Осуществляя ремонт рулевого управления и ходовой части, практически каждый автовладелец сталкивается с проблемой (наконечников рулевых тяг), решить которую без специального инструмента довольно проблематично.
Причина – конструктивные особенности названных элементов: их пальцы имеют конусовидную форму, которой они входят в посадочные гнезда, со временем место этого вхождения загрязняется, замасливается, ржавеет, делая соединение поверхностей слишком плотным, практически единым, то есть таким, которое простым физическим воздействием не разъединить. Нужен помощник – съемник шаровых опор – инструмент в разы упрощающий выпрессовку.
Стать его обладателем несложно: для этого нужно пойти в ближайший автомагазин и там его приобрести либо сделать съемник шаровых опор своими руками любым из представленных ниже способов, которые мы сгруппировали в зависимости от того, каким образом в них создается усилие.
Рычажные съемники.
Рычажные съемники представляют собой инструмент, состоящий из пары соединенных между собой посередине рычагов. Также с одной стороны в них присутствует стяжной болт. В процессе воздействия на шаровую опору этот болт выкручивается, сводя друг с другом концы рычагов, один из которых находится между опорой и проушиной, второй – под пальцем.
Читать также: Розетки для встроенной техники на кухне
Такие съемники также достаточно эффективны, но имеют больший размер, поэтому не везде могут быть применимы.
Использование
Использование шарнира Гука в автомобилестроении сделало возможным передачу вращательного движения от редуктора к колесам даже при наличии значительных углов сочленения элементов. Этот узел впоследствии лег в основу кулачково-дискового шарнира, состоящего из диска вилок и кулачков, применяющихся преимущественно в грузовиках.
Своеобразный мутант, полученный путем скрещивания шарового шарнира с карданом Гука, представляет совершенно новый вид соединения элементов. Он представляет собой деформированный шарикоподшипник, где внутренняя обойма приняла вид сферы с прорезями, а внешняя — сферы с канавками на внутренней поверхности. Оба кольца шлицевым соединением крепятся на приводной вал. Шарики, помещенные между ними, удерживает сепаратор.
Шарнир равных угловых скоростей при значительных углах поворота претерпевает большие нагрузки. «Вывернутые колеса» при номинальных скоростях чреваты повреждениями узла.
ШРУСы подлежат обязательной герметизации пыльниками. Их место эксплуатации способствует попаданию внутрь шарнира пыли и влаги, быстро выводящих его из строя. Абразивы и коррозия разрушают канавки, шарики, убивают сепаратор. На современных автомобилях применяют весьма надежное соединение шарнирное, загерметизированное в кожухе, способствующем полному использованию его ресурса.
Съемник типа «клин».
Самый простой по своей конструкции, однако тоже хорошо справляющийся с поставленной перед ним задачей. Для его изготовления вам понадобится:
- взять небольшую металлическую пластину (достаточно размера в спичечный коробок);
- с помощью болгарки (угловой шлифовальной машинки)/станка с абразивным кругом придать ей форму клина, получившаяся заготовка в профиль должна обрести форму треугольника;
- все той же болгаркой, начиная с верхнего угла треугольника, в нем нужно проделать вертикальный прорез на 2/3 его высоты, шириной чуть больше диаметра пальца шаровой опоры;
- для облегчения работы с инструментом к середине основания клина рекомендуется приварить металлический прут, хотя это можно и не делать, если такого прута у вас под рукой нет.
Вот такая вот своебразная скоба у вас должна получиться в итоге.
Дальше дело техники:
- вставьте изготовленный только что клин между корпусом шаровой и проушиной;
- ударяя молотком по пруту (основанию клина), забивайте самодельный съемник опор до того момента, пока палец не выскочит из гнезда.
ВАЖНО!
При использовании данного вида съемника всегда существует риск повреждения пыльника, поэтому применять такой инструмент можно лишь в случае запланированной замены наконечников или опор. Если ремонт рулевого механизма или подвески такую замену не предусматривает, от съемника типа «клин» лучше отказаться.
