Конструкция и характеристики трансформаторов ТМ


Конструкция трансформаторов НОМ-6

Трансформатор НОМ-6 состоит из активной части, бака, крышки с вводами НН и ВН. Активная часть состоит из магнитопровода с обмоткой. Магнитопровод стержневого типа собран из холоднокатаной электротехнической стали. Обмотки многослойные цилиндрические намотаны из медного провода. Активная часть жестко соединена с крышкой трансформатора. Отводы НН и ВН выполнены из медного провода.

Бак трансформатора НОМ-6 сварной, имеет круглую форму и представляет собой конструкцию из верхней рамы, стенки и дна. В нижней части бака имеется зажим заземления, пробка для слива масла. Конструкция пробки позволяет при ее частичном откручивании брать пробу масла. На дне бака имеется 4 отверстия для крепления трансформатора к фундаменту или к месту установки. На крышке трансформатора смонтированы: вводы ВН и НН, серьги для подъема трансформатора.

Для обеспечения уплотнения разъемных частей трансформатора НОМ-6 применена маслостойкая резина. Трансформатор заполнен трансформаторным маслом, имеющим пробивное напряжение не менее 40 кВ. Узел крышка-бак, пробка для слива масла опломбированы.

Конструкция

Характеристика представленного оборудования говорит о наличии перечня необходимых конструкционных элементов. Паспортные данные раскрывают информацию о составе системы. В нее входит сварной бак с крышкой, активная часть. Корпус обладает овальную конфигурацию. На крышке есть выводы НН, ВН. Трансформаторы ТМ включают в себя переключатель, расширитель с указателем уровня масла, воздухоосушающее устройство.

Активная часть включает в себя магнитопривод с контурами обмоток. Сердечник обладает верхней и нижней балками. В масляных трансформаторах установлен переключатель. Он контролирует ответвления обмоток. Контуры имеют цилиндрическую конфигурацию. Сердечник изготавливается из специальной ферромагнитной стали, а контуры – из меди.

Инструкциями по эксплуатации предусмотрено для удобства установки оборудования, вес которого в некоторых случаях превышать 4 тыс. кг, два крюка сверху бака. Внизу предусмотрена заземляющая пластина, пробка, позволяющая слить масляное вещество из системы. Описание этой конструкции говорит о возможности взятия проб охладителя. Габаритные агрегаты прочно устанавливаются на подготовленную поверхность. Для этого в нижней части установлены пластины с отверстиями для монтажа на фундамент. Эта процедура оговаривается в паспортных данных.

Трансформаторы напряжения НОМ-6 У3, НОМ-10 У3, ЗНОМ-35 У1

Трансформаторы напряжения однофазные масляные типа НОМ-6 У3, НОМ-10 У3, ЗНОМ-35 У1 (далее трансформаторы) предназначены для работы в комплекте с измерительными приборами и в цепях защиты и сигнализации в электрических системах с номинальным напряжением от 3 кВ до 35 кВ включительно. Трансформаторы являются масштабными преобразователями и предназначены для выработки сигнала измерительной информации для электрических измерительных приборов и цепей защиты и сигнализации в сетях с изолированной нейтралью.

Введение в эксплуатацию

Вводить в эксплуатацию оборудование можно только после предварительной подготовки. Сначала производится визуальный осмотр агрегата. На нем не должно быть дефектов. Элементы конструкции должны соответствовать заводской конфигурации.

Проводится визуальная оценка маслоуплотнительных материалов, крепежей. При необходимости их следует подтянуть. Протечки масла недопустимы. Обратить внимание нужно и на уровень масла в баке. Показатель находится на установленном производителем уровне. При необходимости излишек потребуется слить. При недостаточном уровне охладителя, нужно долить жидкость в бак.

Изоляторы протираются сухой ветошью и бензином. В корпус гильзы термометра нужно залить специальное масло. Далее нужно смонтировать измерительный прибор.

Если индикаторный силикагель увлажнен, его необходимо заменить. Он находится в конструкции осушителя воздуха. Аппаратура должна быть подключена к заземлению. Это также необходимо проверить перед запуском.

