Что необходимо знать о зарядке аккумуляторов в квартире или доме


Необходимость в дозарядке аккумуляторной автомобилей батареи возникает достаточно часто. Это обусловлено городскими условиями эксплуатации, когда на машине совершаются непродолжительные поездки.

Хотя в теории компенсировать утраченную ёмкость АКБ должен генератор, в реальных условиях этого не удаётся добиться. Потому возникает необходимость использования зарядных устройств.

Далеко не у всех в распоряжении есть собственный гараж. Из-за этого автомобиль обычно находится во дворе, под окнами квартиры, на стоянке. Если возникла необходимость зарядить АКБ, сделать это прямо на улице вряд ли получится, поскольку зарядное устройство требует подключения к сети на 220 В. И тут возникает логичная идея отнести батарею в дом или квартиру, где и провести зарядку.

Только не все знают, можно ли заряжать автомобильные аккумуляторы дома и в чём потенциальная опасность такого решения.

Почему заряжать АКБ в жилых помещениях опасно

Следует более детально изучить вопрос о том, можно ли на самом деле заряжать автомобильный аккумулятор в квартире или в частном доме. Принципиальной разницы здесь нет, поскольку речь идёт о помещениях внутри здания.

Современные стартерные АКБ являются одной из разновидностей свинцово-кислотного аккумулятора. То есть в их основе лежит набор из свинцовых пластин с различным покрытием, а также жидкая среда, состоящая из серной кислоты и дистиллированной воды.

Это вызывает закономерный интерес: можно ли на самом деле заряжать аккумулятор в жилой комнате дома. Тут не особо важно, будет это дом или квартира. В обоих случаях подразумевается комната, в которой находятся люди. Логично спросить, окажется ли потенциально вредный аккумулятор действительно опасным для здоровья или жизни человека. Или, если зарядить АКБ, ничего страшного не произойдёт, это банальные выдумки.

Можно выделить несколько основных причин, почему заряжать автомобильный аккумулятор в доме или квартире на самом деле нельзя:

  • возгорание водорода;
  • выделение вредных газов;
  • кислота.

Теперь про каждый пункт отдельно. Это даст понять, насколько вредно и опасно на самом деле заряжать аккумулятор у себя дома.

Водород

Есть множество примеров и рассказов о том, как при зарядке взрывались аккумуляторные батареи.

Наиболее предрасположенными к взрывам являются классические обслуживаемые свинцово-кислотные АКБ, где электролит представлен в виде прозрачной жидкости.

Электролит состоит из серной кислоты и дистиллированной воды, которые смешиваются между собой в пропорциях около 1 к 3. Пока АКБ не зарядится полностью, ничего с рабочей жидкостью происходить не будет. Но если заряд продолжает поступать, хотя батарея уже зарядилась, начнётся процесс кипения.

Электролит кипит не из-за нагрева до 100 градусов Цельсия. Закипание – лишь условное название, поскольку по факту происходит электролиз из-за воздействия тока на жидкость. Это провоцирует распад воды на водород и кислород, что и влечёт за собой выделение пузырьков.

Внешне это напоминает кипение воды, хотя в действительности закипание электролита возможно уже при 40–45 градусах Цельсия.

Если говорить о том, можно ли заряжать аккумулятор у себя дома, важно понимать, что выделяющийся из АКБ газ является крайне взрывоопасным.

Где хранить АКБ?

Также опасно долгое время хранить аккумуляторы у себя дома. Во время простоя химические реакции внутри корпуса продолжаются. Серная кислота испаряется, идет сульфатизация на электродах с выделением гремучего газа. Этот процесс усиливается под прямыми солнечными лучами. Поэтому хранить АКБ на подоконнике или на балконе тоже не рекомендуется.

Нельзя оставлять аккумулятор и рядом с источниками тепла в квартире. Радиатор отопления должен быть не ближе 1 метра, иначе химические реакции внутри батареи усилятся.

Если необходимо оставить АКБ на несколько месяцев без использования, то предварительно нужно ее полностью зарядить. В течение 12 месяцев заряд будет оставаться, после чего потребуется новая подзарядка. Если этого не делать, то в разряженной батарее может усилиться процесс сульфатизации свинца. Нельзя и сливать электролит, так как емкость батареи резко снизится.

Новые аккумуляторы нужно хранить в темном и хорошо проветриваемом нежилом помещении при температуре 0-10 градусов.

Как выбрать место для зарядки

Зарядка АКБ в домашних условиях потенциально опасна. Да, если придерживаться всех правил и быть предельно внимательным, ни о каких взрывах или ожогах переживать не придётся.

