История чеканки монет. От Древнего мира до настоящего времени

Создание монет — одно из самых древних искусств. И как любой вид искусства, оно развивалось вместе с человеком. За долгие года менялись взгляды на прекрасное, совершенствовались технологии, менялась и обстановка и в мире. Все это отразилось и на истории чеканки монет.

Сейчас изготовление монет — это практически полностью автоматизированный процесс. Но как человек пришел к этому, и какие этапы прошло это древнее искусство? В этой статье мы «пройдемся» по истории чеканки монет. Расскажем, где появились первые монеты, чем прославились старые мастера-медальеры, и как делают монеты сегодня.

Древний мир

До создания монет люди в разных странах пользовались тем, что имело большую ценность. Где-то средством обмена был скот, где-то оружие, а в некоторых странах даже использовали сахар и слоновую кость. Чтобы упорядочить торговлю и обмен, нужно было государственное платежное средство. Им и стали монеты.

Медальерное искусство зародилось в конце VIII – начала VII века до нашей эры. Впервые монеты появились в Лидии и Древней Греции. Их делали путем чеканки из сплава золота с серебром и даже ставили пробу.

Стремительно развиваться медальерное искусство стало в Греции. До нас дошли многие произведения того времени, но немногие имена сохранились. Мы знаем только тех из них, что были указаны на монетах. Это такие мастера как Кимон и Эвайнет, работавшие при Дионисиях.

Профессия медальера стала уважаемой. В Риме медальеры были при каждом монетном дворе, имели свою корпорацию и руководителя. В Греции же созданием рисунков для монет занимались граверы. Они гравировали изображение прямо на драгоценных камнях.

Древние монеты, по сравнению с современными, отличались высоким горельефом и неправильной формой монетного кружка. При этом римские монеты серьёзно уступали греческим с точки зрения художественной красоты, но были ближе к современным из-за округлённости и барельефа.

Существовало два основных способа изготовления монет в древности: литье и чеканка. При литье металл заливался в форму, на которой было вырезано зеркальное изображение. Обычно отливали сразу несколько монет. Изготовляли формочки для отливки из мягкого камня. Иногда формы для отливки получали отпечатком на глине или гипсе готовой монеты. Делали это так: заполняли гипсом ящичек и тщательно выравнивали его поверхность. Затем на еще сырой массе оттискивали готовую монету. То же делали и на другом ящичке, только оттискивали оборотную сторону монеты. Оба оттиска должны были точно подходить друг к другу при соединении формочек. В формочке оттискивалось несколько углублений, чтобы сразу отливать группу монет. К углублениям подводили канальчики для металла. Этих канальчиков было соответственно несколько, и все они вели к основному канальцу, через который вливался металл. В древности таким способом литья делали обычно очень большие монеты, например, ольвийские крупные медные монеты или италийские ассы. Техника литья оказалась незаменимой при изготовлении монет из низкопробных металлов. Кружочки из таких сплавов серебра с медью были очень хрупки: их нельзя было помещать между штемпелями, чтобы выбить на них изображение. При ударе штемпелем такие заготовки ломались.

Литые монеты почти всегда можно отличить от чеканенных. Изображение на них расплывчатое. По краю всегда имеется небольшой нарост металла, затекшего в щели между формочками. Кроме того, видны следы от литников, т.е. металла, застывшего в каналах, подводящих металл к формочке. Эти литники отрубали или обрезывали, но следы такого отруба видны почти всегда.

Другой способ изготовления монеты был более употребителен. Кружок металла помещался между двумя штемпелями. На верхнем штемпеле вырезали зеркальное изображение одной из сторон монеты. На нижнем или на наковальне – зеркальное изображение другой стороны.

В древности штемпели делались из железа или бронзы. Впоследствии появились стальные штемпели.

Штемпели, которыми «печатались» монеты, можно увидеть на самих монетах. На римском денарии магистрата Тита Каризия (45 г. до н.э.) на лицевой стороне изображена голова богини и написано: «Монета». Это слово было сначала одним из прозвищ богини Юноны. Означало оно «богиня-предупредительница». В храме Юноны был расположен монетный двор. Чеканенные деньги стали в честь этого двора и богини Юноны называться «монетой». Что же может быть на оборотной стороне денария с изображением этой «монетной» Юноны? Конечно, какие-нибудь принадлежности монетного двора. И действительно, переворачиваем монету, и перед нами… целый набор инструментов монетного мастера: клещи, которыми держали раскаленный слиток, молоток и четырехгранный столбик – нижний штемпель. Здесь же изображена и остроконечная шапка с лавровым венком – принадлежность бога кузнецов и техники – Вулкана.

В древней Греции верхний штемпель представлял собой довольно большой стержень с вырезанным на нем обычно изображением оборотной стороны. Нижний – более устойчивую низенькую наковаленку с изображением лицевой стороны.

