Токарный станок 1А616: конструкция, технические характеристики, отзывы, цены

Токарная обработка металла — востребованная область работы с металлом. Без специалистов и станков, изготавливающих мелкие детали с почти ювелирной точностью сложно представить себе машиностроение, металлообработку и множество других, созависимых отраслей.

Для обработки металлов на протяжении вот уже сотен лет используют токарные станки. Первая универсальная машина данного типа была выпущена уже в конце XVIII столетия и с каждым годом его возможности и конструкция улучшались для удобства использования.

Описание

Токарный станок 1А616 оснащен суппортом, перемещающимся в поперечном направлении механическим способом на максимальную величину до 195 миллиметров. В продольной плоскости ход элемента обеспечивается винтом и валиком на предельное значение 670 мм. Параметры подач имеют одинаковый диапазон в пределах от 0,065 до 0,91 оборота в минуту.

Характеристики станка дают возможность производить быструю замену зубчатых передач в подающей коробке на сменные прецизионные детали. Это позволяет нарезать резьбу с максимально высокой точностью. Для нарезания стандартной резьбы дюймовой, модульной или метрической конфигурации, такую замену делать не нужно. Получение точных параметров обуславливается включением ходового винта напрямую, в обход подающего короба.

Ход впуска и металлорезание

Держатель резцов приобретает от основного вала устройства движения подач, в результате чего зуб двигается прямолинейно. Основываясь на технический паспорт агрегата 1А616, коробка осуществления подачи, способна предоставить 48 скоростей. Но в действительности – их лишь 24, так как скорости совпадают. Муфта с мелкими зубьями выполняет функцию запуска подач в сторону оси, ходовой винт, отвечает за перпендикулярный впуск.

Читать также: Как использовать монтажную пену без пистолета видео

Электрошпиндель станка 1А616 выполняет функцию резцедержателя в ситуациях, когда нужно нарезать небольшую резьбу до 6 мм. Повышенный сдвиг и перебор применяется лишь при нужде реза большего хода. Чтобы это сделать, следует вправо направить блок колес до того момента, пока шестерня пустотелого вала не ухватится за левую окружность блока агрегата. Рез представляет собой одинаковое движение ведущего вала и возделываемого изделия. Подобное вращение направляет держатель резцов в осевом, и дополнительно перпендикулярном курсе, относительно двигательного вала. Передвижение достигается вследствие раздельного привода аппарата, которое состоит:

  • суппорта, обладающего 4 положениями;
  • 12 ступеней КПП;
  • 2 клиноременные передачи.

Технические характеристики токарного станка 1А616

Рассматриваемый агрегат используется для обработки заготовок компактных размеров. Оборудование имеет следующие параметры технического плана:

  • Предел обтачивания по длине – 660 мм.
  • Длина заготовки по максимуму – 710 мм.
  • Диаметр обрабатываемой детали над суппортом/станиной – 180/320 мм.
  • Вес – 1,5 т.
  • Диаметр сквозного отверстия шпинделя – 35 мм.
  • Тип резьбового наконечника по ГОСТУ – 6К.
  • Интервал вращения шпинделя – 9-1800 оборотов в минуту.
  • Длина/ширина/высота – 2,13/1,22/1,22 м.

На токарном станке 1А616 нарезаются следующие типы резьбы:

  • Питчевая обработка с шагом 2-128.
  • Дюймовая резьба – 1-56 ниток на один дюйм.
  • Модульная версия – в диапазоне от 0,25 до 5,5 мм.
  • Метрический вариант – 0,2-24 мм.

Обрабатываемые заготовки помещаются в обычный патрон, фиксируются при помощи пневматических или гидравлических зажимных приспособлений.

Ремонт станка

При работе со станком часто возникают проблемы со шпинделем. Именно он чаще всего выходит из строя. Для этого требуется отрегулировать зазоры подшипников и скорректировать радиальный зазор. Для этого требуется сначала подтянуть внутреннее кольцо при помощи гайки, затем закрепить стопором положение и проверить правильность операции индикатором. Стрелка индикатора не должна отклоняться больше, чем на 0,01 мм. Важно, чтобы шпиндель мог при этом крутиться свободно.

В ряде случаев требуется настроить осевой зазор у шпинделя. Для этого потребуется убрать защитный колпак. Далее, пинолью делается давление на переднюю часть шпинделя так, чтобы гайка начала касаться втулки. Гайку необходимо затянуть, но не до самого конца.

Ремни коробки скоростей на шпинделе токарно-винторезного станка тоже имеют свойство изнашиваться и выходить из строя, что требует их регулировки и замены.

Регулируются ремни коробки следующим образом:

  • отвинчивание крепежных винтов;
  • регулировка ремней при помощи гаек;
  • закрепление винтов в прежнее положение.

Замена ремней включает в себя следующие действия:

  • снятие защитного колпака;
  • снятие фланца, винтов, гаек;
  • снятие трубки, которая подает масло;
  • вкручивание в отверстия винтов М12 до тех пор, пока из передней бабки не выйдет букса;
  • вставка в отверстие ремней на шов;
  • фиксация буксы на место, а следом других деталей.

