Как ставить скользящие опоры для стропил деревянных зданий


Современное строительство включает в себя возведение зданий самых различных типов, но при этом кровли с несколькими скатами продолжают сохранять лидерство в качестве наиболее перспективных. В случае деревянных построек высока вероятность усадки, которая приводит к деформации конструкции. Это значит, что необходим элемент конструкции, позволяющий ей приспосабливаться к изменению конфигурации. Таким элементом является скользящая опора для стропил.

Что они собой представляют?

С помощью таких опор стропила крепятся к несущему брусу, благодаря чему удается получить сбалансированную конструкцию. Эта деталь используется и в других случаях – при необходимости соединения нескольких скользящих элементов с неподвижной основой.

Если вас интересует, как выглядит ломаная крыша, фото вы сможете посмотреть на нашем сайте.

Подробнее о стропильной системе односкатной крыши гаража читайте в отдельной статье.

Помимо придания конструкции стропил дополнительной прочности, скользящие опоры обладают массой достоинств, одним из которых является легкость монтажа, которая не требует специальных инструментов и навыков.

Использование скользящей опоры сокращает затраты ручного труда в процессе возведения крыши, поскольку в этом случае нет необходимости в осуществлении ручной балансировки деталей конструкции кровли.

Применение

Опорные металлоконструкции используют при возведении промысловых, технологических, магистральных трубопроводов. В частности, применяют при строительстве нефте- и газопроводов, водопроводов, топливопроводов, теплотрасс и прочих трубопроводных сооружений.

Скользящие опоры устанавливают для компенсации вертикальных и боковых напряжений, которые появляются при:

  • вспучивании, просадке или осыпании грунта;
  • сейсмической активности территории;
  • ветровых и снеговых нагрузках;
  • давлении воды при прокладке трассы под водными объектами.

Функции и характеристики скользящих опор


Назначением скользящих опор является их прикрепление к мауэрлату во время строительства бревенчатых и брусовых домов. Эти перфорированные элементы многократно подтвердили свою эффективность: скользящий способ крепления предупреждает зависание кровельной конструкции и распирание стен деревянной постройки.

Абсолютно все строения, созданные из массивов цельной древесины (к ним относятся рубленое и оцилиндрованное бревно и профилированный брус) подвержены естественной усадке. В результате усадки стропильной системы строения из дерева происходит ослабление конструкции, возможны значительные перекосы. Изготовленные с использованием скользящих опор плавающие стропила решают эту проблему.

Составными частями этих крепежных элементов являются металлический кронштейн и уголок с петлей. В основном они обладают следующими параметрами:

  • высота: 90 мм;
  • ширина: 40 мм;
  • толщина: 2 мм;
  • длина: от 90 до 160 мм

Поскольку стропильная система должна выдерживать большие нагрузки, все применяемые крепежные элементы, включая скользящие стропила, должны быть изготовлены из прочных и надежных материалов. Низкоуглеродистая сталь, являющаяся материалом для изготовления скользящих крепежей, соответствует этим требованиям

Процесс монтажа кровельной конструкции с использованием этих крепежных элементов не представляет сложности: для его осуществления требуется только шуруповерт.

Сфера использования опор


Процесс усадки деревянных домов идет особенно интенсивно в течение первых нескольких лет эксплуатации. Изменение форм и размеров конструкции в основном обусловлено изменениями температурного фона и уровня влажности. При этом меняется высота каждого отдельного бревна или бруса, следствием чего становится общее изменение высоты стены, которое складывается из изменения параметров каждого элемента в отдельности. Из сказанного можно заключить, что по мере увеличения высоты стены увеличивается и степень ее усадки во время эксплуатации. Максимальной высотой обладает расположенная под коньком стена – значит, и ее усадка является наибольшей.

Стены, служащие опорой для расположенных по краям дома стропил, подвергаются меньшей усадке. В течением времени этот процесс приводит к изменению угла наклона крыши. По этой причине появляется необходимость учитывать данные геометрических изменений при осуществлении крепления стропил и обеспечения подвижности соединений.

Расположенные в коньке стропила создают вращающимися относительно друг друга, с двух сторон закрепляя их с помощью изготавливаемых на основе металла пластин на шпильках.

