Развальцовка труб: тонкости технологии и основные инструменты
Специалистам часто приходится изменять как конфигурацию, так и другие геометрические параметры трубопроката для решения различных задач. Чаще всего для изменения формы и размеров трубного изделия используется такая технологическая операция, как развальцовка. Следует иметь в виду, что данная операция в корне отличается от той, которую называют вальцовкой, причем различия эти существенны.
Концы этих медных труб развальцованы: расширены до определенной формы и подготовлены для соединения
Вальцовка труб
Вальцовка, она же вальцевание, – важная технологическая операция, нужным образом (а именно – пластически и радиально) деформирующая трубы, придавая их поперечному сечению заданную форму профиля (его сечение).
Получить коммерческое предложение
Процедура вальцовки труб
В промышленности вальцовка труб осуществляется посредством использования особых станков, которые за счет специальных приспособлений и систем, называемых валками (выполнены из сортов сплавов высокой прочности), пластично модифицируют трубы в поперечном сечении, меняя его форму и диаметр (размеры).
На Новомосковском ЗМК применяют станки, оборудованные одним, двумя, тремя, четырьмя валками различных типов (модификаций). Требуемый радиус изгиба и/или его угол обеспечивается валками соответствующих габаритов и параметров, например:
- Т – предназначены для обработки профиля круглого сечения диаметром от 5,6 до 12,5 мм;
- СТ – с помощью такого валка на ограниченную глубину обрабатывается профиль диаметра (внутреннего) от 6 до 11 мм;
- 5Р – для профиля с тонкими стенками и др.
Как происходит вальцовка труб
Вальцевание давно уже стало классикой обработки листов и длинномерных изделий круглого сечения.
Данная технологическая операция на Новомосковском ЗМК отработана до мелочей, благодаря чему отвечает высоким стандартам качества и гарантирует долгий срок службы прошедших вальцевание изделий.
Заводская вальцовка трубы технически допустима для всех видов материалов, из которых они изготавливаются. Это:
- некоторые марки нержавеющей стали;
- углеродистые сорта стали;
- цветные металлы – медь, алюминий и т. д.;
- сталь, подвергнутая оцинковке;
- сплавы.
Опытные специалисты Новомосковского ЗМК выполняют не только вальцовку труб различных модификаций, но и сопутствующие данному технологическому процессу операции, связанные с обработкой концов труб, такие как:
- развальцовка, представляющая собой надежное закрепление труб из разных материалов посредством вальцов или иных приспособлений и механизмов (например, современный токарный станок);
- завальцовка, представляющая изменение первоначального диаметра изделия с круглым сечением.
Особенности вальцовки на Новомосковском ЗМК
Новомосковский ЗМК располагает опытными кадрами, регулярно повышающими свой квалификационный уровень, и необходимым техническим оснащением, отвечающим строгим европейским стандартам.
Благодаря современным технологическим процессам и работе опытных мастеров каждый вид работ, связанных с гибкой труб из любых пластичных материалов, осуществляется оперативно и качественно.
Любая технологическая операция выполняется в полном соответствии со всеми требованиями, предусмотренными для конкретного вида технологического процесса, с обязательным прохождением подготовительной стадии.
Стоимость вальцовки труб
Количество | Наружный диаметр трубы | Стоимость за 1 погонный метр |
от 50 до 500 | 18 | 150, 00 руб. |
более 500 | 120, 00 руб. | |
от 50 до 500 | 20 | 150, 00 руб. |
более 500 | 120, 00 руб. | |
от 50 до 500 | 22 | 150, 00 руб. |
более 500 | 120, 00 руб. | |
от 50 до 500 | 25 | 150, 00 руб. |
более 500 | 120, 00 руб. | |
от 50 до 500 | 28 | 180, 00 руб. |
более 500 | 150, 00 руб. | |
от 50 до 500 | 30 | 180, 00 руб. |
более 500 | 150, 00 руб. | |
от 50 до 500 | 32 | 180, 00 руб. |
более 500 | 150, 00 руб. | |
от 50 до 500 | 34 | 180, 00 руб. |
более 500 | 150, 00 руб. | |
от 50 до 500 | 38 | 180, 00 руб. |
более 500 | 150, 00 руб. | |
от 50 до 500 | 40 | 220, 00 руб. |
более 500 | 180, 00 руб. | |
от 50 до 500 | 42 | 220, 00 руб. |
более 500 | 180, 00 руб. | |
от 50 до 500 | 45 | 220, 00 руб. |
более 500 | 180, 00 руб. | |
от 50 до 500 | 50 | 220, 00 руб. |
более 500 | 180, 00 руб. |
Развальцовка и вальцовка
Прежде всего, следует понимать, что развальцовка труб не может называться вальцовкой, так как суть у этих технологических операций совершенно разная.
- Вальцовка, для выполнения которой используется специальный вальцеватель (станок, оснащенный рабочими валками), – это технологическая операция, в процессе которой осуществляется деформирование листового проката или металлической трубы в радиальном направлении. При помощи такой операции, в частности, из листового металла формируют изделия цилиндрической или конической формы, а также изготавливают из круглого трубопроката изделия с другой формой поперечного сечения.