Масло из охладительной системы потребуется взять на анализ. Оно должно соответствовать установленным требованиям. После этого пробка изолируется. Если масляная жидкость не соответствует установленным требованиям, необходимо полностью ее слить. Новый охладитель соответствующего качества заливается в систему.

Замеряется сопротивление обмоток. Переключатель должен быть установлен в рабочее положение. После этого оборудование можно включить в сеть.

Информация по Госреестру

Основные данные
Номер по Госреестру51200-12
НаименованиеТрансформаторы напряжения
МодельНОМ-6 У3, НОМ-10 У3, ЗНОМ-35 У1
Класс СИ34.01.02
Год регистрации2012
Методика поверки / информация о поверкеГОСТ 8.216-88
Межповерочный интервал / Периодичность поверки8 лет
Страна-производительКазахстан
Информация о сертификате
Срок действия сертификата13.09.2017
Номер сертификата48109
Тип сертификата (C — серия/E — партия)C
Дата протоколаПриказ 751 п. 42 от 13.09.2012
Производитель / Заявитель

АО «Кентауский трансформаторный завод», Казахстан, г.Кентау

Назначение

Трансформаторы напряжения однофазные масляные типа НОМ-6 У3, НОМ-10 У3, ЗНОМ-35 У1 (далее трансформаторы) предназначены для работы в комплекте с измерительными приборами и в цепях защиты и сигнализации в электрических системах с номинальным напряжением от 3 кВ до 35 кВ включительно.

Трансформаторы являются масштабными преобразователями и предназначены для выработки сигнала измерительной информации для электрических измерительных приборов и цепей защиты и сигнализации в сетях с изолированной нейтралью.

Описание

Принцип действия трансформаторов напряжения основан на преобразовании посредством электромагнитной индукции переменного тока одного напряжения в переменный ток другого напряжения при неизменной частоте и без существенных потерь мощности. Трансформаторы напряжения относятся к классу измерительных преобразователей.

Трансформаторы состоят из активной части, бака, крышки с вводами НН и ВН. Активная часть состоит из магнитопровода с обмотками. Трансформаторы серии НОМ -однообмоточные. Трансформаторы серии ЗНОМ — двухобмоточные. Магнитопровод стержневого типа собран из холоднокатаной электротехнической стали. Обмотки многослойные цилиндрические намотаны из медного провода. Отводы НН и ВН выполнены из медного провода. Активная часть жестко соединена с крышкой трансформатора. Бак трансформатора сварной круглой (для типа НОМ) или прямоугольной (для ЗНОМ-35) формы, состоит из верхней рамы, стенки и дна. В нижней части бака имеется зажим заземления, пробка для слива масла. Конструкция пробки позволяет при ее частичном откручивании брать пробу масла. На дне бака имеется 4 отверстия для крепления трансформатора к фундаменту или к месту установки. На крышке трансформатора смонтированы: вводы ВН и НН, серьги для подъема трансформатора. Для обеспечения уплотнения разъемных частей трансформатора применена маслостойкая резина.

Трансформаторы заполнены трансформаторным маслом, имеющим пробивное напряжение не менее 40кВ. Узел крышка-бак, пробка для слива масла опломбированы.

Общий вид трансформатора ЗНОМ-35 У1 представлен на рисунке 1.

Лом трансформаторов или трансформаторный лом

Силовые трансформаторы относятся к разряду промышленного оборудования, обеспечивающие адаптацию величин напряжения путем поэтапного преобразования энергии. Применяется, как отдельно стоящее, так и входящее в конструкцию вторичного источника питания устройство.

На рынке сырья, относящегося к переработке лома, высоко ценятся старые изделия, где наиболее высок процент присутствия чистых материалов. Сталь, медь, масло не содержат присадок, безусловно повышающих эксплуатационные качества, но значительно снижающих стоимость, поскольку не все из них также ценны.

