Общий экскурс в технологию
С конвейера Минского тракторного завода за многие десятилетия его существования сошёл широкий модельный ряд мотоблоков. Для тех, чья деятельность тесно связана со вспашкой земли, хорошо знакома классическая модель МТЗ 05. Этот мотоблок, выпущенный ещё в советские годы, пользуется спросом и сегодня, и он удачно переделывается под минитрактор. Однако для производства пререломки самыми подходящими являются модели МТЗ-12 и МТЗ-09Н. Во-первых, это самые мощные мотоблоки, что повышает производительность. Во-вторых, сама конструкция агрегатов позволяет легко и быстро переделать их под минитрактор. Это экономит ваши личные трудозатраты, время и средства.
Особенностью мотоблоков МТЗ является то, что они оснащаются 2-цилиндровыми дизельными двигателями, а самодельные минитрактора на их базе получаются не трёх-, а четырёхколёсные.
Альтернативные варианты
Для переделки в минитрактор используются не только мотоблоки, выпущенные МТЗ, но и продукция других брендов. Каждая модель имеет свои особенности, но в целом алгоритм сборки мало отличается.
«Нева», «Кентавр», «Зубр», «Агро»
Мотоблоки «Нева» оснащаются двигателями Subaru. Машины обладают большой мощностью и довольно тяжёлые, поэтому переделка их в минитрактор упрощает управление. С конструкцией данной марки поставляется сцепной механизм. Он предназначается для различного навесного оборудования, таким образом, решается проблема его соединения с машиной. Мотоблоки «Кентавр» оснащаются дизельным мотором. Он монтируется в передней части рамы, что традиционно для такой техники. Тем временем крутящий момент коммуницируется на заднюю пару колёс посредством использования ременной или шестерёнчатой передачи.
Под торговой маркой «Зубр» выпускаются мотоблоки разной мощности. Для их реконструкции в минитрактор рекомендуется использовать тяжёлые модели. Они оснащаются системой жидкостного охлаждения, что даёт возможность работать при неблагоприятной погоде. Для построения системы управления можно использовать «вазовский» редуктор, а для системы остановки берутся механические тормоза ленточного типа.
При производстве минитрактора из мотоблоков «Агро» помните об одной важной особенности. Их штатная ось характеризуется малой прочностью на излом, тем самым повышается риск разрушения во время работы
Чтобы избежать подобного, надо её укрепить. Для этого используют модернизированные колёсные редукторы, предназначенные для внедорожников «ВАЗ» или «ЛуАЗ».
«Ока», «Салют», «Каскад»
Минитракторы, сделанные из мотоблока «Ока», оснащены КПП реверсивного типа, включающими две скорости. При переделке оборудуются рамой и полным приводом, делающим ведущими все колёса. Мотор устанавливают спереди, для его защиты предусмотрен заводской капот. В задней части расположена раздаточная коробка. Там же находится и привод обоих мостов с цепными редукторами.
В мотоблоки «Салют» устанавливаются двигатели передовых торговых марок. Их мощность обычно варьируется в пределах 6–7,5 л/с. КПП оснащена двумя основными и дополнительной понижающей передачей. Кинематическая схема предусматривает использование двух клиновых ремней, благодаря чему:
- повышается качество передачи крутящего момента;
- снижается риск опасного проскальзывания, которое может возникнуть при активном действии нагрузок;
- увеличивается срок полезной эксплуатации машины.
Если изготавливать минитрактор из мотоблока «Салют», целесообразно увеличить колёсную колею задней и передней оси до 1200 мм. Эта манипуляция повысит устойчивость транспортного средства. Для ведущих колёс, а их может быть как два, так и все 4, берутся только штатные покрышки.
При самостоятельном изготовлении минитрактора из мотоблоков «Каскад» в конструкции его заднего моста можно использовать «чулки» от старых заднеприводных «Москвичей» или «Жигулей». Во время работы «чулки» укорачиваются, что оптимизирует параметры колёсной колеи. Для построения системы управления удобно использовать поворотную балку от автобусов ПАЗ, в то время как ступицы и редукторы берутся от «Жигулей».
Требование к самодельному мотоблоку
- Мощность, учитывая возможную площадь обработки
- Какой вид топлива будете использовать, а, соответственно, и приоритеты в скорости или экономии.
- Стоит учитывать стоимость мотоблока, так как всемирно известные и раскрученные бренды будут стоить на порядок больше. А поэтому лучше отдать предпочтение отечественному производителю.
Из доступных по цене и оптимальных по качеству можно отметить такие мотоблоки: АГРО, Нева, МТЗ, Кентавр, Зубр.
Перечисленные модели обладают рядом преимуществ и выбирать их следует исходя из субъективных потребностей и задачам.
Подготовка к созданию самодельного мини-трактора
Для создания мини-трактора на базе мотоблока нужно составить чертеж, его кинематическую схему, а также заранее подготовить материалы, инструменты и оборудование. Если вы владеете требуемыми знаниями и навыками, то с разработкой схемы демонстрации механизма удастся разобраться самостоятельно. Но если таких навыков нет, то найти можно более подходящий вариант в сети.
Для самодельного минитрактора детали и комплектующие можно использовать покупной заводской комплект. Но такое решение нельзя назвать правильным для тех, кто намерен осуществить переломку 4х4 и сэкономить на этой процедуре.
Для техники нужно:
- набор инструментов;
- оборудование для сварочных работ;
- дрель с различными сверлами;
- трубы, швеллеры, выполненные из металла;
- гайки, болты;
- болгарка и диски для работы с металлом.
Внимание!
