Художественное литье из чугуна, стали, цветных металлов

Для просмотра видео требуется современный браузер с поддержкой видео HTML5.

Первые изделия, полученные литейным способом, помогали человеку в жизненно важных делах: защите от врагов, охоте, приготовлении пищи, обустройстве жилья. Но когда люди обеспечили себя “хлебом насущным”, их потянуло к прекрасному — возникло стремление разнообразить быт, наполнить его красивыми вещами.

В этом им помогло декоративное литье из металла, технология которого, по самым скромным подсчетам, насчитывает тысячи лет. Сегодня изготовление литых фигурных изделий — один из самых сложных и эксклюзивных видов металлообработки.

Фигурное литье — от древности до наших дней

Если первые отливки “утилитарного” назначения человек сделала примерно 7-8 тыс. лет назад, изделия с художественными свойствами, найденные археологами, датированы 2-3 тысячелетиями, и обнаружены они были в Китае. “Пилотными” образцами фигурного литья из металла стали небольшие статуэтки и скульптуры. В России литейное дело активно применялось при строительстве храмов, в частности, в отливке колоколов, а также в военных целях — для производства пушек.
Сегодня художественное литье металла, не забывая о достижениях древних мастеров, опирается на современные технологии, намного сокращая трудоемкость процесса. Новации в этой сфере развиваются по двум направлениям: совершенствования оборудования и технологий и создания сплавов, облегчающих получение отливок.

Применяемые методы

Классическое искусство отливки не потеряло популярность с течением времени. Основными технологиями являются отливка в формы, изготавливаемые в земле или отливка по уже готовым предметам. На сегодняшний день эти два метода продолжают своё соперничество.


Отливка в формы

Литье в землю

Можно отливать будущие скульптуры в формы из земли, песка или глины. Главная задача заключается в том, чтобы получить отпечаток от шаблона на смеси. В дальнейшем с помощью трамбовки изменяются её качества. Формируются каналы для заполнения формы расплавленным металлом. Этот способ отличается своей простотой и низкой себестоимостью.

По выплавляемым моделям

Древний способ литья, который подразумевал под собой отливку по формам, снятым с готовых предметов или оружия. Для создания форм использовали воск, резину, гипс.

Этапы проведения работ с воском:

  1. Изначально создаётся скульптура или предмет с точными размерами из воска.
  2. Изготавливается форма, с помощью нанесения глиняной смеси на поверхность воска.
  3. Форма запекается в печи до полного отвердевания. Воск вытекает из неё по изначально подготовленным каналам.
  4. Плавка металла и переливание его в готовую форму.
  5. Удаление внешнего каркаса после застывания металла.

После изготовления скульптуры её поверхность дополнительно шлифуется и обрабатывается.
Художественное литье из чугуна активно используется для создания скульптур и различных деталей. Этот металл обладает множеством преимуществ и небольшой ценой, благодаря чему он ценится среди мастеров металлообработки.

Особенности художественного литья

Художественное литье из металла на заказ, как и изготовление литых деталей, основано на таких свойствах материала, как способность плавиться и текучесть. Расплавленный металл заливается в модель, которая имеет углубление с необходимым рельефом, и полностью принимает его форму.
Для получения изделий с декоративным эффектом чаще всего используется литье по выплавляемым моделям. Сначала выполняется сама модель (матрица), которая обычно производится из воска, пластика и других пластичных материалов. Затем ее покрывают специальным огнеупорным составом, который полностью повторяет форму внутренней полости.

Далее происходит процесс выплавления исходного материала из оболочки, в результате чего остается только она — в виде некой пустотелой конструкции. Для художественного литья из бронзы, латуни и другого сырья эту оболочку заливают расплавленным металлом, остужают естественным способом, а затем разрушают огнеупорный кожух и получают готовое изделие.

Художественное литье бронзы по выплавляемым моделям

Процесс литья по выставляемым моделям.

Очень часто мои заказчики и покупатели спрашивают, «Как же все же делают фигурки из бронзы?» и постоянно приходится рассказывать процесс заново. Решил создать ..этакую шпаргалку :) …мастер-классом вроде и не назовешь её. Описать решил максимально простым языком без специальной терминологии. Думаю так будет проще и понятнее не создаст дополнительных вопросов. Хочу еще сказать, что сам я не литейщик, я только создаю мастер-модели, снимаю с них формы, делаю восковки и их уже везу в литейную мастерскую. А потом готовые отливки довожу до ума. Обработка очень важная часть финального процесса.

Но во всех стадиях литья принимал не однократное участие и потому знаком со всеми стадиями процесса. Работа это не легкая и требует аккуратности и дотошности..мелочей нет. Схалтуришь на одном каком то этапе и работа всей команды будет загублена.

