Стальные талевые канаты. Отбраковка стальных (талевых) канатов


Особенности контроля состояния тросов

В соответствии с требованиями руководящего документа РД РОСЭК 012-97, независимо от того где используется стальной трос (не веревка), его проверка должна производиться перед началом каждой рабочей смены. Детальную оценку состояния необходимо проводить не реже одного раза в 10 дней.

Изъяны должны выявляться посредством использования дефектоскопов. Их предназначение:

  • осуществлять контроль за сохранением диаметра металлического сечения, указанном в паспорте;
  • выявлять наличие наружной и внутренней коррозии;
  • обнаруживать обрыв одного или нескольких элементов каната.

Стальной материал

Повышенные требования предъявляются к соблюдению норм выбраковки стальных канатов в следующих местах:

  • где выполняются крепления;
  • там, где канат входит в соприкосновение с неподвижными и подвижными элементами конструкции;
  • на концах троса.

Для полноценной оценки используются несколько разных вариантов:

  • косвенная методика, при которой производятся вычисления линейных и угловых повреждений структуры каната;
  • визуальная оценка. Позволяет определить сохранность видимых поверхностей;
  • дефектоскопия с использованием магнитного, рентгеновского и ультразвукового излучений;
  • инструментальное измерение. Позволяет выявить степень изношенности проволок, изменение диаметра троса, изменение значений прямизны.


Канатоведущий механизм: основная оценка

Особенность методики браковки

Когда подлежат осмотру канаты и стропы: периодичность

При браковке стальных канатов производится подсчет количества оборванных проволок на длине равной 30d или 6d (d — обозначение диаметра каната). Делается это в местах соприкосновения троса с уравнительными блоками, на концевых заделках и местах обнаружения обрыва. Допустимое количество, при наличии которого может продолжаться эксплуатация, установлено Госгортехнадзором и отображено в приведенной таблице:


Таблица

Примечание! Буквой n обозначается количество несущих проволок, расположенных в наружных прядях, а d — диаметр троса. Это все определяет специальная машина.

По каким параметрам бракуются цепные стропы

Цепной такелаж представляет собой группу изделий с основным несущим элементом в виде цепи из легированной стали облегченного типа 8 класса прочности. Определяют параметры повреждения строп нормативные

документы, в которых прописаны правила, касающиеся этого типа такелажного оборудования.

Подход к осмотру и браковке таких строп имеет свои особенности. Для начала технический работник уделяет внимание:

  • наличию бирки и ее соответствию изделию;
  • состоянию элементов, соединяющих концы цепи с крюком и с общим звеном;
  • форме, длине и диаметру каждого звена цепи.

Аргументами в пользу выбраковки могут стать следующие повреждения:

  • любая выраженная деформация металла;
  • механические, термические или иные повреждения – трещины, расслоения, вмятины, волосовины;
  • истончение звеньев вследствие коррозии или износа на 10% и более;
  • удлинение звена цепи

    на величину 3% или более от ее диаметра.

Также цепной строп подлежит списанию, если на нем отсутствует бирка, если бирка есть, а данных нет, либо если данные вызывают сомнения относительно того, действительно ли эта бирка принадлежит именно осматриваемому приспособлению.

Критерии оценки степени износа стальных тросов

Пожарные гидранты: нормы и правила, марки, размеры, требования

При определении безопасности эксплуатации канатов руководствуются следующими критериями:

  • количеством обрывов и их характером. Подсчеты делаются на определенном отрезке троса;
  • имеются ли места, в которых сосредоточены обрывы проволок;
  • степень внутреннего и поверхностного износа;
  • наличие коррозии, как внутренней, так и наружной;
  • когда одна или несколько проволок наружного слоя выходят из замка (применяется к канатам закрытой конструкции);
  • разрыв нескольких или даже одной пряди;


Канатный механизм – проверка на прочность

  • уменьшение диаметра троса в одном месте;
  • показатель площади поперечного сечения снижается;
  • присутствие корзинообразной и волнистой деформации, а также раздавливание и выдавливание прядей;
  • обнаружение повреждений, полученных в результате воздействия высокой температурой или электрической дугой;
  • параметры свивки изменены;
  • меняется интенсивность остаточного удлинения.