Но лучше всего перестраховаться. Для этого:

  • под аккумулятор, заряжаемый дома, подложите устойчивый к кислоте материал, чтобы не испортить напольное покрытие;
  • внимательно изучите руководство по эксплуатации и определите оптимальные условия для зарядки АКБ, подавая соответствующее напряжение, ток заряда и пр.;
  • отдавайте предпочтение современным автоматическим зарядным устройствам, которые сами прекратят подачу заряда по завершении процесса;
  • чтобы избежать разрыва корпуса, перед началом зарядки открутите немного, но не до конца пробки на всех банках обслуживаемого аккумулятора;
  • в качестве помещения для зарядки лучше использовать сравнительно безопасное место, такое как балкон или лоджия;
  • перед началом зарядки следует обеспечить постоянный приток свежего воздуха и его циркуляцию.

Разместив АКБ на балконе или в лоджии, откройте окна. Самому автомобилисту, как и членам его семьи, рекомендуется минимизировать нахождение в том помещении, где заряжается батарея. Но нельзя забывать периодически подходить, чтобы контролировать процесс и своевременно отключить зарядное устройство.

А вот жилые комнаты для таких задач как зарядка АКБ лучше не использовать. Это делается в крайнем случае. И только при условии, что комната хорошо проветривается (открыты окна или работает вытяжка), а внутри никто не находится.

Где заряжать АКБ?

Кроме того, пополнение батареи электрическим зарядом — это непростой процесс, необходимо производить его только в специально подготовленных помещениях. Спальня, детская игровая комната, кухня с продуктами питания или туалет для этого мало подходят.

При зарядке аккумулятора протекает как минимум 60 различных реакций, в том числе и без участия электролита. Во время разряда восстанавливается диоксид свинца на катоде и окисляется свинец на аноде. При зарядке протекают обратные реакции. В редких случаях на покрытых налетом старых пластинах начинается электролиз воды и на положительном электроде (аноде) выделяется кислород, а на отрицательном (катоде) — водород, который смешивается с воздухом и в пропорции 1:4 — 1:7, получается гремучий газ. Это взрывоопасное вещество, которое легко воспламеняется.

Вопрос-ответ

Как выбрать автомобильный аккумулятор?

Чем старше аккумулятор, тем больше вероятность опасных испарений. Газ накапливается в корпусе батареи, а затем просачивается через отверстия под клеммы и выходит наружу. Выходит газ не один, а вместе с испарениями электролита, которые оседают снаружи. Поэтому, если батарея сверху покрыта белым осадком на клеммах, то заряжать ее в домашних условиях категорически нельзя.

При курении поднесенная сигарета может вызвать воспламенение газа. Кроме того, неправильное использование зарядного устройства рождает риск проскакивания искры между креплениями проводов и клеммами. По этой причине чаще всего и возникают пожары аккумуляторов.

Бывает, что одна из банок батареи с накопленным гремучим газом может лопнуть от легкого взрыва. Тогда кислотный раствор способен попасть на человека или предметы вокруг. Защититься от него можно с помощью раствора соды и воды, который нейтрализует кислоту и спасает кожу от сильных ожогов.

Поэтому, чтобы обезопасить себя во время принудительной зарядки аккумулятора, необходимо соблюдать технику безопасности и перед снятием кабеля с клемм отключать зарядное устройство от источника электропитания. Курение и использование открытого огня рядом с АКБ не допускается. Заряжать батарею рекомендуется в нежилом прохладном помещении с хорошей вентиляцией и — желательно — противопожарной подготовкой.


Можно ли «прикуривать» легковушку от грузовика? Подробнее

Зарядка аккумулятора дома

Периодически любой владелец автомобиля сталкивается с тем, что аккумулятор разрядился и не заводит двигатель. Причины разряда аккумуляторов мы уже рассматривали на нашем сайте vodi.su. Рассказывали и о том, как можно завести двигатель без аккумулятора или стартера, например с толкача, методом замыкания стартера напрямую, или прикуриванием от другой АКБ.

Если же позволяет время, АКБ можно зарядить. Лучше всего это делать в гараже или на СТО в хорошо проветриваемом помещении. Но у большинства городских жителей машины стоят попросту под окнами, поэтому аккумуляторы они носят заряжать домой. Можно ли заряжать аккумулятор дома, как это делать правильно и к каким последствиям может привести несоблюдение правил зарядки в домашних условиях? Попытаемся дать внятный ответ на эти вопросы.

