Рекомендации по выбору и замене масла в поршневом воздушном компрессоре


Компрессорные масла – это специализированные минеральные или синтетические смазки, которые обеспечивают корректность работы компрессора и в несколько раз увеличивают сроки эксплуатации оборудования. Их приобретают с учетом ряда параметров. Одним из основных является плотность. Что это за показатель, как измеряется и для чего используется?

Функции компрессорного масла

Материал для смазки решает ряд задач, направленных на обеспечение стабильной работы компрессора:

  • смазывает трущиеся детали, тем самым продлевая срок их службы;
  • охлаждает поршневую группу, нагревающуюся во время эксплуатации;
  • уплотняет зазоры;
  • снижает детонацию;
  • обеспечивает герметичность рабочей камеры.

Недостаточный уровень или отсутствие масла приводят к снижению герметичности камеры сжатия и ухудшению производительности компрессора.

Технические характеристики И-50А по ГОСТ 20799-88

Состав, технические характеристики и рабочие качества индустриальных масел регламентирует ГОСТ 20799-88. Согласно ГОСТу, масла марки И-50А должны обладать следующими свойствами.

Наименование показателя Норма по ГОСТ
1. Кинематическая вязкость при 40 °С, мм/с 90-110
2. Кислотное число мг KОН на 1 г масла, не более 0,05
3. Зольность, %, не более 0,005
4. Массовая доля серы в маслах из сернистых нефтей, %, не более 1,1
5. Содержание механических примесей
6. Содержание воды
7. Плотность при 20 °С, кг/м, не более 910
8. Температура застывания °С, не выше -15
9. Цвет на колориметре ЦНТ, единицы ЦНТ, не более 4,5
10. Температура вспышки, определяемая в открытом тигле, °С, не ниже 225
11. Стабильность против окисления:
0,4
3
12. Содержание растворителей в маслах селективной очистки
13. Содержание водорастворимых кислот и щелочей в маслах щелочной очистки

Какое масло лучше заливать в поршневой воздушный компрессор – основные свойства

Конструктивные особенности поршневого агрегата диктуют специальные требования к смазочным материалам, способным обеспечить его бесперебойную работу. Идеальной для смазки является замкнутая система маслопровода и герметичный корпус. В поршневом компрессоре верхние части поршня и цилиндра соприкасаются с окружающей средой, а масло, подаваемое к поршневой группе, загрязняет сжатый воздух. Механическое отделение зоны смазки от зоны генерации сжатого воздуха отсутствует. Такая конструктивная особенность требует найти решение двух разнородных задач:

  • с одной стороны – требуется свести к допустимому минимуму количество смазочного материала, чтобы обеспечить чистоту сжатого воздуха;
  • с другой стороны – необходимо реализовать качественную смазку трущихся элементов.

Для решения этих проблем масло, которое нужно лить в воздушный компрессор, должно отличаться особыми свойствами:

  • хорошая адгезия, благодаря которой смазка удерживается в ограниченной зоне и не попадает в воздушную струю;
  • стабильность свойств при повышении температуры – это важно, поскольку агрегат склонен к нагреву;
  • высокая температура вспышки, обеспечивающая пожаробезопасность агрегата;
  • способность к вытеснению частиц воды;
  • строго нормированная величина вязкости – слишком жидкий состав будет вытекать из зоны смазки, а слишком густой – малоэффективен;
  • минимальная склонность к углеродистым отложениям.

Есть еще одно важное требование, которое предъявляется ко всем смазочным материалам – отсутствие веществ, вредных для окружающей среды и здоровья человека.

Владельцы воздушных поршневых компрессоров часто задают вопрос – можно ли применять автомобильные масла для ДВС?

Ответ: в поршневой группе их использовать не рекомендуется, поскольку они не обладают необходимыми качествами. Компрессорное масло соответствует повышенным экологическим характеристикам по сравнению с автомобильным, обеспечивает более высокую пожарную безопасность, имеет другие оптимальные параметры вязкости.

Воздушный компрессор. Заливка Масла. Первый Пуск.

