Ремень поликлиновый: размеры по ГОСТ, характеристики


Что означает ремень поликлиновой

Поликлиновый (с англ. «ribbed belt») — это то же самое, что и ручейковый. Устанавливается для передачи вращения ведущего вала на ведомые валы генератора, насоса гидроусилителя руля. У поликлинового ремня пазы расположены продольно.

Существуют несколько видов ремней для передачи вращательного движения коленчатый вал — генератор — помпа — насос ГУР.

Классификация по способу передачи энергии:

  • передача трением;
  • передача зацеплением.

Классификация по виду ремней:

  1. плоские ремни;
  2. клиновые:
      вариаторные;
  3. вентиляторные;
  4. многоручьевые;
  5. поликлиновые ремни;
  6. тяговые ремни;
  7. зубчатые;
  8. транспортировочные (конвейерные ленты);
  9. протяжные;
  10. ремни круглого сечения (пассик).

Характеристики поликлинового ремня:

  • высокий КПД, около 98%;
  • применяются в высокооборотных высоконагруженных узлах;
  • Поликлиновый ремень (ПР) работают с минимальным шумом, нежели обычные ремни;
  • Широкий диапазон, могут применять на валах с маленьким диаметром, меньше 20 мм.
  • Порог износа высокий, высокий ресурс.

Благодаря своей геометрии и качеству материалов поликлиновой или ручейковый ремень передает мощность практически без потери. Где устанавливается такие ремни, должны быть натяжители.

Типы профилей ремней

Тип профиля имеет буквенное обозначение и зависит от типа ремня, при этом одной литерой (или группой букв) обозначаются стандартные группы размеров в миллиметрах, включающие:

  • верхнюю ширину – Wa,
  • расчетную (по линии корда) – Wp,
  • нижнюю – Wi,
  • высоту профиля – T.

Клиновые ремни

Тип профиля клинового ремня маркируется одной латинской буквой.

Z:

  • Wa = 10 мм,
  • Wp = 8,5 мм,
  • Wi = 6,1 мм,
  • T = 6 мм.

A:

  • Wa = 13 мм,
  • Wp = 11 мм,
  • Wi = 7.8 мм,
  • T = 8 мм.

B:

  • Wa = 17 мм,
  • Wp = 14 мм,
  • Wi = 9,4 мм,
  • T = 11 мм.

C:

  • Wa = 22 мм,
  • Wp = 19 мм,
  • Wi = 12,9мм,
  • T = 14 мм.

D:

  • Wa = 32 мм,
  • Wp = 27 мм,
  • Wi = 19,2 мм,
  • T = 20 мм

E:

  • Wa = 40 мм,
  • Wp = 32 мм,
  • Wi = 22,4 мм,
  • T = 25 мм.

Узкоклиновые ремни

Тип узкоклинового ремня маркируется сочетанием из 3 букв.

SPZ:

  • Wa = 10 мм,
  • Wp = 8,5 мм,
  • Wi = 41 мм,
  • T = 8 мм.

SPA:

  • Wa = 13 мм,
  • Wp = 11 мм,
  • Wi = 5.6 мм,
  • T = 10 мм.

SPB:

  • Wa = 17 мм,
  • Wp = 14 мм,
  • Wi = 7,1 мм,
  • T = 13 мм.

SPC:

  • Wa = 22 мм,
  • Wp = 19 мм,
  • Wi = 9,3 мм,
  • T = 15 мм.

Зубчатые клиновые ремни

Приводные ремни с формованным зубом маркируются аналогично узкоклиновым моделям и имеют аналогичные размеры.

XPZ:

  • Wa = 10 мм,
  • Wp = 8,5 мм,
  • Wi = 41 мм,
  • T = 8 мм.

XPA:

  • Wa = 13 мм,
  • Wp = 11 мм,
  • Wi = 5.6 мм,
  • T = 10 мм.

XPB:

  • Wa = 17 мм,
  • Wp = 14 мм,
  • Wi = 7,1 мм,
  • T = 13 мм.

XPC:

  • Wa = 22 мм,
  • Wp = 19 мм,
  • Wi = 9,3 мм,
  • T = 15 мм.

