Опубликовано: 1.12.2012 Рубрика: Дизайн и интерьер, Самоделки и поделки Просмотров: 20758
Декоративное золочение своими руками
Золочение — очень древняя техника декоративной отделки. Оно применялось еще в доисторические времена. И действительно, самородное золото — один из первых металлов, ставших известным человеку. Да и потом, в бронзовый и железный века, ничто не могло сравниться с благородным металлом по интенсивности цвета, глубине тона, мягкости блеска. И мастер, сделавший клинок, считал своим долгом украсить его золотым узором. Иначе работе недоставало последнего штриха.
Киевская Русь славилась золотых дел мастерами с незапамятных времен. Впрочем, в историю они таки попали. В летописях упоминается о том, что великий князь Владимир повелел украсить золотыми усами серебряную голову Перуна. И было это еще до крещения Руси!
В IX-X веках золото стали применять в более широких масштабах; им украшали детали архитектурных сооружений. Так, в 1113 году по велению князя Святополка, внука Ярослава Мудрого, в Киеве вызолотили купола Михайловского собора, и стал он с тех пор называться Златоверхим. Сохранился и другой интересный памятник, подтверждающий искусство древних мастеров, — медные двери собора в Суздале с золотым рисунком на черном лаковом фоне. В те времена нагрев при золочении производили на углях, а протравливали металл клюквой. Тем не менее золотое покрытие не старилось веками, несмотря на то, что находилось на открытом воздухе и его касались тысячи рук!
Золотая отделка старого подсвечника сделала его нарядным и торжественным. Осталось лишь декорировать его красными шарами и зажечь свечи. Дом готов к Рождественскому вечеру.
Декоративное золочение
Драгоценные металлы во все времена использовались в отделке и декорировании интерьеров дворцов, создавая впечатление немыслимого богатства и роскоши. Но существует возможность сделать небольшой предмет сверкающим и без больших финансовых затрат.
Золочение — процесс творческий. Два деревянных подсвечника демонстрируют нам, как происходит преображение. Легко преобразить и родные стены. Основой послужит гладкая поверхность, например, виниловые обои. Краску на стену наносим с помощью шаблона, легко касаясь кистью, смоченной золотой краской. Золотой и серебряный цвет легко придадут благородный вид самым обычным вещам: подсвечникам, картинам, шкатулкам.
Золочение зеркала
На такой большой скорости хочется сделать еще и зеркало под стать комоду. Вещь шикарная, но для нее придется купить:
- клей для амальгамирования — он бывает в капсулах, растворяется водой на водяной бане;
- кусок стекла в мастерской;
- багет;
- все остальное — как для набора без грунта. Из лаков лучше всего мордан подходит для стекла.
Ход работы: вырезаем на плоттере рисунок, который покроет орнаментом всю поверхность стекла. Стекло моем, обезжириваем, вытираем насухо, и сбрызгиваем чистой водой из пульверизатора. С оракала снимаем подложку, тоже сбрызгиваем, проводим ладонью, чтобы равномерно распределить влагу. Осторожно наклеиваем на стекло. Клеим трафарет только на влажное стекло, к сухому пленка прилипает намертво.
Расправляем, здесь вместо специального инструмента ракеля можно использовать обычную пластиковую карточку. Морданом аккуратно проходим все завитки. Покрываем всю поверхность листами потали. Высушиваем, снимаем остатки неприклеенной фольги мягкой кистью. Аккуратно счищаем все лишнее, чтобы четко был виден узор.
Снимаем оракал, на стекле остается золотой узор. Золото на стекле лучше смотрится, если линии тонкие и изящные. Растворяем на водяной бане клей для амальгирования. Заливаем стекло раствором. Покрываем всплошную листами потали. Потом можно будет пройтись более темным цветом краски, создавая эффект старины, сушим.
Сверху даем один слой лака и слой оракала под цвет (покупаем его в рекламной фирме) или несколько слоев лака. Вставляем в багет, получаем новорожденное старинное зеркало. Здесь слой потали после высыхания процарапывалась, и заклеивалась черным оракалом. Получается изумительное венецианское зеркало, золотое и старинное. В нем лица отражаются, как будто светясь. Стоящая вещь, советую сделать, если не найдете клей для амальгирования, используйте хотя бы эпоксидку. Она ничуть не хуже, только работать с нею сложней — густая и липкая… Вот только два способа применения удивительного материала, так похожего на золото. Если ваши пальцы уже смело обращаются с нежнейшим материалом — экспериментируйте беспредельно.
