Электрический дроссель — принцип работы и примеры использования


Устройство

Дроссель устаревшее название, в настоящее время более известен как катушка индуктивности, по своей сути — это компонент электрической цепи, винтовая, спиральная или винтоспиральная катушка из свёрнутого изолированного проводника, обладающая значительной индуктивностью при относительно малой ёмкости и малом активном сопротивлении. Как следствие, при протекании через катушку переменного электрического тока наблюдается её значительная инерционность. Состоит из следующих элементов:

  1. Катушка, на которую намотан медный или алюминиевый изолированный провод. В основном применяется медный провод. Алюминиевые используются в бюджетных и низкокачественных элементах, чтобы снизить затраты при производстве устройства и уменьшить его итоговую цену.
  2. Ферритовый сердечник. Так же применяются сердечники из диэлектрических материалов, которые изменяют свои свойства при взаимодействии с электрическим током.
  3. Соединительные контакты.

Устройство дросселя очень схоже с трансформатором. Основное отличие заключается в наличие всего одного ряда обмотки. Так же дроссели могут быть бескорпусными. Такие устройства используются в высокочастотных схемах.

Катушка также может быть выполнена без установленного внутри магнитного сердечника. Устройства без сердечника более громоздкие, так как такая конструкция требует наличия гораздо большего количества витков на катушке.

Дроссель обычный электронный имеет обозначение на схеме в виде волнистой линии. Если дроссели оснащены магнитным сердечником, то волнистая линия дополняется прямой чертой.

Основные параметры электрического дросселя зависят от его индуктивности, которая измеряется в Генри («Гн»). Так же элементу присущи следующие характеристики: сопротивление при работе от постоянного тока, добротность, ток подмагничивания и величина изменяемого напряжения.

Таблица электрических параметров дросселей Д101…Д179

Тип дросселяСердечникИндуктивность при ном. токе, ГнНоминальный ток АСопротивление обмотки, Ом
Д101ШЛ6 х 6,50,010,401,7
Д102ШЛ6 х 6,50,020,283,17
Д103ШЛ6 х 6,50,040,25,90
Д104ШЛ6 х 80,0050,81,02
Д105ШЛ6 х 80,010,561,77
Д106ШЛ6 х 80,020,43,70
Д107ШЛ6 х 80,040,288,20
Д108ШЛ6 х 80,080,215,3
Д109ШЛ8 х 80,00251,60,30
Д110ШЛ8 х 80,0051,10,52
Д111ШЛ8 х 80,010,81,32
Д112ШЛ8 х 80,020,562,37
Д113ШЛ8 х 80,040,45,9
Д114ШЛ8 х 80,080,2812,3
Д115ШЛ8 х 80,160,221,9
Д116ШЛ8 х 12,50,00123,20,115
Д117ШЛ8 х 12,50,00252,20,234
Д118ШЛ8 х 12,50,0051,60,484
Д119ШЛ8 х 12,50,011,10,825
Д120ШЛ8 х 12,50,020,82,00
Д121ШЛ8 х 12,50,040,563,80
Д122ШЛ8 х 12,50,080,48,15
Д123ШЛ8 х 12,50,160,2814,16
Д124ШЛ10 х 12,50,320,217,8
Д125ШЛ10 х 12,50,00066,30,04
Д126ШЛ10 х 12,50,00124,30,083
Д127ШЛ10 х 12,50,00253,20,179
Д128ШЛ10 х 12,50,0052,20,386
Д129ШЛ10 х 12,50,011,60,643
Д130ШЛ10 х 12,50,021,11,57
Д131ШЛ10 х 12,50,040,82,78
Д132ШЛ10 х 12,50,080,565,63
Д133ШЛ10 х 200,160,46,60
Д134ШЛ10 х 200,320,2813,4
Д135ШЛ10 х 200,650,228,7
Д136ШЛ10 х 200,000312,50,012
Д137ШЛ10 х 200,00069,00,032
Д138ШЛ10 х 200,00126,30,07
Д139ШЛ10 х 20,50,00254,50,152
Д140ШЛ10 х 20,50,0053,20,284
Д141ШЛ10 х 20,50,012,20,54
Д142ШЛ10 х 20,50,021,61,20
Д143ШЛ10 х 200,041,12,26
Д144ШЛ12 х 250,020,82,14
Д145ШЛ12 х 250,160,564,09
Д146ШЛ12 х 250,320,48,20
Д147ШЛ12 х 250,650,2819,2
Д148ШЛ12 х 251,30,234,5
Д149ШЛ12 х 250,0001525,00,0024
Д150ШЛ12 х 250,000318,00,0075
Д151ШЛ12 х 250,000612,50,017
Д152ШЛ12 х 250,00129,00,038
Д153ШЛ12 х 250,00256,30,096
Д154ШЛ12 х 250,0054,50,184
Д155ШЛ12 х 250,013,20,338
Д156ШЛ12 х 250,022,20,715
Д157ШЛМ20 х 250,041,60,68
Д158ШЛМ20 х 250,081,11,35
Д159ШЛМ20 х 250,160,82,85
Д160ШЛМ20 х 250,320,566,15
Д161ШЛМ20 х 250,650,411,9
Д162ШЛМ25 х 251,30,2822,4
Д163ШЛМ25 х 250,0003250,0053
Д164ШЛМ25 х 250,0006180,01
Д165ШЛМ25 х 250,001212,50,212
Д166ШЛМ25 х 250,002590,05
Д167ШЛМ25 х 250,0056,30,12
Д168ШЛМ25 х 250,014,50,26
Д169ШЛМ25 х 250,023,20,5
Д170ШЛМ25 х 250,042,20,28
Д171ШЛМ25 х 250,081,61,02
Д172ШЛМ25 х 250,161,11,94
Д173ШЛМ25 х 250,320,84,52
Д174ШЛМ25 х 250,650,568,50
Д175ШЛМ25 х 250,0006250,0075
Д176ШЛМ25 х 250,0012180,02
Д177ШЛМ25 х 250,002512,50,053
Д178ШЛМ25 х 250,00590,085
Д179ШЛМ12 х 250,016,31,48