Самый древний верхний штемпель, судя по лидийским монетам (VII в до н.э.), имел вид одного или нескольких зажатых в пучок стержней. На наковальне было вырезано изображение в виде очень неглубокого рельефа. Бобообразный слиточек электра (сплав золота и серебра) вдавливался верхним штемпелем в это углубление, которое оттискивалось на лицевой стороне монеты.

Древнейшие эгинские монеты (VII в. до н.э.) чеканились на наковаленке с глубоко вырезанным на ней изображением черепахи. Верхний штемпель имел шины. При ударе этим штемпелем с шипами монетный слиточек вгонялся в углубление на наковаленке.

Если вы возьмете советскую монету и зажмете ее двумя пальцами так, чтобы изображение герба находилось в правильном положении, и поверните монету по вертикальной оси, то увидите, что и оборотная сторона окажется не боком, не вверх ногами, а в том положении, в каком она должна находиться при чтении букв и цифр. Если вы возьмете французскую монету и повернете ее так же, то изображение оборотной стороны окажется вверх ногами. Зато, если вы ее зажмете с боков и повернете по горизонтальной оси, то изображение оборотной стороны на французской монете окажется в правильном положении, а советской монеты – в опрокинутом.

Это связано с соотношением осей оборотной и лицевой сторон монеты, что в нумизматике обозначается стрелками. Знак ↑↑ означает, что ось лицевой стороны и ось оборотной стороны совпадают. То есть, в той части, где верх лицевой стороны, располагается и верх оборотной стороны. Знак ↑↓ показывает, что оси сторон обращены в противоположные стороны, знаки ↑⌊, ↑→ и т.д. показывают, что оси сторон расположены друг к другу под углом, который может быть больше или меньше.

При современной машинной технике легко добиться, чтобы оси сторон находились в одно и том же соотношении у всех монет. Это достигается тем, что штемпели, между которыми зажимается кружок для монеты, всегда соединены между собой, и соединены так, чтобы оси сторон совпадали. За этим следят при настройке машины, при установке штемпелей.

В древности обычно верхний и нижний штемпели не были соединены. И потому у двух монет, выбитых одной и той же парой штемпелей, оси оборотной и лицевой сторон не совпадают, а если совпадают, то очень редко и явно случайно. Нумизматы до сих пор не знают во всех деталях технику монетного дела древности. В разные эпохи и в разных странах она была различной. Описаний древних монетных дворов и приспособлений почти нет, а находки самих штемпелей очень редки. Но нумизматы по самим монетам выясняют технику изготовления монет. Всегда можно по большому количеству монет определить, чеканили ли их соединенными штемпелями или разъединенными. Подбирают ряд монет, чеканенных одной парой штемпелей, т.е. монет-двойников, во всех чертах и деталях похожих друг на друга. Затем проверяют соотношение осей их сторон. Если все эти монеты дают одинаковый наклон оси лицевой стороны по сравнению с осью оборотной стороны, то, значит, монеты чеканили соединенными или, как говорят, «сопряженными» штемпелями. Если угол получается разный, то штемпели не были соединены.

Сохранилась пара старинных штемпелей, соединенных в виде щипцов. Это штемпели, которыми чеканились монеты римского императора Константина I (323-350 гг. н.э.), с буквами антиохийского монетного двора. Но найдены эти штемпели не в Сирии, а во Франции. В Египте были найдены штемпели, предназначенные для чеканки афинской серебряной монеты. Вообще древние штемпели для чеканки монет – это в высшей степени редкая находка. Государственные монетные дворы уничтожали свои штемпели после того, как ими переставали пользоваться. Монетчики государственных дворов боялись, что их штемпели попадут в руки фальшивомонетчиков. Но фальшивомонетчики обходились и собственными штемпелями, самодельными. Несложный труд, который требовался для изготовления гравированного стержня-штемпеля, с лихвой оплачивался той выгодой, которую приносили фальшивые монеты.

Наверное, это два античных штемпеля были орудием именно фальшивомонетчиков. Особенно интересно то, что ими биты монеты тех городов, которые очень далеко отстояли от места их находки. Штемпель для афинской монеты найден в Египте, штемпель антиохийской – во Франции. Наверное, фальшивомонетчик предпочитал делать монеты, мало знакомые населению тех мест, где он собирался сбывать продукцию своего подпольного монетного двора. Он выбирал для всех своих штемпелей образцы дальних монетных дворов, чтобы меньше была опасность попасть в руки властей.

