. Правда, в те времена процессу пайки подвергались только золото, серебро и бронза. Пайкой принято называть процесс получения неразъемного соединения двух металлов посредством третьего, более легкоплавкого. Этот компонент называется припоем.
Неразъемное соединение (спай) получается при взаимодействии припоя с кромками основного металла. Припои представляют собой соединения, которые вводятся в зазор между соединяемыми металлами. Почти во всех случаях они имеют гораздо меньшую температуру плавления, чем соединяемые металлы. Между расплавленным припоем и основным металлом происходят процессы взаимного растворения и диффузии, в результате которых при застывании получается прочное соединение деталей.
Для получения прочного паянного соединения необходимо добиться такого взаимодействия припоя с паяемым материалом, при котором атомы жидкого припоя будут воздействовать на атомы паяемого металла. Этот процесс называется смачиванием твердого металла жидким. Расплавленный припой проникает в нагретый основной металл. Поверхности металлических поверхностей всегда имеют микронеровности, поэтому припой в расплавленном состоянии должен заполнить все эти неровности, растворив выступающие части.
Во время пайки необходимо следить за тем, чтобы припой плавился уже в тот момент, когда основной металл только разогревается и еще находится в твердом состоянии. Разница температур плавления металлов должна быть не менее 40 °С, а в отдельныхслучаях, когда идет работа с филигранными изделиями и существует опасность перегрева изделия, разница должна превышать 50 «С.
После того, как припой разогрет и расплавлен, он должен свободно растекаться по спаиваемым частям. Этому процессу способствует шероховатость поверхности спаиваемых изделий. По шероховатостям, которые остались от предшествующей пайки и обработки, припой движется как по неким капиллярам, заполняя все микропоры между плотно подогнанными и обязательно строго параллельно соединяемыми поверхностями изделия. Плотность и параллельность — необходимые условия, которые надо в обязательном порядке соблюдать для получения долговечного и качественного шва.
Непосредственно на механическую прочность соединения влияет не только выбранный тип соединения, количество припоя, но и то, как его расположили. Каждый кусочек накладываемого припоя надо соразмерять с величиной спаиваемой поверхности. Если припоя мало, то шов не будет заполнен, при большом количестве — его будет трудно удалить при очистке. Укладывать припой необходимо так, чтобы его было легко удалить и стараться располагать на внутренней стороне изделия.
Типы соединений.
При пайке ювелирных изделий используются два основных типа соединений: внахлестку и встык, при необходимости их можно сочетать. Соединение встык используют в тех случаях, когда от шва не требуется особой жесткости, герметичности и высокой прочности. Соединение внахлестку обеспечивают более надежный и прочный шов. Скошенные соединения, представляющие собой одну из разновидностей соединения в стык, увеличивают площадь соединения, но при этом способе в значительной степени усложняется подгонка концов деталей. Комбинированные соединения в основном можно встретить при пайке сложных, индивидуальных ювелирных украшений.
Подготовка паяемых поверхностей
Непосредственно процессу пайки предшествует еще ряд операций, которые необходимо выполнить для получения качественного и прочного соединения. Прежде всего надо самым тщательным образом очистить соединяемые поверхности от загрязнений и оксидов. Место пайки должно быть максимально чистым. В основном практикуются две формы очистки: химическая и механическая.
Наиболее эффективным способом удаления всевозможных жировых или масляных пятен на металле считается химический. При этом используются химические соединения четыреххлористого углерода, трихлорэтилена или тринатрийфосфата. Выбор требуемого очистителя зависит от индивидуальных особенностей очищаемого материала. Кроме того, надо, чтобы применяемый реактив легко смывался с поверхностей, так как его остатки могут повредить основному металлу или образовать на поверхности нежелательную пленку. После очистки поверхности пайку рекомендуется проводить немедленно, чтобы избежать появления новых окислов.
Механическая очистка производится с помощью инструментов: напильника, надфиля, шабера, наждачной шкурки, проволочной или стеклянной щетки. При этом необходимо следить, чтобы не оставалось заусенцев и остатков старого припоя. Этот способ требует большой осторожности, так как неаккуратное механическое воздействие на ювелирное изделие может легко привести к его порче. Желательно после поверхностной механической очистки проводить еще и химическую. Главное помнить, что чем чище соединяемые поверхности, тем выше качество пайки.