Покупка готового комплекта запчастей для переделки – главная статья расходов, экономить на которой не следует. В противном случае качество готовой конструкции оставит желать лучшего.
Кроме этого, для самодельного трактора требуется выбрать два колеса, навеску, кресло для водителя, рулевой механизм, педали и мотоблок с нужным весом и мощностью. Идеально, если это будет аппарат тяжелого класса с дизельным двигателем. Благодаря этому в распоряжении появится сделанный в домашних условиях, но при этом мощный мини-трактор, который эффективно справится с сельскохозяйственными задачами.
При выборе массы нового мини трактора надо учитывать состояние земли, на которой он будет использоваться. Если она уплотнена, пересохшая, то агрегат может и не справится с поставленной перед ним задачей. Следовательно, чем тверже почва, тем тяжелее надо выбирать мотоблок. А мощность мотора нужно соотносить с площадью участка, который будет обрабатываться таким трактором. Поэтому, чем она больше, чем производительнее должен быть двигатель.
Технические характеристики
Тип мотоблока (ГОСТ 28523-90): | Средний |
Габаритные размеры: | Длина: 135 или 151 см Ширина: 60 или 62 см Высота: 110 или 133,5 см |
Вес сухой: | в среднем 72 кг (от 62 до 81 кг) |
Мощность: | 3,5-6,5 л.с. (2,6-4,5 кВт) |
Тяговое усилие: | 60-70 кГс (до 100 кгс на грунтозацепах) |
Расход топлива: | 290-435 г/кВт*ч |
Число передач: | 2 (4) передачи переднего хода, 1 (2) – заднего |
Максимальная скорость на пневматических колесах (второе значение при работе на большом диаметре шкива): | Первая передача – 2,8 (3,5) км/ч Вторая передача – 6,3 (7,8) км/ч Задний ход – 2,0 (2,5) км/ч |
Редуктор: | Механический, шестеренчатый |
Масло для коробки передач: | ТМ-5-18 (ТАД-17И), МС-20 |
Вал BОM: | Шкив отбора мощности (ШОМ) под клиноременную передачу |
Ширина захвата фрез: | 35, 60, 80 см |
Диаметр фрез-культиваторов: | 310 мм |
Глубина вспашки: | 10-25 см |
Диаметр колес: | 39-41 см |
Дорожный просвет: | 11-12 см |
Рулевое устройство: | Штанговое |
Предельный угол наклона при работе: | 15° |
Двигатели
Одно из главных решений инженеров Салют заключается в использовании на раме отечественного производства не только отечественных, но и импортных двигателей зарубежных производителей (Briggs & Stratton, Honda, Subaru, Lifan и др.). Благодаря использованию импортных моторов значительно увеличивается долговечность и надежность мотоблока Салют-5, а также улучшается комфорт в процессе работы.
По отзывам владельцев мотоблока, самыми надежными двигателями являются американские Бриггс Страттон и японские Robin Subaru и моторы Хонда.
Первые модели «Салют 5» комплектовались двигателями российского производства (КаДви) серии «ДМ». Они значительно уступали иностранным моторам по техническим и эксплуатационным параметрам, поэтому в первой половине 2000-х от них полностью отказались.
Редуктор
Гордость мотоблоков Салют-5 – успевший стать легендарным редуктор, механизм которого полностью выполнен из шестерен. Это собственная разработка завода, которая изначально изготавливалась на главном предприятии в Москве, а затем на мощностях Омского моторостроительного объединения им. П. И. Баранова.
Редуктор выполнен в едином корпусе, все соединения на болтах.
По мнению «Салюта» и многих пользователей только полностью шестеренчатый редуктор является самым надежным, долговечным и не требующим обслуживания многие годы
Производители обращают внимание, что при производстве регулятора передач соблюдаются все технологические процессы обработки деталей, ведется авторский надзор и конструкторское сопровождение производства. Некоторые заводы пытались изготавливать копии данного редуктора, которые значительно уступали оригиналу – как по сроку службы, так и по техническим и эксплуатационным качествам
Трансмиссия
На мотоблоках Салют-5 трансмиссия состоит из коробки передач (редуктора) и механизма сцепления. Через ремни клиноременной передачи и натяжного ролика производится привод от ведущего шкива к шкиву отбора мощности (ШОМ).
Ручка переключателя скоростей на Салют-5 расположена на корпусе мотоблока, но фирма разработала специальный комплект механизма переключения передач для переноса его на руль.
Завод выпустил специальный установочный комплект переключения передач, который позволяет перенести рычаг скоростей на руль как на МБ Салют-100.
Скорость движения мотоблока и вращения фрез можно регулировать 4-ручьевым ведущим шкивом: нужно его развернуть относительно ШОМ, отвернув крепежную гайку, установить ремни в ручьи большего диаметра и прикрутить гайку обратно.
Шкив редуктора состоит из 3 ручьев, средний – свободный для навесного оборудования, другие два – для ремней передачи.
Преимущества самодельных тракторов из мотоблоков
Минитрактор, переделанный из мотоблока очень пригодится в хозяйстве! Его обязательно нужно сделать, чтобы превратить рутинные сельскохозяйственные работы в неутомительные и интересные занятия. Самодельный трактор, в отличие от мотоблока, возьмёт на себя основную нагрузку, а человеку останется только следить за процессом и правильно управлять транспортным средством. Самодельный небольшой трактор — экономный в эксплуатации и обслуживании агрегат компактных размеров, который не требует отдельного гаража, что тоже является большим плюсом. Он не будет создавать проблем с запчастями – их можно найти в продаже по доступной цене практически в любом специализированном магазине, где продаются мотоблоки марок Скаут, Нева, китайский Зубр и прочие. Преимущества владения таким агрегатом налицо. Он в отличие от мотоблока позволит:
- Расширить функционал;
- Облегчить работу оператора;
- Реализовать тяговый потенциал.
