Как проложить трубу под дорогой: технологии простые, быстрые и трудоемкие

Во время строительства дома и обустройства участка владельцам земли приходится решать множество задач. Очень часто затруднения связаны с прокладкой различных коммуникаций там, где находится почти непреодолимое препятствие: например, железнодорожное полотно или проезжая часть. В этом случае возникает закономерный вопрос о том, как проложить трубу под дорогой. Методов решения головоломки есть несколько, однако самой популярной технологией остается «прокол под дорогой». Его можно сделать своими силами, но сначала лучше познакомиться с этим способом бестраншейной прокладки коммуникаций, а потом узнать об альтернативных вариантах.

Особенности бестраншейной прокладки

Традиционный траншейный метод не лучшее решение не только для коммуникаций, прокладываемых под дорожным полотном, потому что:

  • снятие грунта невозможно без разрушения плодородного слоя грунта;
  • повреждается корневая система растений: деревья и кустарники в некоторых случаях не смогут избежать гибели;
  • ремонт асфальтированных дорог обойдется во внушительную сумму, к тому же такой подход вряд ли понравится как соседям, так и властям.
  • Бестраншейный метод, при котором покрытие остается целым, экономически выгоден. Кроме того, мастеров-хозяев привлекает доступность метода для непрофессионалов. Есть и другие преимущества:

  • минимальный риск повредить другие коммуникации;
  • высокая скорость операции, причем практически любого метода;
  • экономия денег, а также возможность приводить работы в любое время года;
  • почти абсолютная безвредность для окружающей среды (если не спрашивать мнения подземных жителей).
  • Минусом можно считать некоторые расходы на специальное бурильное оборудование, и на персонал, который его обслуживает. Однако плюсы в этом случае более весомы.

Что следует сделать до прокладки трубопровода?

Разработка проекта и его согласование — первый этап, который предстоит выполнить хозяевам. В любом проекте строительства должен быть подробный, точный план прокладки коммуникаций.

Получение одобрения

Предварительное согласование с органами местной администрации позволит избежать всех проблем в будущем:

  • под дорогой могут проходить другие коммуникации, а действуя наобум, их легко повредить;
  • инициатива наказуема: серьезный штраф за самовольное бурение мастеру вряд ли понравится.
  • «Самодеятельное» подключение к магистрали без согласования проекта может привести к такому же результату.

    Исследование грунта

    Если планируется обращение к специалистам, то такие изыскания обычно проводят представители компании, специализирующейся на прокладке трубопроводов. Другой вариант — приглашение сотрудников организации, проводящей геодезические работы. В результате мастер будет знать:

  • тип, состав грунта;
  • о наличии/отсутствии пустот, твердых включений;
  • глубину залегания грунтовых вод, направление, скорость их прохождения;
  • потенциально опасные «участки на участке».
  • Все эти знания не будут лишними в любом случае. Если говорить только о прокладке трубопровода, то осведомленность о характеристиках грунта даст стопроцентный шанс избежать обвала «свежеизготовленного» тоннеля.

    Как проложить трубу под дорогой: методы

    Прямой прокол не единственный способ пройти препятствие безо всяких потерь. При прокладке магистралей используют:

  • продавливание грунта;
  • горизонтальное бурение;
  • проходку с помощью щитов.
  • Чтобы определить, как проложить трубу под дорогой, какой из вариантов предпочесть, необходимо обращать внимание на целый ряд факторов. К ним относятся:

  • характеристики грунта на месте работ;
  • особенности конкретной застройки;
  • уровень залегания грунтовых вод;
  • необходимость гидроизоляции;
  • наличие подъездных путей;
  • материал коммуникаций;
  • диаметр трубопровода;
  • его протяженность.
  • Еще один рассматриваемый пункт — экономическая целесообразность применения того или иного метода. Поскольку главным требованием в данном случае является сохранения целостности участка дороги, чаще выбор останавливают на «проколе». Этот способ постепенно вытесняет все остальные технологии прокладки труб.

    Что такое прокол под дорогой?

    Прокол грунта не что иное, как пробивание (продавливание) грунта в горизонтальном направлении. Этот вариант дает гарантию, что целостность дорожного покрытия не будет нарушена. К тому же этот процесс не требует выемки земли. Он позволяет уложить трубы диаметром до 550 мм, поэтому одинаково подходит для прокладки под дорожным полотном водо-, газопроводов, канализации, а также электрических кабелей.

    Желание избежать лишних расходов при прокладке коммуникаций вполне резонно: затраты на строительство маленькими не назвать, а горизонтальное бурение с помощью оборудования относительно недорого, но некоторую сумму все же отнимет. Если заняться работой самостоятельно, то можно добиться существенной выгоды — от 30 до 40%. Сам процесс бестраншейной прокладки состоит из нескольких этапов. Это:

  • подготовка двух канав по сторонам трассы;
  • забивка, во время которой уплотняется грунт;
  • протягивание трубопровода в полученное отверстие.
  • За счет работы почва под дорогой становится плотнее, а само покрытие остается неповрежденным. При большой ширине дороги — свыше 10 м — используют специальную буровую установку, предназначенную для ГНБ. Меньшая длина прокола существенно облегчает работу, особенно если она проводится вручную.

