Какие классы и марки арматуры бывают, их классификация и маркировка


На какие классы подразделяется арматура

Арматурный прокат изготавливается и маркируется в соответствии с отраслевым государственным стандартом. Его маркируют сочетанием букв и цифр.

Он подразделяется на три основных класса:

  • А – стержневая арматура, предназначенная для формирования основного каркаса;
  • Вр – проволочная арматура, используемая для соединения между собой главных элементов;
  • К – канатная арматура, являющаяся важнейшей частью изготавливаемых в заводских условиях предварительно напряженных железобетонных деталей и конструкций. Ее редко применяют в индивидуальном строительстве.

Следующий за буквами цифровой индекс может иметь значение от 1 до 6. Чем он выше, тем прочней изделие. В настоящее время происходит постепенный уход от советской системы маркировки, поэтому нередко один и тот же материал может обозначаться двумя способами. Помочь соотнести старые и новые названия призвана таблица №1.

Таблица 1. Виды арматуры и их наименование

Вид арматурыКласс арматуры
Обозначение
СтароеНовое
Стержневая горячекатаная (ГОСТ 5781-82*):
гладкаяА-IА-I(А-240)
периодического профиляА-IIА-II(А-300)
Ас-IIАс-II(Ас300)
A-IIIA-III(А-400)
А-IVА-IV(А-600)
А-VА-V(А-800)
А-VIА-VI(А-1000)
Сталь арматурная термически упрочненная для ж/б конструкций Технические условия ГОСТ 10884-94Ат-IVАт 400с
Ат 500с
Ат 600
Ат 600с
Ат 600к
Ат 800к
Ат 1000
Ат 1000к
Обыкновенная арматурная проволока:
гладкаяВ-I
переодического профиляВр-I

Тип арматуры закладывается еще на стадии проектирования железобетонного изделия. При этом определяется способ соединения отдельных элементов в единый каркас. На практике для этого применяют электросварку или обвязку предназначенной для этого стальной проволокой.

Стержневая арматруа – класс А

Горячекатанная стержневая арматура является самой востребованной в монолитном строительстве. Ее подразделяют на классы, маркируемые А400, А600 и далее. При возведении фундаментов, испытывающих максимальные нагрузки, стержни не подвергают электросварке, а связывают между собой проволокой. В этом случае за счет некоторой подвижности удается избежать повышенных локальных напряжений.

Рассмотрим основные марки арматуры этого класса:

A I (А240) – гладкие стержни сечением от 6 до 40 мм. Они характеризуются высокой пластичностью и морозостойкостью получаемых монолитов. Их можно сваривать между собой или связывать проволокой.

A II (А300) – рифленые прутья диаметром от 10 до 80 мм. Их применяют в составе изделий из предварительно напряженного железобетона. Детали с ними в качестве каркаса редко дают трещины даже в результате длительной эксплуатации.

A III (А400) – наиболее распространенный вид арматуры для высотного и индивидуального строительства имеет вид гладких или рифленых стержней диаметром от 6 до 40 мм. Изделия с буквой «С» в маркировке пригодны под сварку.

A IV (А600) – используется для каркаса конструкций из предварительно напряженного бетона. Состоят из двух стальных сплавов. Имеют вид стержней сечением 10-32 мм.

A V (А800) – класс рифленых стержней из высокоуглеродистой стали диаметром от 6 до 36 мм, применяемых при изготовлении железобетонных изделий большой длины.

A VI (А1000) – стержни из низколегированной стали толщиной 6-32 мм, используемые при возведении напряженных монолитных сооружений.

Стержневую арматуру изготавливают в основном из углеродистой стали, являющейся общеупотребимым конструкционным материалом. Иногда в нее вводят небольшое количество легирующих добавок. Они даже при минимальной концентрации благотворно влияют на повышение эксплуатационных характеристик:

  • механической прочности;
  • пластичности;
  • коррозионной стойкости в слабощелочной среде бетонных растворов.

Армирующий каркас из легированной стали хорошо проявляет себя в районах с повышенной сейсмической опасностью и в холодном климате. Его включают в состав наиболее ответственных объектов и сооружений, работающих в условиях знакопеременных динамических нагрузок.

Для повышения прочности прутков из углеродистой стали применяют процессы термообработки (закалка и отпуск). Упроченная таким способом арматура обозначается, как:

Ат.

Арматура, устойчивая к щелочному растрескиванию, — буквой:

К.

Изделия, которые можно подвергать сварке маркируются дополнительной буквой:

С.