Разновидности

Габариты, вес силовых трансформаторов ТМ зависят от номинальной мощности. Согласно техническим характеристикам, инструкции по эксплуатации масляные установки выпускаются следующих типов:

НазваниеМощность, кВтМасса, кгРазмеры, см
ТМ-252532080х43х97
ТМ-404043084х45х107,5
ТМ-6363510104,5х50х137,5
ТМ-100100760109х77х156
ТМ-2502501500156х93х167
ТМ-4004001890175х105х178
ТМ-6306302105193х118х191
ТМ-100010003450208х129х215
ТМ-125012503850213х129х225

ТМ-25 обладает наименьшими среди аппаратов (согласно паспортной информации) параметрами габаритов. Большим весом обладают силовые аппараты массой 4000 кг. Встречаются и более тяжелые разновидности.

Общие сведения: конструкция, применение, демонтаж

Наиболее часто требуются приборы понижающие напряжение, поступающее к потребителю. Но есть категория трансформаторов, повышающая эти величины. Основными отличительными характеристиками обоих видов силовых установок остаются такие параметры:

  • количество фаз;
  • число обмоток, способы их соединения;
  • место размещения (уличные или под крышей);
  • метод охлаждения;
  • расчет предельной мощности (универсальное, специализированное оборудование).

Конструктивно все виды трансформаторов имеют схожие схемы, в которые входят:

  1. Магнитопровод, состоящий из активной и неактивной частей.
  2. Стержни с изолированными обмотками.
  3. Вводы, состоящие из токоведущего стержня или кабеля, металлического фланца, изолятора (например, фарфорового).
  4. Расширитель для масляных вводов (где это необходимо).
  5. Система охлаждения.
  6. Стабилизатор напряжения.

Для изготовления деталей/элементов силового оборудования используется электротехническая сталь, медь, изолятор. Поэтому при необходимости обновления, стараются найти пункты приема трансформаторов на лом, где оказывают услуги демонтажа, осуществляют вывоз, исходя из принципов экономичности. Процесс разборки для профессионалов не отнимает много времени, позволяет попутно определиться с состоянием комплектующих деталей:

  • рассмотреть обмотку, сложность ее удаления;
  • произвести необходимую маркировку, сортировку;
  • проверить герметичность радиатора;
  • дать приблизительную оценочную стоимость.

Впрочем, зная модель трансформатора, имея на руках технический паспорт, о цене обе стороны могут договориться еще до начала работ, независимо от изношенности внутренних деталей.

ВАЖНО помнить о пожарной безопасности перед демонтажем трансформатора!

Основные комплектующие интересные для продажи:

Трансформаторная медь

Трансформаторную медь часто называют шина, с большим энтузиазмом принимается в специализированных пунктах приема цветного лома. Для этого есть одна важная причина: качество материала, полученного с помощью электролиза.

Трансформаторная медь – часть трансформаторной шины

Это практически чистые образцы меди, проводниковые свойства которой стоят на втором месте после серебра:

  1. удельное сопротивление — 0,0175 мкОм-м при 20°С;
  2. плотность 8,96 г/см 3 при той же температуре.

Обмоточные провода изготавливают из круглых или прямоугольных марок. Материал по качеству дополнительно делят на такие виды:

Стержни из конструкционной части трансформаторов, кроме проводящих свойств, обладают механической прочностью, жесткостью. Для их изготовления используют полумягкую медь.

В разных частях изделия используют изоляторы: кабельная или телефонная бумага, хлопчатобумажная нить, стекловолокно с различными пропитками, уже упомянутый фарфор. Для пункта приема лома трансформаторов цена на такую медь будет зависеть от предполагаемых затрат на ее очистку или точнее сказать, засора, а также трудоемкости процесса разбора прибора. Некоторые из них требуют чуть больше внимания, времени, специальных приспособлений.

Иногда для сборки силовой установки используется алюминий. Его аналогично сортируют на чистый металл и содержащий примеси. Учитывают затраты и оказание услуг по демонтажу оборудования. Однако в своей категории материал однозначно сохраняет наивысшую оценку.

