В этой статье подробно разберём, как осуществляется ремонт пластикового бампера своими руками.
Перед началом ремонта необходимо определить тип пластика, из которого сделан бампер. На его обратной стороне обычно присутствует буквенный код для его обозначения.
Основным правилом является то, что термопластики можно сваривать, а реактопласты склеиваются.
Можно провести очень простой тест по определению материала бампера. Достаточно срезать тонкую полоску с его нижней (незаметной) части. Термопластик загнётся дугой, а реактопласт останется прямым. Подробный обзор автомобильных пластиков смотрите здесь.
Материал более 95% современных бамперов термопластик полипропилен (PP) и смеси с ним. В этой статье мы будем рассматривать ремонт именно полипропилена при помощи сварки горячим воздухом.
При правильном воздействии воздушного потока определённой температуры, термопластики становятся мягкими и эластичными. При нагреве пластиковой деформированной детали достаточно легко возвратить её первоначальную форму. Разные виды термопластиков требуют разную температуру воздуха, используемую при сваривании. Она варьируется от 250 до 550 градусов, в зависимости от вида пластика, толщины присадочного прута и окружающей температуры.
С чего начать ремонт пластикового бампера
Необходимо оценить повреждение. В некоторых случаях выгоднее приобрести новый пластиковый бампер чем тратить время, энергию, средства на спецсредства. И в итоге не добиться положительного результата.
В каких случаях возможен ремонт:
- Выявлена царапина;
- Обнаружена вмятина;
- Образовалась трещина либо сквозной проём.
Но в большинстве случаев пластиковый бампер получает несколько либо все виды повреждений. Потому придётся постараться, чтобы вернуть привлекательный вид и защитные характеристики.
Типы повреждений
В процессе эксплуатации автомобиль подвергается незначительным повреждениям. В момент движения от дороги отлетают мелкие камешки, песок или другие незначительные детали. Возникают небольшие царапины или вмятины. В результате наезда на препятствия или незначительных столкновений могут возникнуть трещины или проломы.
Царапина
Такие повреждения могут быть незначительным поверхностным или глубокими. В первом случае повреждают только лакокрасочное покрытие, не задевая основу. Глубокие царапины проникают в материал конструкции и со временем приводят к трещине. Для ремонта бампера используют жидкий пластик.
Вмятина и пробои
Еще одно повреждение детали – это образование вмятины или каверны. Возникает в результате механических или химических воздействий. Такая деформация сопровождается царапинами в месте повреждения. Кроме того, возможны трещины легкого, среднего или тяжелого характера. К серьезной поломке относят пробои и сколы. Это когда при столкновении с препятствием возникает сквозное отверстие или скол фрагмента.
Трещина
Это дефект, при котором происходит сквозное повреждение конструкции. Отремонтировать бампер, когда он треснул, необходимо в ближайшее время. В этом случае использовать автомобиль не рекомендуют. Ведь в процессе движения на бампер поступают вибрационные нагрузки, за счет которых трещины увеличиваются. А это делает деталь менее прочной и небезопасной при эксплуатации.
Инструменты для ремонта бампера
Если выявлено минимальное повреждение можно использовать клей либо временно обмотать скотчем, чтобы предотвратить расширение области дефекта.
Популярные методы ремонта пластикового бампера:
- Нагретый азот гарантирует качественную сварку, надёжное, долговечное соединение и отсутствие сопутствующего загрязнения воздуха либо проявления окисления. Но потребуется специальный баллон или генератор с газом;
- Для ремонта полипропилена допускается применение горячего воздуха. Если соблюдена технология реально добиться крепкого соединения;
- Возможно применение паяльной станции либо специального фена с особенной насадкой.
Выбор подходящего метода соединения зависит от доступности материалов, инструментов и типа повреждения.
Как отремонтировать пластиковый бампер
Если выявлена: вмятина, трещина, тогда пластик легко реставрировать двумя способами:
- Выполнить сварку.
- Склеить повреждённый участок.
Сварка считается хорошим вариантом решения проблемы только для продвинутых автовладельцев. Клей значительно проще использовать для соединения пластика.
