Даже незначительные ДТП могут обернуться достаточно большими финансовыми затратами. При обращении в мастерские может быть выставлена высокая цена. Устранить деформацию кузова, убрать трещины и разрушения, восстановить лакокрасочное покрытие и сделать полировку фар автомобиля можно своими руками. Для этого нужно иметь необходимые инструменты, ресурсы и немного времени в запасе.
Виды ремонта кузова
В домашних условиях восстановление проводится с помощью нескольких методов:
- Сложный.
- Локальный (мелкий).
- Покраска и полировка.
Ремонт кузова своими руками требует тщательной предварительной подготовки. Рекомендуется изучить последовательность действий и посмотреть видео «Как самому сделать кузовной ремонт».
Сложный ремонт
Сложный кузовной ремонт авто, выполненный своими руками, предусматривает проведение рихтовки различных вмятин. При необходимости осуществляется замена поврежденных элементов, например, крыла, восстановление геометрии и сварка полуавтоматом.
Мелкий ремонт
Мелкий ремонт кузова автомобиля своими руками используется для коррекции небольших вмятин, сколов и царапин. В противном случае они могут повлечь за собой появление очагов коррозии (ржавчины). Мелкий ремонт авто своими руками проводится только после окончания гарантийного срока.
Кузовные работы включают в себя:
- Восстановление геометрии проводится после демонтажа всех съемных элементов.
- Устранение вмятин и следов коррозии, залатывание дыр и удаление всех дефектов. При наличии безнадежных элементов проводится их замена.
Полировка и покраска
Кузовной ремонт и покраска – этапы, требующие особого внимания. Не стоит зачищать поверхность, которая превышает по размеру поврежденные участки. Завершающим этапом кузовного ремонта и покраски своими руками является нанесение краски с помощью компрессора.
Для полировки своими силами, после высыхания краски, рекомендуется использовать шлифмашинку.
Усадка растянутого металла
Растянутый металл, после устранения деформации, будет значительно выше остальной поверхности, а также будет ослаблен и нестабилен. Его нельзя простучать молотком и опустить ниже, так как для него нет места. Он либо уйдёт целиком в противоположную сторону, либо снова обратно (хлопун). Если деформация была устранена в правильном порядке, правильными инструментами и с правильным усилием, то растянутый металл может быть только в зоне прямого повреждения. Если же деформация выправлялась без предварительного анализа, грубыми ударами молотка, то растянутый металл будет по всей ремонтной области. Такому металлу нужно вернуть нормальную толщину усадкой. Для возвращения металла в первоначальную форму его нужно «собрать». Усадка металла нагревом является достаточно простым процессом, но требует осторожности. Нужно определить самую высокую точку растянутого металла и нагреть её при помощи инструмента, который Вы используете для усадки. Далее нужно поместить поддержку под нагретую область и ударить молотком несколько раз, пока металл горячий. Так, металл вокруг усаживается в это нагретое пятно и становится толще и меньше по площади. Потом нужно охладить это место мокрой тряпкой или губкой. Таким же способом можно усадить остальные области с растянутым металлом. Нужно быть осторожным и не переборщить. Иначе металл деформируется и деформирует прилегающую область.
Последовательность усадки обширной зоны растянутого металла
Незначительная растянутость металла может устраняться без простукивания. При нагреве растянутый металл сокращается, происходит его усадка. Нагретый металл сначала возвышается над общим уровнем панели. После нагрева и охлаждения, растянутый металл приобретает первоначальный профиль, либо становится немного ниже общего уровня плоскости панели. Также можете прочитать статью “Как убрать хлопун на металле”, где подробно рассматривается тема растянутого металла.
Правила при усадке нагревом:
- Обратная сторона нагреваемой панели должна быть очищена от шумоизоляционного материала.
- при усадке нужно применять поддержку, имеющую меньшую выпуклость, чем растянутая область металла.
- Обычно используется ацетиленовая горелка с насадкой, соответствующей толщине осаживаемого металла, но может также применяться нагрев полуавтоматической сваркой, специальным угольным электродом, а также специальной насадкой и режимом споттера.
- Ацетиленовой горелкой нужно нагревать до ярко красного цвета, держа её перпендикулярно поверхности.
- Никогда не остужайте металл, нагретый до красного цвета. Подождите, когда он немного сам охладится и станет чёрным.