Используя навыки, можно из обычного мотокультиватора с ограниченными возможностями сделать многофункциональный и эффективный минитрактор. Манёвренный, компактный — он способен работать даже на густо засаженных участках, между кустами и деревьями, а так же на ограниченной придомовой территории, не портя тротуарную плитку и асфальтное покрытие. Посмотрите форму, где есть видео о работе самодельной техники. Сделать минитрактор из мотоблока – это значит приобрести себе агротехнику с широчайшим функционалом. Вместе с ним можно использовать разнообразное навесное оборудование: культиватор, картофелесажалку, фрезу, борону, роторную косилку, плуг, окучники и прочее. А если оборудовать штабелером с гидравлическим приводом, то можно эксплуатировать самодельный трактор ещё и в качестве стогометателя или подъёмного крана. Благодаря практичной конструкции, работать на такой самоделке просто, комфортно и безопасно. А оставшиеся мотоблочные детали можно использовать при создании других самоделок. Самодельный минитрактор – это лучше, чем самый дорогой тяжелый мотокультиватор и дешевле, чем тяжёлый трактор.
Выбор мотоблока
Из важных параметров для этих устройств стоит перечислить:
- Стоимость, производитель.
- Размер плуга.
- Разновидность применяемого двигателя.
- Вес.
- Уровень мощности.
Подробное рассмотрение актуально для каждой характеристики.
Мощность. Обычно она зависит от площади, которая требует обработки на том или ином участке. Чем больше участок – тем более мощный мотоблок надо брать.
Вес определяется видом обрабатываемой почвы. Для твердых сортов почвы не стоит выбирать слишком легкие приспособления. В противном случае минитрактора просто не справятся со своим назначением.
По сравнению с бензиновыми, дизельные двигатели работают гораздо тише. У них низкая компрессия, позволяющая запускаться даже в сильные морозы без дополнительных проблем. Но дизель выигрывает по экономичности своего применения. У него есть стабильные обороты, и увеличенная тяга. С тяжелыми грунтами и большими площадями лучше справится именно двигатель на дизеле.
Готовность к нагрузкам физического плана, величина глубины и терпение – факторы, которые надо учитывать при определении подходящих габаритов для будущего приобретения. Оптимальным выбором считаются разборные модели, которые регулируются по ширине, тогда плуг легко будет настроить в зависимости от своих потребностей в тот или иной конкретный момент.
Присутствует тесная взаимосвязь между такими факторами, как стоимость и производитель. Если есть возможность, то лучше выбирать изделия от фирм, которые уже давно находятся на рынке. Но можно обойтись и более дешевыми аналогами, если финансовые возможности ограничены. Российские изделия так же станут оптимальным вариантом для большинства.
Китайские мотоблоки
В основном это – копии российских моделей. Стоимость у них ниже, но она достигается не только за счет дешевой рабочей силы, но и экономии на материалах для производства, технологическом оборудовании. Это негативно сказывается на качестве готовых изделий.
При этом функционал не отличается от российских аналогов. У покупателей тоже давно сложилось мнение о том, что товары из Китая – одноразовые. Производство мотоблоков не стало исключением. В последнее время и в этом направлении появляются изделия приемлемого качества, но даже до аналогов из России им еще далеко. Китайская техника предназначена, главным образом, для тех, кто имеет навык слесарных работ и запас инструментов чуть ли не профессионального уровня.
Российские изделия
Оптимальное решение с приемлемой ценой. Популярность среди покупателей приобрели варианты с клиноременной передачей, либо передачей крутящего момента на косилку, снегоуборщик или щетку. В любом случае процесс не обходится без участия специального ремня.
Особенность наших разработок – простое устройство системы сцепления. Эксплуатация и ремонт облегчаются благодаря этому. Из процедур по обслуживанию остается только замена ремня. Еще советские инженеры спроектировали редуктор, который признан одним из самых удачных на рынке. Используются профессиональные двигатели импортного производства. Агрегаты получаются функциональными, надежными. Импортным они немного уступают, но по стоимости находятся далеко впереди.
Подборка мотоблока
Подбирая мотоблок в линейке «Нева» для будущего миниатюрного трактора, нужно отталкиваться от следующих параметров: мощь, масса, разновидность двигателя, параметры плуга, ценовые аспекты.
Мощность. Она определяется площадью зоны, где будут проводиться работы. Чем она больше, тем мощнее должен быть мотоблок. Здесь самый оптимальный вариант – это Нева МБ-23. Сегодня это лидер по мощи среди всех представителей этой линии. Может трудиться и на очень твёрдых почвах. Создаёт усилие тяги в 180 кГС. Может разблокировать одно из колёс. Улучшает маневренность. В него могут внедряться двигатели различной мощности. Их сегодня весьма широкий спектр. Благодаря чему каждый мастер сможет подобрать подходящий вариант.
Обычно Нева МБ-23 представлена в таких вариациях: 10.0 и 8.0.
Данные первой: двигатель Briggs&Stratton, его мощь 10 л, число передач 4 (2), роль трансмиссии выполняет шестерёночный редуктор, наполняемый маслом, подходящий бензин АИ-92 и АИ-95, параметр обработки 86 – 127 см, обороты фрез от 20 до 160 (в минуту), проводит обработку на уровне 20 см. Данные второй: двигатель тот же, только с параметром 8 л, все остальные показатели идентичны. За «Неву МБ-23» сегодня необходимо выложить от 43 000 до 45 000 руб. Значение имеет приобретаемая модификация.