Элементы с изоляционной оболочкой направляются на предварительную механическую обработку – измельчение. После чего весь объем плавят и с помощью магнитов отделяют от примесей, далее подвергают электролизу, другим схожим методам очистки. Благодаря порошковой металлургии медь получает вторую жизнь.

Электротехническая сталь или трансформаторная сталь

Электротехническая сталь также становится вторсырьем после демонтажа или разборки оборудования. В некоторых источниках этот тип материала числится, как шихта. Другими словами – это сердечник трансформатора, изготовленный из электротехнической стали. Также сердечники в разных исполнения трансформаторов бывают выполнены из пермаллоя, ферроди-электриков, ферритов.

Шихта трансформаторная или сталь электротехническая

Химическая структура лома электротехнической стали представляет сплав железа с углеродом, дополненного кремнием. За счет его присутствия получают мягкое ферромагнитное железо, используемое в знакопеременных полях.

Электротехническая сталь в сердечнике трансформатора

Для пунктов приема лома электростали большее значение имеют такие параметры:

  • способ получения материала (холоднокатаный, горячекатаный);
  • толщины листов, проволоки, других форм (колеблется о 0,05 мм до 2 мм);
  • наличие отверстий, паек;
  • иногда важен год выпуска оборудования.

Перед сдачей на конечный пункт приема шихту обязательно очищают от изоляционных лакокрасочных покрытий, следов образовавшейся ржавчины. Наличие обоих нежелательных слоев незначительно снижает стоимость лома трансформатора.

Сегодня из вторсырья все чаще делают холоднокатаную сталь, выпуская листы для магнитопроводов толщинами 0,28—0,5 мм. К этому виду материала предъявляются следующие физические требования:

  • низкая величина ваттных потерь;
  • анизотропность металла;
  • прочность на изгиб.

Электротехническая сталь на небольших трансформаторах

Поэтому для получения новой электротехнической стали используют сплавы железа с малым содержанием углерода до сотых процентов, в некоторых случаях добавляют марганец, алюминий или никель. Однако эти вещества вместе с улучшением качеств дают различные побочные эффекты: ухудшают гибкость, электротехнические свойства. Добавление кремния в количестве 0,5-3,5% стало оптимальным решением, с его помощью удается изменять такие характеристики:

  • увеличить значение удельного электросопротивления;
  • снизить потери на вихревые потоки;
  • повысить магнитопроницаемость;
  • уменьшить потери на гистериз;
  • улучшить прочность, понизить пластичность.

Анизотропная и динамная сталь наиболее высоко ценятся в пунктах приема лома, ее стоимость в десятки раз превышает цену тоже необычного и высокопрочного инструментального сплава.

Трансформаторное масло

Следующим важным компонентом, присутствующим в конструкции, считают трансформаторное масло. Его получают методом перегонки нефти, поэтому продукт относят к натуральным и характеризуют такими качествами/свойствами:

  • сохранение оптимальной вязкости, изменяющейся с условиями эксплуатации (охлаждение, нагрев);
  • замерзание не происходит вплоть до снижения температуры до -45 0 С;
  • содержание водорастворимых кислот и щелочей колеблется в сотых долях процента;
  • отсутствие примесей;
  • тангенс угла диэлектрических потерь не более 7%;
  • наличие пробивного напряжения, определяемого экспериментально.

Для сравнения веретенное масло, получаемое также из перегонки нефти подвижнее, но имеет ряд нежелательных примесей. Поэтому его используют, как смазку, а трансформаторное для охлаждения оборудования в процессе эксплуатации. Кроме того, последний вид масла отличается изоляционными и дугогасящими свойствами.

Сухой трансформатор – в таких трансформаторах нет масла

Учитывая изменчивость вязкости при различных температурных режимах, качество продукта контролируют графиком зависимости этих величин, он должен иметь максимально пологий вид.

