Всё, что нужно знать домашнему мастеру о ремонте перфоратора

Универсальный отбойный инструмент с ударно-вращательным механизмом, он же перфоратор, используется строительными бригадами, электриками и ремонтниками. Пользуются им и в домашней мастерской.

Как и другие электроприборы – перфоратор иногда ломается. Отнести его в сервис и оставить там определенную сумму, или воспользоваться советом и отремонтировать инструмент самостоятельно – каждый решает сам. Если решение ремонтировать перфоратор дома принято – для начала следует изучить особенности его устройства и советы мастеров по диагностике и ремонту.

Устройство инструмента и его механизм


Устройство
Функциональное назначение перфоратора определяется его внутренним устройством.

Усиленный ударно-вращательный механизм инструмента – это так называемый «качающийся подшипник» или же «кривошипный шатун», которые вращаясь от двигателя, передают колебания в пневматические поршни (или поршень), после чего нагнетаемый в поршнях воздух с ударом толкают боек с насадкой.

Сила удара в 17-20 килоджоулей и параллельное вращение буйка за счет передаточной шестерни обеспечивает вхождение зубила или бура в материал высокой плотности. Оно необходимо для пробивания сквозных дыр или штрабления отверстий под электропроводку или сантехнические трубы.

Видео про устройство перфоратора и ударного механизма:

Нет удара перфоратора. Что делать в таких случаях?

При сверлении отверстий перфоратором главным фактором является не вращение бура, а удар. От его силы зависит как скорость бурения, так и способность инструмента справляться с особо твердыми строительными материалами (бетон, гранит и прочие).

Пыль и постоянные нагрузки на инструмент негативно сказываются на его работе. В процессе эксплуатации сила удара может заметно снизиться или исчезнуть совсем.

Как работает перфоратор и почему он «отказывается» долбить?

Ударный механизм перфоратора

Большинство современных перфораторов имеют электропневматический ударный механизм. «Электро» – потому, что механика приводится в движение электродвигателем, а «пневматический» означает, что боек, бьющий по хвостовику бура, приводится в движение воздухом.

Схема перфоратора

  1. Шестерня передачи вращения от двигателя
  2. «Пьяный» подшипник
  3. Поршень
  4. Ударник («летающий поршень»)
  5. Ствол
  6. Боек
  7. Патрон SDS

При нажатии на кнопку двигатель передает вращение валу с «пьяным» подшипником, который в свою очередь приводит в движение поршень внутри ствола. При движении поршня вперед, между ним и ударником возрастает давление воздуха.

Ударник двигаться в сторону бойка и бьет по нему. Боек передает энергию удара в бур. Затем поршень совершает движение в обратную сторону, создавая в стволе область разрежения.

За счет этого ударник возвращается в исходное положение, после чего весь цикл повторяется.

Большинство перфораторов имеют два или три режима работы:

  • комбинированный режим: удар и вращение бура;
  • режим блокировки вращения: работает только ударный механизм;
  • режим блокировки удара: перфоратор можно использовать в качестве дрели или миксера для приготовления строительных смесей.

Причины отсутствия удара

На первый взгляд кажется, что ударный механизм имеет простую конструкцию, и ломаться там нечему. Нагрузка, пыль и вибрация постепенно берут свое. Обычно сила удара снижается по мере износа механизма и в итоге сходит на нет. Резкое исчезновение удара объясняется деформацией или разрушением некоторых деталей.

Боек и ударник

Эти детали изготавливают из высокопрочной стали. Боек выходит из строя редко, но втулка, в которой он двигается, поглощает часть ударной энергии и со временем разрушается. Осколки заклинивают боек, и перфоратор перестает бить.

Ударник («летающий поршень») имеет компрессионное кольцо. При его износе часть воздуха проходит в зазор между цилиндром в стволе и ударником. Чем больше износ, тем слабее удар. Проблему решает замена кольца на новое.

Иногда ударная часть «летающего поршня» разбивается о боек. Обычно это результат давления на перфоратор при бурении отверстий. Скорость сверления не увеличивается, но нагрузка на механизм возрастает, что ускоряет износ. Ремонт заключается в снятии фаски на наждачном станке или замене детали.

«Пьяный» подшипник

Он насажен на вал под углом и приводит в движение поршень. При наличии выработки или разрушении подшипник подлежит замене.

Переключатель режимов

Детали механизма могут выйти из направляющих пазов. Это может быть следствием деформации, износа или частой работы инструментом с не полностью включенным режимом. Неисправность устраняется установкой деталей на свои места или заменой на новые.

Смазка

Несвоевременная замена смазки тоже может быть причиной отсутствия удара. Работа перфоратором подразумевает наличие пыли, которая не лучшим образом влияет на свойства смазочных материалов.