Следует остановить свое внимание на наиболее популярных видах арматуры, предназначенной для сборки с применением сварки:

  • Арматура А400С производится по технологии горячего проката. Толщина изделий может достигать 40 мм. Характерной конструктивной особенностью является наличие пары продольных ребер. Такая арматура нашла применение в малоэтажном строительстве.
  • Арматура А500С – распространенный вид арматуры, усиленной термической обработкой. Ее применяют при производстве серийных железобетонных изделий, не предназначенных для эксплуатации под динамическими нагрузками.
  • Арматура А600С – коррозионно-стойкий вариант стержней, полученных из углеродистого стального сплава с небольшой добавкой ванадия и молибдена. Материал нашел широкое применение на территориях, подверженных землетрясениям.

Арматура в виде проволоки – класс Вр

При изготовлении большинства железобетонных изделий может применяться холоднотянутая проволока обычного качества. В случае с предварительно напряженной арматурой требуется высокопрочная проволока особых сортов.


Проволочная арматура.

Арматура в виде каната – класс К

Канатная арматура наилучшим образом подходит для наиболее нагруженных железобетонных конструкций. Ее заливают бетоном в предварительно напряженном состоянии. Она лучше других способна компенсировать подвижки грунта, принимая на себя основной изгибающий момент, действующий на фундамент. Для увеличения продолжительности службы канатов их пропитывают смазочными составами или помещают в защитную оболочку полимерной природы.

Основные технические характеристики классов и марок строительной арматуры представлены в таблице №2.

Таблица 2. Нормативные показатели строительной арматуры

Класс арматурыНоминальный диаметр арматуры, ммНормальное значение сопротивления растяжению Rsn и расчетное значение сопротивления растяжению для предельных состояний второй группыРасчетные значения сопротивления арматуры для предельных состояний первой группы
МПакгс/см2растяжению, Rsсжатию, Rsc
МПакгс/см2МПакгс/см2
А2406-40240245021521902152190
А30010-40300306027027502702750
А4006-40400408035536203553620
А5006-40500510043544404004080
А60010-40600612052053004004080
А80010-1080081606957090
А100010-401000102008308470
В5003-12500510041542303603670
Вр120081200122401000102004004080
Вр13007130013260107010910
Вр14004;5;6140014280117011930
Вр15003150015300125012750
К1400 (К-7)15140014280117011930
К1500 (К-7)6;9;12;14150015300125012750

Дополнительная маркировка

Так, согласно ГОСТ класс арматуры с индексом «Т» относится к металлопрокату с термообработкой прутка. Буква «К» указывает на противокоррозионный цинковый слой, а «СК» — возможность его сварки при сборке конструкций. Такое обозначение нужно для выбора способа монтажа, например, оцинкованные стержни предназначены для крепления «вязкой».

Цветовая маркировка арматуры из низколегированной стали:

  • А-IV – красный;
  • A-V – красный с зеленым;
  • A-VI – красный с синим.

Если стержни произведены из термоупрочненного металла, обозначение несколько иное:

  • АТ-III – белый с синим;
  • AT-IV – белый с желтым;
  • AT-4K – зеленый;
  • AT-V – синий;
  • AT-V-CK – белый с зеленым;
  • AT-VK – желтый с зеленым;
  • AT-VI – желтый;
  • AT – VIK – желтый с синим.

Если прутья изготовлены с соблюдением требований по маркировке различить их выйдет по виду. Визуально важен и рисунок профиля, он считается ключевым признаком после свойств материала. Правда, без буквенно-цифровой маркировки не обойтись. Например, для сварочных работ берут арматуру с индексом «С», тогда как остальные модификации подходят лишь для связки проволокой или соединения специальными муфтами.

Стержневая арматура по типу профиля

В монолитном строительстве и при изготовлении стандартных ЖБИ применяется арматура с гладкой либо рельефной поверхностью.

Гладкая арматура

Арматура с абсолютно гладкой поверхностью не способна дать максимально надежное сцепление с бетонной смесью. Ее применяют для усиления элементов, не подвергающихся экстремально высоким нагрузкам. Прутки круглого сечения монтируются в кирпичную кладку несущих стен, в песчано-цементную стяжку полов и площадок, под тротуарную плитку.


Гладкая арматура.

Рифленая арматура

Рифленая арматура имеет развитую наружную поверхность, за счет которой она прочно удерживается внутри бетонного слоя.

Различают три вида рифления:

  • кольцеобразное;
  • серповидное;
  • смешанное.

Кольцевое рифление

Такая арматура имеет хорошее сцепление с бетоном, но при эксплуатации в условиях повышенных нагрузок может наблюдаться разрыв прутка в зоне наименьшего поперечного сечения.