Большое значение имеет кислотное число, которое нарастает по мере использования прибора. Важным критерием сохранения низкой кислотности служит правильность монтажа оборудования и проведение дегазационных мероприятий до заливки жидкости. Однако трансформаторы, отслужившие по 20, иногда более, лет неизбежно содержат масло с относительно высоким числом окисления. Поэтому продукт, хотя и остается при цене, требует повторной обработки: фильтрации, очистки от образовавшихся примесей, проверки на различные свойства. При замене масел изделия или заливке новых агрегатов используют только свежее масло, не бывшее в употреблении.

Сегодня разработан ряд комплексов (ноу-хау компаний) внедрения антиокислительных присадок. Это позволяет говорить о долговечном использовании трансформаторов с новым поколением масел.

Масляные трансформаторные радиаторы

Пункты приема лома также заинтересованы в поступлении к ним масляных радиаторов, выполняющих роль резервуаров, обеспечивающих конвекцию жидкостей в трансформаторе. Есть несколько принципиальных видов: внутренний и наружный. Первым комплектуют оборудование прямо на заводе, доставляют и устанавливают вместе с ним. Роль второго могут исполнять навесные стальные трубы (овальные или круглые), специальным образом крепящиеся к баку, при установке используются различные методы герметизации, а также резиновые, аналогичные им заглушки.

Такие радиаторы идеальны для разделки труб для их дальнейшей продажи

Чем больше мощность трансформатора, тем вероятнее использование навесного масляного радиатора, называемого прямотрубным, по мере необходимости оснащается наружным вентилятором. Также используются радиаторные краны, изготавливаемые из нержавеющей стали и имеющие специфическое крепление к патрубкам трансформатора.

Однако в случае со сдачей лома электротехнической стали интересен факт состояния труб:

  • снаружи покрыты защитными слоями, препятствующими коррозии (лак, краска, цинк);
  • внутри, благодаря использованию трансформаторного масла, они чистые, без накипи, ржавчины;
  • при аккуратном демонтаже сохраняют размеры (в длину).

Трубы с трансформатора – нарезаны по 2,5 метра для продажи

Если эту радиаторную трубу порезать в размер, к примеру по 2,5-3 метра, их легко можно продавать, как столбиковую, заборную трубу б/у отличного качества, находящуюся в хорошем состоянии.

Таблица содержания меди в электродвигателе


В промышленном производстве электродвигатели играют важнейшую роль, как и во многих других областях человеческой деятельности. Принцип работы этих устройств представляет собой преобразование электрического тока в механическую энергию. В его состав входит большое количество различных материалов, а именно меди. Поэтому у многих пользователей возникает вопрос, сколько этого материала содержится в электродвигателях.

Детали устройства с содержанием меди

Из меди изготавливаются многие компоненты электромоторов, такие как коллектор, обмоточные провода и кабели. Именно поэтому при их изготовлении нужно знать количество меди, которое включает электромотор. Ее количество можно рассчитать, зная массу и мощность мотора. Точно определиться с тем, сколько меди содержит электроагрегат можно, если иметь данные о его мощности и весе. При напряжении 220 и 380 масса этого металла в составе двигателя отличается.

Обмоточные провода

Обмоточные провода нужны для осуществления ремонта и перемотки электрических двигателей. Для этой цели металл специально загрязняют, чтобы снизить пусковые токи системы. Обмотки имеют круглое или прямоугольное сечение, марка которого зависит от особенностей материала проволоки, а также от вида изоляции. Как правило, обмоточные провода изготавливают именно из медных деталей с эмалевой или волокнистой изоляцией. Правильный выбор этих компонентов очень важен для ремонта электроагрегата. Их выбирают с учетом влагостойкости, морозостойкости, восприимчивости к нагреву, механической прочности и химической стойкости. Провода для обмотки обычно продаются в барабанах, бухтах или катушках. Каждая катушка должна иметь ярлык с названием завода изготовителя, марки, а также размера и веса. Последние параметры определяются исходя из специальной таблицы.

Коллектор

При выборе коллектора также важно ориентироваться, сколько меди содержит электрический мотор. Он представляет собой полый цилиндр, состоящий из твердых мелких пластинок. Данные пластины изолируются друг от друга при помощи миканитовых прокладок и манжетов.