    Установка горизонтального бурения своими руками

    Существует несколько видов ручных буров. Их можно купить в специальных магазинах, руководствуясь их рабочими характеристиками стоимостью агрегата. Но можно сделать ручной бур для горизонтального бурения самостоятельно.

    Необходимые материалы

    Чтобы смастерить ручной бур, Вам потребуется следующие составляющие:

    • одна труба диаметром 3,5-4 см и длиной, соответствующей длине будущей скважины,
    • две трубы с внутренним диаметром 4,5-5 см и длиной 12 см (для установки ручки),
    • 1 кусок листовой стали толщиной 4 мм или больше (размер — 6 на 55 мм) и 1 лист для вырезания режущей спирали,
    • отрезная машинка,
    • электросварка,
    • паяльная лампа.

    Инструкция по созданию ручного бура

    1. Из листовой стали вырежьте круг так, чтобы его диаметр соответствовал размеру запланированной скважины.
    2. В центре круга сделайте отверстие по диаметру основной трубы. Данную манипуляцию можно провести с помощью сварочного аппарата, если не получается «болгаркой».
    3. Из полученного кольца нужно вырезать сегмент. Его дуга (размах сегмента) напрямую зависит от размера камней, которые могут встречаться в грунте. Тут важно выбрать оптимальное значение. Ведь если сегмент будет меньше камня, то бур попросту не зацепит препятствие. Ну а слишком большой увеличит время бурения.
    4. С помощью молотка или любого тяжелого предмета придайте полученному кольцу форму спирали. Режущий край нужно заточить.
    5. Для изготовления наконечника зажмите в тиски концы стальной полосы. Паяльной лампой нагрейте ее до состояния покраснения. Заверните полосу винтом. Из завинченной части вырежьте необходимый отрезок и придайте ему нужную форму.
    6. Наконечник приварите к концу основной трубы, вставив его в предварительно сделанный поперечный вырез. Наконечник должен как бы продолжать трубу, удлиняя ее.
    7. Кольцо, закрученное в винт, приварите к трубе, продев ее. Находиться оно должно чуть выше соединения наконечника и трубы. Перпендикулярно приварите к трубе два патрубка, чтобы можно было вставить деревянные или железные ручки.
    8. Осталось вставить ручки, и ручной бур готов.

    Такая установка вполне подходит для использования на территории частного домовладения. Только вот точность бурения зависит от сноровки и «глазомера» исполнителя.

    Если Вы все же решили приобрести готовую установку для горизонтального бурения, то работы по прокладке трубопровода и вовсе сводятся к минимуму, можно сразу приступать к изучению технологии ГНБ.

    Как сделать прокол самостоятельно?

    Как уже было отмечено, этот ручной способ применяют, но только если ширина дорожного полотна не превышает 10 м. В этом случае мастеру будет необходима хорошая физическая подготовка, но даже «Гераклу» помощники не помешают. Перед тем как детально рассматривать вопрос о том, как проложить трубу под дорогой, придется заняться поисками оборудования, инструментов и материалов.

    Что потребуется найти?

    Для операции надо собрать все необходимое. В список входит:

  • болгарка;
  • кувалда;
  • сварочный аппарат;
  • насос с пластиковой трубой;
  • воронка и шланг (длина — около 2 м);
  • пластиковая бочка (200 л, с горловиной);
  • арматура (максимальная толщина — 20 мм, длина кусков — 2 м).
  • Еще потребуется приобрести несколько отрезков стальных труб нужного диаметра.

    Как делают прокол арматурой?

    Процесс прокладки трубопровода вручную включает несколько этапов.

    1. Первым делом с обеих сторон участка дороги, где будет прокладываться трасса, выкапывают приямки. Их глубина и ширина больше, чем у основной траншеи. Запас должен составлять 120-130 мм. После этого отмечают ось будущей магистрали.
    2. Начинают забивать направляющую — отрезок арматуры, конец которой заранее заостряют. По мере его заглубления в грунт к первому стержню приваривают второй, потом, если необходимо, следующие. Затем продолжают забивать направляющую в грунт.
    3. После того как арматура вышла наружу, на нее надевают подготовленную «гильзу» — кусок трубы, рабочий край которой заостряют, или нарезают на нем зубья болгаркой. Сзади в трубу вставляют шланг, его соединяют с насосом, который помещают в бочку с водой.
    4. По заднему торцу трубы бьют кувалдой. После того как она заполнилась грунтом, его вымывают с помощью струи воды. Можно обойтись без насоса, однако в этом случае работа усложнится. Гильзу придется постоянно вытаскивать и очищать от земли, а эти манипуляции могут спровоцировать обвал.
    5. Трубопровод, продвигающийся в землю, наращивают с помощью сварочного оборудования. Операцию завершают, когда заостренный торец первого элемента показывается на противоположной стороне дороги. Арматуру вытаскивают, а корпус, который будет «работать» защитным футляром, оставляют в земле.

