Для производства монтажных, погрузочно-разгрузочных работ и транспортировки грузов используются специальные приспособления, в комплектацию которых входит рым-болт ГОСТ 4751–73 с проушиной для фиксации цепей, строп, талрепов, монтажных скоб, канатов или тросов. Конструкция, способ изготовления, условия эксплуатации и размерные параметры метиза определены государственным стандартом.
1. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ
1. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ
1.1. Конструкция и основные размеры рым-болтов должны соответствовать указанным на чертеже и в табл.1.
Таблица 1
Размеры в мм
Условное обозначение резьбы | Приме- няемость | , не менее | Масса 1 шт., кг | |||||||||
М8 | 36 | 20 | 8 | 20 | 10 | 12 | 6 | 18 | 12 | 2 | 4 | 0,05 |
М10 | 45 | 25 | 10 | 25 | 12 | 16 | 8 | 21 | 15 | 0,12 | ||
М12 | 54 | 30 | 12 | 30 | 14 | 18 | 10 | 25 | 19 | 6 | 0,19 | |
М16 | 63 | 35 | 14 | 36 | 16 | 20 | 12 | 32 | 25 | 0,31 | ||
М20 | 72 | 40 | 16 | 40 | 19 | 24 | 14 | 38 | 29 | 3 | 8 | 0,50 |
М24 | 90 | 50 | 20 | 50 | 24 | 29 | 16 | 45 | 35 | 12 | 0,87 | |
М30 | 108 | 60 | 24 | 63 | 28 | 37 | 18 | 55 | 44 | 15 | 1,58 | |
М36 | 126 | 70 | 28 | 75 | 32 | 43 | 22 | 63 | 51 | 4 | 18 | 2,43 |
М42 | 144 | 80 | 32 | 85 | 38 | 50 | 25 | 72 | 58 | 20 | 3,72 | |
М48 | 162 | 90 | 36 | 95 | 42 | 52 | 30 | 82 | 68 | 22 | 5,54 | |
М56 | 180 | 100 | 40 | 105 | 48 | 60 | 34 | 95 | 78 | 5 | 25 | 8,09 |
М64 | 198 | 110 | 44 | 115 | 52 | 65 | 40 | 110 | 93 | 10,95 | ||
М72х6 | 234 | 130 | 52 | 135 | 62 | 75 | 45 | 115 | 98 | 35 | 18,54 | |
М80х6 | 270 | 150 | 60 | 160 | 70 | 88 | 50 | 125 | 108 | 25,40 | ||
М100х6 | 324 | 180 | 72 | 190 | 85 | 105 | 60 | 150 | 133 | 40 | 43,82 |
Пример условного обозначения рым-болта с резьбой М8 без покрытия:
Рым-болт М8
ГОСТ 4751-73
То же, с мелкой резьбой М100х6, с покрытием 01 (цинковое с хроматированием), толщиной 9 мкм:
Рым-болт М 100 х 6.019
ГОСТ 4751-73
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
1.2. Грузоподъемность рым-болтов должна соответствовать указанным в табл.2.
Таблица 2
Условное обозначение резьбы | Грузоподъемность на 1 рым-болт, кг, + | ||
при направлении строп | |||
по вертикальной оси рым-болта | под углом 45° от вертикальной оси рым-болта | ||
в плоскости кольца | с отклонением от плоскости кольца | ||
М8 | 120 | 80 | 40 |
М10 | 200 | 125 | 65 |
М12 | 300 | 175 | 90 |
М16 | 550 | 250 | 125 |
М20 | 850 | 325 | 150 |
М24 | 1250 | 500 | 250 |
М30 | 2000 | 700 | 350 |
М36 | 3000 | 1000 | 500 |
М42 | 4000 | 1300 | 650 |
М48 | 5000 | 1650 | 800 |
М56 | 6200 | 2000 | 1000 |
М64 | 7500 | 2500 | 1250 |
М72х6 | 10000 | 3500 | 1750 |
М80х6 | 14000 | 4500 | 2250 |
М100х6 | 20000 | 6500 | 3250 |
Примечания:
1. При подъеме груза направление строп под углом от вертикальной оси рым-болта свыше 45° не допускается.
2. Для установки в одной плоскости колец двух ввинченных до упора рым-болтов допускается применение плоских шайб толщиной:
— до 1 мм — под рым-болты с резьбой М8-М12;
— не более половины шага резьбы — под рым-болты с резьбой свыше М12.
