Блоки в физике — виды, формулы и определения с примерами

Под термином «блок» понимается некоторое механическое устройство, представляющее из себя ролик, который закреплен на перпендикулярной оси.Этот ролик или может свободно перемещаться, или напротив – закреплен жестко. Упростим определение — если ось вращения ролика перемещается в пространстве, то блок подвижный. На ролике есть желобок, в который вставляется веревка или трос. Картинка ниже демонстрирует внешний вид блока.


Если ролик закреплен, например, на потолке — это неподвижный блок. Если ролик перемещается вместе с грузом – это подвижный блок. В общем смысле разница только в этом.

Смысл использования подвижного блока – выигрыш в силе при подъеме или перемещении грузов и физических тел. Неподвижный же блок выигрыша не даёт, однако часто сильно упрощает перемещение тела и используется в системах совместно с подвижным блоком.

Какой блок называют неподвижным

У неподвижного блока ось вращения не изменяет своего положения в пространстве. Она с помощью специальной обоймы закреплена на балке или на другой опоре (рис. 70). Если на конец веревки, переброшенной через блок, подействовать силой, то другой конец начнет двигаться вверх. Если к этому концу прикрепить груз определенной массы, то он будет подниматься вверх. Если на свободный конец веревки действует сила, направленная вниз, то на груз действует сила, направленная вверх. Измерение этих сил показывает, что они равны.

Применение подвижного и неподвижного блоков

Система блоков встречается повсеместно. Это и подъемные краны, и различные устройства для перемещения грузов в гараже, и даже приводные ремни в современном автомобиле. Часто блок используется даже без четкого понимания того, что это тот самый механизм.

Наверняка на строительных площадках вам встречались подвижные колесики, закрепленные на верхних этажах строящегося дома. Через такое колесо перекинута веревка или цепь и рабочий, закрепляя ведро на первом этаже, поднимает его на верхний этаж, перемещая веревку. Это простой пример использования неподвижного блока. Если же к ведру добавить ещё одно колесико, то получится система блоков — подвижный и неподвижный.

Ещё один более редкий пример использования неподвижного блока. Когда человек вытаскивает из грязи автомобиль, обернув буксировочный трос вокруг ствола дерева. Делается это для большего удобства, поскольку буксировочная лебедка легко зацепится за небольшой конец троса, обернутого вокруг ствола. От самого такого блока выигрыша нет, да и поскольку дерево не вращается вокург своей оси, сила сопротивления увеличивает нагрузку.

Примеров использования этих простых механизмов вокруг нас очень много.

Самое известное устройство, которое работает на принципе блоков — это полиспаст. Оно активно применяется в подъемных механизмах. Система блоков уменьшает силу и общая работа сокращается в 4-8 раз.

Почему неподвижный блок не дает выигрыша в силе

Неподвижный блок выигрыша в силе не дает, он только изменяет направление действия силы.

Такую особенность можно легко объяснить, учитывая, что неподвижный блок похож на равноплечий рычаг. Для этого перенесем точки действия сил вверх к точкам А к В, где веревка касается блока (рис. 71). Плечи этих сил OA и ОВ будут одинаковыми, как радиусы окружности. Согласно условию равновесия рычага силы F1 и F2 также должны быть одинаковыми. Опыт подтверждает эти выводы.

  • Заказать решение задач по физике

Описание комплекса

Данный комплекс должен обеспечить безопасность передвижения поездов и СПС (самоходного подвижного состава). Он также автоматизирует расшифровку показаний датчиков параметров, может использоваться на различных участках ЖД, оснащенных устройствами АЛС-ЕН, САУТ, средствами блокировки, с локомотивами на электроходу и с автономным движением.

БЛОК устанавливается на следующем подвижном составе:

  • электровозах (пост. и перем. ток);
  • маневровых тепловозах;
  • 2-х системных локомотивах;
  • СПС;
  • МВПС (подвижной состав с моторизованными вагонами);
  • локомотивах с газотурбинным двигателем.

Комплекс реализован в виде достаточно компактного системного шкафа, который может быть смонтирован поверх шкафа с приборами безопасности в кабине или внутри шкафа электрической низковольтной аппаратуры.