Пыль может забить отверстия в цилиндре, предназначенные для циркуляции воздуха при работе ударного механизма.

Такой же эффект не исключен при использовании слишком густой смазки, не предназначенной для перфораторов.

Что делать, если нет удара в перфораторе

Если инструмент отказывается долбить, необязательно сразу его разбирать или планировать поход в сервис. Иногда причины отказа могут быть элементарными.

В некоторых моделях перфораторов режим удара блокируется реверсом. Достаточно передвинуть рычаг в нужное положение. Аналогичный эффект может быть от не до конца повернутого переключателя режимов.

При вертикальном сверлении пыль и мелкие осколки могут забить патрон и боек под буром. Вынув бур, необходимо очистить патрон от мусора и протолкнуть боек вниз.

Использование дешевых расходников тоже может оказаться причиной неисправности. Хвостовик некачественного бура иногда оказывается расклепанным в виде «грибка» внутри патрона. Не всегда удается извлечь такой бур без разборки патрона.

Качественные расходники, своевременная профилактика и обслуживание гарантированно исключают отказ инструмента в самый неподходящий момент. При появлении намеков на неисправность лучше сразу обратиться в сервис или при наличии опыта произвести ремонт самостоятельно.

Источник: https://pro-instrument.com/ruchnoj/prichinyi-i-vozmozhnosti-ustraneniya-problemyi-kogda-perforator-ne-dolbit.html

Диагностика неисправностей

Приступая к осмотру перфоратора, начинают, как правило, со шнура электропитания и штепселя. Для начала его достаточно осмотреть. Для более точной диагностики используют автомобильный или бытовой амперметр или мультиметр.

Если неисправность в шнуре выявлена, его заменяют целиком, подобрав или купив новый, с сечением проводки, соответствующей энергопотреблению прибора.

Если же было выявлено, что шнур не поврежден – переходят к диагностике внутреннего устройства инструмента. Основные неисправности перфораторного инструмента подразделяются на:

  • сбои в механических узлах и компонентах;
  • сбои в электро-динамической «начинке».

Важно. Перед тем как своими руками вскрывать корпус прибора, рекомендуется заранее подготовить рабочее место и необходимый для диагностики и ремонта инструментарий – отвертки или многофункциональный шуруповерт, кусачки и плоскогубцы, резиновый молоток, тиски и ключи под разный диаметр гаек, магнит, набор для прочистки и смазки.

Сбои в механической части

Если слышен звук вращения двигателя, а прибор не выполняет функций – это значит, неполадки наблюдаются в работе механической «начинки» инструмента:

  • ударное воздействие не переходит на патрон или на насадку, т.е. перестал бить и пропал удар;
  • стопорится вращение оси;
  • долбит, но не крутит;
  • работает только в одном положении;
  • насадка проскальзывает в зажимах патрона или, наоборот, заклинивает после работы.

Справка. Перечисленные механические неполадки говорят о неисправностях в механизме патрона. Если же скрежет и посторонние звуки исходят изнутри корпуса, для выявления и устранения неисправности придется разбирать весь инструмент и обследовать передаточные узлы.

Сбои в электрике

Когда прибор включен в сеть, но при нажатии пусковой кнопки двигатель не реагирует или начинает работать со сбоями, перегревом или странными посторонними звуками – возможно неисправности перфоратора в его силовом агрегате:

  • слышен гудящий звук, но роторная ось не вращается;
  • наблюдается треск и искры на графитовых щетках;
  • корпус нагревается или плавится, а изнутри чувствуется запах гари;
  • не включается;
  • когда инструмент вращается, из двигателя идут едкие испарения и черный дым.

Для того, чтобы починить силовой агрегат, от мастера требуется тщательное соблюдение техники безопасности. Прежде чем снимать кожух и начинать разбор узлов движителя, перфоратор необходимо полностью обесточить и проверить, нет ли на нем остаточного напряжения.

Исправление проблем

Как только инструмент перестает работать, многие пользователи пытаются устранить причину самостоятельно, чтобы сэкономить время. Это настоятельно не рекомендуется, так как промышленность производит несколько типов вращающихся молотов:

Рисунок 2. Этапы смазывания перфоратора.

  • Электромагнитный — пик в них получается за счет возвратно-поступательного движения сердечника внутри катушек;
  • Электропневматический — блок сцепления передает удар по подушке безопасности летящему поршню через ударный поршень.

