Развальцовка тормозных трубок – это процедура, выполнение которой может в любой момент потребоваться тому, кто имеет собственный автомобиль. Конечно, осуществление этой и любой другой операции, связанной с техническим обслуживанием и ремонтом автотранспортного средства, всегда можно доверить квалифицированным специалистам станций технического обслуживания, но многие автолюбители идут другим путем и стараются сделать все своими руками. Каждый автовладелец вправе сам решать, кому доверять техническое обслуживание своего транспортного средства, но многие из таких вопросов вполне можно решить самостоятельно.
Научиться самостоятельной развальцовке трубок совсем несложно
Трубки из цветного металла в системах автомобиля
Радиаторы пока трогать не будем, это тема отдельная. Поинтересуемся трубками, которые отвечают за работу тормозной и топливных систем автомобиля. Гнилые тормозные трубки — это проблема не только старых советских автомобилей, но и более новых иномарок, которые проездили по дорогам, щедро посыпанным солью и всякой химией несколько лет. Трубки приходят в негодность в первую очередь из-за того, что на них влияет агрессивная химическая среда. Зимой у нас под колесами этой среды — полно. При человеческом дорожном покрытии соль сходит с дорог вместе со снегом, а при наших дорогах, может пролежать до следующей зимы.
Неисправности тормозной системы
Практически все водители знают, что тормозная система автомобиля состоит из привода управления, распределительных систем и исполнительных (рабочих органов). Все части тормозной системы соединяются при помощи тормозных трубок (магистралей). По этим трубкам перемещается тормозная жидкость, находящаяся под давлением. В процессе нажатия на педаль тормоза, давление на ТЖ повышается и она воздействует на рабочий орган системы, который выполняет блокировку колеса и полную остановку транспортного средства.
В процессе эксплуатации тормозной системы могут возникнуть следующие неисправности:
- Нарушение герметичноститормозных трубок и поршней, в которых жидкость находится под давлением.
- Механическая поломка рабочих органов. К этому можно отнести всевозможные заклинивания тормозных цилиндров и т. п.
- Нарушение свободного хода педали. Такая неисправность составляет дискомфорт водителю при эксплуатации автомобиля.
В этой статье речь пойдет именно о первой неисправности – нарушение герметичности соединения тормозных трубок с рабочими механизмами.
Причины поломок трубок тормозов
Но не только в этом причина износа герметичных трубок. От соли они только гниют, а от постоянных сильных перетяжек штуцеров, неправильной фиксации, изломов и перегибов, получают сильные механические повреждения, несовместимые с жизнью. Вина в этом не трубок, а горе-мастеров, которые не умеют правильно обращаться с мягким или хрупким металлом. Так или иначе, а приходит время замены трубок, и если нужная конфигурация не найдена, что почти невозможно, тогда приходится делать трубку самостоятельно. Отрезать нужный кусок, одевать штуцеры и развальцовывать. А это нужно уметь. Развальцовка тормозных трубок своими руками — задача не сложная, быстрая, и недорогая.
Как менять передние трубки?
Для работы понадобится наличие специального ключа. Он представляет собой инструмент с болтом для поджатия. Ключ напоминает накидной, но не нужно приобретать в магазинах дешевое изделие. Такие ключи изготовлены из мягких сплавов, которые не выдерживают больших нагрузок. Гайка на трубке изготовлена из стали – ключ легко выходит из строя, а грани на гайке слизываются. Тогда откручивание и закручивание такой детали может быть большой проблемой. Гайки закручены достаточно туго и можно поливать их WD-40, а вот нагревать не стоит. При нагреве тормозная жидкость закипает, из-за высокого давления в системе может разорвать шланги, особенно если они старые.
Набор для развальцовки тормозных трубок
Голыми руками не получится подготовить медную трубку к использованию. Для этого нужно иметь хотя бы минимальные приспособления. Металл хоть и мягкий, но торец трубки должен точно соответствовать посадочному конусу, иначе герметичности системы мы не добьемся. В идеале, для развальцовки трубок используют станок, который нужно покупать, но если у нас есть возможность, можно воспользоваться самодельным набором, который сделав один раз, мы будем использовать долгие годы. А пригодится он не раз, поверьте. Вот его чертеж.
Ничего сложного он собой не представляет. Это станина, выполненная из двух уголков толщиной 5мм и полкой 32 мм. Длина каждого уголка — 100 мм. На чертеже видно, что набор приспособлен для трубок диаметром 9 и 12 мм. Сама станина выполняется за десять минут при наличии заточного станка, сверлильного станка и болгарки. Оба уголка скреплены двумя болтами М8, отверстия и фаски в них просверливаются в собранном виде. Оправки придется или заказывать у токаря, что совсем не проблематично, или вытачивать самому. Зато с помощью такого набора любая трубка превращается в идеально подготовленную деталь. Процесс развальцовки происходит точно так же, как и с применением станка, о котором мы расскажем дальше.
Как развальцевать медную трубку в домашних условиях
При монтаже медных систем трубопроводов нередко возникает необходимость расширить обрезанный конец трубы – для монтажа систем климат-контроля или пайки трубопроводов отопления и водоснабжения.
Приветствую нашего уважаемого читателя и предлагаю статью о том, что представляет собой развальцовка медных трубок, в каких ситуациях она применяется и как ее выполнить своими руками.
Что это такое и для чего необходима развальцовка
Развальцовка – радиальное равномерное расширение стенок медной трубы. При развальцовке может производиться конусное расширение только конца трубы или расширение достаточно длинного участка, при котором образуется гильза – участокбольшего диаметра.
Необходимость в такой деформации в домашних условиях возникает:
- При монтаже систем кондиционирования.
- При ремонте холодильников, теплообменников, автомобилей, бытовой техники, тепловых насосов.
- При монтаже систем отопления и водоснабжения.
При монтаже с помощью сварки (пайки) концы медных труб развальцовывают в виде муфты, вставляют в трубу исходного диаметра и сваривают. Развальцовку используют реже, чем пайку с помощью фитингов, так как этот метод немного менее надежен, но иногда фитингов может не хватать или не быть под рукой при ремонтных работах.
Необходимость в развальцовке возникает, если под рукой нет нужных фитингов, нет возможности приобрести медную трубку нужного диаметра либо требуется очень точная подгонка размера трубки по внутреннему сечению. Практически развальцовку применяют при монтаже климатической техники, в автомобилях и при срочных ремонтных работах, когда используют имеющиеся в хозяйстве медные трубки.
Стадии развальцовки
Для получения качественного конуса или муфты-расширения на конце трубы необходимо соблюдать правильный порядок работ.
Развальцовка как процесс деформации концов медных труб включает следующие этапы:
- Отрезать трубную заготовку. Медь – очень мягкий материал, поэтому необходимо использовать качественный труборез, предназначенный для мягких труб из цветных металлов.
- После порезки даже качественным труборезом медная труба заминается, и ее внутренний диаметр уменьшается. Поэтому с помощью специального приспособления – риммера – с внутренней части заготовки снимается фаска, форма восстанавливается.
- Зачистить торец трубки от заусенцев, очистить от медной стружки, пыли, грязи, смазки.
- Заготовку вставляют в развальцовщик и вращают ее до получения небольшого раструба с углом стенки 45° к оси трубы.
- Вынимают изделие, примеряют, годится ли оно по размеру для дальнейшего монтажа с накидной гайкой. Если диаметр раструба недостаточен, то операцию развальцовки повторяют. Недостаточный раструб при монтаже образует ненадежное соединение: утечка воды – это неприятно, утечка хладагента – опасно, так как он состоит из ядовитых фтороуглеродов.
- Затем используют трубу по назначению.
Все тонкости развальцовки медной трубки можно увидеть на видео.
