Как отливать из гипса элементы отделки интерьера в любом количестве

Три шага к гипсовой скульптуре (или элементу отделки)

От замысла до готового изделия необходимо пройти три этапа:

  • изготовить модель в натуральную величину;
  • снять с модели литьевую форму;
  • приготовить гипсовую смесь и отлить желаемое количество копий изделия.

Рассмотрим эти этапы на примере изготовления небольшого бюста (а) и элемента лепной отделки интерьера (б).

Состав шликера

Основа шликера — это глина с добавками, разведенная водой. Обычно ее разводят до консистенции сметаны или густых сливок.

Состав шликера для литья

Шликер готовят на основе одного или нескольких видов глины, добавляя песок, шамот, электролиты и красители. Для разных видов изделий выбирают наиболее подходящий для них состав.

Модельное дело, изготавливаем модель изделия

Первый и самый сложный шаг для получения гипсовой скульптуры — это модель.

Модель можно сделать самому, либо подобрать уже готовое изделие. К примеру, вы решили сделать 10 копий фигурных фризов и наклеить их по периметру комнаты под самым потолком. Покупаем один и далее по нему отливаем остальные.

Если учесть, что стоимость одного лепного украшения может составлять от тысячи рублей и выше, то выгода очевидна. При этом исходную форму можно несколько видоизменить по своему вкусу.

Если не желательно или невозможно работать с оригиналом, то изготовим его гипсовую копию (как именно это сделать мы рассмотрим дальше). Затем убираем на копии ненужные детали и (или) дополняем её деталями из пластилина. По готовому изделию сделать это гораздо проще чем «с нуля».

Сделать модель самостоятельно уже сложнее. Нужно обладать хотя бы минимумом пространственного мышления и некоторыми навыками скульптора.

В практическом опыте модельного дела можно использовать гипс для основы и пластилин для выделки мелких деталей. Такая методика особенно хороша для изделий, где есть крупные прямоугольные детали, например для барельефов, изразцов и пр.

Изразцы

Гипсовые заготовки отливаем из недорогого мягкого гипса в простейшей прямоугольной опалубке. Когда он схватился, разбираем опалубку и, вытащив деталь, обрабатываем её ножом или простейшими резцами из ножовочного полотна, стамесками. Это несложно, влажный гипс резать немногим труднее, чем кусок хозяйственного мыла.

Заготовку сушим и покрываем акриловой грунтовкой или спиртовым лаком, затем дополняем деталями из пластилина. Без грунтовки пластилин очень плохо «цепляется» на гипс.

Рекомендую: Вопрос: Почему идет обратная тяга на кухне и что делать?

Оборудование и материалы для литья

Для литья используется шликер определенной консистенции. На ощупь он должен быть маслянистым. В состав шликера, помимо глины и воды, включают различные добавки, меняющие консистенцию и другие свойства суспензии. В качестве добавок используют

Шликер для будущего изделия

  • Другие сорта глины
  • Песок
  • Шамот
  • Электролиты
  • Красители

Важнейшим оборудованием являются формы для литья. От продуманности конструкции и качества изготовления напрямую зависит качество конечного изделия. В шликерном литье применяются гипсовые формы. Оправка обычно делается из двух частей. Для точного совмещения двух частей на одной из них предусматриваются выступы, а в другой — соответствующие им по профилю впадины. В художественном литье, отличающемся малыми сериями, части формы скрепляются резинками. Гипсовая форма для шликерного литья обладает ограниченным сроком службы, и при планировании выпуска больших партий (например, изразцов) необходимо предусмотреть изготовление нескольких оправок на каждое изделие.

Формы для шликерного литья

Важно! Форму необходимо делать только из высококачественного скульптурного гипса. Гипс должен быть пуховым, не содержать посторонних включений и комков. Оправки, изготовленные из высококачественного гипса, способны выдерживать более сотни отливок. Если же гипс низкокачественный, то после десятка отливок стенки начинают выкрашиваться и осыпаться.

Формы, пришедшие в негодность, можно раскрошить молотком, просеять через мелкое сито и добавлять в гипсовый раствор для отливки новых оправок в пропорции не более чем 1:10.