В БЛОК входят:

  • мониторы;
  • блоки светофора и вводных сигналов;
  • вход для съемных носителей данных;
  • АЛС-ТКС;
  • устройство речевой информации;
  • ТСКБМ.
  • рукоятки бдительности (для машиниста и помощника, а также дополнительная, специальная);

На рейках путеочистителя устанавливаются катушечные приемники сигнала с путевых рельс. Антенна АЛ2 монтируется на крыше тепловоза или электровоза. Датчики угла поворота монтируются на буксах колес. Элементы комплекса соединены CAN интерфейсом.

Какой блок называют подвижным

Подвижным называют блок, ось которого перемещается в пространстве. При использовании такого блока обычно один конец веревки или троса закрепляют на опоре, а груз — на обойме, в которой блок закреплен. На рисунке 72 показан опыт с таким блоком. К оси легкого подвижного блока подвешен груз массой 102 г. Итак, на ось блока действует сила 1 Н. Стрелка динамометра, присоединенного к свободному концу веревки, показывает примерно 0,5 Н. Некоторые небольшие различия связаны с тем, что блок сам имеет вес и на него действует сила трения.

Почему подвижный блок дает выигрыш в силе

Такую особенность подвижного блока можно объяснить, учитывая свойства рычага (рис. 73). Диск блока можно считать рычагом длиной 2R (где R — радиус колеса). Ось вращения такого рычага проходит через точку А на ободе колеса, а точками приложения сил являются точки О и В. Так как то Описанные выше свойства блоков используют во время решения практических задач.

Золотое правило механики.

Простой механизм может дать выигрыш в силе или в расстоянии, но не может дать выигрыша в работе.

Например, рычаг с отношением плеч 2 : 1 даёт выигрыш в силе в два раза. Чтобы на меньшем плече поднять груз весом , нужно к большему плечу приложить силу . Но для поднятия груза на высоту большее плечо придётся опустить на , и совершённая работа будет равна:

т. е. той же величине, что и без использования рычага.

В случае наклонной плоскости мы выигрываем в силе, так как прикладываем к грузу силу , меньшую силы тяжести. Однако, чтобы поднять груз на высоту над начальным положением, нам нужно пройти путь вдоль наклонной плоскости. При этом мы совершаем работу

т. е. ту же самую, что и при вертикальном поднятии груза.

Данные факты служат проявлениями так называемого золотого правила механики.

Золотое правило механики. Ни один из простых механизмов не даёт выигрыша в работе. Во сколько раз выигрываем в силе, во столько же раз проигрываем в расстоянии, и наоборот.

Золотое правило механики есть не что иное, как простой вариант закона сохранения энергии.

Памятка машинисту по пользованию системой БЛОК

Памятка машинисту по пользованию системой БЛОК

Эксплуатационное локомотивное депо Брянск — 2

Год

1. Подготовительный этап .

Перед включением БЛОК на локомотиве машинист должен:

· убедиться в отсутствии замечаний по работе БЛОК в журнале ТУ-152;

· проверить о наличии в журнале ТУ-152 штампа — справки на право пользования устройством БЛОК;

· проверить правильность включения блокировки ВЦУ;

· проверить, что давление воздуха в главных резервуарах не менее 7 кгс/см2 (071МПа);

· краны, соединяющие ЭПК с тормозной и напорной магистралями находятся в открытом положении;

· на разобщительном кране тормозной магистрали ЭПК установлен фиксатор его открытого положения и он опломбирован;

· ключ в замке ЭПК повернут в крайнее правое положение;

· тумблер «Аварийная работа без ЭПК» находится а отключенном положении

2. Порядок включения системы БЛОК .

· установить кассету регистрации в посадочное место в кабине управления;

· включить автомат SF-13«Питание системы БЛОК» во втором отсеке правой ВВК;

На блоке БИЛ-В появится следующая информация:

— индикатор поездного режима «П»;

— текущее время (час/мин./сек.);

— индикаторы ДАВЛЕНИЕ В МАГИСТРАЛИ;

— значение несущей частоты канала АЛСН, Гц;

— дисплей КООРДИНАТА ПУТИ «0000.000»;

— фактическая скорость «U факт.» = 0 км/ч (отображается синей стрелкой, а также на цифровом индикаторе в центре стрелки);

— готовность кассеты регистрации, индикатор

· нажимая кнопку «F» на блоке БИЛ-УМВ, установить требуемое значение несущей частоты АЛСН;

· по истечению времени не менее 30с. включить ЭПК, поворотом ключа в крайнее левое положение.