Инструменты и приспособления для вальцевания
Для качественного расширения концов труб применяют специальный инструмент – механический либо с электроприводом. Использование конусов или шаблонов и ручное расширение используют только для ручной вальцовки единичных труб. Если вам предстоит провести систему отопления или водопровод, имеет смысл приобрести механический развальцовщик.
Экспандер
Экспандер – простой вальцеватель с несколькими насадками-шаблонами для обработки труб разных размеров.
Растягивает концы трубок достаточно быстро, усилие прилагается при помощи рычага, и больших физических усилий развальцовка не требует.
Качество развальцованных изделий не идеально – скорее всего, деформация будет неоднородной, растянутся более тонкие участки стенок, и раструб будет иметь разную толщину. Возможно возникновение трещин и разрывов.
Конусный развальцовщик
Конусный инструмент – один из самых простых, обеспечивает приемлемое качество медного раструба, но хуже, чем у других видов механических развальцовщиков.
Труба фиксируется в тисках, конус вдавливается в заготовку несколько раз, каждый раз на большую глубину, затем извлекается – и так, пока не получится раструб нужной величины.
Применяют такое приспособление достаточно часто из-за его дешевизны и простоты.
Механический развальцовщик
Лучшее качество вальцовки обеспечивает развальцовщик, у которого обработка трубы производится несколькими валиками из легированных инструментальных сталей. Инструмент комплектуется набором валиков для нескольких диаметров труб.
Станок для развальцовки тормозных трубок
самый простой станок для развальцовки трубок обойдется вам в 600-700 рублей. Но это будет не самое качественное изделие. Мы бы рекомендовали не опускаться ниже 1800, иначе есть шанс потратить деньги зря. Несколько наборов и станков мы показали на фото. Один из них подороже, второй подешевле, но суть у них одна.
Состоит станок из планки, которая удерживает рубку. Собственно, наш самодельный набор тоже имеет такую же структуру, только в фирменные наборы входят в обязательном порядке:
- сама планка для фиксации трубок;
- станок с углом развальцовки 45 градусов;
- набор сменных штампов из прочной закаленной стали;
- резак для трубок.
Более дорогие модели имеют еще большее оснащение, но мы рассмотрим только самые минимальные комплектации.
Развальцовка может быть трех видов, но первые два нас интересуют мало, потому что применяются в основном в холодильниках и кондиционерах. Развальцовка происходит следующим образом:
- Зажимаем трубку в держателе так, чтобы она выступала за его край на 5-6 мм.
- Устанавливаем вместо конуса штамп, подходящий нам по диаметру трубки.
- Вкручиваем штамп и расплющиваем самый торец медной трубки.
- Не забываем одеть штуцеры, причем резьба должна быть направлена друг от друга к концам трубки.
- Удаляем штамп и меняем его на конус.
- Вкручиваем конус аккуратно и постепенно.
- Вынимаем трубку, проводим внимательный осмотр, если нужно зачищаем.
Таким образом, получаем аккуратную развальцованную тормозную трубку, которой можно смело заменять старую, вышедшую из строя. Мы не можем сказать, что станок для развальцовки трубок должен быть в каждом гараже, но как правило, самые ценные вещи это те, которые не всегда под рукой. Следите за состоянием тормозной системы, и удачи на дорогах!
Развальцовка труб
Увеличение диаметра изделия необходимо при выполнении бесфитингового соединения элементов трубопровода, например, капиллярная пайка медных труб. Полученное расширение позволяет вставить одну трубы в другую.
Простейший инструмент для развальцовки представляет собой обычный конус, который вворачивается в закрепленную трубу, расширяя ее край.
Усовершенствованная модель комплектуется трещеткой, которая позволяет регулировать усилие,
благодаря этому осуществляется защита стенок от разрыва. Также развальцовка труб выполняется экспандером, его рабочий орган имеет несколько сегментов, которые при сжатии рукояток начинают расходиться, растягивая трубу.
Развальцовка описанными выше инструментами является наиболее простым способом, но качество получаемой гильзы далеко до совершенства.
Наиболее качественная развальцовка получается при использовании инструмента, рабочим органом которого является эксцентрический конус. При повороте рукоятки, которая также оснащена предохранительным механизмом, конус начинает прокатываться по внутренней стенке трубы, уменьшая ее толщину и отгибая край. Полученное расширение отличается высоким качеством.
Подобные устройства применяются, в основном, для труб из мягких металлов. Стальные трубы также могут быть развальцованы, но в холодном состоянии такой процесс требует приложения значительных усилий. Поэтому такие трубы желательно предварительно нагреть, после этого развальцовка ручным инструментом станет гораздо проще.
Станок для развальцовки
Конечно, при неисправности трубок, можно отогнать машину на СТО и доверить ремонт специалистам. Но зачем тратить деньги на то, что можно сделать самому? Для этого необходимо приобрести инструмент для развальцовывания в специализированных магазинах или заказать по интернету. Он бывает для дюймовой или метрической резьбы. В набор входит труборез, приспособление, клещи, зажим, штампы под разные диаметры трубок для развальцовки грибком.
Когда пора менять трубки?
Признаками, что нужно искать набор для развальцовки, являются:
- Во время экстренного торможения, при нажатии на педаль слышен весьма характерный скрип;
- При тех же исходящих условиях ощущается ритмичная вибрация;
- Тормозной путь вашей машины заметно удлиняется;
- Ход тормозной педали становится более свободным, она как бы болтается;
- Возможно подтекание тормозной жидкости (особенно это видно при достаточно долгой стоянке машины на ночлеге);
- Нередко наблюдается значительный перегрев тормозных барабанов и преждевременный неравномерный износ колодок;
- В косвенных симптомах – увод машины вбок во время прямолинейного движения.
Самодельное приспособление для ремонта тормозных трубок
Ещё более дешёвым методом является изготовление самодельного устройства. При желании и минимальных навыках работать руками, ничего сложного в этом нет. Для начала необходимо изготовить основание (станину) для крепления трубок. Можно собрать её из двух стальных уголков. Уголки нарезать нужной длины шлифовальной машинкой, просверлить в них два отверстия для крепления болтами. Это делается за 15 минут.
Собрав станину нужно сделать отверстия под трубку, и снять фаски на сверлильном станке или дрелью. Самым сложным является изготовление пуансонов (оправок). Можно заказать их знакомому токарю.
Выполнение работы на самодельном станке
Самостоятельно изготовленный станок можно будет использовать в последующем длительное время. Он пригодиться автовладельцам, у которых автомобиль обладает большим пробегом.
В качестве инструментов потребуется заточной станок, болгарка и дрель. Материалами послужат выточенные на заказ оправки, уголки (100х32х5 мм., 2 шт.) и пара болтов М8. Уголки крепятся друг с другом болтами, а в основании станины сверлятся отверстия. Не забываем о фаске для краев отверстий.
Читать также: Трассоискатель своими руками схемы
Процесс работы на самодельном станке будет аналогичен работе на заводском оборудовании. Алгоритм состоит из таких пунктов:
- фиксируем заготовку так, чтобы внешний край выступал на 5–6 мм за губки тисков;
- подбираем конус нужного диаметра;
- штуцеры должны быть разнонаправленными;
- вкручиваем медленно конус, развальцовывая края трубки до той степени, чтобы он вошел до крайней риски;
- поднимаем конус и удаляем образовавшиеся заусенцы.
Наличие станка помогает выполнять операцию гораздо дешевле, чем за нее запросят на автосервисе. Однако у большинства автомобилистов такой инструмент длительное время простаивает без дела.
Научиться самостоятельной развальцовке трубок совсем несложно
Процесс развальцовки тормозных трубок своими руками
Сначала необходимо определить степень поломки трубки и возможность ремонта. Для этого откручиваем её от суппорта или тормозного цилиндра. Если можно удалить повреждённый участок, сохранив при этом нужную длину, обрезаем этот кусок труборезом. После этого обрабатываем бензином оставшуюся часть, зажимаем клещами и снимаем внутреннюю фаску дрелью. При невозможности провести ремонт, покупаем трубку в магазине.