Если вам нужен агрегат поскромнее, можно приобрести Неву МБ-2. Это тоже очень производительная техника, но с менее мощным двигателем. У неё есть множество модификаций, например «6,5 Про» и «7,5 Про».
В них действует двигатель той же марки. В одной модификации её мощь 6,5 л, во второй – 7,5 л. Их схожие характеристики: в качестве трансмиссии цепной редуктор, подходящий бензин АИ 95 и 92, уровень обработки 20 см, её ширина – 86-127, обороты фрез от 20 до 160 (в минуту), масса – 98 кг, число передач 4(2). Отличительные показатели: – функциональный объём, у модели 6,5 он – 205 куб.см, у версии 7,5 достигает 215 куб.см, – топливный бак, его объём у первой модели 3,8 л, у второй – 4,6. Сегодня цена «Невы МБ-2» лежит в диапазоне 33000 – 45000 руб. Масса. Здесь действует следующее правило: чем сложнее земляные работы, тем выше масса мотоблока, и обратный принцип. Делая выбор между бензиновым и дизельным двигателем, основывайтесь на более важных для вас факторах. Если вам нужен тихий аппарат, быстро запускающийся в морозы, то отдавайте предпочтение бензиновому виду. Если требуется более экономичный аппарат с более сильной тягой и стабильными оборотами, приобретайте дизельную версию. Также эта версия лучше работает с трудными грунтами и значительными площадями. Параметр плуга. Он зависит от глубины предстоящей обработки. Лучше брать разборную модификацию, в которой можно регулировать ширину. Так сможете сделать настройку плуга для той или иной ситуации
Самодельные минитрактора
Идеально подходят для обработки небольших площадей. Собрать их может практически каждый, кто разбирается в технике даже на минимальном уровне.
Как сделать минитрактор из мотоблока Нева
Сначала приобретаем сам мотоблок, на который уже заранее смонтирована зацепка, заводская или в виде самоделки. Тогда можно будет присоединить прицепы с кузовом, на которых легко транспортируется груз, вне зависимости от размеров. Есть и другие дополнительные детали, придающие комфорта при использовании:
- Педали тормоза и газа.
- Сиденье.
- Автомобильный руль.
Объем мотоблоков «Нева» обычно находится в пределах 6-8 литров. Потому мини-трактор с такой основой требует минимального количества доработок.
Если есть электросварка и болгарка вместе с дополнительными инструментами, самосвал можно создать собственными силами. Главное – придать специальную конструкцию креплению рамы, и сделать так, чтобы минитрактор из мотоблока мог наклонять прицеп, поворачивать его. Органы управления у данных устройств дублируют друг друга, потому мотоблок можно использовать отдельно, просто разобрав маленький трактор.
Самодельный минитрактор из мотоблока «Зубр»
Из необходимых деталей:
- Рама.
- Цилиндр с тормозом.
- Подножные механизмы, педали.
- Колонка руля, в комплекте с тягами.
- Балка впереди, соединяется со ступицами и дисками для тормоза.
- Крылья в задней части.
- Задняя навеска с ручным подъемником.
Последний шаг – совместная сборка, при использовании молотка и дрели, гаечных ключей с аппаратом для сварки. Дополнительно впереди устанавливаются колеса. Двигатель крепится к раме во фронтовой части, поэтому во время работы минитрактор сохраняет баланс. На одной оси со шкивом на заднем мосту техники располагается вал отбора мощности. Ременная передача помогает передавать усилие от одной части к другой. Натяжение ремней и регулировка облегчатся, если крепление мотора будет плавающим.
Минитрактор на базе мотоблока МТЗ
Данный мотоблок имеет одно отличие от других стандартных моделей – оснащение двухцилиндровым дизельным двигателем. Это приводит к тому, что центр с тяжестью оказывается впереди, когда устройство активно работает. Из-за чего рабочий процесс заметно усложняется. Но можно устранить проблему, действуя следующим образом:
- Используем режим работы с косилками.
- Площадка впереди демонтируется в полном объеме.
- Ее заменяет колесо из передней части мотоцикла, для чего используем болты. В это же время ставится руль управления.
- В верхней части рамы располагается ниша, куда устанавливается рулевая тяга. Сюда надо закрепить и тягу регулировочную, тогда конструкция получит прибавку к прочности и твердости.
- Электросваркой соединяем площадку и крепление для места водителя.
- У двигателя должна находиться дополнительная площадка, куда ставится гидрораспределитель с аккумулятором.
- Заднюю часть соединяем с дополнительной рамой из металла, для системы гидравлики.
- Переднее мотоциклетное место идеально для расположения ручного тормоза.
Получим компактный мини-трактор с тремя колесами.
Минитрактор из мотоблока Агро
Как и всегда, заранее готовим несколько основных деталей – это рулевое управление и тормозная система, дополнительные колеса, гидравлическая система. Гидравлика нужна, чтобы система нормально работала в комплексе с навесным оборудованием. Дополнительные колеса легко взять у обычного автомобиля.
В случае с мотоблоком Агро понадобятся дополнительные действия по усилению ведущей полуоси вместе с колесными редукторами. Допустим вариант, когда двигатель у устройства располагается позади. Тогда нагрузка будет распределяться максимально равномерно.
Минитрактор с мотоблока Кентавр своими руками
Мотоблоки Кентавр относятся к разновидностям профессионального оборудования, предназначенного для выполнения сельскохозяйственных работ. Потому в итоге мини-трактор будет обладать высокой производительностью.