Пригонка спаиваемых частей. Для того чтобы получить при пайке качественный шов, необходимо максимально тщательно и плотно подгонять друг к другу поверхности спаиваемых частей. Стыковка может быть обеспечена пружинистостью деталей, стяжкой с помощью вязальной проволоки, плотным наложением деталей, зажимными пинцетами и т. д. Зазор между стыками должен быть минимальным, только чтобы оставалось место для припоя. Обычно он делается в пределах от 0,025 до 0,1 мм, иначе не будет обеспечена прочность спая. Если ювелир паяет замкнутые пустотелые детали, то необходимо проделать в малозаметных местах несколько крошечных отверстий, чтобы обеспечить выход воздуха во время пайки. В противном случае воздух при нагревании будет расширяться в замкнутом пространстве, что в конце концов приведет к вспучиванию изделия, его деформации и даже разрыву. Для того чтобы снять внутреннее напряжение в соединяемых деталях, оставшееся после предшествовавшей обработки, и избежать, таким образом, возможных излишних дефектов, соединяемые части подвергают отжигу.
Если пайке подвергается прессованная деталь или изделие, то необходимо их тщательно проверить на наличие возможных трещин или дырочек. При пайке в них может затекать припой, что приведет к порче изделия и браку. При пайке слабоподвижных шарнирных соединений или пружинных замков браслетов можно избежать затекания припоя в щели, проложив их маленькими кусочками бумаги или картона. Перед пайкой при ремонте полых (дутых) цепочек или звеньев браслетов места поломки положено опиливать и между стыками перпендикулярно к ним вставлять серебряные пластинки. На обе стороны пластинки наносят припой, паяют, после чего выступающие концы пластинки отпиливают.
Фиксация деталей
Во время пайки все детали располагаются на специальном огнеупорном асбестовом листе, выполняющем роль огнеупорной прокладки. Прежде чем приступить непосредственно к пайке, все детали должны быть надежно зафиксированы в требуемом положении. Если ювелирное изделие изготовляется вручную, то традиционными методами фиксации служат: удерживание детали пинцетом, круглогубцами, укрепление детали при помощи проволоки, зажимов или просто булавок.
При массовом производстве ювелирных украшений традиционным способом фиксации служит прихватка. Припаиваемые детали изделий помещаются в соответствующие по форме матрицы, закрепляемые на опорной плите, после чего к деталям подводят электрод. Соединение деталей в определенных точках происходит за счет местной пластической деформации. Одновременно электроды, проводящие ток, являются и пуансонами, служащими для осадки металла в нагретой зоне. Подобный способ применим при изготовлении практически всех ювелирных украшений.
Точечный паянный шов между деталями достаточно прочен, чтобы в последующем выдержать нанесение флюса, припоя, транспортировку изделий к месту пайки, которая должна осуществляться немедленно после проведения механической или химической очистки соединяемых поверхностей. Особенно важен для качественной пайки правильно выбранный припой.
Припои
Припоями называют легкоплавкие металлические сплавы, которые служат для получения неразъемных соединений. Припои различают по их металлической основе (оловянные, кадмиевые, цинковые, магниевые, алюминиевые, медные, серебряные, золотые), а также по температуре плавления: мягкие (с температурой плавления до 450 °С) и твердые (с температурой плавления выше 450 °С).
Все припои, которые используются в ювелирной технике, содержат определенное количество драгоценных металлов и классифицируются по более высокой температурной шкале. Температура плавления ювелирных припоев колеблется между 650 и 1100 ‘С. В данном случае мягкими припоями называют те, у которых температура плавления намного ниже, чем у спаиваемого металла. Если их температура плавления приближается к температуре плавления спаиваемых металлов, то припои называются твердыми. Все остальные относятся к категории средних. Но у ювелирных припоев понятие твердости и мягкости весьма относительно, а поэтому эти показатели называются «плавающими». Объясняется это; тем, что для спаивания используется множество различных металлов с различной температурой плавления.
На предприятиях ювелирной промышленности используются золотые и серебряные припои, которые строго регламентированы по температуре плавления, пробе и цвету. Однако, вне зависимости от всех этих показателей, припой должен обладать следующими свойствами: текучестью, пластичностью и прочностью. Первое — способность затекать в щели, а также растекаться по поверхности металла. Пластичность определяется возможностью деформации паянного шва. Прочность — способность паянного шва выдерживать нагрузки на разрыв. Припой должен плавиться в тот момент, когда основной металл еще находится в твердом состоянии.
От того, насколько правильно был выбран припой, зависит качество изделия и трудоемкость дальнейшей работы с ним. Выбирая припой, ювелир должен учитывать не только температуру его плавления, цвет и текучесть, но и массу спаиваемых деталей, величину зазора.