Определенную сложность представляют нижние края стропил, так как во время усадки они не только поворачиваются, но и сдвигаются относительно стены. Устройство жесткого и неподвижно зафиксированного крепления стропильной ноги к стене приведет к ее выпиранию в результате усадки.

Для стропил необходимо обеспечить возможность не очень большого, но все же ощутимого поворота и определенного сдвига вдоль стены без сокращения степени прочности крепления. В прежние времена с этой целью использовали отожженную проволоку. С ее помощью верхнее бревно привязывалось к стропильной ноге. Такой прием обеспечивал подвижность и надежность создаваемого крепления.

Скользящие опоры для стропил стали эффективной, наиболее удобной в плане монтажа и удовлетворяющей всем требованиям заменой описанному способу. При его использовании стропильная нога надежно закрепляется на брусе или бревне мауэрлата. Если в системе стропил используется клееный брус, этот метод становится единственным, обеспечивающим одновременно необходимую подвижность и прочность. Местом расположения крепления является участок вдоль смещения балки. Для этого древесина верхнего бруса стачивается. В результате получается площадка – на ней и крепится неподвижная нижняя часть опоры.

При выполнении монтажа опора должна располагаться таким образом, чтобы запас ее хода на сдвиг оказался максимально возможным.

Как правило, крепление стропил производится по двум сторонам стропильной ноги, однако при низкой кровле и небольшой величине уклонов кровельных скатов можно ограничиться одним креплением.

Стропильная нога, имеющая промежуточные опоры между брусом мауэрлата и коньком, также должна быть закреплена с помощью скользящей опоры.

Опоры для трубопроводов: варианты использования

Основная функция опор для трубопроводов состоит в креплении коммуникации в определенном положении. Также они препятствуют деформации труб под действием температур и вибраций. Дело в том, что колебания часто возникают при транспортировке рабочей среды по системе.

Крайне важно уделить предельное внимание процессу установки, так как от опорных элементов зависит надежность коммуникаций. Если будут допущены ошибки, они просто не справятся с возложенными на них задачами.

Сразу скажем, что данные изделия используются в самых разных сферах, различаются по виду и назначению. Так, без них не обходится монтаж коммуникаций:

  • на предприятиях;
  • в ЖКХ;
  • на АЭС;
  • на ТЭС;
  • в газовой и нефтяной сферах.

Если речь идет о газопроводе, то к опорам предъявляются особенно серьезные требования, в том числе, когда трубопровод идет через неблагоприятные, с климатической точки зрения, регионы. Не менее важно, чтобы опорная конструкция защищала трубы от повреждений в наиболее уязвимых местах, то есть в местах крепления.

Терминология ГОСТ 22130 определяет опоры как конструктивный элемент трубопровода, то есть их нельзя назвать переходной конструкцией между трубами и фундаментами.

Как мы уже говорили, опорные элементы используются при прокладке коммуникаций в самых различных отраслях. Необходимые изделия выбирают в зависимости от их назначения таким образом, чтобы они позволяли передавать осевые, поперечные, вертикальные нагрузки, крутящиеся моменты на почву или несущие конструкции.

Изготовление скользящих опор


Эти детали в большинстве случаев эксплуатируются при повышенной влажности и нередко контактируют с водой, конденсатом, проникающими под кровельный скат. При изготовлении скользящих опор необходимо учитывать сильное воздействие этих и других отрицательных факторов внешней среды. По этой причине их предварительно покрывают слоем цинкового расплава, дополнительно легированным другими веществами для сокращения подверженности коррозии и улучшения прочностных характеристик, благодаря чему повышается общая несущая способность конструкции.

Изготовление самих скользящих опор производится методом холодной штамповки на основе довольно прочного и пластичного материала — низкоуглеродистой стали марки 08 ПС. Процентное содержание углерода в ней — 0,08%, что дает возможность качественно штамповать материал. Балансирование прочностных характеристик элемента осуществляется методом раскисления.