- Инструмент для развальцовки не содержит в своей конструкции рабочих валков, а суть самой процедуры заключается в том, что пластической деформации подвергается только конец трубы, при этом его внутренний и наружный диаметры увеличиваются до требуемых параметров. Необходимость в выполнении такой операции чаще всего возникает в тех случаях, когда два отрезка трубы требуется надежно соединить между собой.
Разновидности развальцовки трубок
Чтобы получить надежное и герметичное соединение двух труб, используют различные методы – пайку, применение накидных муфт и других фитинговых элементов и т.д. В некоторых из таких случаев (в частности, при пайке и использовании накидных муфт) концы трубных изделий необходимо расширить. Для выполнения этой процедуры и требуется развальцовщик.
Многие домашние мастера под развальцовкой подразумевают и другие технологические операции, целью которых также является пластическая деформация отдельного участка трубного изделия. Сюда можно отнести, например, завальцовку и гибку.
- Завальцовка – процедура, подразумевающая не расширение, а сужение края трубы. При этом используется метод простого обжатия, для чего применяют обычные клещи или миниатюрные вальцы. Необходимость в выполнении такой операции возникает в тех случаях, когда на конце трубы надо нарезать резьбу, используя для этого ручной инструмент.
- Гибка – технологическая операция, для выполнения которой используются специальные устройства с рабочими вальцами и которую часто также называют развальцовкой, хотя это в корне неправильно. Целью гибки, которой могут подвергаться как мягкие медные трубки, так и трубопрокат из стали и других металлов, является не расширение, а изгиб отдельной части изделия под требуемым углом.
Таким образом, под вальцовкой и развальцовкой следует понимать совершенно разные технологические операции.
Развальцовка трубок в процессе установки кондиционера
В каких случаях применяют развальцовку
Есть несколько причин, по которым необходимо обращаться к этому методу.
Чтобы получить разъемный стык. В кондиционерах, холодильных установках, гидравлических и других системах, где положен контроль за рабочей жидкостью, применяют соединение труб при помощи муфт. Если нужно уйти от сварки цветных металлов или сварки в целом.
Применение пайки на медных трубках. Эффективно спаять две трубы можно только при условии достаточного соприкосновения их поверхностей. Это достигается либо вставкой одного диаметра в другой, либо (при одинаковых диаметрах) развальцовкой торцов и увеличением площади прилегания элементов. В противном случае соединение труб разорвется под действием вибрации или стороннего усилия.
Для упрощенной фиксации торца трубы. В декоративных и других целях, когда трубу следует зафиксировать, например, торцом к плоскости, применяют развальцовку и фиксацию шайбой.
В сложных конфигурациях. В тех случаях, если внутри трубы прокладывают электрические жгуты и необходимо прохождение через различные изгибы. Тогда всю трассу разбивают на отдельные элементы и стыкуют муфтами.
Как развальцевать трубу
Задаваясь вопросом о том, как развальцевать трубу, следует иметь в виду, что подвергаться такой процедуре могут только изделия, изготовленные из достаточно пластичного материала. Сюда, в частности, можно отнести мягкие трубки из меди и алюминиевых сплавов, а также из отдельных марок нержавейки. Для выполнения такой технологической операции может быть использован как серийно изготовленный развальцовщик, так и самодельное устройство. Между тем развальцовка стальных труб большого диаметра или изделий, изготовленных из другого металла, должна выполняться с применением профессионального оборудования.
Приспособление для развальцовки труб
Как же развальцовывать трубы в домашних условиях? Развальцовке в таких ситуациях чаще всего подвергаются трубки из меди и других мягких металлов, но вне зависимости от материала изготовления изделий такая технологическая операция выполняется в следующей последовательности:
- Конец трубы тщательно зачищают, с его поверхности удаляют заусеницы.
- Затем на него устанавливают специальную муфту и помещают в приспособление для развальцовки.
- Если для выполнения развальцовки используется развальцовщик ручного типа, то процесс ее выполнения выглядит следующим образом: при завинчивании винта конус развальцовывающего устройства, оказывая механическое воздействие на внутреннюю поверхность трубы, деформирует ее.
- После того как конец трубки принимает воронкообразную форму с углом скоса, равным примерно 45°, приспособление для развальцовки снимают.
- Разъемную муфту, которая предварительно была надета на трубку, перемещают к ее торцу и закручивают гайку.
В том случае, если развальцовщик применяется для подготовки трубок к пайке, резьбовая разъемная муфта не используется.
Монтаж специальных пресс-фитингов и надвижных фитингов
Как и в случае с зажимными фитингами, изначально необходимо отрезать кусок трубы определенной длины, снять фаску, очистить экспандером и развальцевать торец. В этом время труба должна быть выровнена по длине не менее, чем на 10 сантиметров. Затем изделие из металлопластика надевается на штуцер фитинга, а на место соединения натягивается гильза из металла. Такое соединение не подлежит разборке, для демонтажа нужно отрезать кусок трубы, укорачивая её.