Виды износа и этапы браковки

Первое, что следует делать перед началом работы с подъемным оборудованием, а также в начале регламентной проверки на износ – визуальный осмотр. Без применения измерительных приборов, «на глаз», можно определить дефекты:

  • излом (перегиб или перелом);
  • петля или перекручивание;
  • раздавливание (форма каната в сечении сильно отличается на одном участке);
  • истирание (вплоть до появления на виду сердечника каната).

Хорошо видны и разрывы отдельных нитей или целых пучков. Если канат эксплуатируется давно, то легко обнаружить на нем и ржавчину, из какой бы стали он ни был изготовлен.

После того как дефекты (один или несколько) найдены, нужно понять, насколько они опасны и требуется ли замена каната. Здесь придется замерять и считать, определение процента износа – следующий этап проверки.

Важно! Процент износа для разных типов повреждений и дефектов рассчитывается по-разному. Так, обрывы нитей оцениваются в пределах одного полного витка каната, объемы повреждений из-за ржавчины, в частности уменьшение толщины каната, проверяются на как можно большем количестве участков.

Оценка степени износа при обрывах нитей или процент оборванных нитей указывается в процентах. Уже при повреждении с разрывом 10% нитей в витке канат признается негодным к эксплуатации и подлежит замене.

Для ржавчины важно не столько длина и количество поврежденных участков, сколько уменьшение толщины каната. Если оно значительное, то есть те же 10% нитей в витке повреждены примерно на 40% от паспортной толщины, канат бракуется.

Как проводится оценка состояния сердцевины троса (его свойство)

Срок службы спецодежды: нормы

Руководствуясь нормами браковки стальных канатов, они могут быть признаны неисправными даже в случае отсутствия наружных повреждений. Это происходит, если при проведении дефектоскопии обнаруживаются повреждения в сердцевине. Канат признается непригодным к эксплуатации, если проверка выявляет больше 18 % потери проволок внутренней части.

Обратите внимание! Такое оборудование, как и специалисты для его обслуживания, имеются далеко не на каждом предприятии. И это нормально, ведь постоянно проверять герметичные параметры сердцевины нет необходимости. Данные проверки обязательны только для изделий, которые должны соответствовать очень высоким требованиям по части безопасности.


На производстве

Особенность методики браковки

Канат может быть выбракован даже при совершенно нормальном внешнем виде при следующих условиях:

  • произошло уменьшение диаметра на 7% (поверхностный износ или коррозия);
  • выявлено, что диаметр каната уменьшился на 10% и больше (износ внутренней части, разрывов или обмятий);
  • канат считается бракованным, если первоначальный диаметр наружных проволок стал меньше на 40% или больше. При этом неважно, произошло это из-за коррозии или износа. Для проведения замеров рекомендуется пользоваться микрометром или его аналогами, позволяющими проводить точные измерения.

Канат не может эксплуатироваться, если в нем находят следующие дефекты:

  • порваны одна или несколько прядей;
  • в наличии деформация, имеющая форму корзины;
  • сердечник выдавлен на внешнюю поверхность;
  • выявлено место с уменьшенным или увеличенным диаметром;
  • обнаружены заломы, раздавленные участки, перекручивание, перегибы.

Если для работы канала используются блоки, ручей которых футерован синтетическими материалами, или полностью из них изготовленных, то характерным считается разрушение каната изнутри при целостном состоянии наружного слоя. В этом случае производится дефектоскопия всей длины троса. Если обнаруживаются потери превышающий показатель 17,5 %, то канат изымается из эксплуатации.


