Требования к смазке для перфоратора и как правильно ее использовать


Многие строительные и ремонтные операции просто невозможны без перфоратора. Но чтобы этот электроинструмент был максимально эффективен, необходимо поддерживать его в хорошем состоянии. И для этого нужна смазка для перфоратора. Причем разные части устройства требуют только своего состава масел. Разберемся, что подлежит смазке в перфораторе, как часто это нужно делать. А главное узнаем, чем покрыть рабочие части инструмента.

Покрытие редуктора смазкой Источник mtdata.ru

Какие детали необходимо смазывать в перфораторе

Износ металлических деталей в различных механизмах в основном происходит из-за того, что они интенсивно трутся друг о друга. При этом размеры узлов уменьшаются, пока полностью не потеряют работоспособность. Чтобы уменьшить коэффициент трения и продлить жизнь механизму, используются различные смазки.

Для этого подходят масла достаточной вязкости, которые не стекают с деталей, а добротно прилипают к ней. Тем самым обеспечивая надежную защиту от перегрева, а также попадания на важный узел пыли и грязи. И вязкость в этом случае выступает самым важным фактором при выборе смазки.

Основные детали перфоратора, которые необходимо защищать:

  • Редуктор.
  • Патрон.
  • Наконечник бура.

Редуктор является важнейшим узлом, который отвечает за смену скорости рабочей насадки. Для защиты от внешних воздействий его закрывают кожухом. Но шестерни узла при эксплуатации подвергаются значительным нагрузкам. Ввиду этого трение деталей друг о друга возрастает, а износ увеличивается.


Редуктор перфоратора Источник ytimg.com

При сборке инструмента на фабрике, на его рабочий узел обязательно накладывают смазку. Но следует знать, что качество последней напрямую зависит от бренда. И дешевые модели зачастую защищают сомнительными материалами. Поэтому эксперты в таких случаях рекомендуют полностью и досуха убирать заводскую смазку и заново покрывать детали уже проверенным продуктом.

Смазка перфоратора включает в себя работу не только с передаточным механизмом. Надежной защиты требует и патрон, который приходит с фабрики сухим. В нем необходимо промазать маслом внутреннюю часть, которая соприкасается с хвостовиком бура.

Именно в этом месте у инструмента возникает сильнейшее трение при работе. И по этой же причине смазки требует и сам хвостовик насадки. Но многие мастера накладывают масло на что-нибудь одно. Чаще смазывается один бур. А при установке его в патрон, излишки смазки попадают на щечки зажима, надежно защищая поверхность.

В перфораторе существуют еще один узел, которому не помешает наличие смазки. Но многие о нем или не знают, или просто забывают. Речь идет о коллекторе с подшипниками скольжения. Нагрузка на них ложится также немалая, поэтому их необходимо регулярно смазывать.


Скользящий подшипник в перфораторе Макита Источник prom.st

Основные цели внесения в конструкцию перфоратора смазки:

  • Уменьшить трение всех подвижных частей механизма.
  • Снизить нагрев поверхности, возникающий из-за трения.
  • Защитить механизм от влаги и пыли.
  • Задержать металлическую пыль, которая образуется при износе деталей. Не позволить участвовать ей в трении.

В последнем случае мельчайшая стружка выступает в роли абразивов, которые начинают деформировать поверхность деталей. И если с регулярной периодичностью не избавляться от этой пыли, износ инструмента значительно повышается. А смазка для редуктора перфоратора способна продлить его эксплуатационный срок.

Сборка электрической части перфоратора Bosch 2-26

Сборку электроинструмента, включая перфоратор Bosch 2-26, следует выполнять на предварительно подготовленном месте. Подготовьте рабочее место, застелив стол чистой бумагой или салфеткой. Приготовьте инструменты, необходимые для выполнения работ. Из инструментов вам понадобятся: отвертки, пассатижи, тестер, молоток 100 г, проставки из мягкого металла. Проставки пригодятся при установке подшипников на ротор и промежуточный вал перфоратора Bosch, для их насадки.


