Технологии оселкового мрамора: штукатурка, как искусство


Немного об истории оселкового мрамора

Впервые оселковый мрамор появился в России во времена Петра I. Позднее, в частности, благодаря творчеству Джакомо Кваренги (1744-1817), В. И. Баженова (1738-1799), Чарльза Камерона (1745-1812), Бартоломео Франческо Растрелли (1700-1771), В. П. Стасова (1769-1848), Огюста Монферрана (1786-1858), К. И. Росси (1775-1849), отделка оселковым искусственным мрамором получила широкое распространение в интерьерах дворянских усадеб, дворцов и церквей.


“Новый кабинет” Императора Павла I.

Название «оселковый», техника приобрела благодаря, применяемому при отделке поверхности «оселку» – каменному бруску, который обладает абразивными свойствами и издревле использовался на Руси для шлифовки, заточки и правки инструментов (бритв, ножей, кос, железок рубанков и т.п.). Оселок не принадлежит какой-то конкретной горной породе, данное название относится к разным, содержащим мелкие зерна кварца, породам. Чаще всего в качестве оселка использовали песчаник, подбираемый на берегах рек, поэтому оселок называют еще “водным камнем”.

Что же такое оселковый мрамор с точки зрения технологии? Если вы зададите этот вопрос архитектору или технологу-реставратору, то они вам сразу же скажут, что оселковый мрамор – это вид декоративной штукатурной отделки в интерьерах, имитирующей отделку натуральным мрамором и выполняемый составами на основе гипса, животных клеев и сухих красящих пигментов. Если вы поговорите со специалистами еще пять минут, то они вам откроют “страшную тайну”, что технологии оселкового мрамора давно и полностью утрачены. Об утрате технологии сообщают многие печатные и интернет-источники, особенно зарубежные. Однако, это не мешает мастерам успешно выполнять работы из оселкового мрамора. Давайте попробуем разобраться – есть ли здесь противоречие.

Изначально техника скальолы применялась не массово, а уникальными мастерами, добивавшимися поразительных результатов по красоте и прочности материала, благодаря экспериментам, многочисленным пробам различных рецептур. Естественно, что художник хочет, чтобы его творение было неповторимым, поэтому каждый мастер старался изобрести свою личную технологию и рецептуру. В состав для оселкового мрамора добавлялись всевозможные компоненты – мел, сахар, виноградный сок, лимонная кислота и многое-многое другое. Специалисты говорят, что в России XVIII века было известно порядка трехсот технологических вариаций, а применялось не менее сотни, и поскольку, это были индивидуальные авторские методики, зачастую в условиях конкуренции, хранимые в строжайшем секрете, то многие из них и исчезали вместе с авторами. В этом смысле технологию можно считать утраченной – всего обилия подходов и рецептур не сохранилось. Однако, несмотря на огромное разнообразие различных составов для оселкового мрамора, базовая техника всегда неизменна – это нанесение на отделываемую поверхность состава из гипса, клеевого раствора, и сухих пигментов с последующей шлифовкой и полировкой, и даже без каких-либо хитрых добавок. Полученное при этом покрытие будет ничем иным, как оселковым мрамором, а какие при этом применять добавки и применялись ли – личное дело каждого мастера, как и 200-300 лет назад, поэтому утверждение об утрате технологии можно считать не совсем корректным.


Двухсветный овальный зал Елагинского дворца в Санкт-Петербурге.

Технология, конечно же, существует и применяется, она будет существовать и далее, но, к сожалению, чисто теоретически. Искусство же изготовления оселкового мрамора, без сомнения, умирающее – такая отделка не вписывается в условия современного строительства из-за высокой себестоимости, трудозатратности и длительности технологического процесса. Оставшихся мастеров можно пересчитать по пальцам, а тех, кто придет им на смену – нет.

Тем не менее, пока еще случаются заказы на воссоздание оселкового мрамора или на его реставрацию на Памятниках Истории и Культуры, технология применяется. Сейчас мы ее рассмотрим подробно. Следует иметь ввиду, что оселковый мрамор имеет мало общего с отделкой, так называемой, «венецианской штукатуркой», а также с литьевым мрамором. Отличие, прежде всего, в конечном результате. Оселковый мрамор – имитация, но имитация красивая и благородная, часто по красоте и изысканности не уступающая природному камню, в отличии от многих современных материалов после применения которых поверхности и изделия смотрятся как дешевый пластик.

Технология изготовления оселкового мрамора своими руками


Изготовление мрамора дома
При желании, наличии свободного времени и умении работать ручным инструментом, можно изготовить оселковый мрамор своими руками. Для этого потребуется: гипс, столярный клей, смола, красящий пигмент, форма для заливки.

Работы следует выполнять в следующей последовательности:

  • В подготовленной емкости, при помощи строительного миксера, необходимо замесить гипс, с использованием воды и столярного клея.
  • В подготовленную массу заливается растопленная смола.
  • Полученный состав перемешивается и в него добавляется красящий пигмент.
  • Вновь получившаяся масса перемешивается, до момента, когда в ней не появятся вкрапления и разводы.
  • Готовая масса переливается в подготовленную форму.
  • Удаляются образовавшиеся излишки.
  • В течении 10,0 часов происходит сушка, после чего полученная плита извлекается из формы.
  • Поверхность плиты обрабатывается кремнекислым калием, что повысит сопротивляемость изготавливаемого изделия, воздействию влаги.
  • Плита сушится и полируется с помощью мягкого фетра или специальных абразивных материалов. Полировка выполняется до образования зеркальной поверхности.

Достоинствами оселкового мрамора являются:

  • Хорошие показатели по прочности и эксплуатации.
  • Возможность выполнять различную степень декорации, при оформлении объектов.
  • Доступная стоимость.
  • Возможность изготовления своими руками.
  • Является не горючим материалом, не поддерживающим горение;
  • Инертен в отношении химических веществ.
  • Имеет незначительный удельный вес.
  • Обладает продолжительными сроками эксплуатации.
  • Не требует дополнительного ухода, в процессе эксплуатации.
  • Обладает стойкостью по отношению к природным явлениям (солнечные лучи, температура окружающего воздуха и т.д.).