Виды опор скользящего типа

Все применяемые в настоящее время скользящие опоры делятся на две группы:

Открытого типа – такие конструкции составлены двумя отдельными элементами. Первым является направляющая, прикрепляемая к стропильной ноге. Это изогнутая стальная пластина с отверстиями на концах. На каждом конце их может быть два или три – конкретное количество зависит от производителя. Меняется также величина длины хода подвижного элемента. Наименьшее значение должно составлять 60 мм, наибольшее – 160 мм. Уголок (неподвижная часть элемента) имеет до 5 отверстий.

Закрытого типа – эта разновидность опор не разбирается на составные части и представляет собой целостную конструкцию. Монтаж осуществляется в собранном виде. При таком варианте неподвижная часть имеет форму уголка со специальным держателем на длинной стороне: в него продевают планку крепления.

Некоторые рекомендации по установке скользящих систем

  1. Установка скользящих стропильных систем производится на объекты правильной геометрической формы. В других случаях правильное выполнение кровли является довольно проблематичным, поскольку системы оснащены подвижными элементами. До начала монтажа стропил проводится тщательная проверка периметра объекта на предмет его соответствия требуемым стандартам.
  2. Стропильные системы создаются по предварительно изготовленному шаблону. Благодаря такому подходу удается для всех кровельных элементов получить одинаковые конструкции.
  3. В системах стропил подобного типа коньковое соединение также создается с использованием подвижных элементов. Монтажными деталями могут служить шпильки и болты, которые представляют собой соединительную ось, а также закрепленные с помощью саморезов подвижные шарниры.
  4. Значительная длина перекрываемых пролетов нередко требует наращивания досок, применяемых для изготовления стропильных конструкций. При этом соединение досок производится с помощью длинных болтов или специальных кронштейнов. Доски наращиваются внахлест по заранее проделанным монтажным отверстиям. В процессе сверления необходимо учитывать, что отверстия должны располагаться на расстоянии как минимум 10 см от края доски. Сверление осуществляется хаотично, что помогает предупредить возможное раскалывание доски по отверстиям.
  5. Важное о том, как выполняется расчет стропильной системы вальмовой крыши.

    Аэраторы на крышу: зачем нужны и какие бывают виды — читайте здесь.

    Как утеплить ломаную крышу узнайте из статьи https://rooffs.ru/vidy-krysh/lomanaya/osobennosti-utepleniya-krovli.html.

  6. Установка каждой из опор скользящих стропил производится строго параллельно предшествующей и перпендикулярно расположению несущего бревна сооружения. Несоблюдение этого правила может стать причиной заклинивания движущих деталей конструкции и их последующего разрушения в процессе усадки здания.
  7. “Скользячки” монтируются под 90-градусным углом по отношению к стропильной опоре по специальным запилам. Такой способ обеспечивает беспрепятственное движение конструкции. В процессе установки эти элементы должны выводиться в крайнее положение, что обеспечит максимально возможный ход всей стропильной конструкции во время усадки здания.

Предназначение трубопроводных опор

Добиться герметичности и эксплуатационной безопасности системы удается лишь при соблюдении сразу двух параметров: выбора труб высокого качества и применения дополнительного оборудования, то есть опор для технологических трубопроводов.

VT-metall предлагает услуги:

В соответствии с документацией, речь идет не об отдельной строительной детали, а о конструктивном элементе коммуникации.

Сразу назовем полезные функции данной составляющей трубопровода:

  • Защита трубы от повреждений в месте соприкосновения с конструкцией.
  • Обеспечение правильного расположения труб.
  • Распределение нагрузки по всей длине конструкции и ее передача земле.
  • Устранение вибраций, снижение напряжения в системе.

Рекомендуем статьи по металлообработке

  • Марки сталей: классификация и расшифровка
  • Марки алюминия и области их применения
  • Дефекты металлический изделий: причины и методика поиска

За опорами для фиксации труб закрепилось народное название «подвески», однако этот термин подходит не для каждого типа крепления.

Дело в том, что все существующие на сегодняшний день опорные конструкции делят на типы, исходя из:

  • неподвижности/подвижности;
  • способа монтажа.

Если говорить о способе установки, то подобные изделия могут быть:

  • подвесные;
  • обычные.