Инструкция по ремонту трубки своими руками:
- Устанавливаем трубку в приспособлении (основании). Необходимо, чтобы конец выступал на 5 мм за край;
- Меняем конус на штамп, необходимый под диаметр трубки;
- Закручиваем штамп;
- Вкручиваем штамп и расплющиваем слегка торец медной трубки;
- Одеваем штуцеры. Обязательно не забыть, а то придётся все переделывать;
- Снимаем штамп и меняем на инструмент в форме конуса;
- Аккуратно не торопясь, закручиваем;
- Вытаскиваем трубку и если необходимо зачищаем.
На выходе имеем новую тормозную трубку под конус. Развальцевать трубку можно и другим способом, называемым «грибок». Обычно на автомобилях европейского производства применяют развальцовку «грибком», а на японских моделях и других азиатских используется «конус». Чтобы развальцевать под «грибок» нужно просто не снимать необходимый штамп.
Технология развальцовки трубок
Технология развальцовки трубок
Технологию развальцовки трубок можно привести на примере работы ручного инструмента для развальцовки, состоящего из основания с раззенкованными отверстиями на основные типоразмеры труб и соответствующего им набора насадок.
Перед началом работ трубку необходимо ровно обрезать, так, чтобы срез был строго перпендикулярным центральной оси. Рекомендуется использовать специально приспособленные для этого труборезы. После этого отрезанный край трубы обрабатываем напильником или срезаем фаску с помощью риммера и тем самым удаляем все заусенцы с внутренней и внешней части торца.
Далее, в отверстие основания строго по диаметру вставляется трубка и зажимается прочной металлической рамкой так, чтобы край трубки немного выступал над плоскостью уровня основания.
Берем соответствующую отверстию насадку, представляющую с одной стороны стальной цилиндрический предмет с поверхностью конусообразной формы и приспособлением для прижимного винта на другой стороне. В зависимости от вида будущего соединения насадка для развальцовки может иметь различную форму, поэтому подбираем поверхность необходимой конфигурации.
Установив нужную нам насадку, начинаем постепенно закручивать винт центрирующего стержня, давя поверхностью насадки на трубку, постепенно прижимая ее к краям отверстия в основании. По завершении операции винт стержня раскручивается, основание разбираем и развальцованная трубка свободно достается из приспособления.
Самое главное, не забывать одевать гайку штуцера на трубку заранее, в противном случае вам придется повторить все операции в той же последовательности еще один раз.
Плюсы и минусы самостоятельной развальцовки
Из минусов стоит отметить, что тормозные трубки не очень часто выходят из строя и ваш инструмент может понадобиться всего один раз. Исключение если вы покупаете подержанные автомобили с большим пробегом, которые содержались в плохих, неблагоприятных условиях или были в авариях и довольно часто их меняете.
Делать ремонт своими руками по инструкции или доверить специалистам приходится решать каждому человеку индивидуально, но следить за состоянием тормозной системы и трубок, в том числе необходимо всегда! » alt=»»>
FakeHeader
Comments 55
Спасибо большое за пост!
А вальцовку бочонком допустимо делать для ГАЗовских и АЗЛКшных деталей?
Красивые фото! Прямо заглядение! Вальцовка, как на самой левой трубке, применяется в авиации.
может я глупый вопрос задаю, но на Волгах использовались медные тормозные трубки? На зарубежных аналогах тех лет вроде обычные металлические трубки были… Или это всё в рамках «заводского улучшения»? Просто интересно.
Медные шли до середины90х точно, потом хз, даже на Уазе 97гв были медные. Потом запасы, закончились и перешли на металлические)))
А я трубки большого диаметра (12,16) песком набивал и гнул трубогибом. А трубки малого диаметра (6,8,10) ручным трубогибом.
А штуцера брал в простом магазине запчастей? И где сами трубки?
Штуцера у меня были, но они продаются там же, где и трубки (я брал на авторынке)
каким вальцовочником пользуешься?
Инструмент — Jonnesway AN040043
Такие не везде можно подлезть
Существует для трубок ещё вот такая приспособа Думаю, вам понравится
Все просто класс! Что то не совсем понял про пружинный трубогиб? Одеваешь пружину на трубку и руками, молотком … гнуть?
Каким молотком?) Они легко гнутся от руки) Пружина нужна, что радиус был ровный и трубка не плющилась.
Все просто класс! Что то не совсем понял про пружинный трубогиб? Одеваешь пружину на трубку и руками, молотком … гнуть?
Медная и алюминиевая трубки легко гнутся вручную. Пружинная оправка используется, для создания гибов малого радиуса. Если попробуете загнуть трубку на 90 градусов, без трубогиба она просто сломается где-то в центре.
Крайняя левая трубка, такой конус наблюдал на ГАЗ и ЗИЛе в системе подкачки, а так же в топливопроводе. Ремонтировал на своей технике, набор похожий.
Я таким пользуюсь. Не знаю, годится-ли для реставрации, но для ремонта обычных авто я трубки обсаживаю в термоусадку на клею, чтобы не зеленела трубка.
Что за термоусадка на клею?
electroplast.by/termousad…icientom-usadki-31-ttk-31 не реклама, но такого плана, клей еще дополнительно герметизирует.
Что за термоусадка на клею?
Эффект как от окраски.
Я таким пользуюсь. Не знаю, годится-ли для реставрации, но для ремонта обычных авто я трубки обсаживаю в термоусадку на клею, чтобы не зеленела трубка.
На фото — трубогиб?
Да, очень простой и дешевый)))
Я так понял для одного, какого-то определённого диаметра?
помоему до 8мм (или до 6мм) сейчас и не упомню, т.к. сгибаю им только 4.2мм
Лучшей реставрации авто я еще не видел! Удачи Вам!
я постоянно забываю про второй штуцер )))
Отлично, у меня и похожая приблуда есть, недавно трубку поломал возле главного так пришлось через всю машину новую тянуть, и подкрылки снимать и расширители…
Знакомо… ((((( Однажды полностью согнул магистраль, осталось кончик трубки развальцевать. Снял вальцовку и вижу, что конус с трещиной. Пришлось опять заказывать трубку и гнуть, по-испорченной трубке.
Да мне тоже обидно стало когда уже поменял а выяснилось что можно было у нас в городе завальцевать.
Да есть компании. Но когда я к ним поехал, оказалось у них трубогиб сломался и они вальцуют молотками. По-этому купил себе набор.
Классно написано, а фото так вообще супер-пупер! Видно, что с любовью…
Классная работа! Качество развальцовки очень даже, как заводское. Тоже надо себе прикупить такой Jonnesway.
Вот это красота, произведение искусства не меньше =) Цвет приятный у машины кстати)
Отличный и пост, и инструмент, и работа! Подскажите — (кто имеет ПРАКТИЧЕСКИЙ опыт), кроме Jonnesway AN040043 есть набор, который делает близкие по качеству вальцовки и стоит дешевле?
30 лет пользуемся итальянским USAG, профессиональный инструмент с пожизненной гарантией, отличный результат, но и стоит вряд ли дешевле)
Отличный и пост, и инструмент, и работа! Подскажите — (кто имеет ПРАКТИЧЕСКИЙ опыт), кроме Jonnesway AN040043 есть набор, который делает близкие по качеству вальцовки и стоит дешевле?
У меня такой же только Licota. Уровень качества у этих брендов одинаковый. Force ещё можно посмотреть
Не надо смотреть «Force»! Не советую! Или если уж смотреть, то внимательно смотреть струбцину. Они часто кривые, соответственно и конус будут формировать плохо.