    После окончания проводки траншеи и приямки закапывают, затем тщательно уплотняют грунт.

    Как проложить «трубы трубой»?

    В этом случае тоже будет нужно приобрести материалы, а насадку на рабочий инструмент можно сделать самостоятельно. Для прокола понадобится:

  • стальная толстостенная труба (диаметр — 40 мм, длина ее больше ширины дорожного полотна);
  • инструментальная сталь для создания наконечника;
  • сварочный аппарат для изготовления конуса (пирамиды);
  • болгарка, а также штыковая лопата, кувалда, лом, уровень.
  • Это технология также проста, поэтому этапы затруднений не обещают. Сначала из инструментальной стати изготавливают наконечник, который приваривают к трубе.

    1. Как и в предыдущем случае, основная работа стартует с выкапывания. В этом случае траншея-вход должна быть длиннее, чем рабочая труба с насаженным наконечником. Плюс необходимо оставить простор для «размахивания» кувалдой.
    2. Используя уровень и кирпичи, трубу укладывают по центру траншеи таким образом, чтобы инструмент упирался наконечником в грунт, который нужно будет пробивать.
    3. Вооружаются кувалдой, удары наносят по торцу до тех пор, пока наконечник не появится с противоположной стороны.

    Завершающая операция — срезание наконечника и деформированного торца трубы болгаркой. Если ее собираются вынимать, то эту часть работы делают непосредственно во время укладки трубопровода, иначе возможен обвал.

    Помощь ручного бура

    Это еще один, относительно простой вариант для тех, кого не устраивают предыдущие методы. В этом случае мастеру будет необходимо приобрести двухметровый ручной бур: метр инструмента плюс метр удлинителя. Еще потребуется:

  • отрезок арматуры: длина около 3-4 м, диаметр — 16 мм;
  • шест, который будет исполнять роль ориентира;
  • кувалда.
  • Работа поэтапно выглядит так:

    1. Сначала с обеих сторон дороги роют траншеи с таким расчетом, чтобы в них было удобно (сидя) крутить бур. Со стороны выхода будущего трубопровода втыкают шест-ориентир, чтобы не было возможности отклониться от нужного направления.
    2. Потом начинают «заседание» в противоположной траншее: там крутят бур (не отклоняясь от горизонтали) до тех пор, пока он не уйдет под дорогу на всю глубину. Потом берут отрезок арматуры, один его конец должен быть заточен заранее.
    3. Его вставляют в пробуренное отверстие, оставшееся расстояние пробивают кувалдой, время от времени прокручивая стержень. После того как прут пробьет грунт насквозь, берут бур и отправляются завершать начатое в противоположную траншею.

    Если грунт под дорогой не слишком податливый, то рекомендуют из траншеи-выхода заранее сделать небольшой подкоп, а затем надежно укрепить его досками. Когда почва на месте работы каменистая, то могут возникнуть препятствия, которые придется героически преодолевать.

    Этапы работ

    Горизонтальное бурение, выполненное своими руками, делится на несколько этапов.

    Первый

    На первом из них по обе стороны дороги выкапываются приямки. Глубина их должна равняться глубине закладываемой трубы и надо оставить еще 20 сантиметров, чтобы было удобно работать.

    Работы будут вестись из приямок, поэтому они должны быть продолжением траншеи, а их длина обязана равняться длине минимального отрезка трубы. А саму трубу вколачивают кувалдой. Размеры приемного котлована (как правило, достаточно 60*60) должны быть такими, чтобы в нем можно было удобно разместиться.

    Второй

    На втором этапе следует наметить ось трубы. Берется отрезок трубы, который затачивается с помощью болгарки по типу пики. Это делается, чтобы труба лучше входила в землю. Затем этот трубный отрезок вколачивается в землю в виде оси. Не советуем использовать более чем двухметровый отрезок, иначе мощные удары кувалды согнут его. Вбив первый отрезок трубы, и приварив его с помощью сварочного аппарата, берем следующий и поступаем аналогично. Делаем так, пока в приемном котловане не покажется наш пруток.

    Отметим, что данный стальной пруток выполняет роль направляющей. По ней и следует далее вбивать трубу. Это делается, чтобы не портить трубу, если на пути прохождения будут препятствия в виде камня либо кирпича.

    Третий

    На третьем этапе гнб, осуществленного своими руками, берется отрезок стальной трубы и надевается на направляющий штырь. Затем (лучше заранее) из отрезка трубы, имеющего большой диаметр, изготавливается съемная насадка-стакан (так называемая, «пятка»). Данная насадка дает возможность избежать расплющивания трубы, которая будет забиваться. А её вбиваемый конец рекомендуется заострить болгаркой по краям.