Подвесные модели крепятся к потолочным перекрытиям, плитам и иными способами. Они считаются подвижными опорами для трубопровода, то есть могут перемещаться в двух направлениях: поперек или вдоль оси конструкции. Тогда как у неподвижных иная задача – они жестко закрепляют трубу в определенном положении.

Для чего нужны подвижные модели?

  • Они снижают коэффициент напряжения в стенках системы.
  • Передают на опорную конструкцию усилие опорной реакции трубопровода, при этом не происходит изменения положения той точки, в которой осуществляется передача.

Монтаж


Скользящие стропила монтируются в том случае, когда материалом для фронтонов являются бревна или брус, а крепление прогона конька осуществляется в теле фронтона. Такое требование необходимо для предупреждения распирания стен при изменении величины угла уклона кровли в процессе усадки.

Стропила укладываются на коньковый прогон сверху и закрепляются с помощью шарнирного соединения. В этом случае сохраняется возможность изменить угол, под которым соединяются стропильные ноги.

Изготовление такого соединения производится на основе соединяемых шпильками перфорированных пластин. Вторым вариантом является накладывание верхних частей и соединение с помощью шпилек с шайбами и гайками.

При этом должны соблюдаться некоторые условия:

  1. Соединение мауэрлата (в данном случае — верхнего венца сруба) со стропильными ногами осуществляется с помощью скользящих опор. Как правило, их размеры соответствуют следующим параметрам:
  • 90 х 90 х 40;
  • 120 х 90 х 40;
  • 160 х 90 х 40;
  • 270 х 90 х 40 мм

Выбор длины определяется предполагаемой величиной смещения стропильных ног.

  • Скользящие опоры монтируются при помощи саморезов с защитным покрытием – в обратном случае они могут стать самым слабым звеном всей конструкции.
  • Во время монтажа направляющая линейка скользящей опоры должна быть закреплена параллельно стропильной ноге, а установка уголка производится перпендикулярно ноге в верхней части. Такой прием обеспечивает возможность скольжения при максимально возможной длине усадки.
  • Укладка стропильных ног на мауэрлат осуществляется сверху или посредством врезки в тело мауэрлата. Максимально допустимая глубина врезки не должна превышать ¾ диаметра бревна или бруса мауэрлата.
  • Материалом для изготовления стропил служат доски сечением 200 х 50 или 200 х 150 мм. Они должны быть обработаны особыми био- и огнезащитными средствами.

Расстояние между опорами трубопроводов

Однако мало знать типы опор для трубопроводов и купить все необходимые элементы. Для грамотного строительства нужно четко представлять себе расстояние между данными конструкциями, ведь только в этом случае система будет исправно работать. Дистанция устанавливается согласно требованиям, указанными в соответствующей документации, а также на основе информации о сфере эксплуатации трубопровода, его весе, возможном прогибе во время службы.

Расчет значений производят на основе данных из таблицы «Проектирование тепловых сетей» А. А. Николаева. Так, для горизонтального размещения таблица предлагает следующий расчет: при минимальном диаметре трубы 20 мм и максимальной температуре рабочей среды +60 ˚С опоры должны быть удалены друг от друга на 60 см. Здесь работает правило: чем больше диаметр трубы, тем больший используется шаг.

Такой же принцип расчета используется, если планируется вертикальное размещение. Допустим, магистраль имеет диаметр 40 мм и температуру +20 ˚С, тогда длина одного сегмента составляет 138 см. Если же температура сети доходит до +70 ˚С, то протяженность сегмента сокращается до 113 см.

При расстановке неподвижных металлических опор учитываются схематические характеристики тепловых коммуникаций. Обычно такие конструкции устанавливают возле ответвлений магистрали, запорной арматуры и на прямых участках, при этом учитываются свойства установленных там компенсаторов.

Расчет расстояния между неподвижными элементами системы производят таким образом:

L = 0,9 × ∆L / (a × (t-tpo)), где

  • ∆L – способность компенсатора, в мм (берут значения из таблицы);
  • а – коэффициент линейного расширения стальных стенок при температурных колебаниях, в мм/м˚С;
  • L – длина отрезка трубопровода, для которого производится вычисление, в м;
  • t – расчет температуры рабочей среды при монтаже, в ˚С;
  • tро – температура окружающей среды;
  • 0,9 – значение погрешности (равно 10%).