у меня струбцины нет, пользовался другим инструментом форс, головками, трещотками, ключами нареканий не было. хотя вполне могли не в той хижине дядюшки Ляо заказ на струбцины разместить))
Я тоже пользуюсь ключами, трубогибом и ещё чем-то компании Форс. К ним нареканий нет. А вот к наборам вальцовок есть претензии. Один такой набор в гараже лежит, смотрел в магазинах. Там качество похожее: что-то хуже, что-то лучше.
Отличный и пост, и инструмент, и работа! Подскажите — (кто имеет ПРАКТИЧЕСКИЙ опыт), кроме Jonnesway AN040043 есть набор, который делает близкие по качеству вальцовки и стоит дешевле?
Дешёвые Force и Зубр вроде или Нафаня. По качеству одинаково плохие. Точнее качество переменное. Либо струбцина криво изготовлена, либо пресс-планка косоватая. Короче, не рекомендую или внимательно смотрите перед покупкой.
Развальцовка тормозных трубок своими руками, плюсы и минусы
Развальцовка тормозных трубок — это процесс, осуществление которого может в любой момент понадобиться тому, кто имеет личный автомобиль. Безусловно, выполнение этой и любой другой процедуры, сопряжённой с технологическим сервисом и ремонтом транспортного средства, всегда можно поручить грамотным профессионалам СТО, однако многочисленные водители идут иным путём и стремятся сделать все собственными руками. Любой владелец вправе решать, кому доверять техническое обслуживание своего автотранспортного средства, при этом многие из проблем полностью можно урегулировать самостоятельно.
Применяемое оборудование
Экспандер — это самое простое и незамысловатое приспособление для развальцовки трубок небольшого диаметра, которое представляет собой устройство со сменными насадками, позволяющее развальцовывать трубки за одну простую операцию. Правда, особого качества от экспандера ожидать не надо, да и для работы с ним необходима определенная сноровка.
Следующей категорией ручного инструмента для развальцовки служат различные наборы, в комплект которых, как правило, входят:
- две планки основания со специальной формы отверстиями, соответствующих основным типоразмерам стальных и медных трубок, в количестве от 5 до 11 штук в зависимости от комплектации и цены,
- приспособление развальцовки с резьбой для крепления пяти сменных штампов.
- набор сменных штампов.
Нередко такие наборы комплектуют ручными роликовыми, предназначенными для резки алюминиевых, латунных, медных, стальных и металлопластиковых труб с диаметром от 3 до 29 мм включительно.
Стоит отметить, что по многочисленным отзывам на форумах в интернете пользователи обращают внимание на прямую зависимость качества и надежности в работе таких инструментов от стоимости наборов. Как правило, дешевый станок для развальцовки трубок быстро ломается и не рекомендуется для использования при больших объемах работ.
Следующей категорией приспособлений являются различные виды станков для развальцовки трубок. Они отличаются более надежными и качественными узлами, высокой стоимостью и предназначаются для профессионального применения.
На станках развальцовку труб производят с помощью электрического, гидравлического или пневматического привода с применением контроллеров крутящего момента для полной автоматизации рабочих процессов.
Предназначение тормозных трубок
Чтобы иметь понятную картину, для чего нужны и какую функцию выполняют тормозные трубки, не нужно их расценивать как самостоятельный компонент, следует познакомиться со всей системой автомобиля. Система автомобильного торможения функционирует таким образом: при необходимости уменьшения скорости либо при внезапном торможении шофёр выкручивает соответствующей рычаг, и поршень, пребывающий в основном цилиндре под большим нажимом, начинает отгонять жидкость по особым путям.
Само же торможение либо абсолютная остановка автомобиля совершается в момент переустройства усилий давления жидкости на цилиндры колёс в противодействие тормозных колодок. Так вот, пути, по которым поршень прогоняет жидкость к колёсам, состоят из трубок и шлангов. Вывод из режима работы детали приводит к неисправности целой системы торможения, и ваш автомобиль оказываться непригодным для эксплуатации.
Что делать, чтобы в будущем тормозные трубки не закисали
Универсального рецепта тут нет, всё зависит от времени. Но хорошо помогает использование проникающих антикоррозийных составов для скрытых полостей кузова, которые обволакивают детали, препятствуют развитию коррозии за счёт имеющихся в составе ингибиторов и не пропускают к резьбе воду и кислород.
Соединение трубки, гайки и ответной детали обильно смачивается одним из подобных составов. После подсыхания они остаются в достаточно эластичном состоянии.
Это интересно: Что делать если окисляются клеммы аккумулятора
Поверх такой обработки можно нанести слой защиты с более прочными характеристиками. Это могут быть составы типа антигравия или иных кузовных герметиков. При необходимости они легко удаляются.
Сама резьба перед заворачиванием покрывается специальным смазывающим составом, содержащим мелкодисперсную медь. Такая автохимия в последнее время широко используется при ремонтном монтаже, существенно облегчая последующее откручивание.
Неисправности трубок
При плохой передаче жидкости по трубкам торможение авто совершается с запозданием, и тормозной путь возрастает практически в два раза. Кроме того, в работе системы, наиболее часто при нажатии педали тормоза, возникают посторонние звуки и некоторые импульсные перемещения.
Причиной повреждения трубок является потеря жидкости в тормозной системе. Эта потеря повергнет к перегреванию тормозных барабанов и к неровному изнашиванию колодок. Ещё одним показателем может быть необычное поведение авто в период нажатия на рычаг, а именно: автомобиль немного отходит в сторону. Конечно, это не прямая причина, однако, как заявляют профессионалы, она может указывать на поломку трубок.
Каждый автомобилист должен немного ориентироваться в конструкции собственной машины, чтобы уметь в случае ремонтных работ ликвидировать поломку собственными руками, если есть такая возможность. В особенности это относится к автотормозной системе. Зачастую при ее неисправностях необходима развальцовка труб, по которым жидкость переходит, при нажатии на рычаг, от цилиндра к колодкам.
Когда требуется развальцовка?
При плохой передачи жидкости по трубкам торможение автомобиля происходит с опозданием, и тормозной путь увеличивается почти вдвое. Также в работе системы, особо заметно при нажатии педали тормоза, появляется посторонние звуки, а также некие пульсирующие движения. Движение педали, во время нажатия на нее, покажется вам немного свободным, это очень характерно при нарушении работы тормозной системы, а именно тормозных трубок и шлангов. Также, одной из причин неисправной работы трубочек, является видимая утечка жидкости и тормозной системы. Эта утечка приведет к перегреванию тормозных барабанов и к неравномерному изнашиванию тормозных колодок. Еще одним признаком может быть не привычное поведение автомобиля во время нажатия на педаль, а именно, автомобиль немного уходит в сторону. Конечно, это косвенная причина, но, как утверждают специалисты, она может указывать на неисправность трубочек.
Важно знать, что основными проблемами, из-за которых довольно часто происходит поломка трубочек, есть:
- разрушения структуры шестигранной головки;
- попадание сора и грязи в места резьбовых соединений или же попадание и закоксовывание жидкости в этих местах.
Выше указанные неприятности наносят очень большой вред не только элементам, но всей системе. Если владелец хочет уберечь машину от такого рода неприятностей ему следует помнить, что необходимо хотя бы один раз в год проходить тестирование тормозной системы автомобиля. Если приравнивать элементы и саму систему к километражу, то диагностика обязательно проводиться каждые 50000 километров, а детали, в частности резиновые трубки, меняются после 125 тысяч километров, не зависимо от того каком техническом они состоянии.
Станок для развальцовки
При приобретении прибора для развальцовки необходимо концентрировать внимание на изготовителе и стоимости. Наиболее дешёвые комплекты лучше не приобретать, так как их качество не способствует продолжительной эксплуатации. Этот метод ремонтных работ обойдётся дешевле, чем в автомастерской.
