Основы, тонкости и нужные материалы для пайки золота дома

Как быть если сломалось ваше любимое ювелирное изделие? Конечно, такая ситуация возможна и часто даже высокая стоимость украшения не может защитить вас от этого. Иногда ситуация складывается таким образом, что отнести изделие на починку мастеру нет возможности или желания. Тогда приходится разбираться, как запаять золото в домашних условиях.

Вам может показаться, что сделать это самостоятельно невозможно, на самом деле это не так. Конечно, без профессиональных методов вам вряд ли удастся спаять кольцо или другое массивное изделие, но вы вполне можете поучиться на более тонких деталях, например, спаять золотую цепочку.

Основы пайки

Спаивать металлы между собой означает создавать их крепкое соединение. Под пайкой подразумевают чаще всего нагревание двух металлов до их расплавления и смешивания друг с другом. Для того чтобы это осуществить, применяется третий метал, температура плавления которого намного ниже, что позволяет ему проникать в поры основных двух.

Третий металл носит название «припой» и обычно имеет температуру плавления на 40 градусов ниже, чем основной. Такой припой называют тугоплавким. Легкоплавкий припой имеет температуру плавления на 50 градусов ниже. Раньше использовалась пайка припоем на основе ртути, но сейчас это запрещено из-за ее высокой токсичности.

Для качественной пайки необходимо подготовить поверхность металла. Дело в том, что при нагревании на нем образуется оксидная пленка, которая не дает припою проникнуть в поры металла. Чтобы это предотвратить и улучшить прочность швов, необходимо использовать специальную жидкость, называемую «флюс». Для каждого конкретного металла применяется свой флюс, который содержит спирт.

Пайка золота в домашних условиях

Пайка меди газовой горелкой.

Не обращайте внимание на то, что на фото горелка профессиональная. Медь я предпочитаю паять именно такой (с баллоном) газовой горелкой. Проволоку берем толщиной 1 мм или толще. Заранее готовим кусочки медно фосфорного припоя. Какие размеры нужны для каркаса вы поймете после того как просмотрите фотографии. Все зависит от объема дополнительных элементов, которые будете прикреплять к каркасу. Сначала спаяйте окружность каркаса, потом припаивайте перемычки. Можно спаивать сразу несколько стыков. Делаем все аккуратно – не “сожгите” саму проволоку. Припой должен равномерно растечься по проволоке заполнив стык.

После отжига медь становится мягкой. Чтобы придать меди жесткость немного сплющите весь каркас молотком на наковальне. Можно обработать каркас надфилем, отшлифовать медь.

Примеряемся.

Я заранее приготовил спиральки для этого украшения. Смотрите видео.

Далее действуем по плану (если он. конечно есть).

Спиралью мы ограничили кабошон по краям. Далее, оплеткой мы закрепляем кабошон, чтобы он не выпадал.

Смотри видео с примерами оплеток.

В итоге получаем вот такой кулон.

Не расслабляйтесь – мы еще не закончили. Рассмотрим еще один пример. Сначала – все как делали раньше.

Сразу крепим кабошон проволокой толщиной 1 мм к каркасу. Фиксируем кабошон в нужном месте.

Неожиданное решение. Да!?

Ну а дальше даем волю фантазии!!!

Я использовал “старые” обрезки спиралек.

Ну и оторвался по полной!!!

Круто, ДА!? Я не о кулонах, а о способе сборки с каркасом!

Посмотрите видео уроки по пайке

Кулоны (медь) я патинировал, полировал и потом покрыл лаком. Для патинирования (состаривания) меди можно использовать обычный аммиак, который продается в аптеках. Выливаем аммиак в банку и подвешиваем изделие НАД!!! раствором аммиака.

Можно использовать и специальные универсальные растворы для чернения.

Для полировки используем шлиф машинки (можно взять шуруповерт или дрель) с насадками. Применяем полировочные пасты.