Около Ташкента было найдено оборудование целой мастерской фальшивомонетчика XIV в. Спасаясь от какой-то беды, владелец этой мастерской закопал все свои инструменты и даже часть своей продукции. В кладе были ножницы для резки металла, молоток, штемпели и готовые монеты. Эти монеты фальшивомонетчик собирался выдать за серебряные. Но при анализе оказалось, что они почти не содержали серебра. Любопытно, что и этот фальшивомонетчик, так же как его отдаленные собратья из Египта и Галлии, предпочитал изготовлять малораспространенные виды денег. Он чеканил довольно много хорезмских монет, которые в это время на рынках этого района и соседних областей встречались очень редко.

Фальшивомонетчиков всегда наказывали жестоко. Но в данном случае «срок давности» преступления давно истек, и не нам судить тех древних фальшивомонетчиков, благодаря которым в наши руки попали замечательные образцы монетной техники древности – штемпели монет.

Штампованные, чеканенные монеты составляют основную группу монет во всех коллекциях. Большинство монет чеканено. Но как изготовлялся сам кружок для монеты?

В античности он приготовлялся часто отливкой в гладкой формочке. В средневековой Европе кружок для монеты вырезался из тонкого листа металла. Часто лист был очень тонок и мог выдержать только один оттиск изображения. Монета имела изображение и надпись только с одной стороны, а с другой – была гладкой. Эти односторонние монеты называются в нумизматике «брактеатами». Брактеаты особенно характерны для средневековой Европы.

В древней Руси делали монетные болванки из проволоки. Кусочек серебряной проволоки помещался между штемпелями. От удара молотком по верхнему штемпелю проволока расплющивалась и расплющенная пластинка серебра одновременно получала клеймо – оттиск штемпеля. Русскую монету XIV—XVII вв. очень легко отличить от других монет, — она имеет вид овальчика, на краях которого видны следы отрезанных концов проволоки. На некоторых тверских монетах есть изображение мастера-денежника, сидящего у верстака. Чеканщик держит в руке молот, перед ним находится укрепленный в верстаке нижний штемпель. Мастер готовится, по-видимому, ударить по верхнему штемпелю, наставленному на монетную заготовку.

Чем больше развивалась торговля, тем больше и больше денег требовал рынок. И вот на некоторых монетных дворах стали думать, как упростить изготовление штемпеля. Штемпель требовал больших затрат труда опытных и тонких гравировщиков, а снашивался очень быстро.

На монетных дворах Европы в средние века часто употребляли пуансоны для оттискивания букв на штемпелях. Пуансоны – это небольшие штемпельки на каждую букву. Набором таких пуансонов оттискивались на штемпеле надпись. Подобно тому, как наборщик из отдельных литер-букв набирает строчку, так и монетный мастер из отдельных пуансонов-букв набирает легенду для монетного штемпеля. Недаром изобретатель книгопечатания Гуттенберг принадлежал к майнцскому роду Гансфлейшей, которые работали на монетном дворе в Майнце. И недаром в XV в. французский король Карл VII, чтобы узнать секрет книгопечатания, посылал в Германию не кого-нибудь, а начальника монетного двора в Туре.

Чтобы облегчить изготовление большого числа штемпелей, на Руси с XV в. стали делать специальный «штемпель для штемпелей», т.е. маточник. На железном стержне-маточнике вырезалось изображение в том виде, в каком оно должно быть на монете. Затем этим маточником оттискивали зеркальные, негативные изображения на рабочих концах штемпелей. Этими штемпелями можно было уже чеканить монету. Таким способом одним маточником изготовляли сразу много совершенно одинаковых штемпелей.

Ни одного старинного маточника не сохранилось. Догадаться о их существовании можно только по самим монетам. Разберем такой случай. Вот две монеты. Их лицевые стороны чеканены совершенно одинаковыми штемпелями. Это монеты-двойники. На одну монету обезображивает след от трещины, которая была в штемпеле. Можно подумать, что эта монета выбита позднее другой, т.е. тогда, когда штемпель треснул. Но при внимательном изучении второй монеты оказывается, что и у нее есть след от трещины, но идущий совсем в другом направлении. Вывод может быть один: монеты хотя и совпадают совершенно точно во всех деталях, но чеканены разными штемпелями. Следовательно, сами эти штемпели изготовлены путем оттискивания каким-то одним штемпелем, т.е. маточником. Иначе быть не может, так как самый искусный гравер не может сделать два одинаковых штемпеля с совершенно одинаковыми буквами и даже с совершенно одинаковыми неровностями в линиях и рисунке.

Перед нами куча русских монет XVI—XVII вв. На них есть имена царей. По времени правления царей их определить нетрудно. На некоторых есть знаки монетного двора в виде букв. Эти монеты легко определить и по месту чеканки. Но почти все монеты не имеют даты. Мы можем сказать только, в период какого царствования чеканилась монета. А царствование могло быть довольно длительным. Во время такого правления могут произойти важные изменения, в том числе в монетном деле. Как их уловить, если мы не знаем, в начале или в конце царствования, скажем, Михаила Федоровича или Алексея Михайловича чеканены наши монеты? Наконец, некоторые монеты не имеют букв, обозначающих монетный двор. Где же они чеканились? Сопоставим несколько монет, чеканенных одним штемпелем.

