Друзья хочу поделится своей историей покупки токарного станка ТВ-16.
Занимаясь авиамоделизмом в домашних условиях сталкиваешься с острой нехваткой инструментов и даже специальных станков. И если в вашем городе есть клубы, кружки где можно договориться и поработать за станком то в моем случае таких возможностей не было. Я искал возможности, находил людей которые с трудом соглашались сделать обычные диффузоры за не большую оплаты. Но как правило получалось не то, то что я хотел. Либо большая погрешность либо дорого запрашивал.
Мое терпение лопнуло когда я решил строить большую модель. И хотел ее сделать как Зиновкин Олег свой Stuntress с разборными консолями крыльев. Сделав простой чертеж я обратился к «токарю» который согласился сделать. Когда пару деталей были готовы я их осмотрел. Настроение мое было испорчено, мало того что за работу он затребовал солидную сумму по местным меркам, так еще и деталь оказалась сделана не точно, с большими погрешностями((( На мой вопрос нельзя было сделать качественней, он ответил. Что мучился много, дюралевая заготовка отжималась постоянно. И тут бухххх… «неужели токарь не знает своего дела». Я забрал, что было сделано и ушел.
В интернете узнал, что для подобных работ существует приспособление под названием люнет. К тому моменту я уже откладывал средства для приобретения токарного станка но теперь задался темой поиска. Живу я в Душанбе, тут такого добра не так уж и много. Стал отслеживать виртуальные местные барахолки а так же ходить по реальным. Кинул клич среди знакомых. У одного знакомого по имени Рахим был токарный станок ТВ-16, но когда я решил себе купить он решил не продавать, так как запустил на нем мотор и станок стал крутится))). То, что станок заработал меня еще больше раззадорило. Ко всему прочему такой станок я мог бы поставить в квартире.
Удача, на одном местном сайте выставили объявление о продаже станка ТВ-16 «школьник». Цена 300$ поехал смотреть. К сожалению оказалось что станок полностью разобранный, к тому же в разобранном состоянии перемещался и долго лежал в разных местах. Стола и двигателя а так же части запчастей не было. Продавец снизить цену не согласился, а за такую цену брать не комплектный станок большой риск, у нас запчастей ведь не найти. Решил не брать.
Потом попадались ТВ-6 и ТВ-4 но в других городах, в моей квартире вряд ли родные бы одобрили такое.
В конце лета 2022 года когда мы с семьей ездили в Россию, кто то выложил на сайте станок ТВ-16, вроде комплектный и продавец просит 350$. Что делать?! Связался со знакомыми которые купили и оставили станок у себя до моего приезда.
Когда я увидел в живую станок счастью моему не было предела, все было вроде на местах но нужно много труда вложить в него. Первое что выяснилось патрон на 165 мм, да подобного станка явно перебор. После тщательного осмотра стало понятно, станок готовили к продаже. Шкив на двигателе выточили от балды, патрон и план шайба с другого станка, мотор весь ржавый скорее всего от водяного насоса.
Начитавшись форумов я понял, станину нужно хоть немного шабрить . Со стороны задней бабки на станине были следы от ударов. На самой задней бабке следы ударов. Металл деформировался и требовалось его ремонтировать.
Инструкция по первому запуску и эксплуатации
Прежде чем эксплуатировать станок, после распаковки приступают к монтажу и проверке оборудования:
станок прикручивают к поверхности стола 6 винтами, идущими в комплекте; проверяют положение ремня привода на приводном шкиве; учитывая габариты и массу станка, проверяют правильность установки по горизонтали; осуществляется заземление через боковые отверстия станины, провода прижимают болтом; питающий шнур от щита, обязательно оснащенным предохранителями, изолируются; проводится тщательный осмотр станка, уделяя особое внимание узлам. При необходимости меняется смазка; проводится пробный запуск, сначала вхолостую, затем с нагрузкой.
Мои действия по восстановлению станка.
Полная разборка токарного станка ТВ-16 и оценка работ.
Станок для меня важен как инструмент, мне очень нужны диффузоры для моих авиамодельных двигателей, которые я буду ставить на микродвигатели. Поэтому процесс решил не затягивать. Поставил себе срок к концу октября 2022 года сделать что нибудь на станке. Каждый день приходя с работы я старался разобрать по одному узлу станка. Причем детали, болтики, винтики складывал в отдельные контейнеры. Что нибудь перепутать или потерять без этого легко.
