Реечный домкрат — особенности конструкции и рекомендации по выбору и эксплуатации

  • 21 Ноября, 2020
  • Автомобили
  • Петр Кузнецов

Говорят, что в России нет дорог, а есть только направления. Иногда нет даже направлений — кругом поля, болота и непролазная грязь. Направление приходится прокладывать самому. Зачастую автомобиль застревает в грязи, и это относится не только к простым легковушкам, но и ко вполне серьезным внедорожникам — от ульяновского «козелка» до внедорожников, используемых в армии НАТО. Хорошо, если есть лебедка. А если ее нет или даже она не выручает? Не оставлять же «железного коня» на произвол судьбы. Но есть одно приспособление — хай-джек, он же реечный домкрат. Он не только может поднять ваш автомобиль для замены колеса или детального осмотра. Еще может использоваться этот хай-джек как лебедка.

Но не сам по себе, а при помощи специальных приспособлений. Такие комплекты для лебежения хай-джеком (называются они Off Road Kit) продаются на специализированных интернет-сайтах.

Можно также собрать его самому, это не составит труда. Некоторые автолюбители жалуются на то, что при использовании в качестве лебедки хай-джека не выдерживает основная цепь. Впрочем, если ваша цель — не постоянно загонять автомобиль специально в грязь поглубже, а потом вытягивать его оттуда, а только вытягивать, и как можно реже, то можно обойтись и магазинным устройством.

С хай-джеком и…

Лебедка ручная из реечного домкрата — это простое приспособление. Данное устройство состоит из:

  • главной цепи;
  • соединительных звеньев;
  • цепных укоротителей;
  • шаклов;
  • текстильного стропа.

Если же ваша задача — участие в соревнованиях, то комплект, для того чтобы использовать хай-джек вместо лебедки, можно собрать самому. Цепь желательно покупать даже не в крепежном магазине, а в компаниях, занимающихся продажей такелажных товаров. Ее рабочая нагрузка должна составлять 4-5 тонн. Рабочая нагрузка крюков и шаклов — от 1,5 тонны.

Принцип работы домкрата

Подъем происходит за счет работы храпового механизма, передвигаемого по металлической рейке. При помощи рычага передвигается корпус домкрата, в котором находятся упоры, и груз движется по дырчатой рейке. Когда в начале движения рычаг находится строго параллельно рейке, нагрузка приходится на большую площадку. Когда рычаг опускается, шатун упирается в малую площадку, нагрузка приходится на верхний упор до тех пор, пока он не защелкнет отверстие в рейке. Далее ручка поднимается обратно, и нижний упор перемещается ровно на одно отверстие. Это составляет один цикл подъема.

При опускании все выполняется в обратном порядке.

Состав реечного домкрата

  1. Скобы верхней.
  2. Болта скобы.
  3. Планки с отверстиями.
  4. Переключателя.
  5. Фиксатора.
  6. Болта переключателя.
  7. Рычажка.
  8. Упора.
  9. Оси шатуна.
  10. Шатуна.
  11. Болта с гайкой.
  12. Подъёмной площадки с «клювом».
  13. Пружины.
  14. Рейки возвратной.
  15. Пальца перекрестного.
  16. Пальца подъемного.
  17. Пружины пальца подъемного.
  18. Площадки
  19. Болта шатуна.
  20. Пятки со шплинтом.

Дайте мне точку опоры!

Еще Архимед говорил, что если ему дать точку опоры, то он передвинет Землю. Чтобы использовать хай-джек вместо лебедки, необходимо прицепить его к какому-то креплению на земле. В полевых условиях это чаще всего ствол дерева, хотя может быть и камень, плита или неведомо каким путем оказавшийся на вашем пути бетонный блок.

Если нет деревьев, пней или камней, на выручку придет… запаска. Ее можно закрепить за неровности рельефа (например, в яме или на бугре со старыми корнями), а лучше всего на каких-нибудь кустарниках (конечно, не занесенных в Красную книгу). Главное, чтобы конструкция выдержала вес автомобиля и тягу хай-джека. Надевается запасное колесо отверстиями в диске на эти кусты — и замена дереву готова.