1.3. Конструкция и размеры гнезд под рым-болты приведены в приложении.
Сфера применения
Простое устройство рым-болта и надежность получаемого соединения позволяет использовать метиз во многих областях промышленности, хотя изначально его предназначением считалось морское судоходство. Теперь его применяют еще:
- при погрузке и выгрузке тяжеловесного оборудования – промышленных станков, электродвигателей, паровых котлов, производственных аппаратов;
- в машино- и станкостроении;
- строительной отрасли;
- сельскохозяйственной и других сферах.
Стержень метиза вкручивают в резьбовое отверстие под рым-болт. Получается надежное крепление, способное выдерживать огромные нагрузки. В металлическую проушину вставляются тросы, крюки, цепи или канат. С их помощью можно поднимать такелаж либо другие тяжести, передвигать и манипулировать ими в нужном направлении.
2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
2.1. Рым-болты должны быть изготовлены из стали марки 20 или 25 (подгруппа а) по ГОСТ 1050 штамповкой. Допускается изготовление ковкой.
Соответствие материала предусмотренным маркам должно быть подтверждено сертификатом предприятия-изготовителя металла.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2.2. (Исключен, Изм. N 1).
2.3. Технические требования к штампованным поковкам по ГОСТ 7505, класс точности — II, степень сложности — С3.
Примечание. При изготовлении рым-болтов свободной ковкой в подкладных штампах допускается увеличивать плюсовые допуски в 2 раза.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2.4. На внутренней окружности кольца допускается лыска, получаемая после зачистки заусенцев, при условии сохранения размера в пределах допусков п.2.3.
2.5. Заварка или заделка дефектов не допускается.
2.6. Рым-болты после штамповки или ковки должны быть нормализованы и очищены от окалины.
2.7. Твердость нормализованных рым-болтов должна соответствовать указанной в табл.3.
Таблица 3
Марка стали | Твердость НВ рым-болтов с размером резьбы | |
от М8 до М64 | от М72х6 до М100х6 | |
20 | 105-149 | 95-121 |
25 | 134-187 | 105-149 |
Допускается одна повторная термообработка.
2.8. На кольце рым-болта центровые отверстия не допускаются.
2.9. Надрезы на обработанной части хвостовика не допускаются.
2.10. Резьба — по ГОСТ 24705 с полем допуска 8g по ГОСТ 16093.
Размеры фасок и сбегов резьбы — по ГОСТ 10549. Величина сбега резьбы для угла заборной части инструмента — 20°.
Примечание. При применении покрытия должны быть обеспечены указанные размеры и шероховатость.
2.11. Резьба не должна иметь сорванных ниток, заусенцев и вмятин.
2.12. Допуск перпендикулярности оси резьбы на длине 100 мм относительно опорной плоскости кольца:
0,10 мм — для рым-болтов с резьбой от М8 до М16;
0,05 мм » » » » » от М20 до М100х6.
2.13. Допуск симметричности оси резьбы относительно общих плоскостей симметрии рым-болта:
Т 1 мм — для рым-болтов с резьбой от М8 до М12;
Т 2 мм » » » » » от М16 до М48;
Т 4 мм » » » » » от М56 до М100х6.
2.12-2.13. (Измененная редакция, Изм. N 2).
2.14. Рым-болты должны выдерживать испытание на прочность нагрузкой, равной удвоенной номинальной грузоподъемности.
Допускаемое отклонение этой нагрузки ±5%.
2.15. Рым-болты могут изготовляться с покрытием. Виды и условные обозначения покрытий — по ГОСТ 1759.0.
Технические требования к покрытиям и качеству поверхности рым-болтов перед покрытием — по ГОСТ 9.301.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
ПРИЛОЖЕНИЕ (Рекомендуемое)ГНЕЗДА ПОД РЫМ-БОЛТЫ
1. Конструкция и размеры гнезд под рым-болты в изделиях из черных металлов должны соответствовать указанным на чертеже и в таблице.