    На ту часть трубы, по которой придутся удары кувалды, надевают насадку-стакан, потом наносят несколько ударов, а затем «пятка» снимается. Дальше, взяв шланг, проталкиваем его до упора трубы, а потом включаем насос. Рекомендуется вместо шланга применить 12-миллиметровую и предварительно распрямленную (используется паяльная лампа) пластиковую трубку.

    Чтобы увеличить давление потока воды, выходящей из трубки (шланга), на неё следует надеть насадку – муфту, которая заузит основной диаметр трубки. Из открытого конца трубы вместе с водой будет выходить вымываемый грунт. Поэтому необходимо вырыть под трубой приямок, куда он и будет стекать. Для сбора мути в бочку применяют воронку, на которую надевают двухметровый шланг.

    В качестве воронки можно использовать пятилитровую пластиковую бутылку с отрезанным дном. В наполненную на 60% бочку переставляют насос, погрузив его в середину бочки. В качестве фильтра для насоса советуем использовать узкое ведро из пластика, просверлив в нем дырки небольшого диаметра.

    Метод горизонтально-направленного бурения

    Когда ширина полотна превышает 10 метров, лучше использовать другую технологию — горизонтально-направленное бурение, либо кратко — ГНБ. Максимальный диаметр труб для этой операции — 1200 мм, но такие цифры не нужны частным застройщикам. Возможна укладка любых магистралей — как металлических, так и пластиковых. Для горизонтально-направленного бурения мастеру понадобится специальная буровая установка, предназначенная для этой работы.

    Ее устанавливают в том месте обочины, где будет располагаться вход трассы трубопровода под дорогой. Для бурения отверстия используют монитор и локаторы: это оборудования даст возможность избежать даже минимальных отклонений от заданной траектории. ГНБ — способ, который используется для прокладки коммуникаций под любыми (искусственными, природными) объектами, на любой глубине.

    Прокладывание трубопровода с помощью буровой установки также состоит из нескольких этапов.

    1. Сначала исследуют место будущих работ и изучают схему коммуникаций, затем подготавливают траншеи и устанавливают оборудование.
    2. Потом прокладывают пилотную скважину. Для пробивания используют буровую головку, которая состоит из трубы и конического наконечника, изготовленного из твердого сплава. В ней есть отверстия, предназначенные для подачи бентонитового бурового раствора. Его задачи — уменьшение трения, охлаждение головки, вывод грунта на поверхность. Корпус рабочего инструмента соединяют с трубчатой гибкой штангой, которая включается в действие гидравлическими домкратами.
    3. После прокладки пилотной скважины ее расширяют. Перед этой операцией буровую головку отсоединяют, а на нее место устанавливают расширитель обратного действия — риммер. Чтобы диаметр отверстия был достаточным для трубопровода, диаметр расширителя должен быть больше его в 1,5-2 раза. Риммер вращают и протаскивают в направлении буровой установки.

    Последний этап — протягивание трубопровода. Для этого к трубе шарнирной серьгой прикрепляют насадку с вертлюгом, который позволит избежать вращения элемента. Другой конец вертлюга соединяют с риммером, после чего трубопровод затягивают в скважину.

    Да, это возможная альтернатива, но она потребует дополнительных вложений. Если кому-то интересно, во сколько примерно обойдется аренда оборудования, то говорят, что «ангажирование» установки вместе с персоналом в среднем будет стоить 1000-1400 рублей в час. Цены, конечно, умеют расти.

    Технология горизонтального бурения: описание процесса

    Горизонтально-наклонным бурением называется процесс закладки труб без рытья траншей. Такой способ прокладки труб и других коммуникаций выполняется под автомагистралями и железными дорогами, что дает возможность сохранить целостность сооружений. Чтобы реализовать такую технологию, понадобится специальная установка для горизонтального бурения.

    Зачем бурить горизонтальным методом

    Технология горизонтально-направленного бурения ГНБ пользуется огромным спросом, что связано зачастую с большими возможностями экономии. Причем экономия составляет 2,5-3 раза, по сравнению с вертикальной технологией выкапывания траншей.

    Рассматриваемая технология применяется для прокладки труб, которые впоследствии будут служить защитной оболочкой для силовых и телефонных кабелей.

    Прокладываемые трубы называются канализационными, в которых укладываются провода электрические, телефонные и опто-волоконные.

    Горизонтальный метод также пользуется спросом для закладки трубопроводов, по которым транспортируется питьевая вода, сливаются канализационные и ливневые стоки. Применение данной технологии обеспечивает сохранность природного ландшафта, что также является весомым плюсом.

    Дополнительными достоинствами рассматриваемой технологии бурения канализации являются:

    1. Пониженные финансовые расходы на труд, так как вся работа выполняется за счет специализированной техники. Человеческий фактор присутствует только при управлении этой техникой.
    2. Прокладка и сооружение трубопровода не только под такими конструкциями, как магистрали и железнодорожные пути, но еще и под водоемами, например, через устье реки.
    3. Минимальное количество работников. В зависимости от протяженности трассы, для сооружения трубопровода требуется бригада из 3-5 человек.