Выключатель перед любыми ремонтными или регулировочными работами необходимо запирать или отключать во избежание возможного неожиданного его включения. Перед ремонтом требуется удалять предохранитель из распределяющего шкафа. При разборе станка первая часть работы подразумевает отсоединение проводов и извлечение насоса. Далее, отсоединяется электропроводка.

После проведенного ремонта необходимо убрать с корпуса станка ненужные предметы, проверить ограничители и блокировку, а также исследовать агрегат на наличие стука, заеданий, шумов.

Конструкция

Рассматриваемое оборудование включает в себя следующие элементы и детали:

  • Переднюю и заднюю тумбу.
  • Фронтальную и заднюю бабку.
  • Реверсивное устройство, переборное приспособление, а также блок, отвечающий за увеличение рабочего шага.
  • Узел из сменных колес.
  • Шкаф для электрооборудования.
  • Фартук с механизмом подач.
  • Станину.
  • Подающую коробку.
  • Систему охлаждения режущего инструмента.
  • Коробку переключения скоростей.
  • Поддон для сбора стружки и отработанного хладагента.

Правила эксплуатации 1А616

Для освоения техники эксплуатации станка потребуется разобраться с такими категориями как его первый пуск, а также приемы обработки металлов, обслуживание и уход.

Первый пуск токарного агрегата 1А616

Особое внимание запуску агрегата в работу объясняется невозможностью предусмотреть осложнения в его функционировании после поступления со сборочного конвейера или длительной консервации. Указанная процедура включает в себя следующие обязательные операции:

  • расконсервирование станка;
  • заливка охлаждающего реагента и масла;
  • визуальный осмотр элементов конструкции и электропроводки на предмет их целостности.

По завершении подготовительных действий можно будет запускать станок в работу.

Ход впуска и металлорезание

Приводимый в движение от электродвигателя шпиндель станка выполняет функцию держателя лишь в ситуации, когда требуется нарезать резьбу длиной не более 6-ти мм. При необходимости большего резьбового смещения придется воспользоваться функцией перебора и повышенного сдвига. С этой целью потребуется организовать одновременное смещение ведущего вала и обрабатываемого изделия.

Этого удается добиться за счет раздельных двигательных приводов, опосредованных следующими передаточными узлами:

  • Суппортом с4-мя рабочими позициями.
  • 12-ти ступенчатой КП.
  • Уже рассмотренной ранее ременной передачей.

Все вместе взятое, действуя одновременно, обеспечивает достижение требуемой синхронизации движений.

Принцип действия

Металлообрабатывающие станки 1А616 работают по такому принципу:

  • Деталь перед обработкой фиксируют в патроне оборудования или между центрами.
  • Резцы крепятся в своем держателе на суппорте. Одновременно можно установить не более четырех режущих элементов.
  • Для проведения манипуляции по сверлению или нарезанию внутренней резьбы, подходящий инструмент фиксируют в пиноли задней бабки.
  • Основная обработка заготовки проводится за счет сочетания поступательно-вращательного движения резака и оборотов детали. Такая конструкция позволяет производить обработку цилиндрических, конических и фасонных деталей, включая винтовые и торцовые части.

На токарном станке по металлу 1А616 передача вращательного момента на шпиндель и заготовку производится с использованием ременного шкива, который размещен между опорами. При необходимости, замену клиновидного ремня можно выполнить без снятия шпинделя. В конструкции данного оборудования предусмотрен принцип раздельной передачи на суппорт. Он может передвигаться при помощи ходового винта или валика. В обмотке мотора участвует стартер постоянного тока, обеспечивая эффективное торможение привода.

Обслуживание и уход

Обслуживание и уход за станком предполагают регулярное выполнение следующих обязательных операций:

  • контроль рабочего уровня масла в агрегате и доливка его при необходимости;
  • периодическая протирка открытых металлических частей от масляных подтеков и налета ржавчины;
  • проведение профилактических мероприятий согласно утвержденным графикам обслуживания.

Лишь при условии выполнения этих пунктов удастся обеспечить бесперебойную работу оборудования.

Электросхема

В электрическую схему токарного станка 1А616 включены такие элементы:

  • Плавкие предохранители.
  • Выключатель на входе.
  • Световой элемент для освещения рабочей зоны.
  • Реле напряжения.
  • Контакторы включения и обратного хода.
  • Регулятор включения насоса охлаждающей жидкости.
  • Реле скорости вращения мотора и аналог управления контактором.
  • Трансформатор понижающей конфигурации.
  • Индикатор уровня нагрузки.
  • Выпрямитель.
  • Переключатель узла управления оборудованием.

Металлообрабатывающий агрегат оснащен двумя электрическими двигателями, у каждого из которых имеется свой функционал. Трехфазный мотор ПА22 имеет мощность 0,12 кВт и оборотистость 2800 вращений в минуту. Он служит для включения насоса подачи хладагента в рабочую зону.