Но стоит учитывать, что потребуется подходящая заплатка, шпатлевка для маскировки места соединения, эластичная краска с характеристиками сравнимыми с основой.
Важно: Следует использовать клей подходящей для типа пластика. Не менее важна достаточная адгезия вспомогательных материалов.
Как заделать трещину в бампере
Это самая простая неприятность с пластиковым бампером. Она легко исправляется своими руками.
Этапы работы:
- Бампер чистят и моют с обеих сторон, благодаря мыльной воде;
- Повреждённый участок и зона рядом с ним зашкуривается;
- Трещина тщательно обезжиривается;
- Наносится грунтовка для активации адгезии;
- Сверху накладывается слой клея и заплатка на основе стеклоткани;
- После затвердения наружная часть заплатки покрывается идентичным клеем;
- Когда всё высохло можно переходить к шлифовке, благодаря наждачной бумаге;
- Неровности скрываются шпатлевкой. Поверхность шлифуется, обезжиривается;
- Сверху наносится грунтовка для улучшения адгезии краски;
- Осталось нанести краску на повреждённую и соседствующую зону, чтобы максимально замаскировать факт ремонта.
Можно полюбоваться результатом. Как правило, даже у новичков получается не хуже, чем в случае применения эпоксидной смолы и других материалов.
Особенности стягивания
Как уже говорилось, стягивание может понадобиться для пайки больших трещин и при серьёзном нарушении структуры конструкции. Как именно делается эта процедура?
Прежде всего, следует приобрести металлический крепёж для крепления направляющих необходимых размеров — он есть практически в любом супермаркете стройматериалов. Затем нужно разрезать этот крепёж на пластины нужных размеров.
По обеим сторонам трещин в бампере проделываются отверстия, после чего с тыльной стороны (это позволяет сохранить эстетичный внешний вид) устанавливаются подходящие пластины. На следующем этапе в отверстия вставляются винты, и вся конструкция закрепляется гайками.
Отверстия в бампере необходимо просверливать сверлом диаметром от 3,6 до 3,8 миллиметров. При этом сверло обязательно должно располагаться ближе к наружному краю отверстия пластины.
Каждое просверлённое отверстие в бампере нужно ещё и зенкеровать, чтобы шляпка винта «утонула» в бампере. Если зенкера нет под рукой, можно применить в качестве альтернативы сверло, по диаметру немного превосходящее диаметр шляпки винта. Главное добиться нужного угла под эту шляпку.
Как избавиться от царапин на бампере
Для избавления от мелких царапин используется шлифовальная бумага. Этот метод допускается даже в случае минимального повреждения лакокрасочного покрытия.
Крупные царапины выгоднее шпаклевать. Но не подойдёт стандартная версия для металла. Используется двухкомпонентный состав на основе полиэфирных смол.
Важно: Обращают внимание на вид состава, поскольку крупные зёрна сложнее шлифуются.
Стараются использовать состав соответствующий цвету бампера. Но, если царапина слишком большая, тогда после нанесения шпатлевки выгоднее покрытие краской.
В чём разница между пайкой и сваркой
Многие думают, что это идентичный метод ремонта пластикового бампера. Но это в корне неправильное суждение.
В чём отличие:
- Пайка. Это прямое воздействие паяльником либо разогретым предметом. К сожалению процесс нередко сопровождается прилипанием части пластика к паяльнику. В итоге образуется сажа. Это значительно ухудшает качество соединения шва.
- Сварка. Осуществляется, благодаря плавлению воздействием горячего воздуха на обе поверхности. Они равномерно соединяются и формируется монолитный шов без образования сажи и других примесей.
Эти отличия стоит учитывать. Потому далее рассмотрим процесс сварки пластикового бампера, поскольку он обеспечивает качественный результат.
Починить пластик своими руками с помощью паяльника
Рассмотрим вариант, как восстановить каркас бампер и его крепления к крылу, используя минимальное количество инструментов. Приготовьте миллиметровую сетку, паяльник, ножницы, отвертку, острое лезвие. Чтобы паять своими руками конструкцию было удобно, а также для получения качественного результата, ее необходимо снять с автомобиля и далее действовать пошагово.