Практически каждый узел станка давался с боем, хотя станок был хорошо смазан, ничего не заклинивало. Но приходилось смотреть на ютубе а так же искать в интернете как разбираются узлы станка. Я не хотел что либо повредить. В каждом узле есть своя хитрость, не торопитесь применять силу при разборке.
Закончив с разборкой станка встал вопрос: делать из станка конфетку или запустить как есть без лишних финансовых вложений. Решил запустить а там посмотрим….
P.S спустя два года использования. Ставка на запуск станка как есть принесла свои плоды, использую станок в квартире. Сразу же выяснилось, станок это только начало. Для успешной работы нужно хорошие резцы, заготовки, сверла, плашки, метчики, измерительный инструмент и приспособления. Все это потихоньку искалось на местных барахолках. Даже сейчас мне понятно, что двигатель столь мощный мне не нужен. Нужно ставить частотный преобразователь и двигатель на прямую. Ременная передача, вкупе с другими элементами создают вибрации. Как я понял для этой модели токарного станка ТВ-16 это нормально.
Станина
Станина моего токарного станка ТВ-16 была слегка испорчена «варварами с руками». Со стороны задней бабки станок били, или им били что то…. Со стороны патрона суппорт до конца не доезжал. Были следы ударов, напильником или чем то еще.
Я не стал снимать переднюю бабку со шпинделем так как там все хорошо вращалось, не было люфта или других проблем. Разве, что край шпинделя за резьбой был чуть поврежден кем то. Пришлось немного алмазным надфилем подправить. К моему счастью станина в целом оказалась не сильно изношенной. Сделал промер микрометром, отклонение не более 0.02 мм, что нормально. В местах где были «ссадины» неровности естественно были погрешности…
Поврежденные участки аккуратно стачивал при помощи напильника и мелких надфилей. В конечном счете доводил до кондиции поверхность самодельным шабером. Сделал так хорошо, как позволяли инструменты.
Ходовой винт токарного станка
Что бы полностью разобрать суппорт, нужно вытащить ходовой винт станка. Тут у меня возникли небольшие трудности. Винт казалось зажат в бронзовой втулке. Я его с трудом смог вытащить. Я пробовал его смазать и снова ставить на место. Оказалось край ходового винта был немного деформирован ударами. Деформированную грань я сточил. Винт стал лучше вращаться но все же с трудом. Уже стал искать развертку, думал повреждена бронзовая втулка. К счастью нет, винт подклинивал из за мною раскрученной «штуки» куда винт вставляется с правой стороны. В этом месте должна быть точная соосность иначе получался перекос. Затянув винты, ходовой винт стал без проблем вращаться.
P.S спустя время запустил гитару и ходовой винт. Пришлось немного планетарную шестеренку подточить. Бронзовый вкладыш был сильно изуродован. Так же имелись неточности при вращении шестерни. После аккуратных манипуляций, проб и ошибок. Ходовой винт заработал. Обильно смазав густой смазкой ( салидол) шестерни гитары, закрыв все «щели» добился значительного снижения шума.
Суппорт продольной и поперечной подачи
На мое счастью суппорт был в хорошем состоянии и особых манипуляций не требовал. Хотя я много времени потратил, что бы его полностью разобрать. В интернете много информации где показано как это сделать. Главное тут не торопиться, не давить и стучать молотком.
Электро двигатель
Двигатель как мне кажется раньше стоял на водяном насосе, хотя он внешне и был ржавым и убитым но внутри все было работоспособно. Вал с одной стороны был удлинен путем наваривания куска с последующей обработкой.
Из двигателя торчали 3 провода, я попробовал подключить все это дело к сети переменного тока 220 Вольт, через конденсатор в 10 Мкф, двигатель заработал. Но сразу выявился шум работы двигателя, а так же шкив который был выточен кем то был очень тяжелым и стоял не ровно. Все это выливалось в сильнейшие вибрации, похожие на вибрации мобильного телефона…. В квартире такой станок нельзя будет использовать. Соседи не выдержат.