Трехфазный аналог А02-41-4 обладает показателем мощности 4 кВт (1430 оборотов в минуту). Его предназначение – обеспечение работы главного привода станка.

Промышленные модели рассчитаны на напряжение 380 В, бытовые варианты агрегируют с электрической сетью 220 В. Под заказ выпускаются модификации, рассчитанные на 500 В.

Токарно-винторезный станок модели 1А616

Общая характеристика станка.

Токарно-винторезный станок модели 1А616, изготовляемый Средне-волжским станкостроительным заводом, является универсальным станком и предназначен для разнообразных токарных работ в условиях индивидуального и мелкосерийного производства, выполняемых в центрах или в патроне, в том числе для нарезания резьб: метрической, дюймовой, модульной и питчевой. Высота центров станка равна 165 мм, а максимальное расстояние между центрами — 710 мм. Наибольший диаметр обрабатываемой детали класса дисков, устанавливаемой над станиной, составляет 320 мм, а максимальный диаметр детали класса валов, закрепляемых в центрах над нижней частью суппорта, не должен превышать 180 мм. Сквозь отверстие шпинделя проходит пруток диаметром до 34 мм. Наибольшая длина обтачивания детали с механической подачей суппорта равна 660 мм, т. е. на 50 мм меньше, чем максимальное расстояние между центрами. Без дополнительных сменных колес на станке модели 1А616 можно нарезать резьбы повышенной точности: метрические с шагом от 0,5 до 24 мм; дюймовые с числом ниток на 1 дюйм от 56 до 1; модульные с шагом в модулях от 0,25 до 5,5 мм и питчевые с шагом в питчах от 128 до 2. Предусмотрена возможность нарезания особо точных резьб путем исключения из кинематической цепи зубчатых передач коробки подач и применения специальных прецизионных сменных зубчатых колес.

Устройство станка

Станина Е установлена на двух тумбах — передней М и задней 3, между которыми расположен поддон 1 (для сбора стружки). В передней тумбе смонтирована коробка скоростей Л, а в задней — электрошкаф Ж. Кроме того, к задней тумбе прикреплен бак И и насос для охлаждающей жидкости, а к передней — главный электродвигатель. В левой головной части станины сверху закреплена передняя бабка Б, а на боковой лицевой части — коробка подач Н. Гитара сменных колес А установлена с левого торца станины. Фартук В с суппортом Г перемещаются по внешним направляющим станины, а задняя бабка Д — по внутренним ее направляющим. Вместе со станком поставляются трехкулачковые самоцентрирующие патроны повышенной точности типа ТМ-165 и ТС-200 соответственно диаметром 165 и 200 мм и поводковый патрон диаметром 250 мм с пальцем и прихватом, а также упорные центры. По особому заказу поставляются подвижный и неподвижный люнеты.

Кинематика станка.

Движение резания.

Привод движения резания у станка модели 1А616 является разделенным. Он состоит из двух клиноременных передач, двенадцатиступенчатой коробки скоростей и переборного устройства. Приводной вал II коробки скоростей связан с электродвигателем мощностью 4,5 квт клиноременной передачей 135—168. Трехваловая коробка скоростей имеет три двойных подвижных блока шестерен Б1 , Б2 и Б3 и одну одиночную подвижную шестерню 55. Вал III получает вращение от вала II через шестерни 41—26, когда блок Б1, как показано на схеме, сдвинут влево, либо через шестерни 39—31 при крайнем правом положении блока Б1 или посредством шестерен 14—55. В последнем случае шестерня 55 вводится в зацепление с шестерней 14, а блок Б1 устанавливается в среднее нейтральное положение. Два двойных блока шестерен Б2 и Б3 позволяют увеличить количество скоростей на выходном валу IV коробки скоростей до двенадцати. Нижний ряд чисел оборотов от 11 до 280 в минуту передается шпинделю, как показано на схеме, через перебор. Вращение от коробки скоростей посредством клиноременной передачи 174—174 сообщается полому валу V и далее через шестерни 34—68, вал VI и зубчатую передачу 20—80 шпинделю VII. Верхний ряд чисел оборотов шпиндель получает при включенной кулачковой муфте Мг непосредственно от полого вала V.

Движения подач.

Движения подач суппорта заимствуются от шпинделя. Вал X получает вращение через шестерни 34—44—22—34. Подвижная шестерня 34 на валу X служит для изменения направления подач суппорта. При смещении шестерни влево вал X получает вращение от блока шестерен Б4, минуя паразитную шестерню 22. Для подачи суппорта сменные блоки шестерен С1 и С2 устанавливаются так, как показано на схеме, и вал XII приводится в движение от вала X через шестерни 30—66—• 36. Теоретически коробка подач может обеспечить 48 скоростей. Однако вследствие близкого совпадения ряда скоростей практически коробка подач дает только 22 различные величины подачи. Промежуточный вал XIX и связанный с ним предохранительной муфтой Мп ходовой валик XXI получают вращение от выходного вала XVII коробки подач через колеса 23—55. Ходовой валик XX/ передает вращение посредством червячной передачи 2—35 валу XXII. Последний связан с валом XXIII колесами 31—53. Мелкозубая муфта М6 служит для включения продольной подачи суппорта. Движение от вала XXIII передается суппорту через муфту М6, колеса 27—53, вал XXIV и реечную передачу 14 — рейка (т = 2 мм). Поперечная подача осуществляется ходовым винтом XXVII (при включенной муфте М5), который получает вращение от вала XXII через зубчатые передачи 50— 35 и 47—13. Движение образования винтовой поверхности.