Подготовка к декоративному золочению
Золочение — очень сложный и длительный процесс, требующий терпения, аккуратности и опыта. Для приобретения этого опыта стоит начать с более простых способов декорирования, имитирующих золотые покрытия. Наша цель — придать изделиям красивый, благородный, сверкающий вид. И естественно, что золотая поверхность должна иметь безукоризненный вид. Малейшие недостатки: следы обработки, царапины, шероховатости, даже пылинки — и работа испорчена! Поэтому поверхность деревянного предмета шлифуется, трещинки заделываются, пыль тщательно удаляется.
С помощью жидкой золотой краски можно нанести на стену геометрический или растительный орнамент. Контрастные переходы между красной матовой окраской стены и золотым узором, сверкающим металлом, создают эффект поистине царского богатства.
Виды декоративного золота
Но все же дома лучше использовать менее экстравагантные способы — пленку, краску, пасту, аерозоль, лак, листовое золото, поталь. Рассмотрим более подробно методы декоративного золочения.
Самое, пожалуй, известное и широкоупотребляемое — это листовое золото. До сегодня специалист, который называется мастером-золотобойщиком, использовал старинные методы. Золото многократно то нагревали, то расплющивали специальными молотками, перекладывали листы то пергаментом, то внутренней оболочкой бычьих кишок. (От такого запаха тоже можно умереть!). Руками к листам, которые после каждой операции утончаются, прикасаться нельзя, только кисточкой, а руки в перчатках. На выходе из одного кусочка золота получались тысячи золотых листочков. Даже наполовину автоматизированный процесс, на самом деле очень трудоемкий!
Сейчас, конечно, все делают станки с программным управлением на больших заводах цветных металлов, и на частных предприятиях. Самое интересное, что в процессе обработки 55% золота исчезает, и только 45% остается. В красках, лаках, потали, пасте, золота как такового нет вообще. Но частицы металла есть, и декоративные свойства сохранены. И, насколько я знаю, антикоррозийные тоже. Вряд ли простоит комод, который сегодня будем украшать, сотни лет на улице. Его просто украдут, будут любить и беречь.
Мы не будем проверять. Мы будем учиться у золотых дел мастеров лучшим приемам, и создавать новые шедевры. Покраска краской из баночки, пастой, спреем, лаком уже много раз описывалась. Не будем повторяться. А Работа с поталью — самой доступной имитацией золота стоит того, чтобы писать, читать и пробовать.
Золочение краской
Существуют готовые золотые краски, при нанесении которых на очищенную поверхность получается золотой вид изделия. Краска состоит из металлического порошка, воспроизводящего цвет металла (золота, бронзы, меди, железа и др.). Однако краска может лишь приблизительно имитировать настоящее сусальное покрытие.
1. На подготовленный деревянный подсвечник в качестве грунта наносят акриловую краску. К золоту лучше подходит красный цвет а к серебру — прохладный синий. Дайте грунту высохнуть. | 2. Перед нанесением золотую краску тщательно перемешивают деревянной палочкой, так как пигменты оседают на дно емкости. В старое блюдце наливают небольшое количество золотой краски и равномерно подкрашивают подсвечник снизу вверх. Краска сохнет очень быстро. | 3. Чтобы придать подсвечнику старинный вид, после высыхания краски «золотой» слой слегка шлифуют грубой шерстью до тех пор, пока в некоторых местах не начнет просвечиваться красный грунтовочный слой. |
Что такое золочение и позолота. История искусства золочения — горячий способ из античности
Позолота — это тонкий золотой слой, которым покрывают разнообразные поверхности, чтобы придать предмету схожесть с драгметаллом. Толщина варьируется от 1 до 25 мкн.
Технология позволяет использовать золочение в дизайне украшений, интерьера, архитектуре, косметологии и пищевой отрасли.
Искусство золочения известно много тысячелетий. Ранее использовали два метода: холодный, горячий. В основе холодного способа лежало крепление золотых пластин к поверхности. Горячий метод заключается в применении огня: на предметы наносили золото и ртуть. Поверхность обжигали, ртуть испарялась, а золото крепко прилипало к основе. Знания о токсичном действии и тяжелые отравления работников на производстве заставили отказаться от метода.
Первая позолоченная бижутерия, предметы быта были обнаружены еще во времена античности. Древние египтяне одними из первых стали покрывать позолотой саркофаги фараонов. Дальше золочение освоили Китай и Древняя Русь. С тех пор было множество техник, как покрыть разные предметы золотой оболочкой.