Разобрав двигатель я проверил подшипники, один из них имел слабое заедание. Заменив его шум в разы уменьшился. На вал под шкив пришлось подкладывать полоски от пивной банки, тем самым балансируя положение шкива на валу.
Мне удалось добиться приемлемого уровня шума и вибраций. Поигравшись с ремнями я добился не сильной натяжки ремня но при этом вибрации были минимальны. Для моих нужд работы с латунью и капролоном это был выход.
Двигателю было мало 10 МКФ конденсатора, 20 уже много, поэтому я подобрал середину.
Токарный патрон
На фото видно, что патрон на токарном станке установлен гигантских размеров, 165 мм )))) для ТВ-16 го. Еще чуть чуть и он будет царапать станину. Первым делом, до того как увидеть станок в живую я стал искать замену ему. Почитав форумы и поспрашивав мне рекомендовали брать 125 мм патрон и желательно польский высокоточный. Я боялся что патрон может не подойди к моему фланцу а зря, ведь все равно фланец пришлось протачивать. Не решившись купить из России патрон я стал искать его в своих краях. На барахолках и базарах, можно встретить запчасти для токарных станков но очень мало. Я нашел 125 патроны, наверно от ТВ-6 станка, но их состояние меня смутило. Ржавые, побитые, да еще кулачки местами не родные…. Для моих высокоточных авиамодельных работ такой вариант не подходил. Я уже несколько месяцев искал патрон и не как не мог определиться, с размером 80-100 или 125 мм. Время поджимало, к этому момент двигатель уже крутился и хотелось уже запустить станок. Пройдясь в очередной раз по базару «Султони-Кабир» один из продавцов уже узнававший меня в лицо предложил мне патрон 80 мм. Стал его рассматривать протирать от грязи. Вижу надпись CT80П , думаю ого супер нужно брать «польский». Стал проверять как двигаются кулачки, на все базаре не нашлось ключа поэтому пришлось изворачиваться и крутить разверткой… Вроде кулачки двигаются но плохо. Решил была не была нужно брать, но заявленная цена меня настораживала. Стал торговаться, продавец уступил 5-ю часть цены, но больше не в какую, говоря , что сам его вчера купил за чуть меньшую цену. И тут у меня проскакивает разговор с барахольщиком с другого базара, который мне сообщил, что вчера кто то несколько маленьких патронов принес и быстро распродал… У нас перекупщики обитают с утра, приходят к 5 и ходят до 7 утра, а потом едут на свои точки на базарах.
Патрон СТ 80П был сильно загрязнен, местами проступал ржавчина. Кулачки очень очень плотно двигались. Со стороны одного кулачка была видна выемка, повреждение которое немного сдавливало путь кулачка. Это место я расточил алмазным надфилем, обычные как по стеклу проскальзывал. Когда кулачки снял меня ждало разочарование((( один из кулачков №2 имел повреждения. 2 зуба были сломаны но их не было. Так же другой кулачок имел трещину.
Патрон и все детали промыл в бензине с щеткой и местами мелкой наждачной бумагой. Получился сияющий как новый патрон. Кулачки все равно двигались очень плотно. Это было похоже на то с какой плотностью двигается поршень в цилиндре авиамодельного двигателя. С помощью минимальных манипуляций с алмазным надфилем я добился гладкого скольжения. Патрон собрал, к счастью он работал при зажиме детали менее 9 мм, а так же более 30 мм. До сих пор ищу замену сломанному кулачку. Претензии продавцу не стал предъявлять так как патрон даже в таком виде меня устраивал, для выполнения мелких работ как тиски.
В поисках кулачка/кулачков для своего польского патрона CT80П я снова облазил все базары и барахолки….ничего не нашел, зато решил купить советский патрон на 80 мм по состоянию он мне годился, да и с ценой договорился. Купил несколько резцов, разверток и патрон я выпросил хорошую скидку. Новый патрон прошел туже процедуру по обслуживанию. Все в нем устраивало, правда польский мне казалось был на голову лучше. Забегая вперед скажу, и этот патрон со своей ролью справляется на 100% особенно для новичка учиться на нем самое то.
Патрон у меня есть, дело за малым отдать «профессионалу» токарю фланец для доработки под мой 80 мм патрон.