Для нарезания резьбы с шагом до 6 мм движение, как и при подаче суппорта, заимствуется от шпинделя станка. Резьбы с более крупным шагом нарезаются при включенном переборе с использованием звена увеличения шага. Для этого блок шестерен Б4 смещают вправо, пока его левая шестерня 44 не войдет в зацепление с шестерней 34, закрепленной на полом валу V. В этом случае перемещение суппорта будет осуществляться от вала V. Для нарезания метрической и дюймовой резьбы сменные блоки шестерен С1 и С2 устанавливаются так же, как и при подаче: 30—66—36. При нарезании модульной и питчевой резьбы сменные блоки переставляют так, чтобы движение валу XII передавалось шестернями 36—66—55. Для некоторых шагов резьб применяются и другие варианты установки сменных блоков, при которых движение передается шестернями 25—66—55 или 36—66—30. Когда нарезаются дюймовые и питчевые резьбы (как показано на схеме), кулачковая муфта М2 выключена. Колесо 51 зацеплено с шестерней 30 вала XII, а шестерня 39 на валу XV введена в зацепление с шестерней 39 двойного блока 22—39, свободно сидящего на валу XIV. Для нарезания метрических и модульных резьб включается муфта М2, колесо 51 выводится из зацепления, а шестерня 39 перемещается по валу XV вправо до зацепления с колесом 39, жестко закрепленным на валу XIV. Суппорт получает движение от коробки подач через кулачковую муфту М4, промежуточный валик XVIII и ходовой винт XX. Вспомогательные движения.

Лимб Л продольной подачи суппорта получает вращение от вала XXIV через шестерни 53—17 и передачу 30—30—117 с внутренним зацеплением. Конструкция станка.

Компоновка.

Внутри передней тумбы 9 размещена коробка скоростей 6, которая благодаря наличию продолговатых пазов имеет возможность перемещаться в вертикальной плоскости для осуществления натяжения ременной передачи 3, связывающей приводные шкивы коробки скоростей 6 и передней бабки 4. Натяжение ремней производят гайками 8 после освобождения болтов 7. По окончании регулирования натяжения ремней болты 7 надо закрепить. Главный электродвигатель 1 установлен на плите 12, которая может перемещаться в горизонтальной плоскости по кронштейну 11. Последний закреплен на задней стороне тумбы 9. Для регулирования натяжения ремней, связывающих электродвигатель с коробкой скоростей, следует освободить болты 10 и вращением винтов 13 создать необходимое натяжение, после чего вновь закрепить болты 10. Станина 2 коробчатой формы с П-образ-ными поперечными ребрами имеет две призматические и две плоские направляющие. Коробка подач 5 крепится к станине 2 с лицевой стороны.

Коробка скоростей.

На станке модели 1А616 применена трехвальная 12-ступенчатая коробка скоростей. Приводной вал 13 выполнен за одно целое с малой шестерней Z. На шлицевом конце этого вала консольно установлен шкив 12. На другом конце вала 13 находится двойной подвижной блок шестерен 14. Промежуточный вал 11 также выполнен за одно целое с малой шестерней z1, имеющей, как и шестерня z, 14 зубьев. В средней части промежуточного вала неподвижно закреплены шестерни 6, 7 и 9. Зубчатое колесо 10 может перемещаться по шлицам вала 11. На выходном валу 4 находятся два двойных подвижных блока шестерен 5 и 8 и приводной шкив 3. Блоки шестерен 5 и 8 управляются рукояткой 17, которая имеет четыре фиксированных положения. Фиксация производится подпружиненным шариком 1, западающим в углубления закаленной планки 2. Блок шестерен 14 и подвижное колесо 10 управляются рукояткой 16. Эта рукоятка имеет только три фиксированных положения. Все рабочие валы смонтированы на шариковых подшипниках в корпусе 15 коробки скоростей. Зубчатые колеса коробки скоростей изготовлены из стали 40Х и закалены ТВЧ до твердости HRC 50. К корпусу 15 привинчена привалочная плита 18, с помощью которой коробка скоростей закрепляется на платиках передней тумбы станка.

Смазка коробки скоростей производится разбрызгиванием масла вращающимися шестернями. Масло забрасывается в лотки, укрепленные на корпусе сверху. Из лотка по трубкам масло попадает в необходимые места смазки. Заливка масла в коробку производится через пробку П3, а слив масла через пробку Пс. Уровень масла контролируется по маслоуказателю У.