Техника золочения сусалью
Гальваническая методика позолоты известна с 19 века, считается безопасной для использования ювелирами. Гальваника была новым этапом развития в эпохе позолоты.
Активное изучение свойств золота позволило использовать методы позолоты в живописи, иконописи, ковке или литье для декора мебели, архитектуре зданий от оформления древнеегипетских гробниц до помпезного стиля барокко Бартоломео Растрелли.
В золотом обрамлении — сусальное золочение
С давних времен золочение проводилось в основном двумя способами: путем наклеивания на предмет листочков золотой фольги сусального золота или огневым золочением, основанным на применении ртути. Второй способ золочения очень опасен. К примеру, когда золотили купола Исаакиевского собора в Петербурге (1838-1841 гг.), около 60 человек отравилось парами ртути. Сейчас такой способ золочения не применяется.
А вот золочение сусальным золотом широко используется и в наши дни. Слово «сусальное» происходит от древнего слова «сусаль» — лицо, то есть сусальное — облицовочное. Такое золото хранят в специальных книжечках, в которых между листами бумаги уложены 60 листочков золота толщиной от 0,13 до 0,67 микрона. Размер листов — 80 х 80, 72 х 20 мм. Могут быть и другие размеры.
Сусальное золото бывает свободным и трансферным. Свободное золото — это просто очень тонкий слой металла. Его нельзя касаться руками, оно сдувается от дыхания, поэтому позолотчик манипулирует им (переносит, режет, приглаживает) с помощью специального ножа и беличьей кисточки. В общем, требуется немалое мастерство. В трансферном золоте каждый его лист помещен на белую шелковую бумагу, вместе с которой он переносится на облицовываемую поверхность. Когда золото приклеится на место, шелковую бумагу можно удалить. С трансферным золотом работать значительно проще.
1. Подготовленную поверхность рамки окрашивают акриловой краской. После высыхания поверхность тщательно шлифуют, удаляют пыль и наносят второй слой грунта. Его снова шлифуют. Если необходимо, операцию повторяют еще раз. | 2. Затем сухую и чистую от пыли основу с помощью кисти красят масляным лаком. На лак клеится сусальное золото или его заменитель. Примерно через три часа лак подсыхает, приобретая идеальную клеящую способность. Если провести по нему пальцем, слышен легкий свистящий звук. |
3. Пришло время для самой ответственной операции — начинаем покрывать поверхность золотом. Листок трансферного золота накладываем на подготовленную рамку и слегка прижимаем (бумажная сторона сверху). | 4. Бумагу снимают, и золотой лист аккуратно прижимают ваткой. Желательно не тереть, а легонько постукивать, чтобы не повредить тончайший слой золота. Мастера-позолотчики используют для переноса и разглаживания золота беличьи, колонковые и резиновые кисти. |
Рамка позолочена методом сусального золочения |
Золочение куполов: возрождение кровельных традиций
Лучшим материалом для покрытия куполов является кровельная медь
Золочение куполов храмов можно смело назвать «ювелирной» отраслью, как в буквальном, так и в переносном смысле этого слова. О существующих технологиях золочения редакции журнала «Кровли» рассказали мастер- позолотчик с 20-летним стажем Сергей Викторович Коконин и генеральный директор производственного объединения «Золотые купола» Сергей Иванович Пастухов.
Купола многих русских православных храмов издревле крыли золотом. До революции чаще использовалось «огневое золочение» — с применением сплава золота и ртути. Однако работы со ртутью требуют строгого соблюдения мер безопасности из-за высокой токсичности этого металла и представляют большую опасность для здоровья. Например, при золочении куполов Исаакиевского собора в 1838-1841 гг. от воздействия паров ртути погибло 60 рабочих.
В советское время мастерство «позолотчиков» было не востребовано, поскольку такие работы требовались лишь при проведении реставрационных работ. Многие технологические секреты тогда были утрачены, и с началом возрождения Русской православной церкви, с резким ростом объемов реконструкции и строительства храмов, нехватка опытных мастеров стала особенна заметна.
С начала 90-х годов ХХ века для возведения куполов стали использовать материал, имитирующий золочение, — нержавеющую сталь с напылением нитрида титана. Такое решение существенно дешевле, чем настоящее золото. В то время применение нитрида титана было вполне обоснованно из-за нехватки средств. Казалось, имитация полностью вытеснит трудоемкую и дорогостоящую технологию золочения, однако время показало: «не все то золото, что блестит».