- Никогда не нагревайте область больше, чем можете осадить молотком за один раз. Горелкой нагревается площадь от 10 до 25 мм.
- Во время нагрева нужно делать круговые движения горелкой, по спирали, от периферии к центру.
- Не пытайтесь сделать усадку растянутого металла, пока не выправите его на черновую.
- Не нагревайте для усадки вмятину.
- Если растянутый металл имеет небольшую область, то и нагревайте маленькое пятно для усадки.
- Можно делать усадку растянутого металла и без его последующего охлаждения мокрой тряпкой. Охлаждение лишь ускоряет процесс.
- После усадки, может потребоваться дополнительное выравнивание металла.
Этапы диагностики кузова
Ремонт автомобиля требует предварительной оценки, проводящейся в несколько этапов:
- Определить VIN-кода кузова.
- Сравнить с образцом, представленным производителем.
- Пошагово проверить параметры кузова в местах, которые являются проблемными.
Из Википедии: VIN (Vehicle identification number) — идентификационный номер транспортного средства, состоящий из 17 символов, в нем закодирована информация о производителе и характеристиках транспортного средства, и годе выпуска.
Если ремонт жестянки авто, выполняемый своими руками, требует сканирования толщины лакокрасочного покрытия, то для этого используется латунь, алюминий и ферромагнитные материалы.
Виды повреждений кузова
Для того чтобы сделать кузовной ремонт, следует определить вид повреждения:
- Деформация отдельных участков.
- Появление трещин и разрушений.
- Искажение формы проемов (оконных, дверных).
- Нарушение антикоррозионного и лакокрасочного покрытия.
Предупредить появление эксплуатационных повреждений невозможно. Для того чтобы не тратить много денег на их устранение, можно проводить ремонт кузова самим в домашних условиях.
Методы восстановления жестянки авто
- Если металл сильно поврежден, то для ремонта кузова своими силами нужно:
- Использовать наковальню и небольшую киянку.
- Приложить наковальню к внешней стороне вмятины.
- Совершать с внутренней части несильные удары киянкой.
Из Википедии: Кия́нка — столярный молоток из дерева твёрдых пород или резины
Выправление геометрии
При сильных деформациях кузовной ремонт авто требует полного снятия ЛКП. В данном случае для полного восстановления кузова не обойтись без сварочного аппарата и промышленного фена. Сварка осуществляется с помощью графитовых электродов. Сначала вмятина выправляется от ободка к центральной части. Для этого металл нагревается и только после этого прибегают к точечному воздействию. Благодаря этому жестянка становится податливой и пластичной.
Выправление вмятины без покраски
Восстановление кузова авто при несильных деформациях можно проводить без перекрашивания. В таком случае изменение формы осуществляется механически. Процесс занимает много времени и подразумевает воздействие с обратно стороны.
Напайка металла на вмятину
При самостоятельном ремонте кузова без вытягивания применяется метод напаивания специального припоя с использованием паяльника, кислоты и флюса (химически активного вещества). Такой вариант позволяет устранить дефекты и получить идеальный результат.
Метод точечной сварки
Ремонт авто при повреждении кузова предусматривает исправление дефекта снаружи целиком. С помощью сварочного электрода подхватывается металл на деформированном участке. Вытяжение осуществляется обратным молотком. Графитовый электрод обламывается и проводится шлифовка места приварки.
Приваривание заплатки на кузов
Самостоятельно можно устранить даже сквозные дыры. В данном случае нужно полностью вырезать поврежденный кусок, после чего приварить заплатку. Если участки коррозии не велики, то проводится зачистка поврежденных участков до цельного металла.
Изготовление жестяных труб своими руками: инструкция процесса
Процесс изготовления жестяных труб и коробов можно разделить на три этапа:
- Подготовительный, начинающийся с разметки и заканчивающийся вырезанием заготовки.
- Формовочный, в процессе которого происходит формирования профиля трубы или короба.
- Финальный, в процессе которого выполняется соединение противоположных краев заготовки.
И далее мы рассмотрим интересующее нас ручное изготовление жестяных труб, которое будет реализовано в виде поэтапного процесса.
Первый этап – подготовка заготовки
Перед тем, как сделать из жести трубу, мы должны разметить листовую заготовку и вырезать из нее полуфабрикат – мерный участок, пригодный для формирования контура будущего изделия.