    Принимая решение о проведении ГНБ для сооружения канализации, заказчик получает выгоду в виде хорошей экономии.

    Как происходит бурение горизонтальным способом — оборудование

    Для горизонтально-направленного бурения применяется следующая техника:

    1. Бур для выполнения горизонтального бурения — это основная машина.
    2. Локационные бурильные системы — контрольная аппаратура.
    3. Дополнительное оборудование и комплектующие.

    При бурении важно обеспечить контроль над бурильной машиной, поэтому для таких целей применяются локационные системы. Эти системы играют важную роль, так как бур при работе расположен в почве за пределами контролируемой визуально зоны. За счет локационных систем исключается столкновение бура с разными преградами, например, камни или прочие виды коммуникаций.

    Основу такой системы представляет мини-зонд, отслеживающий геолокацию при бурении. Зонд крепится к головке бура, и вся информация от устройства поступает на пульт оператора, которые управляет механизмом. Установка ГНБ — это профессиональный вид оборудования, которое имеет сложную конструкцию, а также высокую стоимость. Основу установки представляют следующие конструктивные детали:

    • кузов;
    • мотор;
    • ходовая часть.

    Рассмотрим функциональную часть установки.

    Конструктивные составляющие бурильной установки

    Горизонтальная бурильная установка для прокладки коммуникаций состоит из трех основных частей или разделов:

    1. Бур — основное устройство, которое делает траншею под землей для последующей закладки трубопровода.
    2. Шланг для подачи воды на бур — это система охлаждения, так как в процессе работы бура происходит нагревание металла. Чтобы продлить срок службы режущих зубьев, при бурении на них подается вода.
    3. Панель управления — представлена в виде пульта.

    Это основные элементы рабочего устройства, которые выполняют горизонтальное бурение.

    Такие установки классифицируют по критериям граничного усилия протяжки, которые имеют отличительные показатели:

    • сечения отверстия;
    • длины канала;
    • расхода бентонита;
    • радиус изгиба буровых штанг.

    Все эти показатели являются главной характеристикой установок. Наиболее важным критерием является радиус изгиба, который характеризует возможности установки обходить разные виды препятствий. Из второстепенного оборудования, без которого невозможно получить траншею горизонтального типа, относятся:

    1. Фиксаторы и переходники — применяются для сооружения необходимой длины трубопровода.
    2. Расширители — используются в зависимости от необходимости получения канала соответствующего диаметра.
    3. Насосное оборудование — обеспечивает подачу воды на установку.
    4. Генераторы — для бесперебойной работы установки.
    5. Осветительные приборы.

    Перед тем, как начинать процесс бурения, нужно правильно подойти к выбору бурильной установки. На основании всех вышеизложенных факторов происходит выбор подходящей установки и комплектующих.

    Начинаем бурение — важные этапы подготовки

    Горизонтальное бурение, выполняемое своими руками, подразумевает проделывание прокола с использованием профессионального оборудования. Прежде чем приступать к проделыванию канала под дорогой или ж/д путями, следует подготовиться к данному процессу. Для получения пробуриваемого отверстия требуется выровнять площадку, на которой будет размещено оборудование.

    Размер площадки, на которой будет размещаться установка, должен быть не менее 10х15 м. Площадка делается именно в месте планируемого прокола под дорогой. Только после того, как площадка необходимого размера будет подготовлена, можно перевозить соответствующее оборудование и аппаратуру.

    После размещения оборудования проводится процедура установки якоря, что реализуется при помощи шнеков. После процедуры якорения осуществляется процесс регулировки угла входа бура в землю.

    Предварительно требуется также подготовить установку, которая подготавливает бентонитовый раствор. Этот раствор замешивает спецмашина, которая должна быть размещена рядом с буровым механизмом. Расстояние между этими аппаратами должно быть не меньше 10 метров. Раствор бентонита применяется для того, чтобы укрепить стенки скважины, а также для устранения земли из буримого канала.

    К подготовительному процессу также относятся следующие мероприятия:

    1. Обустройство специальных приямков на входе и выходе канала. В эти колодцы будет перемещаться избыточное количество раствора.
    2. Определить наличие подземных коммуникаций, которые не должны быть задеты буровой установкой.
    3. Изучить характер грунта, на основании чего будет принято решение выбора оптимальной трассы для бурения.
    4. Настроить связь между прорабом и оператором техники.

    От этапа подготовки зависит, как пойдет сам процесс, поэтому к данному мероприятию нужно отнестись с особой важностью. При бурении соблюдается техника безопасности, от которой зависит здоровье и жизнь работников.

    Пилотная скважина — что это и зачем

    Когда этап подготовки пройден, можно начинать горизонтальное бурение своими руками. Первоначально проводится бурение пилотной скважины, диаметр отверстия которой составляет 10 см. Проделывание пилотной скважины — это тренировочное отверстие, на основании которого определяется исправность работы всех систем, а также оценивается эффективность движения бура.