Винтовой разжимной механизм
Второй тип съемного механизма, который можно изготовить из подручных средств – винтовой разжимной. Он отлично подходит для замены шаровых опор классических моделей ВАЗ.
Особенностью конструкции подвески этих авто является то, что верхняя и нижняя опоры располагаются симметрично друг другу и расстояние между ними не большое.
Его в домашних условиях можно изготовить только при наличии сверлильного станка или же придется обращаться в токарную мастерскую. Такой съемник состоит всего из двух частей.
Для его изготовления понадобиться квадратный или шестигранный прут с гранями под ключ на 17 или 19, длина которого составляет 7 см. В этом пруте делаем при помощи сверлильного станка отверстие и нарезаем резьбу под болт на 8. Вкручиваем болт и все – съемник готов.
Как он действует, рассмотрим на примере ВАЗ-2107. Для выпрессовки верхней опоры, необходимо выкрутить стопорную гайку, но не до конца, снимать ее не нужно. Затем устанавливаем между пальцами опор изготовленный съемник с закрученным до упора болтом.
Чтобы выдавить палец берем два ключа – одним удерживаем изготовленный корпус, а вторым вывинчиваем болт до тех пор, пока палец не сорвется с гнезда. После замены верхней опоры, проделываем тоже самое, но с нижней.
Съемник непосредственно шаровых опор.
Используется для машин (Ситроен, Пежо) шаровая опора которых вкручена в рычаг. И поскольку она вкручена, а не запрессована, использовать приведенные выше варианты инструментов нецелесообразно, нужен особенный съемник, который мы и предлагаем вам сделать из 8-сантиметровой толстой металлической трубы на 2».
- На одном из торцов данной трубы равноудаленно друг от друга с помощью болгарки или ножовки по металлу сделайте 4 прямоугольных шипа 5×7 мм.
- На втором торце тем же инструментом опять же равноудаленно друг от друга на глубину 3 см прорежьте прорези так, чтобы в итоге у вас получилось 8 лепестков.
- Молотком слегка загните эти лепестки к центру окружности, сократив тем самым ее диаметр.
- Возьмите гайку на 24 и приварите ее к зауженной стороне заготовки. Съемник шаровой опоры своими руками готов.
Использовать его просто: наденьте на опору так, чтобы шипы вошли в имеющиеся пазы корпуса шаровой, затем ключом на 24 прокрутите приваренную гайку, демонтировав тем самым нужный вам элемент подвески.
Изготавливаем петли своими руками
Процесс изготовления петель прост. Чтобы фурнитура получилась качественной, необходимо уметь выполнять собственными силами различные виды работ.
Готовим инструмент и материалы
Для изготовления качественной фурнитуры в домашних условиях подготовьте подходящий инструмент, материалы и оборудование. В наличии надо иметь следующий инструмент и оборудование:
- Рулетка или другой измерительный инструмент. Иногда можно обойтись обычной линейкой, но она в таком случае должна полностью отвечать нормативным требованиям;
- Маркер, который пишет по металлу. Вместо маркера можно взять мел;
- Ножовку с полотном по металлу. Те, кто умеет пользоваться болгаркой, могут воспользоваться этим оборудованием, если оно есть в наличии;
- Напильник;
- Молоток;
- Сварочный аппарат с подходящими техническими характеристиками, а также средства индивидуальной защиты, которые необходимы для выполнения сварочных работ.
Готовим инструмент
- Металлическую пластину толщиной 2-3 мм;
- Отрезок трубы;
- Стальной прут. Его диаметр согласовываться с внутренним диаметром отрезка трубы. Выбирают прут так, чтобы он помещался внутри трубы с небольшим натягом. От прута, размер которого меньше внутренних размеров трубу лучше отказаться.
Выбирая материал, обращайте внимание на его характеристики. Пластина, трубы и пруток должны выдерживать прикладываемую эксплуатационную нагрузку.