Недостатки оселкового мрамора:

  • Сложность выполнения работ, требующая навыков работы с подобными материалами и профессионализма работника.
  • Прочность ниже, чем у натурального мрамора.
  • При эксплуатации в тяжелых условиях (лестничные марши и т.д.), изделия из данного материала, подвержены истиранию, могут быть поцарапаны и расколоты.
  • При длительном воздействии влаги, подвержен разрушению.

Основания для облицовки искусственным мрамором и их подготовка

До начала повсеместного применения цемента в строительстве в качестве вяжущего, т.е. до конца XIX века, облицовка оселковым мрамором производилась по кирпичным или деревянным поверхностям. Основными требования к основанию были прочность, устойчивость, отсутствие деформаций.

Поздние облицовки оселковым мрамором, которые активно применялись в отделке московского метро или, например, сталинских высоток, уже наносились на бетонные основания или штукатурный слой, выполненный из цементного или сложного (известково-цементного) раствора.

Отчасти, выполнение оснований на основе цемента было обосновано лучшими прочностными характеристиками, модой на цемент и признания его самым перспективным строительным материалом, однако одной из причин применения цемента было и то, что по мере роста темпов строительного производства, постепенно происходило снижение качества извести – основного типа вяжущего используемого на протяжении многовековой истории строительства. Технологически правильное производство извести с длительным сроком гашения и выдерживания в известковых ямах, не обеспечивало должной скорости строительного производства. Ускоренный же выпуск извести, промышленное производство извести-пушонки снижало качество извести как вяжущего, и необходимость “подкрепления ” известковых растворов цементом стала очевидной.

На фото: колонны, облицованные оселковым мрамором в здании Федеральной службы государственной статистики (“Росстат”), выполненные по проекту Ле Корбюзье. Основания колонн – бетон чрезвычайно высокой марки, который очень плохо обрабатывается даже современными алмазными инструментами.

Колонны здания “Росстата” на Мясницкой улице.
Именно в период строительства московского метро и сталинских высоток утверждены официальные технологии производства оселкового искусственного мрамора. Надо сказать, что они не так уж и сильно отличаются от технологии XVIII-XIX веков, пожалуй, только применением новых материалов, которых не было в старину – металлических сеток для армирования и цемента в качестве добавки в известковый грунт.

Отделка оселковым мрамором деревянных конструкций

Деревянные основания под облицовку искусственным мрамором должны быть прочными. Перед нанесением мрамора по деревянной поверхности необходимо выполнить армирование. Для армирования традиционно использовалась деревянная дрань, так же, как и для штукатурных работ, позднее мастера стали использовать металлическую сетку типа “рабица”, окрашенную антикоррозийными составами или оцинкованную. Перед креплением драни или сетки деревянную конструкцию обивали войлоком для лучшей тепло- и звукоизоляции.

Крепление как металлической сетки, так и дранки должно обеспечивать отступ от основной конструкции не менее 1,5-2 см. При реставрации или изготовлении вновь оселкового мрамора по деревянным поверхностям, производится также антисептическая и биоцидная обработка древесины специальными составами, которые представлены на рынке в наше время в большом ассортименте.

Оселковый мрамор по кирпичным и бетонным основаниям

Кирпичные и бетонные основания перед облицовкой оселковым мрамором должны быть очищены от пыли, грязи, остатков штукатурки или старых покрасок, а также масляных и жировых пятен. Полезна также насечка поверхности для лучшего сцепления с грунтом, а также обработка поверхности акриловыми грунтовками для обеспыливания и укрепления поверхностного слоя конструкции, усиления адгезии к поверхности.

Использование и ремонт изделий из искусственного мрамора


Подоконник из мрамора
Благодаря своим достоинствам, оселковый мрамор стал достойной заменой натуральному камню при отделке внутренних помещений, облицовке наружных поверхностей, создании архитектурных элементов и сооружений, а также при устройстве ландшафтного дизайна.

В процессе эксплуатации, бывает случается так, что установленные изделия или смонтированные отделочные элементы, теряют свой внешний вид или частично повреждены. В этом случае необходимо выполнить реставрационные работы, которые, в зависимости от степени повреждения выполняются следующим образом:

  • При отсутствии блеска – необходимо реставрируемую поверхность очистить от грязи и пыли, после чего выполнить шлифование и полировку поверхности, как и при изготовлении реставрируемой поверхности.
  • При наличии небольших царапин и трещин – необходимо имеющиеся повреждения расшить и зашпаклевать. Для этого подбирается требуемый пигмент, соответствующий пигменту реставрируемой поверхности, и готовиться вяжущий состав, на основе гипса. Поврежденные места шпаклюются и полируются. Места подверженные реставрации, не должны выделяться на общем фоне ремонтируемого объекта, для этого шлифование и полирование, необходимо выполнять по всей площади плиты.
  • При значительных повреждениях – если это возможно, то необходимо срезать поврежденный участок, а вместо него изготовить и установить новый. Мероприятия по отделке новых элементов, выполняются аналогично, как и при изготовлении искусственного мрамора.

Оселковый мрамор – технология облицовки

Накладывание грунта

Состав грунта под облицовку оселковым мрамором:

Составляющие Соотношение составляющих (в частях по весу)
по кирпичу и бетону по кирпичу и дереву по дереву
Цемент 1 1
Известь (тесто) 1
Гипс 1
Песок 3-4 5 2
Вода до необходимой густоты

Грунт под облицовку оселковым мрамором наносят, как правило, двумя слоями. Толщина слоя (общая) должна быть не менее 15 мм.

Первый слой грунта называют обрызгом. Его делают жидким раствором с толщиной слоя не более 5 мм. После того, как этот слой схватится, наносят второй слой грунта из более густого раствора. Если в состав грунта входит цемент, то грунт смачивают 2-3 раза водой на следующий день после нанесения, во избежание слишком быстрого высыхания и появления трещин и отслоений. Смачивание поверхности производят ежедневно в течение недели и более.