Монтаж специальных пресс-фитингов, как правило, используется при обустройстве системы «теплых» полов. Для осуществления данной операции используются специальные пресс-клещи. Подготовка трубы имеет такие же этапы, как и при установке надвижных фитингов. Труба калибруется и вставляется в соединительный элемент. Затем остается только обжать муфту из стали с применением пресс-клещей.
Инструменты и приспособления
Для развальцовки трубок в зависимости от материала их изготовления могут быть использованы различные приспособления. Если необходим развальцовщик для обработки трубок из меди, то для этого вполне подойдет и самодельное устройство для развальцовки трубок.
В случае развальцовки медных трубок своими руками требуется не столько сила воздействия, сколько аккуратность. Формируемая при выполнении такой процедуры воронка на конце медной трубы должна быть без дефектов, перекосов и сколов.
Разновидности ручных приспособлений для развальцовки
Для выполнения развальцовки может использоваться и изготовленный своими руками инструмент. Перечислим приспособления, требующиеся в таких случаях чаще всего:
- устройство, конструкция которого состоит из двух частей – фиксатора, которым обеспечивается удерживание трубки определенного диаметра, а также конуса, соединенного с винтом (фиксатор представляет собой металлическую пластину, в которой выполнены отверстия различного диаметра);
- экстендер – это устройство рычажного типа, рабочим органом которого является регулируемая расширительная головка для обработки труб различного диаметра (разводные лапки такого устройства, которое фиксируется в определенном положении, воздействуют на внутренние стенки трубы, растягивая их).
Чертеж самодельного приспособления для развальцовки трубок (нажмите для увеличения)
Ручное приспособление для развальцовки следует использовать максимально аккуратно, в противном случае у обрабатываемой трубы могут сформироваться стенки различной толщины.
Что это такое и зачем нужна?
Развальцовка — это процесс обработки труб, в ходе которого на одном из концов заготовки получается коническая «юбка». По диаметру это образование больше, чем размеры заготовки. Такой результат достигается за счет растяжения материала. При увеличении сечения «юбки» уменьшается толщина металла в этом месте.
Развальцовка выполняется в соответствии с требованиями, которые прописаны в соответствующих ГОСТах. Только в этом случае можно быть уверенным в качественном и надежном соединении деталей, которое выдержит рабочие нагрузки и давление.
Когда требуется развальцовка?
При плохой передачи жидкости по трубкам торможение автомобиля происходит с опозданием, и тормозной путь увеличивается почти вдвое. Также в работе системы, особо заметно при нажатии педали тормоза, появляется посторонние звуки, а также некие пульсирующие движения. Движение педали, во время нажатия на нее, покажется вам немного свободным, это очень характерно при нарушении работы тормозной системы, а именно тормозных трубок и шлангов.
Самым явным симптомом того, что трубки начинают или уже износились и пора заниматься развальцовкой – увеличение тормозного пути.
Важно знать, что основными проблемами, из-за которых довольно часто происходит поломка трубочек, есть:
- разрушения структуры шестигранной головки;
- попадание сора и грязи в места резьбовых соединений или же попадание и закоксовывание жидкости в этих местах.
Выше указанные неприятности наносят очень большой вред не только элементам, но всей системе. Если владелец хочет уберечь машину от такого рода неприятностей ему следует помнить, что необходимо хотя бы один раз в год проходить тестирование тормозной системы автомобиля. Если приравнивать элементы и саму систему к километражу, то диагностика обязательно проводиться каждые 50000 километров, а детали, в частности резиновые трубки, меняются после 125 тысяч километров, не зависимо от того каком техническом они состоянии.
Станок для развальцовки
При приобретении прибора для развальцовки необходимо концентрировать внимание на изготовителе и стоимости. Наиболее дешёвые комплекты лучше не приобретать, так как их качество не способствует продолжительной эксплуатации. Этот метод ремонтных работ обойдётся дешевле, чем в автомастерской.
Читать также: Радиатор для диодного моста
Виновником внепланового износа патрубков считаются коммунальные службы. Разные химические реагенты и соли, щедро рассыпаемые для борьбы, к примеру, с гололёдом, в несколько раз стимулируют ржавление сплава и сокращают отпущенную производителем продолжительность работы многочисленных элементов. И ещё один фактор, заставляющий часто заниматься тормозной системой, — печально прославленные отечественные дороги. При нагрузке трубки деформируются и лопаются. Все совместно приводит к тому, что составляющие выходят быстро из строя.
Инструкция для самостоятельной развальцовки
Не каждый автомобилист испытывает желание заниматься ремонтом. Для некоторых это слишком сложное занятие, у других же нет времени и желания. Если вы себя относите к перечисленным категориям, то всегда можете обратиться в автосервис, и доверить развальцовку профессионалам.
Есть еще один фактор, который может остановить вас – это отсутствие специального инструмента. Тем не менее, его всегда можно приобрести в автомобильном магазине, либо заказать в Интернете. Инструмент максимально бережно работает с металлом, при этом сохраняется равномерность толщины стенок и гладкость внутренней поверхности.
Развальцовка трубы теплообменного оборудования
Обзор процесса развальцовки труб: вальцовки и реверсивные вальцовочные машины для ремонта теплообменников, секреты и особенности процесса вальцевания труб.
