5 самых эффективных способов притирки клапанов

Что такое притирка клапанов и для чего она нужна?

В большинстве отечественных автомобилей, особенно старого образца, 1970–1991 годов, стоят четырёхцилиндровые, восьми клапанные двигатели. То есть, на каждый цилиндр приходится по два клапана – впускной, впускающий в камеру сгорания горючую смесь, и выпускной, выбрасывающий отработанные выхлопные газы в коллектор.

Клапан автомобиля, похож на гвоздь с широкой шляпкой, которой он и затыкает отверстие в камере сгорания. Шляпка или правильнее – тарелка клапана плотно прилегает своим краем (фаской) к седлу – кромке отверстия, в которое он установлен. Чем чище и ровнее края тарелки и седла, тем лучше клапан закрывает отверстие, а значит мощность двигателя, без потерь, направляется на движение поршней.


Со временем, края тарелки и седла покрываются копотью и нагаром, что нарушает герметичность камеры сгорания. Это отрицательно сказывается на мощности и экономичности двигателя, увеличивается расход масла.

Если не чистить регулярно клапана, то раскалённые выхлопные газы, рано или поздно расплавляют саму тарелку, приводя клапана в негодность, а следовательно и весь двигатель.

Так как процедура снятия головки двигателя довольно трудоёмкая, имеет смысл объединять работы, проводимые с её узлами и деталями. Например, при замене прокладки головки двигателя, можно заодно поменять маслосъёмные кольца на поршнях и почистить клапана.

Необходимость чистки определить визуально трудно, но есть простой способ понять насколько это необходимо. Нужно налить в камеры сгорания, прямо на тарелки клапанов, керосин или бензин и оставить их так на 12 часов. Если жидкость за это время вытекла, то это означает что она просочилась между тарелкой и седлом, а значит чистка и притирка необходимы.

В целом же, считается, что клапана нужно чистить и притирать каждые 50000 км пробега. Но и эта цифра неточная, так как играет роль манера использования двигателя, ведь он может работать при сильных, спортивных нагрузках, а может и в щадящем режиме на хорошем, чистом топливе.

Для чего притирать клапаны

В процессе работы на тарелках клапанов, а также на седлах образуется нагар. Он препятствует герметичному закрытию впускного и выпускного клапана. Для нормальной работы двигателя это очень важно. Ведь после того, как на такте впуска топливно-воздушная смесь была втянута в камеру сгорания, поршень сжимает ее, поднимаясь в свою верхнюю мертвую точку. Впускной и выпускной клапаны должны быть закрыты. Чем сильнее будет степень сжатия, тем эффективнее и экономнее будет работа двигателя. Разумеется, при неплотной посадке впускного клапана в седло максимального сжатия и эффективного сгорания смеси уже не будет со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Что касается неплотного прилегания выпускного клапана, то в этом случае будет происходить не только нарушение герметичности на такте сжатия, но и прорыв расширяющихся газов из камеры сгорания после воспламенения заряда. Раскаленные газы оплавляют выпускной клапан, двигатель теряет мощность, так как часть газов не толкает поршень, а вылетает в выпуск. Такие последствия являются ответом на вопрос, что будет, если клапана не притерты.

Однако для того, чтобы исправить положение, нет особых сложностей. Больше времени и сил приходится расходовать на снятие головки блока цилиндров и самих клапанов. Кроме того, высока вероятность отсутствия необходимости притирать каждый из них.

Способы притирки

Существует несколько способов притирки. Каждый имеет свои особенности, которые описаны ниже.

Ручные фрезы

Ручная фреза представляет собой палочку с присоской на конце. Процедура проста, как добывание огня. Резиновая присоска устанавливается на тарелку клапана, фаска тарелки и седло предварительно обрабатываются специальной притирочной пастой и начинается вращение полоски между ладонями – влево, вправо. На нормальный клапан, обычно уходит от 15, до 20 минут.


Применяют такой способ самые настоящие ценители раритетных авто, получая от этого процесса моральное удовольствие. При таком способе притирки невозможно испортить саму тарелку, шток клапана или седло. Визуально, после обработки фаска тарелки становится матовой, как и седло.

Станки

Существуют специальные мобильные станки для притирки клапанов. Применяют их профессиональные автослесари, в своих мастерских. Это устройства типа: VM1150, VM1200, VM1350, VM1500 или VM1600. Отличаются они размерами обрабатываемых тарелок и глубиной погружения. Есть также специальные стенды для притирки клапанов, типа Р-23.74, они способны обрабатывать сразу по 8 клапанов, и рассчитаны на самые разные модели автомобилей – от легковых до большегрузов.