Если грунт для мрамора при облицовке деревянных поверхностей на основе гипса, то смачивание поверхности не приводит к замедлению схватывания – таковы свойства гипса, поэтому для замедления схватывания гипсовую смесь затворяют водным клеевым раствором (2-2,5%), используя один из животных клеев (костный, мездровый, казеиновый, рыбный).

В цементные или сложные составы добавляли раньше для дополнительного армирования слоя обрызга овечью шерсть или волокна асбеста. В современных условиях весьма полезным будет добавление в раствор, применяемый для обрызга, стекловолоконной фибры (0,6-1 кг. на 1 куб. м. раствора).

Отклонения поверхности, покрытой грунтом, от вертикали или горизонтали более чем на 2% – не допускаются.

Необходимо обеспечить хорошее сцепление отделочного слоя оселкового мрамора с грунтом. Для этого поверхность грунта не затирается, а остается шероховатой и на ней процарапывается сетка глубиной 3-4 мм.

Нельзя наносить отделочный слой до полного высыхания слоя грунта. Грунт высыхает в течение одного месяца, а оптимальная температура воздуха при этом в помещении – 18-20 градусов. При более высокой скорости высыхания возможно появление трещин. Также полностью должны быть исключены сквозняки.

Обязательность строгого соблюдения этих технологических условий, является одной из причин низкой востребованности отделки оселковым мрамором на современных строительных объектах. Заказчики зачастую не могут допустить такие протяженные сроки, а соблюдение температурно-влажностного режима мало возможно в условиях динамичного строительства и постоянных перемещений рабочих и строительной техники по объекту.

Накладывание лицевого слоя гипсового оселкового мрамора

Щитовой и лопаточный – это два основных способа нанесения лицевого слоя мрамора из гипса поверх слоя грунта. В свою очередь щитовой способ может быть накладным или насыпным.

При любом способе нанесения выполняются следующие технологические операции:

· установка маяков на отделываемой поверхности;

· смешивание сухих компонентов;

· приготовление водного клеевого раствора;

· замешивание гипсового теста;

· накладывание гипсового теста.

Некоторые инструменты для работы с оселковым мрамором.

Установка маяков (марок) на отделываемой поверхности

Сначала вся отделываемая поверхность расчерчивается на прямоугольники. Размеры этих прямоугольников, должны быть такими же, как и размеры щитов, которые будут использоваться в дальнейшем. Гипсовые марки устанавливаются в каждой точке пересечения четырех соседних прямоугольников. Эти марки удаляются впоследствии после укладки лицевого слоя отделки, а места их установки заделываются подобранным по цвету мраморным тестом.

Смешивание сухих компонентов

Для выполнения работ используется верстак длиной 2-3,5 м, шириной 1-1,5 м, удобной высоты. Верстак должен иметь гладкую поверхность и быть устойчивым к воздействию влаги, также быть достаточно устойчивым и прочным, поэтому мастера в качестве столешницы верстака часто используют цельную плиту из натурального мрамора или гранита, а также толстую ламинированную фанеру.

Прежде всего изготавливаются образцы. Размер образцов должен давать полное представление об окончательном виде лицевой поверхности – ее цвете, тоне, рисунке и степени полировки, поэтому может быть разным, однако в реставрации нормативами установлены размеры образцов – 25 х 25 см. и 40 х 50 см. На образцах проводится полный цикл всех операций вплоть до стадии полировки и вощения. Затем приступают к приготовлению смеси тех составов, которые были использованы при изготовлении выбранных образцов. В настоящее время образцы производятся, как правило, до начала работ или на стадии переговоров с заказчиком.

Смесь заготавливается сразу на весь объем работ из материалов одной закупочной партии. Основной материал – высокопрочный гипс. В настоящее время, как правило, используется гипс Г-16, произведенный в Самаре, также весьма положительно себя зарекомендовал гипс формовочный EUROGIPS Kartonpiyer турецкого производства. Качество этих гипсов достаточное для производства оселкового мрамора, важно чтобы гипс был свежим и сухим – у нас есть печальный опыт выполнения облицовки оселковым мрамором из замечательного самарского гипса, но пролежавшего пару месяцев зимой в металлическом контейнере. Результат плачевный. Необходимая тонкость помола этих гипсов соответствует, как правило, требованиям, предъявляемым к гипсу для оселкового мрамора, однако мастера привыкли контролировать степень помола всегда – иногда попадаются некачественные партии поставки. Тонкость помола должна соответствовать:

– через сито 64 отверстия на 1 кв. см проходит полностью;

– на сите в 900 отверстий на 1 кв. см. остаток должен быть не более 10%.

Также всегда определяется качество гипса по внешним признакам. Признаки хорошего качества гипса:

1. Затворяют небольшое количество гипса и делают отливку на стекло. Отливка высушивается, затвердевает, потом ее отделяют от стекла. Поверхность отливки, которая была в контакте со стеклом должна быть глянцевой и не рыхлой;

2. Партия гипса должна быть белого цвета, без посторонних включений и крупинок:

3. Затвердевший гипс ломается с характерным треском;

4. Гипсовая смесь через несколько минут после затворения водой становится теплой;

5. При отстаивании смеси после затворения гипса не наблюдается расслаивание смеси на гипс и воду.

Цвет, тон и рисунок искусственного мрамора получается благодаря применению сухих пигментов. Для получения мрамора определенного рисунка и цвета используют различные натуральные сухие пигменты: сажа, ультрамарин, различная охра, мумия, окись хрома, сурик железный и другие. В настоящее время также успешно применяются современные синтетические сухие пигменты, обладающие рядом достоинств – высокая светостойкость, существенно более богатая по сравнению с натуральными пигментами цветовая гамма. Пигменты добавляют в количестве 0,25-15% веса гипса, в зависимости от необходимого цвета и тона, добавление пигментов не должно влиять на прочность покрытия.


Современные сухие пигменты.

Сухая смесь готовится так: гипс рассыпается на верстаке слоем толщиной 6-8 см, сверху через сито просеивают нужные пигменты. После этого смесь перемешивается, и при необходимости, дважды просеивается через сито 625 отверстий на один квадратный сантиметр и, если нужно, перетирается на ручной мельнице до получения однородного цвета.