· Раздается кратковременный звуковой сигнал и на блоке БИЛ-УМВ и блоке БИЛ-ПОМ появляется дополнительная индикация:

— сигнал светофора «Б» (на некодируемом пути) или сигнал светофора, соответствующий коду в рельсовой цепи (на кодируемом пути);

— допустимая (Uдоп.) скорость проезда соответственно путевого светофора с сигналом «З» и маршрутных препятствий (переездов, мостов и т.д., в их числе светофора с сигналом «Ж»), отображаются соответственно одиночной красной и одиночной желтой полосами на кривой большого радиуса;

— давление в тормозной магистрали (в МПа).

· Произвести ввод предрейсовой информации. Для этого, набрав команду К-7 и кнопку «¿» на клавиатуре БИЛ-УМВ, поочередно ввести значения поездных характеристик. Ввод каждого параметра фиксируется нажатием кнопки «¿».

Название и значение вводимых параметров отображается в нижнем информационном окне

— табельный номер машиниста (0-99999);

— номер поезда (0-9999);

— длина в осях (0-500);

— длина в вагонах (0-150);

— масса поезда (0-10000)т.

— время зима/лето (0)

Ввод номера пути машинист должен нажать кнопку «П» на БИЛ-УМВ. Появится сообщение «НОМЕР ПУТИ». Цифровыми кнопками ввести номер эксплуатируемого участка пути и нажать кнопку «¿» (1 — при движении по нечетному пути; 2 — при движении по четному пути).

При следовании в Орел или Лужки из Брянска1 (Брянска2) вводится номер пути – «2» « ¿ » признак правильности – «1» « ¿ » и команда «К1» « ¿ » следуем до станции Орел без изменений.

При следовании на Лужки по станции Саханская после проследования выходного сигнала ввести номер пути – «1» « ¿ » признак правильности – «0» « ¿ », команда «К1» « ¿ »;

При следовании из Орла или Лужков вводится номер пути – «1» « ¿ » признак правильности – «1» « ¿ », команда «К1» « ¿ ». В случае пропадания электронной карты после проследования выходного сигнала ст. Саханская в обязательном порядке повторить ввод номера пути и команду «К1» « ¿ »;

При следовании в Гомель – путь «1» « ¿ » признак правильности – «1» « ¿ », команда «К1» « ¿ »;

При следовании из Гомеля вводитсяномер пути – «2» « ¿ » признак правильности – «1» « ¿ », команда «К1» « ¿ ».

При следовании из Брянска Восточного в Брянск2 на выходных стрелках Брянск Восточный вводится номер пути – «12» « ¿ » признак правильности – «0» « ¿ », команда «К1» « ¿ ».

Ø Команда «К71» – включение диагностики БЛОК (наличие исправных логических модулей;

Ø Команда «К70» – выключение диагностики БЛОК;

Ø Команда «К5» – ввод постоянных характеристик. Только для просмотра.

Ø Команда «К6» – ввод начальной координаты и характера ее изменения при отсутствии ЭК в БЛОК.

Наименование параметраДиапазон значений
1Координата, м0…9999999
2Изменение координаты: «0» – возрастание координаты при движении по нечетному пути в правильном направлении или уменьшение координаты при движении по четному пути в неправильном направлении; «1» – возрастание координаты при движении по четному пути в правильном направлении или уменьшение координаты при движении по нечетному пути в неправильном направлении.0 или 1

3. Порядок начала движения локомотива.

· Перед троганием локомотива машинист должен убедиться в установленном режиме движения («Поездной» или «Маневровый»), индицируемого на блоке БИЛ-УМВ. Для переключения режима движения используется кнопка «РМП».

При движении локомотива и на стоянке при сигналах «Зеленый», «Желтый», «КЖ», «Белый мигающий», «Красный» – переключение режимов заблокировано

.
Для перехода в маневровый режим необходимо с помощью клавиатуры на БИЛ-УМВ ввести «К-799» «¿», в нижнем окне БИЛ-УМВ появится сообщение «Скорость на белый 40», нажимаем «¿», после перехода блока БИЛ-УМВ на белый огонь,

производим смену режима, с помощью кнопки «РМП» на БИЛ-УМВ. После смены режима в обязательном порядке ввести команду «К-800» «¿»

· Перед началом движения локомотива с помощью задатчика позиций набрать 1-ую позицию.