Последовательность изготовления
Первоначально отпиливают два отрезка трубы. Суммарная длина зависит от размеров дверного полотна. Так если она 11 см, надо подготовить первый отрезок трубы длиной 5 см. Прежде чем отрезать трубу нужного размера, аккуратно нанесите разметку. Также потребуется отрезок трубы, длина которого на 1 см больше, т.е. – 6 см. В итоге суммарная длина равна 11 см.
После отпиливания на металлической поверхности часто образуются заусенцы, об которые можно пораниться во время монтажных работ. Чтобы этого не произошло, уберите дефекты с помощью напильника. Работайте в перчатках, чтобы не повредить руки. Обработку выполните с обеих сторон.
Как только трубки готовы, подготавливают прут. Его длина равна суммарной длине труб, то есть 11 см. Для этого наносится разметка на поверхность прутка и производиться отпил. Линия реза должна быть перпендикулярна условной оси прутка.
Отрезав пруток и трубы в размер, их соединяют вместе. Для этого в гильзу запрессовывают пруток. Как только гильзы займут свое место, подготавливаются пластины. Их размер согласовывается с габаритами двери и размерами изготавливаемых петель. Таких пластины должно быть две, и они имеют одинаковую длину. На этом подготовительный этап заканчивается. Переходят к сварочным работам.
Убедившись, что пруток занял внутри гильзы нужное положение, торцы обеих трубок заваривают. Это исключает смещение стержня внутри трубы в процессе эксплуатации.
Затем пластины привариваются к гильзам. Их располагают перпендикулярно условной оси гильз. Для этого сначала прихватывают пластины, а затем, убедившись в их правильном пространственном расположении, приваривают окончательно.
Декорирование
Чтобы изготовленные петли выглядели красиво, их красят или оцинковывают. Оба эти варианта позволяют придать поверхности красивый внешний вид, а также защитить от внешнего негативного воздействия. Для этого толщина наносимого покрытия должна быть достаточной для конкретных условий эксплуатации.
После декорирования фурнитура выглядит практически также, как продаваемая официальными производителями. При этом всегда можно подобрать цвет изделия, который требуется. Так если в продаже можно найти фурнитуру, как правило, черного цвета, то петли, изготавливаемые собственными силами, можно окрасить в любой подходящий цвет.
Устройство и назначение узла
Шаровая опора предназначена для надежного подвижного крепления ступицы колеса к рычагу подвески. Состоит шаровая опора из шарового пальца, корпуса и пластмассового вкладыша. Корпус шаровой опоры либо сваривается точечной сваркой из двух половинок со штампованными, сферическими углублениями с отверстием под палец в одной из них или является толстостенным металлическим стаканом в который вставляется вкладыш с пальцем, после чего ставится дно, а край завальцовывается чтобы конструкция не разбиралась. Иногда вкладыш не изготавливают, а наполняют промежуток между корпусом и шаром размягченной полиамидной пластмассой. Используют для этого обычно экструдер. Он же используется как основное оборудование в фирмах для реставрации шаровых опор. Для защиты сопрягаемых поверхностей шарнира от воды с грязью сверху надевают резиновый пыльник.
Пока цел пыльник ― шаровая практически не изнашивается. Интенсивный износ шаровой начинается после прихода пыльника в негодность, с попаданием внутрь грязи. Поэтому следите за пыльниками, так как своевременная замена негодного пыльника ― это продление срока работы узла.
Правда, стык сварного корпуса не герметичен поэтому через него внутрь корпуса набирается вода даже с целым пыльником. Потому если корпус узла состоит из двух частей, желательно наполнять его через тавотницу литолом.
