Смазка – обязательный пункт ухода за станками с ЧПУ


Когда нужна смазка для станков ЧПУ?

Чтобы обеспечить долговечность станков, важно регулярно ухаживать за ними. В уход входит и периодическая смазка всех узлов устройства. Очищать рабочую поверхность нужно после каждой эксплуатации станка, а смазывать его хотя бы после каждого третьего использования. Можно и чаще, это не повредит механике.

Системы смазки ЧПУ-станка

Рычажковая

Данный вариант является наиболее распространенным. Популярность объясняется относительно недорогой ценой и доступностью в магазинах. Использовать можно на любых станках с ЧПУ, отличающихся наличием рельсовых направляющих (профильных).

Смазка представлена в виде пластикового контейнера, имеющего рычажок. Именно в него и заливается масло. Как только нажимается рычаг, начинается подача состава в каретку, и происходит она по всем направляющим.

ВАЖНО! На ось Y давление больше по сравнению с осью X, поэтому может произойти переизбыток смазки. Во избежание этого рекомендуется выполнить следующие действия:

  • затянуть все винты регулировки перед началом работы;
  • отрегулировать подачу масла по всем направляющим (винты нужно откручивать постепенно);
  • спустя 3–4 дня после первой подачи все направляющие очищаются от пыли, затем рычаг снова нажимается, а смазка прогоняется по всем осям устройства;
  • после всех действий достаточно нажимать на рычаг каждый месяц.

Цифровая

Данная система по многим характеристикам схожа с рычажковой и отличается наличием следующих деталей:

  • прозрачный контейнер из пластика, предназначенный для заливки масла;
  • регулировочные винты для настройки уровня давления.

Основное отличие цифровой системы заключается в том, что оператору не нужно самостоятельно нажимать на рычажок, смазка происходит автоматически. Установить время подачи масла можно на электронном блоке. Масло подается по установленному графику.

Главное преимущество цифрового варианта — минимизация человеческого фактора и ошибки (а это является самой популярной причиной неисправности станков).

Централизованная

Самая эффективная и в то же время экономичная смазка, поскольку не требует много внимания и абсолютно неприхотлива. Ее также можно применять и в лазерных станках с ЧПУ.

Принцип работы централизованной смазки следующий:

  • масло закачивается в насос (происходит это с помощью шприцев);
  • когда станок работает, он самостоятельно регулирует количество масла, подаваемое в узлы, при этом перелив не допускается.

ВНИМАНИЕ! Роль человека заключается в отслеживании остатков масла в насосе. Если оператор заметил, что направляющие стали сухие, нужно срочно пополнить емкость для масла. Иначе при долгом отсутствии смазки устройство может выйти из строя.

Система центральной смазки

Система центральной смазки (ЦСС) – наиболее распространённый механизм для обслуживания станков металлургической, тяжёлой и лёгкой промышленности, бумажно-целлюлозных комбинатов, приборостроительных заводов. Централизованная смазка не избавляет от необходимости следить за процессом смазки или пополнять резервуар, однако во многом ускоряет и облегчает процесс ухода за станками и их обслуживание. Насос, который нагнетает смазку в магистраль, приводится в действие с помощью зубчатых передач от главного привода станка.

Система центральной смазки может быть использована как на отдельных агрегатах, так и на целых участках производства.

В зависимости от возможности повторного использования смазки ЦСС подразделяют на проточные и циркуляционные.

Основные типы централизованных смазочных систем:

  • Централизованная импульсная – применяется для направляющих, подшипников качения и скольжения.
  • Централизованная последовательная – направляющие, подшипники качения.
  • Циркуляционная с регуляторами потока — высокооборотные тяжелонагруженые шпиндельные узлы.
  • Циркуляционная с дроссельным дозированием – КПП, зубчатые передачи.
  • Циркуляционная с многопоточными насосами – гидростатические подшипники, узел «винт-гайка» тяжелых станков.

Система смазки станка централизованного типа обеспечивает экономию смазочного материала, сокращение производственных остановок и уменьшение износа оборудования за счёт точного и своевременного смазывания узлов.

Какую смазку для ЧПУ-станков использовать?

Смазки отечественного производителя делятся на литиевые, углеводородные и бариевые. Оптимальными по совокупности эксплуатационных характеристик для станков с ЧПУ являются литиевые. Они получили популярность не только в России, но и во всем мире.

Также для смазки фрезерных станков используются индустриальные масла, которые получают с помощью переработки нефти И-20 и И-30. Такие масла характеризуются рядом преимуществ:

  • густотой и вязкостью, которые способны менять свои показатели под температурным воздействием;
  • плотностью — отвечает за передающие свойства масла;
  • температурой вспышки — показатели температуры, при которых масло способно воспламениться (чем выше показатели, тем экономичнее расходуется смазочный материал);
  • температурой застывания — при этой температуре смазка становится неподвижной;
  • зольностью — характеризует чистоту масла;
  • процентом содержания серы — чем меньше серы, тем выше качество масла.