С этого момента машинисту дается (76+2)с., чтобы локомотив набрал скорость более 2км/ч. если в момент начала движения (фактическая скорость достигла значения 2 и более км/ч) и при этом отведенное на разгон время уже вышло, то снимается напряжение с ЭПК и раздается свисток. В этом случае, если в течение (6-7)с. машинист не успеет полностью остановить локомотив, произойдет экстренное торможение, которое не возможно прекратить нажатием ни на рукоятку РБ, ни на РБС. При полной остановке локомотива напряжение на ЭПК восстановится.

При появлении скорости 2 и более км/ч при ненабранной предварительно тяговой позиции происходит срыв ЭПК.

· В момент начала движения происходит однократная проверка бдительности (ОПБ) если движение начинается при принятых сигналах «К», «КЖ», «Б» в режиме работы «П» (Поездной). В других случаях и режимах в начале движения однократная проверка бдительности (ОПБ) не производится.

Однократная проверка бдительности (ОПБ) машиниста происходит следующим образом: в момент движения фактической скорости U факт.=2 и более км/ч появляется мигающий сигнал-треугольник «Внимание!»,

раздается однократный звуковой сигнал БИЛ-УМВ и свисток ЭПК.

Машинист обязан успеть за время (6-7)с. нажать рукоятку «РБ» или «РБС».

«РБ» «РБС»

или

Если этого не происходит, осуществляется экстренное торможение локомотива.

4. Порядок работы с БЛОК при движении к светофору с запрещающим сигналом.

После индикации на блоках БИЛ-УМВ, БИЛ-ПОМ сигнала «КЖ», БЛОК осуществляет прицельное торможение до полной остановки на расстоянии от 20 до 70 м перед светофором с запрещающим сигналом. При этом, VДОП на БИЛ-УМВ постепенно снижается до нуля. Остановка перед сигналом с запрещающим показанием для проезда светофора с запрещающим показанием за 200 – 150 метров обязательна. При остановке перед запрещающим сигналом после отработки кривой торможения по данным ЭК, и при фиксации на блоке БИЛ-УМВ значения U доп. меньше 20км/час, позволяет произвести установку этого значения равным 20км/час. Проезд светофора с запрещающим сигналом осуществляется со скоростью, не превышающей 20 км/ч, с предварительным, до начала движения, нажатием кнопки “ВК” на клавиатуре БИЛ-УМВ. На БИЛ, после нажатия кнопки “ВК”, VДОП становится равной 20 км/ч. Дальнейшее движение осуществляется в соответствии с требованиями ПТЭ. После проследования светофора с запрещающим сигналом на БИЛ-УМВ, БИЛ-ПОМ индицируется сигнал «К». При этом БЛОК производит однократную проверку бдительности. Периодические проверки бдительности машиниста при следовании под сигнал «К» на БИЛ, БИЛ-ПОМ производятся с интервалами от 30 до 40 с.

Время удержания кнопки “ВК” равно (2 ± 0,5) с.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ОСТАНОВКА ПЕРЕД ЗАПРЕЩАЮЩИМ СИГНАЛОМ, КОГДА U доп. меньше 20км/час – ОБЯЗАТЕЛЬНА. (ЕСЛИ ЗА 200МЕТРОВ ДО СВЕТОФОРА С ЗАПРЕЩЯЮЩИМ СИГНАЛОМ НЕ БЫЛО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ОСТАНОВКИ СИСТЕМА БЛОК БУДЕТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ПРИЦЕЛЬНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ ДО ПОЛНОЙ ОСТАНОВКИ ( U доп. = 0км/час ) НА РАССТОЯНИИ НЕ БОЛЕЕ 30МЕТРОВ ДО СВЕТОФОРА).

Набрать тяговую позицию.

При достижении скорости 2км/час появляется мигающий световой сигнал «Внимание!».

Раздается свисток ЭПК, который прекращается нажатием кнопок.

«РБ» «РБС»

или

Порядок трогания при наличии красного сигнала на блоке БИЛ-УМВ производится аналогично.

Работа системы БЛОК с ТСКБМ

При наличии на локомотиве (МВПС) исправной и включенной подсистемы ТСКБМ в БЛОК отменяются все периодические проверки независимо от скорости и показаний светофора на БИЛ и БИЛ-ПОМ.

