Кузнечное дело, или как заработать на изготовлении кованых изделий


Еще 150 лет назад кузнечное дело было на пике своей популярности. Практически в каждом селе была мастерская, где изготавливали и чинили различные вещи. К примеру, в Москве в середине 19 века насчитывалось около 300 кузниц. А в таких центрах, как Киев или Донецк присутствовали школы по ковке металла, где были разработаны целые направления в кузнечестве.

С появлением и развитием машинной металлообработки развитие такого ремесла пошло на спад. Однако, в промышленности многие комплектующие и заготовки до сих пор проходят обработку ковкой. В 21 веке мелкосерийные поковки чаще всего носят художественный характер.

Как развивалось кузнечное ремесло на протяжении истории человечества и насколько изменились технологии?

Эволюция кузнечного ремесла

Первыми металлами, которые стал обрабатывать человек, были золото, серебро и медь. Позже появился более прочный сплав — бронза. Однако, длительное время основным способом металлообработки оставалось литье. Это было связано со свойствами материалов, проще было отлить нужный предмет в форме. Да и закалить такой металл было невозможно, так как при нагреве и быстром остывании происходил процесс опускания. Изделие становилось слишком мягким. Единственные похожие по технологии на ковку приемы применяли после отливки. Когда для придания однородности изделие проковывали, удаляя таким способом пустоты и раковины в металле.

В Древнем Китае были осуществлены первые попытки выковать бронзовые мечи. Для этого изначально изготавливали стержень из более мягкого материала, а по кромкам ковали режущие части из более прочного, но хрупкого металла. Однако, дальнейшего развития эта технология не получила ввиду своей сложности.

Но, наряду с этим, появился и такой прием как холодная ковка. Когда куску самородной меди придавали форму без предварительного нагревания.

Яркий образец холодной ковки — кинжал, найденный в гробнице египетского фараона Тутанхамона. Задолго до своего распространения он был изготовлен из метеоритного железа. Клинок выкован холодным способом без разогрева заготовки.

Настоящим прорывом в кузнечном деле стало появление железа. Стало понятно, что такой материал требует других способов обработки, чем бронза и медь.

Изначально использовали так называемое метеоритное железо, потом стали выплавлять его из руды. Как и первые металлы, железо изначально начали использовать для изготовления ножей и оружия. Однако и здесь попытки ковать такой металл не увенчались особым успехом.

Настоящим толчком в развитии кузнечного дела стало изобретение стали и ее приспособление под изготовление оружия и сельскохозяйственных орудий. Со стали и железа начали ковать различные предметы: цепи, кольца, доспехи и прочие.

Ковать сталь начали в различных точках мира. Например, часто кельтским мастерам приписывают изобретение «харлужной» стали. Когда несколько прутов различной по составу углерода стали скручивали и ковали, получая довольно прочные мечи. Такой же способ послойной сварки и проковки использовали и японские оружейные мастера.

В эпоху Средневековья на Европейском континенте были открыты залежи железа в Галлии (современная Франция) что привело к изобретению фосфоритной стали, как более дешевого аналога тигельной привозной. Стали появляться центры кузнечного ремесла, где в первую очередь производили оружие и доспехи.

В античные времена и Ранние Средние века кузница представляла собой простую хижину или даже землянку, построенную, как правило, на берегу водоема. Все работы проводились вручную молотами и на наковальне.


Интерьер старинной кузницы

В 16 веке средневековая кузница получила первые механизмы для упрощения работы — рычажные молоты, приводимые в движение силой воды.

На период позднего Средневековья кузнецы изготавливали практически все изделия из стали, начиная со сложных закрытых доспехов до обычных лошадиных подков. Появилось такое понятие как кузнечный цех, когда в процессе изготовления принимало участие множество подмастерьев. Производство стало более массовым.

Пика своего развития кузнечное дело достигло в 18 веке, многие образцы изделий мастеров того времени дожили до нашего времени. Кузнечная мастерская стала превращаться в фабрику.

В 19 веке с появлением паровых двигателей устройство кузницы стало еще более сложным. Появилось оборудование, работающее на силе пара, гидравлические молоты, прокатные станы. Изготовление вещей и оружия было поставлено на массовый поток.

В начале 20 века появились технологии сварки и машинного производства и ручная ковка отошла на задний план. Однако, кузнечные приемы нашли широкое применение в промышленности и современной металлургии.