Передняя бабка.

Шпиндель 18 смонтирован на высокоточных подшипниках качения класса А. В передней опоре шпинделя установлен специальный регулируемый двухрядный роликовый подшипник 17 серии 3182116А, имеющий у внутреннего кольца коническую посадочную поверхность. Регулирование радиального зазора в передней опоре шпинделя осуществляется гайкой 16. При подтягивании гайки внутреннее коническое кольцо подшипника перемещается вперед по конусной шейке шпинделя. Вследствие этого за счет упругих деформаций внутреннего кольца диаметр беговых канавок увеличивается, благодаря чему уменьшается или устраняется зазор между роликами и кольцами. Задняя опора шпинделя состоит из радиально-упорного шарикоподшипника 6 серии 46211А и шарикового упорного подшипника 7 серии 8211 А. Регулирование задней опоры производится гайкой 2. Шпиндель 18 станка модели 1А616 имеет фланцевый передний конец с коническим центрирующим буртиком, выполненным по ГОСТу 2570—58 и обеспечивающим быстросменность установки патронов и надежность их крепления. Приводной шкив 9 закреплен на полом валу 10, который смонтирован на независимых от шпинделя шарикоподшипниках 8. Такой монтаж приводного устройства разгружает шпиндель от изгибающих усилий со стороны клиноременной передачи и ведущей шестерни г перебора, изготовленной за одно целое с полым валом 10. Конструкция задней опоры шпинделя позволяет устанавливать и заменять приводные ремни без демонтажа шпинделя. Для этого снимают защитный кожух 3, отворачивают гайку 2, отвинчивают фланец 4 и с помощью отжимных болтов выпрессовывают буксу 5 из корпуса 1 бабки. В образовавшееся отверстие заводят клиновые ремни для их монтажа или смены. По шлицам переборного валика 11 перемещаются колесо 12 и шестерня 15. Они постоянно связаны друг с другом зубчатой муфтой М. На шпинделе жестко закреплена шестерня 14, которая охватывается зубчатой муфтой 13. При смещении муфты 13 влево ее зубья зацепляются с шестерней г, соединяя шпиндель с полым валом 10. Шестерни 20 и 25 звена увеличения шага соединены в единый блок и могут перемещаться по шлицам вала 19. Широкая паразитная шестерня 22 реверсивного механизма смонтирована на оси 21 на шарикоподшипниках. Подвижная шестерня 24 реверса установлена на шлице-вом конце вала 26. Смазка опор шпинделя производится маслом, поступающим самотеком из резервуара, расположенного в верхней части корпуса по трубам. Подача масла в резервуар производится насосом 23, смонтированным на передней стенке корпуса 1 бабки, на одной оси с валом 26. Смазка шестерен шпиндельной бабки осуществляется разбрызгиванием из масляной ванны. Контроль уровня масла в шпиндельной бабке ведется по маслоуказателю У. Маслоуказатель У1 контролирует работу маслонасоса. Заливка масла в корпус шпиндельной бабки производится через отверстие в крышке, закрываемое пробкой. Спуск отработанного масла осуществляется через пробку, расположенную на задней стенке корпуса.

Коробка подач.

На кинематической схеме станка кулачковые муфты М2, М3 и М4 коробки подач для удобства чтения схемы и большей наглядности показаны как муфты с торцовыми кулачками. В действительности, как видно из рисунка, у этих муфт одна из полумуфт представляет собой шестерню с наружным зацеплением, а другая — зубчатое колесо с внутренним зацеплением. Такая конструкция кулачковых муфт более технологична, надежна в работе и долговечна. Все шестерни коробки подач изготовлены из стали 45 и закалены ТВЧ до твердости HRC 50. Большинство шестерен и блоков шестерен, как подвижных, так и неподвижных, установлены на валах на шлицевых соединениях и только зубчатое колесо 4 и блок шестерен 5 по конструктивным соображениям закреплены на валах посредством сегментных шпонок, а шестерня 25 изготовлена за одно целое с валом. Все валы коробки подач смонтированы на шариковых подшипниках. Вал 11, который посредством жесткой муфты 13 связан с ходовым винтом 14, кроме двух радиальных шариковых подшипников имеет также два упорных прецизионных шариковых подшипника 8 и 10 класса А серии 8105, благодаря чему особое биение ходового винта не превышает 4 мкм. Степень предварительного натяга этих упорных шариковых подшипников регулируется гайками 12. Включение ходового винта или ходового валика производится кнопкой 9 при помощи тяги 7 и вилки 6.

Промежуточный вал 21 соединен с ходовым валиком 17 посредством предохранительной муфты, состоящей из закаленного диска 20 с отверстиями, корпуса 19, шариков 15, пружин 16 и регулировочной гайки 18. Диск 20 жестко закреплен на валу 21, а корпус 19 — на ходовом валике 17. В отверстия корпуса 19 муфты заложены шарики 15, которые посредством пружин 16 и гайки 18 поджаты к отверстиям диска 20. До тех пор пока крутящий момент, передаваемый ходовому валику, не превышает допустимой величины, все элементы предохранительной муфты работают как одно целое и вращаются совместно. Однако как только крутящий момент превысит допустимую величину, шарики 15, преодолевая сопротивление пружин 16, отойдут вправо и диск 20 начнет проскакивать относительно корпуса 19, который совместно с ходовым валиком 17 прекратит свое вращение. Регулировка величины допустимого крутящего момента производится гайкой 18.