И вот ученые берутся за тяжелую работу: они сравнивают штемпели лицевых и оборотных сторон сотен тысяч монет. Советский нумизмат И. Г. Спасский придумал прибор для такой работы. Кладутся две монеты под стекла обыкновенного детского стереоскопа. Если монеты совершенно одинаковы, получается слитное и выпуклое изображение, как при рассматривании сдвоенных фотографий.

Сравнивая монеты друг с другом, нумизматы обнаружили, что иногда две монеты с одинаковыми оборотными сторонами имеют разные лицевые стороны, и, наоборот, две монеты с одинаковыми лицевыми сторонами имеют разные оборотные стороны. Дело, оказывается, в том, что штемпели изнашиваются не одновременно. По верхнему штемпелю бьют все время молотком. Его ставят на монетный кружок не всегда точно, а иногда даже наклонно. От этого он сбивается быстрее, края его клейма уже не оттискиваются на монете. Приходится этот штемпель заменять. А старый, нижний штемпель еще жив, еще может служить в монетном производстве. Иногда на один нижний штемпель приходится несколько верхних. Наконец и нижний штемпель сносился, его надо заменить. Но верхний штемпель, недавно пущенный в работу, еще в хорошем состоянии. Им продолжают пользоваться при чеканке на новом нижнем штемпеле…

Таким образом получается цепь монет. Вот монета, чеканенная верхним и нижним штемпелем (обозначим их соответственно – а

,
А
). С ней связана монета, чеканенная тем же нижним, но другим верхним штемпелем (
б
).

Далее идет монета, чеканенная опять другим верхним штемпелем (в

), но все на том же нижнем штемпеле (
А
). Наконец отыскивается монета, чеканенная на новом нижнем штемпеле (
Б
), но тем же верхним штемпелем (
г
). Затем следуют другие сочетания при новых заменах штемпелей (
Б
нижнего и
е
верхнего,
Б
нижнего и
з
верхнего,
В
нижнего и
з
верхнего штемпелей и т.д.).

Получив такую цепь монет, мы сразу не можем сказать, что все эти монеты чеканили в одном месте. Монетные штемпели очень редко перевозили с места на место. Их постоянно хранили на монетном дворе. Следовательно, логически может быть сделан только один вывод: все монеты чеканены на одном монетном дворе. А теперь предположим, что одну из тысячи связанных друг с другом такой цепью монет все-таки можно будет определить по месту чеканки. Длительный, тяжелый труд нумизмата, сидевшего месяцами над кучей слепых, темных, ничего не говорящих монет, портившего глаза над стеклами стереоскопа, наконец, вознаграждается.

Иногда удается все монеты этой цепочки расположить так, что становится ясно, какая монета чеканена раньше, а какая позднее. При работе штемпели изнашиваются неравномерно. Прежде всего стираются наиболее тонкие, хрупкие части рельефа. Они постепенно уничтожаются на маточниках, а следовательно, пропадают и на штемпелях, и на самих монетах. Так, на русских копейках с изображением всадника у коня постепенно исчезали ноги, а у человека – развевающийся плащ.

В группе монет, чеканенных одним штемпелем, можно установить, какие монеты старше, а какие младше. Например, мы имеем две монеты с одинаковой лицевой стороной, но с разными оборотными. Другими словами, перед нами тот случай, когда штемпель оборотной стороны вышел из употребления и был заменен новым. Старый штемпель лицевой стороны остался в производстве. Теперь нужно решить вопрос, какой из двух представленных на монетах штемпелей оборотных сторон старше, а какой младше. На помощь приходит сравнение одинаковых, битых одним штемпелем, лицевых сторон монеты. Оказывается, что они хотя и биты одинаковыми штемпелями, но совершенно непохожи друг на друга. У первой монеты все детали хорошо видны, значит, штемпель был еще новый, чистый, не сбитый и не засоренный частичками серебра. На другой монете оттиск того же штемпеля плохо виден, рельеф нечеткий, расплывчатый края оттиснулись плохо. Значит, вторая монета бита тогда, когда штемпель уже сильно износился. Следовательно, можно совершенно точно сказать, что оборотный штемпель второй монеты моложе первого, что он сменил лицевой штемпель первой монеты, а не наоборот.

Эти наблюдения, повторенные тысячу раз, дают нам возможность перестроить цепь монет, связанных штемпелями, в том порядке, в каком штемпели действительно сменяли друг друга. Это огромная работа. Нам мешает то, что при чеканке монет иногда использовали старые, уже давно вышедшие из употребления штемпеля, по каким-то соображениям снова введенные в производство. Множество других причин путает картину. Но терпеливый нумизмат добивается успеха. Теперь перед ним не просто монеты царствования Михаила Федоровича, а группа монет, чеканенных в такие-то и такие-то краткие отрезки времени правления этого царя; т.е. проведена работа по хронологическому определению монет.