Перед тем как рассмотреть процесс развальцовки труб, обратим внимание на определение слова. Понятие «вальцовка труб» означает одновременно две вещи:
- Операцию по деформированию труб (сгибание труб).
- Радиальную деформацию трубы (увеличение диаметра трубы) для получения герметичного соединения внешних стенок трубы и трубной решетки. Процесс применяется в основном при ремонте теплообменного оборудования (котлы, бойлеры, теплообменники колонного и емкостного типа, испарители, конденсаторы, подогреватели, охладители). Именно об этом процессе мы и будем говорить в статье.
1 Вальцевание труб: особенности процесса?
В некоторых ситуациях при создании герметичных соединений трубопроводов невозможно применить сварное или резьбовое соединение. Вальцовка труб в таких случаях является практически единственным эффективным способом обеспечить оптимальную сцепку частей теплообменной системы.
Наиболее распространен метод вальцевания при изготовлении теплообменного оборудования. С его помощью создается эффективное соединение трубы с трубными решетками.
2 Специфика вальцовки труб: 3 закона профессионала
Технология вальцевания обеспечивает надежную сцепку частей трубопровода: трубы и трубной решетки. Однако, для достижения максимального результата необходимо следовать определенным требованиям обработки и соблюдать правила вальцевания:
1. Вальцевание допустимо производить только с трубами из металлов: черная и нержавеющая сталь, оцинковка, алюминий и другие.
2. Для точного подбора инструмента вальцевания нужны 2 показателя: диаметр трубы, подлежащей вальцовки, и толщина его стенок;
4. Каждый диаметр вальцевания должен выполняться оборудованием определенной серии.
Многолетний опыт работы специалистов нашей компании показывает, что все этапы вальцовки должны выполнять квалифицированные специалисты. От уровня подготовки работника зависит до 30% надежности соединения.
3 5 этапов процесса вальцевания трубы
Суть процесса вальцовки – подгон концов двух помещенных друг в друга частей трубопровода по диаметру до полной герметизации.
Весь процесс вальцевания мы разделяем на несколько этапов:
1. Установка трубы в трубную решетку. При этом образуется зазор.
2. Расширение диаметра внутренней трубы при помощи специальных инструментов — вальцовок и вальцовочных машин.
3. Привальцовка – в процессе воздействия оборудования внутренняя труба, расширяясь, подвергается деформации.
4. Развальцовка — увеличиваясь в диаметре, внешняя поверхность оказывает давление на отверстие барабана трубы, отчего он начинает также деформироваться. После завершения работ по вальцеванию стенки барабана начинают активно давить на трубу, поэтому соединение становится полностью герметичным.
4 Подводные камни вальцевания
При проведении вальцовочных работ возникают различные производственные риски. Так, например, если затянуть процесс вальцовки, то деформация материала барабана превысит допустимые нормы.
В такой ситуации произойдет чрезмерное расширение трубы, а прочность и надежность ее стенок значительно снизится. Как следствие – снижение уровня герметизации соединения.
Недостаточный уровень вальцевания также пагубно скажется на конечном результате.
Чтобы избежать подобных промахов в работе, специалист должен четко знать и учитывать специфику вальцовок различных серий. Применять их необходимо только в соответствии с предназначением. При этом объект вальцевания должен быть обработан криогеном. Это позволит увеличить прочность трубы, снизить уровень истирания и увеличить срок службы конструкции.
КСТАТИ.
Мы рекомендуем приобретать специальные реверсивные вальцовочные машины с автоматическим контролем крутящего момента. Отрегулируйте реверс, протестировав машину на одной из трубок теплообменника, зафиксируйте его и спокойно проводите развальцовку остальных трубок без опасности чрезмерной или недостаточной деформации
Узнайте больше об особенностях процесса вальцевания труб теплообменного оборудования у специалистов нашей компании.
Для этого позвоните по бесплатному по России номеру телефона, напишите письмо на электронную почту или обратитесь через онлайн-консультант портала.
Наши сотрудники обязательно ответят на любые Ваши вопросы о вальцевании труб, а также помогут подобрать оборудование нужной серии.
Вальцовки серии Т с фиксированной глубиной вальцевания
Посмотреть
Вальцовки серии Р с регулируемой глубиной вальцевания
Посмотреть
Использование трубок в конструкции автотранспорта
В современных машинах используются несколько гидравлических систем с различными магистральными разводками. Одной из них является тормозная система. Двигающаяся по ней рабочая жидкость должна быть изолирована от внешней среды за счет герметичности.
Нужно знать, что благодаря хорошим соединениям на стыках патрубков удается добиться высокой степени герметичности для ТС машины.
Успех надежных соединений зависит от качества развальцовки. Данная операция равномерно увеличивает диаметр одного наконечника трубки. У встречной трубки диаметр наконечника уменьшается, чтобы обеспечить завальцовку (вход малого диаметра в увеличенный и удерживание пары в таком положении длительное время).
Если трубки на каком-либо из участков получают механическое повреждение, то из-за разгерметизации системы приходится заменять часть магистральной проводки. На автопредприятии развальцовку делают на спецоборудовании, в котором присутствуют гидравлические, электрические и механические приводы. В гаражных условиях приспособление для развальцовки тормозных трубок чаще всего обладает механическим приводом от мускульной силы исполнителя.