    Если не будет проведен процесс пилотной скважины, то приступать к горизонтальному бурению запрещается. Первоначальная позиция бура располагается под углом 10-20 градусов к земле (наклонное бурение).

    Данный угол уменьшается в зависимости от необходимой глубины погружения бура. Как только необходимая глубина буровой установки будет достигнута, начинается непосредственный процесс бурения в горизонтальном направлении.

    Направление перемещения бура регулируется и корректируется оператором на основании геолокационных данных.

    Через последующие 3 метра перемещения бура производится проверка его положения при помощи системы позиционирования. После прохода заданной точки, бур перемещается вверх к выходу. Выход бура должен быть предварительно рассчитан, а на этом месте нужно подготовить площадку. Размер площадки меньше, чем со стороны размещения установки, но она должна быть подготовлена.

    Расширение канала — завершающий этап

    Как только проделывание пилотного канала готово, нужно приступать к процедуре его расширения. Бурильная головка демонтируется, и вместо нее нужно установить риммер. Это важный конструктивный элемент установки, который применяется для прокладки трубопровода горизонтальным методом. Это устройство служит для расширения пилотного канала.

    Риммер способствует увеличению диаметра канала в обратном пути, то есть, от выхода к входу.

    В зависимости от поставленной задачи получения диаметра отверстия, увеличение размера канала может происходить несколько раз.

    Увеличение размера скважины проводится до того, как будут заложены коммуникации. В процессе выполнения работ обязательно нужно контролировать, чтобы на бур подавалась охлаждающая жидкость. Перебои с подачей охлаждающей жидкости приведут к перегреву установки, и выходу из строя геолокационной аппаратуры.

    Прокладка трубопровода

    Теперь рассмотрим, что представляет собой способ прокладки труб в подготовленное отверстие. Для этого используются вертлюги и скобы, которые крепятся к трубе. Именно эти элементы являются основой крепления и фиксации трубопровода, за счет которых затягивается труба в канал.

    Чтобы зафиксировать трубу при помощи вертлюга, на ее начало фиксируется специальный оголовок. К этому оголовку крепятся буровые колонны. Если скважина малогабаритная, в которую планируется затянуть полимерные трубы, то затяжка выполняется своими руками или с применением усилий буровых машин. Как только труба будет затянута внутрь канала, процесс ГБ можно считать завершенным.

    Прокол горизонтального типа — это ответственное мероприятие, которое следует продумать от начала и до конца. Первоначально подготавливается проект, на основании которого выбирается оптимальное место. Только после того, как будет готов проект, можно приступать к реализации процесса.

    Важные моменты при бурении

    При проделывании скважины нужно учитывать такой фактор, как осыпание грунта. В канал могут затягиваться как пластиковые, так и стальные трубы. Только важно учесть при этом один критерий, что пластик может укладываться под изгибом, например, при проколе под водоемом, а металлические трубопроводы нужно укладывать только в исключительно горизонтальном направлении.

    При протягивании труб в скважину, их следует соединить. Причем соединение должно быть максимально надежным, иначе впоследствии не избежать проблем с канализацией. Стыковка со штангами кольцевого расширителя выполняется при выключенном оборудовании. Через вертлюг, который вращается, проводится стыкование коммуникаций. Для стыкования применяются специальные переходники.

    Канал должен быть на 25% больше размера прокладываемого в нем трубопровода. Если планируется прокладка трубы с теплоизоляционными материалами, тогда канал нужно расширить на 50%.

    Если давление в канале большое, тогда раствор бентонита распределяется равномерно, заполняя тем самым пространство между наружными стенками труб и внутренней частью канала. После застывания раствора полностью исключается вероятность просадки почвы.

    Если нужно пробурить канал через дорогу дома

    Горизонтальное бурение подразумевает применения специализированных машин, но что делать, когда нужно проложить трубу (водопровод или коммуникации) к частному дому через дорогу с асфальтным покрытием.

    Здесь есть два варианта разрешения ситуации— вызвать бригаду, которая сделает канал в считанные часы или соорудить установку своими руками.

    Многие выбирают первый способ, но и второй метод также можно реализовать самостоятельно.

    Чтобы изготовить установку самостоятельно, понадобятся необходимые материалы в виде труб. Принцип изготовления буровой установки своими руками следующий:

    1. Берем стальную трубу, длина которой должна быть не меньше половины расстояния дороги, через которую планируется проложить трубопровод.
    2. На оголовке трубы делаются зубья. Причем не обязательно, чтобы зубья были острыми, достаточно их просто нарезать болгаркой.
    3. На втором конце трубы делаются два сквозных отверстия, в которые устанавливается металлический пруток или арматура. Важно понимать, что чем больше размер прутков, тем меньше сил придется приложить.
    4. За арматуру на другом конце трубы следует браться руками, и вращать в одном направлении для перемещения устройства. Это достаточно сложно, поэтому вместо рук, применяется мощный электромотор или бензиновый двигатель. Для соединения мотора с трубой, нужно сделать редуктор для понижения оборотов.