Приготовление водного клеевого раствора

Для раствора используются качественные светлые клеи животного происхождения – костный, рыбный, мездровый, осетровый, казеиновый. Процентное содержание клея в водном растворе должно составлять 1-2,5%. Сухой клей замачивают на 12-16 часов в холодной воде, в таре, неподверженной окислению. После этого растворяют до окончательного состояния, при котором комки полностью исчезают. Для перемешивания пользуются деревянной лопаткой. Растворенный клей хранится недолго – не более двух дней.


Приготовление гипсового теста.

Замешивание гипсового теста

Насыпной щитовой способ

Рассмотрим насыпной щитовой способ. Слоями толщиной от 0,5 до 5 см (зависит от рисунка) на верстак насыпают сухие гипсовые смеси нужных цветов. Сначала насыпается смесь основного цвета, затем смеси цвета прожилок, потом смеси переходных цветов.

Аналогичные слои рассыпаются поверх первых трех. Количество насыпанных слоев может быть от трех до двадцати пяти, толщиной (общей) до двадцати сантиметров, но толщина слоев при этом должна быть различной. Это необходимо для достижения естественности последующего рисунка.

Достаточно близко к верстаку вплотную один к другому раскладывают щиты размера примерно 80 на 120 см. Щиты могут быть из дерева, влагостойкой фанеры и других подходящих материалов. На щиты укладывают мешковину, размер которой должен быть несколько больше размера щитов. Для того, чтобы мешковина не мешала укладке, края ее подворачивают под щит. Количество щитов должно соответствовать площади одновременно покрываемой поверхности. Обычно кладут 10-12 щитов.

Для облицовки криволинейных поверхностей, например, круглых колонн, вместо щитов используются гибкие маты из планок. Планки соединяются ремнями или плотной тканью.

Насыпной способ применяется при желании получить усложненный рисунок. Смесь с верстака переносится на щиты. Для этого используют плоский совок. При этом раскладываемый слой должен поворачиваться в вертикальной плоскости по возможности на 90 градусов – это необходимо для формирования будущего рисунка. Слой смеси должен быть больше расчетной толщины мрамора в два раза и составлять толщину от 1,5 до 3 см. После разравнивания смеси на щитах и покрытия ее мешковиной (можно марлей), смесь поливают из лейки клеевым раствором до полного пропитывания смеси.

Накладной способ

Отличается от насыпного тем, что вместо сухих смесей на щиты кладут уже готовое гипсовое тесто.

Тесто приготавливается разных цветов, в необходимом соответствии утвержденному образцу. Его укладывают на шиты с мешковиной. Сначала укладывается тесто основного цвета покрытия, затем укладывают тесто, соответствующее рисунку мрамора (прожилки, включения). Лицевой поверхностью мрамора будет поверхность со стороны щита. Тесто выравнивается правилом по деревянным или алюминиевым рейкам, укрепленным по краям щита. Щиты нумеруются, для того чтобы укладывать мрамор на поверхность в определенном порядке по номерам.

Гипсовое тесто при накладном способе изготовления “оселка”.
Таким способом можно получить мрамор тонкого рисунка. Можно усложнить рисунок вдавливая комья мраморного теста нужных цветов в уложенную на щитах массу. Также часто встречается оселковый мрамор, имеющий включения натуральных камней, в частности, природного гипса или оникса.

Нанесение гипсового теста на поверхность

Щитовой накладной способ нанесения мрамора

Подготовленный грунт обмазывается жидким гипсом толщиной слоя не более 2 мм. Тесто уже разложено на щитах. Рабочие прикладывают щит с гипсовым тестом, начиная снизу, упираясь низом щита, быстро и с усилием прижимают щит к поверхности, покрытой грунтом. После этого щит убирается, мешковина пока остается, через нее прохлопывают и выравнивают наложенное гипсовое тесто для того, чтобы обеспечить его максимальный контакт с грунтом и удаление воздушных пузырей, которые при необходимости убираются с помощью проколов. При укладке щитов нужно соблюдать шахматный порядок. Рисунок подправляется вручную, особенно по границам щитов.

Нанесение оселкового мрамора с помощью лопаток (лопаточный способ)

Перед накладкой грунт смазывается жидким гипсом с толщиной слоя не более двух миллиметров. Наверное, не имеет смысла подробно описывать траекторию движения руки мастера с зажатой в ней лопаткой для того, чтобы была понятна суть процесса нанесения гипса, которая заключается в том, что тесто определенным образом перекладывается с одной лопатки на другую с переворачиванием таким образом, чтобы при нанесении лопаткой на отделываемую поверхность получился нужный рисунок. Тесто основного цвета накладывается руками. Для того, чтобы получить мрамор с прожилками укладывают на верстаке несколько слоев теста толщиной (общей) порядка 20 см. Этот пласт режется на куски, которые набрасываются или накладываются, затем разравнивается. После накладки пространство между набросанными кусками, на которых наиболее выраженный рисунок, заполняют тестом основного цвета.

Очистка и острожка оселкового мрамора

Для очистки поверхности применяют цикли, а также царапки. Дожидаются схватывания теста, а спустя 2-3 часа производят очистку. Результатом очистки и острожки должно стать устранение мелких неровностей и проявление цвета мрамора.

Острожка оселкового мрамора.
К острожке поверхности приступают на следующий день после очистки. Для этого используется инструмент под названием шерхебель. Сначала определяется толщина снимаемого слоя облицовки с целью доведения толщины покрытия до проектной, при этом нужно ориентироваться на установленные ранее марки и маяки, которые необходимо предварительно очистить. В труднодоступных местах, где нет возможности произвести острожку шерхебелем, используют стамески. В процессе снятия лишнего слоя мрамора поверхность периодически проверяют правилами, рейками, шаблонами. После доведения толщины покрытия до проектной, марки и маяки удаляются, а места их установки заделываются гипсовым тестом соответствующего цвета. После затвердения гипса в местах докомпоновок производят окончательную зачистку поверхности. Криволинейные поверхности зачищаются рубанками, железки рубанка используются самодельные, с соответствующим профилем.