Модели хайджеков.

Прежде всего надо отметить, что хайджеки можно купить за liqpay.
Стоит сказать что Хайлифт, он же Хайджек, он же реечный домкрат необходим каждому покорителю дорог без твёрдого покрытия. Из вышесказанного следует, что хайджек поможет не только джиперам, но и любителям покарять грунтовки на легковушках.

Это нехитрое устройство позволяет без помощи посторонних вытащить машину из пожалуй любой ловушки (яма, лужа болото и пр). Хайджек – первое оружие для борьбы с бездорожьем!

Прежде всего стоит задуматься: «куда подставлять домкрат в моей машине?». Автомобили с металлическим бампером или хорошо закрепленной, крепкой кингуриной, а так же с кронштейном фаркопа проблем не создадут!

А вот машины с пластиковыми бамперами… возможно бампер имеет металлический усилитель (как в Патриоте) и поднимать можно за бампер, разве что рискуя его немного поцарапать. Можно зацепиться специальным крючком на цепочке Bumper Lift

Но во многих случаях единственной возможностью Хаджечить машину будет использование Lift Mate – устройства для поднятия за колесо. Это ограничит возможности вашего Хайджека но всё же не оставит бездорожью шанса победить вас!

Итак, имеем творения фирмы Hi-Lift под кодовым названием HL-605. Кстати 605 это ничто иное как «60» – высота в дюймах (150 см), «5» –модификация.

Соответственно модель HL-485 отличается только высотой рейки (125 см).

Бывают ещё модели «604» и «484». Модель «5» отличается от модели «4» тем, что имеет все детали литые («плечо», «пятка» и «петлю») что повышает их надёжность. Кроме того, литая петля модели 5 имеет клювовидную форму, это позволяет использовать домкрат как тиски.

Литое Плечо

имеет больший ресурс… хотя сломанных штампованных я не видел.

Литая Пятка

существенно лучше врезается в грунт и не гнётся. Особенно хорошо чувствуется это на льду. Штампованная пятка выскальзывает благодаря плавно загнутым краям.

Что же касается прочности и материала рейки то, скорее всего, рейки серии 4 и 5 не отличаются, чего нельзя сказать о рейках китайских домкратов.

Внешне модели отличаются цветом – модель 5 более нарядная: рейка, механизм и пятка окрашены в красный цвет, а ручка в чёрный. У модели 4 всё наоборот: красная только ручка. Обе модели имеют удобную, легкосъемную (на шплинте) ручку-трубу.

Ах да! Забыл, ещё бывают маленькие (100 см и меньше) Хаджеки но о них не может быть и речи, для вытаскивания внедорожника из засады, они почти бесполезны.

Модель 605 и 485 самые популярные в джиперской среде. Хотя… справедливости ради замечу, что предпочтения имеют региональную особенность. В некоторых регионах предпочитают модель 4.

Кроме продукции Hi-Lift попадаются «приборы» под маркой других известных внедорожных фирм, но это большая редкость, чаще же встречаются китайские поделки.

Китайские хайджеки «Фарм Джек» и «Сорокинструмент» отличаются от фирменных неаккуратностью изготовления, меньшей надёжностью (часто гнутся рейки иногда выходят из строя механизмы) и, конечно, же ценой. Имеют красный цвет механизма и ручки и черный цвет рейки. Пятка штампованная. Ручка не легкосъёмная и сделана за цело с механизмом, что не позволит работать домкратом в тесном пространстве (например опустить накренившийся под машиной домкрат).

Из наиболее популярных аксессуаров упомяну Lift Mate – прибор для поднятия машины Хаджеком за колесо. И Off-road-base – подставка под пятку для работы на мягких грунтах.