Ниже приводится таблица электрических параметров дросселей типов Д201Т — Д274Т.

В таблице приведены параметры дросселей при параллельном соединении обмоток. При последовательном соединении обмоток, индуктивность и сопротивление итоговой обмотки будет в
четыре
раза больше, ток подмагничивания уменьшится в
два
раза и максимальное значение переменного напряжения увеличится в
два
раза.

Рисунок 2.Схема обмоток дросселей Д201Т-Д274Т.

Принцип работы

Принцип работы дросселя можно описать следующим образом:

  1. Дроссель располагается в схеме с источником переменного тока и лампой.
  2. При включении цепи, лампа загорается с небольшим запаздыванием. Этот момент приходится на начало первой полуволны, которая сопровождается нарастанием тока, снижением напряжения и возникновением магнитной индукции.
  3. На момент второй полуволны, происходит снижение тока и нарастание напряжения. При этом происходит полный заряд катушки.
  4. На третьей полуволне происходит «проталкивание» тока сквозь обмотку и индуктивность. В этот момент ток меняет свою направленность.
  5. На конечной полуволне устройство полностью пропускает через себя ток, что приводит к его протеканию по электроцепи и включению лампы. Именно из-за этого лампа включается с определенным запаздыванием.

Назначение дросселя для цепей переменного тока можно охарактеризовать следующим образом:

  1. Используется в качестве ограничителя тока электроцепи.
  2. Как элемент насыщения для стабилизаторов напряжения.
  3. В виде фильтра, сглаживающего электрические пульсации.
  4. В качестве магнитного усилителя для цепей постоянного тока. При помощи элемента можно изменить индуктивное сопротивление и характеристики тока самой цепи.

Все эти возможности и характеристики дроссельных устройств применяются в электротехнике и электронике при проектировании различных устройств, оборудования.