План шайба (Фланец)
В поисках план шайбы (фланца) я так же как и с другими деталями я по нескольку раз перерыл город, опросил много народу, даже думал купить на форуме фланец. Но фланец такая вещь, что ее нужно подгонять индивидуально под станок, под патрон. Поэтому в конечном итоге решил расточить мой фланец на 165 мм до 80 мм. На своем станке да в комнате это делать нельзя было. Тогда я пошел к «токарям». Как назло по выходным они не работают когда мне это надо, а с утра на месте их не достать. Мне пришлось несколько дней ловить того кто бы взялся сделать мои доработки. Причем я сам не смог застать главного «токаря» а пришлось обращаться через брата жены, который работает в соседних цехах по мебели. Ему он зарядил как «своему знакомому» на российские деньги 1500 рублей, но поторговавшись сошлись на 700 рублях…. Ждать пришлось неделю а потом еще пару дней на доработку фланца. В итоге нервы были на пределе. Вы наверное понимаете теперь почему я купил себе станок, и почему выточить простейший диффузор в моих краях очень трудно и экономически не выгодно. Вы наверное скажите есть еще токаря, да есть, но ставки у них такие же или больше, а часто за мелочевку браться не хотят((( В наших краях минимальная пенсия это 1500 рублей, что бы вы понимали разность цен.
С установкой план шайбы пришлось так же поплясать. Отверстия под болты крепления во фланце мне не сделали а что бы сделали нужно было ждать и ждать. По правде от их «завтра» я был сыт по горло поэтому решил сам просверлить. Конечно сверлить шуруповертом это грубо, зато можно прямо сейчас. Просверлил я с небольшими погрешностями, так, что пришлось отверстия расширять и подгонять. Но какое же меня ждало счастье когда станок заработал)))))))
Задняя бабка ТВ-16.
Задняя бабка наверное больше всех пострадала в руках прошлого хозяина. По следам от ударов можно было догадаться, что ее использовали вместо молотка. Сильные бугры я выровнял напильниками. Финишную обработку делал импровизированным самодельным шабером. Пиноль задней бабки как и остальные части пришлось очищать от краски, ржавчины. Нужно отдать должное прошлому хозяину станок был очень хорошо смазан благодаря этому ржавчины было не много.
В заключение
В заключение мне бы хотелось сказать, что станок ТВ-16 каждый день радует мой глаз. Он стоит в одной из комнат и одно только созерцание мотивирует. Видимо я как мужик сильно не равнодушен к таким вещам…
Что бы можно было успешно работать мне пришлось бороться с вибрациями, я не довел до ума станок, скорее запустил на скорую руку. Так как уже не мог больше вкладывать денег. Но даже так я смог самостоятельно точить диффузоры для своих авиамодельных моторов. Особенно мне понравился капролон, этот материал свободно доступен на базаре, а вот с дюралью все сложно…
Если бы была сейчас возможность взять 125 мм патрон я бы не стал менять свой 80й. При выполнении моих работ для авиамодельных двигателей. (мелочевка) использование такого патрона на 200% себя оправдывает. Возможно я не опытен, но возможностей по движению суппорта больше.
Правила эксплуатации
Перед тем как приступить к точению необходимо выбрать количество оборотов заготовки по специально разработанной схеме. Специфика совершаемой обработки влияет на установку сменных шестерен механизма подач. На шпинделе фиксируется патрон или планшайба. Нужно установить и закрепить резцы на резцедержателе. Деталь, подвергаемая обработке, фиксируется в патроне или центрах. При проведении обработке в центрах, необходимо подвести заднюю бабку. Запуск машины выполняется нажатием кнопки «пуск», прекращение работы механизмов — «стоп».
При возникновении необходимости в реверсе шпинделя, ручку переключателя следует развернуть в положение «назад»
Важно обратить внимание, что на о отключается только электродвигатель, поэтому по окончанию обработки, для безопасного обесточивания, переключатель должен быть зафиксирован на о
Посмотрите видео по устройству гитары.