Причины поломок трубок тормозов
Но не только в этом причина износа герметичных трубок. От соли они только гниют, а от постоянных сильных перетяжек штуцеров, неправильной фиксации, изломов и перегибов, получают сильные механические повреждения, несовместимые с жизнью. Вина в этом не трубок, а горе-мастеров, которые не умеют правильно обращаться с мягким или хрупким металлом. Так или иначе, а приходит время замены трубок, и если нужная конфигурация не найдена, что почти невозможно, тогда приходится делать трубку самостоятельно. Отрезать нужный кусок, одевать штуцеры и развальцовывать. А это нужно уметь. Развальцовка тормозных трубок своими руками — задача не сложная, быстрая, и недорогая.
Предназначение тормозных труб
Что бы иметь ясную картину, для чего нужны и какую роль выполняют тормозные трубки, не нужно их рассматривать как отдельный элемент, необходимо ознакомиться со всей тормозной системой автомобиля. Таким образом, поняв работу системы в целом, будет ясна задача трубок. Система торможения, поверхностно, работает таким образом: при необходимости сбавить скорость или резком торможении, водитель выжимает соответственную педаль, и поршень, находящийся в главном цилиндре, под высоким давлением, начинает гнать жидкость по специальным путям.
Само же торможение или полная остановка авто происходит в момент, в момент преобразования усилий давления жидкости на цилиндры колес в сопротивление тормозных колодок. Так вот, пути, по которым поршень гонит жидкость к колесам состоят из тормозных трубок и шлангов. Выход из строя любой детали системы проводит в поломке всей системы торможения, и следовательно, ваш автомобиль становиться не пригодным для эксплуатации.
Пример разводки системы водоснабжения
Сначала рисуем план разводки водопровода. Сделать это можно на листе бумаги, обозначив необходимые фитинги. Обратите внимание, что под установку кранов необходима установка фитинга с резьбой на конце. Краны нужны на отводах к бытовой технике и к сантехническим приборам, к радиаторам отопления. Это дает возможность отключать приборы не перекрывая всю систему целиком. Тип резьбы и ее размер подбираете в зависимости от вида используемого крана.
Пример системы водоснабжения на металлопластиковых трубах
Также переходные фитинги нужны до и после счетчика (воды или отопления зависит от типа системы). Нарисовав подробный план, проставляете размеры на всех участках. По данному чертежу считаете, сколько и чего вам надо. Фитинги можно закупать строго по списку, а трубы желательно взять с некоторым запасом. Во-первых вы могли ошибиться при измерении, во-вторых, при отсутствии опыта можно какой-то кусок испортить — отрезать меньше, чем требуется или неправильно обжать, и т.п.
Договоритесь о возможности обмена
При покупке всего необходимого договоритесь с продавцом о том, что при необходимости вы сможете поменять/вернуть некоторые фитинги. С ними часто ошибаются даже профессионалы, а уж тот, кто решился делать разводку системы водопровода или отопления из металлопластика своими руками и подавно. Остатки трубы никто у вас обратно не примет, а фитинги — запросто. Но для гарантии сохраняете чек.
Иногда удобнее использовать коллекторы. Они позволяют параллельно подключить несколько потребителей. Бывают коллекторы для водопровода и для отопления (при разводке теплого пола)
Когда и как начинать работу
Придя домой, разложите фитинги, приступайте: монтаж металлопластиковых труб летом можно делать сразу, зимой надо выждать некоторое время (часов 12), пока все элементы не нагреются до комнатной температуры. Отрезать за раз желательно один отрезок трубы нужной длины. Это чуть дольше, но так точно не запутаетесь. Далее действия в зависимости от выбранного типа фитингов.
Разводка отопления металлопластиковыми трубами делается только на пресс-фитингах
После завершения монтажа металлопластиковых труб, трубопровод проверяют. Если это водопровод, достаточно открыть кран на входе. Делать это надо постепенно и плавно. Система сразу начнет заполняться водой. Если ничего нигде не потекло — вы все сделали верно. Если какие-то соединения потекли, их надо или переделать — если использовались пресс-фитинги, или подтянуть — если сборка была на обжимных соединителях.
Если из металлопластиковых труб собиралась система отопления, перед пуском ее надо опрессовать — испытать повышенным давлением, закачав в систему холодную воду. Если испытание прошло успешно, можно делать пробный запуск отопления.
Профилактика поломки тормозных трубок
Естественно, чтобы не тратить в дальнейшем много времени на поиски поломок и ремонт, лучше всего с заботой относиться к своему транспортному средству. Не ленитесь, а следуйте простым советам:
- Периодически просматривайте тормозные трубки на наличие ржавчины и дефектов. Загрязнения, микротрещины, коррозия приводят к некорректной работе системы.
- По регламенту меняйте тормозную жидкость.
- Проверяйте герметичность креплений.
- Обрабатывайте поверхности антикоррозийными средствами.
- Не допускайте течи тормозной жидкости.