Сложные шарнирные соединения
Более сложное соединение шарнирное состоит из цапфы, впрессованной во внутреннюю обойму подшипника скольжения или качения, вращающейся в нем. Ни один электрический двигатель не может быть собран без применения этого узла. Ротор подвешен в статоре посредством цилиндрического шарнира с использованием подшипников скольжения или качения. Колеса железнодорожных вагонов закреплены к тележкам посредством шарнира, обоймой которого является букса, пальцем — ось колеса, скользящего в ней посредством роликового подшипника качения.
Диагностика
Если во время движения автомобиля по неровной дороге слышен стук или скрип подвески, возможно эти звуки идут от изношенных шаровых опор. Определять источник неприятных звуков лучше вдвоем: одному спуститься в смотровую яму и положить руку на шаровую, а другому раскачивать машину. Когда вы почувствуете звук своими руками снимете опору, зажмете ее в тисах, и проверьте люфт шарнира. Палец не должен двигаться от небольших усилий, но закусывать его тоже не должно иначе узлу требуется ремонт или замена.
Читать также: Справочник содержания драгоценных металлов в бытовой технике
Обязательно следует провести эту проверку также в следующих случаях:
- Скрип при повороте руля.
- Самопроизвольное виляние при езде по прямой.
- Тугой руль.
Снятие & установка
- Съемник шаровых опор.
- Домкрат.
- Подставка под машину.
- Набор ключей.
- Пассатижи.
- Монтировка.
Съемник шаровых, как правило, не универсален. Если вы не нашли, подходящий съемник его можно с успехом заменить молотком. Только нужно знать куда бить. Не нужно выбивать палец из посадочного места. Удар должен быть перпендикулярен пальцу, а бить нужно по проушине (так как палец конусный небольшое давление посадочного выдавит его из проушины). Молоток ― универсальный съемник. Он не должен быть ни слишком тяжелым ни слишком легким 600 грамм будет в самый раз.
Снятие: Ослабить крепление колеса. Поднимите машину на домкрате. Снимите колесо. Поверните руль так чтобы было удобно работать. Если гайка пальца шплинтуется снимите шплинт пассатижами. Отверните гайку. Возьмите съемник, выдавите им палец. Отвернете крепление корпуса шаровой. Монтировкой отожмете нижний рычаг и снимите шаровую. Снятие и ремонт наконечников рулевых тяг и шаровых опор ничем не отличается нужно только взять другой съемник. Методы же восстановления идентичны.
Установка: Прикрепить корпус шарнира к нижнему рычагу, затянуть крепеж, монтировкой отжать нижний рычаг, вставить палец в посадочное место. Накрутить гайку на палец, затянуть ее. Если палец будет проворачиваться потянуть рычаг монтировкой вверх (палец с посадочным конусные поэтому при вдавливании пальца он перестает проворачиваться в посадочном). Не забудьте зашплинтовать гайку. Съемник для установки не нужен. Следующая замена опор не заставит вас возиться со шплинтами если вы поменяете гайки на самоконтрящиеся.
Восстановление
- Наждак или болгарка.
- Экструдер.
- Электродрель с большим патроном (чтобы можно было зажать в него палец для шлифовки шара наждачной бумагой).
- Слесарные тисы.
- Сварочный аппарат (лучше полуавтомат).
- Компрессор.
Реставрация опор может происходить двумя способами:
- Переделывание неразборного шарнира в разборный, шлифовка шара пальца и замена вкладышей.
- Ремонт за счет нагнетания размягченной пластмассы в зазор между шаром и корпусом применяя экструдер.
Конечно, не стоит закупать оборудование для разового ремонта, но простейший экструдер можно быстро сделать своими руками из старого главного тормозного цилиндра, приладив к нему рычаг для надавливания на поршень. Подогревать его для размягчения пластмассы можно горелкой или паяльной лампой.