Избыточный нагрев шпинделя свидетельствует о потребности смены смазки и проверки качества его соединений, важно следить за состоянием подшипников в процессе работы для своевременного устранения неисправностей
Техника безопасности
Только профессиональному работнику, который разбирается в технических особенностях, может быть поручено обслуживание станка. Для предотвращения появления несчастных случаев следует придерживаться важных правил:
- Запрещено очищение и смазка элементов станка в процессе его работы.
- Нельзя покидать станок включенным, предварительно стоит отключить его или дождаться полной остановки.
- Обязательно присутствие хорошего освещения на рабочем месте.
- Появление каких-либо неисправностей предполагает немедленное прекращение работы и обращение за помощью к специалисту по наладке.
- Организовывайте надежное заземление.
Отзывы спустя время
1) Станок стоящий но нужно приложить руки, есть куда модернизировать.
2) Запустил ходовой винт, удобно но шумно.
3) Обзавелся хорошими резцами. С ними работа на станке одно удовольствие.
4) Много места не занимает, можно использовать от случая к случаю.
5) Для мастерской конечно лучше более взрослый станок хотя бы ТВ-4.
6) Не хватает реверса, не хватает регулировки оборотов, не хватает регулировки скорости ходового винта( можно менять шестеренки но это не серьезно).
7) Польский патрон понравился, использую даже дефектный.
Основные элементы и конструкции станка
- Чугунная литая станина.Служит опорой для всех механизмов и составляющих деталей.
- Передняя бабка. Место, где находится шпиндель станка и патрон, в котором закрепляется заготовка.
- Задняя бабка. Используется для фиксации при креплении на длинных заготовках, а также для закрепления в нее сверл и режущих инструментов для сверления деталей.
- Привод. Осуществляется от индивидуального электродвигателя, мощь которого от 0,4 до 0,5 кВт. Многоступенчатые шкивы шпинделя и электродвигателя имеющие 6 скоростей вращения шпинделя — 1600 об./мин.
- Механизмы подач. Главная роль их — настройка продольных подач и нарезание резьбы.
- Суппорт. К основным функциям суппорта относятся перемещение и закрепление резцов.
- Фартук. Крепится к каретке суппорта. Передвижение фартука вручную происходит через зубчатую передачу и рейку, вращением маховика лимба. А также перемещается с помощью гайки ходового винта, включение и выключение гайки происходит с помощью рукоятки.
- Электрооборудование. Выполняет включение и выключение оборудования, защищает реверс двигателя от коротких замыканий и скачков напряжения, а также служит для блокировки. По технике безопасности станок должен быть обязательно заземлен, для этого предусмотрена колодка на боковой панели стола, для провода заземления.
- Стол. Агрегат крепится на деревянный стол с помощью крепежных винтов, в левой тумбе находится привод и электрооборудование, там же — конечный выключатель, который автоматически выключает электродвигатель.
Эпилог
К сожалению а может к счастью, ТВ-16 я продал. Продал по местным меркам за хорошую цену, но со всей оснасткой. Это вроде была ошибка, в вроде и нет. Сейчас я снова брожу по барахолкам в поисках оснастки, инструментов для нового станка….
Продавал станок я на местном сайте барахолки типа Авито, долго и за дорого. Его в итоге купили!. Первый месяц мне было очень не по себе, так как станок стал частью дома. Очень не хватало где то в душе, поэтому я снова принялся за поиски станка ТВ-4, ТВ-6, ТВ-7, в общем как повезет. И спустя время я все таки нашел вариант ТВ-6. О нем я отдельно напишу. А пока хочу сделать напутствие тем кто имеет ТВ-16 на подшипниках качения. Не продавайте своё детище, лучше вложитесь в его модернизацию. Станок для хоббийных целей очень хорош.
Где купить и на что смотреть при выборе
Так как станок был снят с производства, купить его можно теперь только из резервации какого-нибудь предприятия, либо с рук у частных лиц. В любом случае при покупке данного оборудования б/у для домашней мастерской следует выполнить ряд следующих мер:
- Проверить исправность станка на месте у текущего владельца.
- Оценить состояние деталей.
- При покупке рекомендуется перебрать все детали, чтобы еще раз посмотреть и провести оценку их состояния.
Купить такое оборудование на Авито можно в районе 20 000-40 000 рублей. И чаще всего его берут для личного пользования, для мелких токарных мастерских или же для обеспечения нужд автосервиса.