- Станьте сторонником аккуратной езды. Нередки случаи, когда разрывы трубок происходили при преодолении препятствий.
- Диагностируйте тормозной механизм не менее одного раза в два года. Автомобилистам, которые много времени проводят в дороге, это стоит делать после каждых пятидесяти тысяч пробега.
- Регулярно следите за износом деталей транспортного средства, и оно позаботится о вашей безопасности.
Как правильно изогнуть металлопластиковую трубу?
Достоинством металлопластиковых труб помимо прочего является возможность согнуть их в нужном месте. Это помогает сократить количество используемых фитингов. Такая особенность используется при необходимости сделать поворот и обустройстве теплых полов. Согнуть металлопластиковую трубу можно 4 способами:
- руками;
- пружиной;
- при помощи фена;
- трубогибом.
Вариант #1 — сгибание труб руками
Этот метод требует наличия ловких рук. Чтобы узнать, как согнуть трубу без каких-либо приспособлений посмотрите видео инструкцию:
Вариант #2 — пружина поможет избежать дефектов
В продаже имеется пружина, специально предназначенная для сгибания труб. Ее вставляют внутрь изделия. После этого сгибание производится с легкостью и без дефектов. Размер пружины подбирается под размер труб.
Использование пружины для сгибания металлопластиковых труб помогает избежать дефектов и порчи изделия. Размер пружины должен соответствовать размеру трубы
Вариант #3 — использование строительного фена
Металлопластиковые трубы под воздействием тепла становятся более податливыми. Чтобы их разогреть используют строительный фен. Только делать это нужно аккуратно, чтобы не перегреть пластик. После нагревания труба сгибается в одно движение.
Когда требуется развальцовка?
При плохой передачи жидкости по трубкам торможение автомобиля происходит с опозданием, и тормозной путь увеличивается почти вдвое. Также в работе системы, особо заметно при нажатии педали тормоза, появляется посторонние звуки, а также некие пульсирующие движения. Движение педали, во время нажатия на нее, покажется вам немного свободным, это очень характерно при нарушении работы тормозной системы, а именно тормозных трубок и шлангов.
Самым явным симптомом того, что трубки начинают или уже износились и пора заниматься развальцовкой – увеличение тормозного пути.
Важно знать, что основными проблемами, из-за которых довольно часто происходит поломка трубочек, есть:
- разрушения структуры шестигранной головки;
- попадание сора и грязи в места резьбовых соединений или же попадание и закоксовывание жидкости в этих местах.
Инструкция для самостоятельной развальцовки
Не каждый автомобилист испытывает желание заниматься ремонтом. Для некоторых это слишком сложное занятие, у других же нет времени и желания. Если вы себя относите к перечисленным категориям, то всегда можете обратиться в автосервис, и доверить развальцовку профессионалам.
Есть еще один фактор, который может остановить вас – это отсутствие специального инструмента. Тем не менее, его всегда можно приобрести в автомобильном магазине, либо заказать в Интернете. Инструмент максимально бережно работает с металлом, при этом сохраняется равномерность толщины стенок и гладкость внутренней поверхности.
При желании, вы легко приобретете набор для развальцовки. Туда помимо «развальцовщика» входит:
- труборез;
- клещи;
- зажим;
- штуцер;
- штампы под разные диаметры трубок.
Важно! Не спешите приобретать самые дешевые наборы. В основном они некачественные. Лучше заплатить немного дороже, но срок службы инструментов будет дольше.
Если перечисленные препятствия вас не пугают, а под рукой есть все необходимое, займитесь ремонтом самостоятельно. Процесс развальцовки тормозных трубок не трудоемкий и не займет много времени. При этом, после успешно проделанной работы, вы однозначно почувствуете чувство гордости от собственных возможностей.
Четко следуйте инструкции:
- Загоните автомобиль на смотровую яму или эстакаду, обездвижьте.
- Приготовьте набор для развальцовки, а также вам понадобится дрель и немного бензина.
- Открутите тормозную трубку от суппорта или тормозного цилиндра. Оцените степень поломки и возможность ремонта.
- Если можно удалить испорченный кусок, при этом сохраняя нужную длину, обрежьте его труборезом и выбросьте. Свое он уже отработал.
- Исправный обрезанный край обработайте бензином.
- Клещами зажмите трубку для создания разъема под штуцер.
- Дрелью и сверлом нужного диаметра снимите фаску по краям трубки.
- Очистите трубку от стружки и вставьте штуцер.
- Возьмите инструмент для развальцовки и вставьте в нужное отверстие трубку. Необходимо, чтобы ее конец выступал на 5-6 мм за край.
- Зажмите инструмент. В это время механизмом обрабатывается нужная часть.
- Полюбуйтесь результатом работы. На конце трубки должно получиться аккуратное расширение, которое герметично соединит элементы системы.
- Установите все детали на место. Залейте тормозную жидкость и прокачайте систему, чтобы из нее вышел весь воздух. Протестируйте работу автомобиля.
Подготовка к монтажу
Прежде всего необходимо на листе бумаги нарисовать всю систему водопровода или отопления. Во всех местах ответвлений прорисуйте фитинг, который необходимо установить и подпишите его. Так их удобно считать.