Чтобы рассчитать расстояние между скользящими креплениями, необходимо представлять себе сферу использования всей системы. Дело в том, что, например, для холодного трубопровода этот шаг будет больше, чем для коммуникаций, по которым течет горячая вода.

ВЫВОДЫ:

  • Скользящая опора для стропил является очень важным элементом кровельной конструкции, позволяющим компенсировать перекосы системы стропил, которые возникают в процессе эксплуатации вследствие усадки древесины.
  • С помощью таких опор стропила крепятся к несущему брусу, благодаря чему удается получить сбалансированную конструкцию.
  • Скользящий способ крепления предупреждает зависание кровельной конструкции и распирание стен деревянной постройки.
  • Составными частями этих крепежных элементов являются металлический кронштейн и уголок с петлей.
  • Изготовление скользящих опор производится методом холодной штамповки на основе низкоуглеродистой стали марки 08 ПС.
  • Скользящие опоры бывают открытого и закрытого типов.
  • “Скользячки” монтируются под 90-градусным углом по отношению к стропильной опоре по специальным запилам. Такой способ обеспечивает беспрепятственное движение конструкции.
  • Скользящие опоры закрепляют при помощи саморезов с защитным покрытием.
  • Для обеспечения возможности скольжения при максимально возможной длине усадки направляющая линейка скользящей опоры должна быть уложена параллельно стропильной ноге, а установка уголка производится перпендикулярно ноге в верхней части.

Как выполняется жесткое и скользящее соединение стропил узнайте из видеосюжета.

Типы опор для трубопроводов

1. Корпусные опоры.


Чтобы соединить элементы конструкции в пространстве, нередко применяют коробчатый корпус. Его изготавливают из листовой стали либо сваривают из отдельных элементов. Корпусные опоры монтируются на балке, имеют ребра жесткости, дополняются подушками, хомутами и бугелями.

При использовании корпуса труба поднимается на 100–200 мм, за счет чего ее удобно крепить и обслуживать в процессе эксплуатации. Если сравнить стоимость гнутого уголка и сортамента металлопроката, то покупка первого оказывается более выгодной и сокращает себестоимость всей конструкции.

2. Бескорпусные опоры.

Это традиционная модель, которая представляет собой ложемент из листовой стали, изогнутый в соответствии с наружной формой и диаметром трубопровода. Чаще всего этот элемент называют «подушкой». Также он может быть снабжен круглым, полосовым или ленточным хомутом и опорной пластиной, в которой предусмотрены отверстия для фиксации.

Конструкция проста, на ее изготовление уходит минимальный объем материалов, а сама она состоит из совсем небольшого количества частей. По этой причине бескорпусную модель называют самой доступной по цене из используемых при строительстве трубопровода. Для таких опорных элементов есть маркировки Т11, ХБ, ОПБ.

3. Трубчатые опоры.

Если говорить о конструкции данного элемента, то перед нами вертикально расположенный патрубок, приваренный к плите с отверстиями для монтажа. Чтобы увеличить площадь контакта опорного патрубка с трубопроводом, на его верхнем торце делают седлообразный рез лазером или фрезой, который по форме соответствует основной трубе.

При выпуске подобных моделей отталкиваются от стандарта ОСТ 36-146-88. Данная разновидность подходит для трубопроводов, имеющих диаметр в пределах 57–630 мм и температуру среды до +450 °С. Всего на данный момент существует четыре варианта исполнения: А1, Б1, А2, Б2. На таких изделиях ставится маркировка ТР, при их производстве используются нержавейка, конструкционная и углеродистая сталь.

4. Тавровые опоры.

Тавровые элементы могут иметь разную конструкцию и изготавливаться двух типов:

  • Приварные. В этом случае кусок тавра устанавливают на единственную полку, по торцам приваривают пластины, в их верхней части делается радиусный срез в соответствии с диаметром трубы для более качественной фиксации трубопровода.
  • Хомутовые. Речь идет о полосовых или ленточных хомутах, которые привариваются поверх куска металлопроката, при этом в его полке обязательно должны быть предусмотрены отверстия для креплений.