- Расположите деталь на ровной поверхности;
- Включите стоваттный паяльник в сеть, подождите, пока он нагреется до максимальной температуры;
- Соедините ровно поврежденные части, чтобы паять их с фронтальной стороны;
- Разрежьте сетку на кусочки, приложите с внутренней стороны конструкции и нагрейте ее паяльником. Если у вас есть фен для сварки пластмассы, воспользуйтесь им;
- Быстро, не дав ей остыть, при помощи отвертки, аккуратно вдавите сетку в пластик;
- В случае серьезных повреждений повторите предыдущую процедуру для фронтальной стороны конструкции;
- Излишек пластика срежьте острым лезвием;
- Выровняйте шов резиновым шпателем, используя шпаклевку для пластмассы;
- Для улучшения сцепления нанесите грунтовку, затем можно приступать к окрашиванию.
Выполняя эти несложные действия с минимальным набором инструментов, вы сможете своими руками спаять любые пластиковые конструкции автомобиля. Главное, серьезно отнестись к работе, не спеша и аккуратно паять места разрывов.
Если Вы сможете выполнить аккуратно данную процедуру запайки только с внутренней стороны детали, то можно обойтись ремонтом пластика без покраски бампера!
Мнение эксперта
Илья Вячеславович
Консультант сайта krasymavto.ru по кузовному ремонту
Задать вопрос
Обратите внимание – применять следует только специализированную шпатлевку и грунт по пластику. И если бампер красится в цвет кузова, эмаль дополнительно покрывают лаком в 1-2 слоя. После бампер устанавливают на место, и 2-3 недели избегают применения моек высокого давления. В этом случае стоимость ремонта и покраски бампера своими руками оправдает себя многократно!
Как выполняется сварка пластикового бампера
Для формирования качественного шва применяется паяльный фен наделённый регулировкой температуры.
Этапы выполнения сварки:
- Фен выставляется на требуемую температуру;
- Создаются «замки». Для этого пластиковый прут вваривается с любой стороны трещины. Это необходимо, чтобы предотвратить расхождение дефекта в процессе нагрева либо давления прутка;
Для монтажа и эксплуатации «замков» соблюдаются 2 условия:
- Температура должна соответствовать виду пластика.
- Используется электрод из идентичного пластика.
После завершения процесса сварки используется шлифовка до момента сравнивания толщины соединённых деталей. Это позволяет обеспечить максимальную однородность. В большинстве случаев невозможно выявить факт ремонта.
Этот метод применяется в лучших автосервисах. Но это можно сделать в домашних условиях либо гараже. Главное обеспечить достаточное проветривание помещения.
Важно: Не стоит использовать паяльник и металлическую сетку, поскольку сформированный шов разойдется после минимального воздействия.
Теперь мы осознали, что для начала, необходимо оценить повреждение пластикового бампера, чтобы подобрать подходящий метод ремонта. Для упрощения выполнения реставрации рассмотрели популярные способы решения проблемы.
Армирование при спайке
Часто, чтобы укрепить швы, применяется армирование. Самым простым является применение скоб от степлера, которые загоняются с внутренней стороны.
Перед тем как использовать скобы, они подрезаются, чтобы их концы после установки в тело бампера, не проявились с другой стороны.
Перед тем как установить скобы, они, а также пластик разогреваются паяльником и затем загоняются, перекрывая трещину. Скоб должно быть достаточно, чтобы установить их на расстоянии 0,5-0,8 мм друг от друга.
Вместо скоб также применяется армирование металлической сеткой. Ее тоже используют с внутренней стороны.
Берется кусочек сетки по размеру трещины, прикладывается сверху, а затем на сетку воздействуют жалом паяльника, до тех пор, пока сетка не «утонет» в пластике.
Внутреннюю сторону после спайки обычно не обрабатывают, а вот внешнюю обрабатывают наждачной бумагой для выравнивания поверхности, затем она шпаклюется, грунтуется и закрашивается.