Инструменты
Для работы кроме трубы и купленных фитингов понадобится:
Труборез. Устройство, напоминающее ножницы. Обеспечивает правильное расположение среза — строго перпендикулярно поверхности трубы. Это очень важно.
Этим инструментом режут металлопластиковые (и не только) трубы
Калибратор (калибр) для металлопластиковых труб. В процессе разрезания, труба слегка сплющивается, а края ее немного загибаются внутрь. Калибратор как раз нужен для того, чтобы восстановить форму и выровнять края. В идеале края развальцовываются наружу — так соединение будет надежнее.
Виды калибраторов
- Зенкер — устройство для снятия фаски. Подойдет также строительный нож или кусок наждачной бумаги. Часто калибраторы имеют выступ для снятия фаски, так что без этого инструмента можно обойтись.
- Оборудование для установки фитингов:
- для обжимных нужны два гаечных ключа подходящего размера;
для пресс-фитингов — обжимные клещи.
Ручные обжимные клещи или пресс, устройство для резки МП-труб и калибратор. Собственно это весь инструмент, необходимый для установки пресс-фитингов и монтажа металлопластиковых труб
В принципе все. Вместо трубореза можно использовать пилу с полотном по металлу, но надо будет делать срезы строго перпендикулярно к поверхности. Если вы своему глазомеру на доверяете, возьмите плотницкое стусло.
Порядок подготовки
Продаются металлопластиковые трубы небольшого диаметра в бухтах. Перед монтажом отрезают от бухты кусок требуемой длины. При этом надо учитывать длину, которая заходит на фитинг. То есть, надо отрезать кусок с небольшим запасом — в 1,2-1,5 см.
Края отрезка осматривают, если есть заусенцы (при резе труборезом их не бывает, это недостаток при отрезании пилой), их выравнивают. Далее при помощи фаскснимателя или куска наждачной бумаги снимают фаску — стачивают под углом пластик как внутри трубы, так и снаружи.
Отрезаем, калибруем, снимаем фаску
После этого берут калибратор, с усилием вгоняя его в трубу и проворачивая, выравнивают геометрию, заодно выпрямляя «задавленные» внутрь края. После этого можно приступать к монтажу металлопластиковых труб и установке фитингов.
Как выровнять кусок металлопластиковой трубы
Как уже говорили, этот вид труб идет в бухтах, то есть они скручены. Отрезав кусок, руками вы его немного распрямите, но как добиться идеальной ровности. Это важно, если монтаж трубопровода открытый. Рецепт прост:
- Находите ровную доску или кусок ДСП, фанеры и т.д.
- Выравниваемый отрезок заворачиваете в мягкую ткань (можно в старое махровое полотенце).
- На доске выкатываете, ровняя.
Обычно при разводке водопровода местами трассу приходится выгибать, местами укладывать прямые участки
После того, как отрезок станет ровным, можно калибровать его края.
Использование трубок в конструкции автотранспорта
В современных машинах используются несколько гидравлических систем с различными магистральными разводками. Одной из них является тормозная система. Двигающаяся по ней рабочая жидкость должна быть изолирована от внешней среды за счет герметичности.
Нужно знать, что благодаря хорошим соединениям на стыках патрубков удается добиться высокой степени герметичности для ТС машины.
Успех надежных соединений зависит от качества развальцовки. Данная операция равномерно увеличивает диаметр одного наконечника трубки. У встречной трубки диаметр наконечника уменьшается, чтобы обеспечить завальцовку (вход малого диаметра в увеличенный и удерживание пары в таком положении длительное время).
Если трубки на каком-либо из участков получают механическое повреждение, то из-за разгерметизации системы приходится заменять часть магистральной проводки. На автопредприятии развальцовку делают на спецоборудовании, в котором присутствуют гидравлические, электрические и механические приводы. В гаражных условиях приспособление для развальцовки тормозных трубок чаще всего обладает механическим приводом от мускульной силы исполнителя.
Развальцовка: что это такое и какие инструменты нужны?
Трубы можно соединять разными способами, но нередко возникают сложности, которые делают невозможным применение любого из них. Это могут быть незначительные расхождения в диаметрах труб, неровности на стенках и прочие дефекты. Исправить такие ситуации можно за счет проведения развальцовки торца труб.
Предназначение тормозных труб
Что бы иметь ясную картину, для чего нужны и какую роль выполняют тормозные трубки, не нужно их рассматривать как отдельный элемент, необходимо ознакомиться со всей тормозной системой автомобиля. Таким образом, поняв работу системы в целом, будет ясна задача трубок. Система торможения, поверхностно, работает таким образом: при необходимости сбавить скорость или резком торможении, водитель выжимает соответственную педаль, и поршень, находящийся в главном цилиндре, под высоким давлением, начинает гнать жидкость по специальным путям.
Само же торможение или полная остановка авто происходит в момент, в момент преобразования усилий давления жидкости на цилиндры колес в сопротивление тормозных колодок. Так вот, пути, по которым поршень гонит жидкость к колесам состоят из тормозных трубок и шлангов. Выход из строя любой детали системы проводит в поломке всей системы торможения, и следовательно, ваш автомобиль становиться не пригодным для эксплуатации.