Эти виды тавровых опорных конструкций маркируются как ТП и ТХ. Могут выбираться различные способы соединения элементов трубопровода, таким образом достигается полная неподвижность узла либо несколько степеней свободы соединения.

5. Хомутовые опоры.

Они встречаются при использовании как подвижных, так и неподвижных способов соединения. Тогда могут использоваться такие типы крепления:

  • прутковый хомут;
  • полосный хомут;
  • ленточный хомут;
  • плоский хомут;
  • бугельный хомут;
  • крепление на корпусе;
  • с бескорпусными опорными конструкциями;
  • на приварные и скользящие опоры для трубопроводов;
  • хомут используется как направляющий элемент.

Хомут крепко обхватывает трубу со всех сторон, вместе с ним можно использовать прокладки из диэлектрических и антифрикционных материалов. Также при этом способе крепления может достигаться одна степень подвижности трубопровода вдоль его оси.

Классической моделью называют перевернутую U-образную конструкцию с ребрами жесткости или без них.

Хомутовые элементы используются для трубопроводов диаметром 57–377 мм, тогда как бугельный тип подходит для типоразмеров 377–1420 мм. Стоит отметить, что сборочные единицы могут маркироваться по-разному, это связано с тем, что при их производстве используется несколько стандартов.

6. Приварные опоры.

Скользящие и подвижные опорные конструкции жестко крепятся только к основанию/стойкам либо сразу к основанию и трубе. Приварные опорные конструкции бывают следующих модификаций:

  • скользящая направляющая;
  • скользящая неподвижная;
  • стальная;
  • неподвижная;
  • скользящая;
  • уголковая;
  • на балке с проушинами.

Для их производства берут прокатный и гнутый уголок, тавр, швеллер, трубы или изогнутые, сварные корпуса.

7. Опоры вертикальных трубопроводов.

По ОСТ 36-17-85 изготавливают опоры технологических вертикальных трубопроводов и обвязку технологических линий. Чаще всего речь идет о полосовом, прутковом или бугельном хомуте, который крепится на уголке либо в гнутом корпусе.

В документации такие конструкции принято обозначать как ВП, обычно это неподвижные модели. В данном случае основными характеристиками считаются материал, диаметр, строительная длина, температура и давление рабочей среды.

8. Бугельные опоры.

Бугель – это не что иное, как разновидность хомута, дополненная специальными крепежными элементами или шпильками. Бугельные модели делятся на типы по конструкции сборочной единицы и бывают:

  • трубчатые;
  • полосовые;
  • корпусные;
  • штампованные;
  • штампосварные.

Установка данного элемента производится таким образом: труба укладывается на подушку или ложемент с отверстиями под шпильки, после чего сверху на резьбовые соединения притягивается бугель. Чтобы проще зажать трубу, могут использоваться специальные механизмы, лапки, траверс, хомуты или балки.

9. Катковые опоры.

Конструкция данной модели выделяется на общем фоне благодаря таким характеристикам:

  • предусмотрены две и более опорные площадки;
  • установка производится между опорами подшипников;
  • допускается осевое смещение трубопровода на заданную величину;
  • допускается смещение труб в бок на 50 мм.

Возможно изготовление одно- и двухуровневых элементов, с одним катком и несколькими блоками, а также предприятия производят обоймы для трубопроводов энергетических объектов, стальные и пружинные модели. Элементы качения позволяют значительно понизить уровень трения, а значит, и скорость износа элементов всей конструкции. В результате возрастает продолжительность эксплуатации, а сборочные единицы легче подлежат ремонту.

10. Боковые опоры.

Конструкция данного элемента включает в себя пластину и ложемент, который обязательно снабжен несколькими ребрами жесткости для усиления. Данная модель отличается от приварной только расположением в пространстве, ведь ее крепят на вертикальную поверхность, за счет чего она компенсирует боковые нагрузки, но не воспринимает вертикальных усилий.

Такие элементы маркируются как Т10 и подходят для труб диаметром 194–1 420 мм.