Федоров-Давыдов Г.А. Монеты рассказывают. Москва, 1963. С. 51-61.

Средние века

В средние века и до самой эпохи Возрождения медальерное искусство Европы было неразвитым: у монет был плоский рельеф, сама монета была тонкой и похожей на металлическую бляху. Правда, и в этом правиле есть исключение.

В германских государствах XII века монеты все же отличались высоким художественным качеством. А свой расцвет такие брактеаты получили во времена Фридриха I Барбароссы.

Штемпели для монет тогда делали профессиональные граверы. Монетам даже передался стиль той эпохи — их можно отнести к позднему романскому искусству. На монетах изображали фигуры правителей и святых в симметричном обрамлении архитектурных элементов. Хотя фигуры и были стилизованы, мелкие детали на них были тщательно проработаны — доспехи, одежда, атрибуты власти.

Выбор подходящего формата

Изготовление сувенирных монет как бизнес открыть довольно просто, так как не придется брать в банке кредит или долго откладывать зарплату для открытия собственного дела. Но необходимо сразу же выбрать подходящий формат. В данном случае работать можно по следующим схемам:

  1. Самостоятельная организация. Но тут придется все придумывать и разрабатывать с нуля без чьей-либо помощи. Зато и затраты будут связаны только с закупкой сырья и оборудования.
  2. Работа по франшизе. Суть заключается в покупке готового пакета для старта собственного бизнеса. Этот путь намного легче и позволяет избежать частых ошибок. Более опытный франчайзер дает советы, помогает разрешать серьезные монеты. Готовый пакет для старта сегодня можно приобрести у двух известных в России , «Сибирский монетный двор». Такой вариант потребует оплаты паушального взноса, но и бизнесмен будет точно знать, с чего начать свою деятельность в выбранной сфере.

Не обойтись будет и без регистрации собственного предприятия. Опытные бизнесмены советуют открывать ИП, а в качестве формы налогообложения выбирать ЕНВД. За счет небольших площадей мест для продажи налог окажется небольшим.

Киевская Русь

В Киевской Руси монеты князя Владимира, князя Святополка и Ярослава Мудрого гравировали византийские мастера. Но в начале IX века чеканить монеты на Руси прекратили.

На это было несколько причин: Русь распалась на отдельные княжества, и не было нужды в единой государственной монете. А позже, во времена ига, в стране и вовсе был экономический и политический упадок. В итоге медальерное искусство было забыто на время.

Откуда брались медальеры для монет XIII—XV веков, остается загадкой. Известно лишь то, что при Иване III из Италии выписали Аристотеля Фиораванти. Кроме создания архитектуры, мастер занимался и гравировкой монет.

Первые монеты из золота

Долгое время русский народ жил без золотых монет. Начали выпускать первые монетки в скором времени после крещения Руси. Их называли златником. Чеканка была не долгой, отмечается, что производили златники буквально год-два, а материал завозили из других стран.

Чеканка производилась полностью вручную, отчего платежные средства принимали индивидуальные неровности. По найденным изделиям сделаны выводы, что русские монетки принимали участие в международном финансовом обращении. Следующие денежные знаки под названием «Корабельники» выпускал уже Иван III Васильевич во времена совместного правления со своим сыном. Выпуск изделий приходится на период 1471-1490 г. Но известно, что данный формат применялся не столько, как платежное средство, сколько в качестве награды. «Корабельник» создавался по аналогии с английским нобелем. Также выпускались Угорские дензнаки, а процесс чеканки совпадал с технологией создания венгерских дукатов.

Централизованный выпуск круглых денег запустил Иоанн IV Грозный, приведя изделия к единому образцу, сделав их более легкими. Дальнейшие денежные реформы были направлены на то, чтобы снизить расходы и без того малого запаса золота, но увеличить объем чеканки. Тогда часть монет начинают производить из золота, другую часть — из меди. Таким образом возникли Деньга и Копейка в 1610 году от Василия Шуйского. Царь Алексей Михайлович добавил серебряные рубли, алтыны, грош, чуть позже выпустил серебряные Ефимки.

Возрождение

В эпоху Ренессанса монетное искусство Европы возродилось. До нас дошли венецианские медали и имя живописца Антонио Пизано, который в этот период отливал медали для византийского императора.

Затем появились и другие великие мастера — Леоне Леони, Сперандио ди Мантова, Мария Помеделло, Жан Дюан, Аннибале Фонтана… Они изготавливали монеты из бронзы и опирались на стиль античных образцов.