Какие масла подойдут для ШВП

Среди отечественных смазок, подразделяющихся на литиевые, бариевые и углеводородные, самыми популярными считаются литиевые, с совокупностью ценных эксплуатационных качеств. Поэтому литиевые смазки получили всеобщее признание в мире, как идеальные. В их числе Литол-24 – средство представляет мягкую мазь, имеющую вишневый или же коричневый цвет. К этому классу смазок относятся ШРУС-4 и Фиол-2У.

А как насчет «Циатим-201»? Эту многоцелевую смазку, сохраняющую свои свойства при низкой температуре – до – 60°С, применяют в узлах трения, скольжения и качения. Благодаря этому, ее применяли на Крайнем Севере.

Но эта литиевая смазка механически нестабильна. Лучше предпочесть несколько зарубежных аналогов этой смазки: BP Energrease, Mobil Мobiltemp, AeroShell Grease, Teboil 0-Grease. Есть аналоги и среди отечественных средств – Зимол, Эра, Лита, МС-70 и другие.

В процессе ухода за ШВП применяют Molykote Multilub – многофункциональную смазку, изготовленную из минерального масла, а литиевое мыло взято в качестве загустителя. Её главные достоинства:

  • повышенная несущая способность;
  • низкая летучесть масла;
  • хорошая стойкость к процессу окисления;
  • наличие среди компонентов противозадирных присадок;
  • смазанные нею узлы, работают длительное время без ремонта и дополнительных смазок.

Продукт выпускается в расфасовке 100 и 400 г, 1, 5, 20, 50 и 180 кг.

Если внимательно прочесть техническую документацию (а это нужно делать обязательно), можно узнать о расширенной сфере применения Molykote Multilub:

  • линейные подшипники станков;
  • смазка хорошо ложится на подшипниках шпинделей, направляющих;
  • нею можно смазывать различные узлы трения;
  • смазываются подшипники у электродвигателя и вентилятора, зубчатая передача (открытая и закрытая), шпоночные соединения.

И это далеко не все преимущества масла.

Ещё один отличный продукт фирмы Molykote

Фирмой Molykote (Нидерланды) производится также дисперсия Multigliss Spray в упаковке 400 мл, что удобно для частного лица, имеющего дома единственный станок с ЧПУ. А предприятия с большим парком покупают расфасовку 5 л.

Для крупных предприятий отрасли, где станки в большом количестве, есть смысл приобретать дисперсию Molykote Multigliss, объёмом 200 л. Кстати, большая расфасовка не всегда есть в наличии, поэтому стоит на сайте заказать уведомление о её поступлении на склад.

Периодичность смазки узлов станка с ЧПУ

Каждодневная смазка включает в себя следующие этапы:

  • Очистка рабочей поверхности. Все направляющие и ходовые тщательно очищаются от отходов обработки и пыли.
  • Эти детали, а также узлы смазываются по всей длине. При смазке нужно учитывать все оси. Для этого можно применить кисточку либо ветошь, но лучше делать это шприцем или спреем.
  • Прогнать портал станка несколько раз для распределения масла по всей поверхности устройства.

ВАЖНО! Ежедневные технические осмотры проводить не рекомендуется. Также для сохранения функционирования станка не стоит смешивать масла, отличающиеся по составу.

Два раза в год рабочую поверхность очищают от остатков смазочного материала. Особое внимание стоит уделить ходовому винту и линейному подшипнику. После нанесения средства для очистки данный узел перемещают до упора. Новый состав можно наносить только после проведения этих манипуляций.

Ошибки и способы их избежать

Главная ошибка оператора станка — отсутствие регулярной смазки устройства. Чтобы это исправить, стоит тщательно очистить все составляющие, а только потом наносить масло.

Также губительным для станка будет смешивание разных составов масел. От этого портятся и конструкция узлов, и даже периферические материалы. Если же это произошло, нужно постараться очистить все смазанные части (скорее всего, это придется сделать несколько раз, так как масло быстро не уйдет), а после этого использовать масло однородного состава.

Еще одна ошибка — смазка только определенного участка станка, отсутствие распределения по всему устройству. В этом случае оператор будет уверен в том, что станок обслужен и его можно нагружать по полной. А на самом деле многие детали останутся загрязненными пылью и отходами. Поэтому при смазке важно прогонять все направляющие и оси.

Смазка поможет продлить функционирование станка даже при высоких нагрузках. Важно делать это регулярно с соблюдением всех правил.

  • 09 ноября 2020
  • 1761

Выбор масла

Если узнать тип масла, указанный в паспорте станка, не представляется возможным, то смазочную жидкость выбирают с учетом типа оборудования, места его расположения и способа установки, материала трущихся поверхностей, диапазона рабочих температур. Так, горизонтальные и вертикальные направляющие скольжения смазывают антискачковым материалом 68-го и 220-го классов вязкости по ISO соответственно. Для смазки линейных направляющих используют жидкость, выбранную с учетом особенностей конструкции станка, скорости перемещения подвижных частей, удельных рабочих нагрузок. Особо нагруженные узлы и механизмы требуют смазывания высоковязкими противозадирными маслами, скоростные – жидкостями малой вязкости с улучшенными антифрикционными свойствами. Подобрать подходящее масло для любого станка можно в каталоге компании ROLF Lubricants GmbH.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]