11. Лобовые опоры.

Если рассматривать расположение лобовых моделей относительно потока рабочей среды и тела труб, то они устанавливаются в поперечной проекции. Данные изделия принято делить на виды исходя из материала изготовления и конструкции:

  • щитовые производятся из железобетона, нередко имеют по несколько ребер жесткости;
  • упорные представляют собой пару упоров в вертикальной либо горизонтальной плоскости с обеих сторон трубопровода, также это могут быть четыре упора со всех сторон.

Двухупорные лобовые элементы устанавливают, если речь идет о малых осевых нагрузках, четырехупорные необходимы для серьезных нагрузок. При необходимости вся конструкция может быть усилена полукольцами и ребрами жесткости.

12. Неподвижные опоры.

Эта разновидность конструкций необходима, если требуется исключить любую подвижность коммуникаций относительно опор и фундаментов. Производители предлагают такие варианты исполнения, предназначенные для разных условий эксплуатации:

  • «мертвые»;
  • для труб в теплоизоляции ППУ;
  • лобовые и боковые упорные;
  • бугельные и хомутовые;
  • корпусные и бескорпусные;
  • для вертикальных коробов;
  • упорные усиленные;
  • щитовые железобетонные;
  • сварные и стальные.

Для обозначения данных элементов трубопровода используют аббревиатуру НОП. Такая разновидность подходит для установки с трубами диаметром 32–1 420 мм и предназначена для условий с повышенными эксплуатационными нагрузками.

13. Подвижные опоры.

Если требуется добиться одной и более степеней подвижности трубопровода относительно фундамента или несущей конструкции, используют различные подвижные модели:

  • хомутовые ОПХ;
  • приварные ОПП;
  • бескорпусные ОПБ.

Правила изготовления подобных опор для трубопроводов устанавливаются ГОСТом 14911-82, ОСТами 36-94-83 и 36-146-88, кроме того, учитываются ТУ отдельных предприятий, альбомы чертежей Т-ММ-26-05, прочая документация.

14. Скользящие опоры.

Эта разновидность подвижных элементов обеспечивает одну степень свободы в осевом направлении. В данном случае существуют следующие варианты исполнения:

  • стальные и приварные;
  • подкладные и в футляре для труб в теплоизоляции ППУ;
  • для трубопроводов тепловых и атомных станций;
  • с плоским хомутом и скобой;
  • скользящие неподвижные и направляющие нескольких видов;
  • диэлектрические и бугельные;
  • хомутовые и бескорпусные.

Чтобы противостоять быстрому износу труб и элементов системы, применяют антифрикционные прокладки, катки и блоки.

15. Регулируемые опоры.

Их выбирают, если необходимо точное позиционирование отдельных участков трубопровода по вертикали. Сразу скажем, что такие элементы конструкции обязательно имеют передвижные клиновые упоры. Сборочные единицы снабжают маркировкой ОР, а при их изготовлении используется стандарт ТУ 5263-003-93646692. Еще один важный элемент такой опорной конструкции – это ложемент. Он приподнимается и опускается при перемещении клиновых упоров, которые крепятся к пластине за счет болтовых соединений.

16. Диэлектрические опоры.

Такие элементы необходимы, чтобы защитить трубопровод от блуждающих и наведенных токов. Для этого используется прокладка из любого диэлектрического материала, например, из паронита, имеющего антифрикционные качества.

17. Опоры для арматуры.

ОСТ 36-17-85 устанавливает нормы производства конструкций под установку трубопроводной арматуры ОКА. С технической точки зрения, это четыре ребра жесткости, которые крестообразно свариваются между собой и монтируются на опорную пластину. В своей верхней части ребра жесткости повторяют внешний контур устанавливаемой трубопроводной арматуры.

18. Разгрузочные опоры.

Данная конструкция необходима, чтобы компенсировать гидроудары, вибрационные и механические нагрузки, которых не избежать при работе насосного, компрессорного оборудования. Такой элемент состоит из патрубка и имеет несколько степеней свободы относительно фундамента. При его производстве опираются на СНиП 3.05.05-84, используется маркировка ГПА.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]