В Германии работа организована более формально

Шведы, финны заказать реставрацию у себя тоже не могут — нет такой школы кузнецов, у них это ремесло вымирает, приходит в упадок. Прагматичное общество и ручной труд сочетаются плохо. Они ушли в крутой авангард, потеряли связь с наработанными традициями. В упадок также приходит и художественная обработка металла. А вот в Санкт-Петербурге мастера интересно и сочиняют, и исполняют, поскольку металл здесь — составляющая архитектуры города. Окружение прививает вкус. Европейский по архитектуре Санкт-Петербург, его антураж требуют высокого уровня мастерства, вкуса, стиля. Этим объясняются изначальные преимущества петербургской ковки. Примером современного кузнечного мастерства может служить златоустовское предприятие «Грифон», которое продолжает традиции уникального искусства украшения холодного оружия. Отличительная черта изделий «Грифона» — живая динамика миниатюр, многоступенчатый цикл обработки металла, богатая цветовая гамма, высокохудожественная гравировка, тематическая разработка изделий неразрывно связаны с историей России и мировой историей. Каждое изделие, выполненное мастерами, неповторимо. Порой на изготовление одного изделия — сабли, меча, шпаги, палаша — уходят годы. Сегодня изделия «Грифона» заняли свое достойное место в коллекциях Государственного исторического музея, музея заповедника «Царицыно», музея в Белграде (Югославия), в Челябинском краеведческом музее, в частых коллекциях России, США, Франции и ряда других стран и на многочисленных выставках. Технология изготовления холодного украшенного оружия, применяемая в «Грифоне», включает в себя использование знаменитых качественных златоустовских сталей, характеризующихся повышенной твердостью и прочностью клинков, которые изготовлены из нержавеющих марок стали. Маcтеpa- оружейники в совершенстве освоили технологии по пресечению стали — орнамент и узор на металле выглядят как ажур. Кроме стали в конструктивных элементах холодного оружия используются латунь, бронза, мамонтовая кость, разные породы дерева — кап-корень уральской березы, самшит, черное дерево, а также кожа, камень. В отделке и украшении оружия используются традиционные методы обработки: травление, полировка, никелирование, золочение, серебрение, чернение серебра. Категория изделий определяется сложностью форм, утонченностью украшений, многоступенчатым циклом нанесения художественной гравюры. Тематика украшений очень разнообразна: исторические сюжеты, батальные сцены, орнаменты в русском, арабском, западноевропейском и других стилях.

Русское кузнечество

На Руси, как и в Западной Европе, кузнечество занимало почетное место. Мало того, кузнечное искусство получило свои направления и стили, отличимые от заграничных образцов.
Вследствие особенностей добычи железа, металлургия отделилась от металлообработки еще в раннее Средневековье. Раньше, чем в Европе, русские кузнецы стали обрабатывать и углеродистую сталь. Все режущие кромки инструментов и оружия производили с использованием этого материала.

Кузнечное мастерство ремесленников давало все предметы обихода, от серпов и кос до иголок и рыболовных крючков. Отдельную обособленную группу на Руси занимали оружейники, производящие высококачественное оружие.


Древнерусский меч

Огромный толчок развитию кузнечного дела дали реформы Петра Великого, который быстрыми темпами начал развивать промышленность в стране. Мастерские превращались в целые фабрики, использующие технологии ковки металла. От обычных ремесел кузницы перешли на массовое производство.

В начале 20 века в российской империи кузница была практически в каждом населенном пункте. Центрами стали Москва, Петербург, Киев и другие.

Индустриализация в СССР практически уничтожила отдельные кузнечные мастерские, но зато ковка получила новый виток своего развития.

Мастера и промыслы

Дагестанское селение Кубачи прославилось своими искусными ювелирами. Издавна они занимались оружейным ремеслом и жили в основном доходами с него. Первое упоминание о Кубачи встречается у арабских историков IX–XII веков, называвших эту территорию Зирихгеран или Зерекеран, что означает «кольчужные мастера» (Али аль-Масуди, Х век; Абу Хамид Андалуси, XII век). Здесь издревле делали кольчуги, стремена, оружие (мечи, луки, ножи, кинжалы), шлемы, медную посуду и др. Позднее название селения было заменено на арабское Кубачи, имевшее тот же смысл. Путешественники XVIII–XIX веков сообщали о производстве огнестрельного оружия, о выделке ружей, пистолетов, а также сабель, ножен и панцирей, о злато- и сереброкузнечной работе. Знаменитая кубачинская насечка применяется в нескольких видах, представляющих технику инкрустации цветными металлами по металлу, кости, рогу.


Кованая решетка на окне


Фигурный подсвечник


Кованая жиковина на двери

Гороховец — один из древних владимирских городов, где металлопроизводству и металлообработке всегда уделялось особое внимание. Местные мастера славились своими работами в металле. Гороховецкие кузнецы делали хозяйственный инвентарь и торговали им на ярмарках. Ими изготавливалось большое количество предметов, необходимых в городской и в сельской жизни. Это жиковины, замки и ключи для деревянных дверей, подковы, обручи, различные инструменты, применявшиеся в любом деле. С большим старанием трудились мастера над созданием церковной утвари: фигурных подсвечников, паникадил, решеток для окон.