Строение поликлинового ремня:

  1. Несущий слой. Этот слой изготавливается из прочных нитей композитных материалов. Нити распределяются равномерно по периметру изделия. Они и прочные, и способны незначительно удлиняться. Закрепляются надежно к основному слою. При больших растяжениях, ремни с такими нитями равномерно распределяют нагрузку по всей площади ремня, что способствует плавной передачи энергии.
  2. Покрытие. Это слой должен быть гибким и иметь долгий срок службы. Такое покрытие надежно защищает несущий слой.
  3. Основа. Основа состоит из рядов параллельно вырезанных V-образных канавок. Такие зубчики создают хорошее сцепление со шкивом вала. Основной слой изготавливается из прочного материала, например, полихлорпренового эластомера, покрытого армирующими поперек волокнами.

Ручейковый ремень

Примечательно, что поликлиновой ремень имеет ещё другое, чуть менее распространенное название. Благодаря его внешнему виду, а именно за счет наличия множества прямых полос-клиньев и борозд-проточек между ними, напоминающих ручейки, данный приводной ремень и стали называть ручейковым. Собственно, число таких ручейков меняется в зависимости от того, какую мощность должно передать изделие: чем больше клиньев имеет поликлиновой ремень, тем надежнее его сцепление со шкивами. Следовательно нагрузка распределяется по всей длине уже наиболее равномерно, а это позволяет продлить эксплуатационный ресурс.
Минимальное число клиньев, которое может иметь ручейковый ремень, составляет всего 3 штуки. Однако такие изделия применяют крайне редко, поскольку их передаточная мощность невысока. В основном в приводах различных механизмов, например, легковых автомобилей, устанавливают поликлиновые ремни, в которых число ручейков начинается с 4-х и доходит до 7. В более мощные и тяжелые типы машин, как правило, устанавливают уже ручейковые ремни, имеющие от 8 до 10 клиньев. Для грузовиков и другой тяжелой техники количество данных ручейков может достигать практически любого значения, которые необходимо.

Так, например, встречаются изделия, состоящие из 12-ти клиньев, а также из 16-ти клиньев и даже из 20-ти ручейков. Само собой, шкивы поликлиновых ремней, как и сами приводы, в каждом случае будут различаться шириной, при этом число полос для сцепления в них будет соответствовать количеству ручейков. Кроме того, поликлиновые ремни могут компоноваться сразу с несколькими шкивами, так как для них свойственен обратный изгиб при установке, а также они способны осуществлять полуперекрестную передачу с непараллельными валами. Эти свойства достигаются за счет их уникальной конструкции, которая также позволяет:

  1. Передавать мощность вплоть до 20кВТ на одно ребро
  2. Работать при скорости вращения до 60метров в секунду
  3. Функционировать при температуре от -30°С до +80°С
  4. Выдерживать воздействие многих агрессивных сред
  5. Обеспечивать 98% коэффициента полезного действия

При этом ручейковые ремни обладают устойчивостью к вибрации, а также практически не издают шума при вращении. Они поддерживают довольно высокие передаточные отношения и обеспечивают наименьший дисбаланс, поскольку передаточный механизм для данного вида изделий имеет уже наименьшие габариты по сравнению, например, с обычными клиновыми изделиями. Дело в том, что шкивы поликлиновых ремней отличаются меньшей шириной и меньшей массой вращающихся элементов. Помимо этого, они устойчивы к любым погодным условиям и износу. За счет таких характеристик их используют в самых разных отраслях:

  • В легковых и грузовых автомобилях
  • В сельхозтехнике и агрегатах
  • В станках и оборудовании
  • В бытовой и спецтехнике
  • В медицинских аппаратах

Профили поликлиновых ремней

Поликлиновые ремни, как и любые другие виды приводных ремней имеют достаточно большой размерный ряд. Основные их параметры — это длина, ширина и высота. Собственно, последние два параметра образуют специальную классификацию, которая называется профилем. Профили поликлиновых ремней отличаются еще и по форме клиньев. В частности, профили PH, PJ, PK, PL и PM подразумевают усеченный трапециевидный профиль. А вот профили поликлиновых ремней К, Л, М подразумевают полный тип профиля с острой формой клиньев. Высота зубьев, а также расстояние между ними, то есть шаг, будут отличаться в каждом из данных профилей:

Профиль PH PJ PK PL PM К Л М
Высота 1,6мм 2,34мм 3,56мм 4,70мм 9,4мм 4,6мм 9,75мм 17мм
Шаг 2,7мм 3,8мм 5,4мм 9,0мм 14,2мм 2,4мм 4,8мм 9,5мм
Длина 1140 —2404мм 356 —2489мм 360 —2550мм 991 — 6096мм 2286 —16764мм 500 —2000мм 1250 —3550мм 2000 —7650мм
Скорость 60м/с 50м/с 40м/с 35м/с 60м/с