Схема электрической части перфоратора Bosch 2-26

Сборка ротора перфоратора Bosch 2-26

На отремонтированный или новый ротор поз.803 установите вентилятор поз.5, и подшипники поз.13,14. Для смазки подшипников ротора используйте смазку 1615430020 фирмы Bosch.

Установка статора в корпус

Установку статора поз.2 в корпус поз.801 начинают с продевания через корпус соединительных проводов катушек статора. Статор в корпусе крепится двумя винтами поз.80. Для защиты статора от попадания пыли или грязи, на него в корпусе устанавливается пластиковый кожух поз.45.

Установка узлов управления перфоратором

В корпус поз.801 последовательно установите кнопку включения перфоратора Bosch, контакты поз.19 и плату переключателя реверса поз.16. проследите за тем, чтобы все подводящие провода попали в специальные пазы в ручке перфоратора.

Читать также: Переделка блока питания компьютера на 12 вольт

Периодичность смазки

Необходимо напомнить, что масло на деталях лишь снижает коэффициент трения, а не полностью избавляет от него. Металлические элементы механизма продолжают соприкасаться друг с другом. При этом идет отделение стружки и мельчайшей стальной пыли.


Смазка редуктора Источник smazki.guru

Эти продукты износа оседают на смазке и постепенно накапливаются в ней в больших количествах. Поэтому частой ошибкой неопытных мастеров является то, что они добавляют новую смазку только тогда, когда заканчивается старая. И наблюдая на поверхности редуктора достаточное количество масла, новички не спешат его менять.

Между тем большое количество мелкой металлической стружки только усугубляет положение. Из-за постороннего мусора трение деталей увеличивается. А это приводит к их скорейшему износу. Поэтому, если перфоратор регулярно использовался, но на его редукторе еще достаточно смазки, скорее всего она уже пришла в негодность. И ее срочно необходимо заменить.

Периодичность смазки ударного инструмента, дело сугубо индивидуальное. А зависит она от частоты эксплуатации перфоратора. Если устройство бывает в работе чуть ли не каждый день, то полную замену масла нужно делать один раз в квартал. Когда прибор используется не больше одного раза в неделю, то профилактические действия можно проводить не чаще раза в год.


Смазка в редукторе Источник stroy-podskazka.ru

Смотрите также: Каталог строительных компаний, у которых налажено собственное производство материалов и комплектующих для возведения домов

Ремонт и обслуживание перфоратора своими руками

Для многих мастеров ремонта перфоратор — это основной рабочий инструмент и его выход из строя становится настоящей трагедией. Чтобы работа не стояла, следует научиться правильно обслуживать перфоратор и уметь выполнять мелкий ремонт своими руками прямо на рабочем месте.

Неисправности электрической части

Механика перфоратора имеет довольно сложное устройство, чего не скажешь об электрической схеме. Тем не менее, поломки в цепи питания можно отнести к наиболее часто встречающимся. Их диагностика выполняется по ряду признаков:

  1. Отсутствие вращения или перебои в работе чаще всего являются следствием перелома сетевого шнура. Пошевелите провод в разных направлениях, удерживая кнопку включения нажатой, особенно в районе вилки и входа в корпус.
  2. Перфоратор произвольно включается/выключается при разной степени нажатия кнопки. Последняя при таких признаках признаётся неисправной и подлежит замене.
  3. При включении в коллекторе двигателя наблюдается гудящий шум и искрение. Причина тому — износ или преждевременное разрушение щёток или износ контактных ламелей.
  4. Повышенное искрение без гула может быть причиной неисправности конденсатора, что также может сопровождаться перегревом коллекторного узла.

При близком знакомстве схема питания перфоратора оказывается типовой для большинства видов электроинструмента. Для доступа к ней потребуется лишь разобрать на две половины пластиковую рукоятку, но будьте аккуратны и сразу отметьте посадочные места деталей и схему укладки жил. Для всех частей электрической схемы — кнопки, конденсатора, клемм — предусмотрена возможность замены и потому их ремонт обычно не выполняют.