Чем купола кроем?
В случае с крупными куполами, чтобы избежать повреждения слоя позолоты при монтаже, работы чаще всего проводят на уже установленном куполе, с лесов, и потому не всегда в удобном положении
Если говорить о форме, то главное отличие работ по изготовлению куполов от обычных кровельных работ заключается в том, что на сферической поверхности намного сложнее использовать технологию фальцевой кровли, особенно при последующем золочении. Поэтому применяется соединение кровельных картин «в рейку», а при покрытии «в шашку» — соединение «в зацеп». Особо стоит отметить, что нередко встречающаяся на куполах клепка — это грубая технологическая ошибка.
Что касается цвета кровельного покрытия, то здесь существуют определенные церковные каноны и традиции, в соответствии с которыми при строительстве православных храмов для убранства куполов используют различные цвета — синий, зеленый, позолота, серебрение и др., каждый из которых имеет свою символику. Встречаются и многоцветные купола но они, скорее, — исключение.
Основным материалом для покрытия куполов является кровельная медь, которая, как известно, с течением времени меняет свой цвет от коричневого до темно-коричневого, а затем приобретает изумрудный оттенок. Но купола из «чистой» меди, покрытые естественной патиной, в России встречаются пока нечасто. Возможно, в будущем ситуация изменится: немецкие производители уже сейчас предлагают на рынке кровельную медь с покрытием, предотвращающим формирование патины, а также патинированную медь изумрудного цвета путем химической обработки простой меди (искусственное старение).
Для придания нужного цвета медь может покрываться сусальным золотом или окрашиваться.
С.И. Пастухов полностью согласен с теми, кто утверждает, что «красить медь — это не лучший вариант. Но сегодня найти достойный материал для этих целей, имеющий синий, зеленый, серебристый цвет, сложно. Предлагаемая оцинкованная сталь с полимерным покрытием различных цветов не решает задачу архитектурно- художественного украшения храма. Для куполов голубого цвета сегодня применяется нержавеющая сталь с напылением оксида титана. Но производство такого материала очень затратное, а качество оставляет желать лучшего. Проблема зеленого цвета и серебристого тоже не решена. Это интересный вопрос для обсуждения читателями журнала «Кровли»».
В наш век технического прогресса золочение куполов производится либо с помощью современной гальванической технологии, либо «дедовским способом» — с помощью нанесения листочков сусального золота.
Сусальное золото
Слово «сусальное» происходит от слова «сусаль» — «лицо», «лицевая поверхность». От качества сусального золота во многом зависит конечный результат всего цикла реставрационных работ.
«Книжка» сусального золота
Технологических операций по получению готового сусального золота около 30, и каждая из них обладает своими тонкостями, влияющими на качество полученного в итоге продукта. В упрощенном виде это можно описать следующим образом. Золото раскатывают в тонкую полосу. Полосу нарезают на квадраты, квадраты помещают между листами специальной снасти (раньше на Руси использовали говяжьи черева*, сейчас — специальную бумагу, полимерные материалы) в стопку, содержащую от 100 до 300 таких квадратов. Всю эту стопку расплющивают до тех пор, пока каждый квадрат не примет толщину в несколько сотых микрон.
Сусальное золото поставляется в так называемых книжках, в которых между листками бумаги вложены листы золота. В таких «книжках» может находиться от 5 до 60 листов золота.
Нанесение сусального золота в мастерской (на фото — С.В. Коконин)
Для золочения куполов используется тяжелое золото — с лигатурным весом 60-ти листов от 2 до 6 г. Бывает еще и легкое золото весом «книжки» до 2 г, но оно предназначено для внутренних работ. С.В. Коконин, известный мастер- позолотчик, предупреждает, что такое золото нельзя использовать при золочении куполов. На это нужно обращать внимание.
Отечественные производители всегда выпускали сусальное золото одного размера — 91,5х91,5 мм. Иностранные производители — немецкие и итальянские — выпускают «книжки» различных размеров. Сейчас их продукция, благодаря высокому спросу, также присутствует в России.
На рынке драгметаллов сусальное золото считается изделием. Причем изделием недешевым, поскольку оно всегда 960-й пробы. Такая высокая проба обусловлена технологией золочения — золото должно быть очень мягким. «Использование любых добавок, даже в минимальных количествах, приводит к потере пластичности, — рассказывает С.В. Коконин, — золото начинает рваться и мяться, что сказывается на качестве работы и ее удорожании, поскольку на устранение дефектов в виде разрывов, трещин, проступающего мордана (лака, на который приклеивается золото) приходится использовать дополнительное количество золота, что увеличивает расход материала».