Масло повышенной стойкости

Условия работы компрессорных масел более тяжелые, чем у других масел. Это обусловлено воздействием значительных температур и давлений. При высоком давлении наблюдается интенсивная конденсация, водяных паров, содержащихся в сжимаемом воздухе. Часть конденсата попадает в масло. По мере эксплуатации в нем накапливается немалое число твердых частиц.

Компрессорное масло решает сложные и ответственные задачи. И подменять его другим, например моторным маслом, рассматривая то, как аналог компрессорного масла, по меньшей мере, неразумно. В компрессоре должно быть компрессорное масло (допустимо использование других масел для подшипников). Цена иных решений, являющихся следствием желания сэкономить или обычной небрежности, может оказаться слишком высокой.

К отрицательным последствиям способно привести смешивание разных марок компрессорного масла. Ведь рядовой пользователь не знает, чем обернётся контакт различных присадок, изначально не предназначенных для взаимодействия в единой композиции.

Требования к компрессорному маслу:

  • высокая термическая и химическая стабильность, устойчивость к быстрому изменению эксплуатационных режимов;

компрессорное масло не должно менять вязкость во всем диапазоне рабочих температур и окисляться под воздействие кислорода воздуха. Поэтому оно не содержит нестабильных соединений. Не желательно присутствие воды, кислот, щелочей, как вызывающих коррозию металлических деталей оборудования;

  • отсутствие склонности к нагарообразованию;

недостаточные антиокислительные свойства способствуют образованию отложений. Нагар, равно как углеродистые отложения, окислы и иные следы коррозии уменьшает сечение трубопроводов. Будучи горючей массой, нагар, отложившийся в воздухосборнике, цилиндрах и трубопроводах, при увеличении температуры может привести к взрыву компрессора;

  • минимальное пенообразование;

качество особенно важное для винтовых компрессоров. Заполняя смазочные канавки, пена препятствует нормальному смазыванию. Как следствие ─ увеличенное трение и перегрев.

Пена мешает удалять воздух из воздушно-масляной смеси;

  • оптимальная рабочая температура;

температура масла в работающем компрессоре не должна близко приближаться к температуре самовоспламенения;

  • препятствие коррозии металлических поверхностей, противоизносные свойства;

недостаток последних прямой путь к преждевременному выходу из строя клапанов, колец и цилиндров поршневых компрессоров;

  • низкая испаряемость;
  • химическая устойчивость к сжимаемому газу;

особенно актуально для масла, используемого в холодильных компрессорах.

Только полностью отвечая этим требованиям, компрессорное масло справится со своими функциями.

Классифицируя нефтяные масла, компрессорное масло относят к специальным маслам, тем самым подчеркивая обязательное наличие у него особых (специальных) свойств.

Помимо требований к самому маслу не следует забывать о его правильном расходе. Недостаток компрессорного масла вреден и даже опасен. Избыточная смазка может привести к увеличению образования нагара.

Основные характеристики, учитываемые при выборе компрессорных масел

Основные свойства смазочных материалов для компрессоров, работающих на электрическом двигателе или ДВС:

  • Вязкость. Характеризуется значениями 1-15. Оптимальная величина – 10-12. Такой состав хорошо удерживается в зоне смазки. Продукт с меньшей вязкостью расходуется очень быстро. Вязкость также характеризует склонность смазки к потере рабочих характеристик при высоких температурах. Чем выше значение вязкости, тем устойчивее продукт к нагреву.
  • Наличие присадок. В качественных смазочных материалах от известных производителей всегда присутствуют присадки, повышающие ценные рабочие свойства – антиокислительные, противопенные, противокоррозионные, температурную стабильность. В отечественной маркировке на наличие присадок указывает буква «П», в зарубежной – I.
  • Температура самовоспламенения. Для воздушных компрессоров рекомендуются смазочные материалы, у которых этот параметр не ниже +350 °C.
  • Температура застывания. Это важное качество, учитываемое при необходимости эксплуатации компрессорного оборудования в зимних условиях.