После острожки поверхности можно приступать к окончательной отделке оселкового мрамора. Пожалуй, отделка – это самый важный этап всего технологического процесса, потому что в результате ее мрамор приобретает крайне привлекательный внешний вид, аналогичный виду натурального полированного мрамора, а иногда, благодаря бесшовности и необычной цветовой гамме, вид даже превосходящий по декоративности натуральный мрамор.

Отделка поверхности облицовки

Отделка оселкового мрамора заключается в многократном повторении циклов шлифования, полировки и шпаклевания увлажненной поверхности. Эта длительная и кропотливая работа, выполняемая только вручную при низком давлении на поверхность, приводит к постепенному уплотнению изначально мягкого материала – гипса, который в процессе приобретает прочность, сравнимую с прочностью мягких пород натуральных мраморов (прочность – 1,2 – 1,6 МПа и средняя плотность – 1100 – 1300 кг/м3).

Мы можем прекрасно разбираться в аэродинамике, знать о законах Бернулли, о том, что такое сопло Лаваля и число Маха, знать о том, как летают самолеты, и тем не менее, глядя на них, задаваться вопросом: «А как эта махина летает?» Из этой же серии тема постепенного упрочнения искусственного мрамора в результате его отделки. Вроде бы все понятно, но то, что под руками мастера гипс превращается в камень, принять сложно. Однако, по факту именно это и происходит.


Отделка оселкового мрамора.

Грубое шлифование и шпаклевание оселкового мрамора

Первичное шлифование выполняется природными абразивами – печорой или пемзой. Для справки поясним, печора – это точильный камень, природного происхождения, который разрабатывался в России в XIX в. в районе Печоры – города в Республики Коми РФ, ну а, пемза – вулканическое стекло, имеющее пористую структуру.

Поверхность подверженную шлифованию периодически смачивают водой, шлифовку производят во всех направлениях при равномерном давлении на брусок. В процессе шлифовки, возникающую грязь постоянно убирают влажной губкой. Шлифование продолжается до исчезновения следов острожки и царапин. После завершения шлифования, поверхность мрамора промывают водой, губкой собирают всю влагу.

Высохшая поверхность затем шпаклюется. Шпаклевание необходимо для устранения мелких дефектов, заделки раковинок и каверн, мелких царапин. Для шпаклевания применяется гипсовое тесто нужного цвета, для затворения теста используется 5-6% клеевой раствор. Шпаклевочная масса наносится кистью. После того как она впитается, ее разравнивают, излишки шпаклевки снимают деревянным шпателем. Также шпатель используется для шпаклевания отдельных мест покрытия, или в последнее время, мастера успешно используют для этих целей ненужные пластиковые карточки. Важно – толщина шпаклевочного слоя должна быть по возможности минимальна.

Шпаклевание оселкового мрамора.
Поверхность снова подвергается шлифованию через два-три дня. Только шлифование должно быть уже не грубое, а более тонкое. Если же поверхность еще не готова к более тонкому шлифованию – шпаклевка имеет толстый слой, наблюдаются заметные царапины и раковины, то повторяют шлифование грубыми абразивами (печора или пемза). Если же слой шпаклевки не толстый, то используют шифер (черный) №1.

Шифер – это природный материал, относящийся к сланцам. Сланец – натуральный камень, имеющий слоистую структуру, способный раскалываться на тонкие пластины. В старину пластины природного шифера использовали для устройства кровель. Кроме того, пластины шифера обладают явными абразивными свойствами. Современный искусственный кровельный материал – шифер (как правило, волнистый), имеет такое же название, как и шифер природный.

Всю последовательность отделки (шпаклевки и шлифовки) повторяют столько, сколько необходимо. Поверхность должна получится ровной и гладкой. После чего поверхность протирается, вся влага удаляется. Это можно делать губкой.

Тонкое шлифование поверхности оселкового мрамора

После завершения всех циклов грубого шлифования и шпаклевания поверхности и ее просыхания в течение двух-трех дней, наносится снова тонкий слой шпаклевки, который затем шлифуется плотным шифером №2 (серым), опять-таки при смачивании водой. Движения при шлифовке должны быть плавными, круговыми, пересекающимся, с равномерной силой нажатия. Поверхность периодически протирают губкой. Через 4-6 часов после окончания шлифования и просыхания поверхности, мрамор проклеивают 8-10% раствором клея, наносимого кистью до полного насыщения.

Через один-два дня влажную поверхность шлифуют шифером №2 (серый) и лощат оселком №1 (зеленый). Перед каждым шлифованием обязательно выполняется шпаклевание поверхности. Лощение проводится до появления «бархатистости» – некоторого специфического блеска. В результате всех этих операций получается плотная поверхность, без раковин, пор и царапин.

Полировка мрамора

После лощения, поверхность оселкового мрамора очередной раз покрывается раствором клея, пару дней она просушивается. Затем начинается полировка твердым оселком (черным), которая продолжается до появления матового блеска. Полировка производится по увлажненной поверхности, для того, чтобы она не нагревалась, нагревание поверхности – недопустимо. После полировки черным оселком, поверхность должна быть блестящей, если же наблюдаются пятна без блеска, то поверхность снова покрывают клеевым раствором и через 1-2 часа снова полируют. Весь цикл повторяется то тех пор, пока вся поверхность не приобретет равномерный блеск.

Еще одним интересным абразивным материалом, который применяется для полировки профилированных и труднодоступных поверхностей, является многолетнее травянистое растение – хвощ полевой. Хвощ обладает высокими абразивными свойствами, которые испокон веков использовали на Руси, например, для чистки металлической посуды.

Следует отметить, что помимо традиционных абразивных материалов – печоры, шифера, оселков, можно применять современные «губки» для полировки натурального камня, и даже влагостойкую шлифовальную шкурку, но почему-то эффект от их применения хуже. Также ни к чему не привели попытки механической обработки поверхности шлифмашинами – степень полировки существенно хуже, чем при полировке оселками, на стадии грубой шлифовки применять можно, но не имеет смысла, потому что грубая шлифовка – не самая значительная часть технологического процесса.