Что такое форма для скульптуры

Форма это слепок с модели, её «объемный негатив». Лет пятнадцать назад основным материалом для снятия форм был гипс. Да и в наше время его применяют довольно часто, особенно для «разовых» заливок несложных, но крупных изделий.

Формы из гипса получаются прочные, точно отражают мельчайшие детали модели и, что важно, — они недорогие.

Увы, но именно крепость застывшего гипса порой приводит к тому, что форма цепляется за выступы на модели и образует с ней своеобразный «замок». Попытка разъединить их силой приводит к поломке модели или формы.

Поскольку мало-мальски сложное изделие при заливке обязательно образует замки, то, либо модель разрезают на простые элементы, отливают их по отдельности и затем склеивают, либо форму набирают отдельными участками не образующими замков.

Из практики.

В начале двухтысячных, создавая форму по модели знаменитого памятника «Клятва» (Музей «Молодой гвардии» г. Краснодон) автор этих строк заливал 14 фрагментов.

Этих недостатков лишены силикон. Он копирует детали модели не хуже гипса, а прочность его достаточна для отливки десятков копий. При этом силикон достаточно гибок, что позволяет не беспокоиться о том, что он зацепится за выступ или впадину модели.

К недостатку силиконовых форм можно отнести их куда более высокую стоимость, чем гипсовых.

Важно!

Обычный силиконовый герметик для формы не подойдет. Нужен специальный формовочный состав. Наиболее популярен двухкомпонентный из базовой смолы и катализатора. Причем последнего требуется всего около 1,5-2%.

Делаем форму для гипса в домашних условиях

Тема про формование заинтересовала всех. И многие спрашивают: как из чего делаем форму для гипса. Смотрите, делал все из формопласта. Концов, выходов, чтобы приобрести материал, нет. Но покажем на маленьком примере, как получить в домашних условиях.

Найдена бутылочка с двуглавым орлом. И планируется из нее сделать слепок из гипса. Что для создания формы надо? Коробочку на быструю руку смастерил, она кривая, внутри форма и нигде стенок не должна касаться. Использован силикон, неважно белый или черный. И понадобится Fairy. Для чего? Все и покажем.

Приготовление силиконовой смеси для формы

Отмеряем составляющие силиконовой смеси (отвердитель и силикон) и тщательно их перемешиваем.

Для этого в емкость наливаем основной компонент и начинаем его активно мешать вращательными движениями, как сахар в стакане. Когда масса придет в движение, не прекращая мешать, понемногу вливаем катализатор.

Для полного смешивания ингредиентов хватает 1-1,5 минут. Перемешивать дольше 2-х минут не следует, смесь начнет терять свои качества.

Перемешав состав, сразу начинаем заливку.

Важно.

Готовя смесь, выдерживайте рекомендованное инструкцией соотношение и температурный режим. Силикон будет тем жестче, и тем быстрее схватывается, чем больше отвердителя и выше температура. А, уменьшив количество катализатора ниже нормы можно не добиться полимеризации.

Чтобы силикон не прилипал к модели, мажем ее разделяющей смазкой. Состав продается готовый и, если работы много, стоит банку приобрести. Для небольших же домашних поделок в этом качестве подойдет парафин, вазелин и даже обычное мыло.

Изготовление одинарной формы

Сначала разберемся, как снять форму с элемента лепного декора.

Модель помещаем в коробку (опалубку) из дощечек, закрепив ко дну с помощью пластилина или проволочной скобой. Размеры коробки подбираем так, чтобы слой силикона между стенками и моделью был как минимум 10-15 мм. На столько же должен покрыть силикон самую высокую часть модели (рис. 1). Этот уровень приблизительно отметим на стенке коробки.

Рекомендую: Как повесить тяжёлую люстру на монолитный потолок

Теперь прикинем, сколько нам понадобится силиконовой смеси. Засыпаем модель чистым песком или простой солью по уровню заливки силиконом. При этом пристукиваем и встряхиваем коробку, уплотняя засыпку. Высыпаем песок в мерную емкость. Каков объем песка, столько понадобится и силикона.

Силикон льем тонкой струей, стараясь не допустить образования воздушных пузырьков. Заполнить особенно сложные места «помогаем» ему тонким гибким шпателем.

Обычно уже через 5-6 часов слепок можно аккуратно снимать, но заливать гипсом раньше, чем произойдет полная полимеризация не стоит. Как правило, это от 16 часов до суток.