Технология золочения с помощью сусального золота
Обязательным условием при проведении работ по золочению куполов сусальным золотом является температурный режим. Температура должна быть не ниже +14°С. Поэтому даже в теплое время года необходимо обеспечивать «тепловой контур». Работы проводятся только в безветренную погоду, а лучше — на лесах, оборудованных ветрозащитой. Данное требование обусловлено свойствами материала — листы сусального золота настолько легкие, что даже малейший ветерок может сделать работу невозможной.
С.В. Коконин: С обучением сейчас большие проблемы. Специальных учебных заведений нет, а в существующих реставрационно-художественных вузах на золочение отводится всего четыре академических часа. Так что мастеров- позолотчиков «растят» сами мастера, передавая своим ученикам накопленный опыт.
Технология нанесения золота имеет несколько ключевых этапов. Как рассказывает С.В. Коконин, «сначала поверхность зачищается и обезжиривается. Затем производится грунтовка поверхности. После высыхания грунта наносится «подсветка» — краска желтовато- золотистого цвета, которая позволяет скрыть возможные мелкие дефекты золота на покрываемой поверхности. Когда «подсветка» высохнет, покрывают влагостойким лаком. После высыхания лака приступают к нанесению мардана — клеевой основы для сусального золота. Только когда он подсохнет и приобретет необходимый отлип, наносится золото. Золото наносится на поверхность при помощи «лапки» — специальной кисточки, изготовленной из беличьего ворса. В случае необходимости золото нарезается специальным ножом. Во избежание повреждения золота данная операция производится на специальной замшевой подушечке».
Инструментарий позолотчика: специальный нож для резки золота, замшевая подушка, на которой происходит вся предварительная обработка золота, «лапки»
Вообще инструментарий у позолотчика небогатый: специальный нож для резки золота, замшевая подушка, на которой происходит вся предварительная обработка золота, масленка и набор различных «лапок» — веерных кистей из беличьего меха для нанесения и разравнивания золотых листов. Вот, пожалуй, и все. Главное — умелые руки.
При реставрации купола работы производят наверху. В новом строительстве может быть по-разному. Если купол небольшой, то золочение выполняют в мастерской или на специально оборудованной площадке около храма. В случае с крупными куполами, чтобы избежать повреждения слоя позолоты при монтаже, работы чаще всего проводят на уже установленном куполе, с лесов, и потому не всегда в удобном положении.
Гальваническое золочение
Гальваническое золочение представляет собой электрохимический процесс, при котором происходит образование слоя золота на поверхности другого металла.
В качестве электролита используется раствор солей наносимого металла, в нашем случае — золота. При этом в качестве анода выступает металлическая пластина, а предназначенный для золочении лист нержавеющей стали — в качестве катода. Положительно заряженные ионы золота направляются к катоду и осаждаются на нем, образуя слой золота толщиной от долей микрон до десятых долей миллиметров.
Толщина, плотность, структура гальванических покрытий могут быть разными в зависимости от состава электролита и условий протекания процесса — температуры и плотности тока.
Процесс нанесения покрытия состоит из трех этапов: подготовка поверхности, нанесение покрытия и окончательная обработка после покрытия.
Для обеспечения прочности сцепления покрытия с изделием необходимо провести тщательную подготовку поверхности — шлифовку, полировку, обезжиривание, удаление окислов. Шлифовку осуществляют механическим способом с помощью шлифовочных станков, наждачных шкурок и паст. Обезжиривание поверхности производят в органических растворителях: спирте, бензине, ацетоне, бензоле, трихлорэтилене.
После нанесения покрытия изделие ополаскивают в дистиллированной воде, промывают и нейтрализуют в щелочном растворе, проверяют сцепление покрытия и производят финишную обработку изделия.
Для наглядности рассмотрим стоимость купола, рассчитанную для конкретного храма в трех вариантах: • купол диаметром 3 м с «юбкой» и подзорами, покрытыми нитридом титана, – 354 420 руб.; • купол с «юбкой» и подзорами с облицовкой кровельным материалом, покрытым гальваническим золотом, – 1 177 470 руб.; • купол с «юбкой», покрытый сусальным золотом и с подзорами, покрытыми гальваническим золотом, – 1 124 470 руб. Расчеты приведены в журнале «Церковный строитель», № 26 / 2010.