Якорь нужен не только кораблю

Не стоит забывать о закреплении на месте и самого автомобиля, чтобы он при использования хай-джека как лебедки не свалился обратно, и облегчении пути вперед, а точнее туда, куда вы его собираетесь вытянуть. Для этого под колеса, если это возможно, следует подложить доски, ветки, кирпичи (без колюще-режущих фрагментов). Это нужно проделывать как при начале лебежения хай-джеком, так и после того, как вы немного вытянули автомобиль. Упор подкладывается под задние колеса. Можно и под передние, если он при трогании с места не будет дальше мешать движению. Все манипуляции сильно облегчат вам использование хай-джека как лебедки. Эти процедуры необходимо производить не только в начале процесса, но и по его ходу — по ситуации. К тому же при лебежении хай-джеком нередки случаи, когда машину вытягивают не вперед, а вверх и вбок или даже назад. Тогда и упор машины необходимо делать по ситуации.

Что же такое Hi-Jack?

Сегодня мы поговорим про реечные домкраты или, как их еще называют в простонародье, ХайДжеки.
Реечный домкрат («ХайДжек») предназначен для того, что бы «приподнять» автомобиль застрявший на бездорожье. В основном домкрат используют, чтобы переставить автомобиль из колеи, освободить внедорожник «усевшийся» на бревно или пень, которые застряв в его недрах и препятствуют движению внедорожника вперед самостоятельно или с помощью лебедки, а еще реечный домкрат можно использовать в качестве ручной лебедки, также с его помощью произвести небольшой полевой ремонт или собрать разбортировавшееся колесо.

«Хайджек» незаменим в тех случаях, когда застрявший автомобиль не за что лебедить — как это довольно часто бывает в песках или на болотистых грунтах. В таком случае автомобиль можно поднять домкратом и подложить под колеса сендтраки или любой другой имеющийся под рукой материал.

Использование реечного домкрата для подъема автомобиля может быть самым разным, в основном «джечить» можно силовые пороги, стальные бампера, оснащенные специальными зацепами, буксировочные проушины, если они надежно закреплены к раме или за колесо, при наличии специального приспособления.

В настоящее время реечный домкрат производится под различными брендами, но наиболее известный производитель ,он же и прародитель данного внедорожного аксессуара, это Hi-Lift. Реечные домкраты Hi-Lift делятся на обычную,красную и X-Treme серию. Экстремальная серия отличается повышенными эксплуатационными характеристиками и надежностью, но основное отличие заключается в наличии большого крюка из чугуна, который в основном используется в качестве струбцины при разбортировке колеса или для сжатия чего-либо.

Стремительным домкратом

Соберите девайс, как указано в инструкции. Затем прицепите ее стропом к дереву, а цепью — к автомобилю. Можно и наоборот, если есть возможность жесткой фиксации. Следите, чтобы конструкция была натянутой и не провисала. Это относится как к стропу, так и к цепи. И начинайте работать рычагом, как и при поддомкрачивании. Рейка движется, а за ней и возвращаемый к активной жизни автомобиль. Очень хорошо, если за рулем сидит товарищ, который работает педалью акселератора, при этом делает это с умом. Если сзади вашего железного коня подталкивают еще товарищи — тоже хорошо, но в грязи такой возможности обычно нет, и необходимо не забывать, куда вы выталкиваете машину. Действуйте по ситуации.

Основные характеристики реечного домкрата, на которые стоит обратить внимание при выборе

При покупке или самостоятельном изготовлении реечных автомобильных конструкций нужно обращать внимание на основные характеристики, которым должен соответствовать качественный инструмент.
На эффективность и безопасность выполнения работ влияют следующие качества:

  • Грузоподъемность — в инструкции к домкрату она указывается в тоннах.
  • Соответствие опорной площадки установленным нормам. Площадка должна быть устойчивой и не колебаться во время выполнения работ. Поэтому при покупке нужно обращать внимание, чтобы форма основания была правильной.
  • Важным параметром при выборе является высота подхвата. Этот элемент может быть разной формы, но на качество выполнения работы показатель не влияет.
  • Также особое внимание уделяется высоте подъема. Это разница между расстоянием от подхвата до опорной площадки.
  • Усилие, важное для поднятия груза. Оно зависит от максимально допустимой массы. Этот параметр различный у разных типов механизмов.

Важно!

На качество работы механизма будет влиять прочность фиксации опорной площадки.


