Восстановление внешнего вида древесины
С такой необходимостью приходится сталкиваться повсеместно. Если предмет меблировки прослужил некоторое время, и на отдельном участке или по всей площади появились дефекты, утрачен первоначальный декор, то это устраняется сравнительно легко, своими руками. В принципе, данная технология является одой из разновидностей старения дерева.
Порядок работы:
- Удаление нанесенных слоев (зачистка древесины до основы). Используется шкурка. Размер зерна выбирается исходя из сложности обработки.
- Оголенное дерево покрывается (в 2 слоя) акриловой краской (черной).
- Любая мебель имеет своеобразную конфигурацию. Следовательно, все выступающие места (углы, скосы, сегменты вокруг ручек и так далее) со временем истираются. После определения данных участков они натираются парафином. Свечку в доме найти несложно.
- Окрашивание древесины в требуемый цвет.
- После просыхания состава парафин смывается (счищается), и на обработанных им участках проявится темная краска.
- Финишное покрытие дерева лаком.
Автор напоминает, что в статье обозначены лишь наиболее простые в реализации своими руками способы искусственного состаривания дерева. Их, также как и используемых инструментов, препаратов, достаточно много. Но если понятен смысл всех технологических операций, то несложно разработать и собственную методику. Специфика работы и местные условия сами подскажут, что и как целесообразнее сделать.
Термическое старение
По сути, это комплексная обработка дерева.
Этапы работы
Первый
– обжиг по всей поверхности или на отдельном участке. Это необходимо для удаления всей «мякоти» и более четкого проявления структуры, годичных колец, сучков, трещин.
Второй
– механическая обработка. С помощью металлической щетки удаляется нагар. Кроме того, она позволяет добиться максимально выраженной рельефности дерева.
Третий
(не обязательный) – пропитка дерева морилкой. В зависимости от породы это нередко позволяет получить больший эффект от текстурирования. Однослойного покрытия вполне достаточно.
Четвертый
– нанесение лака. Если состаренное дерево отлично смотрится, то лучше использовать бесцветный лак. Его задача – защитить материал от негативных воздействий атмосферы. В некоторых случаях лаком производится дополнительное тонирование древесины, но уже цветным.
- Автор на практике использовал разные источники открытого огня и в процессе тренировок пришел к выводу, что лучший вариант – газовая горелка. Если работать паяльной лампой, то сложно добиться равномерности пламени. В результате при старении на дереве появляются подпалины, которые нивелировать довольно трудно, а иногда и нельзя.
- Прежде чем приступать к обработке поверхности, необходимо «набить руку». Следовательно, сначала желательно получить хотя бы минимальный опыт, тренируясь на бросовом пиломатериале. Какие-то отходы древесины в хозяйстве всегда найдутся.
Прованс, шебби-шик и винтаж в дизайне
Многие популярные стили современного дизайна характеризуются использованием изношенных и потертых предметов и деталей в интерьере, пастельной тональностью и романтическими элементами декора.
Знаете ли вы? Ежегодно для своих потребностей люди вырубают около 15 миллиардов деревьев всего зеленого фонда планеты, пополняя его при этом лишь на 5 миллиардов новых саженцев.
Прованс
Об этом стиле впервые заговорили в ХІХ веке французы, живущие в одноименной провинции. Их традиции в переплетении с повседневными крестьянскими хлопотами и южной природой стали основой в развитии нового направления в дизайне.
Прованские дома отличались изящностью и одновременной простотой, трепетным отношением к вещам предков. Именно эти фамильные реликвии стали олицетворением духа южной Франции.
Для этого стиля характерны:
- преобладание белого цвета и всех оттенков бежевого;
- искусственно выцветшие на солнце фрагменты;
- разноцветная палитра в декоре, аксессуарах (часто встречаются рисунки цветов, полоска, пастораль и клетка);
- множество элементов из дерева в отделке;
- искусственно потертая керамическая плитка (сколы, необработанный камень, кирпич, этнос);
- фарфоровая посуда, кованые зеркальные рамы, салфетки и скатерти из текстиля;
- предметы освещения с элементами ковки, хлопка и льна;
- обрешеченные панорамные окна;
- деревенская мебель классических форм с элементами дерева, ковки и плетения.
Шебби-шик
Представляет собой совсем новое направление в оформлении интерьера. Возникло оно в Великобритании около 30 лет назад.