Виновником внепланового износа патрубков считаются коммунальные службы. Разные химические реагенты и соли, щедро рассыпаемые для борьбы, к примеру, с гололёдом, в несколько раз стимулируют ржавление сплава и сокращают отпущенную производителем продолжительность работы многочисленных элементов. И ещё один фактор, заставляющий часто заниматься тормозной системой, — печально прославленные отечественные дороги. При нагрузке трубки деформируются и лопаются. Все совместно приводит к тому, что составляющие выходят быстро из строя.
Изготовление самодельного вальцовочного инструмента
Не всегда нужно приобретать заводской станок для развальцовки труб, тем более, если операция единичная. В этом случае можно воспользоваться обычным конусом и молотком, но для большей точности результата работы лучше изготовить простой самодельный инструмент. Основные части приспособления:
- Станина. ЕЕ изготавливают из стального уголка длинной 200 мм, шириной полки в 32 мм и толщиной стенки – 5 мм.
- Болты М8 два штуки. С помощью них стягивают станину.
- Тиски. В них зажимают станину.
- Конусные оправки (развальцовывающий конус). Заказывают у токаря, либо самостоятельно вытачивают из стальной болванки.
Самодельный вальцовочный инструмент
Инструмент для проведения работ:
- Электрический наждак;
- Дрель;
- Болгарка с обрезным кругом по металлу.
Порядок работ:
Порядок развальцовки трубы
- Заготовку из стального уголка разрезают на два отрезка длиной по 100 мм.
- Соединяют заготовки (чтобы в торце получилась буква «Т») и зажимают в тисках.
- Просверливают два отверстия в уголках под болт М8.
- Стягивают заготовки между собой болтами.
- Просверливают отверстия под разные диаметры медных трубочек (диаметром не более 8 мм) по линии соприкосновения двух уголков.
- В каждом отверстии выбирают небольшие фаски.
Полученный инструмент готов к работе, его применяют так же, как и заводской.
Это интересно: Азотирование стали: назначение, технология и разновидности процесса
Самостоятельная развальцовка
Более дешёвым способом является производство самодельного аппарата, а не приобретение набора для развальцовки тормозных трубок. При стремлении и минимальном умении работать руками ничего трудного в этом нет. Для начала следует сделать основание (станину) для крепления частей. Можно составить её из двух металлических уголков. Порезать уголки необходимой длины шлифующей машинкой, высверлить в них 2 отверстия для крепления болтами. Это совершается за 15 минут.
Собрав станину, необходимо сделать отверстия под трубку и убрать фаски на сверлильном станке или дрелью. Наиболее сложным является производство пуансонов (оправок). Можно заказать их токарю.
Если вы решите приобрести набор для развальцовки патрубков, не стоит брать самые дешёвые имеющиеся на рынке альтернативы. Да, можно брать приспособления рублей за 800, однако они наверняка будут одноразовыми частями. Определено, что более или менее высококачественный набор для развальцовки трубок не может стоить дешевле 2000 рублей, а то и дороже.
Зачастую тело трубки остаётся целое, но структура ее головки разрушается. Могут быть и прочие виды поломок:
- коксование резьбы в результате попадания на неё жидкости;
- загрязнение соединений и т. д.
В подобных ситуациях, в случае если позволяет протяжённость, можно попросту отрезать специальным инструментом дефектную часть. Можно сменить трубку целиком, если реализовать следующий ремонт.
Порядок работ
- Труборезом отрезается необходимый кусок трубки.
- Она прижимается держателем так, чтобы край выступал за него на 5−6 мм.
- Взамен конуса устанавливается штамп, соответствующий по сечению трубке.
- Внутренняя кромка трубы зачищается чем-то заострённым, вполне сгодится и обыкновенный ножик.
- Торец немножко подпиливается напильником.
- Надевается штуцер. Резьба гайки должна быть ориентирована к концу трубки, а не к ее телу.
- Печать вкручивается с расплющиванием окончания трубки. Здесь главное — не переусердствовать и не плющить очень глубоко.
- Штамп сбивается, и вместо него устанавливается конус. Его необходимо вкручивать осторожно и без перекосов.
- Итогом должна стать окольцованная гайкой трубка с держателем на конце.
- Отделанная трубка устанавливается вместо сломанной части, в систему заливается тормозная жидкость, далее прогоняется по ней.
- Автомобиль и система испытываются на неполадки.
Выяснив, как самостоятельно развальцевать патрубки, обеспечьте себя минимальным количеством аналогичных работ на будущее. Для этого установите на специальное место медную трубку. Уверяем, что вспоминать о развальцовке вам нужно будет гораздо реже. Даже при весьма активной эксплуатации машины ранее чем через 3 года она вам не потребуется.
Плюсы и минусы самостоятельной развальцовки
К плюсам самостоятельной развальцовки можно причислить то, что не нужно платить кому-то за работу.
Из минусов нужно отметить то, что ваш механизм может понадобиться всего раз. Исключение, если вы приобретаете подержанные авто с огромным пробегом, которые находились в плохих, негативных обстоятельствах либо были в авариях, и достаточно часто их меняете.
Делать ремонт по инструкции самому либо поручить профессионалам, приходится решать персонально, однако следить за состоянием всей тормозной системы и патрубками необходимо постоянно.
Итак, подводя итог, можно отметить, что работа по развальцовке патрубков не очень трудоёмкая и сложная. Нужно понимать, что большую часть ремонтных работ стального друга можно с лёгкостью выполнять и самостоятельно. А это весьма существенно, ведь, устраняя неисправность своими руками, можно не только сэкономить денежные средства, но и осуществить работу лучше любого автослесаря. Главное — соблюдать инструкции.
Инструменты для развальцовки медных труб
Виды развальцовок для большинства медных труб выполняют специальными, ручными и приводными развальцовочными приспособлениями. Первые из-за своей компактности и малого веса используются чаще.
В основу действия инструмента положен принцип поперечной раздачи ограниченного участка трубы. При этом должны учитываться следующие условия:
- Коэффициент развальцовки k = d/D (d – внутренний диаметр недеформированной части медной трубки, D – максимальный диаметр нижнего конуса после окончания развальцовки) не должен быть 0,75…0,85;
- Угол развальцовки не должен превышать 300; на практике это условие часто не выполняется, вследствие чего на торце конуса возможны волнообразные складки и даже трещины (в ряде случаев микротрещины видны даже на внутренней поверхности трубки). Такие изделия дефектны, и к установке допущены быть не могут;
- Торец трубки, которая подлежит развальцовке, должен быть ровно отрезан от мотка и тщательно зашлифован. Для резки рекомендуется использовать не обычную ножовку по металлу, а приспособление для кругового реза, которое обеспечивает чистый срез. Приспособление включает режущее лезвие, направляющее колесо и ручку для затяжки. При вращении инструмента вокруг заготовки, лезвие постепенно внедряется в материал, оставляя чистую кромку;
- После развальцовки наблюдается утонение стенки трубки, которое можно определить по формуле s1 = sk0,5 (s – исходная толщина стенки трубки, s1 – толщина стенки после развальцовки, в нижней части конуса).
При подогреве медной трубки предельное значение коэффициента развальцовки может быть снижено на 15-20 %.
Кратко рассмотрим наиболее часто встречающиеся типы развальцовочной оснастки.
Механический развальцовщик
Ключевой деталью такого приспособления является валик (реже – шарик), который изготовлен из твёрдого сплава или быстрорежущей закалённой стали. Валик прижимается к подготовленной кромке заготовки и с нажимом прокатывается по ней.