Ведущие характеристики устройства

Для чего нужны дополнительные цепи

Когда вы вытягиваете машину из грязевого плена, она по инерции проезжает какое-то расстояние, при этом большее, чем то, на которое вы передвинули рейку. Цепь провисает, а укоротители скрепляют ее крюками по провисшему участку, и натяжение возвращается. При этом желательно иметь не один такой укоротитель, а несколько. Или, например, вы передвинули машину приблизительно на длину рейки, но этого мало. Как быть? Жестко закрепите автомобиль сзади, поставьте на ручник. Затем осторожно и по всем правилам, как написано в инструкции по применению этого устройства в качестве домкрата, возвращайте рычаг хай-джека в исходную позицию. Крайне важно использовать все правила предосторожности, и в первую очередь не располагать голову и другие части тела по траектории движения рукоятки. Укорачивайте цепь, снимайте с ручного тормоза машину, и снова работать.

Принцип эксплуатации инструмента

Во-первых, при разворачивании инструмента его опорную «пятку» стоит задвинуть немножко глубже, чем кажется необходимым. Тогда домкрат будет наклонен в сторону, противоположную грузу. Не стоит беспокоиться: при подъеме домкрат выравнивается. Если не соблюдать это правило, возникает вероятность, что инструмент будет наклоняться в сторону груза, что может повлечь за собой выпадение тяжелого груза или сдвиг.

После правильной установки инструмента, нужно поставить в верхнее положение выключатель (единственный на корпусе домкрата, обычно слева от рейки). После этого нужно взять за рычаг или ручку и потянуть вверх до тех пор, пока «пята» не упрется в груз.

После этого уже можно проводить работы по подъему. Для соблюдения безопасности лучше встать слева от домкрата, правой рукой взять ручку за конец, левой ее обхватить так, чтобы сбоку оказался большой палец. Важно при этом следить, чтобы пальцы не касались реечной конструкции, а голова не попадала в пространство между рейкой домкрата и ручкой. Без соблюдения этого правила можно получить серьезную травму – как минимум сотрясение мозга и повреждение пальцев. Это происходит из-за того, что ручка часто выскакивает из неумелых рук и может ударить.

Ручку нужно раскачивать вверх-вниз, действуя как можно более аккуратно. Ограничение амплитуды – до щелчка шпонки. При этом важно следить, чтобы домкрат не перекашивался. Если это происходит, лучше не полагаться на «авось», и прекратить работы. Переустановить механизм и попробовать начать заново.

Как только груз поднят, ручку фиксируют. Как это сделать, можно посмотреть на схеме в инструкции. Чтобы убедиться в устойчивости установки груза, можно его для пробы качнуть один раз. Еще большую опасность представляет опускание груза, именно на этом этапе возникает наибольшее количество травм. Это объясняется тем, что из шпонок выходит сила для подъема платформы. Поэтому проделывать эту операцию нужно еще осторожнее, чем поднимание.

Выход шпонки происходит очень быстро: как только ручка опускается, и включается режим «спуск», поначалу ручка работает очень легко. В это время ее нужно схватить как можно крепче, так как это означает, что скоро сработает механизм. По мере опускания груза нагрузка постепенно ослабевает.

Хай-джек vs лебедка

Самым лучшим вариантом, разумеется, является тот, когда есть все нужные автодевайсы, при этом они занимают мало места, и вдобавок дешевы и надежны. По понятным причинам это недостижимо.

Хай-джек — это не лебедка и даже не обычный домкрат в полном понимании этого слова. По сути, это универсальная вещь для джиперов и просто людей, которые ездят по бездорожью. Он служит для них своего рода палочкой-выручалочкой. То есть поддомкратить он может, и успешно, но только за колесо или за силовой порог. Он может работать и ручной лебедкой, вытаскивающей из почти любой грязи, но по достаточно сложному и разветвленному алгоритму. При этом работать как в том, так и другом режиме он может в любой луже. Лебедка, казалось бы, проще в эксплуатации, но, во-первых, редко какая выдержит российскую грязь, а во-вторых, роспуск ручной лебедки под грузом — дело достаточно сложное.