Смазка механизмов коробки подач осуществляется под давлением маслом из резервуара, расположенного в верхней части корпуса 3 и прикрытого крышкой 1. Масло подается в резервуар насосом 22, который приводится во вращение валиком 23, связанным с шлицевым валом 24. Из резервуара масло подается к точкам смазки по трубкам 2. Заливка масла в резервуар коробки подач производится по маслоуказа-телю У2 после снятия крышки 1.

Фартук.

В станке модели 1А616 применен фартук закрытого типа упрощенной конструкции, так как в нем нет дополнительного механизма для реверсирования подач. Включение поперечных и продольных подач суппорта производится соответственно мелкозубчатыми кулачковыми муфтами М5 и М6. Муфта М5 поперечной подачи суппорта управляется рукояткой 16, закрепленной на эксцентриковом валике 17. Последний установлен в отверстии стакана 20 и своей эксцентричной шейкой упирается в болт 19. При повороте рукоятки 16 совместно с эксцентриковым валиком 17 они одновременно вместе со стаканом 20 двигаются вдоль оси вала и через шарикоподшипник 15 и втулку 21 перемещают в осевом направлении шестерню-полумуфту 14. Последняя, упираясь в штыри 4 и преодолевая сопротивление пружин 5, входит в торцовое зацепление с шестерней полумуфтой 6, включая поперечную подачу. При повороте рукоятки 16 в первоначальное положение пружины 5 через штыри 4 расцепляют полумуфты 14 и 6, выключая движение подачи. Регулирование правильности включения и выключения муфты М5 производится болтом 19, который после регулировки законтривается гайкой 18. Управление муфтой М6 происходит аналогичным образом. Включение маточной гайки 7 осуществляется рукояткой 12 посредством фасонного диска 13. Обе половинки маточной гайки 7 перемещаются по направляющим типа «ласточкин хвост», которые регулируются клином 8 и винтами 9. Последние контрятся стопорами 10. Диск 11 служит для блокировки одновременного включения подачи от ходового валика и перемещения фартука от ходового винта. При нарезании резьбы от ходового винта реечная шестерня-валик 3 может быть выведена из зацепления с рейкой путем перемещения ее вдоль оси за кнопку 23. Положение шестерни-валика 3 фиксируется шариком 22.

Для отсчета продольных перемещений суппорта на фартуке установлен лимб 1, связанный с приводным диском-шестерней 2 посредством пружинной пластинки 24. Такая фрикционная связь позволяет быстро устанавливать лимб 1 в удобное для отсчета положение.

Заливка масла (индустриальное 20) производится через пробку, расположенную на продольных салазках суппорта. Слив масла осуществляется через пробку, находящуюся в днище корпуса фартука. Уровень масла можно наблюдать по указателю У3.

Для смазки червячной передачи фартука предусмотрена специальная масляная ванна. Смазка мелкозубчатых муфт продольной и поперечной подачи, а также подшипников скольжения осуществляется маслом из резервуара, расположенного в верхней части фартука, через маслоподводящие трубки.

Суппорт

Крестовый суппорт состоит из продольных салазок 1, поперечных салазок 2, средней поворотной части 3, верхней части суппорта 4 и четырех-позиционного резцедержателя 21.

Продольные салазки 1 перемещаются по внешним направляющим станины 24. Для предохранения от опрокидывания и для обеспечения более плавного хода продольные салазки с задней стороны снабжены двумя планками 25 с регулируемыми упорами 26. Закрепление продольных салазок на направляющих станины производится стяжным болтом 8. Ручное установочное перемещение поперечных салазок 2 производится рукояткой 22 посредством ходового винта 18. Для обеспечения возможности устранения зазора между ходовым винтом и гайкой последняя состоит из двух частей — неподвижной 13 и регулируемой 16. Между обеими частями гайки размещен клин 14. Если вследствие износа резьбового соединения возникнет мертвый ход поперечных салазок, освобождают винт 17 и посредством винта 15 подтягивают клин 14. После устранения зазора гайка 16 надежно закрепляется винтом 17.

Быстрый отвод и подвод суппорта в пределах до 8 мм, необходимый при нарезании резьбы и ряде других операций, производится рукояткой 23.

Перемещение верхней части суппорта осуществляется рукояткой 11, закрепленной на винте 6. Гайка 7 жестко связана со средней поворотной частью 3. Величина пере- , мещения верхней части суппорта отсчитывается по лим-бовому кольцу 9, которое удерживается в нужном положении пластинчатой пружинкой 10. Гайки 12 служат для устранения зазора между винтом 6 и корпусом верхней части суппорта. Рукоятка 5 с помощью храповика 20 и кулачка 19 обеспечивает освобождение, поворот, фиксацию и закрепление резцедержателя 21.