Разновидности

В настоящее время используются следующие виды электрических дросселей:

  1. Безвитковый. Дроссель безвитковый электромагнитный представляет собой кольцо из феррита и пропущенный через него проводник. Имеет большое внешнее сходство с обычным резистором. Основное назначение устройства заключается в подавление высокочастотных помех.

  2. Для переменного тока. Предназначен для создания реактивного и индуктивного сопротивления, фильтра пульсации тока в преобразователях напряжений.

  3. Сглаживающий. Дроссель электронный сглаживающий используется для занижения переменной части напряжения, или тока на входных и выходных частях электросхемы. Используются такие устройства в преобразователях тока. Сглаживающие дроссели подключаются последовательно к нагрузке, тем самым провоцируя сглаживание переменной части тока, пропуская через себя только постоянную составляющую линейного тока. Особенностью подобных элементов является большая индуктивность.

  4. Насыщения. Дроссель насыщения применяется для цепей переменного тока в качестве регулятора индуктивного сопротивления. Основным отличием устройства является наличие 2 обмоток: рабочей, для подключения к переменному току и управляющей, которая подсоединяется непосредственно к электроцепи с постоянным током. Для работы такого прибора применяется вариант нелинейности кривой магнитопровода. Иными словами, регулировка постоянного тока зависит от величины намагничивания сердечника.

Современная электротехника требует значительного уменьшения габаритных параметров элементов электросхем. На схемах с поверхностным монтажем, при условии большой ее загруженности деталями, используются так называемые чип-фильтры. У таких элементов отсутствует провод. Катушка формируется из нескольких слоев феррита. Основным назначением чип-фильтров является снижение высокочастотных помех на сложных электронных схемах.

Кроме того существуют пусковые устройства. Они используются в качестве ограничителей тормозного и пускового тока для электродвигателей. В электрике, чтобы запустить мощный электрический двигатель, применяются трехфазные разновидности. Они отличаются большой величиной индуктивности.

Расчет характеристик

Устройство электрическое дроссельное имеет на корпусе маркировку с основными своими характеристиками. Но если маркировки нет или предполагается самостоятельное изготовление устройства, то необходимо провести предварительный расчет основных параметров устройства. Как сделать подобный расчет, будет описано далее.

Когда делаются расчеты, применяется простая формула для вычисления индуктивности:

Чтобы подтвердить правильность рассчитанного количества витков, можно использовать тестер в режиме измерения индуктивности. Это поможет подтвердить правильность определения необходимого количества витков.

Схема подключения

Дроссели часто встречаются в блоках питания и светильниках с люминесцентными лампами. Подключение в схему дросселя для таких вариантов будет представлено ниже в статье.

Люминесцентный светильник

В такой схеме дроссель выступает в качестве пускового и сглаживающего устройства. Подключается он последовательно с лампой. При этом совместно с ним так же используется стартер. При таком подключении дроссель использует такой принцип работы:

  1. По цепи протекает переменный ток.
  2. Люминесцентная лампа в холодном состоянии не включается по причине своего высокого сопротивления. Протекающий ток не запускает лампу, а нагревает ее катоды, а затем перетекает к стартеру.
  3. Внутри стартера происходит нагрев подвижного контакта. После нагрева контакт замыкает цепь.

За момент нагрева катодов и стартера, происходит накопление тока в контуре дросселя. При замыкании стартера происходит вымещение тока дросселем и разрядка самого стартера. При разрядке приходят в движение электроны на катодах лампы. Они вступают в контакт с газом, и при этом лампа загорается. Схема люминесцентной лампы, состоящую из дросселя, двух стартеров и двух люминесцентных ламп представлена ниже.

Блок питания

У начинающих радиолюбителей часто возникает такой вопрос — зачем нужен дроссель в блоке питания. Он необходим по двум причинам:

  1. Для сглаживания переменной составляющей тока.
  2. Для сглаживания пульсаций.