При неисправности или отсутствии подсистемы ТСКБМ и наличии в параметре «Конфигурация» признака обязательности подсистемы ТСКБМ, БЛОК производит автоматический переход в штатный режим работы с наличием периодических проверок бдительности при всех показаниях светофора БИЛ и БИЛ-ПОМ при фактической скорости движения, не равной нулю. Период проверок при сигналах “Б” или “З” составляет от 60 до 90 с, при остальных показаниях БИЛ и БИЛ-ПОМ – от 30 до 40 с.

Для включения системы ТСКБМ необходимо надеть на запястье руки носимую часть ТСКБМ-Н, контактами носимой части на внутреннюю поверхность запястья.

Убедиться в загорании светового индикатора на носимой части ТСКБМ-Н

И появлении на ЖК индикаторе комплекса БЛОК индикатора «включение радиоканала ТСКБМ» — цвет свечения оранжевый

Во время движения локомотива (МВПС) машинист должен находиться в работоспособном состоянии. Работоспособное состояние машиниста распознается подсистемой ТСКБМ по сигналам от носимой части ТСКБМ-Н, соответствующим параметрам электрического сопротивления кожи, и по его реакции на запросы о подтверждении работоспособности. Если по физиологическим параметрам не требуется подтвердить работоспособность то отсутствуют сигналы ТСКБМ о предварительной сигнализации или о запросе подтверждения работоспособности. Светятся только индикаторы «Приём» на ТСКБМ-ПCAN и БЛОК

За 8 секунд до момента возможного появления запроса на подтверждение работоспособности появляется сигнал предварительной световой сигнализации.

Во время предварительной сигнализации машинист может подтвердить работоспособность нажатием на РБС, при этом предварительная сигнализация должна погаснуть. Количество нажатий на РБС не ограничивается. При остановке локомотива подсистема ТСКБМ продолжает выполнять функции контроля работоспособности, но возможное появление запроса на подтверждение работоспособности не должно приводить к снятию напряжения с ЭПК.

Если во время предварительной сигнализации машинист не подтвердил работоспособность путем нажатия на РБС, а по физиологическим параметрам будет продолжать требоваться подтвердить работоспособность, подсистема ТСКБМ выдаст запрос на подтверждение работоспособности с одновременным свистком ЭПК.

а) Для предотвращения экстренного торможения машинист должен в течение не более 5 секунд от начала звучания свистка, нажать РБС на время (1 – 2) с.

При этом должен прекратится запрос подтверждения работоспособности и прекратиться свисток ЭПК. Количество нажатий на РБС не ограничивается. Если машинист при звучащем свистке ЭПК не нажмет РБС, то произойдет экстренное торможение.

б) Следующий запрос на подтверждение работоспособности после нажатия на РБС во время предварительной световой сигнализации или звучания свистка ЭПК, может поступить не ранее чем через 60 секунд.

Если проверки работоспособности, инициированные подсистемой ТСКБМ, участились, машинисту рекомендуется привести себя в более работоспособное состояние, например:

— энергично поднять и опустить руку;

— сделать несколько глубоких и интенсивных вдохов;

— энергично сжать в кулак, а затем разжать кисть руки.

Сигналы ТСКБМ о предварительной сигнализации или запросе на подтверждения работоспособности могут появляться при работоспособном состоянии машиниста. Поэтому факт появления этих сигналов ТСКБМ, подтверждаемых нажатием на РБС машинистом, не является свидетельством неработоспособного состояния машиниста.

Памятка машинисту по пользованию системой БЛОК

Памятка машинисту по пользованию системой БЛОК

Эксплуатационное локомотивное депо Брянск — 2

Год

1. Подготовительный этап .

Перед включением БЛОК на локомотиве машинист должен:

· убедиться в отсутствии замечаний по работе БЛОК в журнале ТУ-152;

· проверить о наличии в журнале ТУ-152 штампа — справки на право пользования устройством БЛОК;

· проверить правильность включения блокировки ВЦУ;

· проверить, что давление воздуха в главных резервуарах не менее 7 кгс/см2 (071МПа);

· краны, соединяющие ЭПК с тормозной и напорной магистралями находятся в открытом положении;

· на разобщительном кране тормозной магистрали ЭПК установлен фиксатор его открытого положения и он опломбирован;

· ключ в замке ЭПК повернут в крайнее правое положение;

· тумблер «Аварийная работа без ЭПК» находится а отключенном положении

2. Порядок включения системы БЛОК .