Энергия удара во втором случае в пять раз выше, достигая 1,5 кВт. Со временем усталостные расстройства начинаются с поломок, поэтому, несмотря на подушку безопасности, поршни необходимо периодически заменять. Рисунок 1

Существуют прямые, L-образные корпуса инструментов. Первые предназначены для ограниченного пространства (ниши, узкие отверстия), вторые — для разрушения материалов в непосредственной близости от рабочей жидкости. Охлаждение двигателей L-образных моделей значительно эффективнее, поэтому их срок службы превышает прямые модификации в полтора раза. Профессиональные перфораторы оснащены мощными электродвигателями, часто имеют Г-образный корпус, гораздо тяжелее, чем бытовые аналоги. Они оснащены компенсаторами, уменьшающими вибрацию на корпусе инструмента, электронными системами защиты от перегрева, контролем скорости (для режима сверления), улучшенными системами вентиляции, кнопочными замками.

Порядок разборки и сборки

Освободив и вычистив в мастерской место под ремонтные работы с электрооборудованием, и подготовив необходимый набор инструментов, перфоратор начинают последовательно разбирать для определения неисправности, внимательно осматривая каждый узел и деталь. Разбор инструмента проходит по следующей схеме.

Снятие патрона

Убедившись, что перфоратор обесточен, из головки патрона извлекают установленную насадку, после чего отделяют и разбирают патрон. Для этого:

  1. Плоской отверткой открепляют резиновую насадку-пыльник.
  2. С помощью плоскогубцев размыкают и снимают стопорное кольцо.
  3. Аккуратно отделяют пластиковую анти-инвазивную трубку-кожух, следя за тем, чтобы не выпали подшипниковые шарики, шайба и пружина.
  4. Детали выкладывают и вычищают от смазки, после чего осматривают на предмет повреждений.

Инструкция по ремонту — замена и подключение кнопки перфоратора на примере Макита 2450

В большинстве перфораторов MAKITA (в моделях HR2020, 2432, 2440, 2440F, 2450, 2455, 2475 и 2641) используется типовой выключатель серии TG813TLB-1.

Чтобы провести его ревизию и/или замену, необходимо подготовить следующие инструменты:

  • крестовую отвертку;
  • шило или спицу.

Порядок выполнения ремонта/замены кнопки включения на перфораторе Макита 2450 следующий:

  1. Разбираем электрическую часть инструмента. Для этого нужно открутить крестовой отверткой три монтажных винта на тыльной стороне рукоятки и снять пластмассовую крышку.
  2. Далее нужно откинуть щетки и извлечь сам выключатель TG813TLB-1.
  3. Чтобы отсоединить выключатель, необходимо снять с него все провода. Сетевые провода (коричневый и синий) крепятся винтовым зажимом и с ними проблем не возникает — чтобы откинуть два провода, достаточно ослабить два винта. Остальные провода крепятся на самозажимных разъемах, и чтобы извлечь провод понадобится спица или шило, которые вставляются в специальное отверстие и размыкают зажим. Аналогичным образом последовательно извлекаются все провода. Для проведения ремонта не будет лишним иметь под рукой схему подключения кнопки перфоратора, поэтому настоятельно рекомендуем перед снятием проводов зарисовать условную схему или сделать фотографии на смартфон, чтобы при подключении новой кнопки не возникло вопросов.
  4. Подключение новой кнопки. Провода просто вставляются в автоматические зажимы до упора, сетевые провода фиксируются винтами.
  5. Далее нужно установить кнопку в посадочное отверстие, вернуть на место щетки, установить и закрепить тремя винтами заднюю крышку рукоятки.

ВИДЕО ИНСТРУКЦИЯ» alt=»»>

Полезные советы

Нередко даже профессиональная техника быстро выходит из строя. Это происходит из-за работы инструмента со значительной перегрузкой электродвигателя. Нельзя допускать перегрева силового агрегата, периодически нужно делать технологические паузы. Иногда серьезная поломка перфоратора является следствием небрежного обращения с инструментом во время работы или при хранении.

После каждого использования необходимо проводить тщательную очистку перфоратора от пыли. Мягкой тканью или салфеткой следует протирать не только корпус электроинструмента, но и вентиляционные пазы.

Регулярно следует проводить осмотр угольных щеток, которые являются ответственной частью электроцепи — они проводят ток на коллектор и в процессе эксплуатации постепенно изнашиваются и требуют замены.

Не стоит покупать неоригинальные комплектующие сомнительного качества, которые могут привести к более существенным поломкам.

Список источников

  • pro-instrument.com
  • shtyknozh.ru
  • neknopka.ru
  • domremstroyka.ru
  • stroy-podskazka.ru
  • www.novaso.ru

Замена основных узлов

Если во время диагностики мастер определит, что один из основных узлов пришел в негодность, он заменит его, чтобы избежать повреждений остальных деталей прибора.

Подшипники

Чтобы извлечь поврежденный подшипник, мастер открепляет стопорное кольцо (если оно удерживает деталь), с помощью специализированного съемника. Вращательное движение по резьбе «выкручивает» старый подшипник с вала. Новая деталь набивается на вал деревянным или резиновым «мягким» молотком, после чего смазывается.