Интенсивность развальцовки устанавливается визуально, с учётом приведенных выше ограничений. Передвижение валика по деформируемой поверхности производят вручную. При выборе типоразмера устройства следует соотнести геометрические характеристики валика – радиус закругления, диаметр – с необходимым размером деформируемого торца изделия.
Конусный развальцовщик
Представляет собой наиболее удачную конструкцию инструмента. Основным элементом является конический пуансон. Перемещаясь в винтовой направляющей, он производит равномерную раздачу боковых стенок трубки. По внешнему виду напоминает ручной винтовой пресс, который можно закреплять на рабочем столе или верстаке.
Перемещение пуансона контролируется визуально, по достижении требуемой степени деформации. Для снижения трения внутреннюю поверхность заготовки можно смазать. При работе с конусным развальцовщиком усилие операции будет непрерывно возрастать.
Развальцовщик с электроприводом
Производители такого инструмента обычно комплектуют их наборами различных насадок, отличающихся углом конуса, радиусами закругления рабочей части и её длиной. Цена инструмента возрастает, зато и его эксплуатационные возможности увеличиваются. Развальцовка медных трубок приводными развальцовщиками целесообразна при значительном объёме выполняемых операций. Привод осуществляется от аккумулятора.
Эксцентрический развальцовщик
Работает по принципу перекатывания давильного приспособления по поверхности заготовки. Усилие обработки при этом – минимальное, однако существенным недостатком считается неравномерность характеристик деформируемой части трубки. Кроме того, сам процесс развальцовки происходит более длительное время.
Рычажный развальцовщик
Наиболее простой тип оснастки, который доступен для изготовления своими руками. Другое название – эспандер. Представляет собой систему из 2…4 рычагов, которые равномерно располагаются вокруг деформируемой заготовки, преодолевая при работе сопротивление возвратных пружин.
Развальцовка происходит последовательным и одновременным перемещением рычагов в направлении деформирования. Трёхрычажную схему используют реже, потому что для неё требуется работать вдвоём. Другим недостатком приспособления является невозможность текущего контроля качества.
Как выполнить развальцовку тормозных трубок своими руками
Главным условием успешной развальцовки торца трубы всегда было и будет применение качественного, а лучше профессионального, инструмента. Для наших авто, Европа-Азия, покупайте наборы для развальцовки в метрическом исполнении. Американцы выглядят более чем достойно, сверкают хромовым покрытием, но могут подсунуть дюймовую систему. Старый советский стандарт на медную тормозную трубу – 8 мм, более свежие советские и российские варианты использовали стальную в 6 мм.
В плане выбора наиболее доступным можно назвать набор для развальцовки тормозных трубок Force 656B, 906T2, можно использовать более изящные наборы JonnesWay, или распространенные Biltema или Licota.
В набор инструментов для развальцовки входит:
- винтовой вальцовочный пресс и струбцина, с помощью которой выполняется стяжка планок тисков и деформация металла тормозной трубки;
- двух разъемных планок-тисков, имеющих шесть – семь отверстий с конусами, в которые зажимаются трубки для развальцовки;
- отрезное приспособление, позволяющее отрезать торец в строго перпендикулярном направлении;
- набор оправок и конусов различного диаметра для формирования грибков.
При выборе набора для развальцовки обратите внимание на следующие моменты. Первое, винтовые пары винт-гайка пресса и струбцины должны быть черного матового цвета. Это говорит о термообработке и закалке винтовой поверхности. В более дешевом варианте используют покрытие хромом.
Второе, точность выполнения калиброванных отверстий в планках тисков. Обычно внутренняя поверхность конусов покрывается защитной оксидной пленкой на основе фосфатов. Такое покрытие облегчает скольжение деформируемого металла по внутренней поверхности матрицы.
Третье, все калиброванные отверстия имеют числовую маркировку размеров, с указанием единиц измерения – миллиметров или дюймов, пробитых чеканом на глубину до 0,1 мм, без дополнительных хромирования или окраски. Как вариант, вся конструкция может иметь оксидированное покрытие. Нерабочие части могут окрашиваться однотонной светлой краской.
Порядок действий при развальцовке тормозных трубок грибком своими руками:
- выбираем из набора приспособление для точной перпендикулярной обрезки торца тормозной трубки, вставив в отверстие соответствующего диаметра, поджимаем винт и оборачиваем резак пару раз до упора;
- здесь же находится острая полукруглая пила для снятия внутренних фасок и заусениц;
- после опиловки торца тормозной трубы напильником сажаем на трубу гайку-штуцер и закрепляем торец в тисках струбциной, соблюдая величину выпуска конца трубы над плоскостью тисков;
- добавляем на торец трубки пару капель «тормозухи», вставляем оправку соответствующего размера и прессом осаживаем края трубки, получая грибок.
Если по условиям развальцовки необходимо получить американский вариант фиттинга, в струбцину вставляется конус, и края верхней части грибка продавливаются под конус матрицы. Иногда в конструкции струбцины встраивают трещотку, позволяющую ограничить усилие, прилагаемое к поверхности фитинга.
Если развальцовку необходимо выполнять быстро и в большом количестве точек, в случае медных труб используют более простой инструмент – клещи и поворотный ролик.
Пластичность и податливость меди не требует больших усилий для деформации металла, поэтому быстрее и проще развальцевать торец усилием кисти руки. Благодаря компактности приспособления щипцы могут использоваться для развальцовки тормозных труб непосредственно на автомобиле, в условиях, когда проведение работ стандартным набором затруднено.
Инструмент
При вальцовке своими руками обязательно потребуются специальные инструменты наподобие агрегатов для сгибания стальных листов или листогибочных вальцов. Перечисленные инструменты просты в работе, отличаются универсальностью и высокой точностью.
Клещи
Существует множество инструментов, предназначенных для вальцевания. Различаются они по особенностям применения:
- Инструменты серии Т применяются для работы с трубами с малым диаметром (6-11 мм). Оборудование позволяет устанавливать глубину вальцовки;
- Инструменты серии СТ применяются для работы с элементами, внутренний диаметр которых составляет 6-11 мм за сварочным швом;
- Инструменты серии РТ применяются для работы с изделиями с малым диаметром (5,50 – 11,5 мм);
- Инструменты серии Р применяются для работы с изделиями с большим диаметром (12-40 мм);
- Инструменты серии СР применяются для работы с изделиями, представляющими собой элемент конструкции трубных толстых решеток;
Инструмент серии 5Р применяется для работы с тонкостенными трубами с большим диаметром, выполненными из нержавейки или титановых сплавов.
Как производится вальцовка
Вальцевание своими руками бывает нескольких видов. Работа может производиться с конусом, без эксцентрика и трещотки, с эксцентриком
При произведении сгиба очень важно соблюдать правила безопасности
Общий смысл выполняемой работы заключается передаче на концы труб холодного состояния в отверстиях тех же конструкций. Данный метод позволяет надежно соединить все элементы, обеспечить конструкции прочность. Итак, рассмотрим этапы вальцевания своими руками (фото позволят более наглядно представить эту сложную работу):
- Деталь устанавливается в предназначенное для этого отверстие. В этом случае между стенками изделия и стенками агрегата обычно образуется отверстие. В норме оно не должно превышать 1 мм;
- Производится расширение детали. В итоге зазор должен исчезнуть. Деталь прочно фиксируется в отверстии;
- Внешняя поверхность, расширяясь, начинает оказывать давление на трубной барабан, вследствие чего происходит его деформация. По окончании работ трубный барабан будет вновь принимать прежнюю форму, что создаст необходимое сжимание. Данный фактор делает соединение таким надежным.