Вощение поверхности оселкового мрамора

Лощеной и просохшей в течение 6-8 дней поверхности, придается зеркальный блеск с помощью воско-канифольной мастики. Эта мастика очень часто применяется для различных реставрационных работ – при реставрации живописи, натурального камня. Профессиональные реставраторы считают воско-канифольную мастику одним из лучших материалов. Есть даже такие, которые для антикоррозийной защиты днища своих автомобилей используют только ее, не доверяя современным материалам. Воск, как известно обладает прекрасными консервирующими свойствами, придает визуальный блеск, однако, при этом восковое покрытие непрочное и имеет низкую температуру плавления. Добавление к воску канифоли как раз увеличивает прочность смеси и температуру плавления, то есть придает стойкость покрытию.

Состав воско-канифольной мастики:

Воск натуральный 1 часть по весу

Канифоль 0,3 части по весу

Скипидар живичный 2 части по весу

Воск натирается на крупной кухонной терке, канифоль измельчается в порошок, все это заливается скипидаром и подогревается на водяной бане при перемешивании до получения однородной массы. Мастику наносят на поверхность холщевой тряпкой, затем сразу растирают до блеска мягкой тканью – фетром или замшей.

Окончательное придание блеска, а также уход за поверхностью в процессе эксплуатации можно производить с помощью восковой пасты следующего состава:

Воск натуральный 1 часть по весу

Мыло хозяйственное (40%) 0,2-0,25 части по весу

Бензин до получения нужной консистенции

Прежде чем натирать мрамор этой пастой, необходимо протереть поверхность небольшим количеством растительного масла.

Поверхность оселкового мрамора после полировки и вощения.

Технология изготовления


Изготовление осёлкового мрамора в печи
Оселковый (гипсовый) мрамор, это более легкий материал, в сравнении с натуральным мрамором. Для изготовления используется формовочный гипс тонкого помола, без примесей песка и исключительно белого цвета. В качестве замедлителя схватывания используется клей, разведенный в воде, за некоторое время до замешивания гипса. Для создания требуемого окраса мрамора, используются краски, изготовленные на основе минеральных, органических и искусственных красителей.

При изготовлении материала используется специальный и строительный инструмент: сита с отверстиями различного диаметра, совки, ковш, кельма, лейка, ведра, царапка, шерхебель, цинубель, цикля, отборник, стамеска, нож, кисти и губка.

Процесс производства происходит в несколько этапов, это: подготовка, острожка, шлифовка и полировка.

Подготовка выполняется двумя способами.

Насыпной способ

При подготовке данным способом, сухая гипсовая смесь насыпается в несколько слоев, на заранее подготовленной поверхности (верстаке). Слои различаются по цвету, в зависимости от рисунка и требуемой текстуры.

Вначале укладывается слой цвета основного фона, затем цвета прожилок, затем переходного цвета, и повторно, в аналогичной последовательности. Толщина слоя зависит от требуемого рисунка и текстуры, и составляет 5,0 – 50,0 мм. Схема укладки приведена ниже.

После этой операции, на щит, изготовленный из дерева, или иного материала, уложенный на второй верстак (так называемый «мокрый верстак»), укладывается мешковина, промоченная в клеевом составе, при этом ее края должны свисать с верстака.

Подготовленная гипсовая смесь, при помощи совка, переносится на «мокрый верстак, и укладывается в плоскость, расположенную перпендикулярно, по отношению к исходной (схема укладки приведена ниже).

Толщина укладываемого гипса, должна быть больше, чем толщина мрамора, который должен быть получен в результате изготовления.

После укладки всей требуемой площади, поверхность разравнивается и покрывается еще одним слоем мешковины, после чего проливается клеевым составом.

Когда гипсовая смесь пропитается, верхний слой мешковины снимается, излишки раствора удаляются.

Способ под лопатку

Данный способ используется при необходимости создания тонкого рисунка мрамора, с доминирующим основным фоном. От ранее рассмотренного метода, данный способ отличается приготовлением гипсовой массы и способом ее укладки. Работа выполняется следующим образом – гипсовая смесь разных цветов, замешивается раздельно для каждого цвета, до тестообразного состояния, после чего плотно укладывается на верстак, в виде полосок разного цвета. В этом случае получается рисунок с прожилками, при необходимости создания конгломератов, в пласт основного цвета, вдавливаются части других цветов.

Острожка

После того, как подготовленная гипсовая смесь застынет, необходимо удалить лишние части получившейся плиты, а также вскрыть созданный рисунок.

В начале данной операции, определяется требуемая толщина плиты и необходимые габариты, подлежащие дальнейшей обработке.

Для вскрытия рисунка используется царапка и шерхебель – для выполнения грубой острожки, и цинубелем – для, чистовой острожки.

При необходимости, могут использоваться стамески и отборники.

  • Грубая шлифовка.

Данная операция выполняется при помощи пемзы или «печоры», путем шлифования поверхности изготавливаемой плиты. Имеющиеся царапины – шпаклюются.

  • Тонкая шлифовка.

После того, как плита высохнет естественным путем (2 – 3 суток), необходимо выполнить тонкую шлифовку. Для этого используется оселок с №1, после чего поверхность моется и снова шпаклюется. После высыхания, выполняется шлифовка оселками №2 и №3, при этом после каждой операции, вновь выполняется шпаклевка.

После завершения процесса шлифования, должна получиться гладкая поверхность достаточной плотности, без раковин и иных повреждений.

  • Полировка.

Данная операция выполняется изначально при помощи оселка №3, с предварительным покрытием обрабатываемой поверхности клеевым раствором. Когда обработка оселком выполнен, плита снова покрывается клеевым составом и через 24 часа, полируется, с использованием оселка №4.

Данный процесс выполняется несколько раз, до достижения зеркального блеска обрабатываемой поверхности.

  • Лощение.

Данная операция выполняется для предохранения искусственного мрамора от воздействия влаги и прочих негативных явлений. Поверхность обрабатывается воском, который разводится в бензине или скипидаре, и втирается в обрабатываемую поверхность.