· установить кассету регистрации в посадочное место в кабине управления;

· включить автомат SF-13«Питание системы БЛОК» во втором отсеке правой ВВК;

На блоке БИЛ-В появится следующая информация:

— индикатор поездного режима «П»;

— текущее время (час/мин./сек.);

— индикаторы ДАВЛЕНИЕ В МАГИСТРАЛИ;

— значение несущей частоты канала АЛСН, Гц;

— дисплей КООРДИНАТА ПУТИ «0000.000»;

— фактическая скорость «U факт.» = 0 км/ч (отображается синей стрелкой, а также на цифровом индикаторе в центре стрелки);

— готовность кассеты регистрации, индикатор

· нажимая кнопку «F» на блоке БИЛ-УМВ, установить требуемое значение несущей частоты АЛСН;

· по истечению времени не менее 30с. включить ЭПК, поворотом ключа в крайнее левое положение.

· Раздается кратковременный звуковой сигнал и на блоке БИЛ-УМВ и блоке БИЛ-ПОМ появляется дополнительная индикация:

— сигнал светофора «Б» (на некодируемом пути) или сигнал светофора, соответствующий коду в рельсовой цепи (на кодируемом пути);

— допустимая (Uдоп.) скорость проезда соответственно путевого светофора с сигналом «З» и маршрутных препятствий (переездов, мостов и т.д., в их числе светофора с сигналом «Ж»), отображаются соответственно одиночной красной и одиночной желтой полосами на кривой большого радиуса;

— давление в тормозной магистрали (в МПа).

· Произвести ввод предрейсовой информации. Для этого, набрав команду К-7 и кнопку «¿» на клавиатуре БИЛ-УМВ, поочередно ввести значения поездных характеристик. Ввод каждого параметра фиксируется нажатием кнопки «¿».

Название и значение вводимых параметров отображается в нижнем информационном окне

— табельный номер машиниста (0-99999);

— номер поезда (0-9999);

— длина в осях (0-500);

— длина в вагонах (0-150);

— масса поезда (0-10000)т.

— время зима/лето (0)

Ввод номера пути машинист должен нажать кнопку «П» на БИЛ-УМВ. Появится сообщение «НОМЕР ПУТИ». Цифровыми кнопками ввести номер эксплуатируемого участка пути и нажать кнопку «¿» (1 — при движении по нечетному пути; 2 — при движении по четному пути).

При следовании в Орел или Лужки из Брянска1 (Брянска2) вводится номер пути – «2» « ¿ » признак правильности – «1» « ¿ » и команда «К1» « ¿ » следуем до станции Орел без изменений.

При следовании на Лужки по станции Саханская после проследования выходного сигнала ввести номер пути – «1» « ¿ » признак правильности – «0» « ¿ », команда «К1» « ¿ »;

При следовании из Орла или Лужков вводится номер пути – «1» « ¿ » признак правильности – «1» « ¿ », команда «К1» « ¿ ». В случае пропадания электронной карты после проследования выходного сигнала ст. Саханская в обязательном порядке повторить ввод номера пути и команду «К1» « ¿ »;

При следовании в Гомель – путь «1» « ¿ » признак правильности – «1» « ¿ », команда «К1» « ¿ »;

При следовании из Гомеля вводитсяномер пути – «2» « ¿ » признак правильности – «1» « ¿ », команда «К1» « ¿ ».

При следовании из Брянска Восточного в Брянск2 на выходных стрелках Брянск Восточный вводится номер пути – «12» « ¿ » признак правильности – «0» « ¿ », команда «К1» « ¿ ».

Ø Команда «К71» – включение диагностики БЛОК (наличие исправных логических модулей;

Ø Команда «К70» – выключение диагностики БЛОК;

Ø Команда «К5» – ввод постоянных характеристик. Только для просмотра.

Ø Команда «К6» – ввод начальной координаты и характера ее изменения при отсутствии ЭК в БЛОК.

Наименование параметраДиапазон значений
1Координата, м0…9999999
2Изменение координаты: «0» – возрастание координаты при движении по нечетному пути в правильном направлении или уменьшение координаты при движении по четному пути в неправильном направлении; «1» – возрастание координаты при движении по четному пути в правильном направлении или уменьшение координаты при движении по нечетному пути в неправильном направлении.0 или 1

3. Порядок начала движения локомотива.