Медь со временем будет темнеть. Чтобы избежать этого можно покрыть все изделие специальным лаком Цапон.

Изделия готовы!!! Можно носить, дарить или ПРОДАВАТЬ! Где и как продавать украшения ручной работы читай на моем сайте Заработок рукоделием!

ПОПУЛЯРНЫЕ МАСТЕР КЛАССЫ: Подвеска с кристаллом своими руками. Подвеска из проволоки своими руками. Кулон из проволоки своими руками. Мастер класс.

Прикрепи Пин ниже как закладку на свою доску Пинтерест!!!

Как тебе мастер класс!? Понравился!? Не ленись, поделись с друзьями в соц. сетях!!! Буду благодарен.

Материалы, применяемые для пайки

Для того чтобы место пайки не выделялось на фоне основного изделия, используемый припой должен по цвету совпадать с цветом золота. Для каждого оттенка разных проб предусмотрены разные припои. Кроме того, важной характеристикой припоя является его эластичность, текучесть и прочность. Одними из разновидностей таких припоев являются сплавы на основе галлия. Для наиболее распространенных проб применяются припои, содержащие в своем составе медь, серебро, золото, галлий, олово, индий, никель. Флюс при этом имеет вид пасты и состоит из бура и борной кислоты.

Припой можно изготовить и в домашних условиях. Для этого в тигель помещаем золото — 58,5%, серебро — 11,5% и медь — 18,6%. Для качественной спайки пропорции нужно соблюдать как можно более точно. Далее к этому составу нужно будет добавить или латунь 13,5%, или кадмий 11,2%.

Золото, серебро и медь расплавляем с помощью газовой горелки. Добавляем в расплавленную массу четвертый ингредиент на выбор. После того как ингредиенты полностью перемешаются, переливаем все это в емкость. При помощи вспомогательных инструментов придаем сплаву желаемую форму и убираем на хранение.

Пайка ювелирных изделий

Этот процесс не без основания считается древней­шим из способов, которым люди соединяли один ме­талл с другим. Судя по находкам археологов, сделан­ным на территории нашей страны, к пайке древние умельцы прибегали еще около пяти тысяч лет назад, создавая ювелирные украшения. Сейчас в музеях России можно встретить множество предметов того времени, на которых заметны следы пайки. Правда, в те времена процессу пайки подвергались только золото, серебро и бронза. Пайкой принято называть процесс получения не­разъемного соединения двух металлов посредством третьего, более легкоплавкого. Этот компонент называется припоем.

Неразъемное соединение (спай) получается при взаимодействии припоя с кромками основного металла. Припои представляют собой со­единения, которые вводятся в зазор между соединя­емыми металлами. Почти во всех случаях они име­ют гораздо меньшую температуру плавления, чем соединяемые металлы. Между расплавленным при­поем и основным металлом происходят процессы взаимного растворения и диффузии, в результате которых при застывании получается прочное соеди­нение деталей.

Для получения прочного паянного соединения не­обходимо добиться такого взаимодействия припоя с паяемым материалом, при котором атомы жидкого припоя будут воздействовать на атомы паяемого ме­талла. Этот процесс называется смачиванием твер­дого металла жидким. Расплавленный припой про­никает в нагретый основной металл. Поверхности металлических поверхностей всегда имеют микро­неровности, поэтому припой в расплавленном состо­янии должен заполнить все эти неровности, раство­рив выступающие части.

Во время пайки необходимо следить за тем, чтобы припой плавился уже в тот момент, когда основной металл только разогревается и еще находится в твер­дом состоянии. Разница температур плавления ме­таллов должна быть не менее 40 °С, а в отдельныхслучаях, когда идет работа с филигранными издели­ями и существует опасность перегрева изделия, раз­ница должна превышать 50 «С.