Проблемы с двигателем

Двигатель перфоратора также имеет типовое устройство и мало чем отличается от большинства однофазных коллекторных электромоторов для электроинструмента. Статор двигателя особого внимания не заслуживает и выходит из строя достаточно редко. Единственное, о чём стоит упомянуть — в некоторых моделях статор жёстко закреплён в стакане корпуса и для осмотра двигателя придётся разбирать и хвостовую часть с щёточными кармашками, и передний узел соединения с редуктором.

На валу ротора с одной стороны закреплена ведущая шестерня редуктора, затем следует подшипник и крыльчатка охлаждения, магнитопровод с обмотками, токосъёмник коллектора и ещё один подшипник. Наиболее уязвимые части этого узла — подшипники, которые преимущественно необслуживаемые и имеют небольшой ресурс из-за работы на высоких оборотах.

Чем смазать редуктор

Многие ведущие производители электромеханического инструмента комплектуют свои изделия специальным маслом для редуктора. Это связано с заботой о покупателе и поддержанием своего имиджа. Ведь инструмент в качественной смазке проработает намного дольше и без всяких перебоев.

Но если рекомендации от производителя отсутствуют, то необходимо самостоятельно разобраться, какое масло нужно для инструмента. Например, смазка для перфоратора Макита с успехом может подойти и другим моделям. Главное, чтобы механизмы устройств были похожи друг на друга. А условия работы ведь, практически, одинаковые.

На рабочие узлы перфоратора можно наложить либо жидкий продукт, либо его более консистентный аналог. Но в первом случае инструмент обязан иметь герметичный корпус. Он должен полностью изолировать редуктор, поскольку жидкое масло нужно удерживать внутри. И для этого используют уплотнительные сальники на валах.


Редукторное масло Источник ozone.ru

Жидкое масло для перфоратора подают на рабочий узел через отверстие, которое имеет специальную герметичную заглушку. И такая система считается очень эффективной. Ведь шестерни, как и другие движущиеся детали, равномерно покрываются антифрикционным составом.

К тому же последний при работе инструмента находится в постоянном движении. Получается, что масло все время смывает с поверхности мелкую металлическую пыль, не позволяя ей участвовать в трении. И дополнительно охлаждает редуктор.

Но длительная работа инструмента без периодических выключений способна значительно повысить температуру в герметично закрытом пространстве. При этом под корпусом создается опасное давление. Этот фактор выступает серьезным минусом для подобных конструкций.

Поэтому более популярны модели, для которых применяют консистентные смазки. Густота последней в холодном состоянии позволяет надежно удерживаться на рабочих узлах. А для предотвращения разбрызгивания во время движения шестерней достаточно хорошего уплотнения на корпусе инструмента.


Универсальный продукт для смазки Источник skidka-volgograd.ru

Основные требования к консистентным составам:

  • Адгезия продукта должна гарантировать наличие масляной пленки при любой нагрузке.
  • Поскольку при остывании агрегата внутри него резко повышается влажность, то водостойкость смазки должна быть достаточно высокой.
  • При контакте с водой состав должен сохранять свою плотность и не образовывать эмульсию.
  • Базовые свойства обязаны оставаться неизменными, как при разжижении во время работы, так и при восстановлении первоначальной вязкости.
  • Температура каплепадения состава должна быть достаточно высокой, чтобы смазка редуктора перфоратора не сбрасывалась с поверхности зубьев при центробежном движении.
  • Состав должен обладать хорошими связывающими свойствами, чтобы нейтрализовать пыль, попадающую под корпус извне.
  • Антикоррозийные свойства должны быть одинаковыми для любого металла, использующегося в изготовлении перфоратора.

Большинство из требований подходит и к жидким составам. Последним не нужно обладать хорошей адгезией. Ведь в герметичном картере происходит постоянное омывание всех поверхностей.

Сборка механической части перфоратора Bosch 2-26

Перед сборкой механической части проверьте наличие новых резиновых колец уплотнения, целостность всех деталей, наличие смазочных материалов согласно карте смазки, приведенной выше.


Схема сборки узлов механического блока

Сборка промежуточного вала

Сборку промежуточного вала поз.826 начинают с установки на вал подшипника поз.67, муфты сцепления поз.62 и пьяного подшипника поз.830.