Простой домкрат более универсален и может поднять автомобиль безо всяких дополнительных приспособлений. Но он часто становится беспомощным на проселочных дорогах или их отсутствии. Хай-джек же со специальной платформой (вместо нее можно использовать надежный упор вроде доски или кирпича) может помочь и в этом своем качестве. При этом если у кого-то из ваших знакомых есть лебедка, то даже процесс лебежения этим приспособлением может весьма упроститься, когда машину дополнительно вытягивают еще и хай-джеком.

К тому же это устройство очень неприхотливое. После того как его вынули из грязи, хай-джек надо только прополоскать водой. Дополнительная смазка ему может даже повредить. Лучше всего немного спрыснуть его жидкостью WD-40.

Реечный домкрат – описание

Этот мобильный инструмент служит для подъёма тяжёлых грузов, в частности, автомобилей. Ввиду простоты конструкции приспособление считается очень надёжным и долговечным. Основными рабочими элементами такого домкрата являются дырчатая рейка, подъёмный механизм, рычаг, а также опорная пятка.

Изделие является незаменимым помощником фаната off-road. С помощью инструмента можно снова поставить на ход своего «четырёхколёсного товарища», который застрял в болоте либо в снегу. Только реечная вариация устройства позволяет поднять одну из осей машины на высоту свыше полутора метров.

Виды

Все реечные домкраты могут быть электрическими или с ручным приводом. Несмотря на такое различие, принцип работы устройства сохраняется. Так, происходит взаимодействие храпового механизма с рейкой. Корпус поднимают и перемещают по рейке. Здесь предусмотрена опора и рычаг. Также есть механический кожух, защищающий все детали от возможного загрязнения.

Реечные модели делятся на две группы:

  • зубчатые – здесь предусмотрена рукоятка с шестеренками;
  • рычажные – такие домкраты приводят в движение благодаря рычагу.

Устройство

Принцип работы данного инструмента основывается на взаимодействии храпового механизма и зубчатой рейки.

Процесс работы с речным домкратом происходит следующим образом:

  • Когда происходит подъём груза, ручка механизма находится в вертикальном положении, и подъёмная нагрузка идет на большую площадку.
  • А во время опускания рычага механизма, когда шатун упирается к малой площадке, нагрузка переходит к верхнему упору, пока палец инструмента не займёт соседнее отверстие в рейке и нагрузка на малую площадку перестанет действовать. Так и происходит один из циклов подъёма.
  • Реечные домкраты можно разделить на два вида по принципу действия механизма: рычажные зубчатые. Рычажный приводит в действие выдвижной механизм с помощью рычага, а зубчатый — посредством рукоятки и зубчатых колёс.

Как выбрать

Да, реечный домкрат выбирают по грузоподъемности и высоте подъема (ход рейки). Также стоит обращать пристальное внимание на минимальную высоту подхвата и высоту подъема — эти два параметра определяют, с какой высоты от земли Вы сможете захватить груз и до какой высоты его поднять с помощью домкрата реечного типа.

И ниже представлен перечень всех основных параметров, на которые стоит обращать особое внимание при выборе реечного домкрата:

  • Грузоподъемность — основной критерий при выборе реечного домкрата. Обычно выражается в тоннах. Лучше брать с запасом 20–30%, чтобы любые грузоподъемные работы проводить с максимальной безопасностью и домкрат мог прослужить как можно дольше.
  • Максимальная высота подъема ‑расстояние от подхвата до опорной площадки при наибольшем поднятии груза.
  • Усилие на рукоятке- очень важный параметр. Вторая и третья ступени важны, чтобы облегчить труд при производстве грузоподъемных работ. Попробуйте покрутить любой 5‑ти тонный домкрат и Вы поймете, что это не так просто даже для крепкого мужчины. Эти домкраты может крутить даже 20-ти тонный реечный домкрат может один человек.
  • Устойчивость- главная характеристика безопасности при эксплуатации любого домкрата, именно от устойчивости зачастую зависит риск получения травм. Реечные домкраты с большой опорной площадкой, что позволяет оператору быть уверенным в том, что домкрат не завалится и не накренится под тяжестью груза. Специальная конструкция опорной площадки обеспечивает минимальную просадку реечному домкрату в бетон (асфальт, щебень, гравий, грунт и т. д.) и не позволяет скользить домкрату по поверхности.
  • Нижняя лапа или подхват — часть домкрата, которая подхватывает груз снизу. Большое значение имеет химический состав металла, из которого изготавливается подъёмная пята, а также качеству сварки. Чем меньше высота между лапой и землей, тем больше возможностей поднять груз с минимальной высоты от земли.