По этому поводу можно найти много статей и комментариев на тематических форумах. Исходя из собственного опыта скажем, что заряжать аккумулятор дома нужно, соблюдая правила предосторожности и обеспечив хорошую вентиляцию.

В чем опасность зарядки АКБ дома? Перечислим основные моменты:

  • электролит — раствор дистиллированной воды и серной кислоты, то есть это опасная смесь и если даже капля ее упадет на паркет, ковер или одежду, то оставит след в виде прожженного отверстия;
  • при подаче тока в электролите происходят химические реакции, в результате которых выделяются кислород и водород — взрывоопасные газы, достаточно искры для воспламенения и взрыва;
  • выделение характерных запахов сернистого газа и хлористого кислорода, а от них у домашних может сильно болеть голова или возникнут аллергические реакции.

Нужно уточнить, что выделение газа происходит при перезаряде АКБ. Но все равно, если у вас дома есть маленькие дети, мы бы не рекомендовали заряжать аккумулятор в квартире, даже если вы хорошо это умеете делать и знаете о правилах безопасности. Если же другого выхода нет, АКБ можно заряжать, например, на балконе, или в плотно закрытой комнате с открытыми окнами.

Как заряжать аккумулятор в домашних условиях?

Как мы уже неоднократно писали на vodi.su, на сегодняшний момент наиболее распространенными являются два типа стартерных батарей аккумуляторных:

  • полуобслуживаемые — с пробками для проверки уровня и плотности электролита;
  • необслуживаемые — полностью запаянные, с гелем вместо электропроводящей жидкости.

Заряжать аккумуляторную батарею нужно специальным зарядным устройством. Их тоже выпущено много разновидностей. Самые «крутые» и продвинутые — автоматические зарядки, которое все сделают сами и вовремя отключатся, как только АКБ зарядится до нужного уровня. Вам нужно лишь выставить режим зарядки: медленный, нормальный, Boost (ускоренный).

Популярностью пользуются и более старые разновидности, на передней панели которых есть амперметр и вольтметр, а также различные кнопки для выбора режимов. Если у вас именно такое зарядное устройство, необходимо правильно выставить все параметры и контролировать процесс, дабы не допустить закипания электролита со всеми сопутствующими последствиями.

Соблюдайте следующие правила предосторожности

  • обеспечьте хорошую вентиляцию — если вытяжка на кухне или вентиляционные ходы в ванне нормально выполняют свою функцию, можно заряжать АКБ именно в этих помещениях;
  • посмотрите, чтобы поблизости не было источников огня или искр — кухонные плиты, нагревательные приборы, электрооборудование, незаизолированная проводка;
  • не допускайте перезаряда и появления пузырьков в электролите.

Ну и самое главное, — правильно оцените уровень разряда батареи и выставьте необходимые режимы зарядки.

Подготовка и зарядка АКБ дома

Подготовьте место, где будет заряжаться батарея. Желательно, чтобы это была ровная и чистая поверхность. Можно использовать небольшой деревянный поддон, или положить доску, чтобы в случае ЧП электролит не потек по полу. Откройте окна и предупредите домашних, чтобы они не заходили в комнату. Режим зарядки лучше устанавливать нормальный или медленный — зависит от уровня разряда и времени, которое у вас есть в наличии.

Далее действуем по следующей схеме:

  • снимаем батарею с машины, соблюдая последовательность снятия клемм;
  • осторожно несем ее домой, поддерживая за дно;
  • откручиваем пробки и доливаем электролит до нужного уровня — заряжать АКБ с оголенными пластинами запрещается;
  • подключаем зарядное устройство и регулярно проверяем уровень заряда;
  • пробки оставляем приоткрытыми, чтобы внутри не повышалось давление из-за выделения газа.

Многие обслуживаемые и необслуживаемые АКБ оснащены глазком, который отображает зарядку. Глазок светится зеленым цветом, когда батарея заряжена на 80 процентов и выше, поэтому доверяем, в первую очередь, показаниям вольтметра. Напомним, при 100-процентной зарядке напряжение должно составлять 12,7 Вольт.

В одной из предыдущих статей мы уже писали о том, при каком напряжении и силе тока следует заряжать аккумулятор:

  • 1/10 силы тока от емкости батареи — если у вас АКБ на 45 Ah, то должно быть 4,5 Ампер;
  • напряжение — от 14 до 16 Вольт (14,4 Вольт считается оптимальным значением для современных АКБ Премиум-класса и AGM).