Золотые припои (табл. 20—24) используются для пайки золотых и платиновых изделий. Они характеризуются высокой коррозионной стойкостью. Проба припоя должна соответствовать пробе изделия, при этом для каждой пробы существует несколько различных по цвету и температуре плавления припоев. Цвет припоев зависит от соотношения в них меди, серебра, цинка, кадмия. Преобладание серебра понижает температуру плавления, повышает текучесть и пластичность и ослабляет цвет. Медь повышает прочность припоя и придает ему красноватый оттенок. Прибавка цинка делает припой зеленоватого оттен-тса, а кадмий не меняет цвет припоя.
Таблица 20 Золотые (желтого цвета) припои 585-й пробы | ||||||||
Марка | Компоненты, % | Рабочая температура, ‘С | Цвет | |||||
Аи | Ag | Си | Cd | Zn | Ga | |||
ПЗл58,5Ср12,5М20,5Ц | 58,5 | 12,5 | 20,5 | — | 8,5 | — | 850 | Красноватый |
ПЗл58,5Ср12,5М26Ц | 58,5 | 12,5 | 26,0 | — | 3,0 | — | 820 | « |
ПЗл58,5Ср15М22Кд2Ц | 58,5 | 15,0 | 22,0 | 2,0 | 2,5 | — | 800 | Желтый |
ПЗл58,5Ср16М20,5Кд2Ц | 58,5 | 16,0 | 20,5 | 2,0 | 3,0 | — | 780 | Красноватый |
ПЗл58,5Ср22М14,5Г | 58,5 | 22,0 | 14,5 | — | — | 5,0 | 760 | Зеленоватый |
Таблица 21 Золотые (белого цвета) припои 585-й пробы | ||||||||
Марка | Компоненты, % | Рабочая температура, ‘С | ||||||
Аи | Ag | Си | Pd | Ni | Zn | |||
ПЗл58,5Ср26М7,4Пд6Ц | 58,5 | 26,0 | 7,4 | 6,0 | — | 2,1 | 860 | |
ПЗл58,5Ср10М14,5М10Ц | 58,5 | 10,0 | 14,5 | — | 10,0 | 7,0 | 840 | |
ПЗл58,5Ср11,5М14М8Ц | 58,5 | 11,5 | 14,0 | — ■ | 8,0 | 8,0 | 760 | |
ПЗл58,5Ср14,5М11М8Ц | 58,5 | 14,5 | 11,0 | — | 8,0 | 8,0 | 740 | |
Таблица 22 Золотые (желтого цвета) припои 750-й пробы | ||||||||
Марка | Компоненты, % | Рабочая температура, ‘С | ||||||
Аи | Ag | Си | Cd | Zn | Sn | |||
ПЗл75Ср15М7,35Ц | 75,0 | 15,0 | 7,35 | — | 2,65 | — | 840-860 | |
ПЗл75Ср13М9ЦЗКд | 75,0 | 13,0 | 9,0 | — | 3,0 | — | 840-860 « | |
ПЗл75Ср14М8ЦЗКд | 75,0 | 14,0 | 8,0 | — | 3,0 | — | 820-840 | |
ПЗл75Ср9,5М9,5Ц40 | 75,0 | 9,5 | 9,5 | — | 4,0 | 2,0 | 800-820 |
На практике цвет золотых припоев делится на белый и желтый. Первый используют при пайке изделий из платины и белого золота, второй — для изделий из желтого золота. В зависимости от содержания в припоях меди, цинка, олова, кадмия, их делят на мягкие (легкоплавкие) и твердые (средне — и тугоплавкие). При реставрации и ремонте золотых изделий используют припои 500-й и 375-й проб.
Цитаты и изречения о металлах
Самые цивилизованные нации так же близки к варварству, как отполированное железо — к ржавчине. Народы смахивают на металлы: весь блеск их снаружи. Антуан де Ривароль (1753–1801) — французский писатель
Еще информация о стоимости драгметаллов
Металлы в алхимии как олицетворение космического порядка
Жемчуг
Каст – изготовление каста
Как запаять золото дома?
Пайка золота пошагово будет выглядеть следующим образом:
- готовим или покупаем припой, подходящий для нужной пробы золота;
- наносим флюс за границы области пайки и ждем, пока он растечется по поверхности;
- необходимо будет достать февку — согнутую трубку с отверстием на конце для подачи узкой струи пламени из горелки;
- состыкуем спаиваемые части и после их разогрева вводим припой;
- после остывания удаляем лишний припой при помощи надфиля.
Этот вид пайки реально осуществить самостоятельно. При аккуратно проделанной работе на небольшой площади не должно быть видно шва.