Его основой является свойственная англичанам сдержанность, консерватизм, экономность и пристрастие ко всему старинному, но добротному.
Стиль шебби-шик проявляется в следующих признаках:
- отсутствие белых тонов;
- превалирование бледных оттенков: голубого, розового, лавандового, желтого и молочного;
- яркие контрастные цвета;
- использование керамической плитки под обветшавшее окрашенное дерево, дикий камень или штукатурку, а также с мелким цветочным рисунком;
- на белом оштукатуренном потолке классическая лепнина в тон сусального золота, а также выбеленные фрагменты перекрытия;
- имитирующие старение деревянная и металлическая фактуры;
- из предметов интерьера используется в основном отреставрированный антиквариат, текстильные вещи, искусственно состаренные фоторамки, старинные канделябры, живые цветы, фарфоровые куклы и статуэтки ангелов;
- в освещении присутствуют хрусталь, ковка, матерчатые абажуры и древние подвески;
- отреставрированная мебель из дорогостоящей древесины, окрашенные детали из металлической ковки.
Винтаж
Его придумали французы, заложив фундаментальные основы из уникальности и подчеркнутой оригинальности старинных изношенных предметов интерьера.
Изначально так называлось вино с многолетней выдержкой, но со временем сформировался целый дизайнерский стиль.
Его главная черта заключается в использовании антикварных предметов, которые с точностью должны соответствовать модным веяниям своей эпохи.
Винтажному интерьеру свойственны:
- превалирующие белый, бежевый и молочные оттенки, а также контрастные — бордовый, зеленый, графитовый, лиловый;
- рисунки с цветами и растительностью;
- искусственно сделанные изъяны;
- напольное покрытие из дерева, мрамора или керамики, но обязательно с эффектом потертости;
- не перегруженность в декоре (дозировано используются лишь ценные старинные предметы, фотографии, зеркала, картины, канделябры);
- лепнина в классическом стиле;
- использование натуральных материалов, кованых элементов, хрусталя, льна, шерсти;
- присутствующий в оформлении интерьера дух сдержанности и элегантности;
- антикварная мебель из древесины и кованого металла.
Важно! Для искусственного состаривания рекомендованы пиломатериалы из следующих пород дерева: сосна, ель, дуб, ясень, лиственница, орех, венге, дуссия, метобо, кемпас, мербау. Доска может иметь сучки и другие изъяны — это даже к лучшему.
Браширование древесины своими руками: как осуществляется процесс
Жители современных городов все чаще в декоре помещения отдают предпочтение стилям с ярко подчеркнутой индивидуальностью: классическому, винтажному, деревенскому и кантри.
Одним из модных материалов, используемых в отделке любых по предназначению помещений, является состаренное дерево
Главной деталью таких интерьеров является дерево. Благодаря этому материалу дизайн помещения приобретает уникальность и неповторимый шарм. Но для классического и винтажного стиля не подойдет дерево в первозданном естественном виде. В данном случае лучше всего подходит состаренное дерево, которое имеет более привлекательный и благородный внешний вид. Такое материал подходит для изготовления любого элемента декора: винтажного светильника, деревянного комода, стильных дверей и оконных рам, облицовки камина.
В природных условиях процесс состаривания дерева затягивается на десятки лет, поскольку оригинальные узоры на поверхности древесины формируются медленно и неравномерно. Поэтому этот материал редкий и дорогой. Но среди современных технологий есть простой и быстрый способ искусственного старения дерева. Этот процесс называется брашированием. Интерес к этому методу проявляют не только любители элитной винтажной мебели, но и желающие разнообразить внутренний интерьер загородных домов.
Состаривание древесины своими руками (браширование) – декоративная технология обработки деревянных изделий, в процессе которой для обычной деревянной поверхности создается искусственный эффект старины. Метод получил свое название от английского слова brush – щетка. Также процесс состаривания называют структурированием древесины.
Особая тонировка позволяет выразить эффект патины, когда основная древесина окрашивается в один тон, а поры дерева в совершенно другой
Метод искусственного браширования основан на разнице в твердости слоев, из которых состоит древесина. В процессе работы происходит удаление мягкого светлого слоя. В результате участки становятся рельефными, что придает материалу особенный вид, присущий лишь довольно старым деревьям.
