Если заклинило шлифовальный круг: как снять зажатый диск с болгарки


Почему на болгарке закусывает и рвёт диск

Многие люди боятся работать болгаркой, хоть и скрывают это. Что тут поделаешь, инстинкт самосохранения ещё никто не отменял. Угловая шлифмашина, и вправду, травмоопасный инструмент. И если ею неправильно пользоваться, все может закончиться весьма плачевно.

Поэтому при работе с болгаркой важно понимание инструмента, а также предугадывание, что может произойти в тот или иной момент. Например, если резать трубу на весу, диск может заклинить и разорвать. Если сильно давить на него, может произойти то же самое.

При этом не стоит исключать и ряд ошибок связанных с халатностью и неосмотрительностью. Сколько раз мне попадались отрезные диски на УШМ, которые просто болтало из стороны в сторону. Здесь и низкое качество, и нарушение правил транспортировки болгарки с диском: закинул её в багажник автомобиля и поехал на работу.

Само собой разумеется, что ни к чему хорошему это привести не может, болгарка в машине болтается из стороны в сторону, диск повреждается, в результате чего его рвёт на части. В данной статье строительного журнала мне хотелось бы поделиться с читателем своим опытом, пусть и небольшим, но все же.

Из-за чего заклинивает круг и почему не получается открутить диск?

Чаще всего неисправность проявляется при соприкосновении с материалом. В режиме холостого хода таких проблем не прослеживается, поскольку количество оборотов инструмента остается стабильным. Но, когда мы начинаем шлифовку или резку металла, тогда начинается увеличение количества оборотов, что отражается на работе диска и угловой шлифовальной машины.

Распознать заклинивание диска можно по следующим признакам:

  • у круга инструмента резко снижается количество оборотов и даже могут прослеживаться торможение, заклинивание;
  • диск может поддаваться деформации из-за еще более сильного зажима гайки;
  • увеличение диаметра и глубины прорезания.

В этом случае вам нужно вовремя отреагировать на сложившуюся ситуацию и принять меры. В этом случае обязательно нужно снять зажатый диск с болгарки, попробовать решить проблему с наименьшими затратами времени и сил.

Одной из наиболее распространенных причин заклинивания гайки считается то, что вы долгое время не пользовались болгаркой, а гайка, болт или шайба заржавели. Следовательно, это становится причиной неисправности инструмента. Если вы столкнулись с такой ситуацией, нужно выполнить ряд действий:

  1. Для начала отключите угловую шлифовальную машину от питания.
  2. Распылите на конструктивные детали болгарки антикоррозийное средство или специальную растворяющую жидкость. Средство обязательно должно попасть на шайбу, гайку, болты.
  3. После этого можно переходить к снятию защитного кожуха и отдельных деталей, которые поддаются раскручиванию.

Если же специальные средства не помогают справиться с проблемой, тогда нужно переходить ко второму способу. Его суть заключается в предварительном нагреве воском, после чего можно воспользоваться гаечным ключом для откручивания гайки. Контролируйте усилие, чтобы не сломать шлифовальный диск.

Иногда колесо не получается открутить из-за неправильного направления откручивания гайки. Убедитесь, что вы откручиваете в нужную сторону. Если гайка не откручивается простым ключом, тогда можно приложить усилия молотком. Но, в этом случае важно аккуратно регулировать силу, чтобы не повредить детали болгарки.

Способ, с помощью которого вы сможете открутить гайку и устранить проблему, во многом зависит от типа шлифовальной машины. Также играет роль способ фиксации диска на болгарке. Чаще всего для того, чтобы снять диск с болгарки, понадобятся гаечный ключ или отвертка.

Если вы решились самостоятельно снять диск с болгарки или заменить его, обязательно продумайте систему безопасности. Шлифовальные машины и их режущие части очень острые, поэтому нужно быть предельно аккуратными и не забывать о средствах защиты. Помимо спецодежды потребуются защитные очки. Если колесо сломается, его частицы могут отлететь и попасть в лицо. Если же колесо застряло, и у вас не получается решить проблему, придется прибегать к более трудоемким методам.

Дополнительные опции болгарок

Быстрозажимная гайка

Дополнительная опция болгарок. Позволяет вручную быстро и надёжно фиксировать диск без использования инструмента. Наличие быстрозажимной гайки облегчает работу с болгарками и учтено в рейтинге

Самая технологичная болгарка УШМ 125 по версии TEXAZMA.ru

«Очень удобная вещь. Пользуюсь болгаркой (DE WALT) с такой шайбой года два. Принцип её действия как на грифе штанги. При фиксации круга работает своеобразная трещотка (прижимаем по резьбе и прокручиваем 13 оборота в зажим). Так называемая быстрая фиксация. При извлечении круга, пальцами отжимаем лепестки фиксатора, и гайка откручивается в 3-4 оборота.»