Оселковый мрамор (скальола) в Европе

Большинство искусствоведов убеждены в том, что родина скальолы – Италия. Однако, это мнение – не бесспорно. Многие исследователи считают, что на самом деле скальола изобретена не где-нибудь, а в Германии. Для доказательства этого утверждения они приводят тот факт, что в итальянской рецептуре скальолы присутствовал ингредиент, который в те времена назывался «немецкий клей», кроме того во дворцах герцогов и принцев Мюнхена можно увидеть многочисленные объекты скальолы, выполненные до периода творчества Гвидо Фасси. Обрамления дверных и оконных проемов, роскошные камины оформлены в cкальоле в соответствии с канонами самого зрелого итальянского стиля, но несколько ранее, чем скальола достигла расцвета в Италии. Существует мнение, что в конце XVI века и позднее многие итальянские крестьяне работали в качестве наемных рабочих в богатых районах альпийской Германии, и, вполне возможно, по возвращению в Италию они попытались повторить технологию, с которой познакомились в Германии.

В любом случае, в Германии есть множество памятников архитектуры с отделкой с технике скальолы, поражающих своей красотой. Немецкий вариант скальолы с самого начала производства носит название Stuckmarmor – это то, что мы в России называем оселковым мрамором. Кратко расскажем о некоторых памятниках архитектуры Европы, для отделки которых применялась скальола или то, что мы называем оселковым мрамором.

Мюнхенская резиденция в Германии

Одним из самых значительных памятников архитектуры Германии является Мюнхенская резиденция (нем. Münchner Residenz), в которой отделка в технике Stuckmarmor представлена в большом объеме и многообразии, причем, в залах резиденции можно увидеть, как декоративное покрытие стен, сводов, порталов, так и малые высокохудожественные формы, напоминающие школы Карпи и Флоренции.

Мюнхенская резиденция (Münchner Residenz) в Германии. Часовня герцога Баварского. 1607 г.
Резиденция – это комплекс зданий с внутренними дворами в центре Мюнхена, который был исторической резиденцией герцогов, курфюстов и королей Баварии из династии Виттельсбахов.

С готического замка Нойвесте (нем. Neuveste), первые сведения о котором относятся к 1385 году началась история Мюнхенской резиденции. Изначально замок служил убежищем для правящих герцогов во время гражданских бунтов. Он представлял из себя крепость, окруженную водой, доступ к которой был возможен только по специальным мостам.

Фасад Мюнхенской резиденции в наше время.
Перестройка и расширение резиденции происходили постоянно, какие-либо строительные работы производились в каждом столетии, объем замка достаточно внушителен – десять внутренних дворов и три основных комплекса: королевские покои (Königsbau), Старая резиденция (Maximilianische Residenz, Alte Residenz) и праздничный зал (Festsaalbau), Резидентский музей (Residenzmuseum), который состоит из 130 залов.

Зал “Антиквариум” Мюнхенской резиденции в Германии.
Самый старый зал Мюнхенской резиденции – зал «Антиквариум». Имеет длину 66 метров. Это самый большой и самый щедрый ренессансный зал к северу от Альп. Герцог Альбрехт V построил его с 1568 по 1571 год для своей коллекции античных скульптур, отсюда и название «Антиквариум». Мы видим, что оселковый мрамор (Stuckmarmor) в большом объеме применен при отделке поверхностей стен.

Императорский зал Мюнхенской резиденции был построен Максимилианом I в начале XVII века и был самым большим и самым важным местом в резиденции, предназначенном исключительно для торжеств. Тема его сложной изобразительной программы -это правила, которым должен следовать князь, правила основанные на разуме и добродетели. В гобеленах голландского ткача Ханса ван дер Биеста изображены героические фигуры из классической древности и Ветхого Завета, с которых правителю следует брать пример. Мы же обратим внимание на то, что стены, оконные откосы и дверные порталы отделаны в технике оселкового мрамора.

“Императорский” зал Мюнхенской резиденции. 1614 г.
Также по инициативе герцога Максимилиана I была построена часовня «Reiche Kapelle», которая была освещена 1607 году. Именно здесь герцог держал частицы мощей святых, именно часовня стала идеологическим и духовным центром резиденции.

Reiche Kapelle в Мюнхенской резиденции. 1607 г.
Очень интересна штукатурная отделка поверхностей в технике оселкового мрамора, а декоративные элементы и художественные панно выполнены аналогично итальянской скальоле.

Художественное панно в технике скальолы. Мюнхенская резиденция.
Поражает факт, что скальола немецкого барокко имеет высочайший уровень исполнения и утонченности. Для нас это несколько неожиданно – ведь мы привыкли считать, что пальма первенства в технике скальолы принадлежит итальянским мастерам.

Фрагмент стены часовни Reiche Kapelle в технике scagliola.
Высочайший уровень художественной скальолы виден на фрагменте облицовки стены.

Фрагмент scagliola в часовне Reiche Kapelle.

Вюрцбугская резиденция в Германии

Вюрцбургская резиденция (нем. Würzburger Residenz) – архитектурный комплекс в стиле барокко, расположенный в центре города Вюрцбург.

Фасад Вюрцбургской резиденции. Германия.
Резиденция – величайший памятник архитектуры Германии, в котором отделка оселковым мрамором представлена во всей ее широте и многообразии.

Комплекс построен архитектором Балтазаром Нейманом в период с 1719 по 1744 годы, внутреннее художественное оформление создавалось и позднее, до начала 1780-х годов.

В интерьере Вюрцбургской резиденции. Придворная часовня. Германия.
В отличии от Мюнхенской резиденции, которая перестраивалась и дополнялась в каждом столетии, резиденция Вюрцбург была построена с короткими перерывами менее чем за одно поколение и с нуля.

Дворец относится к архитектурным шедеврам южнонемецкого барокко и позднего европейского барокко и стоит в одном ряду с венским дворцом Шёнбрунн и парижским Версалем. В 1981 году ЮНЕСКО включила Вюрцбургскую резиденцию в Список Всемирного наследия.