Литейное дело — одно из самых древних в мире ремесел, трудоемкая и сложная работа, требующая внимания и аккуратности на каждом этапе подготовки и литья. От Мастер-модели до финальной отливки в бронзе. Но результат стоит затраченных усилий. Литые изделия отличаются изысканным внешним видом. С годами на поверхности изделий из бронзы, латуни покрывается оксидной пленкой — это придаёт внешнему виду изделий антикварный вид. С годами изделия из бронзы как благородное вино растут в цене покрываясь налетом старины. Довольно высокая цена на изделия выполненных методом художественного литья по выставляемым моделям, обусловлена большим количеством операций выполненными вручную, а так же дорогостоящими расходными материалами (ювелирный воск, формомасса, сплавы, а так же расходники для последующей обработки готовых изделий). Коротко процесс создания бронзовой фигурки можно описать по операциям. 1. Изготовление мастер-модели для литья. Модель может быть из разных материалов: пластилин, воск, дерево, пластики, металл, гипс и т.д.

Несколько примеров моих мастер-моделей изготовленных из разных пластиков:

будущие шахматные фигурки:

фигурка сноубордист «Карвер»

Мы в своем технологическом процессе чаще создаем мастер-модели из полимерных скульптурных пластиков. Скульптор-миниатюрист создает модель вручную. Сложные модели иногда приходится делать разборными и многосоставными. На модель крепят литниковую систему продумывая как будет течь металл и как затем удалить литники без ущерба для будущей фигурки.

2. С мастер-модели снимается силиконовая (резиновая) форма из специальной резины. Изготавливается так называемая матрица, по которой затем будет получена восковая копия модели (восковка). С литниками для последующего литья.

Форму разрезают особым способом, что бы можно было получить качественную восковку.

3. После изготовление резиновой формы в неё под давлением впрыскивается горячий воск. Затем, когда воск остыл матрицу разбирают и достают восковую копию модели. Её нужно проверить на наличие дефектов., обработать снять восковый облой, если он есть, просмотреть(просветить восковки) нет ли пузырьков в восковке иначе на отливке из металла будут полости и раковины. Если нужно восковка затем проходит стадию полировки. В час в среднем с одной резиновой формы можно получить 4-5 восковок в зависимости от размера и сложности.

Восковки с литниковой системой:

 4. Восковки готовы теперь предстоит спаять елку из наших восковых фигурок. Примерно под углом 45 градусов фигурки одна за другой крепятся к основному более толстому литнику. Постепенно обрастя фигурками вырастает нечто напоминающее ёлку. 5. Затем подготовленная ёлка ставится в резиновую опору и помещается в металлическую опоку. Сверху заливается формомассой (специальный гипсовый состав), Опока ставится под вакуум для удаления пузырьков из формомассы. Если этого не сделать фигурка вся будет покрыта мелкими бусинками металла. Формомасса затвердела. 6. Следующий этап вытапливаем восковые модели и затем постепенно прокаливаем получившиеся керамические формы в специальных прокалочных печах до нужной температуры. Формы должны выдерживать температуру расплавленных сплавов около 1300 градусов. Около суток формы доводятся до нужной температуры, плавно поднимаясь до нужной температуры и затем так же плавно остывают. 7. Затем в подготовленные формы, выстоявшиеся и доведенные до требуемой температуры заливается расплавленный сплав и ставится под вакуум. Так как форма гигроскопична, металл притягивается к стенкам формы. За счет чего получается качественная поверхность отливки. Процесс подготовки форм и литья беспрерывно продолжается несколько дней. Тираж нельзя прервать и остановить всю тепловую цепочку процесса. Для этого литейщикам приходится работать в несколько смен, для контроля всего цикла литья. 8. После заливки форм их охлаждают и разрушают. Отлитые ёлочки с фигурками разрезают специальными кусачками срезая фигурки с центрального литника. Затем наступает очередь непосредственной обработки будущих фигурок. Фигурки размывают и очищают от остатков застывшей формомассы. Затем могут быть подвергнуты к отмачиванию в специальных растворах для удаления накала на фигурках. 9. Затем наступает очередь механической обработке. С фигурок удаляю литники, стачивая их бормашинами и полируют места крепления литников к фигурке. Далее фигурки обрабатывают мягкими латунными щетками на станках, снимая остатки окалины, полируют со специальными пастами муслиновыми кругами (тряпочные круги различной плотности с пропитками) После полировки фигурки она может проходить процесс ускоренного старения (чернения) для придания металлу антикварного вида. После обработки кислотами и специальными составами фигурки опять подвергают полировке мягкими муслиновыми кругами и растирают тканью выравнивая общий тон фигурки

Вот собственно финал нашей работы, долгожданные фигурки из металла :)

Кладоискатели, слева без чернения только полировка с карцеванием..справа чернение и дополнительная полировка.

Шахматная фигурка, Королева бордеров. Бронза, гальваническое покрытие меднение

«Не свисти- денег не будет!»

.

Материалы для декоративного литья

В литейном деле довольно редко встречаются материалы в чистом виде: во-первых, изделия из них очень дороги, во-вторых, само сырье не обладает необходимыми показателями прочности, долговечности и пр. Поэтому чистовые отливки чаще делают из таких металлов, как свинец, олово и цинк, а сами они имеют узкую специфику использования.
Одним из ведущих сплавов для производства художественных отливок считается серый литейный чугун. При добавлении фосфора текучесть материала намного повышается, и он заполняет форму на 100%, вплоть до мельчайших контуров рельефа. Недостаток этого чугуна для фигурного литья из металла — чрезмерная хрупкость. Но так как изделием с большой долей вероятности будут просто любоваться, большого значения это не имеет.

