Для производства пиломатериалов человек создал пилорамы. Одним из распространенных типов является шинная пилорама. В данной пилораме рабочим органом является цепная шина с надетой на нее цепью. Учитывая, что при изготовлении такой рамы не требуются фрезерованные или другие сложные в изготовлении детали, то ее можно сделать самому.
Для чего используют шинную пилораму
Главное назначение шины цепной пилорамы заключается в быстрой и правильной распиловки бревна для получения пиломатериала. Почему конструкция так называется? Дело в том, что для создания подобного механизма применяют пильную шину.
Режущая часть оформлена в виде цепной шины с острой цепью. Главным преимуществом подобной конструкции считают её простое устройство, и возможность использования её в разной сфере.
Большинство мастеров предпочитают использовать в качестве режущей части обычную бензопилу.
Принцип действия заключается в предварительной заготовке бревен необходимого размера, а после при установке пилы в раме удаётся распилить элементы на заготовки разной длины и ширины. Благодаря этому удается получить высокую точность распиловки.
Стационарная пилорама
Существует вариант расположения пилорамы на бетонной площадке. Так, будет обеспечена постоянная горизонтальность, а вот перемещение одного из элементов усложняется, так как при нагрузке возможны отклонения в сторону. Это не испортит пиление, но в значительной степени замедлит его. Избежать такого недостатка помогут металлические П-образные профили, «утопленные» в бетон при заливке площадки.
Для удобства работы вы можете установить еще один промежуточный элемент – сцепление. Тогда вам придется между ведущей шестеренкой и электродвигателем установить ременную передачу. Шестеренку и вал двигателя обеспечиваем шкивами, на которые надеваются клиновидные ремни. Сами ремни должны прижиматься специальным роликом. Конструкцию можно заимствовать у мотоблока.
Виды шинных пилорам
Простое устройство конструкции пильной шины может состоять из любого привода. Именно поэтому самодельные модели делятся на несколько типов в зависимости от разновидности двигателя.
К ним относят следующие конструкции:
- Бензиновая. В данном случае используют четырехтактный двигатель, работающий по принципу внутреннего сгорания;
- Электрическая. В данном случае наблюдают трехфазную асинхронную работу электродвигателя с высокой мощностью.
Использование электродвигателя рентабельно в том случае, если оборудование будет использоваться как стационарное устройство. Пилорама будет применяться за пределами закрытого пространства. В данном случае лучше выбирать комплектацию, состоящую из асинхронного двигателя.
- Шинная пилорама с электрическим двигателем нуждается в большом потреблении электроэнергии.
- Специалисты рекомендуют выбирать модели с мощностью не менее 4 кВт. Обеспечить питание позволит кабель, состоящий из большого сечения проводов.
- В процессе осуществления продольной распиловки бревна важно учитывать, что такой механизм подвижный.
- Он может отклоняться от первоначального положения до 5 м в длину.
- В этом случае необходимо продумать изоляцию режущей основы от окружающих предметов. Рабочая часть должна быть пластичной и подвижной.
Если установить бензиновый двигатель в устройство шинной пилорамы, то не потребуется наличие электрического кабеля. Устройство бензинового двигателя имеет существенные недостатки.
Например, если для механизма выбирают двигатель, работающий на бензине средней мощности, то для его запуска может потребоваться аккумулятор. Если будут применять привод от бензопилы, то подготовить механизм к работе позволит мощный стартер на шнуровой основе.
Изготовление пилорамы своими руками
Прежде чем переходить к сборочному процессу, нужно побеспокоиться о наличии материалов и инструментов из следующего перечня:
- схематический чертёж пилорамы;
- швеллер или рельса из металла;
- патрубки разного сечения;
- электрический двигатель;
- шина и ведущая звёздочка от бензопилы;
- сварочный агрегат и электроды;
- электроболгарка и дрель;
- молоток, рулетка и мел.
Для изготовления шинной пилорамы своими руками используются запчасти от стандартной бензопилы. Рабочая часть состоит из шины, электродвигателя и системы сцепления, которые помещаются в отдельном корпусе.
Как сделать пилораму в домашних условиях
Перед началом рабочего процесса важно правильно определиться с типом запуска и подачей материала. Можно придерживаться методике, в ходе которой подвижной частью будет выступать материал, а можно сделать наоборот.
Когда определились с типом подачи пиломатериала важное учитывать еще один факт, что месторасположение этого механизма должно занимать достаточно места, чтобы в процессе эксплуатации не возникло дополнительных неудобств.
Особого внимания требует правильное положение полозьев. Дело в том, что по ним будет двигаться деревянное бревно.
Поверхность транспортеров необходимо своевременно очищать от опилок и мелких сучьев.