Проверка повреждений

Законодательная база Российской Федерации

не действует Редакция от 21.03.2001

Подробная информация

Наименование документПОСТАНОВЛЕНИЕ Госгортехнадзора РФ от 31.12.99 N 98 (ред. от 21.03.2001) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ «ПРАВИЛ УСТРОЙСТВА И БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ»
Вид документапостановление, нормы, перечень, правила
Принявший органгосгортехнадзор рф
Номер документа98
Дата принятия01.01.1970
Дата редакции21.03.2001
Дата регистрации в Минюсте01.01.1970
Статусне действует
Публикация
  • В данном виде документ опубликован не был
  • (в ред. от 31.12.99 — М., Госгортехнадзор РФ, 2000
  • «Библиотека инженера по охране труда», N 1, 2001)
НавигаторПримечания

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госгортехнадзора РФ от 31.12.99 N 98 (ред. от 21.03.2001) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ «ПРАВИЛ УСТРОЙСТВА И БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ»

НОРМЫ БРАКОВКИ КАНАТОВ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ

1. Браковка канатов грузоподъемных кранов, находящихся в эксплуатации, должна производиться в соответствии с руководством по эксплуатации крана. При отсутствии в руководстве по эксплуатации соответствующего раздела браковка производится согласно рекомендациям, приведенным в настоящем Приложении.

Для оценки безопасности использования канатов применяют следующие критерии:

а) характер и число обрывов проволок (рис. 1 — 3), в том числе наличие обрывов проволок у концевых заделок, наличие мест сосредоточения обрывов проволок, интенсивность возрастания числа обрывов проволок;

б) разрыв пряди;

в) поверхностный и внутренний износ;

г) поверхностная и внутренняя коррозия;

д) местное уменьшение диаметра каната, включая разрыв сердечника;

е) уменьшение площади поперечного сечения проволок каната (потери внутреннего сечения);

ж) деформация в виде волнистости, корзинообразности, выдавливания проволок и прядей, раздавливания прядей, заломов, перегибов и т.п.;

з) повреждения в результате температурного воздействия или электрического дугового разряда.

2. Браковка канатов, работающих со стальными и чугунными блоками, должна производиться по числу обрывов проволок в соответствии с табл. 1 и рис. 4.

Канаты кранов, предназначенных для перемещения расплавленного или раскаленного металла, огнеопасных и ядовитых веществ, бракуют при вдвое меньшем числе обрывов проволок.

Таблица 1

ЧИСЛО ОБРЫВОВ ПРОВОЛОК, ПРИ НАЛИЧИИ КОТОРЫХ КАНАТЫ ДВОЙНОЙ СВИВКИ, РАБОТАЮЩИЕ СО СТАЛЬНЫМИ И ЧУГУННЫМИ БЛОКАМИ, БРАКУЮТСЯ