Данная технология работы подходит как для труб большого диаметра, так и для труб малого диаметра
Очень важно правильно подобрать инструмент для выполнения вальцовки. В противном случае может произойти чрезмерная деформация металла барабана, что приведет к усиленному расширению и разрыву детали
Чтобы вальцовка своими руками была выполнена правильно, необходимо знать специфику работы используемых инструментов, уметь правильно ими пользоваться, изучить технологию сгибания металла
Важно изучить соответствующие инструкции, знать особенности работы с тем или иным металлом. Для того чтобы выполнить вальцовку трубы качественно, рекомендуем просмотреть соответствующие видео и фото, где показана работа профессионалов.
Так вы сможете воочию увидеть, как грамотно произвести деформацию металлических листов
Важно помнить, что при вальцовке требуется соблюдать не только инструкции по правильному проведению работ, но и правила безопасности.
Особенности развальцовки тормозных трубок
Стальные тормозные трубки, в отличие от медных, практически не имеют запаса пластичности, поэтому грибок и воронка могут получиться с образованием большого числа микротрещин. В этом смысле завальцованная кромка грибка остается менее чувствительной к наличию микротрещин, если, конечно, они находятся только в районе отверстия. Если трещины образовались на периферии, в самом широком месте фиттинга, такой вариант однозначно подлежит отбраковке.
Для американской двойной воронки зачастую возможно использование только медной тормозной трубки. В крайних случаях, если есть острая необходимость развальцовки стальной трубки по американскому стандарту, процедуру выполняют в два или три этапа. На первом этапе после обрезки и опиловки торца трубки его развальцовывают под грибок. Далее полученный вариант подвергают кратковременному отжигу нагревом горелкой, что позволяет снять значительную часть напряжений в металле. Третьим этапом будет развальцовка под промежуточный угол в 25-30 о , вместо положенных 45 о , и повторный отжиг. Последним выполняется окончательная развальцовка под искомый размер воронки.
Если есть возможность, перед выполнением развальцовки трубки стоит потренироваться в получении стальной американской воронки на ненужном обрезке трубы из аналогичного материала.
На видео показан процесс развальцовки тормозных трубок:
Особенности технологии
Ремонт автомобиля, с чем бы он ни был связан, редко вызывает приятные эмоции у автолюбителя. Это объясняется еще и тем, что такое мероприятие, как правило, сопряжено с определенными финансовыми расходами. Между тем, если говорить о ситуации, при которой необходимо развальцевать тормозные трубки, расходы на такую процедуру можно минимизировать, если выполнить ее своими руками.
Итак, чтобы развальцевать тормозные трубки своими руками, требуется не только подробно изучить теоретическую информацию по данному вопросу и просмотреть соответствующее видео, но и приобрести специальное приспособление. В , который можно достаточно недорого приобрести во многих автомобильных магазинах, входят следующие инструменты и приспособления:
- труборез;
- штуцер, применяемый в качестве соединителя;
- клещи.
В набор для развальцовки входит, как правило, зажим под различные размеры трубок
Используя такой несложный набор, к которому надо добавить дрель (чтобы снимать фаски на концах труб), а также бензин, необходимый в качестве смазывающего материала, можно не только качественно выполнить развальцовку своими руками, но и сэкономить приличную сумму денег, которые пришлось бы заплатить специалистам станции технического обслуживания.
При замене трубки на новую сначала делаем копию по образцу старой
Непосредственно перед процедурой развальцовки с тормозной трубкой необходимо выполнить следующие действия.
- Трубку при помощи инструмента или вручную откручивают от тормозного цилиндра или суппорта.
- При помощи визуального осмотра определяют наличие повреждений на поверхности трубки. Если они находятся близко к ее краю, то трубку можно восстановить, если нет, то ее надо заменить на новую.
- Используя такой инструмент, как труборез, от края трубки отрезают участок с повреждением и обрезанный край обрабатывают бензином.
- Обрезанный конец трубки зажимают клещами и в его внутренней части при помощи дрели со сверлом соответствующего диаметра снимают фаску.
- Участок внутренней поверхности трубки, где была снята фаска, очищают от стружки. После этого конец трубки вставляют в штуцер, выступающий в роли соединителя.
Аккуратно укорачиваем трубку с помощью специального резака
После того как все вышеописанные действия выполнены, трубку необходимо развальцевать, для чего лучше всего использовать специальный станок. Развальцовка, выполняемая при помощи такого станка, осуществляется по следующему алгоритму.
- Конец трубки, который требуется развальцевать, вставляют в зажимное отверстие станка. При этом часть трубки, выступающая из зажимного механизма станка, должна составлять примерно 5 мм.
- При помощи специального пуансона, которым оснащен такой станок, конец трубки развальцовывают.
- При необходимости развальцовки второго конца трубки вся вышеописанная процедура выполняется в такой же последовательности.
Сдавливаем плашку прессом, визуально следя за образованием грибка, и получаем качественно обжатую трубку
В результате выполнения развальцовки с помощью такого прибора, с правилами и тонкостями работы с которым лучше всего ознакомиться по видео, конец тормозной трубки становится аккуратно расширенным. Использование специального станка позволяет регулировать параметры такого расширения, ведь для тормозных систем, используемых на автомобилях разных марок, они могут серьезно разниться. Как правило, в специальных наборах, при помощи которых развальцевать тормозные трубки можно своими руками, есть и лекало, позволяющее осуществлять контроль за результатом выполнения технологической операции.
Разворачивание конца трубки посредством специального ножа, расположенного на задней стенке резака
Таким образом, развальцевать трубки, используемые в тормозной системе автомобиля, несложно, если использовать для этого специальные инструменты и приспособления. Выполняя такую развальцовку своими руками, вы не только экономите деньги, но и полностью контролируете процесс выполнения технологической операции, от результатов которой зависит работоспособность вашего транспортного средства. В таких случаях всегда следует помнить о том, что автомобильный слесарь выполняет работу не для себя, поэтому и относится к ней соответственно. Чтобы не переживать за результаты самостоятельного ремонта своего транспортного средства, необходимо придерживаться нескольких простых рекомендаций:
- четкое следование инструкциям, в качестве которых может выступать и видео;
- использование для развальцовки только качественных инструментов, приспособлений и расходных материалов;
- строгий контроль на всех этапах выполнения ремонтных мероприятий.
Вальцовка для медных труб: ценная информация и 3 бесценных совета
Водопровод или газопровод входит в общую систему здания, промышленного объекта. Для прокладки трубопровода используются трубы разных диаметров и видов. Труба создается из металла и искусственных заменителей. Спросом пользуются медные комплектующие. При высокой стоимости медь обладает рядом положительных свойств, а вальцовка труб медного происхождения безопасно и доступно.
Описываемые изделия вальцуются ввиду мягкости материала: деформируются специальными вальцами с электро или гидроприводом, благодаря чему создаются высокоточные детали и заготовки. Кроме того, в частном секторе востребован эконом-вариант, т.е. вальцовка медных труб своими руками.
Применение развальцованных труб и инструмента
Трубные элементы соединяются в единую водопроводную линию накидными гайками, разрезными кольцами, фитингами, а для медных экземпляров лучше подходит пайка. Вдобавок в процессе работы может потребоваться труборасширитель, поскольку изделия одинаковых диаметров по-другому не связать. Возникает вопрос: как долго прослужит соединение, и как на него подействует механическое усилие или расширение под воздействием температуры? Как показывает практика, связь предметов надежна и практична.
Важно знать, как развальцевать медную трубу правильно, а затем спаять два звена. Применяется следующая технология: раздвигается входное отверстие одной трубы при помощи труборасширителя, затем в нее с зазором вводится вторая труба, а соединительное пространство заполняется припоем
Совет: пайка осуществляется с использованием флюса. Необходимо проследить за тем, чтобы расплавленный припой проник внутрь трубы максимально глубоко. Без флюса удачно произвести операцию не получится.
Такое соединение имеет место при таких мероприятиях, как:
- Монтаж сплит-систем кондиционирования.
