Виды зажимов для троса
Одноразовые зажимные элементы — это короткие цилиндры, которые расплескиваются с продетыми концами каната, зажимая его очень плотно.
Для работы с зажимом требуется специальный инструмент, однако в промышленности и строительстве крепеж используют достаточно часто.
Изделия производятся из мягких типов металлов, чаще всего из алюминиевых и медных сплавов. Среди «плюсов» одноразовых зажимов стоит отметить их низкую стоимость и простоту монтажа.
Среди явных недостатков: ненадежность и одноразовость конструкции, а также недопустимость использования крепежа на тросах из ПВХ.
- Скобы U-образные — наиболее распространенный тип тросовых крепежей. Из «плюсов» профессионалы отмечают низкую стоимость зажимов, простоту монтажа и многоразовость изделия. Из «минусов» — небольшое пятно контакта, вызывающее режущую деформацию при больших нагрузках (разрыв троса).
- Кулачковые зажимы — близкие аналоги U-образной скобы с резьбовыми втулками. Кулачковый зажим удобней, чем традиционная скоба, однако редко используется в России. Из «плюсов» зажима стоит отметить его дешевизну, простоту монтажа и многоразовое использование. Из недостатков — небольшое пятно крепления, что приводит к разрывам каната в месте крепежа.
- Плашечные зажимы (шинные) в поперечном срезе напоминают W. Точки прилегания к тросу обладают рифленой текстурой, что повышает надежность соединения. Из «плюсов»: отсутствие режущей деформации, надежность и возможность многоразового пользования. Из недостатков стоит отметить высокую стоимость изделия.
- Цилиндрические зажимы представлены двумя полуцилиндрами со стяжными винтами. Канатный замок производится из нержавейки, поэтому его использование одобрено для нержавеющих, стальных и оцинкованных тросов. Предельная нагрузка на крепеж — 80 кг. Зажим легко натягивает канат до нужного предела.
- Обжимные зажимы («бочонок») представлены в форме двух рельефных пластинок с канавками для укладки троса. Стягивание троса производится путем закручивания винта в . Используется в лифтовом оборудовании и прочих подъемных механических изделиях. Материал производства может различаться в зависимости от требуемой нагрузки: сталь, цветные металлы. Зажимы зарекомендовали себя как надежные, прочные и многоразовые конструкции, однако стоимость изделия остается высокой.
- Плоские зажимы SIMPLEX считаются надежными элементами, в которых 2 пластины с бортами фиксируют канат гайкой. Зажим предотвращает выскальзывание каната по бокам, что позволяет увеличивать нагрузку. Одинарные конструкции признаны надежными, хотя стоимость изделий достаточно высока.
- Двойные DUPLEX (плоские) такелажные изделия для канатов смотрятся как 2 срощенных зажима SIMPLEX. Замки применяются при натяжении высоковольтных линий или антенного кабеля.
- Крестовые зажимы созданы для соединения тросовых магистралей под прямым углом. Крестовый зажим производится в форме цилиндра, внутрь которого по четырем сторонам выкладываются тросы, зажимаемые сверху винтом. Представить крепление пересекающихся канатов без крестового зажима просто невозможно. Однако для других ситуаций такой замок не подходит. Крепеж производят из нержавеющей стали, что позволяет применять его для ландшафтного дизайна и озеленения улиц.
- Стопорные зажимы не сращивают и не поддерживают груз. «Замочек» просто подвешивается на канат и предотвращает передвижение грузов по нему. Область применения стопорного зажима невелика, что относят к основным недостаткам зажима.
- Цанговые зажимы аккуратно стыкуют канаты с другими конструктивными элементами, однако профессиональные мастера не рекомендуют полагаться на надежность конструкции.
Страховочные зажимы считаются одними из лучших при подвешивании грузов. Изделие состоит из рычагов, которые фиксируют груз на канатной магистрали. Трос продевается в специальное кольцо зажима.
Какие бывают зажимы
Производители выпускают несколько вариантов зажимов:
- Плоские модели. Для из производства берется углеродистая сталь с повышенным показателем прочности. Для надежности их покрывают слоем оцинковки. Диаметр изделия может варьироваться от двух до сорока миллиметров. Визуально похожи на две пластины, которые соединяются при помощи болта и гайки.
- Одинарные изделия. Считаются самыми популярными моделями. Для их изготовления производитель использует оцинкованную сталь. Визуально они похожи на петлю, которая закрыта. Для фиксации используются крепления у основания конструкции. Считаются бытовыми моделями и рассчитаны на не очень тяжелые нагрузки.
- Дугообразные зажимы. Внешне изделие похоже на цилиндр, который немного загнули. Тросы соединятся им при помощи двух болтов, которые находятся у окончания зажима. Используются в случае фиксации пары отдельных металлических канатов. В случае необходимости, конструкция зажимов позволяет сделать петли из них.
- Зажим для троса обжимной.
- Двойные зажимы для тросов.
Длина, как и диаметр могут быть разными. Все зажимы делятся по своей классификации на обычные и усиленные. Материал, из которого они производятся тоже разный – используется медь, сталь, алюминий, оцинкованная сталь.
Используя зажимы для металлических канатов, категорически запрещается менять форму фиксатора сваркой или же используя отбойные молотки. Это испортит изделие и может ухудшить качество фиксации канатов.