Стоит также учитывать, что АКБ различных производителей воспринимают сам процесс зарядки по-разному. Например, в дешевых АКБ электролит начинает сразу же пузыриться и закипать. В дорогих же моделях вообще не наблюдается никаких химических процессов, они просто накапливают заряд.

Что интересно, в процессе зарядки можно определить реальное состояние батареи. Если вы только начали зарядку, а стрелка вольтметра сразу же поползла вверх к отметке 14,4 Вольт, это значит, что из-за сульфатации пластин батарея потеряла способность накапливать заряд. Соответственно, как только вы дадите нагрузку, АКБ моментально разрядится. Есть и более тяжелые случаи, когда плотность в банках разная. Такие АКБ может зарядить только опытный аккумуляторщик. Но это будет временная мера по спасению «умирающего» аккумулятора.

(3 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Проблемы с аккумулятором в мороз

Если вчера вы ездили на автомобиле и не замечали никаких изменений с запуском, а с утра вдруг стартер не крутит, скорее всего, ваш аккумулятор просто замерз. Такое чаще всего бывает в зимнее время, особенно в лютые морозы.

Да, сейчас многие машины с автозапуском и могут сами себя прогреть даже ночью, запуская двигатель каждые несколько часов. Однако существуют автомобили и без таких новшеств. Если же с вами приключилась такая беда, не стоит сразу паниковать. Занесите свой аккумулятор в теплое место, электролит в батареи отогреется, за счет ускоряющегося движения молекул, и вам удастся завести машину даже без использования зарядника.

Разложение электролита

Как известно, электролит — не что иное, как соотношение двух частей воды с одной частью серной кислоты. Именно это сочетание позволяет накапливать и эффективно проводить электроток, который проходит между пластинами из свинца. Углубляться в эту тему нет смысла.

Электролит — это не примитивная жидкость, она может распадаться под действием тока. Вода распадается на O2 и H, то есть кислород и водород. Процесс происходит так:

  • Когда на аккумуляторе нет заряда, электролит пребывает в состоянии покоя, а это значит то, что ток есть. Он накапливается, поступая из зарядного устройства.
  • После подзарядки, когда впитались необходимые амперы, электролит закипает. Это означает, что АКБ пора отключать от зарядного устройства.
  • Пузырьки, поднимающиеся на поверхность, — взрывоопасный газ, вернее — чистейший водород и кислород, которые чрезвычайно взрывоопасны и взрываются за доли секунд. Этот газ еще называют гремучим или газом Брауна. Формула его разложения выглядит следующим образом: H2O — при воздействии электрического тока распадается на HHO, 2 молекулы водорода и 1 молекулу кислорода.

Именно так и появляются те самые пузырьки в электролите, которые являются сигналом того, что зарядку нужно отключить.

Причины взрыва аккумулятора

Даже малейшая искра возле кипящей аккумуляторной батареи может спровоцировать мощный взрыв. Если уровень электролита не соответствует норме, то пластины контактируют с воздухом. Под воздействием высоких нагрузок они изгибаются. При этом в некоторых случаях эти элементы могут контактировать друг с другом, образуя электрическую дугу. В конечном итоге такая ситуация может привести к воспламенению водорода и взрыву.

Источником искры могут быть грязные клеммы, которые не обеспечивают прочное соединение с полюсами АКБ. Также опасность представляют плохо закрепленные высоковольтные провода, которые при тряске во время езды по неровностям могут образовывать электрическую искру.

Для стационарной зарядки автомобильного аккумулятора лучше всего использовать устройство с постоянным напряжением, понижающее зарядный ток по мере получения электричества батареей. Если из строя выходит реле, которое защищает АКБ от перезаряда, то из-за кипения электролита и обильного выделения водорода может произойти взрыв, спровоцированный малейшей искрой. Поэтому при зарядке аккумуляторной батареи нужно хорошо проветривать помещение.

Перезаряд может вызвать и вышедшее из строя реле зарядки генератора, поэтому его работу важно периодически контролировать. Наиболее безопасными являются необслуживаемые и гелиевые аккумуляторы, которые практически не выделяют водород.

Таким образом, привести к взрыву АКБ могут следующие причины:

  • низкий уровень электролита;
  • грязные клеммы;
  • разболтанные высоковольтные провода;
  • перезаряд.