Глубина браширования доски зависит от ее предназначения. Если необходимо создать эффект глубокого старения, то глубина неровностей и шероховатостей может быть до 2-3 мм. Не рекомендуют для пола глубокий рельеф древесины, иначе покрытие будет сильно пачкаться и плохо отмываться. Оптимальная глубина составляет 0,5-0,8 мм.
Методы состаривания дерева: основные сведения
Для структурирования древесины используются специальные инструменты и методики. В основе лежит механическая обработка дерева с помощью специальных металлических щеток, которые удаляют верхние мягкие волокна. Благодаря этому твердая поверхность просматривается отчетливее, формируя красивый рельеф. Но это далеко не весь процесс обработки дерева.
Браширование применяется только для наиболее прочных пород древесины
Чтобы подчеркнуть внешний вид и сделать структуру более отчетливой, материал покрывают специальными красками, имеющими естественные оттенки. Окрашивание осуществляется неравномерно: впадины приобретают более темный цвет, а поверхность фактуры – светлый. Это делает рельеф заметнее.
Дерево с мелковолокнистой и нечетко выраженной структурой лучше не использовать, поскольку метод браширования малоэффективный для таких пород. Не подходят для состаривания такие деревья:
- бук;
- клен;
Используя технику браширования можно в итоге получить дерево совершенно необычной окраски
- ольха;
- вишня;
- береза;
- тик.
Для состаривания древесины подходят как мягкие, так и твердые породы дерева. Главное требование заключается в том, чтобы у материала была четко выражена фактура и просматривались слои с разной твердостью. Лучше всего брашировка древесины выполняется над такими породами:
- сосна;
- дуб;
- ясень;
- орех;
- лиственница;
- венге.
Именно правильное использование красителей позволяет добиться нужного эффекта старины
Технология состаривания позволяет создавать необычные фактуры, которые подходят для интерьеров разных стилей. Структурированная древесина используется для создания элементов декоративной отделки, мебели, полов. Брашированная мебель выглядит уникально и очень красиво.
Состаревание с использованием влажной бумаги
Этот метод придания дереву текстуры состаривания похож на предыдущий со свечей, только теперь вместо воска будет влажная бумага (если свечи вдруг дома не нашлось, то бумага уж точно есть у каждого).
Необходимые материалы:
Пошаговая инструкция:
Шаг 1: Крепим влажную бумагу. Здесь не наносили краску основы, чтобы просматривался натуральный цвет дерева. Поэтому сразу берем лист бумаги, рвем его на неровные кусочки разной формы и размера. После этого каждый кусочек окуните в миску с водой и положите на древесину, которую собираетесь красить.
Шаг 2: Наносим краску
Разложив все кусочки бумаги, сразу же приступайте к покраске в выбранный цвет, то есть не нужно дожидаться, пока бумага высохнет.
Шаг 3: Снятие краски Затем осторожно поднимите каждый кусочек бумаги с поверхности. Вы можете сделать это, как пока краска будет еще немного влажной, так и после полного ее высыхания.
Вы можете сделать несколько слоев, например, как в предыдущем методе. Для этого руководствуйтесь пошаговой инструкцией, описанной там, заменяя воск влажной бумагой.
Второй способ — рельеф старины и многослойная окраска дерева
С помощью этого способа дереву специально придается вид старинной, антикварной вещи, потертой временем. Для этого используется многослойная окраска дерева.
Предварительно поверхность дерева должна специально подвергнуться всевозможным мелким повреждениям: ее бьют молотком, прокалывают шилом, дерут пилой, пропечатывают шурупами или стальными прутами, делают все возможное, чтобы придать ему рельеф старины.
Затем поверхность грунтуется слоем Пинотекса. После его высыхания она покрывается сплошным толстым слоем тонированной краски (антисептика).
Так как Пинотекс имеет густую консистенцию, он может быть положен неравномерно, так как намного гуще от лазури Белинка. Его используют в тех случаях, если нужно создать густой нижний слой на состаренном дереве.
Лазурь Белинка более жидкая, она легко и равномерно распределяется по всей поверхности дерева, создавая ровную окраску поверхности.
Когда первый слой высохнет его можно намеренно подвергнуть мелким повреждениям: потереть мелкой или крупной шкуркой, пройтись металлической щеткой. Главное – не переусердствовать. Налет времени здесь должен быть минимальным. По утверждению специалистов наиболее достоверный эффект старины дает покраска Пинотексом неравномерным слоем.