· Перед троганием локомотива машинист должен убедиться в установленном режиме движения («Поездной» или «Маневровый»), индицируемого на блоке БИЛ-УМВ. Для переключения режима движения используется кнопка «РМП».

При движении локомотива и на стоянке при сигналах «Зеленый», «Желтый», «КЖ», «Белый мигающий», «Красный» – переключение режимов заблокировано

.
Для перехода в маневровый режим необходимо с помощью клавиатуры на БИЛ-УМВ ввести «К-799» «¿», в нижнем окне БИЛ-УМВ появится сообщение «Скорость на белый 40», нажимаем «¿», после перехода блока БИЛ-УМВ на белый огонь,

производим смену режима, с помощью кнопки «РМП» на БИЛ-УМВ. После смены режима в обязательном порядке ввести команду «К-800» «¿»

· Перед началом движения локомотива с помощью задатчика позиций набрать 1-ую позицию.

С этого момента машинисту дается (76+2)с., чтобы локомотив набрал скорость более 2км/ч. если в момент начала движения (фактическая скорость достигла значения 2 и более км/ч) и при этом отведенное на разгон время уже вышло, то снимается напряжение с ЭПК и раздается свисток. В этом случае, если в течение (6-7)с. машинист не успеет полностью остановить локомотив, произойдет экстренное торможение, которое не возможно прекратить нажатием ни на рукоятку РБ, ни на РБС. При полной остановке локомотива напряжение на ЭПК восстановится.

При появлении скорости 2 и более км/ч при ненабранной предварительно тяговой позиции происходит срыв ЭПК.

· В момент начала движения происходит однократная проверка бдительности (ОПБ) если движение начинается при принятых сигналах «К», «КЖ», «Б» в режиме работы «П» (Поездной). В других случаях и режимах в начале движения однократная проверка бдительности (ОПБ) не производится.

Однократная проверка бдительности (ОПБ) машиниста происходит следующим образом: в момент движения фактической скорости U факт.=2 и более км/ч появляется мигающий сигнал-треугольник «Внимание!»,

раздается однократный звуковой сигнал БИЛ-УМВ и свисток ЭПК.

Машинист обязан успеть за время (6-7)с. нажать рукоятку «РБ» или «РБС».

«РБ» «РБС»

или

Если этого не происходит, осуществляется экстренное торможение локомотива.

4. Порядок работы с БЛОК при движении к светофору с запрещающим сигналом.

После индикации на блоках БИЛ-УМВ, БИЛ-ПОМ сигнала «КЖ», БЛОК осуществляет прицельное торможение до полной остановки на расстоянии от 20 до 70 м перед светофором с запрещающим сигналом. При этом, VДОП на БИЛ-УМВ постепенно снижается до нуля. Остановка перед сигналом с запрещающим показанием для проезда светофора с запрещающим показанием за 200 – 150 метров обязательна. При остановке перед запрещающим сигналом после отработки кривой торможения по данным ЭК, и при фиксации на блоке БИЛ-УМВ значения U доп. меньше 20км/час, позволяет произвести установку этого значения равным 20км/час. Проезд светофора с запрещающим сигналом осуществляется со скоростью, не превышающей 20 км/ч, с предварительным, до начала движения, нажатием кнопки “ВК” на клавиатуре БИЛ-УМВ. На БИЛ, после нажатия кнопки “ВК”, VДОП становится равной 20 км/ч. Дальнейшее движение осуществляется в соответствии с требованиями ПТЭ. После проследования светофора с запрещающим сигналом на БИЛ-УМВ, БИЛ-ПОМ индицируется сигнал «К». При этом БЛОК производит однократную проверку бдительности. Периодические проверки бдительности машиниста при следовании под сигнал «К» на БИЛ, БИЛ-ПОМ производятся с интервалами от 30 до 40 с.

Время удержания кнопки “ВК” равно (2 ± 0,5) с.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ОСТАНОВКА ПЕРЕД ЗАПРЕЩАЮЩИМ СИГНАЛОМ, КОГДА U доп. меньше 20км/час – ОБЯЗАТЕЛЬНА. (ЕСЛИ ЗА 200МЕТРОВ ДО СВЕТОФОРА С ЗАПРЕЩЯЮЩИМ СИГНАЛОМ НЕ БЫЛО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ОСТАНОВКИ СИСТЕМА БЛОК БУДЕТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ПРИЦЕЛЬНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ ДО ПОЛНОЙ ОСТАНОВКИ ( U доп. = 0км/час ) НА РАССТОЯНИИ НЕ БОЛЕЕ 30МЕТРОВ ДО СВЕТОФОРА).