Как можно зарядить севший аккумулятор

Теперь давайте разберемся, как зарядить аккумулятор без зарядного устройства? Набрать заряд одной системой транспортного средства тяжело и небезопасно. Теоретически это можно сделать, если поменять работу реле-регулятора подняв уровень напряжения. Перед разбором следующих методов заряда аккумулятора без ЗУ стоит помнить, что любое несанкционированное вмешательство в механизм авто, может привести к неприятным последствиями. Когда видите, что АКБ требует подзарядку то:

  1. Постарайтесь отключить все лишние потребители энергии.
  2. Продолжайте езду на нужной скорости, но со сниженной передачей. Это создаст большое потребление топлива, но зато интенсивность токоотдачи генератора увеличится. Такой вариант разрешается использовать в виде кратковременного явления.

Если в бортовой сети нет утечки питания, то рекомендации дадут заметный эффект. Когда возможности провести диагностику не предвиделось, то перед использованием советов проверьте натяжение ремня привода генератора и отсутствие проскальзывания по шкиву. Другая ситуация, если ваша машина стояла на стоянке или в гараже длительное время, а когда вы взялись ее заводить, дело не увенчалось успехом. Вполне вероятно на холоде АКБ потеряла свой заряд. Если автомобиль постоянно в работе, но после ночного перерыва заряд исчерпан, то причина кроется в утечке энергии из электрической цепи.

Измерение напряжения АКБ при поломке

Безопасные АКБ

Безопасные технологии и отсутствие испарений — это AGM и GEL. В таких АКБ электролит либо заперт в маты из стекла либо в гель. Он не испаряется и не кипит. Такие устройства можно заряжать дома без опасений. Они полностью экологичны и безопасны. Стоимость таких технологий высока, но это того стоит.

Если автомобильный аккумулятор постоянно доставляет какие-то проблемы, то лучше купить новый. Также можно проверить машину на утечки.

От зарядки в домашних условиях рекомендуется отказаться из соображений безопасности для здоровья человека, но если это необходимо, то выполнять процедуру нужно с особой осторожностью и вниманием.

Добавьте ПроКроссоверы в избранное

«Зарядка АКБ на дому опасна» — правда или миф?

Часть автовладельцев без боязни заряжают АКБ дома, другие считают, что это крайне опасно. Не без основания они перечисляют риски, связанные с процессом пополнения запаса энергии:

  1. При зарядке выделяется газовая смесь, которая может загореться. Да и для дыхания водород не полезен. Кроме этого, пузырьки газа могут увлекать за собой капельки кислоты, которые потом осядут на предметах окружающей обстановки.
  2. Если забыть вывернуть пробки из каждой банки, газ накапливается, давление его повышается. Это может привести к распуханию аккумулятора и к разрыву его корпуса. Даже если не произойдет возгорания смеси, неизбежен разлив кислоты с повреждением элементов интерьера.
  3. Опасность разлива кислоты. Может привести к химическим ожогам (особенно опасно, если в доме есть маленькие дети), а также к повреждению окружающих предметов.
  4. Во время зарядки батарея может сильно нагреться. До возгорания элементов интерьера дело вряд ли дойдет, но повредить чувствительные к температуре вещи вполне реально.

Но иногда просто не бывает выхода, и приходится заряжать батарею дома.

Зарядка

Демонтировав батарею, снимают верхнюю крышку, предварительно открутив защитные пробки. Тогда аккумулятор, заряжаясь, не «закипит» и не взорвется. Рекомендуется проверять перед процедурой уровень электролита по отметкам min – max, имеющимися на корпусе. Нужно это для того, чтобы пластины не сгорели и не привели к потере существенной части или всей емкости навсегда.

Долив (если нужно) воду, к клеммам крепят «крокодилов», предварительно убедившись, что от сети ЗУ отключено. Отключение происходит в обратной последовательности: отключают от сети зарядное, снимают «крокодилов», собирают батарею.

Не нужно пугаться, если во время зарядки жидкость в аккумуляторе слышны звуки, похожие на кипение. Если же заметили, что батарея сильно греется, нужно зарядное отключать, давая ей остыть. Позже, цикл может быть продолжен.

Как правильно заряжать батарею

В зависимости от состояния батареи она требует определенного внимания. АКБ должна быть вовремя подзаряжена в том случае, когда генератор не справляется с нагрузкой или при сильных потерях зарядного тока. Не говоря уже о токе саморазряда, неминуемо садящего батарею. даже при простое.

В этих случаях необходима дополнительная подзарядка. Если вовремя не зарядить, это может привести полному выходу АКБ из строя, осыпанию пластин и замыканию банок. После этого в большинстве случаев восстановление работоспособности уже невозможно. Особенно это актуально в период зимней эксплуатации.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]