Кольцевое рифление арматуры.

Серповидное рифление

Стержни серповидного профиля не имеют ярко выраженных слабых зон, но обладают худшим сцеплением с бетоном.


Серповидное рифление арматуры.

Смешанное рифление

Изделия смешанного типа лишены перечисленных недостатков, но требуют более сложной технологии изготовления, поэтому дорого стоят.


Смешанное рифление арматуры.

Материал изготовления и геометрические особенности арматуры гладкого и периодического профиля по ГОСТ 5781-82 собраны в таблице №3.

Таблица 3. Требования к арматуре различных классов

Тип профиляКлассДиаметр, ммМарка стали
Гладкий профильА1 (А240)6-40Ст3кп, Ст3пс, Ст3сп
Периодический профильА2 (А300)10-40, 40-80Ст5сп, Ст5пс, 18Г2С
Периодический профильА3 (А400)6-40, 6-2235ГС, 25Г2С, 32Г2Рпс
Периодический профильА4 (А600)10-18 (6-8), 10-32 (36-40)80С, 20ХГ2Ц
Периодический профильА5 (А800)10-32 (6-8), (36-40)23Х2Г2Т
Периодический профильА6 (А1000)10-2222Х2Г2АЮ, 22Х2Г2Р

Необходимость применения

Материал стержней отличается упругостью, прочностью на сжатие-разрыв, позволяет значительно увеличить долговечность бетонных конструкций. Применение арматуры в строительстве считается нормой независимо от назначения здания, количества уровней над фундаментом. Ее используют на гражданских, промышленных, военных объектах, при прокладке бетонного дорожного полотна.

Преимущества применения армирующих стержней:

  • повышается прочность при одновременном воздействии факторов сжатия-растяжения;
  • снижается риск появления трещин на поверхности, в том числе сквозных;
  • улучшается стойкость к резким перепадам температуры.

На железобетонные конструкции воздействует нагрузка от самой постройки, движение грунта при промерзании-оттаивании. Стержни выполняются с ребристым профилем, который удерживает их внутри бетонной массы независимо от нагрузки. При монолитном, панельном строительстве металл отдельных блоков сваривается, что создает дополнительный каркас жесткости.

Благодаря свойствам арматуры появляется возможность отливать монолитные дома, использовать железобетонные плиты на больших пролетах, создавать прочные каркасы в виде колонн (внутри и снаружи зданий, под мостами). Полное погружение стержня в бетон исключает ржавление в воде и при повышенной влажности окружающего воздуха.

Арматура по способу изготовления

Арматуру для строительных работ получают различными способами.

Горячекатаная арматура

Этот распространенный вид стержневого проката изготавливают из прямоугольных стальных болванок, имеющих специфическое название «блюм». Блюм нагревают до появления пластичности, после чего прогоняют по прокатному стану через серию валков, которые преобразуют заготовку в прут заранее заданного сечения. Полученная таким методом арматура характеризуется высокой прочностью и подходит для изготовления деталей, подвергающихся максимальным нагрузкам.

Холоднодеформированная арматура

Арматуру этого типа получают механическими методами без предварительного нагрева заготовки. Ее поверхность отличается чистотой и характерным металлическим блеском. Она легко поддается сварке и обладает неплохой коррозионной устойчивостью. Такую арматуру можно применять в качестве каркаса железобетонных изделий, но более уместно ее использовать при создании архитектурных форм с максимальными эстетическими требованиями.


Холоднодеформированная арматура.

Несколько слов о запорной арматуре

Помимо строительной существует также запорная арматура. Важно понимать, что между этими запчастями нет ничего общего:

  • Строительная арматура представляет собой длинные металлические прутки, которые используются для армирования металлических, бетонных и железнобетонных конструкций.
  • Запорная арматура — это запчасти особой категории, которые используются для регулирования потока жидкости в трубопроводных системах.

Основные примеры запорных деталей — краны, клапаны, вентили, задвижки, заслонки, поворотные затворы. Запорные запчасти также делают из металлов, хотя разброс сплавов здесь несколько больше. Детали могут быть не только из стали или чугуна, но и из алюминия, меди, титана, композитных сплавов. Сегодня в продаже появились запорные детали на основе сверхпрочного пластика. Технические особенности запчастей этого типа — высокая прочность, устойчивость к воздействию механической деформации, химическая инертность, антикоррозийные свойства.