Собственно, профили поликлиновых ремней PH, PJ, PK, PL, РМ считаются международными, а вот К, Л, М — уже отечественные. В России стандартом изготовления для ручейковых ремней считаются Технические Условия. При этом они могут отличаться в зависимости от конкретного производителя. Например, существуют ТУ 38-105763-89, а также ТУ 2563-040-70453527-2004. В Европе поликлиновые ремни производят уже по немецкому стандарту DIN 7867 и британскому ISO 9982. Сами профили поликлиновых ремней, число ручейков, а также их длину наносят на плоскую грань для обозначения конкретного типоразмера. Выглядит это следующим образом:

Обозначение импортных поликлиновых ремней на примере ремня 6 PJ 2000

6 PJ 2000
Число ручейков Профиль изделия Длина ремешка

Обозначение отечественных поликлиновых ремней на примере ремня 8 М 7650

8 М 7650
Число ручейков Профиль изделия Длина ремешка

И российские и зарубежные профили поликлиновых ремней одинаково хорошо выполняют передачу момента сила между валами в самых различных машинах и механизмах за счет их высококачественного сцепления с приводными шкивами. Данные изделия способны работать при любых климатических условиях и под воздействием достаточно больших механических нагрузок, проявляя высокую устойчивость к износу. Кроме того, приводные поликлиновые ремни обладают безинерционностью, то есть не проскальзывают как во время запуска, так и во время остановки какого-либо механизма благодаря своей уникальной конструкции.

Где применяется ремень с продольными канавками?

Ремни ручейкого типа или поликлиного имеют широкий спектр применения:

  • в узлах, работающих при высоких нагрузках;
  • в конструкциях с высоким передаточным числом;
  • в конструкциях с большими угловыми скоростями;
  • в конструкциях с небольшими диаметром ременных валов.

ПР пользуются спросом в автомобильной промышленности, тракторной, станкостроительной, металлургической, химической, бытовой, атомной энергетики.

Такой простой элемент в ременных передачах, как ремень решает много вопросов. Благодаря использованию качественного ремня ручейкого типа улучшаются следующие показатели:

  1. Снижение уровня шума.
  2. Увеличение межремонтного периода.

Чтобы не уменьшить ресурс ремня генератора, следует следить работой обгонной муфты генератора.

Поликлиновые приводные ремни

Перечень НТД: ТУ 2563-040-70453527-2004 (К, Л, М); ТУ 2563-027-00152106-01 (РК).

Применение поликлиновых ремней:

  • бытовая техника;
  • автомобильная промышленность;
  • сельскохозяйственное оборудование;
  • промышленное оборудование.

Условия применения поликлиновых ремней:

  • для передачи мощности: до 120 кВт;
  • допустимая линейная скорость: до 60 м/с;
  • температура окружающей среды: -30°С ÷ +60 °С.

Примеры обозначений: ремень поликлиновой 10K-1250, где 10 – число ребер поликлинового ремня, К – сечение поликлинового ремня, 1250 – длина в мм (расчетная для сечений К, Л, М и эффективная для сечения РК).

Таблица №1. Размеры сечений ремней поликлиновых, мм

Обозначение размеровРККЛМ
t (шаг)2,44,89,5
Рb (шаг)3,56
Н (высота полного профиля)4,69,7517
Н1 (высота усеченного профиля)5,5

Таблица №2. Длины поликлиновых ремней, мм

РККЛМ
Любая длина в интервале от 975 до 2100*50012502000
56013202120*
6301400*2240*
7101600*2500*
7301700*2800*
8001800*3000*
9002000*3150*
1005*2120*3350*
1120*2240*3550*
1180*2500*4000*
1250*2800*7650*
1320*3000
1400*3150*
1500*3350*
1600*3550*
1700*
1800*
1900*
2000*

* – ремни поликлиновые изготавливаются по заказу в согласованном объеме партии.

Примечание:

По требованию Заказчика в указанном диапазоне длин ремни поликлиновые могут быть изготовлены любой нестандартной длины.

Таблица №3. Поликлиновые ремни, широко применяемые в автомобильной промышленности, бытовой технике, промышленном и сельскохозяйственном оборудовании.