Как использовать зажим для троса – краткая инструкция: изделие для крепления тросов нужно установить так, чтобы на стороне троса, которая несет всю нагрузку на себе, оказалась соединительная перемычка.
Советы экспертов по выбору зажимов для троса
Профессионалы советуют тщательно отбирать тросовые зажимы, внимательно осматривая их перед покупкой. Канаты несут на себе большую нагрузку, поэтому зажимы должны увеличивать возможности тросов нести на себе груз.
Прежде всего каждый элемент должен быть обеспечен отчетливой маркировкой.
Поверхность тросового зажима должна быть гладкой, ровной, без трещин и других деформаций. Зажимы должны полностью соответствовать типу каната, а также внешним условиям, при которых производится эксплуатация такелажных инструментов. Неправильный подбор зажима снижает полезную нагрузку на канат на 40%.
Как сделать зажимы для троса своими руками
Бывают ситуации, когда двигатель в автомобиле заглох и, несмотря на все усилия, не заводится. Тогда машину придется отбуксировать к ближайшей станции технического обслуживания. Качество тросов, которые продают на заправках, оставляет желать лучшего, поэтому в этой ситуации лучше всего изготовить его своими руками.
Для этого понадобится любая толстая веревка. Она должна быть достаточно большого диаметра, чтобы не порваться при буксировке, и хорошей гибкости, чтобы образовать петлю. Также нужна будет металлическая трубка, способная гнуться без разрывов, лучше, если она сделана из алюминия. Внутрь трубки просовывается веревка так, чтобы она выходила с другого конца примерно на 10-15 сантиметров. Далее трубку с веревкой гнут в дугу, концы сплющивают молотком или кувалдой и скрепляют саморезами по металлу по всей длине прилегания конца веревки к ее телу.
DIN-классификация зажимов
- Стандартные зажимы маркируются DIN 741. Такого рода изделия не рекомендуется использовать для подъема грузов. Изготавливаются зажимные механизмы из стали и нержавейки. В продаже встречаются изделия и с цинковым покрытием.
- Усиленные крепежи DIN 1142 с гайками для надежной фиксации обладают внушительным запасом прочности даже при колебании температурного режима. Такого рода крепежи используются в строительстве при работе с грузоподъемными механизмами. Крепеж производят из оцинкованной стали.
- DIN 3093 представлены алюминиевыми втулками, соединяющими канаты для их удлинения.
Монтаж зажимов для троса
Первый зажимной элемент размещается на небольшом удалении от конца петли. Затягиваются все болты на крепеже. Однако второй зажим рекомендуется ставить ближе к петле каната, чтобы снизить ход деформации троса. Третий зажим ставится между двумя крепежами.
Стоит учесть, что болты крепежа должны смотреть вверх.
- При проведении первичных испытаний на трос дается нагрузка равная требуемой или чуть больше.
- Проверяется надежность крепежа, при необходимости гайки стягиваются сильнее.
Установить тросовый зажим можно и своими руками, считают эксперты, если будут соблюдены все требования по выбору и эксплуатации такелажного изделия.
Заделка концов каната
Заделка концов каната показана на рисунке, это и есть порядок образования петли на счалке каната(заплетке).
На свободный конец каната длинной 0,5-1,4 метра (соответственно диаметрам канатов и размерам петель) от конца накладывают марку, т.е. обматывают мягкой проволокой, и его распускают на пряди, концы которых обматывают мягкой проволокой.
Заделка концов каната
Органический сердечник вырубают. Затем, изогнув конец каната под форму петли, начинают специальным шилом (переменного овального сечения с заостренным концом) поочередно пробивать основной канат и проводить через него с помощью тисков распущенные пряди.
Первую проволоку пряди выполняют в положении, когда петля обращена к работающему своей изогутой частью, а ходовые пряди расположены спарава.(рис. а).
Первую ходовую прядь проводят в канат(трос) справа налево против его спутника под три коренные пряди основного каната.
Ходовыми прядями каната называют пряди расплетенного конца каната. Спуском каната называется направление от заплетаемой петли к коренной части каната. Вторую и третью ходовые пряди проводят соответственно под две и одну пряди.(рис. б).
После окончания проводки первых трех прядей петлю переворачивают и производят проводку четвертой и пятой прядей.
Четвертую прядь проводят под две коренные пряди, а пятую — под одну прядь каната. Проводку этих прядей выполняют против спуска каната (рис. в).
Для проводки шестой пряди петлю переворачивают в исходное положение и проводят под одну прядь каната по направлению его спуска(рис. г).
По окончании проводки всех прядей их подтягивают так, чтобы нераспущенная часть каната, удерживаемая маркой подошла вплотную к коренному канату.
Последующие проводки прядей выполняют спава налево через одну ближайшую коренную прядь под две следующие пряди коренного каната(рис. д и е) Для получения плотного вплетения прядей в процессе работы обжимают канат тисками либо другим зажимным устройством.
Для обеспечения надежности вплетения прядей каждую прядь проводят не менее 4 раз. Для получения плавного перехода места вплетения к коренному канату вплетаемые пряди должны быть разной длинны.
Концы вплетенных прядей следует обрубать как можно короче. Канат стальной у места обрубленных прядей обматывают мягкой проволокой. На (рис. ж) показана законченная петля на счалке, но без коуша. При образовании петли с коушем его предварительно закладывают в петлю и закрепляют марками.