Характеристики

Свойства смазки регламентированы ГОСТ 9243-75.
Согласно документу вязкость при 100 градусах по Цельсию составляет от 18 до 22 мм2/с.

Индекс вязкости (ИВ) не ниже 95.

Масло имеет малый процент зольности (ниже 0,01%), сернистости (не выше 1%), коксуемости (ниже 1%). Характеризуется высокой антиокислительностью с отсутствующим кислотным числом.

Продукт не содержит:

  • воды;
  • растворителей;
  • механических примесей;
  • растворенных щелочей и кислот.

Температура воспламенения в открытой емкости +260°C, а застывания на холоде -15°C, что говорит о смазке как довольно морозоустойчивой и способной выдерживать высокие, но не экстремально большие температуры.

Как правильно выбрать масло для заливки в воздушный поршневой компрессор

Оптимальный вариант – приобретение масла, указанного в техническом паспорте на компрессор, и его заливка в объеме, который немного превышает показатель, рекомендованный производителем.

Если техпаспорт на оборудование по каким-либо причинам отсутствует, можно прибегнуть к следующим способам:

  • найти официальный сайт фирмы-производителя или компании, производящей компрессоры со схожими техническими характеристиками;
  • получить консультацию в магазине, который является официальным дилером бренда, или в сервисном центре, обслуживающем такие агрегаты;
  • при покупке б/у оборудования спросить у продавца об особенностях обслуживания компрессорного оборудования.

Особо важной характеристикой, которую необходимо учитывать при выборе смазки, является температурное ограничение.

Для чего нужен компрессор

Для того чтобы подавать сжатый воздух или другие газы под большим давлением, нужны устройства, которые помогают сжимать поступающий в них газ до малых объемов. При этом они должны быть компактными, малогабаритными и мобильными. Вот эти устройства и называются компрессорами. Применение их очень широкое в различных сферах, например, в автосервисах и при ремонте квартир, офисов и фасадов зданий. Наиболее легкие и компактные устройства используются в быту для выполнения разного рода работ по дому и в саду.

Виды компрессоров.

Для этих целей можно использовать дешевые безмасляные компрессоры, но и срок службы у них ограничен, так как без масла износ деталей происходит очень быстро. Для автосервисов и компаний, выполняющих ремонтные или строительные работы, подойдут более надежные масляные устройства, но цена их будет подороже. Зато использование их будет по срокам дольше, чем те, которые без использования смазки. В промышленных же условиях компрессоры устанавливают габаритные, большой мощности, используя при этом масло КС 19 для улучшения эксплуатационных характеристик.

При использовании компрессора очень важно, чтобы электричество поступало без перебоев, и должно быть постоянное напряжение. С этой целью лучше приобрести стабилизатор, который держит ток постоянным

Тогда работа устройства будет без перебоев, и износ частей компрессора будет происходить медленнее. КПД агрегата, использующего масляную смазку, гораздо выше КПД того устройства, в котором смазки нет. Так как при высоких и низких температурах безмасляные приборы работают нестабильно.

В современном мире с помощью этого устройства можно накачать шины автомобиля и любые резиновые изделия, покрасить забор или стены, и сделать много других полезных вещей. Поскольку электроэнергия нынче очень дорогая, то многие производители задумались о том, как сделать ремонтные работы дешевле, чем их стоимость при использовании электрических инструментов. Оказалось, что инструменты, работающие на использовании сжатого воздуха, используют энергии намного меньше, при этом их применение по трудозатратам гораздо легче.

Примеры маркировки масел

  • К-19, КС-19 – низкосернистые масла, которые можно использовать в компрессорах среднего и высокого давления.
  • К3-10 – составы, сохраняющие рабочие характеристики до +200 °C.
  • К2-24, К3-20, К4-20, К2-220 – такие масла могут заливаться как в двигатели компрессоров, так и в поршневую зону.
  • VB, VB-I, DAG – рассчитаны на применение в любых типах компрессорного оборудования, в которых температура не выше +140 °C. Присутствие в обозначении буквы I обозначает наличие специальных присадок, повышающих рабочие свойства смазочного состава.
  • VC, VC-I, DAA. Востребованы в стационарно установленных агрегатах с ограничением температуры +160 °C, в мобильных, эксплуатируемых на открытом пространстве, +220 °C.
  • VD, VD-I, DAB. Такие масла льют в мощные воздушные поршневые компрессоры с ограничением по температуре +220 °C, независимо от места эксплуатации оборудования.