На ровном участке верстака раскатываем лист стали. От верхней кромки листа отмеряем длину трубы, делая отметку разметчиком или мелом. Далее берем угольник и по метке длины трубы проводим линию, перпендикулярную боковой кромке листа. После этого отмечаем на верхней кромке и прочерченной линии длину периметра короба или длину окружности трубы.
Причем к фактической длине окружности или периметру нужно добавить еще 15 миллиметров на стыковочные кромки.
Соединяем отметки сверху и снизу. Вырезаем заготовку из листа, делая боковой и продольный надрез.
Длину окружности можно измерить рулеткой, а можно вычислить по планируемому диаметру, используя общеизвестную формулу из школьного курса геометрии. Периметр – это сумма всех сторон нашего короба.
На этом предварительный этап закончен и нас ждет само изготовление трубы из жести своими руками, реализуемое в виде двух этапов: формовки профиля и обработки стыков.
Второй этап – формирование тела трубы
На следующем этапе наша цель — формовка профиля трубы.
Вдоль заготовки трубы отмечаем линию загиба фальца. С одной стороны она равняется 0,5 сантиметра, а с другой – один сантиметр. Загибаем фальцы под прямым углом к плоскости заготовки. Для этого размещаем заготовку вдоль стального уголка, совместив его ребро с линией загиба фальца и, ударами киянки, деформируем лист до соприкосновения с перпендикулярной плоскостью уголка.
Причем деформацию нужно выполнять постепенно, вдоль всей плоскости загиба. А в самом начале для загиба кромки можно использовать плоскогубцы: ведь даже самая мягкая жесть, из которой делают трубы жестяные – своими руками не гнется.
Далее, на сантиметровом фальце отгибается под прямым углом от плоскости фальца Г-образный загиб. Причем верхняя часть Г-образного фальца должна быть параллельна плоскости заготовки. А длина этого участка составит 0,5 сантиметра.
Поэтому, отмечая фальцы на заготовке, нужно отмерить 0,5 сантиметра по одному краю и два раза по 0,5 сантиметра по краю под Г-образный загиб.
После формовки фальцев приступаем к формовке тела трубы. Для этого помещаем заготовку на калибрующую плоскость и обстукиваем лист жести киянкой до получения профиля нужной нам формы. Вначале у нас получится U-образный профиль, а затем и просто округлый профиль. При этом фальцы должны встретиться.
Третий этап – обработка стыковочного шва
На финальном этапе мы завершаем изготовление трубы, обжимая стыковочный шов.
Совмещаем вертикальные фальцы. Загибаем горизонтальный участок Г-образного фальца к низу. Он должен обернуться вокруг вертикального фальца с другого края заготовки. Полученный сэндвич, торчащий из трубы, загибаем к плоскости изделия, образуя стыковочный шов. Причем загиб вниз должен выполняться от Г-образного фальца к плоскости трубы.
В конце мы можем укрепить линию стыковки заклепками. Однако такая стыковка надежна и без этого.
Последовательность выполнения кузовных работ
При проведении ремонта кузова, как показано на видео, нужно соблюдать последовательность действий:
- Восстановление геометрии.
- Проведение сварочных работ и рихтовки.
После завершения кузовного ремонта авто осуществляется нанесение краски и полировка:
- Очистка, демонтаж наружных деталей (бамперов, фар и светотехники).
- Обработка дефектных мест до чистого металла стамеской и наждачкой.
- Нанесение шпатлевки на неровную поверхность.
- Далее идет этап шлифовки и грунтовка.
Методы рихтовки
Техника «молоток вне поддержки»
В этой технике молоток должен иметь небольшое расстояние (смещение) от поддержки. Поддержка давит на центр углубления на металле, в то время как Вы продолжаете простукивать возвышенности вокруг вмятины. Таким образом, возвышенности опускаются, а углубления поднимаются при каждом отскакивании поддержки. В большинстве случаев при грубой рихтовке нужно применять метод «молоток вне поддержки». Он используется при устранении большинства вмятин.
По возможности нужно всегда использовать гладилку вместо молотка. Гладилка больше прощает удары с неправильным усилием при рихтовке.
Гладилка и поддержка в этом методе не контактируют друг с другом. Этот метод хорошо подходит в ситуации, когда металл не получив значительного повреждения, может быть немного перенаправлен незначительным усилием для восстановления первоначальной формы. Методика «молоток вне поддержки» используется для поднятия углублений и возвышенностей одновременно. Эта методика применяется в основном на слабовыпуклых или плоских панелях, где металл достаточно податливый, в отличие от сильновыпуклых панелей.