На вал надеваются зубчатая гильза поз.823, игольчатый подшипник поз.63, пружина сжатия поз.81, подпорная втулка поз.65.

Промежуточный вал в сборе устанавливается во внутренний корпус поз.820 и фиксируется зажимной скобой поз.48.


Промежуточный вал в сборе

Сборка узла ударного ствола

Сборку узла ударного механизма начинают с установки на вал ствола поз.821 прямозубой цилиндрической шестерни поз.22, конической пружины поз.80, стопорных колец поз.85 и стального кольца поз.38.

Установленная шестерня поз.22 на валу ствола фиксируется роликом поз.88, не позволяющим шестерне на нем проворачиваться.

С противоположной стороны в полость вала вставляется ударник поз.847 в сборе и поршень ударный поз.26 в сборе.


Схема и порядок сборки перфоратора Bocsh

Сборку ударника начинают с установки резиновых колец уплотнительных поз. 74,75, скребка поз.71. Собранный ударник плотно вставляется в полость стола.

Сборку поршня ударного начинают с установки двух шайб поз.41. Для того, чтобы шайбы держались в пазу поршня, смажьте смазкой поверхности пазов. Осталось установить поршневой палец поз.29. Во внутреннюю полость поршня ударного установите боек поз.27 и всю конструкцию вставьте внутрь полости ствола ударного механизма.

Узел ударного механизма собран.

Схема сборки ствола ударного механизма перфоратора Бош

Ударный ствол и промежуточный вал установите во внутреннем корпусе поз.820.

Сборка механического узла и ротора

К собранному механическому узлу присоединяется ротор. Шестерни ротора и узла ударного механизма плотно входят друг в друга. Для установки ротора в механический узел перфоратора, надо косозубую шестерню ротора вставить во внутренний корпус до контакта с косозубой большой шестернею промежуточного вала. После сборки провернуть ротор, проверяя плавность прокручивания.


Соединение ротора и механизма ударного ствола

Собранный механический узел закрывается черной пластмассовой крышкой поз.819. Крышка крепится четырьмя винтами поз.90, с установкой уплотнительного резинового кольца поз.77. Резиновое уплотнительное кольцо перед монтажом обязательно смазывайте смазкой SAE 20 W.

Остается соединить корпус статора (зеленого цвета) с корпусом механического блока (черного цвета). Корпуса соединяются четырьмя винтами.

На последнем этапе устанавливаются угольные щетки поз.811 в щеткодержатели переключателя реверса поз.16. В ручку вкладывается кнопка поз.4 регулятора оборотов.

К кнопке подключаются провода от обмоток статора поз.101, 102, силового кабеля поз.806.

Проверните вал ударного механизма (сначала вручную, а затем под напряжением), и убедитесь, что ротор плавно вращается, а щетки не препятствуют его перемещению, равномерно касаясь ламелей коллектора. Искры в районе щеток не имеют хвоста, а равномерно искрят по всей ширине рабочей части.

Осталось закрыть крышку поз.41 двумя винтами поз.77.

Установка ручки переключателя режимов

Для установки ручки переключателя режимов поз.832 надо перфоратор Bosch 2-26 положить набок.


Установка переключателя режимов

Собранная ручка переключателя режимов поз.832 устанавливается в корпус перфоратора так, чтобы красная кнопка ручки была направлена параллельно ручке перфоратора.

Ручка проворачивается по часовой стрелке до положения «сверление». Произойдет характерный щелчок. Ручка перфоратора вставлена.

Обязательно проверьте работу переключателя режимов, проворачивая ее в нужное положение и включая перфоратор на каждом режиме.

Сборка быстроразъемного патрона

В перфораторах Bosch используются патрон моделей SDS-plus .

Конструктивно они отличаются устройством зажима рабочих органов.

Сборку патронов перфоратора производят после ремонта патрона, замены разрушившейся части.

Перед сборкой патрона необходимо в обязательном порядке проверить шарики фиксации. На них не должно быть следов коррозии, а их диаметр не должен отличаться от номинального более чем на 0,01 мм.