Применение масла КС 19

  • компрессорные установки для сжимания газов и чистого воздуха (поршневые и ротационные);
  • может работать как в одноступенчатых, так и в многоступенчатых агрегатах (даже без промежуточного охлаждения газа);
  • воздуходувки, в которых происходит непосредственный контакт газа и смазочного материала.

Информация Высокие эксплуатационные характеристики позволяют применять КС 19 в агрегатах без сверки с заводскими допусками по расходным материалам.

Помимо основной области применения, эту смазку (в основном отработавшую свой ресурс) применяют в кузнечных цехах для закалки изделий из металла. Такая популярность среди кузнецов обусловлена чистотой продукта (точнее, малым количеством присадок).

Какое масло идет в воздушный поршневой компрессор – рекомендуемые марки

Для бесперебойной работы воздушного компрессорного оборудования рекомендуется использовать только специальные сертифицированные составы. Возможные варианты:

  • Ариан К-12. Недорогое минеральное масло, которое заливается в компрессоры, обеспечивающие средний и высокий уровень давления. Отличается сниженным количеством серы. Еще один низкосернистый продукт – Ариан К-28. Его преимущество – полное отсутствие механических включений.
  • BP Enersyn GCS-180. Синтетический состав, который запрещено совмещать с минеральным. Разработан специально для поршневых компрессорных агрегатов. Содержит антиокислители.
  • Fubag. Масла этой немецкой торговой марки можно использовать в воздушных компрессорах и других брендов, в том числе китайских. Они содержат комплекс присадок, предотвращающих окислительные процессы при любых температурах и образование коксовых отложений.
  • КМ100 Энкор 40612. Экономичен благодаря минимальному уровню испарения. Это масло можно залить в компрессор зимой, поскольку оно адаптировано к работе при низких температурах.
  • Mobil Rarus. Продукт, подходящий для всех типов воздушных компрессоров. Для него характерны: сниженная вязкость, высокая температура возгорания, низкая способность к образованию углеродистых отложений.
  • Минеральное масло «Зубр ЗМК-ПС» – приемлемый вариант для бытовых компрессоров. Этот износостойкий продукт не требует частой замены.

В чем главная особенность смазки для компрессоров?

Масло КС применяется, если компримированный газ в смазке не растворяется. Вещество обладает особым составом, который был разработан с учетом особенностей эксплуатации компрессора. При создании продукта был учтен тот момент, что при попадании вещества в сжимаемый воздух не получится отделить поршневую систему от привода. Без соблюдения этого момента, смазка не может полноценно выполнять заявленные функции, поэтому многие разработчики компрессоров и предъявляют подобные требования к этим продуктам

В свою очередь, нефтеперегонные заводы уделяют немало внимание изготовлению качественной смазки

Какое масло лучше лить в компрессор – минеральное или синтетическое

Минеральные продукты стоят дешевле. Их обычно применяют в компрессорном оборудовании, используемом периодически, поскольку они имеют небольшой эксплуатационный период. Для минеральных смазок характерно жесткое ограничение по температуре, обычно +90 °C. При более высоких рабочих температурах минмасло может воспламениться или вызвать детонацию.

Синтетические компрессорные масла отличаются более высокой ценой, оправданной комплексом ценных характеристик:

  • возможность применения при повышенных рабочих температурах: +180…+200 °C;
  • сохранение рабочих характеристик при отрицательных температурах, что позволяет использовать синтетические смазочные материалы в зимний период;
  • длительный срок эксплуатации, который в 3-4 раза выше, чем у минеральных продуктов.

Синтетические компрессорные масла обычно приобретают для мощных, часто эксплуатируемых агрегатов.