Число несущих проволок в наружных прядяхКонструкции канатов по ИСО и государственным стандартамТип свивкиГОСТ на канатГруппа классификации (режима) механизма
М1, М2, М3 и М4М5, М6, М7 и М8
крестовая свивкаодносторонняя свивкакрестовая свивкаодносторонняя свивка
на участке длиной
6d30d6d30d6d30d6d30d
n =< 506 x 7(6/1)24124824
6 x 7(1 + 6) + 1 x 7(1 + 6)ЛК-О3066-80
6 x 7(1 + 6) + 1 о.с.ЛК-О3069-80
8 x 6(0 + 6) + 9 о.с.ЛК-О3097-80
51 <= n <= 756 x 19(9/9/1)*362361236
6 x 19(1 + 9 + 9) + 1 о.с.ЛК-О3077-80
6 x 19(1 + 9 + 9) + 7 x 7(1 + 6)*ЛК-О3081-80
76 <= n <= 10018 x 7(1 + 6) + 1 о.с.ЛК-О7681-80482481648
101 <= n <= 1208 x 19(9/9/1)*510251019510
6 x 19(12/6/1)
6 x 19(12/6 + 6F/1)
6 x 25FS(12/12/1)*
6 x 19(1 + 6 + 6/6) + 7 x 7(1 + 6)ЛК-Р14954-80
6 x 19(1 + 6 + 6/6) + 1 о.с.ЛК-Р2688-80
6 x 25(1 + 6; 6 + 12) + 1 о.с.ЛК-З7665-80
6 x 25(1 + 6; 6 + 12) + 7 x 7(1 + 6)ЛК-З7667-80
121 <= n <=1408 x 16(0 + 5 + 11) + 9 о.с.ТК3097-80611361122611
141 <= n <= 1608 x 19(12/6 + 6F/1)613361326613
8 x 19(1 + 6 + 6/6) + 1 о.с.ЛК-Р7670-80
161 <= n <= 1806 x 36(14/7 + 7/7/1)*714471429714
6 x 30(0 + 15 + 15) + 7 о.с.ЛК-О3083-80
6 x 36(1 + 7 + 7/7 + 14) + 1 о.с.*ЛК-РО7668-80
6 x 36(1 + 7 + 7/7 + 14) + 7 x 7(1 + 6)*ЛК-РО7669-80
181 <= n <= 2006 x 31(1 + 6 + 6/6 + 12) + 1 о.с.816481632816
6 x 31(1 + 6 + 6/6 + 12) + 7 x 7(1 + 6)
6 x 37(1 + 6 + 15 + 15) + 1 о.с.ТЛК-О3079-80
201 <= n <= 2206 x 41(16/8 + 8/8/1)*918491838918
221 <= n <= 2406 x 37(18/12/6/1)101951019381019
18 x 19(1 + 6 + 6/6) + 1 о.с.ЛК-Р3088-80
241 <= n <= 260102151021421021
261 <= n <= 280112261122451122
281 <= n <= 300122461224481224
300 <= n0,04n0,08n0,02n0,04n0,08n0,16n0,04n0,08n

Примечания. 1. n — число несущих проволок в наружных прядях каната: d — диаметр каната, мм.

2. Проволоки заполнения не считаются несущими, поэтому не подлежат учету. В канатах с несколькими слоями прядей учитываются проволоки только видимого наружного слоя. В канатах со стальным сердечником последний рассматривается как внутренняя прядь и не учитывается.

3. Число обрывов не следует путать с количеством оборванных концов проволок, которых может быть в 2 раза больше.

4. Для канатов конструкции с диаметром наружных проволок во внешних прядях, превышающим диаметр проволок нижележащих слоев, класс конструкции понижен и отмечен звездочкой.

5. При работе каната полностью или частично с блоками из синтетического материала или из металла с синтетической футеровкой отмечается появление значительного числа обрывов проволок внутри каната до появления видимых признаков обрывов проволок или интенсивного износа на наружной поверхности каната. Такие канаты отбраковываются с учетом потери внутреннего сечения.

6. Незаполненные строки в графе «Конструкции канатов по ИСО и государственным стандартам» означают отсутствие конструкций канатов с соответствующим числом проволок. При появлении таких конструкций канатов, а также для канатов с общим числом проволок более 300 число обрывов проволок, при которых канат бракуется, определяется по формулам, приведенным в нижней строке таблицы, причем полученное значение округляется до целого в большую сторону.

3. При уменьшении диаметра каната в результате поверхностного износа (рис. 5) или коррозии (рис. 6) на 7% и более по сравнению с номинальным диаметром канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок.

При уменьшении диаметра каната в результате повреждения сердечника — внутреннего износа, обмятия, разрыва и т.п. (на 3% от номинального диаметра у некрутящихся канатов и на 10% у остальных канатов) канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок (рис. 7).

При наличии у каната поверхностного износа или коррозии проволок число обрывов как признак браковки должно быть уменьшено в соответствии с данными табл. 2.

При уменьшении первоначального диаметра наружных проволок в результате износа (см. рис. 5, д) или коррозии (см. рис. 6, д) на 40% и более канат бракуется.

Определение износа или коррозии проволок по диаметру производится с помощью микрометра или иного инструмента, обеспечивающего аналогичную точность.