Монтаж металлопластиковых труб при помощи компрессионных фитингов
Компрессионные фитинги состоят из нескольких частей. Основа — литой корпус с резьбой. Также имеется обжимное кольцо, которое фиксирует кусок трубы на фитинге и накидная гайка, которая зажимает соединение. Важная деталь — уплотнительное кольца, которое обеспечивает герметичность.
Такой способ монтажа хорош тем, что не нужно никакое специальное оборудование. Второй плюс — соединение разборное и при необходимости можно фитинг заменить. Если он вышел из строя или возникла необходимости изменения конфигурации трубопровода. И это очень удобно.
Но есть и недостаток: время от времени на резьбе возникает течь. Устраняется все просто — подтяжкой на пол-оборота. Но из-за этого все соединения должны быть доступны и замуровывать их нельзя. Также напрягает необходимость проверки — потекло-не потекло. Не всем это нравится.
Так выглядят компрессионные фитинги
Ассортимент фитингов широк уголки, тройники, крестовины, переходники (с одного диаметра на другой). И все это с разными углами, в разных диаметрах.
Монтаж металлопластиковых труб на компрессионных фитингах начинается с того, что снимается накидная гайка и обжимное кольцо, проверяется наличие уплотнительной резинки. После этого собственно и начинается сборка:
- Гайка и кольцо надеваются на трубу.
- Отрезок натягивается на фитинг до упора. Упор обозначается специальным небольшим выступом-буртиком.
- Кольцо натягивается тоже до упора на фитинг.
Перед затягивание гайки
- Закручивается накидная гайка. Сначала руками, соединение металлопластиковых туб подтягивается при помощи двух ключей. Один удерживает корпус фитинга, второй крутит накидную гайку.
На этом все, процесс монтажа компрессионного (винтового, резьбового) фитинга закончен. Есть только один нюанс: если в систему заливать будете антифриз, сразу прокладки меняйте. Те, которые идут в комплекте потекут с незамерзайками очень быстро. Ставьте паронитовые или тефлоновые. Только они могут обеспечить герметичность. А вообще, для систем с антифризом лучше использовать пресс-фитинги. Они точно не текут (если правильно обжаты).
Профилактика поломки тормозных трубок
Естественно, чтобы не тратить в дальнейшем много времени на поиски поломок и ремонт, лучше всего с заботой относиться к своему транспортному средству. Не ленитесь, а следуйте простым советам:
- Периодически просматривайте тормозные трубки на наличие ржавчины и дефектов. Загрязнения, микротрещины, коррозия приводят к некорректной работе системы.
- По регламенту меняйте тормозную жидкость.
- Проверяйте герметичность креплений.
- Обрабатывайте поверхности антикоррозийными средствами.
- Не допускайте течи тормозной жидкости.
- Станьте сторонником аккуратной езды. Нередки случаи, когда разрывы трубок происходили при преодолении препятствий.
- Диагностируйте тормозной механизм не менее одного раза в два года. Автомобилистам, которые много времени проводят в дороге, это стоит делать после каждых пятидесяти тысяч пробега.
- Регулярно следите за износом деталей транспортного средства, и оно позаботится о вашей безопасности.
Как завальцевать алюминиевую трубу
Вальцовка труб, которая также часто называется вальцеванием, представляет собой технологическую операцию, цель которой состоит в деформировании по разным направлениям труб из стали и металла. Используя специальный инструмент, можно выполнить такую операцию своими руками.
1 Приспособления и инструмент для вальцевания
Вальцовка различных трубных изделий (медных, из обычной и нержавеющей стали, алюминиевых, из черных металлов) выполняется при помощи станков, машин, гибочных вальцов, которые по своей сути являются универсальным оборудованием. Оно производится из высоких по качеству и твердости стальных сплавов, поэтому все приспособления для вальцевания характеризуются отличными эксплуатационными параметрами.
Инструмент для вальцовки крайне редко требует серьезного ремонта, им можно пользоваться очень долго, не беспокоясь о замене каких-либо частей, входящих в его конструкцию. В настоящее время существует немало машин для обработки трубных изделий, сделанных из разных материалов. Любой современный станок для вальцовки труб можно причислить к одной из следующих групп:
- «РТ»: инструмент, который создается специально для работы с трубами сечением от 5,5 до 11,5 миллиметров;
- «Т»: станки для изделий, имеющих сечение от 6 до 11 миллиметров, их особенность – возможность контролирования глубины вальцевания;
- «5Р»: приспособления, с помощью коих осуществляется вальцовка трубных конструкций с малой толщиной стенок, изготовленных из титановых либо коррозионно-стойких сплавов;
- «Р»: станки этой группы подходят для работы с большими трубами (сечение – от 12 до 40 миллиметров);
- «СТ»: инструмент, используемый в тех случаях, когда требуется обработать трубы за их сварочным швом, приспособления серии «СТ» обычно применяются для изделий сечением не более 11 миллиметров.
Кроме того, имеется и еще одна группа специальных вальцующих станков – «СР». На них происходит обработка труб, входящих в конструкцию толстых трубных решеток.