В Германии того времени на монетах появились первые религиозные сцены, благодаря Альбрехту Дюреру, Генриху Рейцу, Фридриху Гагенацеру и другим великим мастерам.

Мастера римских монетных дворов

Монетные дворы древних римлян назывались officina monetalis (в переводе с лат. — «монетные мастерские»). Там работали специально обученные люди, и все они выполняли какие-то определенные функции. Древние тексты и надписи на монетах позволяют узнать, как распределялись обязанности в мастерских.

  • Procurator monetae (денежный прокуратор) — своего рода начальник монетного двора, имевший помощников, которые по-латински назывались praepositi (заместители начальника).
  • Officinator (мастер) руководил работой в отдельной мастерской, однако сам монеты не чеканил.
  • Dispensator (казначей) занимался бухгалтерией монетных дворов.
  • Aequator (тот, кто выравнивает) следил за тем, чтобы вес монет был одинаковым.
  • Scalptor (гравер) гравировал чеканы (штампы).
  • Malleator (кузнец) работал молотом.
  • Suppositor (тот, кто подставляет) с помощью щипцов клал заготовку на наковальню, чтобы кузнецы могли вычеканить монету.
  • Flat or (литейщик) отливал заготовки для чеканки монет.
  • Nummularius (монетный контролер) проверял состав металла.
  • Mediastinus (раб) выполнял всю черную работу. Рабами руководил praepositus mediastinorum (в переводе с лат. — «начальник рабов»).

Россия

Что касается русских монет, то в России не было изящно гравированных монет до Петра I. Только при нем в Россию начали выписывать медальеров и заказывать изготовление монет. Именно по заказу Петра I была создана первая серия памятных медалей, посвященных Великой Северной войне.

А во времена Екатерины II впервые обратили внимание на художественность изготовления монет. Тогда же и был основан медальерный класс в Императорской академии художеств. Руководил им француз Пьер-Луи Вернье.

Ведущим медальером России XVIII века стал Тимофей Иванов. Он изготовил множество медалей и памятных знаков, посвященных историческим событиям при Петре I и Екатерине II.

При Александре I и Николае I отмечали талант медальера графа Ф. П. Толстого. Он изготовил медальоны, посвященные событиям Отечественной войны 1812 года.

Выпуск металлических денег в наши дни


Чеканка монет в наши дни

В наши дни выпуск монеты предваряет компьютерная разработка трехмерного макета. Далее по нему формируют главный штамп, используемый для изготовления рабочих мастер-штампов. Они обрабатываются различными методами для придания штампу прочности, позволяющей выполнять до одного миллиона оттисков до его замены.

Диски для монет вырубаются из металлической ленты. В заготовках сначала формируется гурт – специальная машина делает насечки и при необходимости наносит надписи. Потом полученные кружки подвергают химической обработке для полирования поверхностей и придания им блеска, затем сушат и помещают в пресс. Машина проштамповывает обе стороны заготовки одновременно. Готовая партия проверяется на дефектность, и прошедшие контроль монеты, подсчитываются и упаковываются для транспортировки.

Таким образом, выпуск современных монет происходит практически без участия человека. Его роль осталась незаменимой лишь в процессе разработки дизайна, который он создает на компьютере. В результате роботы создают миллионы однотипных, совершенного одинаковых монет с идеальными пропорциями, четким рисунком и гарантией отсутствия отклонения от стандарта.

А вот выпуск старинных монет осуществлялся вручную. Они сохранили в себе специфику работы древнего мастера и представляют особый интерес в век всеобщей стандартизации, компьютеров и робототехники. Поэтому и ценятся очень высоко.

О технологии чеканки монет

Изготовление монеты всегда начиналось с создания рисунка-эскиза. Затем по эскизу создавали лепную модель из скульптурного пластилина. Эту модель лепили на доске с помощью специальных заостренных палочек разного размера. Вылепленная модель еще не совсем соответствовала будущему изделию — она была в 3-4 раза больше предполагаемой монеты.

Затем из модели отливали гипсовый слепок. А уже с гипсового слепка делали новую отливку из жесткого чугуна методом гальванопластики. Далее из выпуклой модели с помощью пантографа — гравировальной машины делали пуансон из стали. Его формат уже соответствовал проектируемой медали или монете.

Затем, если это было нужно, мастер корректировал изображение штихелем. Ведь только используя ручной труд, можно придать изделию живость. Затем пуансон закаляли и использовали для выдавливания матрицы или штемпеля, с помощью которого и чеканили монеты или медали.

Эта технология создания монет пришла к нам из прошлых столетий. Некоторые монетные дворы пользуются ей и сейчас, другие — полностью автоматизируют производство. Но в чеканке монет есть много других процессов, которые напрямую влияют на вид монеты и ее качество.