    Такое ручное сверление отверстия под дорогой потребует немало сил, однако вы сэкономите на вызове специализированной бригады.

    Рекомендуется трубу использовать такой длины, как расстояние между дорогой. Если брать трубу в половину размера дороги, то состыковать два отверстия будет проблематично.

    Пробурить канал под дорогой в домашних условиях не представляет никаких трудностей, за исключением физических. В остальном — это вполне реально, и при этом не понадобится разрушать асфальтное покрытие, за восстановление которого также придется заплатить.

    Прибегая к проведению сверления канала под землей, важно помнить о технике безопасности, особенно, если планируется применять установку, соединенную с электромотором. Если хотите пробурить канал вручную, то помощь, как минимум двух силачей, будет кстати.

    В завершении стоит отметить, что в домашних условиях пробурить канал можно и вручную, используя для этого саперскую лопатку, но при этом потребуется затратить немало сил и времени. Если и возникла такая потребность, то нужно оценить свои возможности, и только после принимать правильное решение.

    Каким бы не было это решение, но стоит попытаться самостоятельно сделать канал через дорогу, особенно если ее ширина не превышает 10 метров. Чем меньше ширина дороги, тем проще будет справиться самостоятельно.

    При вызове спецтехники придется заплатить за работу, и не важно, сколько метров нужно бурить — 5 или 20.

    Бурошнековое бурение

    Это еще один ответ на вопрос о том, как проложить трубу под дорогой. В данном случае в роли главного рабочего агрегата выступает гидравлическая установка. Такая бестраншейная прокладка трубопровода отличается от предыдущего метода.

    1. Сначала выкапывают приямки-котлованы. Их глубина должна быть больше, чем у траншеи, на метр. На дно участка для входного отверстия опускают гидравлическую установку со шнеком.
    2. Скважину бурят с помощью трубы продавливания. Контролируют корректность работы лазером. Часть грунта удаляется, образовывается отверстие.
    3. После того как первый отрезок с насадкой почти полностью заходит в грунт, к нему присоединяют следующий элемент со шнеком.
    4. В тот момент, когда конец колонны появляется в противоположном котловане, ее начинают выводить из скважины, последовательно извлекая шнеки.

    Внутрь тоннеля незамедлительно устанавливают трубы или футляры. Максимальный диаметр таких отверстий составляет 1720 мм.

    Самостоятельный прокол выполняется по следующей технологии

    1. По предполагаемой линии прокола заостренным концом в рабочем приямке кувалдой забивается стальная арматура. Она служит направляющей для трубы и предупреждает о труднопроходимых препятствиях на своем пути. Длина стержня арматуры не должна превышать двух метров, иначе материал может деформироваться под ударами кувалды. По мере захода в грунт производится сварка следующего отрезка, и снова забивается. Работа продолжается до того момента, пока конец не появится с другой стороны дороги;
    2. По обе стороны дороги, под которую нужно проложить коммуникацию, симметрично роются два котлована (приямка). Глубина приямков должна быть немного больше глубины закладки трубы. Через первый приямок будет происходить горизонтальное забивание трубы до появления её с другой стороны. Размеры рабочего и приемного приямка выбираются с учетом вышесказанного и должны предусматривать возможность свободного нахождения в нем человека;
    3. По такой же технологии производится прокол трубой, одетой на арматуру. Чтобы не разбивались концы, спереди устанавливается насадка с зубчатыми заточенными краями, а сзади насадка в виде стакана. Под ударами кувалды по дну стакана труба начинает заходить в грунт. По мере ее продвижения земля уплотняется в трубе и движение стопорится. Струей из водяного насоса достаточно легко происходит ее удаление. Дальнейшие действия последовательны до момента появления насадки в другом приямке.

    Существуют различные вариации данного метода:

    • С использованием желонка, изготовленного из большого гидроцилиндра;
    • При помощи мини установки горизонтального бурения или различных вспомогательных средств для забивания арматуры, например, дрели;
    • Прокол на базе насоса.

    Пробороздив интернет мы нашли еще тысячу и один способ “авторской” прокладки коммуникаций под землей. Мы никогда не сомневались в уникальных способностях народных умельцев, но все же рекомендуем вам воспользоваться одним, из предложенных нами методов, поскольку эти методы являются наиболее надежными и имеют техническое обоснование. Лучше не идти на риск.

    Так как вопрос самостоятельного прокола интересует по большей части владельцев частной недвижимости, которые желают либо модернизировать свой участок, либо подвести коммуникации к нему, стоит помнить, что даже если земля находится в вашей собственности нельзя просто так взять и выполнить бурение под ней. Особенно это касается работ, которые по плану предусматривают выход за пределы частной территории. Также отметим, что проколы более 10 метров в длину выполняются при помощи специальной техники и с использованием метода ГНБ.