Основные проблемы при шликерном литье

Загустевание раствора в форме

Раствор может загустеть, просто находясь в оправке. Поэтому перед сливом лучше активировать залитый в форму шликер путем легкого взбалтывания, вращения или легкого потряхивания

Забивание литника

Если применяется форма с небольшим литником, до начала слива нужно прочистить отверстие тонким шпателем.

Очистка отверстия тонким шпателем

Забилось отверстие литника

Некоторые начинающие мастера вырезают кратер литника, не притрагиваясь к отверстию и боясь нанести вред отливке. Чтобы отверстие литника оставалось свободным, можно вставить в них обрезки коктейльных трубочек.

Забилось отверстие литника

Форму нужно перевернуть над емкостью для слива и ровно и сильно подуть в трубочку. Важно добиться полного вытекания. Особо внимательно надо относиться к формам сложного рельефа.

После того, как шликер слит, обрезок трубочки надо залить водой. В том же положении, литником вниз, оправку следует поставить на пластиковую поверхность.

Установка формы после слива шликера в исходное положение

После слива раствора форму надо установить в перевернутом положении. Если вернуть ее в исходное, образуются потеки шликера по стенкам изделия, и толщина стенок меняется. Разная толщина стенок приведет к росту напряжений в ходе обжига и даже возникновению трещин вдоль потеков. Отливка может быть безнадежно испорчена.

Неполное слитие шликера из формы

Неполный слив также может привести к потекам и трещинам при обжиге. Если сливается изделие замысловатой конфигурации, при сливе форму лучше встряхивать под разными углами, добиваясь полного слива шликера.

Изготовление разрезной формы

Если для изготовления элемента декора форму достаточно залить за один раз, то для бюста потребуется разъемная форма из двух деталей или иначе разрезная форма.

Сделать ее можно двумя способами:

  1. Сразу залить модель полностью, а затем форму разрезать.
  2. Выполнить заливку в два-три приема.

Первый вариант, думаем, понятен. Модель заливается полностью, оказываясь внутри сплошного силиконового блока. После того как силикон схватился, разрезаем блок прямо на модели, приблизительно пополам. Затем удаляем модель и соединяем части слепка по разрезу, скрепляя шнуром или даже просто скотчем. Форма готова к заливке.

Второй способ заметно сложнее. По сути, мы снимаем с модели как минимум две формы, по одной с каждой стороны.

Начинаем с разметки границы раздела. Линию раздела рисуем прямо на модели карандашом или фломастером, стараясь, чтобы она проходила по середине выступающих элементов изделия. Так готовую форму будет проще снимать.

Теперь нам предстоит закрыть часть модели, оставив лишь ту сторону, с которой будем снимать слепок. Для этого используем пластилин, а еще лучше скульптурную глину.

Модель укладываем в опалубочную коробку. Заполняем коробку глиной или пластилином до намеченной линии раздела. В результате мы должны получить сплошную поверхность, из которой барельефом выступает половина модели.

Некоторые стараются, чтобы раздел представлял собой по возможности ровную плоскость. Этого вовсе не требуется. Линия раздела вряд ли будет находиться строго в одной плоскости, а значит, рельефной окажется и вся граница разделения формы.

Зальем модель силиконом. Дождемся, когда он наберет достаточную прочность (обычно это от 3 до 6 часов). Теперь не снимая

(!) форму с модели, разбираем опалубку, убираем глину (пластилин) и переворачиваем форму залитой стороной вниз. Перед нами окажется барельеф второй части модели, выступающий из силиконового блока.

Обрамляем модель опалубкой, смазываем поверхность и модели, и силиконовой «обоймы» разделительной смазкой. Заливаем очередную порцию жидкого силикона и дожидаемся, пока он схватится.

Рекомендую: Мебель и декор, взгляд со стороны

Разбираем форму и убираем модель. Получим две половины, в одной из которых отпечаталась передняя, а в другой задняя сторона модели. Осталось их соединить, скрепить и заливать гипс.

Совет.

Чтобы части формы точно совпадали, вдавите несколько шариков, к примеру, от подшипника в разделительную поверхность. При заливке они образуют на слепке соответствующие впадинки и выпуклости, позволяющие точно совмещать части формы для заливки гипса.