мм
Условное обозначение резьбы d | d 1 | h | l , не менее | Условное обозначение резьбы d | d 1 | h | l , не менее |
М8 | 13 | 5 | 19 | М42 | 52 | 14 | 74 |
М10 | 15 | 6 | 22 | М48 | 60 | 84 | |
М12 | 17 | 26 | М56 | 68 | 17 | 97 | |
М16 | 22 | 7 | 33 | М64 | 75 | 112 | |
М20 | 28 | 9 | 39 | М72×6 | 85 | 117 | |
М24 | 32 | 10 | 47 | М80×6 | 95 | 127 | |
М30 | 38 | 11 | 57 | М100×6 | 115 | 152 | |
М36 | 45 | 12 | 65 |
(Измененная редакция, Изм.
№ 2, 4).
2. Резьба — по ГОСТ 24705 с полем допусков 7Н по ГОСТ 16093.
Резьба не должна иметь сорванных ниток.
3. Допуск перпендикулярности оси резьбы d
на длине 100 мм относительно опорной поверхности гнезда:
0,2 мм — для рым-болтов с резьбой от М8 до М16;
0,1 мм — для рым-болтов с резьбой от М20 до М100×6.
(Измененная редакция, Изм. № 2, 3).
4. Гнезда под рым-болты должны быть чистыми, без раковин и подрезов.
5. Размер опорной плоской поверхности гнезда, имеющий обозначение шероховатости Ra 12,5 мкм должен быть не менее диаметра опорной поверхности рым-болта.
(Измененная редакция, Изм.
№ 1, 4).
3. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ
3.1. Предприятие-изготовитель должно проводить приемо-сдаточные испытания рым-болтов. При приемо-сдаточных испытаниях рым-болты проверяют:
до механической обработки:
— на соответствие требованиям п.1.1 в части размеров, получаемых объемной штамповкой или ковкой и пп.2.3, 2.4: в случае изготовления свободной ковкой в подкладных штампах — каждый рым-болт; в случае изготовления объемной штамповкой — 5% от партии, но не менее 5 шт.;
— на соответствие требованиям пп.2.5 и 2.6 каждый рым-болт;
— на соответствие требованиям п.2.7 10% от партии, но не менее 5 шт.;
после механической обработки:
— на соответствие требованиям п.1.1 (размеры , и и ) пп.2.8-2.14 каждый рым-болт;
— на соответствие требованиям п.2.15 — по ГОСТ 9.301.
Примечание. Партия состоит из рым-болтов одного размера, изготовленных из стали одной марки, совместно прошедших термообработку.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3.2. При получении неудовлетворительных результатов испытаний рым-болтов хотя бы по одному из показателей проводят повторные испытания удвоенного числа образцов, взятых от той же партии, по полной программе. Результаты повторных испытаний являются окончательными и распространяются на всю партию.
(Введен дополнительно, Изм. N 2).
МАРКИРОВКА, УПАКОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ
5.1. Каждый рым-болт на образующей опорной части кольца должен иметь следующую маркировку: — товарный знак предприятия-изготовителя; — условное обозначение резьбы. Для рым-болтов с резьбой М8-М16 допускается выполнять маркировку только товарного знака предприятия; в этом случае условное обозначение резьбы маркируют на бирке для партии.
5.2. Маркировку выполняют давлением или штамповкой. Допускается наносить маркировку ударным способом.
5.3. Рым-болты упаковывают в плотные дощатые неразборные ящики по ГОСТ 2991, выложенные внутри упаковочной бумагой марки Б по ГОСТ 515.
5.4. В каждый ящик упаковывают рым-болты одной партии.
5.5. Масса брутто каждого ящика не должна превышать 60 кг.
5.6. Консервация — по ГОСТ 9.014.
5.7. Каждая партия рым-болтов должна сопровождаться документом, содержащим: — наименование или товарный знак предприятия-изготовителя; — условное обозначение рым-болтов; — количество рым-болтов; — результаты контрольных испытаний.
5.8. Маркировка транспортной тары — по ГОСТ 14192.
5.9. На каждом ящике наносят: — товарный знак предприятия-изготовителя; — условное обозначение рым-болтов; — брутто и нетто в килограммах.
4. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
4.1. На соответствие требованиям п.2.3 проверяют внешним осмотром без применения увеличительных приборов.
Допускается применение луп до трехкратного увеличения.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
4.2. Твердость (п.2.7) определяют по ГОСТ 9012 на образующей опорной части кольца.
4.3. Резьбу (п.2.10) проверяют предельными калибрами.