Для таких токарно-винторезных станков повышенной точности, как станок модели 1А616, предельное отклонение от параллельности направления движения салазок суппорта оси шпинделя передней бабки составляет 0,02 мм на длине 100 мм.

Задняя бабка

Основными частями задней бабки являются корпус 4, основание 17 и пи-ноль 2. Последняя совместно с центром может перемещаться вдоль своей оси в корпусе 4. От проворачивания пиноль удерживает шпонка 19, входящая в паз а пиноли. Осевое перемещение пиноли производится вручную маховичком 9, закрепленным на винте 5. Последний входит в маточную гайку 6, жестко связанную с пинолью 2. Осевые усилия, действующие на пиноль, воспринимаются упорным шарикоподшипником 7. В конце хода пиноли назад выжимается задний центр 1. Закрепление пиноли в корпусе бабки производится рукояткой 3 посредством втулочно-винтового зажима 18.

Рычаг 8 служит для закрепления задней бабки на направляющих станины станка. При повороте рычага 8 по стрелке б эксцентрик оси 10 перемещает вверх стяжку 12 с винтом 13. Последний приподнимает правый конец рычажной планки 14, которая, будучи связана болтом 15 с корпусом бабки, нажимает через сферическую головку болта 21 на прижим 16. Прижим 16, опираясь на нижние плоскости направляющих станины (на рисунке не показаны), надежно закрепляет бабку. Упор 11 служит для ограничения хода рычага 8 и соответственно поворота эксцентрика оси 10. Для производства особо тяжелых работ задняя бабка может быть дополнительно закреплена гайкой 20.

К задней бабке также предъявляются высокие требования по точности ее монтажа и установки. Например, отклонения от параллельности перемещения пиноли задней бабки направлению перемещения продольных салазок суппорта не должно превышать в горизонтальной плоскости 10 мкм на максимальном вылете пиноли.

© Desti 2006

Рабочий процесс

Движение подачи при работе металлообрабатывающих станков 1А616 происходит от узла шпинделя на суппорт. Коробка передач в состоянии обеспечить функционирование оборудования в 48 диапазонах, официально их указано 22, поскольку некоторые скорости совпадают. Для продольного перемещения суппорта задействуется зубчатая муфта, а в поперечной плоскости – ходовой винт.

Для нарезания резьбы с шагом менее шести миллиметров, суппорт и шпиндель агрегируют между собой напрямую. Обработка больших значений осуществляется при помощи перебора и промежуточного элемента увеличения шага. Основное рабочее движение рассматриваемого оборудования – это режущий момент, совершаемый шпинделем с закрепленной в нем заготовкой. Кроме того, за этот процесс отвечает пара клиноременных передач и блок скоростей на 12 диапазонов.

Обеспечение движения подачи и резания

Движение подачи, которое совершает суппорт токарного станка, сообщается ему от шпиндельного узла. Фактически коробка подач станка данной модели может обеспечить 48 скоростей, но по причине того, что некоторые из этих скоростей совпадают, в паспорте устройства их указано всего 22. Для того чтобы сообщить суппорту продольное перемещение, необходимо задействовать зубчатую муфту, а за поперечную подачу данного узла отвечает ходовой винт агрегата.

Коробка подач 1А616 (нажмите, чтобы увеличить)

В том случае, если на обрабатываемой детали необходимо нарезать резьбу, шаг которой не превышает 6 мм, суппорт связывается со шпинделем станка напрямую. Если необходимо нарезать резьбу с большим шагом, то для связи суппорта и шпинделя включается перебор, и используется промежуточное звено увеличения шага.

Главным движением в данном токарном станке, как и в устройствах других моделей, является движение резания, которое совершают шпиндель и закрепленная в нем заготовка из металла. От этого движения, как уже говорилось выше, приводится в действие и суппорт станка, который может перемещаться в продольном и поперечном направлениях. Основными элементами привода, отвечающего за движение резания, выступают:

  • две клиноременные передачи;
  • 12-ступенчатая коробка скоростей.

Коробка скоростей 1А616

Коробка скоростей токарного станка состоит из трех валов, установленных в узлы с подшипниками, трех подвижных блоков, каждый из которых состоит из двух шестерен, одиночной подвижной шестерни. За счет введения в зацепление шестерен с разными параметрами шпинделю станка сообщаются различные скорости вращения. Вращение от коробки скоростей передается полому валу, а далее, через ряд зубчатых передач — шпинделю станка. В том случае, если шпинделю необходимо придать большие скорости вращения, он напрямую соединяется с полым валом, для чего задействуется специальная кулачковая муфта.

Для управления токарным станком, которое, по отзывам даже начинающих специалистов, не представляет большой сложности, необходимо совершать и ряд ручных операций. К ним относятся:

  • поворот резцедержателя и его установка в требуемое положение;
  • передвижение задней бабки, в которой размещается пиноль станка;
  • установка суппорта в требуемое положение.