Область применения литья из гипса

Литье из гипса применяется как на промышленных предприятиях для изготовления деталей отделки помещений, так и в авторских мастерских. Мастера льют из гипса весьма широкий ассортимент

  • Авторские элементы декора помещений
  • Статуэтки и даже большие статуи, вплоть до моделей для последующего литья из металлов
  • Небольшие украшения
  • Игрушки
  • Детали для масштабных моделей техники

Этим перечнем область применения не ограничивается. Мастера придумывают все новые и новые области применения литья из гипса — везде, где нужно создать детали со сложными поверхностями и рельефом, а требования к прочности и износостойкости не являются критически важными.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

—Рубрики

  • БИРКИ, ЯРЛЫКИ ДЛЯ РУКОДЕЛОК, ПЕЧАТИ (10)
  • СВЕЧИ (4)
  • БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ (8)
  • БОХО (19)
  • ВЫСКАЗЫВАНИЯ, АФОРИЗМЫ, ЦИТАТЫ. (18)
  • ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ (549)
  • Crazy wool (16)
  • ВЯЗАНИЕ НА ВИЛКЕ (13)
  • НА ЛИНЕЙКЕ (2)
  • УКРАШЕНИЯ (1)
  • Аксессуары (12)
  • Бабушкин квадрат,квадраты (17)
  • Блузки, топы, кофточки (68)
  • Болеро,медузки (21)
  • Большие размеры (13)
  • Для кухни (1)
  • ЖАККАРД (4)
  • Жилеты,жакеты (28)
  • Журналы по вязанию крючком (28)
  • Комбинирование (19)
  • Костюмы (6)
  • Купальники (5)
  • ЛЕНТОЧНАЯ ПРЯЖА (1)
  • Мотивы (14)
  • На вилке (3)
  • Обвязка (22)
  • Обувь, носки, тапочки (71)
  • Пальто, кардиганы, кофты (37)
  • Платья, туники (83)
  • Пледы (30)
  • Сумки (23)
  • Узоры (23)
  • Филейное вязание (3)
  • Цветы (21)
  • Шали, палантины (29)
  • Шапки, варежки, перчатки (12)
  • Шарфы (4)
  • Штаны, лосины, шорты (1)
  • Юбки (19)
  • ВЯЗАНИЕ СПИЦАМИ (38)
  • Обучение (1)
  • Узоры (1)
  • Обвязка (1)
  • Блузки, топы, кофточки (1)
  • Для животных (12)
  • Жилеты,жакеты (4)
  • Ленточная пряжа (3)
  • Пальто, кардиганы, кофты (2)
  • Платья, туники (4)
  • ВЯЗАНЫЕ ИГРУШКИ (78)
  • ГИПС (45)
  • ДЕКУПАЖ (808)
  • Вдохновлялочки (18)
  • Декорация бутылок (107)
  • Для кухни (38)
  • Журналы по декупажу (25)
  • Интерьер,мебель.. (63)
  • Картинки для декупажа (138)
  • Кракелюр (41)
  • Материалы, инструменты, краски (80)
  • Обувь, одежда, аксессуары (6)
  • Панно (44)
  • Уроки от бабы Лены и другие видео (73)
  • Холст (1)
  • Шкатулки, коробочки. (26)
  • Эффекты (12)
  • ДЕКУПАЖ-КАРТИНКИ (1712)
  • 8 марта (2)
  • Африка (57)
  • Бордюры (14)
  • Валюта (8)
  • Винтаж (37)
  • Восток (7)
  • Гороскоп,знаки зодиака (6)
  • Грамоты, дипломы, благодарности (3)
  • Декупажные карты (8)
  • Детские, сказочные. (170)
  • Для плитки, кафеля (1)
  • Дома, улочки, кафе. (81)
  • Животные (166)
  • Интерьер (28)
  • Исторические (15)
  • Космос (8)
  • Круглые, овальные (23)
  • Кухня (73)
  • Литература, книги (1)
  • Морские (61)