Размеры и геометрия

Поликлиновые ремни для генератора автомобиля имеют разные размеры, в зависимости от оборудования. Ручейковые ремни также могут устанавливаться в конструкции кондиционеров, газораспределительных механизмах (ГРМ) и т.д.

Таблица размеров ремней по ГОСТ:


ГОСТовские размеры ручейковых ремней

Взаимозаменяемость

Приводные ремни, изготовленные по разным стандартам, далеко не всегда взаимозаменяемы. Подробнее о возможности замены клиновых ремней, произведенных в соответствии с ISO на аналоги, маркированные по RMA (и наоборот) мы рассказывали в предыдущем материале. Рекомендуем ознакомиться с соответствующей таблицей в конце статьи.

В случае с заменой отечественных ремней, произведенных по ГОСТ, аналогами, маркированными по ISO, все значительно проще: за исключением максимальной/минимальной допустимой длины, их геометрия и размеры полностью совпадают, и подходящий размер можно подобрать по соответствующей маркировке. Таблица соответствий маркировки типа профиля выглядит следующим образом:

ZABCDESPZSPASPBSPC
0АБВГДУ0УАУБУВ

Если же вы не до конца уверены в правильности подбора, мы рекомендуем обратиться за помощью к специалистам, которые самостоятельно подберут приводной ремень с нужными параметрами и соответствием определенному стандарту.

Износ поликлинового ремня

Какой бы качественной не была продукция, с истечением эксплуатационного ресурса, она подвергается значительному механическому износу. Изношенная деталь в конструкции узла автомобиля может сказаться на качестве и безопасности движения и на работе мотора.

Для тех, кто еще не знает, что можно проводить диагностику основных узлов конструкции автомобиля своими руками, мы подготовили материал: Как сделать диагностику авто через ноутбук.

В связи с чем рекомендуется периодически проводить диагностику ремней:

  1. Осмотр внешнего состояния. Визуальный осмотр — основной способ выявить механические повреждения. При обнаружении расслоения нитей, появлении трещин, требуется как можно быстрее заменить.
  2. Осмотреть не только ремень, но и шкивы. Если на шкивах есть сколы, то они создают задиры на боковых поверхностях ремня, что приводит к очень быстрому износу.
  3. Осмотреть шкивы на наличие масла. Масло и другие продукты ГСМ не должны присутствовать на поверхностях шкивов и ремней.
  4. Кроме этого, надо регулярно проводить осмотр натяжных роликов. Посмотреть, чтобы натяжные ролики четко держали ремень.
  5. Проверять уровень натяжки ремня.

Проверять ремень и ролики натяжения следует проводить через каждые 15 тысяч км. При замене ремня рекомендуется менять и натяжные ролики.

При сильно изношенном ремне, не только ручейкового поликлинового, но и других видов, появляется посторонний шум.

Профессионалы по ремонту и обслуживанию автомобилей рекомендуют менять ремень генератора, не реже, чем 50 000 км. Ремень должен быть натянут так, чтобы коэффициент прогиба был не более 0,5 см. При невозможности сделать натяжение, чтобы прогиб был меньше 0,5 см, то, значит проблема в роликах.

Важно! Осматривать ремень при покупке, чтобы не было заусенцев и трещин. Даже дорогие ремни надо осматривать. У всех видов товаров есть свой процент брака.

Цены

Стоимость ремней поликлиновых:

  • для автомобилей АУДИ — ремень BOSCH — от 251 руб.;
  • для автомобилей Порше — ремень Contitech 3РК600 — от 255 руб.;
  • для автомобилей Форд — ремень БОШ — от 253 руб.;
  • для Ситроен — ремень Skf — от 259 руб.;
  • для Альфа Ромео — ремень фирмы Бош — от 250 рублей;
  • для БМВ — Skf — от 250 руб.;
  • для авто Cadillac (Кадилак) — ремень Gates — от 825 руб.;
  • для машины Hummer (Хаммер) — ремень Contitech — от 2701 руб.;
  • для Ягуара — ремень Dayco — от 305 р.;

Дальше список продолжается, примерно, в таком диапазоне цен — от 250 рублей на 2022 год. Что ВАЗ ЛАДА, что АУДИ, БМВ, Мерседсес, авто из Кореи или Китая, и т.д., требуют не больших вложений на замену ремня. Для Роллс-Ройса, Бентли, Феррари и других топовых мировых авто, соответственно, ремни в обычных автолавках не купить.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]