«Если нужна частая смена, к примеру, отрезного и обдирочного кругов — ну да, там эта фигня может быть удобной. Но на деле обычно работа строится по конвейерному принципу даже в любительских условиях — сперва отрезы, потом шлифовка/ снятие заусенцев/ зачистка сварки и т.п. Иначе говоря, эта гайка — вброс маркетологов … для болгарки в бытовых/гаражных условиях, как правило, в этом необходимости нет… Так что коллегам-самоделковым посоветовал бы на эти 800 рублей, что стоит гайка, купить отрезных кругов Продуктивнее в итоге будет…»

«У меня стоит гайка AEG (с откидывающимся язычком), так вот, без вспомогательных средств её открутить обычно проблематично. Причём заявляется, что её надо просто накрутить рукой и опустить язычок. На практике она после этого дозатягивается при резке так, что даже плоскогубцами открутить тяжело. Поэтому всегда затягиваю, тогда открутить потом проще.

Система гашения вибрации , автобалансир

Особенно актуальна при длительной работе и для профессиональных машин. Благодаря специальной системе, состоящей из резинок и амортизаторов, внутри корпуса, от электродвигателя и редуктора на корпус болгарки передаётся меньше вибрации.

Как снять шлифовальный диск: важные моменты

Без инструмента снять шлифовальный диск на болгарке практически нереально. Для снятия круга нужно ослабить большое количество винтов, гаек, что вручную сделать очень сложно. Гайки, шайбы, винты очень затянуты и не поддаются ручному раскручиванию.

Чтобы снять круг с болгарки, нужно:

  • отключить шлифовальную машину из сети;
  • дождаться полной остановки шлифовального диска;
  • используйте гаечный ключ, чтобы повернуть гайку на болгарке против часовой стрелки;
  • снимите защитный кожух;
  • установите новое колесо и затяните гайку.

При обработке несоответствующего материала на неправильном шлифовальном круге вы можете столкнуться с двумя потенциальными рисками — диск может треснуть или сломаться с образованием огромного количества кусков шлифовального круга. Обратите внимание на соответствие материалов, из которых изготовлены диски, и сферу их применения:

  • диск из оксида алюминия предназначен для стали, твердосплавной стали, железа. Легированная сталь, быстрорежущая сталь и аналогичные металлы по составу;
  • диск для болгарок из карбида кремния работает с латунью, чугуном, бронзой и другими мягкими металлами. Он также предназначен для обработки камня и цветных металлов;
  • керамический оксид алюминия очень абразивен и используется для стали, твердых металлов. Основная задача дисков — точное шлифование;
  • циркониевый глинозем — еще одна разновидность шлифовального круга, предназначенного для стали и большинства твердых металлов.

Замена диска в штатном режиме

Регулярно работая УШМ нужно постоянно менять круги, являющиеся расходным материалом. Если инструментом уже работать неудобно, то износившийся абразивный круг следует менять.

Важно! Обязательно проверьте отключение от электрической сети во избежание собственного травмирования.

Пошаговый алгоритм действий

Круг закрепляется на шпиндельной головке гайкой-фиксатором, имеющую резьбу М14. В штатной комплектации имеется рожковый ключ со специальными выступами для зацепа с отверстиями фиксирующего фланца.

Для отвинчивания гайки нужно провести фиксацию шпинделя. Для этих целей имеется специальный фиксатор, расположенный на тыльной стороне болгарки. Нажав на кнопку, шплинтом вы зафиксируете редуктор, исключив возможность его вращения.

Вставляете ключ в отверстия. Одной рукой удерживаете фиксатор, а другой проворачиваете ключом против часовой стрелки, сдвигая гайку.

Направление движения диска, как правило, по часовой стрелке. Однако встречаются модели, у которых может быть иное. В любом случае откручивание происходит в противоположную вращению сторону.

Когда гайка сдвинута, ее без усилий можно открутить рукой.

Снимаете фиксатор и старый круг.

Снимаете нижний фланец.

После интенсивной работы с инструментом с металлом внутри кожуха можно обнаружить наслоение подгоревшей окалины с абразивом. Используйте стальную щетку для удаления остатков.

После очистки нижний фланец устанавливаете на место, совмещая при этом проточки шпинделя с пазами фланца. Сверху помещается прокладка.

Если в вашей модели нет дополнительных прокладок, то подобные шайбы можно подготовить из пластика или плотного картона. Далее нужно правильно ставить диск на болгарку и закрывать аналогичной прокладкой.

Важно! Устанавливаемые прокладки позволяют с легкостью открутить гайку, даже если диск зажало или он сломался.