Проведение работ
Ремонт и восстановление первым способом начинается с разборки опор. Для разборки корпуса сваренного из двух чашек, нужно высверлить на одной из чашек точки сварки и разделить чашки при помощи зубила и молотка. На корпусе со вставленным донцем, при помощи наждака или болгарки стачивают развальцованные края, и ударом молотка в торец пальца выбивают дно. В корпус из двух чашек вставляется вкладыш с пальцем, половинки прижимаются друг к другу и делается несколько прихваток сваркой, стараясь не перегреть вкладыш. У корпуса с вынутым дном измерьте наружный и внутренний диаметр и изготовьте стальное кольцо в соответствии с этими размерами высотой около 10 мм с резьбой внутри и пробкой, ввинчивающейся в него. Приварите кольцо к корпусу, остудите, вставите вкладыш с пальцем в корпус ввинтите пробку, подожмите ей вкладыш, просверлите в кольце отверстие Ø 2 мм вплотную к пробке и зашплинтуйте.
Ремонт и восстановление своими руками вторым способом обычно проходит без разборки узла.
В дне корпуса сверлят отверстие диаметром около 6 мм, его размер зависит от того какой экструдер вам доступен. Зазор между шаром и вкладышам очищается от грязи и продувается сжатым воздухом от песка и стружки. Через просверленное в днище отверстие используя экструдер в зазор между шаром пальца и корпусом, нагнетается размягченная пластмасса. Дайте ей остыть и ремонт готов. Недостатком этого способа является то что вы не видите сохранилась ли геометрия шара и не можете отшлифовать его, убрав следы коррозии, поэтому результаты восстановления будут недолговечны.
Туториал: Суставы/Шарниры из бумаги и как их применять
— Доброго времени суток. Ранее я уже делал туториалы по созданию фигуры где кратко затрагивал эту тему, был даже отдельный пост по особым шарнирным суставам, но в этот раз я немного больше расскажу о различных способах применения простых суставов, Но всё же советую ознакомится с предыдущими постами, если этого не сделали ранее.
Напомню как делается самый простой и сустав:
Вторую часть сустава нужно делать осторожнее, ибо полоску шириной в 1 см оборачиваем вокруг получившейся трубки, так же подклеиваем, но что бы она не приклеилась к трубке аккуратно проворачиваем или осторожно снимаем с неё. Когда всё просохло, на трубку надеваем получившееся кольцо, размещаем его по центру трубки, а её края нарезаем равной ширины лепестками и загибаем наружу (или во внутрь). Если всё правильно, кольцо будет вращаться на трубке и к нему уже можно клеить другие детали.
— Простая деталь, но применений у неё много. Первое и очевидное это суставы в конечностях: Руки и ноги.
— Закрепленный сустав прямо между деталей рук или ног, позволит совершать наклон в обе стороны, если вам этого НЕ требуется, просто поставьте сустав ниже/выше к краю детали, тогда наклон будет возможен только в одну сторону.
— Требуется полный сгиб рук или ног? Просто сделайте двойной сустав, главное правильно его установить, что бы рука или нога не выгибалась в обратную сторону, но если суставы совсем не большие их можно так же установить у края деталей.
— Самый яркий пример, недавняя переделка «Германа». Его колени и локти с двойным суставом.
— Большие кольца, так же являются «суставом», лепестки были выгнуты наружу, подклеены листком бумаги покрывающий всё кольцо, а после высыхания обрезан по краю. Здесь представлена комбинация сустава с поршнем, но о поршнях поговорим в другой раз.
— Усложнённый вариант сустава, похожее можно увидеть в игрушках, но если там он состоит из целого куска пластика, подобная «шайба» же сделана в ручную. Делается почти так же как и обычный сустав, но вторая деталь равна по ширине первой и на второй детали края сразу надрезаются на лепестки. Предварительно заготавливаем кольцо нужного размера и диаметра, по его краю наносим клей и прикладываем к куску бумаги. К тому кусочку в центре кольца будет клеится вторая деталь сустава, а после уже с другой стороны будет приклеен ещё один кусок бумаги. Всё что остаётся, проделать отверстия с двух сторон и подогнать по размеру, с помощью острого края ножниц, карандаша или спички. Для сглаживания неровностей, используйте небольшую капельку клея.