  • Мужчины, женщины, дети. (105)
  • Музыка, кино (26)
  • Надписи (1)
  • Напитки, спиртное (17)
  • Натюрморты, овощи,фрукты. (67)
  • Новый год, рождество. (204)
  • Одежда, аксессуары, мода. (18)
  • Окна (2)
  • Открытки (7)
  • Охота, рыбалка. (3)
  • Пасха (10)
  • Почта, марки, алфавит (18)
  • Прикольные (18)
  • Природа,пейзаж (110)
  • Прованс, деревня. (22)
  • Птицы (39)
  • Разное. (114)
  • Романтика,валентинки (34)
  • Свадебные (4)
  • Страны, города, карты (54)
  • Транспорт (15)
  • Фоны, узоры, орнаменты (19)
  • Фэнтази (44)
  • Цветы (204)
  • Часы (39)
  • Этикетки, упаковки (12)
  • ЖУРНАЛЫ (10)
  • Из пластиковых бутылок (10)
  • ИЗ БУМАГИ (67)
  • Цветы (61)
  • ИЗ ЯИЧНОЙ СКОРЛУПЫ (4)
  • ИЗДЕЛИЯ ИЗ КАРТОНА (24)
  • Изделия из коробок (5)
  • Комодик (8)
  • ИЗДЕЛИЯ ИЗ СТАРЫХ ДЖИНС (49)
  • ИНТЕРЕСНЫЕ ВИДЕО (13)
  • ИНТЕРЕСНЫЕ САЙТЫ (28)
  • Обучалочки (13)
  • Создание сайтов (5)
  • ИСТОРИЯ (20)
  • КИНО, АКТЁРЫ. (7)
  • КОФЕЙНАЯ ТЕМА (6)
  • КРАСИВЫЕ И ИНТЕРЕСНЫЕ ФОТО (79)
  • КРАСИВЫЕ РИСУНКИ (2)
  • КРАСОТА И ЗДОРОВЬЕ (295)
  • КУКЛЫ (55)
  • КУЛИНАРИЯ (497)
  • Вторые блюда (80)
  • Десерт (21)
  • Журналы по кулинарии (1)
  • Закуски (94)
  • КАРВИНГ. Уроки художественной резьбы по овощам и ф (13)
  • Конфеты (2)
  • Мороженое (19)
  • Напитки (12)
  • Первые блюда (1)
  • Приправы, соусы (6)
  • Салаты (43)
  • Соления,маринады,заморозка (57)
  • Соусы, приправы (2)
  • Торты, пироги, запеканки (198)
  • ЛЕПКА (213)
  • Журналы, книги (7)
  • Папье-маше (8)
  • Пластика (46)
  • Поделки из солёного теста (71)
  • Полимерная глина (56)
  • Холодный фарфор (43)
  • МАНДАЛЫ, ТАЛИСМАНЫ. (15)
  • МАСТЕР-КЛАССЫ (18)
  • МАТЕРИАЛЫ, ИНСТРУМЕНТЫ,КРАСКИ . (8)
  • МОЗАЙКА (2)
  • МОИ РАБОТЫ (33)
  • МУЗЫКА (3)
  • НОВЫЙ ГОД (ПОДЕЛКИ,СУВЕНИРЫ И Т.Д.) (118)
  • Новогодний декупаж (48)
  • новогодний стол (1)
  • ПАСХА (1)
  • ПЕЙП — АРТ (3)
  • ПЛЕТЕНИЕ ИЗ ГАЗЕТ (95)
  • Журналы по плетению из газет (3)
  • ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ (32)
  • ПСИХОЛОГИЯ (1)
  • ПУГОВИЦЫ (8)
  • РАЗНЫЕ ПОДЕЛКИ (125)
  • Букеты из конфет (23)
  • РЕМОНТ (266)
  • Балконы (10)
  • Интерьер (151)
  • Кухни (38)
  • Мебель (44)
  • Отделочные работы. (1)
  • Прихожие (2)
  • РОСПИСЬ (239)
  • Техника jacarelado ( ложная мозаика) (4)
  • Витраж (1)
  • Журналы по росписи (7)
  • Мебель, интерьер (5)
  • На ткани (6)
  • Обувь, одежда (5)
  • Схемы (18)
  • Точечная роспись (84)
  • Учимся рисовать (46)
  • Шаблоны и трафареты (16)
  • СЮРПРИЗЫ И ПОДАРКИ (11)
  • ТОПИАРИЙ (33)
  • УКРАШЕНИЯ (42)
  • Эпоксидка (10)
  • ЦВЕТОВОДСТВО (1)
  • ШИТЬЁ (353)
  • Для собак (4)
  • Игрушки (7)
  • Интерьер (41)
  • Красим ткань, вещи (3)
  • Обувь (21)
  • Одежда (123)
  • Пэчворк (23)
  • Сумки (37)
  • Фетр (3)
  • Цветы,банты, паетки, бисер (77)
  • Шторы (9)
  • ШТАМПЫ, НАДПИСИ, ТРАФАРЕТЫ (22)