После того, как припой разогрет и расплавлен, он должен свободно растекаться по спаиваемым частям. Этому процессу способствует шероховатость поверх­ности спаиваемых изделий. По шероховатостям, ко­торые остались от предшествующей пайки и обработ­ки, припой движется как по неким капиллярам, за­полняя все микропоры между плотно подогнанными и обязательно строго параллельно соединяемыми по­верхностями изделия. Плотность и параллельность — необходимые условия, которые надо в обязательном порядке соблюдать для получения долговечного и качественного шва.

Непосредственно на механическую прочность со­единения влияет не только выбранный тип соедине­ния, количество припоя, но и то, как его расположи­ли. Каждый кусочек накладываемого припоя надо соразмерять с величиной спаиваемой поверхности. Если припоя мало, то шов не будет заполнен, при большом количестве — его будет трудно удалить при очистке. Укладывать припой необходимо так, чтобы его было легко удалить и стараться располагать на внутренней стороне изделия.

Типы соединений.

При пайке ювелирных изделий используются два основных типа соединений: внах­лестку и встык, при необходимости их можно соче­тать. Соединение встык используют в тех случаях, ког­да от шва не требуется особой жесткости, герметич­ности и высокой прочности. Соединение внахлестку обеспечивают более надежный и прочный шов. Ско­шенные соединения, представляющие собой одну из разновидностей соединения в стык, увеличивают пло­щадь соединения, но при этом способе в значитель­ной степени усложняется подгонка концов деталей. Комбинированные соединения в основном можно встретить при пайке сложных, индивидуальных юве­лирных украшений.

Подготовка паяемых поверхностей

Непосред­ственно процессу пайки предшествует еще ряд опе­раций, которые необходимо выполнить для получе­ния качественного и прочного соединения. Прежде всего надо самым тщательным образом очистить со­единяемые поверхности от загрязнений и оксидов. Место пайки должно быть максимально чистым. В основном практикуются две формы очистки: хими­ческая и механическая.

Наиболее эффективным способом удаления всевоз­можных жировых или масляных пятен на металле считается химический. При этом используются хи­мические соединения четыреххлористого углерода, трихлорэтилена или тринатрийфосфата. Выбор тре­буемого очистителя зависит от индивидуальных осо­бенностей очищаемого материала. Кроме того, надо, чтобы применяемый реактив легко смывался с по­верхностей, так как его остатки могут повредить ос­новному металлу или образовать на поверхности не­желательную пленку. После очистки поверхности пайку рекомендуется проводить немедленно, чтобы избежать появления новых окислов.

Механическая очистка производится с помощью инструментов: напильника, надфиля, шабера, наж­дачной шкурки, проволочной или стеклянной щет­ки. При этом необходимо следить, чтобы не остава­лось заусенцев и остатков старого припоя. Этот способ требует большой осторожности, так как неаккуратное механическое воздействие на ювелирное изделие мо­жет легко привести к его порче. Желательно после поверхностной механической очистки проводить еще и химическую. Главное помнить, что чем чище со­единяемые поверхности, тем выше качество пайки.

Пригонка спаиваемых частей. Для того чтобы получить при пайке качественный шов, необходимо максимально тщательно и плотно подгонять друг к другу поверхности спаиваемых частей. Стыковка может быть обеспечена пружинистостью деталей, стяжкой с помощью вязальной проволоки, плотным наложением деталей, зажимными пинцетами и т. д. Зазор между стыками должен быть минимальным, только чтобы оставалось место для припоя. Обычно он делается в пределах от 0,025 до 0,1 мм, иначе не будет обеспечена прочность спая. Если ювелир паяет замкнутые пустотелые детали, то необходимо проде­лать в малозаметных местах несколько крошечных отверстий, чтобы обеспечить выход воздуха во время пайки. В противном случае воздух при нагревании будет расширяться в замкнутом пространстве, что в конце концов приведет к вспучиванию изделия, его деформации и даже разрыву. Для того чтобы снять внутреннее напряжение в соединяемых деталях, ос­тавшееся после предшествовавшей обработки, и из­бежать, таким образом, возможных излишних дефек­тов, соединяемые части подвергают отжигу.