Ключевым узлом становится двигатель, с мощностью до 9 лошадиных сил. Надо использовать металлический профиль, чтобы изготовить раму для этой конструкции. Устанавливаем сиденье вместе с колесной парой. Допустимо дополнительное оснащение в виде прицепа, который помогает перевозить малогабаритные грузы. Другими полезными дополнениями можно назвать однолемеховые плуги и отвалы.
Как это сделать
Пожалуй, самым интересным вариантом самостоятельной сборки является минитрактор переломка 4х4 самоделка,
который изготавливается на основе мотоблока. Вообще, это довольно распространенный метод сборки минитрактора, что доказывает его эффективность и работоспособность в процессе эксплуатации.
На видео самодельный мини трактор с двигателем мотоблока.
Внешне такая конструкция выглядит довольно громоздко, но внутреннее содержание полностью пропорционально, т.е. каждая деталь находится на своем месте, в точности подогнанная под размеры и параметры. Рассмотрим конструктивные особенности более подробно:
Чертеж 1
Фото чертежей узлов
- Рамная конструкция будет состоять из двух составляющих – лонжеронов и траверс. Лонжероны изготавливаются из трех составляющих. Передняя часть будет изготовлена из швеллера №10, последняя будет выполнена из стальной трубы, имеющей параметры 8×8 см.
- Задний траверс будет изготовлен из швеллера №16, а передний – из швеллера №12. Поперечины изготавливаются аналогично. В принципе, все минитрактора самоделки полноприводные имеют схожую конструкцию рамы, с теми же техническими параметрами.
Двигатель - В качестве двигателя можно использовать практически любой силовой агрегат, мощности которого будет достаточно для осуществления сельхоз работ. Идеальным вариантом, в данном случае, будет использование 4-тактного дизельного двигателя, имеющего водяное охлаждение.
- Коробку передач и раздаточную коробку вала отбора мощности можно взять с автомобиля ГАЗ-53. Сцепление подойдет от ГАЗ-52.
- При соединении сцепления и двигателя могут возникнуть определенные проблемы. Придется заново изготовить маховик мотора, а также сделать новый кожух корзины сцепления, для подгонки её под двигатель. Маховик стачивают на токарном станке, срезая заднюю область, а также вытачивая дополнительный пролет в середине.
- Вообще, самоделки минитрактора подразумевают подгонки под определенные детали, поэтому стоит быть готовым к тому, что придется обратиться к токарю для обтачивания некоторых комплектующих.
- Мост устанавливается в конструкцию практически без изменений. Крепится он к раме с помощью четырех стремянок.
- В качестве колес можно использовать аналогичные, взятые с легковых автомобилей.
Но здесь есть один важный нюанс: передние колеса должны быть примерно 14 дюймов, что является оптимальным значением для колес переднего моста.
- Дело в том, что использование меньшего диаметра может спровоцировать проваливание агрегата в землю, а использование большего диаметра приведет к невозможности совершать те или иные маневры.
- Схема ходовки минитракторов и миниавто самоделок, представленная ниже, показывает наглядно принцип расположения колес на осях, а также их крепление к раме.
- Для повышения маневренности самоделки, можно установить на руль гидроусилитель. Взять его можно со старой техники, либо собрать собственноручно. Для этого нам понадобится масляный насос, приводимый в работу двигателем.
Водительское сидение
- Немаловажным этапом работы будет являться расположение водительского сиденья. Располагать его нужно таким образом, чтобы руль не упирался в колени водителя, т.е. не мешал свободному управлению устройством.
Самоделки минитрактора переломки имеют очень важное преимущество – они обладают очень хорошими показателями маневренности. Конечно, такой метод сборки немного сложнее, чем альтернативные, но это определенно стоит затраченных усилий.
На российском рынке сельскохозяйственной продукции представлено достаточно много моделей культиваторов иностранного и отечественного производства от различных фирм. Культиватор Техас — настоящее европейское качество по доступной цене.
Опрыскиватель для сада позволяет обрабатывать самые труднодоступные места, при этом действующее средство надежно удерживается на листьях. Перейдя по ссылке ознакомитесь с различными видами опрыскивателей для сада и огорода.
Картофелесажалки механизируют и облагораживают процесс посадки, делая рядки ровными, высаживая клубни на одинаковом расстоянии друг от друга и на одинаковой глубине. Тут найдете всю необходимую информацию о картофелесажалках.
Вообще, в данном способе сборки очень много комплектующих берется от старых отечественных автомобилей. Например, рулевая рейка может быть заимствована от старых «Жигулей», то же самое можно сказать и о барабанном тормозе – он также может быть взят с поддержанного авто.
Особенности конструкции и достоинства
Изготовленный из одноимённого мотоблока самодельный минитрактор Нева имеет ряд следующих особенностей, являющихся одновременно его преимуществами:
Минитрактор из мотоблока «Нева»
- Дешевизна комплектующих и запасных частей – помимо используемого мотоблока, сборка такого минитрактора не потребует значительных финансовых вложений и покупки дорогостоящих запчастей и деталей. При сборке такой техники используются части подвески, рулевого управления старых советских машин или иномарок. Рама и каркас изготавливаются из любого прочного металлопроката.
- Простота изготовления – для того чтобы собрать такой небольшой трактор, необходимы минимальные навыки и теоритические знания по работе со сварочным аппаратом и другим электрическим инструментом (болгарка, шуруповерт, дрель и т.д.).