Техника «молоток на поддержке»
Может применяться как для опускания возвышенностей, так и для выправления небольших вмятин. В этой технике нужно расположить поддержку прямо напротив повреждения. Молотком нужно не сильно простукивать металл, расположенный над поддержкой. При сильных ударах есть опасность растянуть рихтуемый металл. Нужно постоянно проверять металл прощупыванием, после чего продолжать рихтование до полного выправления повреждения. По возможности применяйте вместо молотка гладилку. Большое преимущество гладилки над молотком заключается в том, что она воздействует на большую площадь за один раз и удар распределяется более равномерно, чем удар молотком. Как было написано выше, гладилка хороша тем, что, благодаря своей площади, может одновременно поднимать углубления и опускать возвышенности на рихтуемом участке. При простукивании вмятины, нажимайте на металл поддержкой с достаточной силой. Если не надавливать с правильным усилием, то можно только увеличить повреждение. При простукивании возвышенности поддержку нужно держать наоборот свободно, без усилия.
Показано отскакивающее действие поддержки после удара молотка при выправлении вмятины.
Метод «молоток на поддержке» применяется при чистовой (финишной) правке. Также этот метод очень эффективен при выравнивании краёв панели.
Настоятельно рекомендуется, чтобы обратная сторона повреждённой панели была чистой, иначе это отразиться на качестве рихтовки. Поддержка должна быть правильно выбрана по форме. Слишком выпуклая форма поддержки сделает панель более выпуклой, а плоская – плоской.
При применении молотка с поддержкой должна быть развита координация. Поддержка должна находиться непосредственно под молотком.
Выправление вмятины молотком с острым бойком
Иногда, для выправления вмятины, можно применять молоток с острым бойком без поддержки. Такую технику нужно использовать очень осторожно, так как можно только усугубить повреждение. Идея заключается в том, чтобы поднять вмятину серией хорошо поставленных ударов молотком с острым бойком с обратной стороны панели. Вмятина должна выправляться не до конца. Вместе с поднятием вмятины получаются острые возвышенности от молотка, которые потом убираются дополнительным выравниванием. Неразумное применение такой техники может значительно растянуть металл и не дать удовлетворительного результата.
Необходимые инструменты и материалы
Перед тем как делать ремонт авто своими руками, следует обзавестись всем необходимым:
- Молоток, ключи и измерительные устройства.
- Самодельный стапель с покупным гидравлическим блоком.
- Шлифмашинка и наждачная бумага (№60 или №100).
- Уайт-спирит, грунтовка и полироль.
Из Википедии: стапель — напольная система для правки деформированного кузова автомобиля, действующая с помощью многотонных давящих и растягивающих сил.
Без проблем восстановление кузова можно провести при наличии начальных навыков сварки и рихтовки. Выполняемые действия не зависят от марки автомобиля. Кузовной ремонт и покраска кузова, выполненные собственными силами, позволяют сэкономить время и деньги.
Как сделать трубу из жести: инструкция
Статьи
С применением в строительстве новых технологий необходимость в использовании жестяных труб постепенно отпадает, но вопрос как сделать трубу из жести интересует людей, которые любят все делать в доме своими руками.
Какую жесть выбрать?
Как из жести сделать трубу? Какая жесть лучше всего подойдет для такой работы?
Жестяная труба
Тонкая жесть – отличный материал для самодельных бань и коптилен. Жесть – это листовая тонкая сталь, которая подвергается коррозии. Для изготовления красивых водосточных труб, а также флюгеров, козырьков над трубами для дымохода, крышек над печными трубами своими руками или оригинальных филигранных кружев используется кровельное оцинкованное железо.
Совет: из жести трубы также можно использовать как самоварные, они хорошо увеличивают тягу, а также отводят дым.
Листовая жесть
Какие нужны инструменты?
Перед тем, как начать изготовление трубы из жести своими руками, необходимо позаботиться об инструментах и материалах, которые понадобятся.
Изготовление жестяных труб своими руками подразумевает использование следующего:
- лист кровельного тонкого оцинкованного железа (толщина 0,5-0,7 мм);
- ножницы для резки металла;
- металлическая планка;
- деревянный молоток (киянка);
- простой молоток;
- плоскогубцы.