Плюсы и минусы

Как и у любого другого инструмента, у хайджека есть свои плюсы и минусы. Сначала рассмотрим его преимущества:

  • Простота конструкции и использования. Реечный домкрат прост и неприхотлив. Несмотря на видимую легкость конструкции, он справляется с огромными грузами, что делает его подчас незаменимым.
  • Высокая мощность и большой КПД. Интернет полон восторженных отзывов пользователей хаджеками о том, что при минимальной трате усилий их машины поднимаются на довольно большую высоту.
  • Внушительная высота подъема. Какая ни была бы ситуация, хайджек выручит глубоко застрявшее авто. Благодаря своей конструкции он поднимет авто на нужную высоту.


Несмотря на видимую легкость конструкции, он справляется с огромными грузами, что делает его подчас незаменимым
Но есть у реечных домкратов и определенные минусы:

  • Большие размеры. Хайджек должен поднимать авто на определенную высоту, поэтому рейка часто доходит в длине до нескольких метров. Поэтому позволить себе катать такой домкрат могут только владельцы внедорожников и крупных авто.
  • Придется возить с собой подложку. Башмак хайджека под весом машины грузнет в землю. Поэтому в нагрузку к домкрату водитель будет возить с собой пластмассовую пятку или мощные широкие доски.
  • Подойдет не для всех ситуаций. Как было сказано ранее, хайджек нужен для поднятия машины из грязи. Поэтому такой вещи, как замена колеса, с его помощью не сделаешь.
  • Дополнительные правила безопасности. Машина на реечном домкрате стоит неустойчиво, поэтому под неё категорически запрещено ложиться. Очень часто машины срываются с домкрата на землю, поэтому существует зона падения хайджека, в которую тоже нельзя попадать. Если же домкрат падает, то его ручка начинает крутиться с бешеной силой. Останавливать её запрещено, т.к. было много случаев травм с выбитыми зубами и сломанными конечностями.

Уход за реечным подъемником

Как уже упоминалось выше, реечный подъемник не нуждается в особом уходе. По завершении работ можно смахнуть с него грязь или ополоснуть в ближайшей луже, чтобы не сильно запачкать багажник.

Многие люди привыкли оказывать таким устройствам должный уход, поэтому они поддерживают их долговечность при помощи тщательной очистки и смазывания машинным маслом. Реечному домкрату масло принесет только вред, поскольку оно притягивает к себе лишнюю пыль и грязь. Разумеется, подъемник может заклинить из-за попадания мусора внутрь рейки. Для приведения устройства в действие достаточно облить его водой, чтобы внутренние части могли прочиститься.

Хай-джеки рекомендуется хранить на боковой части рейлингов, так как длинное основание не позволит разместить устройство в другом положении. Кроме того, в таком положении подъемник не помешает размещению дополнительных противотуманных фонарей на верхнем багажнике. Нежелательно хранить домкрат внутри салона, поскольку он будет загрязнять его, не говоря о возникновении трудностей при извлечении устройства.

Схема работы

Если вы хотите купить реечный домкрат для собственных нужд или с целью использовать на своем СТО, то для начала следует определиться с их разновидностями – всего их две.

  1. Зубчатый. Имеют рукоятку и шестеренки, которые приводятся в движение с ее помощью.
  2. Рычажный. Такие модели осуществляют поднятие и опускание грузов при помощи давления, оказываемого на рычаг устройства.

Также реечные домкраты делятся на ручные и электрические – при этом они могут быть зубчатыми или рычажными. С инструментами ручного типа все просто – их используют в основном обычные автомобилисты, у которых не так уж и часто возникает в этом необходимость. Электрический привод в свою очередь будет полезен в специализированных мастерских, когда необходимо осуществить подъем максимально быстро и при минимальных усилиях.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]