Не менее популярно художественное литье из бронзы: заказчиков привлекают эстетические свойства металла, его “солнечность” и позитивность. Ну а специалисты литейного дела ценят его за такие достоинства, как:

  • повышенная текучесть,
  • очень небольшая усадка,
  • при затвердевании — ровная однородная структура без образования пор,
  • сопротивляемость ржавлению,
  • упругость,
  • при необходимости создания сборных конструкций — хорошая свариваемость.

История бронзовых изделий

Вначале из бронзы изготавливали обычные орудия труда и предметы обихода, а уж много времени спустя стали делать произведения искусства.

Поначалу орудия труда производились при помощи холодной ковки. Но для хозяйства такие предметы оказались непрочными. К меди стали добавлять олово и получился более крепкий металл — бронза. Она лучше поддавалась затачиванию и оказалась гораздо прочнее.

Человечество развивалось и был испробован метод горячего литья, что послужило стартом художественного изготовления изделий.

Бронзовые скульптуры начали появляться в V веке до нашей эры. Отливали портреты лидеров, статуи женского тела, фигуры животных и птиц.

Археологи еще находят древние экспонаты, благодаря которым познания о былых временах расширяются.

Антикварные бронзовые скульптуры интересным образом реагируют на поток световых лучей. Бронза отражает свет ясными резкими бликами. Основной фон таких изделий базируется на контрастах внешнего вида и отчетливых темных очертаниях.

Методика литья в землю при изготовлении декоративных отливок

Для создания декоративного литья из металла применяется и более простая технология, чем выплавляемые модели: литье в землю (песчаные, песчано-глиняные и прочие формы). В этом случае на смеси формируют отпечаток, а затем проделывают в ней литниковые каналы, которые будут пропускать расплавленный металл. Эта методика отличается простотой, дешевизной и возможностью создавать габаритные и объемные вещи. Но все-таки она уступает в качестве работе с выплавляемыми моделями.

Художественное литье на заказ

Вам хочется наполнить свою жизнь красивыми и удобными вещами? А может быть, вы ищете незабываемый подарок для близкого человека? Наши специалисты разработают для вас по индивидуальному проекту и в кратчайший срок изготовят уникальные изделия:

  • декоративные решетки,
  • мебельную фурнитуру,
  • сантехнические элементы,
  • принадлежности для рабочего кабинета,
  • предметы сервировки,
  • награды,
  • сувениры и многое другое.

Мы работаем по готовым рисункам и чертежам или можем создать их сами. У вас есть идеи, но вы не можете воплотить их на бумаге или в компьютерной программе? Опишите ваши пожелания художнику — и он разработает для вас оригинальные эскизы, а затем создаст модель будущего изделия в формате 3D.
Преимущества работы с нами:

  • высокая точность и детализация изделий,
  • исключительно качественное сырье для производства,
  • умеренные даже для эксклюзивных проектов цены.

Ждём ваших заказов!

Скульптура литьем

Бронзовые скульптуры до сих пор пользуются большим спросом у состоятельных людей и считаются признаком хорошего вкуса. Свойства бронзы позволяют изготавливать крупные и мелкие изделия, передавая даже самые незначительные детали.

Прочный материал, который с легкостью поддается чеканке, литью и ковке, был известен еще со времен древнего Египта. Люди знали, как отливаются бронзовые скульптуры.

Осуществляется это тремя способами:

  • Литье массы в пустую форму. Очень старый метод, используют его для приготовления элементарнейших фигур. Бронза вливается в полую форму, оставляется для застывания, а после форма снимается.
  • Литье по частям (метод земляной формы). Метод позволяет использовать форму для заливания бронзы много раз. Именно таким способом делали скульптуры в Древней Греции. Этот вариант литья улучшили и используют по сей день. Скульптура выливается отдельными элементами, затем собирается и обрабатывается.
  • Литье с применением воска. Готовят макет будущего изделия, используя гипс, дерево, глину. Готовый макет покрывают специальным составом, а поверх силиконовым каучуком. Спустя 5-6 часов верхний слой затвердевает, а смазка позволяет его легко снять из каучуковой формы, сохраняя в целости все мельчайшие детали. Далее, каучуковую форму соединяют с целостной и наполняют жидким воском. Когда он застынет, выходит восковая копия изделия. К этой копии цепляют литник, окунают в керамический раствор, покрывают каменным порошком и устанавливают в автоклав. Спустя 10 минут, керамика застынет, а воск растечется. Затем, идет работа с керамической формой. В течение двух часов при температуре 850 градусов ее обжигают и начинают литье. Сплав из бронзы, нагретый до 1140 градусов, заливают через литник в форму из керамики. Сплав застывает через небольшой промежуток времени. Форму разрушают и извлекают готовую бронзовую скульптуру.

Помимо литья, бронзовое изваяние могут выбивать молотком из металлических пластин.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]