Рукой закручиваете верхний фиксатор против часовой стрелки (против вращения), поддерживая режущий круг. При этом также нужно зажать фиксатор шпинделя и докручивать фланец до ощутимого сопротивления. Рожковым ключом дотягиваете еще с небольшим усилием. Не следует чрезмерно затягивать крепление, иначе можно перетянуть круг и он будет коробиться.

Теперь можно дальше работать. Однако периодически возникают проблемы и открутить диск на болгарке просто так не получается. Как поменять диск на болгарке в таких случаях посмотрим далее.

Как снять шлифовальный круг с болгарки: советы экспертов

Чтобы понять, как быстро и без повреждений снять шлифовальный круг, ознакомьтесь с советами специалистов. Возьмите на заметку следующие важные знания, которые помогут вам справиться с поставленной задачей:

  • проложите тряпку или ткань в отверстие шлифовального круга, чтобы оно не прокручивалось при ослаблении гайки на болгарке;
  • не перетягивайте гайку слишком сильно и контролируйте усилия, которые вы прилагаете для достижения цели. Вращающееся колесо должно держать гайку хорошо и крепко;
  • используйте масла для смазки вала, чтобы упростить процесс замены круга;
  • если гайка сильно затянута, используйте молоток, с которым вы сможете приложить немного усилий и раскрутить гайку;
  • проверьте состояние шлифовального круга. Специалисты советуют просто постучать по нему металлическим инструментом. Если прослеживается глухой звук, это говорит о поломке. Звонкий звук – показатель исправного диска;
  • после замены шлифовальных дисков обязательно проверяйте работоспособность болгарки, находясь сбоку от инструмента. Исключите возможные травмы;
  • внимательно прочитайте инструкцию по эксплуатации. В ней содержится много полезной информации, которая поможет вам правильно пользоваться настольной шлифовальной машиной, включая замену круга;
  • способ раскручивания гайки во многом зависит и от типа угловой шлифовальной машины, особенностей ее конструкции.

Как не допустить заклинивание диска?

Поскольку проблема достаточно актуальна и с ней сталкивались многие мастера, важно понимать, как предупредить заклинивание и не допустить такой поворот событий. К мерам предосторожности относят:

  1. Лучше всего использовать картонные или пластиковые шайбы для установки между самим диском и головкой шпинделя. За счет этого инструмент не будет заклинивать. Если же это случится, будет легко открутить застрявшую гайку и заменить диск.
  2. Придерживайтесь правил установки абразивного круга. Яркая сторона с картинкой должны быть близки к редуктору. При этом не должно быть контакта с зажимной гайкой. Центральное кольцо предотвратит заклинивание.
  3. На фланец можно наварить гайку. Даже если случится внештатная ситуация, решить ее можно будет с помощью обычного гаечного ключа без особых усилий.
  4. Всегда регулируйте силу затяжки. Не прилагайте слишком много усилий при установке круга для болгарки. Если же вы пережали гайку, при увеличенных нагрузках будет прослеживаться заклинивание. При холостом ходе определить неисправность не удастся.

Как мы будем восстанавливать данные

Первый способ – механическое расклинивание двигателя в условиях чистой комнаты. Если вал не деформирован, то такая процедура возможна. И если она успешно осуществлена, то диск выйдет в готовность и может быть считан на комплексе PC3000.

Проблема в том, что время этого подхода ушло вместе со старыми однопластинными дисками. Сейчас эта редкая проблема, как правило, случается на дисках 3,5′ больших объемов, где может использоваться несколько пластин. Почти всегда при заклинивании шпиндель такого диска будет значительно деформирован.

И единственным способом восстановления данных останется:

Второй способ – перестановка пластин в диск-донор. При этом оба диска нужно почти полностью разобрать, а магнитные пластины из проблемного диска переставить в донорский. Это точно такой же, но исправный диск, пластины в нем будут отцентрованы и установлен блок головок.

С учетом того, что в пакете пластин современного диска их может быть до семи штук (это значит 14 рабочих поверхностей и 14 магнитных головок!) и положение пластин друг относительно друга критично для работы диска, эта операция чрезвычайно сложна и подвластна только высококвалифицированным специалистам. Но и они обязаны работать с соблюдением всех мер предосторожности – в ламинарном боксе и с использованием специальных устройств для перестановки пластин.

Последующее вычитывание данных на PC3000, как и в случае с заменой БМГ, может проходить с непредсказуемой скоростью. Зависеть это будет от того, насколько удачно прошла операция по перестановке пластин.

Вывод: трудности при замене шлифовального круга

Перед снятием шлифовального круга лучше постараться раскрутить все детали и убрать лишние предметы, которые могут быть препятствием. Это облегчает процесс замены шлифовального круга.

Насколько часто нужно менять круг для болгарки, это зависит от того, сколько часто вы используете свою болгарку. Если вы будете часто его использовать, то ваше колесо будет изнашиваться быстрее, и вам придется менять шлифовальный круг чаще.