Особенности
В числе преимуществ гальванического золочения называют долговечность, а также некоторые особенности, связанные с монтажом. В частности, в отличие от традиционного сусального золочения кровельные листы, позолоченные гальваническим методом, можно монтировать в любое время года без применения укрывочных ветро-влагозащитных шатров.
Разравнивание листов золота на поверхности
Однако тут есть и сложности. Например, покрытой золотом нержавеющей стали сложно придавать округлые формы, свойственные куполам, что приводит к образованию граней. Любой недостаток кровельных работ на таком куполе становится практически неустранимым, что сказывается на визуальном восприятии купола. При сусальном золочении, используя различные шпатлевки, можно создать абсолютно гладкую поверхность без граней и швов и добиться монолитности золотого покрытия.
Помимо этого, гальваническое золочение приемлемо только при изготовлении новых куполов. Повторное нанесение золота очень проблематично, и специалисты говорят, что проще сделать все заново.
Среди преимуществ сусального золочения называется как раз ремонтопригодность. Такое золочение проще восстанавливать. Купол всегда можно вновь покрыть золотом.
Цена
«Говорить однозначно о том, какое золочение дороже, нельзя, — считает С.И. Пастухов. — Само золочение, т.е. материал и работа в принципе соизмеримы. Впрочем, бывает, что сусальное золочение оказывается чуть дороже. Все зависит от толщины нанесения золота и в том и в другом случае.
Золочение купола сусальным золотом с лесов, оборудованных ветрозащитой
Тем не менее, при сусальном золочении есть дополнительные затраты — это касается тех куполов, которые собираются на строительной площадке, т.е. куполов, имеющих более 3 м в диаметре. Такие купола не транспортабельны, и перевезти их очень проблематично, а технология сусального золочения предполагает наличие специальных условий. То есть работы должны осуществляться при определенной температуре и влажности, отсутствии пыли, ветра и сквозняков. Чтобы обеспечить данные условия, над куполом возводятся ветрозащитные шатры. Бывает, что такие шатры приходится возводить наверху — на лесах. Все это обустройство — материалы для шатра, освещение, отопление, вентиляция — влечет за собой дополнительные расходы.
При гальваническом золочении таких сложностей нет, но есть другие, также связанные с монтажом. Потому нельзя сказать, что разница в цене между сусальным и гальваническим золочением значительна. Не думаю, что при выборе того или иного метода может большое влияние оказать цена».
С.И. Пастухов: «Количество компаний, занимающихся золочением, растет быстрее, чем рынок»
— Сергей Иванович, насколько велик рынок золочения куполов?
— Можно сказать, что на сегодняшний день рынок не очень большой. Он находится еще в стадии развития. Зарождение рынка произошло в первой половине 1990-х годов. Тогда после долгого перерыва приступили к активному восстановлению старых храмов и возведению новых. То есть рынку, по сути, всего около 15 лет. Рынок, конечно, растет, но темпы роста я считаю очень низкие. И проблемы тут в первую очередь связаны с финансированием.
— Много на рынке компаний, специализирующихся на золочении куполов?
— Количество компаний, занимающихся золочением, растет быстрее, чем рынок. На сегодняшний день около 10 компаний золотят купола. Я говорю именно о серьезных компаниях. Однако на рынке работают также индивидуальные мастера.
— А как распределен рынок между такими мастерами и компаниями?
— Тут ситуация простая, если на строительство нового храма деньги выделяет местная администрация либо какой-то меценат, то в этом случае предпочтение отдается компаниям, уже имеющим определенный опыт и репутацию. Услугами индивидуальных мастеров чаще пользуются непосредственно церковные приходы. В основном потому, что это дешевле. Тут важно и то, чего именно хочет заказчик. Если он хочет получить гарантию на выполненную работу, то выбор нужно делать в пользу серьезной компании, а не бригады индивидуальных мастеров, которые сегодня что-то сделали, а завтра пропали. Чаще всего индивидуальные мастера это люди, которые начинали работать в крупных компаниях, а затем ушли и начали самостоятельную деятельность.
— Необходимы ли для ведения работ наличие лицензии или допуск от СРО?
— Золочение куполов считается реставрационными работами, а на проведение реставрационных работ требуется лицензия.
Срок службы
Срок службы позолоты зависит от разных факторов. И от использующихся материалов, и от качества выполненной работы.
Чаще всего на срок службы влияет процесс растрескивания в местах стыка карт купола из-за различного коэффициента температурного расширения у металла и шпатлевок, которые используются для выравнивания швов. Чтобы избежать подобных недоразумений, необходимо использовать специальные шпатлевки, предназначенные для работы по металлу, и следовать инструкциям производителей.