4.4. Отклонение от перпендикулярности оси резьбового хвостовика к опорной поверхности кольца (п.2.12) проверяют угловым шаблоном или щупом по просвету между опорной поверхностью кольца и торцевой поверхностью контрольного калибра.
4.5. Соответствие рым-болтов требованиям п.2.4 проверяют испытанием на растяжение с выдержкой под нагрузкой в течение 10 мин.
Нагрузка должна быть приложена по оси стержня рым-болта.
Приложение нагрузки должно быть плавным, без рывков.
После снятия нагрузки в рым-болтах не должно быть остаточных деформаций, трещин и надрывов.
Отсутствие остаточных деформаций определяют контролем размеров по оси рым-болтов до и после испытания.
Отсутствие трещин и надрывов проверяют внешним осмотром с помощью лупы, имеющей не менее чем четырехкратное увеличение.
4.6. Толщину слоя покрытия (п.2.15) проверяют на кольце рым-болта. Методы проверки качества и толщины покрытия — по ГОСТ 9.302.
4.7. (Исключен, Изм. N 2).
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ*
1. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 10.05.73 № 1169
2. Срок проверки — 1993 г., периодичность — 5 лет.
3. ВЗАМЕН ГОСТ 4751-67
4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка | Номер пункта |
ГОСТ 9.014-78 | 5.6 |
ГОСТ 9.301-86 | 2.15, 3.1 |
ГОСТ 9.302-88 | 4.6 |
ГОСТ 515-77 | 5.3 |
ГОСТ 1050-88 | 2.1 |
ГОСТ 1759.0-87 | 2.15 |
ГОСТ 2991-85 | 5.3 |
ГОСТ 7505-89 | 2.3 |
ГОСТ 9012-59 | 4.2 |
ГОСТ 10549-80 | 2.10 |
ГОСТ 14192-96 | 5.8 |
ГОСТ 15150-69 | Вводная часть |
ГОСТ 16093-81 | 2, приложение |
ГОСТ 24705-81 | 2, приложение |
5. Проверен в 1988 г. Ограничение срока действия снято Постановлением Госстандарта СССР от 16.12.88 № 4162
6. ПЕРЕИЗДАНИЕ (июнь 1998 г.) с Изменениями № 1, 2, 3, 4, утвержденными в мае 1979 г., январе 1983 г., декабре 1988 г., августе 1990 г. (ИУС 7-79, 5-83, 3-89, 11-90)
Переиздание (по состоянию на апрель 2008 г.)
* См. примечания ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» (с. 8).
Конструктивные особенности соответственно государственному стандарту
Подробная документация по ГОСТ 4751-13 В предназначенном для регламентирования производства рым-болтов ГОСТе четко прописаны все условия, которым должны соответствовать изготовленные метизы. Они классифицируются по разным критериям:
- размеру проушины;
- диаметру резьбового стержня;
- виду крепления.
К производству болтов с проушиной предъявляются особо жесткие требования. Они должны изготавливаться в строгом соответствии с размерами, прописанными в государственном стандарте:
Номинальный диаметр резьбы | Диаметр буртика, мм | Внешний диаметр кольца, мм | Внутренний диаметр кольца, мм | Высота буртика, мм | Масса 1 шт., кг |
М8 | 0,05 | ||||
М10 | 0,12 | ||||
М12 | 0,19 | ||||
М16 | 0,31 | ||||
М20 | 0,5 | ||||
М24 | 0,87 | ||||
М30 | 1,58 | ||||
М36 | 2,43 | ||||
М42 | 3,72 | ||||
М48 | 5,54 | ||||
М56 | 8,09 | ||||
М64 | 10,95 | ||||
М72 х 6 | 18,54 | ||||
М80 х 6 | 25,4 | ||||
М100 х6 | 43,82 |
Конструкция должна не только соответствовать критериям, но и изготавливаться строго по чертежам, прорисованным в стандарте. Любое отклонение от нормы недопустимо, так же как наличие на изделиях сколов, лопин, надрезов резьбы стержня, заусенцев. Посадочное отверстие тоже должно быть без повреждений, а размер совпадать. Дополнительно обязательно контролируется твердость и надежность крепежа.