Как правило, дроссели в этих блоках устанавливают после диодного моста непосредственно на выходе, а значит работают уже с постоянным током. При увеличении напряжения или коротком замыкании, дроссель сглаживает значительную часть пульсации. При стабильной работе блока питания, устройство сглаживает высокочастотные помехи, пропуская в цепь только прямой ток без каких-либо колебаний. Такая заслонка также выполняет роль дополнительного сопротивления, которое значительно снижает напряжение на выходе моста. Дроссель и такая схема подключения представлены на рисунке ниже.

Как самостоятельно сделать дроссель?

Благодаря своим параметрам дуговые приборы освещения мощностью 250 или 125 ватт применяются обществом для освещения следующих помещений:

  • гаражные кооперативы;
  • дачные участки;
  • загородный дом.

Купить устройство освещения этого вида можно в магазине или на рынке, часто возникает проблема, как найти дроссель для ламп ДРЛ, стоимость дросселя может быть выше самой лампы из-за конструктивных особенностей и наличия медной проволоки.

Решить этот вопрос помогут народные идеи изготовления балласта для лампы ДРЛ 250 из других материалов: три дросселя для лампы дневного света при мощности лампы 40 ватт или же два дросселя от лампы дневного света мощностью в 80 ватт. В нашем случае для того чтобы зажечь лампу ДРЛ, используя самодельный балласт, сделанный своими руками, рекомендуется применить два дросселя мощностью 80 ватт и один балласт мощностью 40 ватт, соединение показано на фото.


Подключение лампы ДРЛ с самодельным балластом

Из схемы видно, что все балласты образуют один дроссель, собрать пусковой балласт можно в общий ящик

Важно! Особенное внимание нужно уделить контактам на дросселях, они должны быть надежными, чтобы не нагревались и не искрились

Проверка

До этого мы выяснили — для чего нужен дроссель, из чего состоит это устройство, где оно применяется и по какому принципу работает. Теперь попытаемся узнать, как можно протестировать данный элемент на работоспособность. При помощи мультиметра всегда можно проверить целостность элемента и величину его индуктивности.

Индуктивность

Для замера индуктивности понадобится тестер с режимом измерения этого параметра. Обозначаются такие возможности мультиметра с помощью букв «Н» или «Гн». Замер этого параметра проводится следующим образом:

  1. Нужно установить мультиметр в режим измерения индуктивности.
  2. Далее надо будет убедиться, что проверяемое устройство отключено от электричества.
  3. Измерительные щупы подсоединить к контактам элемента.

Прибор должен показать значение индуктивности, близкие к указанным на корпусе устройства.

Сопротивление

Замер сопротивления поможет узнать состояние катушки. Проверка в этом случае выглядит следующим образом:

  1. Дроссель необходимо отключить от цепи.
  2. Перевести тестер в режим замера сопротивления.
  3. Соединить измерительные щупы с контактами устройства.

Бесконечно большое сопротивление укажет на обрыв внутренней обмотки. Если сопротивления нет совсем – это указывает на короткое замыкание. Значение сопротивления должно быть близко к характеристикам, которые указаны на корпусе устройства.

Убедиться в отсутствии короткого замыкания можно при переключении тестера в режим «прозвонка». Звуковой сигнал тестера укажет на наличие короткого замыкания.

Регулировка заслонки

Для того чтобы дроссельная заслонка работала как часы, ее датчик периодически нужно подстраивать. Для этого выполняется несколько простых действий:

  1. Отключается зажигание, дабы перевести клапан в положение закрыто.
  2. Обесточивается разъем датчика.
  3. Регулируется датчик, при помощи щупа размером 0,4 мм, расположенным между винтом и рычагом.

Для проверки исправности датчика измеряется уровень напряжения с помощью омметра. Если напряжение обнаружено — датчик следует заменить. При обратной ситуации можно продолжать регулировать датчик.

Как известно, топливная система автомобиля — это его жизнеспособность. Если она хоть немного нарушена, машина может вас неприятно удивить в самый неподходящий момент. Если из строя выйдет дроссельная заслонка или другой элемент узла, то последствия могут быт плачевными. Поэтому куда лучше, не скупиться на автомобильную диагностику, при возникновении малейших подозрений на неисправность. Помните — безопасность на дороге превыше всего.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]