По словам С.И. Пастухова, «на износ сусального золочения влияют два основных фактора — отклеивание листов и истирание. Отклеивание может происходить по разным причинам, а истирание происходит в результате воздействия различных частиц, находящихся в воздухе, а также снега и льда.
В случае с гальваникой речь об отклеивании не идет, что уже сильно сказывается на внешнем виде купола. Остается только истирание. Но тут многое зависит от толщины слоя. Минимальная толщина нанесения должна быть 0,3 мкм. Лучше, если 0,5 мкм и выше. Такая толщина примерно соответствует толщине сусального золота. Гальваническое покрытие толщиной 0,3 мкм соответствует «книжке» 2,5 г, а 0,5 мкм — «книжке» 4 г. Если все выполнено грамотно и в соответствии с технологиями, то купола с сусальным золотом должны простоять не менее 20 лет, а гальваническое золото будет держаться дольше 30 лет».
По поводу долговечности среди позолотчиков рассказывают такую историю. Мастер сказал батюшке, что выполненное им сусальное золочение продержится 20 лет. Однако уже следующей весной батюшка вызвал этого мастера, указал на купол и спросил, почему золото местами стало облезать. Выяснилось, что теплый воздух в храме поднимался наверх, просачивался через барабан и поступал в купол. От этого снег на куполе таял, образуя наледь, а весной этот лед начал сползать с купола и содрал золото. Была проведена независимая экспертиза, в результате которой было признано, что вины мастера нет, все было сделано добротно. А батюшке, во избежание подобных проблем в будущем, было рекомендовано спилить сосны вокруг храма. Оказалось, что высокие сосны плотным кольцом окружали храм, воздух застаивался и купола не обдувал. Золочение восстановили, мешавшие сосны спилили, и вот уже с тех пор минуло почти 10 лет, а золочение находится в прекрасном состоянии.
Как отмечает С.В. Коконин, «обычно на сусальную позолоту дается гарантия — два года. Если за это время ничего не произошло, то не произойдет и еще лет двадцать. Вообще сусальное золото может продержаться и тридцать лет».
Сусальное золочение
Существуют два вида золочения сусальным золотом: масляное (матовое) и клеевое (глянцевое).
Масляное золочение может применяться почти на любой поверхности — дереве, металле, гипсе, пластмассе. Это довольно простой, удобный и распространенный способ золочения. Масляным этот способ называется потому, что золотой лист наклеивается на масляный лак — мордан. Состав лака может быть разным, все зависит от условий, в которых будет находиться позолоченный предмет.
Клеевое золочение используют только для внутренних работ. Этим способом золотят в основном древесину, иногда пластмассы (полиуретан). Техника водного золочения остается практически неизменной с древних времен.
Сусальное золото и различные виды золотых красок можно приобрести в магазинах для художников. В ассортименте имеете трансферное золото разных размеров и оттенков: белое золото, желтое золото, чистое золото в 24 карата. Нужно помнить: чем чище золото (чем больше в нем каратов), тем менее чувствительной будет позолота к влиянию погодных и климатических условий. Материал, который каждый может приобрести, чтобы попробовать свои силы в золочении, это трансферная золотая фольга.
Упрощенная технология
Процесс нанесения сусального золота на поверхность можно представить в виде следующего алгоритма. На изделие наносится три слоя акрилового грунта, при этом первый слой должен быть более жидким, чем все остальные. Это необходимо для того, чтобы пропитать поверхность. Первый и второй слой сушатся по часу, после нанесения третьего слоя изделие оставляется на просушку примерно на 8 часов.
Высушенная поверхность шлифуется с помощью абразивной бумаги, подойдет бумага Р240 или Р400. Затем кистью наносим на изделие лак-шеллак, сушим и снова шлифуем, но уже бумагой маркировки Р600. После всех подготовительных процедур деталь обрабатывается морданом и подсушивается до необходимого уровня липкости.
После того, как мордан подсох до требуемого уровня липкости, можно наносить сусальное золото. Материал наносится и прижимается кистью во избежание сдвигов. Через сутки изделие можно дополнительно отполировать хлопком, который не повредит позолоченную поверхность. При наличии всех компонентов данную процедуру нанесения позолоты можно провести в домашних условиях.