Набрать тяговую позицию.

При достижении скорости 2км/час появляется мигающий световой сигнал «Внимание!».

Раздается свисток ЭПК, который прекращается нажатием кнопок.

«РБ» «РБС»

или

Порядок трогания при наличии красного сигнала на блоке БИЛ-УМВ производится аналогично.

Работа системы БЛОК с ТСКБМ

При наличии на локомотиве (МВПС) исправной и включенной подсистемы ТСКБМ в БЛОК отменяются все периодические проверки независимо от скорости и показаний светофора на БИЛ и БИЛ-ПОМ.

При неисправности или отсутствии подсистемы ТСКБМ и наличии в параметре «Конфигурация» признака обязательности подсистемы ТСКБМ, БЛОК производит автоматический переход в штатный режим работы с наличием периодических проверок бдительности при всех показаниях светофора БИЛ и БИЛ-ПОМ при фактической скорости движения, не равной нулю. Период проверок при сигналах “Б” или “З” составляет от 60 до 90 с, при остальных показаниях БИЛ и БИЛ-ПОМ – от 30 до 40 с.

Для включения системы ТСКБМ необходимо надеть на запястье руки носимую часть ТСКБМ-Н, контактами носимой части на внутреннюю поверхность запястья.

Убедиться в загорании светового индикатора на носимой части ТСКБМ-Н

И появлении на ЖК индикаторе комплекса БЛОК индикатора «включение радиоканала ТСКБМ» — цвет свечения оранжевый

Во время движения локомотива (МВПС) машинист должен находиться в работоспособном состоянии. Работоспособное состояние машиниста распознается подсистемой ТСКБМ по сигналам от носимой части ТСКБМ-Н, соответствующим параметрам электрического сопротивления кожи, и по его реакции на запросы о подтверждении работоспособности. Если по физиологическим параметрам не требуется подтвердить работоспособность то отсутствуют сигналы ТСКБМ о предварительной сигнализации или о запросе подтверждения работоспособности. Светятся только индикаторы «Приём» на ТСКБМ-ПCAN и БЛОК

За 8 секунд до момента возможного появления запроса на подтверждение работоспособности появляется сигнал предварительной световой сигнализации.

Во время предварительной сигнализации машинист может подтвердить работоспособность нажатием на РБС, при этом предварительная сигнализация должна погаснуть. Количество нажатий на РБС не ограничивается. При остановке локомотива подсистема ТСКБМ продолжает выполнять функции контроля работоспособности, но возможное появление запроса на подтверждение работоспособности не должно приводить к снятию напряжения с ЭПК.

Если во время предварительной сигнализации машинист не подтвердил работоспособность путем нажатия на РБС, а по физиологическим параметрам будет продолжать требоваться подтвердить работоспособность, подсистема ТСКБМ выдаст запрос на подтверждение работоспособности с одновременным свистком ЭПК.

а) Для предотвращения экстренного торможения машинист должен в течение не более 5 секунд от начала звучания свистка, нажать РБС на время (1 – 2) с.

При этом должен прекратится запрос подтверждения работоспособности и прекратиться свисток ЭПК. Количество нажатий на РБС не ограничивается. Если машинист при звучащем свистке ЭПК не нажмет РБС, то произойдет экстренное торможение.

б) Следующий запрос на подтверждение работоспособности после нажатия на РБС во время предварительной световой сигнализации или звучания свистка ЭПК, может поступить не ранее чем через 60 секунд.

Если проверки работоспособности, инициированные подсистемой ТСКБМ, участились, машинисту рекомендуется привести себя в более работоспособное состояние, например:

— энергично поднять и опустить руку;

— сделать несколько глубоких и интенсивных вдохов;

— энергично сжать в кулак, а затем разжать кисть руки.

Сигналы ТСКБМ о предварительной сигнализации или запросе на подтверждения работоспособности могут появляться при работоспособном состоянии машиниста. Поэтому факт появления этих сигналов ТСКБМ, подтверждаемых нажатием на РБС машинистом, не является свидетельством неработоспособного состояния машиниста.

Памятка машинисту по пользованию системой БЛОК

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]