Пилонны из оселкового мрамора в интерьре Императорского холла Вюрцбургской резиденции.
Здание, построенное Нейманом, сочетает в себе результаты великих западных архитектурных течений того времени – французскую дворцовую архитектуру, венское барокко и северный итальянский дворцовый стиль.

Архитектор Вюрцбургского дворца Балтазар Нейман был главным руководителем этого огромного строительного проекта. Он не только имел дело с ведущими архитекторами в Германии и Франции – с Лукасом фон Хильдебрандтом и Максимилианом фон Уэлшем, с Робертом де Котте и Жерменом Боффрандом, но также с многочисленными декоративными художниками, такими как итальянский Антонио Босси, которого считали гением декорирования, виртуозными скульпторами и резчиками Иоганном Вольфгангом ван дер Аувера из Вюрцбурга и Георгом Адамом Гутманном из Мюнхена, а также с крупнейшим фресковым художником XVIII века Джованни Баттиста Тьеполо.

Садовый зал (Хофгартен). Вюрцбургская резиденция.
Примечательно, что строительство Вюрцбурской резиденции выделяется не только участием великих художников, но и является одним из первых образцов международного финансового и политического менеджмента, успешно осуществленных домом графов Шешборн.

Базилика Фирценхайлиген (четырнадцати святых помощников)

Базилика Фирценхайлиген (четырнадцати святых помощников) – еще один шедевр знаменитого архитектора Бальтазара Неймана (1743-1772). Базилика расположена близ города Бад-Штаффельштайн под Бамбергом.

Базилика четырнадцати святых помощников (Фирценхайлиген).
Фасад выполнен в стиле позднего барокко, интерьер – в стиле рококо.

Барочная Базилика Четырнадцати Святых Помощников (Basilika Vierzehnheiligen) – одна из самых известных паломнических церквей в Верхней Франконии. Он находится прямо на пути паломничества Святого Джеймса между Лихтенфельсом и Бад-Штаффельштейном, в регионе, известном как «Сад Бога».

Строительство Базилики четырнадцати святых помощников было завершено в 1772 году и с тех пор считается архитектурным чудом. Интерьер действительно впечатляет, а оселковый мрамор в отделке стен, колонн и карнизов – великолепен.

Колонны в интерьере Базилики Четырнадцати святых помощников.
Работы архитектора Бальтазара Неймана, скульптора лепнины Иоганна Майкла Фейхтмайра и художника Джузеппе Аппиани поражают своей красотой и роскошью. Золото, мрамор, скульптуры и настенные росписи ошеломляют.

В интерьере базилики Фирценхайлиген.
С XV-го века до наших дней паломники отправились в базилику у подножия горы Стаффельберг – одного из самых известных мест паломничества в стране, чтобы попросить защиты четырнадцати святых помощников. Утверждается, что в 1445 и 1446 годах образ ребенка-Христа явился три раза местному пастуху по имени Германн Лейхт. Горничная, которая была серьезно больна, была доставлена на место явления и была чудесным образом исцелена. Вскоре после этого к месту началось паломничество.

Базилика Четырнадцати Святых помощников (Фирценхайлиген). Интерьер.
Базилика является одним из самых важных мест паломничества в Германии, оно продолжается и по сей день, с мая по октябрь (около полумиллиона посетителей в год).

Выполнение работ в технике традиционной итальянской скальолы для малых форм практически прекратится в конце XIX-го века, в основном за счет изменения вкусов заказчиков. Практика оселкового мрамора для отделки поверхностей будет актуальной еще длительное время. В XVIII веке, использование оселкового мрамора распространилась по всей континентальной Европе и в конце концов в Великобритании. Самые значимый и известный пример применения оселкового мрамора в Англии – колонны и пилястры Букингемского дворца.

Букингемский дворец в Великобритании

Каждый, даже тот, кто никогда не был в Великобритании, знает Букингемский дворец, как резиденцию британских монархов. Дворец изначально был известен как Букингем-хаус и строился для герцога Букингемского. В 1762 году он был приобретен королем Георгом III в качестве резиденции монарха, взамен Сент-Джеймсского дворца, который перестал его устраивать величиной и отделкой.

Фасад Букингемского дворца в Великобритании.
Последующие 75 лет архитекторы Джон Нэш и Эдвард Блор (кстати, автор Воронцовского дворца в Алупке), взяв Букингем-хаус за основу, построили еще три подобных здания, все вместе они образуют квадрат в плане с большим внутренним двором.

Дворец был официально объявлен главной резиденцией британских монархов при вступлении на престол королевы Виктории в 1837 году, и с тех пор считается символом Туманного Альбиона. Тот вид, которым могут наслаждаться наши современники, Букингемский дворец получил во времена правления легендарной королевы Виктории. Во времена, когда трон Великобритании занимала Виктория, в Букингемском дворце произошла масштабная реконструкция. Внутренние помещения стали еще роскошнее, появились новые сады, искусственные озера и водопады.

Голубая гостиная Букингемского дворца.
Изначально оселковый мрамор в отделке Букингемского дворца присутствовал в очень большом объеме, Эдуард VII, монарх, живший во дворце с 1841 по 1910 год, заменил искусственный мрамор натуральным, но тем не менее самые красивые элементы декора сохранились.

Белая гостиная Букингемского дворца.
Прежде всего – это знаменитые «лазуритовые колонны» Музыкального зала. Колонны, конечно же, выполнены из гипса с имитацией природного лазурита. При их облицовке мастера применили интересный прием – они добавили в растворную смесь латунные и оловянные опилки, которые после последующей острожки и полировки придали материалу колонн соответствующий металлический блеск.

Музыкальный зал. Букингемский дворец.
Интересный факт- в год Букингемский дворец посещает всего-навсего 30 тыс. туристов. Дело здесь не в отсутствии интереса, а в том, что уже ныне правящая королева Великобритании, хотя и разрешила туристам посещать ее дворец, но с оговоркой, что гости могут попасть в главную резиденцию монархов только тогда, когда августейшие особы там отсутствуют, а официально королева покидает дворец только в августе и сентябре.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]