Ковка в современном производстве

Ковка на металлообрабатывающих предприятиях и в машиностроении сегодня остается одним из основных процессов технологической цепочки. Именно с помощью мощного кузнечного оборудования обрабатывают многотонные детали и их элементы. Также одна из разновидностей ковки (штамповка) позволила сделать выпуск многих вещей массовым и дешевым.
Современное кузнечное производство использует следующие технологии.

  • Горячая и холодная штамповка.
  • Прессование и обжимка.
  • Волочение.
  • Прокатка.

Горячая и холодная штамповка

Это процесс придания формы заготовкам по готовому стандартному образцу. То есть все те операции, какие раньше выполнял кузнец по приданию нужной конфигурации и объему детали, сегодня на предприятиях выполняют штамповочные станки.

Различают следующие виды промышленного штампования — листовую и объемную штамповку.

В первом случае, например, пробивают отверстия в листах металла, получая перфорированные поверхности.

Во втором варианте — выпуск любых объемных деталей и элементов как холодным, так и горячим способом.

Использование такой технологии позволило сократить расходы материалов и затраты времени на изготовление.

Прессование и обжимка

Прессование также происходит от кузнечной технологии, хотя сегодня и отделилось от этого процесса полностью.
Ранее, до появления механизации, кузнец проводил уплотнение и изменение формы детали вручную путем так называемого приема обжимки. Когда вся поверхность металла проковывалась.

Пример работы гидравлического пресса можно посмотреть на видео:

Сегодня на металлообрабатывающих предприятиях это делают многотонные прессы, которые способны за короткий отрезок времени отформовать и уплотнить многотонный элемент.

В небольших кузнечных мастерских также применяют технологию прессования с использованием механического или гидравлического оборудования.

Волочение


Пример волочения

Технология, которая также произошла от кузнечных способов металлообработки. Она позволяет способом протягивания деталей круглого сечения через отверстие сделать ее диаметр меньшим.

Также формовка круглых элементов происходит и ковочным способом. Для этого используют различные машины (ротационные), где процесс практически автоматизирован.

С помощью такой техники получают различные трубы и прокат круглой или фасонной формы. А также заготовки для дальнейшего изготовления валов.

Прокатка

Этот способ позволяет изготавливать так называемый металлопрокат, список наименований которого довольно большой, начиная от арматуры и заканчивая стальными трубами.

То, что ранее выполнял кузнец, сегодня делает прокатный стан, производя стандартизированную продукцию, поступающую в дальнейшую обработку и строительство.

Технологически это делается путем протаскивания разогретых металлических заготовок сквозь валы прокатного оборудования.

Как и при ковке, такой способ металлообработки позволяет получить требуемую форму и нужную структуру материала.

Ковка

Ковка в промышленности происходит с использованием различного оборудования и ковочных машин.
При этом габариты обрабатываемых деталей порой достигают значительных размеров и веса.

Вновь и вновь утверждаешься во мнении, что не переводятся на земле таланты с искрой Божьей

Artist Blacksmith Association of North America (ABANA) — организация кузнецов Северной Америки — является одним из крупнейших мировых профессиональных сообществ художников по металлу. Согласно уставу, членами ABANA могут быть кузнецы из разных стран, имеющие соответствующий уровень мастерства. Цель ассоциации — сохранять, развивать и популяризировать традиции кузнечного ремесла. На конференциях демонстрируют процесс ковки, который условно можно разделить на две части — теоретическую и практическую, когда мелом рисуется эскиз задуманной работы, а рядом лежат заготовки для ее выполнения. Все операции должны выполняться традиционными методами ручной ковки — отверстия прошиваются «на горячую», детали свариваются горновой сваркой, соединяются заклепками либо хомутами. В числе участников были и четыре женщины. Одна из них, Тиана Стейглер, выступавшая в паре с матерью, впервые взялась за молот в 15 лет, изучила разные техники обработки металла и теперь активно участвует в конференциях и фестивалях кузнецов. Другой кузнец знаток старинных секретов мастеров оружейных дел и тайн дамасской стали Джеймс Ватсон виртуозно изготавливал ножи по собственной технологии. В Америке нет специального учебного заведения по подготовке художников по металлу. Большинство желающих овладеть профессией — самоучки, которые учатся на всевозможных частных курсах, обмениваются опытом и регулярно участвуют в многочисленных конференциях и фестивалях.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]