Кнопка пуска

Первое, что следует сделать после того, как прибор обесточен – отделить кнопку от проводков силового блока. Провода затем разделяют и зачищают. Новая кнопка покупается в магазине электроприборов.

Щетки

Если в конструкции предусмотрены специальные пазы, которые позволяют извлечь щетки, не раскручивая сам двигатель. В этом случае мастер откручивает прижимные пружины и фиксирующие винты и отключает контактные провода. После этого вытягивает старые щетки. Перед установкой новых щеток канальные пазы рекомендуют прочистить со спиртом и высушить ветошью.

Патрон

Ремонт, прочистка и смазка узлов патрона легко производится в условиях домашней мастерской. Однако в том случае, если одна или несколько деталей износились до опасного предела, патрон снимают, как это описано выше, и заменяют непригодные детали.

Причины поломок

Причин, по которым устройство выходит из строя, может быть несколько. Основными считаются следующие:

  • Попадание внутрь грязи, влаги, пыли.
  • Затвердевание смазки, которая находится внутри прибора и помогает более лёгкой работе.
  • Длительное использование, применение в тяжёлых условиях.
  • Постоянное переключение режимов от одного к другому.

Стоит также обратить внимание на повышенные шумы во время эксплуатации — подобное явление часто является предупреждением о наличии проблем в работе прибора.

Как отремонтировать бочковой инструмент?

Конструкция электрических перфораторов варьируется в зависимости от расположения двигателя. Она бывает:

  • вертикальной (или бочковой) – в ней двигатель стоит вертикально по отношению к вращательно-ударной оси;
  • горизонтальной, то есть двигатель параллелен оси вращения.

Разбор бочкового перфоратора проще, чем горизонтального аналога – две крышки прибора дают раздельный доступ к механической и электродинамической частям. Верхний кожух открывает редукторный узел и поршни. Нижний позволяет проверить или заменить щетки и провести диагностику силового блока.

Повседневный уход и хранение

Чтобы инструмент исправно служил мастеру долгие годы, при эксплуатации рекомендуется:

  1. запускать прибор «в холостую» до начала работы. Если перфоратор подает признаки поломки – работу прекращают и начинают диагностику.
  2. Завершив работу, позаботьтесь о чистоте перфоратора – важно помнить электроприборы «не любят» воду, чистку проводят пылесосом и ветошью.
  3. Если перфоратор работает на морозе или перенесен в помещение с улицы, не запускайте его сразу. Дайте узлам «прогреться», а смазке оттаять.
  4. Переносить перфоратор в специальном коробе или чемоданчике (обычно идет в комплекте), чтобы избежать попадания пыли и строительного мусора.

Таким образом, если соблюдать объективные меры предосторожности и правила эксплуатации перфоратора, он прослужит долго и без поломок. Если же неприятность все же случилось – предложенные советы мастеров помогут определить суть проблемы и своевременно устранить поломку.

Профилактические меры

После того как мы разобрали основные причины неисправности перфоратора, а также способы ремонта поломок, можно выделить несколько пунктов, как продлить жизнь вашему ударному инструменту.

  • В случае частых ремонтных работ чистку перфоратора нужно производить как минимум раз в месяц.
  • Не забывайте регулярно смазывать детали устройства.
  • Для предотвращения неисправностей следует выбирать качественный перфоратор. Дешевые устройства годятся только для работы пару раз в год.
  • Чтобы механизм не перегревался, и щетки не стирались, стоит делать перерывы в работе. Например, после использования в течение 20-30 минут давать отдохнуть себе и перфоратору минут 10.
  • И последнее – после того как вы закончили работу, не оставляйте перфоратор грязным. Обязательно после каждого использования чистите его и убирайте в специальный ящик.

Следуя этим небольшим советам, вы сможете продлить жизнь вашему перфоратору, что сэкономит вам и время на его ремонте, и деньги на покупке нового инструмента.

Не бойтесь разбирать его, возможно, он перестал работать из-за маленькой неисправности, которую можно решить своими руками.

И помните про меры предосторожности, ведь это электрический прибор, а значит, стоит аккуратно с ним обращаться.

О том, как починить перфоратор своими руками, смотрите в следующем видео.

Если перфоратор перестал долбить, следует оценить целесообразность ремонта. Имитации популярных брендов, дешевые модификации реставрировать бессмысленно — они не рассчитаны на длительный ресурс, стоимость починки приближается к покупке нового электроинструмента. Модели именитых брендов служат дольше, их замена чаще вызвана появлением модификаций с дополнительными возможностями, моральным износом.

Читать также: Соединение проводов клеммной колодкой

Рисунок 1. Устройство перфоратора.

Отсутствие профилактики через 100-80 часов работы неизбежно приведет к выходу перфоратора из строя.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]