Если пайке подвергается прессованная деталь или изделие, то необходимо их тщательно проверить на наличие возможных трещин или дырочек. При пай­ке в них может затекать припой, что приведет к пор­че изделия и браку. При пайке слабоподвижных шарнирных соедине­ний или пружинных замков браслетов можно избе­жать затекания припоя в щели, проложив их малень­кими кусочками бумаги или картона. Перед пайкой при ремонте полых (дутых) цепочек или звеньев брас­летов места поломки положено опиливать и между стыками перпендикулярно к ним вставлять серебря­ные пластинки. На обе стороны пластинки наносят припой, паяют, после чего выступающие концы пла­стинки отпиливают.

Фиксация деталей

Во время пайки все детали располагаются на специальном огнеупорном асбесто­вом листе, выполняющем роль огнеупорной проклад­ки. Прежде чем приступить непосредственно к пай­ке, все детали должны быть надежно зафиксированы в требуемом положении. Если ювелирное изделие изготовляется вручную, то традиционными метода­ми фиксации служат: удерживание детали пинцетом, круглогубцами, укрепление детали при помощи про­волоки, зажимов или просто булавок.

При массовом производстве ювелирных украше­ний традиционным способом фиксации служит при­хватка. Припаиваемые детали изделий помещаются в соответствующие по форме матрицы, закрепляемые на опорной плите, после чего к деталям подводят электрод. Соединение деталей в определенных точ­ках происходит за счет местной пластической дефор­мации. Одновременно электроды, проводящие ток, являются и пуансонами, служащими для осадки ме­талла в нагретой зоне. Подобный способ применим при изготовлении практически всех ювелирных ук­рашений.

Точечный паянный шов между деталями достаточ­но прочен, чтобы в последующем выдержать нанесе­ние флюса, припоя, транспортировку изделий к мес­ту пайки, которая должна осуществляться немедлен­но после проведения механической или химической очистки соединяемых поверхностей. Особенно важен для качественной пайки правильно выбранный при­пой.

Припои

Припоями называют легкоплавкие метал­лические сплавы, которые служат для получения неразъемных соединений. Припои различают по их металлической основе (оловянные, кадмиевые, цин­ковые, магниевые, алюминиевые, медные, серебря­ные, золотые), а также по температуре плавления: мягкие (с температурой плавления до 450 °С) и твер­дые (с температурой плавления выше 450 °С).

Все припои, которые используются в ювелирной технике, содержат определенное количество драгоцен­ных металлов и классифицируются по более высо­кой температурной шкале. Температура плавления ювелирных припоев колеблется между 650 и 1100 ‘С. В данном случае мягкими припоями называют те, у которых температура плавления намного ниже, чем у спаиваемого металла. Если их температура плав­ления приближается к температуре плавления спа­иваемых металлов, то припои называются тверды­ми. Все остальные относятся к категории средних. Но у ювелирных припоев понятие твердости и мяг­кости весьма относительно, а поэтому эти показа­тели называются «плавающими». Объясняется это; тем, что для спаивания используется множество различных металлов с различной температурой плав­ления.

На предприятиях ювелирной промышленности используются золотые и серебряные припои, кото­рые строго регламентированы по температуре плав­ления, пробе и цвету. Однако, вне зависимости от всех этих показателей, припой должен обладать сле­дующими свойствами: текучестью, пластичностью и прочностью. Первое — способность затекать в щели, а также растекаться по поверхности металла. Плас­тичность определяется возможностью деформации паянного шва. Прочность — способность паянного шва выдерживать нагрузки на разрыв. Припой должен плавиться в тот момент, когда основной металл еще находится в твердом состоянии.

От того, насколько правильно был выбран припой, зависит качество изделия и трудоемкость дальней­шей работы с ним. Выбирая припой, ювелир должен учитывать не только температуру его плавления, цвет и текучесть, но и массу спаиваемых деталей, величи­ну зазора.