— Я сделал наброски примерных вариантов которые можно сделать из бумаги. Одно примечание, некоторые соединения можно использовать и в других вариант, но я не буду повторятся:
— Четырёхпалая кисть а) 3
, основная трубка служит суставом для большого пальца, а к ней крепится другой сустав на вращающейся основе.
Вариант «рабочей варежки» без использования шарниров.
Комбинация: скелетная основа с шарнирными суставами, после укреплена листами бумаги.
— Комбинация из 3-х соединений, была заменена одним шарниром, который выполняет пусть и те же функции, но он надежнее и позволяет фиксировать положение руки.
— Классическая клешня на вращающейся основе г-1) 1
— Тройная клешня. Пример г-2) 4
— Крайне редко, но такой тип соединения используется в моих моделях, зачастую он нужен в незначительных местах, как на примерах ниже:
Вырез для стержня в голове или в самой челюсти, благодаря чему можно менять её положение, что дополнительно может сыграть на мимике фигуры, помогая в выражениях эмоций.
— Но есть более интересный вариант применения такого соединения. Ниже представлен «схематичный набросок» того, как можно полностью из бумаги сделать глаз.
Пока единственный обладатель таких глаз в моей коллекции это Герман
— Есть ещё пару соединений, которые можно использовать как альтернативу шаровым шарнирам.
Ниже простой набросок одного из них.
Такой вид соединений банально прост, всё что требуется это три кольца разного диаметра и по две втулки, которые крепятся по краям каждого кольца. По горизонтали (или вертикали) клеим втулки к большему кольцу, в следующем проделываем отверстия под эти самые втулки, во втором кольце клеим втулки по вертикали (горизонтали) и проделываем в следующем кольце отверстия под втулки. По краям колец можно намеренно выделить небольшую выпуклость под место для втулок или отверстий или просто подклеить кусочек бумаги.
Источник
Полезные советы
- Не беритесь за восстановление шарнира, если палец вынимается из него без разборки, такому узлу не поможет ремонт, а только замена. Отверстие под палец в корпусе должно быть меньше диаметра шара чтобы. В случае износа вкладыша, палец не мог вылететь из корпуса, став причиной аварии.
- Восстанавливая шарнир своими руками, разбирайте его полностью и шлифуйте шар пальца, каким бы способом вы ни собирались реставрировать узел. Тогда плоду вашей работы не так скоро понадобится замена. Даже собираясь, использовать для восстановления экструдер не поленитесь разобрать шарнир чтобы посмотреть не нужна ли замена пальцу. Если не нужна, тогда только отшлифуете его шар.
Читать также: Станок гриндер своими руками чертежи
Карданный шарнир для стедикама своими руками
О выборе шарнира для стедикама, об изготовлении карданного шарнира из резьбовых барашков и о юстировке вилки карданного шарнира.
Выбор конструкции шарнира для стедикама типа «Merlin»
Конструкция стедикама типа «Мерлин» («Merlin») допускает использование двух типов шарниров, шарового и карданного.
Шаровой шарнир значительно упрощает конструкцию стедикама, но он не способен передать вращение от ручки к подвижной части стедикама.
Такой шарнир проще изготовить, но сложнее снизить трение, возникающее между шариком и пяткой. Есть, правда, шаровые шарниры, обладающие меньшим трением. Пятка таких шарниров заполнена мелкими шариками. Но, мне такой шарнир раздобыть не удалось.
Во время экспериментов, я всё же попытался изготовить шаровой шарнир из шарика от узла крепления телескопической антенны и капролоновой пятки. Но, трение в шарнире оказалось слишком большим, даже после применения прокладки из фторопласта. Так что, пришлось подумать об изготовлении более сложного, карданного шарнира.
В карданном шарнире проще снизить трение, но его намного сложнее изготовить. Но, если я чего втемяшил себе в голову…