Для создания шинной пилорамы в домашних условиях потребуются следующие составляющие:
- Чертёж механизма;
- Уголок металлический размером 50/50. Его будем использовать для создания постановочного пути;
- Прямоугольная труба из плотного металла. Длина элементов должна быть не менее 60/60. Её будем применять для конструирования каретки;
- Круглая труба из металла. Она необходима для фиксации силовой части агрегата;
- Металлический лист 1 кв.м. Толщина заготовки должна быть не менее 4 мм;
- Металлические колёса с осями – 4 штуки;
- Шина, ведущая звёздочка и цепь;
- Электросварка;
- Электродвигатель;
- Дрель с набором сверл разного диаметра;
- Болгарка;
- Линейка;
- Строительный уровень;
- Мел для нанесения насечек.
Определить длину уголка для создания постановочного пути можно при соблюдении нескольких рекомендаций.
Они включают в себя:
- Длина деревянной заготовки + расстояние от колеса до границы шины. Результат умножаем на 2. Избежать ошибок помогут припуски равные 10 см.
- Определите размер труб для каретки можно при учитывании разновидности шины. Конструкция должна больше режущей части на 30 см.
Перенос конструкции на основу
А теперь расположите полученный рабочий блок на каркасе из металла. Изготовить его не сложно. Сначала сварите из прочных металлических трубок две формы (в виде буквы П). В верхней части эти формы закрепляются между собой (можно использовать как сварку, так и соединения на болтах). В центральной части этого каркаса приварите вертикально 4 трубки. На каждой из них с внешней стороны проделайте небольшие углубления (не более чем на половину толщины металла) на расстоянии 2 см друг от друга. К рабочему узлу необходимо приварить тоже 4 трубки, но их внутренний диаметр должен точно совпадать с внешним размером вертикальных труб. Все элементы должны располагаться так, чтобы трубки рабочего узла насаживались на трубки несущего каркаса.
Кратко объясним принцип действия: рабочий узел будет иметь возможность свободно перемещаться вертикально и фиксироваться с помощью болтов. Вы отпускаете все 4 болта, перемещаете рабочий узел в вертикальном направлении на необходимый вам уровень и снова затягиваете болты. Рабочий узел будет жестко зафиксирован, следовательно, вы сможете совершать продольный распил дерева в строго горизонтальной плоскости.
Как собрать распиловочный механизм
Из металлических труб необходимо сварить квадрат. Внешне такая заготовка будет похожа на обычный ящик. У него не должны присутствовать внешние стенки, дно и крышка.
Нижняя сторона должна быть короткой, а верхняя длиннее примерно на 20 см. В результате у нас формируется облик каретки. На выступающие элементы будут крепиться колёса.
После этого переходим к изготовлению площадки для расположения двигателя. На металлическом листе делаем несколько отверстий для фиксации электродвигателя.
После чего к площадке будем приваривать ещё плоскую рейку, которая будет удерживать шину от бензопилы.
- На этой площадке будем крепить ось. От неё будем фиксировать ведущую звёздочку для цепи.
- Осуществить крепление для шины необходимо таким образом, чтобы удалось сохранить вероятность корректировок для натяжения режущей части.
- Если цепь будет плохо натянута, то она может деформироваться или порваться в процессе распила.
- Слишком натянутая режущая часть приведет к дополнительной нагрузке на ось звёздочки.
- В результате можно наблюдать сильнейшую нагрузку на электродвигатель и перегрев цепи.
Заключительным этапом будет фиксация питающего кабеля в одном из краев площадки. Для запуска достаточно подсоединить электрический шнур к розетке с электроэнергией. При включении оборудования каретка с шиной начнет медленно двигаться по металлическому каркасу.
Сборка
Сначала необходимо изготовить каркас в форме прямоугольного параллелепипеда. В центральной части каркаса необходимо установить шину. Обратите внимание, что нагрузка на этот узел будет иногда слишком большой, поэтому шину необходимо закрепить с двух сторон.
Ведомая звездочка обычно имеет отверстие, в которое необходимо вставить ось из прочной низкоуглеродистой стали или сплава, обладающего высокой прочностью. Эта ось должна противостоять движению шины в горизонтальной плоскости. Чтобы избежать вертикального смещения, вплотную к шине на ось надеваются с обеих сторон подшипники.
Для изготовления пилорамы, понадобиться болгарка.
Далее надеваем втулки, чтобы зажать подшипники, и привариваем ось к одной из сторон каркаса. В противоположной части необходимо разместить двигатель и систему натяжения цепи. Выдумывать конструкции нет необходимости: воспользуйтесь имеющимися элементами от бензопилы.
Потребуется нам и ведущий барабан. Его закрепляем на вал электродвигателя и фиксируем с использованием продольной шпонки. А теперь конструкцию необходимо отцентрировать и хорошо закрепить на корпусе. Особенное внимание обратите на крепеж электродвигателя: в ходе работы он очень сильно вибрирует, поэтому станина для него должна быть жесткой. Идеально подходит станина из чугуна, но возникают сложности со сваркой. Рекомендуется сделать основу под электрический мотор из металлических профилей, сварив из них две треугольные формы. Жесткость будет обеспечена, если вы расположите эти треугольники вертикально.