Золотые припои (табл. 20—24) используются для пайки золотых и платиновых изделий. Они характе­ризуются высокой коррозионной стойкостью. Проба припоя должна соответствовать пробе изделия, при этом для каждой пробы существует несколько раз­личных по цвету и температуре плавления припоев. Цвет припоев зависит от соотношения в них меди, серебра, цинка, кадмия. Преобладание серебра пони­жает температуру плавления, повышает текучесть и пластичность и ослабляет цвет. Медь повышает проч­ность припоя и придает ему красноватый оттенок. Прибавка цинка делает припой зеленоватого оттен-тса, а кадмий не меняет цвет припоя.

Таблица 20 Золотые (желтого цвета) припои 585-й пробы

МаркаКомпоненты, %Рабо­чая тем­пера­тура, ‘СЦвет
АиAgСиCdZnGa
ПЗл58,5Ср12,5М20,5Ц58,512,520,58,5850Красно­ватый
ПЗл58,5Ср12,5М26Ц58,512,526,03,0820«
ПЗл58,5Ср15М22Кд2Ц58,515,022,02,02,5800Желтый
ПЗл58,5Ср16М20,5Кд2Ц58,516,020,52,03,0780Красно­ватый
ПЗл58,5Ср22М14,5Г58,522,014,55,0760Зелено­ватый
Таблица 21 Золотые (белого цвета) припои 585-й пробы
МаркаКомпоненты, %Рабо­чая тем­пера­тура, ‘С
АиAgСиPdNiZn
ПЗл58,5Ср26М7,4Пд6Ц58,526,07,46,02,1860
ПЗл58,5Ср10М14,5М10Ц58,510,014,510,07,0840
ПЗл58,5Ср11,5М14М8Ц58,511,514,0— ■8,08,0760
ПЗл58,5Ср14,5М11М8Ц58,514,511,08,08,0740
Таблица 22 Золотые (желтого цвета) припои 750-й пробы
МаркаКомпоненты, %Рабочая темпера­тура, ‘С
АиAgСиCdZnSn
ПЗл75Ср15М7,35Ц75,015,07,352,65840-860
ПЗл75Ср13М9ЦЗКд75,013,09,03,0840-860 «
ПЗл75Ср14М8ЦЗКд75,014,08,03,0820-840
ПЗл75Ср9,5М9,5Ц4075,09,59,54,02,0800-820

На практике цвет золотых припоев делится на бе­лый и желтый. Первый используют при пайке изде­лий из платины и белого золота, второй — для изде­лий из желтого золота. В зависимости от содержа­ния в припоях меди, цинка, олова, кадмия, их делят на мягкие (легкоплавкие) и твердые (средне — и ту­гоплавкие). При реставрации и ремонте золотых из­делий используют припои 500-й и 375-й проб.

Цитаты и изречения о металлах

Самые цивилизованные нации так же близки к варварству, как отполированное железо — к ржавчине. Народы смахивают на металлы: весь блеск их снаружи. Антуан де Ривароль (1753–1801) — французский писатель

Еще информация о стоимости драгметаллов

Металлы в алхимии как олицетворение космического порядка

Жемчуг

Каст – изготовление каста

Как запаять золото дома?

Пайка золота пошагово будет выглядеть следующим образом:

  • готовим или покупаем припой, подходящий для нужной пробы золота;
  • наносим флюс за границы области пайки и ждем, пока он растечется по поверхности;
  • необходимо будет достать февку — согнутую трубку с отверстием на конце для подачи узкой струи пламени из горелки;
  • состыкуем спаиваемые части и после их разогрева вводим припой;
  • после остывания удаляем лишний припой при помощи надфиля.

Этот вид пайки реально осуществить самостоятельно. При аккуратно проделанной работе на небольшой площади не должно быть видно шва.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]