Масло И-50 — производители и аналоги

Индустриальное масло и-40а

Наиболее популярными на российском рынки являются индустриальные масла отечественных производителей: Лукойл, Роснефть, Газпромнефть. Их продукция отличается стабильностью рабочих свойств и полностью соответствует требованиям ГОСТа. При этом стоимость её ниже, чем у зарубежных аналогов.

Смазки И-50 менее известных марок стоят дешевле. Однако, перед покупкой необходимо убедиться, что характеристики масла соответствуют ГОСТ — в дешевом сегменте больше шансов приобрести некачественный товар. Хорошим решением может стать покупка небольшого объема масла и проверка его рабочих качеств перед приобретением большого объема.

Shell Corena S3 R 46

Это минеральное масло для ротационных и винтовых компрессоров премиум-класса. Оно полностью отвечает требованиям ISO 6743-3A-DAJ – международной классификации.

Масло применяется в компрессорах, работающих при давлении до 20 бар и температуре нагнетаемого воздуха – до 100°С.

Shell Corena S3 R 46 содержит противоизносную присадку, что позволяет значительно увеличить срок замены. Кроме того, оно смешивается с любым минеральным маслом и подходят для контакта с уплотнителями из любых материалов.

Если применять качественное масло, соблюдать периодичность замены, компрессорное оборудование без проблем прослужит отведенный срок без перегрева, ускоренного износа и других побочных явлений, вызванных применением некачественных смазочных материалов.

Применение

Компрессор — устройство, широко используемое при ремонте и обслуживании автомобилей, на внутренних и наружных строительно-ремонтных работах.

Компрессор бывает масляным и без масляным, но последний проигрывает в сроке эксплуатации, притом из-за скорого изнашивания деталей.

Масляный же необходимо регулярно смазывать, меняя отработанную жидкость, точно как в автомобильном двигателе.

Компрессорное масло КС-19 — универсальное вещество, которое используется во всех сферах:

  • строительство;
  • химпром;
  • автосервисные организации;
  • домашнее хозяйство (уход за оборудованием, приобретенным для личных нужд);
  • другие области применения компрессоров.

Смазка одинаково эффективно защищает от коррозии и чрезмерного трения детали сложных многоступенчатых устройств на производстве и простых одноступенчатых — в быту. Цена продукта также вполне доступна как успешным компаниям, так и бытовым потребителям.

Ограничений в использовании КС-19 всего два — режим больших температур и экстремальные нагрузки. Только в таких условиях предпочтительно применение синтетических масел, рассчитанных на соответствующий режим работы.

Преимущества КС 19

Минеральное компрессорное масло КС 19 имеет ряд преимуществ по сравнению с другими подобными смазками.

Сравнение минерального и синтетического масла

  1. Температура самовоспламенения, при которой происходит испарение продукта, очень высока и составляет не менее 400°. Это гарантирует стабильную работу в течение всего периода эксплуатации.
  2. В состав масла входит запатентованная присадка, которая имеет антиокислительные свойства, позволяющая защищать внутренние части от коррозии и способствует снятию масляных образований на стенках и вращающихся частях компрессора.
  3. При работе агрегата камера, где происходит сжатие поступающего воздуха или газа, с помощью масла герметизируется, что позволяет максимально эффективно работать устройству, не пропуская и не теряя даже маленьких объемов газа.
  4. Обладает прекрасными смазывающими характеристиками, при которых цилиндры, роторы и клапана получают дополнительную защиту от перегрева и трения.
  5. На протяжении всего периода эксплуатации не меняет свои температурные свойства, то есть присутствует термическая стабильность. Это лучшим образом сказывается на работе компрессора и залитого в него масла в целом.

Эту смазку легко приобрести во всех специализированных магазинах, тем более, что промышленность предлагает разную разливку. Например, если необходимо приобрести большие объемы для промышленного производства, то лучше всего покупать КС 19 на разлив. Если же необходимы маленькие или средние объемы, то можно купить бутылки или канистры разных объемов, что очень удобно. Цена масла КС 19 соответствует стандартной для такого типа смазок и не является завышенной.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]