Фартук 1А616 (нажмите, чтобы увеличить)

Коробка скоростей

Этот важный узел токарного станка включает в себя три вала, помещенных в отсеки с подшипниками, подвижные болты с шестернями и одиночную активную шестеренку. Скорость вращения выбирается посредством зацепления шестерен с различными параметрами. Динамика передается на вал, зубчатые передачи и шпиндель оборудования. Для увеличения скорости вращения шпинделя, его соединяют напрямую с полым валом при помощи муфты кулачкового типа.

При управлении токарным станком помните о дополнительных механических (ручных) манипуляциях. К ним относится:

  • Поворот держателя резцов и установка его в требуемую позицию.
  • Перемещение задней бабки с размещенной пинолью.
  • Установка суппорта в необходимое положение.

Конструкция и принцип работы (инструкция по эксплуатации)

Токарно-винторезный станок имеет в своей конструкции основные механизмы и элементы, как, например:

  1. Коробка скоростей — имеет 12 передач и располагается на внутренней стенке. Предусмотрено передвижение ее в вертикальном направлении для обеспечения натяжения ремней. Вращения ее механизмов напрямую зависят от двигателя, с которого передается воздействие благодаря клиномеренной передаче. Управление коробкой производится благодаря 2 рукоятям, поворачивающимся влево и вправо, одна из которых может устанавливаться в 4 положения, а другая – в 3.
  2. Передний узел станка — закреплен на передней части неподвижной основы агрегата. Его механизмы вращаются благодаря работе коробки скоростей, воздействие передается через ременную передачу. Главный вал агрегата, благодаря переборным зубчатым колесам, получает 12 вращательных скоростей и еще 12, благодаря зубчатой муфте, итого имеет 24 различные передачи, 3 из которых совпадают с перебором и без его воздействия. Из этого исходит, что главный вал получает 21 скорость. При помощи специальной рукояти осуществляется запуск перебора или муфты. Передняя шейка вала станка имеет конусную форму и находится на специальном подшипнике качения, двухрядном, который может регулироваться, а задняя шейка располагается в однорядном подшипнике. Продольная нагрузка на вал приходится на его шариковую опору, располагающуюся в задней части корпуса.
  3. Фартук агрегата — передвижения каретки и резцедержателя в осевом и перпендикулярном направлениях осуществляются за счет 2-х мелкозубных муфт, расположенных в фартуке. Каретка и резцедержатель приводятся в движение при помощи двух рукоятей, одна из которых отвечает за продольное движение каретки, а другая – за перпендикулярное движение нижней части резцедержателя. Запуск производится поворотом рукоятей на себя, а остановка – от себя. Еще одна рукоять производит запуск маточной гайки. Поднятая вверх, рукоять, осуществляет остановку гайки, а опущенная вниз – включение. Блокирующий механизм, необходимый для предотвращения синхронизированный запуск подачи от валика и ходового винта, также расположен в фартуке аппарата. Благодаря специальной выдвижной кнопке, расположенной там же, осуществляется вывод реечного зубчатого колеса из зацепления с рейкой.
  4. Резцедержатель — перемещается в осевом направлении, следуя направляющим основы станка, и в перпендикулярном, следуя направляющим каретки, благодаря своей крестообразной конструкции. Его движения могут осуществляться механически или при помощи маховика (вручную). Верхняя часть резцедержателя может перемещаться по его направляющим и поворачиваться в обе стороны на 90°.
  5. Задний узел — поддерживает длинные болванки в процессе обработки при помощи центров – статичного и подвижного, — а также закрепляет инструменты для резки. Благодаря рукояти осуществляется закрепление узла к направляющим основы станка. При больших режимах, для надежности крепления, конструкцией аппарата предусмотрены специальные болт и гайка.

Токарный станок 1А616: цена и отзывы

Стоимость рассматриваемого оборудования на вторичном рынке, в зависимости от состояния, комплектации и года выпуска, на вторичном рынке составляет от 40 тысяч рублей и выше.

Отклики потребителей о станке позволяют выделить основные преимущества этой металлообрабатывающей техники. К ним пользователи относят:

  • Многофункциональность.
  • Надежность.
  • Высокую точность обработки.

Среди минусов владельцы указывают на то, что многие операции необходимо настраивать вручную. Кроме того, калибровка и настройка оборудования требует участия специалиста.

Достоинства изделия


Работать на станках можно не только квалифицированным станочникам, но и новичкам. Конструкция ремонтопригодна и имеет большой запас прочности, что исключает быстрые поломки.

Подготовка к работе и наладка на операцию не вызывает труда. Точные описания встречаются в инструкции по эксплуатации. Установка зубчатых колес и на гитары, перебора производится по таблице.

После модернизации модель 1б61а отличается от оригинала эргономикой внешнего вида и выносом на лицевую сторону электрических органов управления.

Основным отличием от винторезных станков 16К20 является обработка изделий меньшего размера и отсутствие ускоренного перемещения.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]