Чеканка молотом

При чеканке молотом каждую монету изготавливали отдельно: заготовку клали между штампами и стучали по ним до тех пор, пока на металле не появлялся четкий оттиск рисунка. Чеканы, или штампы, имели цилиндрическую форму и были сделаны из бронзы, железа либо латуни. Время от времени их приходилось заменять, поскольку под ударами тяжелых железных молотов они приходили в негодность. На самых простых монетах рисунок был лишь на одной стороне, и на реверсе виднелся оттиск аверса. На монетах с изображением на обеих сторонах более сложный рисунок обычно находился на аверсе. Для того чтобы изображение на монетах было одинаковым, чекан для лицевой стороны был вмонтирован в наковальню. Поэтому его называли также «оттиском наковальни». А вот штамп для оборотной стороны был съемным, и чеканщик закреплял его самостоятельно. Для изготовления монеты большого размера иногда требовалось участие двух человек: один закреплял металл на наковальне, а другой бил молотом.


С помощью молота монеты чеканили вплоть до изобретения механических прессов в начале XVI века.

Хотя методы ручной чеканки были весьма примитивными, те образцы монет, которые дошли до нас, настолько мастерски сделаны, что могут по праву считаться произведениями искусства. Фактически ручная чеканка монет относилась к ремесленному делу, которое было одним из самых древних немеханизированных производств. Чеканных дел мастера бережно хранили свои традиции и передавали их из поколения в поколение.

Качество чеканки монет — в чем отличие

Разделение монет по качеству чеканки пришло к нам из Англии. Эта классификация делит монеты на два основных вида: исполненные в обычном качестве и в улучшенном. Давайте разберемся, в чем же заключается эта разница.

Монеты обычного качества в классификации называют анциркулейтед

. В таком качестве делают монеты, которыми мы пользуемся в денежном обращении, а также некоторые инвестиционные монеты.

Их делают на автоматизированном производстве большими тиражами и ручной труд используют в малой степени. Поэтому и требования к внешнему виду и дизайну монет анциркулейтед небольшие. Они должны быть одного веса, толщины и диаметра, с несложным рисунком. В общем то, что как раз подходит для больших тиражей с небольшими затратами.

Как правило, монеты качества анциркулейтед имеют металлический блеск по всей поверхности. У них нет зеркальных поверхностей, рельеф не выделяется, на рисунках нет мелких деталей. По классификации на таких монетах допускаются небольшие скосы на гранях канта, мелкие царапины или пятна. Эти повреждения появляются из-за чеканки большими тиражами.

Улучшенный вид монет анциркулейтед называется бриллиант-анциркулейтед

. У них ровная и блестящая поверхность, рисунки более детальные и проработанные. На таких монетах уже не допускают сколы или царапины.

Следующий вид качества монет — наивысший, или пруф.

Монеты в этом качестве изготавливают небольшими тиражами и с высокой долей ручного труда. Каждый штамп мастер тщательно прорабатывает, чтобы получить ровную зеркальную поверхность и контрастирующий на ней матированный рисунок.

Особенность качества пруф заключается и в самом процессе чеканки — чтобы рисунок был идеальным, штемпель обязательно ударяет по заготовке два раза. В итоге мы получаем изделие, на котором нет ни царапин, ни неровностей. Монеты в качестве пруф являются наиболее ценными: и за художественность исполнения и за само качество.

Другой вид качества монет — пруф-лайк

, или подобный пруфу. Эти монеты внешне похожи на пруф, но технология их чеканки может отличаться. Например, удар по заготовке мог быть произведен один раз. Монеты пруф-лайк также являются ценными, и пользуются спросом у коллекционеров и нумизматов.

Сила пара

С появлением паровых машин изменилось и оборудование для чеканки монет. Первую паровую машину, функционировавшую на фабрике в Бирмингеме (Великобритания), разработали Мэтью Болтон (1728-1809) и Джеймс Уатт (1736-1819). Это был первый автоматический пресс, приводимый в действие силой пара. Следующий пресс Болтон запатентовал в 1790 году. В 1817 году немецкий механик Дитрих Ульгорн (1764-1837) получил патент на монетную машину с коленчатым рычагом. Благодаря применению коленчатого рычага и махового колеса машина была очень мощной, упрощала процесс работы и сокращала время чеканки. В то же время швейцарский инженер и гравер Жан-Пьер Дроз (1746-1823) изобрел систему «разделенного наконечника», позволявшую одновременно чеканить обе стороны монеты и ребро. А на международной выставке достижений техники в 1867 году был представлен прототип фрикционного пресса, который упрощал процесс чеканки, поскольку изображение штамповалось, а не выбивалось ударом. Тем не менее машина Ульгорна, способная выпустить 90 монет за минуту, широко применялась на протяжении всего XIX века. Принцип работы монетной машины с коленчатым рычагом сохранился и в современном производстве монет. Ее модернизированный вариант ныне используется на многих монетных дворах мира. Метод коленчатого рычага Ульгорна был усовершенствован французским инженером Франсуа Тоннелье в 1833 году, а в начале XX века — еще и немецкой . Сейчас чеканка монет производится с помощью больших и сложных прессов, которые могут изготовить 750 монет за минуту.