По ГОСТ все запчасти должны иметь упаковку, на которую в обязательном порядке должна быть нанесена маркировка. Обязательные сведения — название, товарный знак, диаметр сечения в миллиметрах, марка материала корпуса. Классификация запорной арматуры:

  • Непосредственно запорные детали. Применяются для включения или отключения водяного потока, а также регулируют уровень подачи жидкости. Примеры — краны, вентили, задвижки, затворы.
  • Регулирующие запчасти. Используются для регуляции уровня подачи жидкости в крупных водосборных системах и резервуарах. Примеры — дроссельные вентили, клапаны, редукторы уровня перелива.
  • Предохранительные детали. Защищают водосборники от избыточного давления + предотвращают незапланированное истекание жидкости во внешнюю среду. Примеры — клапаны различных категорий (импульсные, электрические, аварийные, обратные).
  • Защитные запчасти. Применяются для отключения нагревательных элементов и/или источников высокого давления. Примеры — клапаны различных типов (впускные, обратные, автоматические, аварийные).
  • Контрольные детали. Контролируют уровень жидкости в системе, а также удаляют лишний конденсат. Примеры — водоуказательные приборы, счетчики, горшки-конденсаторы, клапаны отвода жидкости.

Арматура в зависимости от используемого металла

По компонентному составу использованного сплава различают две основные группы арматурного прутка.

Арматура из углеродистой стали

Арматуру этой категории получают из сплава, содержащего в значимых количествах только два химических элемента: железо и углерод. При увеличении относительной доли углерода до известного предела повышается прочность и твердость материала, но появляется хрупкость на излом и ухудшаются возможности сварки.

Арматура из легированной стали

В состав легированной стали входят небольшие количества добавок хрома, марганца, титана, молибдена, вольфрама и других элементов. Возможны самые разнообразные их комбинации, по-разному влияющие на эксплуатационные характеристики получаемого сплава. Марганец повышает прочность и износостойкость материала, а кремний делает его более упругим и текучим.

Арматура по назначению

Арматурные прутья при создании армирующего каркаса занимают строго определенное место. Существуют типы арматуры, отличающиеся своим положением и назначением.

Рабочая арматура

Рабочая арматура укладывается вдоль наиболее длинных элементов конструкции. Для ленточных фундаментов, плит перекрытия и несущих балок она занимает горизонтальное положение, а в сваях и колоннах – вертикальное. В этом случае она способна принять на себя растягивающие нагрузки, увеличив тем самым прочность и долговечность всей детали. Стержни этого класса всегда имеют переменное сечение. Они составляют основу каркаса.

Распределительная

Распределительная арматура считается вспомогательной. Она отвечает за соединение основных стержней в общий каркас с пространственной структурой. В этом случае нагрузки оптимально распределяются между несколькими элементами, что снижает риск повреждения любого из них. Такие стержни могут занимать горизонтальное и вертикальное положение. Оптимальная форма для них – рифленая, хотя в наименее ответственных деталях допускается применять гладкие прутки или куски труб.

Монтажная

Задача монтажной арматуры – обеспечить неизменность формы армирующего каркаса во время его транспортировки, помещения в опалубку и заливки раствором. Для этих целей применяют стержни с любой структурой поверхности.

1. Рабочая.

2. Распределительная.

3. Монтажная.

Композитная арматура

Композитная арматура – современная альтернатива стальным аналогам, издавна применявшимся в монолитном строительстве. Ее разработки начались еще в 60-х годах прошлого столетия. В Росси ее выпускают в соответствии с требованиями ГОСТ 31938-2012. В других странах за основу взят международный стандарт ISO 10406-1:2008.

Классификация композитной арматуры

Исходным материалом при производстве композитной арматуры служит, углерод, стекло, волокна на основе природных минералов. Из них формируется прочный стержень, которому различными способами придается ребристая форма. Прочность и твердость детали приобретают в результате высокотемпературной обработки.

По материальному исполнению неметаллическая арматура делится на несколько категорий:

1. Стеклокомпозитная арматура (АСК) – продукт сочетания стекловолокна (стеклоровинга) со специальными смолами. Волокна получают вытягиванием алюмоборсиликатной расплавленной смеси до толщины порядка 10-20 микрон. Из них формируют стержни большего диаметра с использованием адгезионных пропиток и смол.


Арматура АСК.

2. Базальтокомпозитная арматура (АБК) получается из расплавленного горного минерала – базальта. Его доводят до расплавленного состояния, вытягивая до состояния тончайших волокон. Их сплетают в присутствии органических смол в достаточно толстые прутья, способные при наборе твердости выдерживать экстремальные нагрузки.