Вальцовка трубок – ключевая по значимости операции при сборке кондиционера. Медный вариант трубы внедряется в систему для организации перетекания теплоносителя по блокам. Медь – хороший проводник тепла, потому она требуется для создания подходящего термического режима установки.
Восстановление тепловых насосов, холодильных и морозильных агрегатов.
Работа вышеперечисленной техники совпадает с практикой в кондиционировании: по трубкам из меди различных сечений протекает теплоноситель. При исправлении неполадок герметичность трубок может нарушиться, и тогда нужно будет сызнова соединять трубки пайкой. Без такого дела, как развальцовка, не обойтись.
Для вальцовки труб из сплавов – изделий из пластичных материалов (меди, латуни) – нужен подходящий инструмент. Мягкость материала дает шанс умелому мастеру попытаться обжать трубу или трубку на специально подобранном шаблоне. Однако стоит признать, что если не использовать инструмент для развальцовки медных труб, то обжим на шаблоне тянет на обычную кустарщину и к достойным результатам не приведет. Существует риск примять изделие, особенно если толщина стенки невелика – она рвется от сильного растяжения.
Альтернативным методом решения проблемы может послужить приспособление для развальцовки под названием экспандер – специфическое устройство с набором сменных насадок, которые придают заготовке необходимую форму. Действует как труборасширитель. Инструмент, к сожалению, справляется с заданием не совсем идеально: тонкая стенка еще больше утончается и в отдельных случаях трескается, а толстостенная поверхность остается недостаточно продавленной.
Поверхность трубки выйдет совершенной с помощью высококачественных вальцов. Все представляют, как смотрятся железнодорожные рельсы после продолжительного периода эксплуатации: нивелируются дефекты, рельсовая поверхность блестит. Аналогичный момент имеет место при процессе под названием вальцовка для медных труб высококачественными приспособлениями. Есть недорогое вальцевание с конусом, вдавливающимся в заранее зафиксированную трубу. Выходит не сногсшибательно, но, тем не менее, в итоге устраивает многих потребителей.
Самый классный вальцовочный инструмент – это валик из твердых видов металла, благодаря которому производится многократная прокатка по торцевой стороне болванки. После каждой прокатки место обработки сминается сильнее.
Использование подобного инструмента помогает избегнуть разрыва трубы. Повторные проходы валика слегка увеличивают диаметр трубки, а металл деформируется в щадящем режиме, постепенно.
Трубки кондиционера: процесс монтажа
Прокладка трасс включает в себя несколько этапов:
- определение необходимости наличия и монтаж ловушки для масла;
- замер длины труб и их нарезка;
- сгибание и монтаж трубок;
- использование развертки для зачистки от заусениц;
- установка обратных гаек и развальцовка трубок.
Рассмотрим каждый из этих этапов подробнее, и дадим рекомендации по их проведению.
Рекомендуем товар Кондиционер сплит-система Cooper&Hunter Vital Inverter CH-S09FTXF-NG 3 отзыва
В наличии
Тип фреона: R-32 | Площадь, м²: 21-27 | Тип компрессора: инверторный | Тип внутреннего блока: настенный | Мощность обогрева, кВт: 2.80 | Мощность охлаждения, кВт: 2.50 | Мин. температура на обогрев, °C: -15 |
Технология и этапы развальцовки
Трубопрокат из меди соединяется с помощью пайки или муфт. Используемый вариант влияет на особенности проведения развальцовки.
Перед пайкой торец трубы расширяется, пока в него не войдет другая деталь. Разница между внутренним диаметром трубки и размером сечения вставляемого элемента должна составлять 0,1-0,2 мм. Этот зазор заполняется припоем во время пайки. Поэтому образуется герметичное и прочное соединение.
Герметичность стыка также обеспечивает природная пластичность цветного металла. При затягивании муфты мягкая медь плотно обхватывает фитинг, что позволяет устранить все зазоры.
Процесс развальцовки для медных труб.
Процесс правильной и качественной развальцовки трубок из меди для кондиционеров, отопительных теплообменников и различных инженерных систем выполняется в следующей последовательности:
- Трубопрокат обрезается строго перпендикулярно относительно своей оси.
- Зачищается срез и внешняя поверхность рядом с торцом трубки.
- При необходимости обязательно восстанавливается круглая форма сечения, если произошла деформация детали во время ее отрезания.
- На трубу надевается обжимная гайка, если соединение будет выполнено с помощью фитинга.
- Медный трубный элемент закрепляется в вальцовочном инструменте. Край детали длиною 5-6 мм должен оставаться свободным.
- В отверстия трубки вставляется штамп требующегося размера. Он постепенно вкручивается в изделие, что приводит к размягчению и растягиванию металла. В результате край трубопроката принимает вид конуса.
- Расширитель со штампом и держатель снимается с проката.
В конце операции проводится осмотр торца изделия на предмет наличия заусенцев. При их обнаружении они обязательно зачищаются. На развальцованном крае также не должны присутствовать трещины.
Завершение развальцовки трубок.
Кромки созданного раструба обязаны быть параллельны друг другу. При обнаружении таких дефектов необходимо расширенный торец обрезать и заново провести весь процесс.
Назначение развальцовки
Необходимость развальцовки, а не, например, сварки медных трубок, относящихся к конструкции обогревающих, охлаждающих, иных подобных устройств, вызвана тем, что этот способ полностью безвреден по отношению к пропускной способности узла или магистрали.
Это особенно важно, поскольку трубки в данном случае небольшого диаметра, та же сварка приводит к существенному сужению внутреннего диаметра и снижению работоспособности трубопровода. Другой вариант состыковки – применение фасонных элементов для соединяемых трубок – также не дает должного результата, поскольку внутреннее сечение тоже становится меньше
Другой вариант состыковки – применение фасонных элементов для соединяемых трубок – также не дает должного результата, поскольку внутреннее сечение тоже становится меньше.
Физическое расширение конца трубки позволяет установить ее на вторую трубу, патрубок без уменьшения внутреннего полезного диаметра и снижения общей пропускной способности конструкции.
Зачистка трубок
Когда работы по нарезке окончены, нужно нанести последний штрих – зачистить края трубы для кондиционера от образовавшихся в процессе резки заусенец. Делается это посредством развертки при медленном ее вращении. Данный момент является идеальным и для еще одного действия – осмотра отрезанного края на предмет трещин, перегибов и других дефектов. Трубу при развертке необходимо держать под наклоном вниз, чтобы стружки от развертки не попадали внутрь трубы.
Как изготовить инструмент
Проще всего изготовить своими руками инструмент со сменными коническими шаблонами, каждый из которых будет рассчитан на определённые параметры процесса. Чертежи всегда можно найти в интернете.
Пример чертежей самодельного инструмента
Самодельная оснастка будет состоять из:
- Винтового рычага с рукояткой;
- Стального корпуса с внутренней резьбой;
- Сменных пуансонов;
- Зажимных полуматриц с последовательно расположенными отверстиями разного диаметра.
- Стягивающего зажима.
Винтовой рычаг можно изготовить из приспособления, используемого при обжиме электрических кабелей большой мощности
Важно, чтобы ход приспособления соответствовал параметрам развальцовки
В качестве корпуса можно использовать станину лабораторного микроскопа или ручного твердомера типа ТШ. Диаметры резьбы в винте и гайке должны совпадать, а резьба – быть трапецеидальной или упорной.
В торце винтового зажима выполняют отверстие под коническую насадку, которую следует изготавливать из инструментальной стали, после чего закалить и прошлифовать. Для изготовления полуматриц используют два прямоугольных прутка, которые прочно скрепляют вместе, и по линии касания изготавливают несколько сменных отверстий под медные трубки разных диаметров. Готовое приспособление монтируют на верстаке
Внимание: зажим полуматриц может быть эксцентричным или рычажным.