Знаете ли вы, что… Исаак Ньютон, работая мастером Лондонского монетного двора, сумел скопить немалое состояние.

Сбыт готовой продукции

Предприниматели могут задать вопрос, выгодно или нет изготавливать монеты? Этот вопрос индивидуален. Все будет зависеть от правильности выбора клиентов и способов привлечения. Можно ориентироваться на одну или несколько следующих групп:

  • туристы, гости города (подходит для курортных и исторических городов, но такой бизнес окажется сезонным);
  • оптовые заказчики, желающие сделать монеты для каких-либо памятных событий, например, юбилея организации, свадьбы (но в этом случае лучше воспользоваться услугами рекламного агентства, оно поможет привлечь таких клиентов);
  • владельцы крупных отелей, развлекательных парков и центров, ресторанов, зоопарков и дельфинариев, цирков (в этом случае чеканить монеты для себя могут сами покупатели);
  • рекламные агентства (рекламные монеты влияют на потенциальных клиентов намного сильнее, чем обычные листовки, такие сувениры даже жалко выбросить за ненадобностью);
  • крупные фирмы, желающие изготовить монеты, связанные со своей компаний (их делают для вручения на презентациях, выставках, корпоративах).

Важно не только правильно выбрать клиентов, для которых будут изготавливаться монеты, но еще и местоположение, особенно если работать хочется с обычными гражданами, а не с бизнес-сектором. В этом случае размещать аппарат лучше в парках, развлекательных центрах.

Виды и характеристики монет россии

Ниже представлены все актуальные российские монеты. Вы можете узнать все о монетах: из какого металла, каких сплавов, состав, материал, масса, количество рифлений на грани.

Штамп данных монет был разработан в 1997 году и актуален по сей день, с некоторыми изменениями. Например на монетах номиналом в 1, 2, 5 и 10 рублей с 2016 года двухглавый орел со скипитром и державой сменился на герб российской федерации. В 2006 году изменился состав 10 и 50 копеечных токенов, а в 2009 потерпел изменения материал для 1, 2, 5 и 10 рублей.

Песо

Испания, XV век

Песо. После 1497 годаWikimedia Commons
Когда в 1498 году европейцы в лице Васко да Гамы открыли прямой морской путь в Индию, они рассчитывали на выгодную торговлю, но обнаружили, что им нечего предложить восточным купцам. Европа тогда была задворками мировой экономики и не производила ничего, что заинтересовало бы индийцев.

Примерно в то же время испанские конкистадоры покоряли Мексику и Перу. К середине XVI века на территории нынешней Боливии они обнаружили несколько огромных месторождений серебра, в том числе знаменитую Потоси, или Серро-Рико («Богатую гору»), почти целиком состоящую из серебряной руды. Серебро пользовалось на Востоке неизменным спросом, и именно оно потекло туда с Запада в обмен на шелк и пряности.

На монетных дворах, построенных прямо при рудниках, испанцы чеканили песо (исп. pesos de ocho, буквально «песо-восьмерик»: 1 песо меняли на 8 реа­лов) — крупные сере­бряные монеты по образцу немецкого талера (вес — 28–29 граммов, чистота — около 80 %). Из Нового Света песо расходились по миру двумя огромными потоками: первый — через Атлантический океан в Севилью и оттуда по всей Европе и Средиземноморью, а также в Индию по пути, проложенному Васко да Гамой; второй — через Тихий океан в Китай и на ост­рова Малайского архи­пелага. На втором маршруте главным перевалочным пунктом стала Манила на Филиппинах, основанная испанцами в 1571 году — именно с этого момента потоки серебра опоясали весь земной шар и торговля стала в полном смысле глобальной.

Уже к концу XVI века испанские песо-восьмерики, отчеканенные в Мексике и Перу, стали самой распространенной серебряной монетой в мире. Ими расплачивались повсюду — от Ямайки до Явы и от Архангельска до мыса Доброй Надежды. Это была первая поистине мировая валюта. В этом статусе она продержалась до кон­ца XVIII века.

Монета имела множество названий на разных языках. Например, по-англий­ски ее называли либо piece of eight (дословный перевод словосочетания peso de ocho, то есть «кусок в восемь [реалов]»), либо долларом (искаженное «талер»); по-китайски — шуанчжу («два столба», по изображению Геркулесовых столбов на испанском гербе, который был вычеканен на монете); по-итальянски — piastra (в пере­воде — «плитка», «слиток [серебра]»). От этого последнего наиме­но­вания происходит и самое популярное русское название песо-восьмерика — пиастр.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]