Высокопрочные крепежи, изготовленные по ГОСТ 4751-73, имеют характерную форму, которая отличает их от других изделий. Рым-болты имеют конструкцию в виде хвостовика с наружной резьбой и металлического кольца. Крепежи изготовляются из нержавеющей и углеродистой стали.
Дополнительное покрытие методом оцинкования помогает улучшить эксплуатационные характеристики болтов и предотвратить коррозию. Высокопрочный рым-болт с буртиком и кольцом имеет метрическую полную резьбу. Ее номинальный диаметр составляет от 6 до 100 мм, имеет поле допуска резьбы 8g.
Наиболее распространенные в употреблении крепежи с диаметром 48 мм.
Крепежи по ГОСТ 4751-73 производятся из стали (углеродистой марок 20 и 25, нержавеющей) методами штамповки либо ковки. Стандартно выпускаются в необработанном виде.
По желанию заказчика, с учетом эксплуатационных условий, могут дополнительно пройти обработку техниками термодиффузионного цинкования или гальванической оцинковки.
Рым-болты выпускаются с маркировкой, которая содержит товарный знак производителя, обозначение резьбы, регламентирующий стандарт (ГОСТ 4751-73).
В ней указываются условные обозначения, количество изготовленных крепежей и результаты контрольных испытаний.
Особенности эксплуатации рым-болтов с проушиной по ГОСТ 4751-73
Данный тип крепежей используется для подъема машинных узлов и тяжелых деталей. Они удобны при сборке-разборке конструкций и транспортировке. Благодаря наличию особого кольца вместо головки, процесс захвата агрегатов и деталей значительно облегчается.
Рым-болт, болт с проушиной, болт с кольцом по ГОСТ 4751-73 также используется при создании такелажных устройств, приспособлений негрузового и грузового назначения, монтажных работах.
Крепежи предназначены не только для подъема и опускания изделий, но и для удержания их на весу.
Стандарт ГОСТ 4751-73 устанавливает разные уровни грузоподъемности крепежей.
Они, в первую очередь, зависят от расположения стропа относительно плоскости кольца и его направления по отношению к вертикальной оси.
Если вертикальная ось изделия и направление стропа совпадают, рым-болт имеет максимальную грузоподъемность. В случае отклонений в вышеуказанных показателях грузоподъемность уменьшается.
К рым-болтам предъявляются особые требования насчет механических свойств. Недопустим какой-либо брак (сколы, трещины, заусенцы, надрезы на хвостовике, пр.). Дополнительно проверяются твердость крепежей и перпендикулярность оси резьбы по отношению к опорной плоскости. Размер посадочного гнезда и его конструкция должны быть без надломов и других дефектов.
Рым-болт, болт с проушиной, болт с кольцом по ГОСТ 4751-73 имеет особенное техническое исполнение и строгое целевое назначение. С его помощью легко перемещать различные детали, подцепив их на подъемный крюк. Исходя их этого, рым-болты по праву называют монтажными. Они широко применяются в строительстве, на производстве и даже в быту.
Грузоподъемность
С учетом разных условий грузоподъемность рым-болтов меняется. Наибольшего уровня она достигается, когда стропы расположены строго по вертикальной осевой линии крепежа. При отклонении от нее грузоподъемность снижается, а смещение больше чем на угол 45° недопустимо, так как в таком случае может случиться авария, если головка-петля сорвется.
Допустимые значения грузоподъемности рым-болтов ГОСТ 4751-73:
Резьба М | Грузоподъемность одного болта при расположении строп: | |
Вдоль вертикальной осевой линии, кг | Со смещением на 45° от поверхности петли, кг | Со смещением на 45° в области кольца, кг |
72 х 6 | ||
80 х 6 | ||
100 х 6 |
Испытывая рым-болты, их нагружают вдвое больше, чем они должны выдерживать. Только при успешных пробах метизы допускаются к эксплуатации.
Фасовка, хранение, транспортировка
Стандарт предусматривает также правила фасовки крепежных изделий этого вида. Они послойно укладываются в деревянные ящики, дно и стены которых застилаются промасленной упаковочной бумагой. Масса брутто ящика с метизами не должна превышать 60 кг.
У каждой партии должны быть сопроводительные документы, включающие:
- маркировку завода-изготовителя;
- количество изделий в партии;
- условное обозначение;
- итоги тестовых проверок.
Логотип компании-изготовителя, масса в кг также наносится на каждую упаковку с метизами.