Верстак и трубка с Т-образной ручкой

Трубка с Т-образной ручкой – ещё одно устройство используемое для бережной притирки клапанов раритетных авто. В данном случае на конце трубки имеется крепление для стержня, а за ручку производится вращение клапана в седле. Способ не терпит спешки и силы. Он снимает минимальный слой с хрупкой и тонкой тарелки клапана. Но времени при таком способе затрачивается довольно много.

Использование дрели

Использование электрической дрели – самый спорный способ в среде профессиональных автомастеров. При этом способе шток клапана зажимается в самом патроне дрели или через гибкий резиновый шланг. Дрель при этом должна быть реверсивной, с возможностью вращать шток в обе стороны на сверхмалых скоростях. Несомненно, данный способ значительно сокращает время на притирку – на один клапан уходит от 1 до 2 минут. Но есть риск поцарапать тарелку или седло, оставить на них глубокие царапины или вообще, сломать шток клапана.

Важно! Выполнять притирку с помощью электрической дрели могут только профессионалы, на глаз способные определить качество и обладающие твёрдой рукой, привычной к работе с данным инструментом.

Процесс притирки

Вначале снимаем с двигателя головку. Далее с головки снимается распредвал, регулировочные шайбы или гидрокомпенсаторы.

Следующим этапом является разсухаривание клапанов. Для этого применяют либо приспособление, либо же они выбиваются проставкой.

После этого снимаются крепежные тарелки и пружины. Сам клапан извлекается из головки для оценки его состояния и состояния седла.

Если он не имеет следов подгорания и не изогнут его стержень, то менять его необязательно, он подойдет и для дальнейшего использования.

Седло тоже нужно осмотреть на наличие следов подгорания. Если следы подгорания седла имеются, его поверхность вначале обрабатывается шарошкой.

После удостоверения, что подгорания на поверхностях нет, начинают процесс притирки.

Для этого на фаску клапана наносится немного пасты для первичной обработки.

Далее он ставится на место, а на его стержень надевается приспособление для притирки. Если оно самодельное, то резиновую трубку на стержне нужно зажать хомутом.

Затем приспособлением клапан поджимается к седлу и начинается притирка.

Для этого за вороток клапан проворачивается на 180 град., после проворачивается в обратную сторону. Такими движениями и производиться притирка.

На обработку поверхности одним типом пасты уходит примерно 5-7 мин. времени.

Периодически положение клапана меняется. То есть, его нужно провернуть примерно на 90 град. от крайнего положения при притирке, после чего снова продолжается процесс с проворотом его на 180 град. и возвратом обратно.

Механизировать процесс путем использования дрели с насадкой на стержень клапана не желательно.

Дрели обычно имеют большие обороты, поэтому при притирке ею существует вероятность перегрева седла и фаски клапана.

В таком случае лучше подойдет шуруповерт. Но круговое движение, которое будет обеспечиваться дрелью или шуруповертом, при притирке не рекомендуется, данную операцию лучше производить путем полуоборота клапана с последующим проворотом в обратную сторону, то есть ручную притирку.

После притирки черновой пастой, поверхности тщательно очищаются ветошью, чтобы удалить остатки пасты.

Затем на фаску клапана наноситься паста для чистовой обработки и процесс притирки повторяется.

Успешным результатом проведенной притирки будет являться равномерный серый матовый цвет притираемых поверхностей без каких-либо следов раковин или царапин.

Так по одному притираются все клапаны как впускные, так и выпускные. Особой разницы в том, на каком двигателе автомобиля выполняется данная операция — нет.

Процесс притирки клапанов одинаков как для ВАЗ-2106, так и для ВАЗ-2109 и более поздних моделей.

Разницу в сложности работ у этих авто может составлять разве что процесс снятия ГБЦ, подготовка к притирке, ну и удобства доступа приспособлением к клапанам из-за несколько отличающихся форм головки блока цилиндров.

Какую притирочную пасту использовать?

На заре автомобилестроения для притирки клапанов использовалась пыль от алмазных кругов, смешанная с машинным маслом. На сегодняшний день данные смеси заменяются разнообразными пастами для притирки. Отличаются они содержанием абразивных элементов, размеров фракций и соответственно ценой.

Выбирается паста в зависимости от степени загрязнения, качества и марки металла клапанов, года выпуска и модели двигателя. Также имеет значение способ притирки – ручной или механический.

Немаловажный фактор выбора пасты – это опыт мастера. К примеру, новичок, используя крупнозернистую пасту, может легко испортить клапан или седло. Поэтому для начинающих мастеров рекомендуется применять мелкозернистую пасту, при этом на притирку таким средством времени уходить будет больше.