- Компактность размещения в небольшом гараже – по сравнению с другими минитракторами заводского производства, такая самоделка не потребует большого помещения для своего хранения в межсезонье.
- Удобство при работе на небольших участках – благодаря своим небольшим размерам и удобному рулевому управлению, такая техника может использоваться в условиях стесненного пространства дачных участков и средних теплиц, более эффективно и быстро выполняя обработку почвы и другие работы.
- Многофункциональность – такой минитрактор, благодаря наличию двух осей, устойчивому сцеплению с почвой, может применяться для различных видов полевых работ: от пахоты до окучивания и боронования. Также, по сравнению с простым мотоблоком, такая техника может использоваться не только со стандартными мотоблочными, но и более вместительными и грузоподъемными автомобильными прицепами.
- Небольшой расход топлива – расход бензина или дизтоплива, по сравнению с минитракторами заводского производства, у такого агрегата в 1,5-2 раза меньше;
- Высокая скорость движения – легкий минитрактор способен развивать скорость до 30-40 км/ч.
На заметку. Изготовление такого минитрактора сводится в большинстве случаев к креплению к мотоблоку так называемого переднего адаптера с сиденьем, рулевым управлением, осью с двумя колесами. При этом изготовление такого приспособления обойдется в несколько раз дешевле заводских моделей, оно превратит минитрактор не в цельный, а в переломкий (составной) агрегат со сложным рулевым управлением.
Особенности и конструкция мотоблока Нева
С помощью данных устройств можно:
- обрабатывать землю;
- собирать сено;
- измельчать корма;
- убирать снег и мусор
- и многое другое.
Агрегаты комплектуются двигателями ведущих зарубежных производителей, таких как Honda, Robin Subaru (Япония), Briggs & Stratton (США). Эти моторы высоко надежны, мощны и придают всему модельному ряду хорошие эксплуатационные характеристики. В ряде случаев использование импортных агрегатов и комплектующих создает сложности с поиском запчастей и расходников, но данные бренды достаточно хорошо известны в России, и с ремонтом и обслуживанием не будет проблем.
Мотоблок Нева пользуется большой популярностью на российском рынке
В дополнение к простоте конструкции и универсальности, весь модельный ряд имеет несколько других преимуществ, а именно:
- высокая производительность, что позволяет интенсивно обрабатывать даже тяжелые и целинные почвы;
- отличная функциональность и возможность работы с широким ассортиментом навески и прицепных устройств;
- достойные показатели тяги и мощности, что позволяет качественно выполнять сложные операции по обработке почвы
- большой ресурс двигателя;
- возможность отключить один из приводных валов, что обеспечивает отличную маневренность;
- регулируемый руль, повышающий управляемость.
Садовая техника Нева также имеет свои недостатки:
- Малая глубина обработки почвы, что заставляет использовать утяжелители весом от 22 до 25 кг. С утяжелителями можно выполнять вспашку на глубину до 25 см.
- Крупные габариты. Тем более, на рынке существуют модели со схожими техническими характеристиками, но меньшими размерами (например, «Салют»).
- Низкая устойчивость при работе на неровной поверхности. Проблема решается заменой заводских колеса на более высокие, однако это требует дополнительных расходов.
- Высокая цена. Это связано с тем, что в цепи продаж участвуют не только производители и их официальные дилеры, но также большое количество промежуточных продавцов, завышающих цену оборудования. Выход — покупать у официальных дилеров.
Принципиально конструкция «невской» техники не отличается от аналогичных устройств. В основе конструкции — редуктор мотоблока МБ 2 Нева шестеренчато-цепного типа. Его главной задачей является передача вращения, определяющая изменение частоты вращения фрез. Именно благодаря редуктору движение передается от ведомого шкива колесам техники, посредством чего меняются скорость и направление.
Редуктор заключен в прочный герметичный корпус. Его кинематическая схема состоит из цепи и двух звезд, расположенных в противоположных направлениях. Нижнюю называют ведомой, поскольку она стоит на валу и приводит в движение всю систему мотоблока. Корпус заполнен маслом, которое необходимо для обеспечения работоспособности узла.
Чертежи, схемы, деталировка, сборка
Прежде всего следует понять, для чего в основном будет применяться мотоблок. Для сельскохозяйственных работ с грунтом или для перевозки различных объектов. Чаще всего выбирают универсальную модель чтоб и на огороде работал и по хозяйству грузы таскал. Сзади минитрактора добавляется ещё фаркоп для сцепки с прицепом. Который при желании также можно собрать по готовым схемам, ведь материалы для изготовления минитрактора и прицепа схожи и можно сделать две модели сразу.
Чертеж минитрактора из мотоблока Нева (передний)
Для того, чтобы всё работало быстро и правильно следует составить кинематическую схему.
Минитрактор из мотоблока Нева (задний)
В этом чертеже отображаются места соединения колёсной оси и редукторного вала. Рекомендуется устанавливать задний привод. Это придаст минитрактору дополнительную устойчивость и проходимость.
Все детали следует выбирать тщательно. Они должны подходить одна к другой. При необходимости их можно подогнать при помощи токарного станка. От того, насколько хорошо будут подходить детали одна к другой, будет зависеть длительность эксплуатации всего минитрактора.
Когда составляется чертёж, необходимо учесть поворотное устройство. Оно может быть двух вариантов:
- Поворот при помощи перелома кузова — это прочная, надёжная и проверенная временем схема. Но при этом не особо манёвренная при проведении поворотов. И рулевая колонка устанавливается чётко над узлом их соединения.