При меньшем, чем указано в табл. 1, числе обрывов проволок, а также при наличии поверхностного износа проволок без их обрыва канат может быть допущен к работе при условии тщательного наблюдения за его состоянием при периодических осмотрах с записью результатов в журнал осмотров и смены каната по достижении степени износа, указанной в табл. 2.

Таблица 2

НОРМЫ БРАКОВКИ КАНАТА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОВЕРХНОСТНОГО ИЗНОСА ИЛИ КОРРОЗИИ

Уменьшение диаметра проволок в результате поверхностного износа или коррозии, %Количество обрывов проволок, % от норм, указанных в табл. 1
1085
1575
2070
2560
30 и более50

Если груз подвешен на двух канатах, то каждый бракуется в отдельности, причем допускается замена одного, более изношенного, каната.

4. Для оценки состояния внутренних проволок, т.е. для контроля потери металлической части поперечного сечения каната (потери внутреннего сечения), вызванной обрывами, механическим износом и коррозией проволок внутренних слоев прядей (рис. 8), канат необходимо подвергать дефектоскопии по всей его длине. При регистрации при помощи дефектоскопа потери сечения металла проволок, достигшей 17,5% и более, канат бракуется. Необходимость применения дефектоскопии стальных канатов определяют согласно требованиям нормативной документации в зависимости от типа и назначения крана.

5. При обнаружении в канате одной или нескольких оборванных прядей канат к дальнейшей работе не допускается.

6. Волнистость каната характеризуется шагом и направлением ее спирали (рис. 9). При совпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и равенстве шагов спирали волнистости Нв и свивки каната Нк канат бракуется при dв >= 1,08dк, где dв — диаметр спирали волнистости, dк — номинальный диаметр каната.

При несовпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и неравенстве шагов спирали волнистости и свивки каната или совпадении одного из параметров канат подлежит браковке при dв >= 4/3dк. Длина рассматриваемого отрезка каната не должна превышать 25dк.

7. Канаты не должны допускаться к дальнейшей работе при обнаружении: корзинообразной деформации (рис. 10); выдавливания сердечника (рис. 11); выдавливания или расслоения прядей (рис. 12); местного увеличения диаметра каната (рис. 13); местного уменьшения диаметра каната (см. рис. 7); раздавленных участков (рис. 14); перекручиваний (рис. 15); заломов (рис. 16); перегибов (рис. 17); повреждений в результате температурных воздействий или электрического дугового разряда.

Приложение 14

Нормы выбраковки стропов

При производстве стропов руководствуются стандартом 25573-82 и РФ-10-33-93. При этом выполняются каждый из трех этапов осмотра:

  • внутренний;
  • инструментальный;
  • наружный.

При проведении ревизии особое внимание уделяется следующим аспектам:

  • отсутствию расхождений между данными, указанными в паспорте изделия, и его фактическим состоянием;
  • наличие и исправность петель на концах каната;
  • присутствие повреждение или дефектов на поверхности троса;
  • в каком состоянии находятся внутренние пряди и сердечник.

Браковкой и осмотром стропов занимаются инженерно-технические работники, наделенные полномочиями проверять исправность оборудования и отвечающие за безопасность выполнения работ. Для фиксации результатов осмотра заводится специальный журнал, оформленный в соответствии с требованиями. Его регистрируют в Гостехнадзоре. На его страницах отражаются факты обнаружения дефектов и факты их устранения, а также содержаться правила хранения синтетических канатов и строп.


Стропы из стали на предприятии

Измерительный инструмент для браковки стальных канатов

Толщина нитей, а значит и степень их износа из-за трения или коррозии, замеряется с помощью микрометра. Замеры пучков нитей в витках производятся с помощью штангенциркуля. Для фиксации результатов замеров создается журнал, куда и заносятся данные после очередной проверки и браковки.

Уточним: браковка проводится как эксплуатирующими организациями, так и продавцами канатной и такелажной продукции. Правда нормативных документов, регламентирующих частоту проверки для поставщиков, не существует.
Назад ко всем материалам

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]