Старайтесь не допускать неисправностей и вовремя менять шлифовальный круг. Чтобы обезопасить себя и не подвергать опасности свое здоровье, перед любыми манипуляциями убедитесь, что к вашей шлифовальной машине не подключен источник питания.

Трудности при замене колеса возникают, когда гайки, шайбы, винты и заклинивают или заржавеют. В этом случае придется испытать несколько способов снятия круга и приложить немало усилий. Важно также учитывать, что шлифовальные круги могут быть очень хрупкими. Если вы не хотите поломок и деформаций, вы должны быть крайне осторожными, когда прилагает силу для их снятия. Не забывайте, что под конкретные металлы подходят определенные шлифовальные круги. Выбор неправильного шлифовального диска – одна из причин поломок и неисправностей.

Методы снятия диска при заклинивании гайки

Если у вас заклинило гайку, можно попробовать раскрутить ее рожковым ключом. На торцевой головке нужно проделать 4 выступа. Таким образом, получится соответствие со структурой отверстия фланца. Тогда рожковый ключ размещаем под диск и начинаем вращать по направлению круга.

Еще одним популярным методом считается термическая обработка. В ходе нагрева прижимной гайки металл размягчается и становится более «послушным». После этого можно попробовать открутить гайку вручную или же воспользоваться ключом. Минус такого способа в рисках деформации редуктора. Если на болгарке есть пластиковые элементы, они могут оплавиться.

Если использовать газовый ключ, увеличивается сила воздействия на гайку. Здесь важно контролировать силу упора, поскольку в противном случае есть риски погнуть фланец или сломать фиксатор, отвечающий за вращение шпинделя. Сдвинуть гайку с одной точки можно и с помощью перфоратора.

Самый кардинальный способ – умышленно разрушить диск. Если он немного треснут, его просто доламываем и убираем остатки круга с болгарки. В результате остается только центральное металлическое кольцо. Саму металлическую деталь извлекают тисками, плотно прижимая в них кольцо.

Независимо от выбранного способа решения проблемы заклинивания важно помнить о системе безопасности и не подвергать опасности свое здоровье.

Гайки для УШМ

Конструктивное исполнение прижимных гаек зависит от вида болгарки, на которых они применяются. На обычных, недорогих бытовых УШМ используются в основном стандартные гайки со специальным рожковым ключом в комплекте или плавающие, которые можно открутить/закрутить обычным гаечным (накидным) ключом. На более дорогих профессиональных болгарках, где требуется оперативность при замене расходных материалов, применяются гайки специальной конструкции с элементами самостоятельного зажима, фланцевого типа со свободно вращающейся внутренней частью и гайки с дополнительной автоматической балансировкой для устранения вибраций.


Быстрозажимная гайка для УШМ Makita 115125150230. Фото 220Вольт

Меры безопасности

Шлифовальные угловые машины относятся к группе опасных электроинструментов, поэтому важно придерживаться правил безопасности и бережно обращаться с ручным оборудованием для резки, шлифовки. Придерживайтесь следующих правил работы с кругом для болгарки:

  1. Всегда применяйте диск по назначению. Обратите внимание на инструкцию от производителя, чтобы определить технические особенности диска и использовать диски для определенного материала.
  2. Никогда не используйте абразивные инструменты после истечения указанного срока годности. Такие диски непригодны и могут стать причиной несчастных случаев. Чаще всего срок годности указывают на металлическом кольце внутри диска.
  3. Всегда храните шлифовальные круги в сухом месте при комнатной температуре.
  4. Перед использованием проверьте круг для болгарки на наличие возможных повреждений.
  5. При замене диска обязательно отключите болгарку от источника питания.
  6. Всегда носите защитную одежду, маску или очки, поскольку при неисправности диска сколы могут навредить вам.
  7. Придерживайтесь максимально допустимых оборотов инструмента. Их значение указано на диске.
  8. Убедитесь, что шлифовальный диск установлен правильно. Убедитесь, что диаметр отверстия для диска соответствует диаметру крепления на вашей шлифовальной машине.
  9. Оба зажимных фланца должны быть одинакового диаметра.
  10. Работайте только с болгарками, в которых есть защитных кожух. Он предназначен для защиты в работе.
  11. Никогда не используйте отрезные круги для шлифования, если это явно не разрешено пиктограммой.
  12. Используйте только те диски, которые явно подходят для поставленных целей. Соблюдайте все ограничения по использованию, инструкции по технике безопасности или другую доступную вам информацию.
  13. Работа с высокоскоростными абразивными дисками требует особой осторожности.
  14. Избегайте чрезмерного давления на угловую шлифовальную машину.
  15. Все манипуляции с сухими абразивными методами шлифовки должны проводиться в местах с оборудованной системой пылеудаления. Это должны быть специальные фильтры, способствующие качественной очистке воздуха.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]