- Рулевая тяга — это более маневрённая версия управления минитрактором. Она позволяет совершать повороты под большим углом. Но и деталей для этой версии необходимо так же больше. Лучше всего использовать заводские запчасти от других автомобилей. Плюсом этого варианта является ещё и тот факт, что ведущими могут быть как задние, так и передние колёса минитрактора.
После выбора поворотного устройства можно приступать к переоборудованию мотоблока в минитрактор.
Процесс создания каркаса
Для самостоятельного создания рамы необходимо небольшое количество материалов, если каких-либо комплектующих нет в наличии, то их можно заменить аналогами. Но при этом они должны иметь похожие размеры и свойства:
- Металл для рамы — понадобятся уголки, швеллера и квадратная труба. Для обшивки корпуса необходимо использовать сталь, у которой толщина более 1,5 мм.
- Поворотное устройства
- Пара колёс и оси для них
- Набор подшипников
- Инструменты (рулетка, сварка, дрель и болгарка)
Тщательно соблюдая начальную схему, собирается рама. По размерам, углам соединений и кинематической схеме.
Деталировка Минитрактора, запчасти
После соединения всех элементов следует проверить правильность монтажа. Для этого необходимо установить раму на мотоблок. Если всё стало на свои места, начинаем следующий этап, если что-либо не устанавливается, то поправляется и устанавливается снова.
Рулевое управление
Далее ставятся готовые элементы: рулевая тяга (которую лучше всего устанавливать на заднюю ось), ступицы и ось. На ось крепятся колёса при помощи болтов.
И в конце устанавливается сиденье.
На этом процесс сборки завершён. И можно приступать к пробным заездам. Здесь необходимо обкатать минитрактор по ровной поверхности.
Зачастую необходимо дополнительно настроить управление или расположение колёс.
Если всё хорошо, то затем можно подсоединить навесное оборудование и приняться к полевым испытаниям. По желанию можно ещё провести косметические работы с краской или грунтовкой. Это защитит минитрактор от воздействия коррозии.
На видео представлено слайд шоу — как изготовить минитрактор из мотоблока:
Самостоятельный процесс переоборудования мотоблока в минитрактор — работа довольно кропотливая, смысла в которой многие не видят.
Тем более что для мотоблоков Нева «Красный Октябрь» предлагает уже готовую конструкцию – адаптер. И нет необходимости в проведении всех этих манипуляций.
Но не всё так просто. Адаптер хорош лишь при необходимости провести мелкие работы. У него не предусмотрены надёжные грунтозацепляющие механизмы. И при неровных поверхностях или вязкой почве он будет постоянно буксовать. С минитрактором таких проблем не возникает, поэтому мотоблок Нева с адаптеров минитрактор нам не заменят.
Минитрактор из мотоблока своими руками – порядок изготовления
Перед тем, как начать изготовление минитрактора на базе мотоблока, потребуется подготовить необходимые для работы материалы. Комплект для переделки включает:
- аппарат для сварки;
- отвертки и гаечные ключи;
- электрическая дрель и комплект различных сверл;
- болгарка и набор дисков по работе с металлом;
- комплект гаек и болтов.
Правильно собрать трактор из мотоблока помогут подходящие чертежи. В них вы найдете информацию о том, в каком порядке соединять детали и какой метод крепления подойдет для их надежного монтажа.
Переделка мотоблока в минитрактор выполняется в следующем порядке:
- Минитрактор на базе мотоблока обязательно должен быть оборудован крепкой надежной рамой. Она должна выдерживать дополнительную пару колес, плюс к этому на несущую конструкцию будет давить груз, перевозимый в тракторе. Для изготовления прочной рамы лучше всего подойдут трубы или уголки из металла. Обязательно учтите, что чем тяжелее рама, тем лучше будет сцепление минитрактора с дорогой, и тем качественнее будет выполняться вспашка грунта. Толщина стенок рамы также не имеет большое значения – главное, чтобы они не перегибались под давлением перевозимого груза, Нарезать заготовки для изготовления рамы можно при помощи болгарки. Затем все детали соединяются между собой сначала посредством болтов, после чего окончательно привариваются друг к другу. Чтобы рама стала крепче и надежнее, оборудуйте ее поперечной балкой;
- Сразу же после изготовления рамы ее можно оборудовать навесным механизмом, посредством которого маленький трактор будет оснащаться дополнительными приспособлениями. Устанавливать навеску можно, как в передней, так и в задней части несущей конструкции. Если в дальнейшем изготавливаемый минитрактор планируется использовать в паре с прицепом, то к задней части его каркаса следует приварить фаркоп;
- На следующем этапе самоделка оборудуется передними колесами. Для этого изготавливаемый мини-трактор лучше всего оснастить двумя уже готовыми ступицами с предусмотренными на них тормозами. Далее необходимо закрепить сами колеса. Для этого возьмите отрезок стальной трубы, диаметр которой подходит к передней оси. Далее закрепите к трубе ступицы колес. В центральной части трубы просверлите отверстие, которое необходимо для монтажа изделия к передней части рамы. Затем установите рулевые тяги и скорректируйте их по отношению к раме посредством червячного редуктора. После монтажа редуктора установите рулевую колонку. Ось в задней части изготавливаемого трактора монтируется через запрессованные подшипниковые втулки. Используемые колеса должны быть в диаметре не более 15 дюймов. Детали меньшего размера приведут к «зарыванию» агрегата передней частью, а колеса, размером более, существенно ухудшат маневренность минитрактора;
- На следующем этапе необходимо оборудовать минитрактор двигателем от мотоблока. Лучше всего установить мотор в передней части агрегата, так как таким образом вы улучшите баланс сельскохозяйственной машины при эксплуатации с загруженным прицепом. Для установки мотора обустройте надежную систему крепления. При монтаже мотора не забывайте, что вал отбора мощности необходимо закрепить соосно шкиву, расположенному на заднем мосте мини-трактора. Усилие на колеса должно проходить при помощи ременной передачи. Более детально о переделке мотоблока в минитрактор расскажет видео.