Последовательность сборки быстроразъемного патрона не раз описывалась на нашем сайте.

Качество сборки быстроразъемного патрона определяется его работоспособностью. Вставьте в патрон перфоратора любой инструмент с соответствующим хвостовиком. Удерживая рукой за тело бура, попробуйте на весу вытащить его из патрона. Если вам этого сделать не удастся, то работа патрона считается надежной.

Вот и все. Перфоратор Bosch 2-26 собран. Сборка перфораторов моделей Bosch 2-20, 2-24 практически ничем не отличается за исключением маленьких деталей, не влияющих на процесс сборки.

Ведущие производители смазочных материалов

Прежде, чем интересоваться, как смазать перфоратор, необходимо грамотно подобрать продукт. Разобравшись с конструкцией картера и выбрав либо жидкий, либо консистентный вариант смазки, нужно остановиться на производителе. И тут можно пойти по одному из двух путей.

Легче всего следовать за брендом. Широко популярны Bosch, Makita, Lubcon, AEG. При этом нужно брать смазку того же производителя, который изготовил инструмент. Так более всего соблюдается гарантия, что все выше озвученные требования будут выполнены.

К тому же такие смазки часто имеют сопроводительные документы, в которых указывают даже конкретные модели лучше всего совместимые с продуктом. Бывает даже присутствует список других брендов, техника которых может использовать данную продукцию. Но все же нужно проявлять предельную аккуратность в выборе.


Смазочная продукция от Bosch Источник allegroimg.com

Также можно воспользоваться универсальными смазками от ведущих производителей. Такие компании, как Castrol, Xado, Ravenol и Shell, выпускают линейку масел, которые одинаково подходят любой технике. И единственное условие для грамотного использования – наличие указания на упаковке продукта, что это действительно смазка для редуктора электроинструмента.

Владельцу остается только выбрать консистенцию. А правильно сделать это, поможет техническая документация, прилагаемая к перфоратору. Там всегда присутствует полная информация, включая рекомендации по смазке рабочих узлов.

Особенности выбора масла

Какую смазку рекомендовано применять для каждой модели перфоратора обычно указано в инструкции по применению инструмента. Пока не вышел срок гарантии использовать необходимо только сертифицированные составы, иначе сервисный центр в случае поломки откажется выполнять свои гарантийные обязательства.

Но так как стоимость на фирменные составы высокая, то впоследствии многие владельцы таких инструментов переходят на бюджетные варианты. В качестве универсальной смазки можно применять масло для дизельных двигателей. Широкую популярность приобрели и составы на основе графита.

Какое масло можно еще заливать в перфоратор? Заменить специальную смазку можно солидолом или литолом. Особенно популярен состав под названием «Литол-24».

При выборе средства нужно в первую очередь обращать внимание на его вязкость

Чем смазать бур

Смазка для буров перфоратора несколько отличается от редукторной. Ведь условия работы в патроне инструмента разительно отличаются. Поэтому неудивительно, что продукты имеют другой состав.

Условия работы бура в патроне:

  • Все нагрузки имеют переменный вектор. Причем они идут, как в поперечном направлении, так и продольном.
  • Присутствует технологический люфт, и он позволяет наконечнику отрыв от поверхности. А это чревато риском разрыва масляной пленки.
  • Большинство движений хаотичные и разнонаправленные. А в крайних точках ударная нагрузка способна полностью вытеснить смазку.


Хвостовик бура перфоратора Источник academic.ru

Коротко о главном

Для повышения продолжительности эксплуатационных сроков электроинструмента необходимо использовать только качественную смазку. В частности, для бесперебойной работы перфоратора лучше останавливать свой выбор на специализированных составах, которыми производитель комплектует свои изделия. Это будет гарантией правильного подбора нужных компонентов смазки именно для данной модели.

Также можно воспользоваться продукцией от ведущих производителей масел и смазочных материалов. Их универсальные материалы отличаются высоким качеством и мало чем уступают специализированной продукции. Единственным условием в этом случае выступает необходимость чаще чем обычно производить замену масел.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]