После процедуры намеренного состаривания методом нанесения царапин шкуркой или металлической щеткой, на поверхность наносится полупрозрачный слой белой лазури, чтобы сквозь нее просвечивался темный нижний слой. Совсем не обязательно краску наносить равномерным слоем.
После высыхания верхнего слоя, с помощью металлической щетки продольными движениями соскребается верхний слой белой глазури, в результате чего создается рельефный рисунок состаренного дерева. Такой рисунок имеет очень контрастную окраску, что очень далеко от натурального цвета состаренного дерева. Чтобы привести цвет к более совершенному тону, его нужно сделать немного приглушенным. Для этого белую глазурь разбавляют наполовину уайт-спиритом и покрывают деревянную поверхность этой смесью.
Состаренное дерево, созданное на основе лазури Белинка, имеет спокойный теплый тон после окончательной обработки. Пинотекс дает более интересный декоративный эффект, с глубоким темным цветом основы. Его используют в создании состаренной мебели, а также в элементах отделки.
Пошаговая инструкция, как состарить дерево
Самый простой метод состаривания дерева в домашних условиях своими руками предполагает использование обычной восковой свечи и мебельной краски. Этим способом можно обновить любые деревянные изделия, придав им уникальный антикварный вид (рисунок 1).
Пошагово процесс состаривания свечой выглядит так:
- Для начала определитесь с базовым цветом будущего изделия. Например, можно использовать темно-коричневую краску, которая в конце обработки будет проглядывать сквозь следующие слои.
- Чтобы сделать базовый слой, покрасьте изделие широкими хаотичными мазками, не закрашивая дерево полностью. Дайте краске полностью высохнуть.
- Теперь возьмите свечу и, сильно нажимая на нее, потрите поверхность в нескольких разных местах. Соблюдать определенный порядок не имеет смысла, так как от этого потеряется вся прелесть декора.
- Далее нужно нанести следующий слой краски, лучше контрастного оттенка (например, белого). В данной случае закрашивается все изделие целиком. Как и в случае с первым слоем, покрытию нужно дать высохнуть.
- Далее возьмите тряпку и сильно протрите поверхность. В местах, где был нанесен воск, второй слой отстанет от поверхности и сквозь него начнет проглядывать коричневый цвет.
Рисунок 1. Самый простой способ состаривания — с помощью восковой свечи
На этом можно остановиться, но, если вы хотите использовать больше цветов, поверхность нужно снова потереть воском и нанести еще один слой краски. После ее высыхания снова потрите изделие тряпочкой.
По желанию, готовый элемент декора можно покрыть лаком. Но это не обязательно, так как со временем краска начнет постепенно отставать и эффект старины только усилится.
Техника лессировки
Широко применим также метод лессировки деревянной поверхности. Данный способ предполагает использование различных красящих составов, начиная от акрила и масла, и, заканчивая, акварелью. Техника лессировки состоит в том, чтобы получить глубокие переливы цвета за счет слоев различной прозрачности. Для искусственного состаривания древесины указанным методом удобно воспользоваться красками на акриловой основе, так как они легко разбавляются либо смешиваются, образуя широкую гамму цветов.
К тому же раствор красящего состава на акриловой основе быстро высыхает на поверхности и влагоустойчив. Процесс окрашивания довольно прост: подготовленный раствор акриловой краски наносится на поверхность, после чего ему дают полностью высохнуть. При необходимости процедуру можно повторить для получения необходимого оттенка. Лессированные слои не скрывают текстуру древесины, а эффект состаривания достигается за счёт переливов полупрозрачных слоев красящего вещества.
Декорирование поверхностей методом лессирования, помимо всего прочего, открывает широкие возможности для экспериментирования, так как позволяет наносить полупрозрачные слои красящего состава различных цветов, получая неповторимые оттенки.
Специфика обработки различных поверхностей
Грани и углы заготовок лучше вообще не шлифовать, особенно если вы не намерены после обработки покрывать готовое изделие лаком – они будут постоянно цепляться и даже откалываться.
На сиденьях, столешницах и прочих горизонтальных поверхностях не следует делать слишком глубокий рельеф, потому как в последствии значительно затруднится их уборка – пролитые напитки, мелкие крошки от еды и прочие «мусоринки» будут застревать между волокнами.
Для того чтобы предотвратить попадание пыли между волокнами и постоянно