Изготовленный своими руками трактор останется оборудовать надежной тормозной системой и качественным гидрораспределителем, который необходим для исправной эксплуатации агрегата с навесным оборудованием.
Доработка мотоблока Нева своими руками
В ходе эксплуатации мотоблока Нева (МБ-1 или МБ-2) пользователи выявляют некоторые недостатки, требующие доработки. Умелый владелец усовершенствование машины может произвести самостоятельно, используя подручные материалы и инструменты. Рассмотрим некоторые полезные «самоделки».
- Домкрат-опрокидыватель мотоблока для быстрой смены колес на фрезы или грунтозацепы. Подробности изготовления такого приспособления можно найти на видео-ресурсах или специализированных форумах.
- Удерживающий крюк для переднего утяжелителя. Его можно изготовить из куска трубы, подходящего к переднему штырю для навески по диаметру. К нему сверху приваривается распиленный вдоль другой отрезок трубы для подвешивания гири, которая будет использована в качестве груза. Фиксатор делается из стального прута.
- Утяжелители для грунтозацепов, которые изготавливаются из свинца, цемента, стальных пластин или других тяжелых материалов.
- Переднее колесо для транспортировки и облегчения маневрирования. Втулка для крепления на передний штырь изготавливается из трубы, вилку можно приспособить от детского велосипеда, а колесо – от старой садовой тачки.
- Заднее транспортировочное колесо для ограничителя, которое облегчает нагрузку на спину и руки оператора при культивации фрезами, а также устраняет такую неприятность при простое мотоблока, как ржавление низа стойки-ограничителя от контакта с землей. Все, что понадобится для изготовления, это: профилированная труба 60х30 мм, колесики от детской прогулочной коляски и болт на 8 с гайкой.
Более серьезная модернизация требует наличия опыта и серьезных навыков. Можете ознакомиться с видеороликами Леонида Гусака (2018 год), или Вячеслава Усманова (2019 год).
Выбор мотоблока под минитрактор
Перед тем как сделать минитрактор с мотоблока, требуется выбрать исходную модель. При подборе следует учитывать ряд параметров:
- мощность и число тактов двигателя;
- тип двигателя (дизельный или бензиновый);
- вес исходного изделия;
- размеры штатного плуга;
- стоимость;
- место производства, поскольку для ряда импортных изделий возможны перебои с поставками запчастей.
Для переделки под тракторы применяются изделия отечественного, китайского и белорусского производств.
Китайские
Китайские мотоблоки представляют собой копии российских изделий. В качестве силовых установок применяются двигатели собственной разработки и производства, которые несколько отличаются от российских узлов. Преимуществом моделей является цена, которую снижают за счет упрощения конструкции и экономии на материалах. Из-за этого имелись нарекания к качеству изделий, но последние модели во многом лишены такого недостатка. Улучшение качества изготовления и сборки стало причиной роста популярности китайских изделий.
Функции, параметры двигателей и весовые характеристики китайской техники мало отличаются от российских аналогов. К числу распространенных марок можно отнести продукцию под брендами Зубр, Кентавр, Аврора.
Российские
Мотоблоки производства российских заводов относятся к числу более популярных моделей. Соответственно, они чаще используются и в качестве исходной базы для постройки самодельных тракторов. Особенностью конструкции является ременное сцепление в трансмиссии и система привода навесного оборудования от отдельного шкива (сенокосилок или почвенных фрез).
В качестве силовых агрегатов часто используются импортные двигатели (например, Lifan), идентичные применяемым на китайской технике. За счет этого решения удалось снизить стоимость изделий и улучшить ряд характеристик. Двигатели обладают малым объемом и гибкой характеристикой мощности и крутящего момента. При этом обеспечен большой ресурс и хорошая топливная экономичность.
Кроме изделий российского производства на рынке встречаются мотоблоки, собранные на Минском тракторном заводе (МТЗ). По своим характеристикам они не уступают российским аналогам. На технике используются силовые агрегаты Honda или Weima, развивающие до 13 л.с. Конструктивной особенностью является использование многодискового «мокрого» сцепления мотоциклетного типа и дифференциала. Для привода дополнительных агрегатов применяется вал со шлицами.
Особенности мотоблока Нева МБ-23С-9.0 с двигателем Subaru EX27 9 л.с: видео использования
Среди всех вариантов двигателей для мотоблоков Нева, Субару 9 л.с. является самым тяжелым и мощным. Модель с таким двигателем отлично подходит для решения самого широкого спектра задач и может использоваться независимо от времени года.
Отличительной особенностью двигателя для мотоблока Нева Субару на 9 лошадиных сил является возможность использования любых типов навесного оборудования. Кроме того, модель МБ-23 характеризуется усиленной конструкцией редуктора, на который можно установить по дополнительной фрезе с каждой стороны. Это позволяет зараз обрабатывать участок земли шириной до 170 см.
Также существует еще несколько причин приобретения такой модели. Если вы решите купить мотоблок Нева Субару EX27, то вы значительно сэкономите на топливе для агрегата. А специальное балансировочное устройство эффективно подавляет вибрации и снижает шум при работе. Запускается модель одинаково легко как при плюсовой температуре, так и в мороз.