Таблица содержания медных элементов в электродвигателях

Если вы собираетесь сдать электрический двигатель на металлолом, то вам обязательно нужно рассчитывать сколько медных деталей, которые в нем содержатся. Эту массу можно узнать по специальной таблице, в которой учитывается мощность мотора, количество оборотов и его тип.

Типы электромоторов
Мощность, кВт 8/750 об в мин 6/1000 об в мин 4/1500 об в мин 2/3000 об в мин
1 2 1 2 1 2 1 2
0,06 0,419/0,485 3,3/3
0,09 0,542/0,534 3,3/3 0,426/0,440 3,3/30
0,12 0,50/0,48 4,5/4,3 0,542/0,534 3,3/30
0,18 0,64/0,62 6,3/6,1 0,55/0,63 4,5/4,3 0,42/0,38 4,5/4,30
0,25 0,95 15,1/14,0 0,83/0,85 6,3/6,1 0,59/0,61 6,3/6,1 0,45/0,44 4,5/4,30
0,37 1,16 17,5/17,1 0,97 15,1/14 0,59/0,61 6,3/6,1 0,58/0,55 6,3/6,10
0,55 1,33/1,34 20,0/19,5 1,08/1,11 15,1/14 0,92/0,93 15,1/14 0,60/0,62 6,3/6,10
0,75 1,58/1,62 25,5 1,24/1,19 17,5/17,1 0,94/0,97 15,1/14 0,91/0,93 15,10/14
0,9 1,59/1,53 25,5
1,1 1,91/1,92 25,5 1,58/1,51 20,0/19,5 1,36/1,35 17,5/17,1 0,96/0,92 15,10/14
1,2 1,91/1,87 25,5
1,5 2,28/2,25 42,0/40,5 1,95/1,92 28,7/25,5 1,49/1,44 20,0/19,5 1,59/1,51 17,50/17,10
1,7 2,56/2,49 42,0/40,5 1,88/1,90 28,7/25,5
2,2 3,04/3,16 56,0/54,0 2,28/2,25 42,0/40,5 1,92/1,87 28,7/25,5 1,82/1,74 20,0/19,50
2,4 1,92/1,93 28,7/25,5
3 3,45/3,65 56,0/54,0 3,05/2,99 56,0/54,0 2,80/2,95 36,0/36,4 2,51/2,6 28,7/25,5
3,5 2,50/2,42 28,7/25,5
4 77,0/72,0 3,42/3,42 56,0/54,0 2,81/2,95 42,0/40,5 3,76/3,64 36,0/36,4
5,5 93,0/90,0 4,35/4,38 77,0/72,0 3,49/3,53 56,0/54,0 4,12/4,0 42,0/40,5
7,5 7,32 135,0 4,94/5,07 93,0/90,0 5,44/5,20 77,0/72,0 4,79/4,71 56,0/54,0
11 8,41/8,52 160,0 7,90/8,12 135,0 6,09/6,26 93,0/90,0 93,0/90,0
15 11,7/11,6 195,0 9,21/9,31 160,0 9,9/10,9 135,0 9,0/9,2 130,0
18,5 13,5/13,1 270,0 12,1/12,2 195,0 11,3/11,2 160,0 9,7/9,6 145,0
22 14,53 310/300 15,9/15,8 270,0 13,20 175,0 12,5/12,3 165,0
30 19,4/19,3 355,0 16,8/16,6 310/300 14,5/14,4 195,0 14,8/14,4 185,0
37 22,7/23,5 490,0 21,3/21,6 355,0 17,6/18,1 270,0 19,7/19,5 255/250
45 26,8/25,8 535,0 26,61 490,0 20,5/19,5 310/300 21,0/20,7 280/275
55 785,0 27,0/27,9 535,0 25,8/25,1 355,0 24,8/24,7 355/350
75 835,0 785,0 39,6/38 490,0 33,0 470,0
90 875,0 835,0 43,8/40,0 535,0 34,8/35,0 510,0

Примечание:

1- Вес медных компонентов;

2- Вес двигателя

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]