Киянка
Ножницы по резке металла
Совет: для того, чтобы труба жестяная получилась красивой и ровной, необходимо взять лист железа с гладкой и ровной поверхностью, а также, чтобы углы были прямыми, а не оторванные или неровно отрезанные.
Инструкция по изготовлению жестяной трубы
Как сделать из жести трубу? С чего начать?
- Изготовление труб из жести начинается из составления рисунка. Нарисовать на железном листе выкройку будущей трубы в развернутом виде.
Совет: выкройку трубы можно нарисовать мелом или любым острым предметом.
Черчение выкройки
- При разметке выкройки необходимо учитывать следующие моменты:
- ширина заготовки должна быть равной диаметру трубы плюс дополнительных полтора сантиметра;
- длина заготовки — немного длиннее прямого участка трубы.
Схема заготовки для шва трубы
- Ножницами по металлу отрезать нарисованную заготовку трубы.
- Положить заготовку на край верстака.
- По длине железного листа начертить с одной стороны линию отгиба фальца, она должна составлять полсантиметра.
- Совместить линию, которая нарисованная с ребром уголка на верстке.
- При помощи киянки загнуть вниз край лист железа.
- Перевернуть лист и легкими ударами киянки подогнуть кромку к листу.
- Перевернуть заготовку и с другой стороны сделать отгиб кромки шириной 1 сантиметр, но уже в другую сторону.
- Подогнуть кромку еще раз, таким образом, в профиль данный загиб будет выглядеть в форме буквы Г.
- Вставьте заготовку в оправку, загнуть аккуратно края трубы друг к другу.
Совет: можно использовать оправку – это сектор или шаблон трубы необходимого диаметра, но можно обойтись и без нее.
- Соединить кромки в замок таким образом, чтобы кромка меньшего размера зацепилась за кромку большего размера.
- Уплотнить кромку с помощью плоскогубцев.
- При помощи молотка и железной планки уложить кромку на лист и хорошо подбить ее.
Загиб фальца на трубе
Края трубы из жести можно скрепить и при помощи стальных, алюминиевых или жестяных клепок.
- Просверлить под заклепки отверстия на расстоянии три сантиметра.
- Загнуть кромку под прямым углом навстречу друг к другу.
- Лист жестяной заготовки загнуть в обратную сторону таким образом, чтобы кромки и были расположены на внешней стороне трубы.
- закрепить кромки заклепками.
Совет: жестяная труба своими руками, скрепленная данным способом, является не очень удобной в использовании. В итоге получается не очень привлекательный внешний шов, который приходится при установке трубы прятать.
Жестяные заклепки
Особенности работы с жестью
- Чтобы придать листовому жестяному материалу необходимую форму трубы, нужно согнуть его при помощи клещей или молотка вокруг предмета соответствующей цилиндрической формы.
Трубы жестяные своими руками можно сделать с использованием металлического или деревянного цилиндра.
Совет: сгиб жести должен быть ровным по всей длине, этого можно достигнуть легким постукиванием молотка, при этом удары должны быть как можно ближе один к другому.
- Изготовление жестяных труб невозможно без использования ножниц по металлу. Работать таким инструментом будет намного легче, если к его ручке прикрепить петлю из кожи. Металл режут одной рукой, надев на пальцы кожаную петлю.
- Кромку листа железа после разрезания ножницами можно зачистить стругом, изготовленным из небольшого старого куска ножовочного полотна.
- Водосточная труба из жести, которая уже готова к установке, в некоторых случаях нуждается в разрезании (например, когда необходимо сделать фигурный край трубы для стока). Для этого трубу будет удобно резать ножом, который предназначается для открывания консервов.
Водосточная жестяная труба
Совет: чтобы труба хорошо резалась ножом, для начала ее необходимо надпилить ножовкой, а уж потом применять нож.
Процесс разрезания жестяной трубы
- При работе с жестью иногда приходится использовать напильник. Очень часто он забивается металлическими опилками и быстро выходит из строя. Для того, чтобы вычистить его, можно воспользоваться лопаточкой из меди или трубкой из мягкого металла, при этом сплющив ее конец.
Жестяные трубы своими руками сделать не очень сложно, главное придерживаться данных рекомендаций и быть предельно осторожным, так как можно пораниться отрезанными острыми краями листа жести.