    Другие методы проводки труб

    Есть еще 2 вида оборудования, которое может быть использовано в зависимости от характеристик грунта.

    1. Гидропрокол. В этом случае в роли оборудования выступает установка горизонтального бурения, на штангу которой надевают головку, пробивающую грунт струей воды. Мощный напор создается благодаря центробежному насосу. Эта технология оптимальна для работы с песчаными или с супесчаными почвами.
    2. Вибропрокол. Тут используется пневмопробойник, который становится «коллегой» отбойного молотка: он совершает не только вращательные, но и возвратно-поступательные движения. Этот метод используют для прокладки труб в глинистых грунтах, а также в суглинках.

    Оба варианта достойны рассмотрения, так как они эффективны и обещают минимальные потери времени. И серьезную экономию, так как даже при аренде оборудования и приглашении специалистов прокол обойдется дешевле. Говорят, что разница может быть очень ощутимой — от 30 до 40%.

    Имеет ли смысл делать работу своими руками?

    Перед тем как принять окончательное решение по вопросу, как проложить трубу под дорогой, надо поразмышлять о целесообразности этого предприятия. Если тоннель будет иметь протяженность более 10 метров, то в этом случае лучше оказаться от «подвига», так как процесс отнимет много времени и сил.

    Тот же вывод можно сделать, если на участке есть другие проложенные поземные коммуникации, или на территории существуют труднопроходимые участки. Мягкий грунт (песчаный, глинистый) несколько упростит задачу, однако нужно хорошо знать не только свой участок, но и все особенности этапов.

    Прокол своими руками можно рассматривать, если:

  • есть навыки подобных работ, а проект успешно согласован;
  • участок известен хозяину точно так же, как «свои пять пальцев»;
  • мастер уверен в своей физической силе, а на помощь всегда придут друзья;
  • есть возможность приобрести/арендовать необходимые инструменты/оборудование;
  • на месте, выбранном для работы, точно отсутствуют другие подземные коммуникации.
  • Если есть какие-либо сомнения в собственных силах, а подготовительные работы, которые могут занять несколько недель, не вдохновляют, то лучше обратиться к профессионалам. Они с поставленной задачей справятся за несколько дней. Стопроцентная гарантия сохранности дорожного полотна и трассы — еще одно преимущество, ее все-таки не сможет дать самостоятельная работа.

    Как проложить трубу под дорогой? Непросто, если мастер и его ассистенты выбрали неблагодарный ручной труд и такие же инструменты. Легко и быстро, если большую часть работы будет выполнять специальная техника и профессионалы. Многие мастера, решившие сделать прокладку без помощи оборудования, сталкиваются в неожиданными проблемами. Поэтому, кажется, что имеет смысл пожертвовать небольшую сумму (1000-1500 р), но зато избежать лишней головной боли.

    Следующее видео расскажет, как прокладывают трубы под дорогой самодельными приспособлениями:

    Была ли статья полезна?Мы хотим стать лучше. Спасибо за мнение!

    Как произвести прокол своими руками

    Практическая реализация метода бестраншейной прокладки труб своими руками возможна лишь на относительно коротком участке (не более десяти метров), а также при наличии хорошей физической формы, которая позволила бы вам выполнять тяжелые рабочие операции. Что касается оборудования, необходимого для подобных работ, то вам обязательно потребуется следующий несложный инструмент:

    • простейший сварочный аппарат;
    • обычная «болгарка»;
    • небольшая кувалда;
    • арматура не толще 20 миллиметров;
    • стальная труба выбранного вами диаметра (несколько кусков);
    • насос, оснащённый пластиковой трубой;
    • пластиковая бочка с горловиной (ёмкостью до 200 литров);
    • воронка со шлангом длиной до 2-х метров.

    Процесс по прокладке траншеи обычно включает в себя следующие этапы:

    1. Подготовка канавы по обе стороны от трассы (с запасом 12-13 см). При её прорытии намечается ось трубы, которую вы планируете прокладывать.
    2. После этого берётся заготовка трубы и заостряется тот её конец, который предназначается к забивке в землю. При этом лучше всего на нём нарезать зубья, воспользовавшись «болгаркой».
    3. По мере осуществления всех этих операций (после каждого очередного проталкивания трубы) вам следует проводить вымывание грунта из её полой части.
    4. После каждого очередного «промывания» трубы следует продолжить её забивку с помощью кувалды.

    Если вам понравилась статья, пожалуйста, поделитесь ей

    Ранее по теме:

  • Таллин выкупит земельные участки для строительства терминала Rail Baltic
  • Самый дорогой развод в Британии: принцесса Хайя получит более 730 млн…
  • Разделенная собственность: как выкупить землю у «баронов»?
  • Кому «золотой век», а кому…
  • На этой неделе в Литве будет отменено летнее время
  • Россия предостерегла Украину от силового решения конфликта в Донбассе
  • Вера: Крещение Господне, Иордань…
  • Бесславный конец странной конторы: в Латвии ликвидируют МКЦ
  • Поделиться

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]