В автомобильных магазинах для первичной притирки продается крупнозернистая паста под названиями «Классическая» или «Алмазная». Для финишной притирки используется паста «ФАБО» – финишная антифрикционная безабразивная обработка. Эта паста продаётся в комплекте из двух тюбиков, с крупными фракциями и шлифовочная.

Существуют и многофункциональные пасты типа «ABRO Grinding Paste GP-201». Ей можно не только шлифовать клапана, но и очищать металлические детали от ржавчины и даже использовать для заточки режущих инструментов, например, рубанков. Её цена намного ниже специальной «ФАБО», так что, как говорится, в хозяйстве пригодится.


Пасты «PERMATEX» или «Done Deal» используются также для полировки хромовых деталей, так как в их составе не технический алмаз, а карбид кремния.

Важно! Перед покупкой пасты, нужно внимательно прочитать её состав и спектр применения.

Если ремонт застал водителя без пасты, а притирку отложить невозможно – двигатель уже разобран, можно смешать с маслом абразив счищенный с обычной, мелкой шкурки, а для финишной полировки использовать пасту Государственного Оптического Института или более известную под названием, паста ГОИ.

Что учесть при выборе притирочной пасты

ПП отличаются друг от друга массой параметров.

Технические характеристики:

  • Цена и качество. Высококачественные смеси легче наносить и дольше затвердевают после разбавления. Однако они еще и дороже. Более дешевые смеси следует использовать сразу после разведения, так как они быстро застывают и теряют свои полезные технические свойства. Однако они могут сэкономить вам дополнительные деньги, что может быть важно в некоторых ситуациях.
  • Состав материала. Стандартные смеси без присадок используются для обработки бензиновых двигателей. Если вы имеете дело с дизельным двигателем, вам следует приобрести смесь, которая также содержит алмазную стружку. Дизельные двигатели изготавливаются из сверхпрочных сплавов, поэтому для их обработки требуется особо острый абразив. Для очистки диска и посадочного места дизеля используйте обычную смесь, однако для этого придется приложить дополнительные усилия и время обработки увеличится в 4-5 раз.
  • Размер зерна. Этот параметр принципиален. Крупнозернистые составы используются для крупнозернистой затирки и обработки деталей из прочных металлических сплавов (легированной стали). Однако крупнозернистые смеси нельзя использовать для обработки деталей в хорошем состоянии: в этом случае смесь может вызвать дальнейшие повреждения и микротрещины. Мелкозернистые смеси подходят для отделки деталей и для работы с клапанами в хорошем состоянии. Если деталь прочная, мелкозернистой смесью будет сложно пользоваться. Новичкам рекомендуется покупать печатные платы со средним размером зерна – такая паста хорошо обрабатывает все основные сплавы, и риск образования дефектов минимален.

Для гаражей рекомендуется приобретать большую упаковку – это сэкономит лишние деньги.

Проверка качества притирки

Как уже упоминалось, только профессионал сможет на глаз понять, насколько качественна была проведена притирка клапанов. Но даже они, проверяют притирку тарелки с седлом с помощью керосина, бензина или просто солярки. Для этого головка цилиндров устанавливается строго горизонтально на ровной поверхности, а в цилиндры наливается жидкость. Если через 12 часов в одном из цилиндров уровень керосина значительно уменьшился, придётся повторить притирку обоих клапанов ещё раз. Если клапанов в цилиндре 4, то есть 2 впускных и 2 выпускных, то притирку надо будут повторить на всех 4.

Есть мнение, что притирку клапанов, нужно делать не только после 50000-60000 км пробега, но и на новых автомобилях. Понятно, что процедура не требуется на бюджетных седанах или других обычных машинах. Но она обязательна, на спортивных болидах, так как там, играет роль, каждый кПа компрессии, каждая лошадиная сила. Так что, при подготовке спортивного автомобиля к гонкам, без притирки клапанов не обойтись. И вот тут проверка заключается не только в визуальном или керосиновым тесте, но и на гоночном треке.

Особенности притирки

Независимо от марки пасты для притирки клапанов стоит придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Перед началом работ необходимо как можно более равномерно прижать притираемую деталь к слою притирочной пасты.
  2. Притираемый элемент следует в процессе притирки постоянно прижимать, до появления излишков состава в зазоре между деталями.
  3. Вращение притира должно производиться до тех пор, пока усилие перемещения сопрягаемых частей не уменьшится: это свидетельствует о том, что абразивные частицы выдавлены из зоны обработки, и там находится только масляная или водная связка.
  4. Если притирку необходимо продолжить, то старую пасту удаляют, и наносят свежую.