Тиражирование изделий

Имея прочную и гибкую силиконовую форму, можно приступать к тиражированию изделий.

Наши поделки вряд ли будут подвергаться серьезным нагрузкам. Используем для них гипс Г5 или Г6, который можно приобрести в любом строительном магазине. Но, все же, перед тем как затворять его добавим в воду 6-8% эмульсии ПВА. Она снизит хрупкость готовых изделий, добавит им прочности, а так же повысит «текучесть» гипсовой смеси.

Гипс с водой мешаем в пропорции 55:45 или даже 60х40. Подробнее о видах гипса и способах его затворения можно прочесть в статье об изготовлении гипсовых плиток.

Жидкий гипс заливаем уверенно, равномерной аккуратной струей. После того, как форма заполнится, дадим гипсу хорошенько затвердеть. Для быстросхватывающихся сортов это 20-25 минут.

Извлекаем изделие из формы, зачищаем заусенцы и ставим на просушку. Готовую скульптуру можно покрыть лаком или окрасить.

Совет.

Хотя гипс и не прилипает к силикону, после каждых двух-трех отливок, смазывайте форму разделительной смазкой, это продлит срок ее службы.

Как организовать изготовление садовых фигур

Садовые фигурки – один из элементов ландшафтного дизайна. Сегодня они пользуются большой популярностью у садоводов, выполняющих озеленение придомовой территории. При помощи них можно формировать завершенный внешний вид ландшафтного дизайна, искусно маскировать неприглядные технические узлы (люки колодцев, вентили трубопровода, не выкорчеванные пни), и формировать определенное настроение. Трудно сдерживать улыбку, если тебя у входа в дом встречает очень смешной озорной гном, держащий в руках корзинку или зажженный фонарик.

Сегодня практически в каждом городе работает одно предприятие, которое занимается изготовлением садовых фигурок. Но даже, несмотря на это, по мнению специалистов, эта ниша для бизнеса все еще свободна. На рынке нет большой конкуренции, интерес к подобному виду товара со стороны покупателей из года в год растет, поэтому можно открывать свое дело и заниматься производством садовых фигурок.


Производство садовых фигурок Источник ostwest.su

Для этого нужно зарегистрировать предприятие, арендовать помещение, приобрести оборудование и организовать рекламную компанию. Технология производства садовых фигур – простой, с технологической точки зрения, процесс. Его реализация не требует наличия определенных профессиональных знаний и навыков. Он состоит из нескольких этапов. Необходимо будет:

  • готовить смесь;
  • заливать ее в готовые молды (формы для маленьких садовых фигур для больших и средних архитектурных элементов);
  • извлекать готовое изделие после того, как оно внутри формы хорошо высохнет;
  • грунтовать и разрисовывать полученные таким способом заготовки.

Для того чтобы наладить процесс производства, необходимо обязательно приобрести несколько десятков разных видов форм.


Молды для садовых фигурок Источник samtex.polfirms.pl

Что мы получим

Методика гипсового литья, описанная в статье, предназначена для создания множества одинаковых изделий.

Разумеется, можно отлить и лишь одну, уникальную скульптуру. Скажем, вы сделали из пластилина скульптуру любимой девушки и хотите «перевести» ее в прочный гипс, чтобы преподнести подруге (другу).

Тем не менее, стоит помнить, что для разовых, «штучных» вещей есть и другие методы изготовления. К примеру, скульптуру можно вылепить из бетонной смеси. Либо вырезать из гипсовой болванки, мягкого природного камня. Но об этом мы поговорим в других статьях.
Оставляйте ваши советы и комментарии ниже. Подписывайтесь на новостную рассылку. Успехов вам, и добра вашей семье!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]