Арматура АБК.

3. Арматура комбинированная композитная (АКК) состоит из стеловолокнистых стержней, покрытых снаружи базальтопластиковой намоткой. Она несколько уступает по своим прочностным характеристикам базальтовым пруткам, хотя нередко выдается за них недобросовестными поставщиками.


Арматура АКК.

4. Углекомпозитная арматура (АУК) изготавливается из углеродных нитей толщиной 3-15 микрон, уложенных параллельно друг другу. Такой материал обладает очень высокой прочностью на разрыв, но дороже других композитных аналогов.

5. Арамидокомпозитные стержни (ААК) представляют собой прочные и химически стойкие детали, полученные на основе полиамидных молекулярных цепочек. Водородные связи, возникающие между ними в процессе формовки, придают изделиям особую надежность и долговечность.

Размеры композитной арматуры

Композитная арматура даже при небольшой толщине способна брать на себя огромные нагрузки. Наиболее востребованные диаметры таких стержней представлены в таблице №4.

Таблица 4. Номинальные диаметры композитной арматуры

Номинальный диаметр по ГОСТ 31938-2012 Арматура композитная полимерная для армирования бетонных конструкций. Общие технические условия (с Поправкой) , мм
46810121416182022252832

Стандарт допускает выпуск композитной арматуры с другими размерами. Стержни обычно поступают с завода-изготовителя в строго определенной нарезке. Их длина лежит в интервале от 0,5 до 12,0 метров. Предельные отклонения длины единичных экземпляров не могут превышать значений, указанных в таблице №5.

Таблица 5. Требования к точности изготовления композитных стержней

Длина стержнейПредельные отклонения по длине, мм
до 6 метров включительно+/- 25
свыше 6 до 12 метров+/- 35
более 12 метров+/- 50

Некоторые виды композитной арматуры поступают в виде бухт или намотанными на жесткие барабаны.


Бухта композитной арматуры.

Краткие сведения

Согласно ГОСТ арматурные детали разбиваются на ряд независимых классов, которые обладают рядом отличительных физических особенностей. Классы арматуры отличаются друг от друга по диаметру, металлическому составу, уровню удлинения после разрыва, уровню сопротивления удлинению и так далее. Маркировка классов осуществляется с помощью буквенно-числового кода, который начинается с буквы A (мы рассмотрим этот вопрос ниже).

Классификация арматуры по классам

Класс арматурыДиаметр сечения (в миллиметрах)Уровень сопротивления разрыву (в мегапаскалях)Коэффициент удлинения после разрываОсновные марки сталиОсобенности эксплуатации
A2406-403700,25СТ3КП, СТ3СПДля создания и армирования легких конструкций стандартной или навесной категории
A30010-804900,19СТ5КП, 18Г2СНеплохо выдерживает легкую и среднюю нагрузку.
A4006-405900,1435ГС, 25Г2СОтлично выдерживает среднюю и высокую нагрузку, поэтому широко применяется в промышленном, индустриальном строительстве.
A6006-408800,0680СОбладает высокой прочностью; применяется для возведения крупных навесных конструкций, многоэтажных домов.
A8006-4010300,0723ХГ2ЦОбладает сверхвысокой прочностью; используется для возведения высоких многоэтажных домов, военных ангаров, построек для обслуживания техники и самолетов.

Классификация по назначению

Также существует классификация арматуры по назначению, хотя на практике она применяется редко. В зависимости от назначения различают следующие виды арматурных запчастей:

  • Рабочая категория. Детали этого типа используются для армирования поверхностей и создания небольших бетонных/железобетонных конструкций. Диаметр сечения определяется на основании расчетов или с помощью прямых замеров.
  • Конструктивная категория. Сюда попадают детали, которые используются для создания средних или больших бетонных/железобетонных конструкций. Диаметр сечения определяется на основании расчетов или методом прямых замеров, но также учитываются технологические особенности применения (уровень натяжения, температура окружающей среды).
  • Монтажная категория. В эту группу попадают арматурные запчасти, которые объединяются в массивные сетки или каркасы. Основная задача деталей этого типа — армирование и укрепление поверхностей, а также создание основы для заливки запчасти бетонной смесью. Диаметр сечения определения эмпирическим способом с учетом особенностей эксплуатации.
  • Анкерная категория. В эту группу включаются запчасти, которые формируют основу для бетонных/железобетонных конструкций. Арматурные детали объединяются в сетки или каркасы с помощью сварки непосредственно перед заливкой. Диаметр определяют эмпирическим путем с учетом удельного расширения при бетонировании.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]