Контроль качества притирки клапанов в домашних условиях можно выполнить двумя методами – «на карандаш» и «на керосин». В первом случае на поверхность, используя мягкий карандаш, наносят до шести рисок, которые должны располагаться в радиальном направлении. Притёртые детали накладывают, и выполняют 2…3 оборота. Если риски остались, притирку необходимо продолжить. Для проверки «на керосин» сопрягаемые детали насухо вытирают и размещают на листе чистой белой бумаги, после чего в зазор вливают немного керосина. Если через 6…7 часов на противоположной стороне следов керосина нет, притирка может считаться завершённой.

Популярные марки ПП на российском рынке

В России продается много марок полипропилена, которые могут сильно отличаться друг от друга. Ниже мы рассмотрим некоторые популярные марки макаронных изделий.

ВМП Классическая

Самая популярная марка притирочных абразивов на российском рынке. Этим материалом можно обрабатывать как дизельные, так и бензиновые двигатели. Его можно использовать как для черновой, так и для окончательной отделки. Средний размер зерна составляет 70-90 мкм, однако при обработке зерно уменьшается в 5-10 раз, что является большим преимуществом (за счет этого обеспечивается универсальность теста). ПП не портится при хранении, удобен в использовании. Бренд выпускается в виде пластиковых туб с носиком, а также в пакетиках. Стоимость большого тюбика весом 400 грамм – 700-800 рублей.

ВМП Профессиональная

это улучшенная модификация предыдущей марки. Подходит только для обработки бензиновых двигателей (для обработки дизельных двигателей рекомендуется использовать другую марку ВМП «Алмазная»). Его можно использовать для черновой или чистовой обработки. Средний размер фракции составляет 45-75 мкм, и в процессе обработки фракции уменьшаются в размерах. Бренд профессиональный – его можно использовать для обработки двигателей простых и гоночных автомобилей. Кроме того, пасту можно использовать для протирания клапанов грузовиков, автобусов, различной военной техники. Паста выпускается в тубах и пачках. Стоимость тюбика массой 400 грамм варьируется от 900 до 1200 рублей.

ВМП Алмазная

ПП этой марки содержит алмазные хлопья. Таким образом, он может работать с прочными дизельными двигателями. Но не рекомендуется использовать его для затирки бензиновых двигателей: крупинки материала оставят царапины, что может привести к поломке клапана. Отметка используется для черновой или чистовой обработки. Не рекомендуется смешивать ПП с другими составами. Выпускается в четырех различных вариантах (тубы с составом + мешок по 1 кг). Стоимость большого тюбика весом 400 грамм варьируется от 1300 до 1800 рублей.

ABRO GP-201

ABRO GP-201 выпускается в виде банок, где общий вес двух смесей составляет 140 г. Каждая банка разделена на две секции:

  • Использовать PP просто: сначала вы используете COARSE, а затем FINE. Этот метод обработки позволяет производить эффективную, экономичную и быструю зачистку.
  • Второй раздел содержит еще одну печатную плату под названием FINE. Этот состав относится к разряду мелкозернистых, и с его помощью проводится заключительная работа.
  • Первый раздел содержит Грубую пасту. Этот состав грубый и используется для черновых работ и тяжелой арматуры.

ABRO GP-201 не портится при хранении. ПП относится к категории термостойких, поэтому может выдерживать высокие температуры, которых может достичь мощный двигатель во время работы. Стоимость одной такой баночки от 200-400 рублей.

Притирочно-абразивный материал Done Deal

По составу этот материал аналогичен пасте ABRO GP-201:

  • Для затирки швов человек использует сначала среднюю смесь, а затем мелкую.
  • Вторая секция сохраняет мелкозернистую смесь.
  • Пакет разделен на два независимых раздела.
  • В первом разделе представлена ​​универсальная среднезернистая смесь.

Done Deal подходит для обработки бензиновых двигателей. Смесь не содержит крупных фракций и поэтому не рекомендуется для использования на сильно поврежденных клапанах. В одну упаковку входят 2 одинаковых туба общим весом 50 г. Стоимость одной упаковки 300-500 руб.

ГОИ

это абразивная паста на основе оксида хрома и стеарина. Подходит для всех бензиновых двигателей. Средняя стоимость 1 упаковки 100-200 руб. Доступен в трех вариантах, в зависимости от размера зерна:

  • Новичкам рекомендуется отдать предпочтение среднезернистому универсальному ПП, причем обработка может производиться за один прием.
  • Опытные люди должны покупать крупнозернистый и мелкозернистый ГОИ, причем обработка должна производиться в два этапа.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]