Не все то золото, что блестит
Позолоченное изделие — вещь дорогая, не каждому доступная. В основном цена высока из-за дороговизны золота. Поэтому сусальному золоту нашли более дешевую замену. Одним из известных заменителей сусального золота является поталь. Поталь не содержит драгоценных металлов и представляет собой тончайшие листки металлического сплава — меди с цинком или меди с алюминием. Поталь значительно дешевле сусального золота. И она отлично подходит для выражения индивидуальности и даже сиюминутного настроения. Техника декорирования поталью аналогична декорированию сусальным золотом.
Методы покрытия золотом в домашних условиях
При определенных навыках, соблюдении техники безопасности и наличие хорошо вентилируемого помещения золочение можно провести самостоятельно дома.
Приготовление и использование хлорного золота
Порядок действий:
- Приготовить царскую водку.
- Растворить в нем любое золотое изделие.
- Аккуратно провести выпаривание до сухого остатка.
Внимание: процесс необходимо проводить очень аккуратно, так как кислотные пары могут нанести серьезный вред дыхательным путям, а также есть высокий риск химических ожогов кожи.
- Получившееся хлорное золото смешать с мелом и раствором цианистого калия до кашеобразного состояния.
- При помощи кисточки покрыть изделие.
- После того как поверхность просохнет, ее необходимо хорошо промыть и отполировать.
Применение цинкового контакта
Если нужен слой толще, то используют цинк. Для него также необходимо приготовить хлорное золото.
Порядок действий:
- Предмет тщательно очистить и обезжирить.
- Подготовить состав, смешав в воде хлорное золото с углекалиевой, желтой кровяной и пищевой солью.
- Нагреть.
- Поместить в емкость с теплым составом предмет для золочения.
- Когда изделия будут уже в растворе, поместить в емкость цинковую палочку.
- Промыть, высушить и отполировать.
При необходимости изделие покрывается защитным слоем.
Гальванический метод
Гальванический метод похож на цинкование, но дает более прочное покрытие. Изменив состав раствора, вы получите различные оттенки позолоты. Понадобится выпрямитель тока и любая стеклянная емкость, способная выдержать высокую температуру.
Порядок действий:
- Очистить, обезжирить изделие, отшлифовать его при помощи пасты и наждачной бумаги.
- Если изделие из стали, цинка или олова, предварительно покрыть его медью.
- Подготовить электролиты из воды, фосфорного натрия, хлорного золота, цианистого калия и натрия двусернистокислого.
- Полученный раствор нагреть до 60 °С.
- Установить анод.
Гальваническое золочение занимает от 12 до 16 часов. По окончании процесса изделие высушивается на опилках и полируется.
Если требуется золочение небольшой поверхности, то проще приобрести специальный гальванокарандаш.
Позолота на гульфарбу
Золочение «на гульфарбу» позволяет получить матовый оттенок. Гульфарба — это смесь из лака, олифы, пинена. Поверхность обрабатывается гульфарбой, на следующий день на нее уже наносится слой сусального золота. Благодаря растворителю в составе поверхность получается матовой.
Золочение пленкой
С некоторой натяжкой к поталям можно отнести и золотую самоклеющуюся пленку для лазерных принтеров, из которой делают стикеры и наклейки на CD-диски. Этот материал вполне доступен домашним умельцам, и работать с ним просто. Пленка разматывается из рулона и постепенно приклеивается к поверхности. Золочение пленкой применяется только на плоских поверхностях. Так золотят, к примеру, несложные деревянные багеты. Все имитаторы золота, а также сусальное золото с примесями принято покрывать защитным слоем лака.
1. Чтобы превратить деревянную шкатулку в золотую, воспользуемся поталью. Сначала необходимо нанести на основу клей. В данном случае подойдет акриловый (он быстро сохнет). | 2. Лист потали наклеивается целиком Поскольку он толще, чем сусальное золото, его возможно отделить руками и уложить на подсохший сухой клей. Листы должны ложиться без морщин, один на другой с небольшим нахлестом. |
3. С помощью колонковой кисти поталь разглаживается и легким постукиванием приклеивается к основе. Особенно тщательно нужно прижимать края и углы. Излишки подхватывают на листок бумаги для дальнейшего использования. | 4. Поскольку поталь сделана из таких металлов, как медь, цинк и алюминий, она под воздействием влаги окисляется и темнеет. Поэтому сверху необходимо нанести защитный слой прозрачного лака. Используйте шеллак или цапонлак. Битумный лак придает золоченым вещам старинный вид. После высыхания лак полируется везде, кроме труднодоступных мест, где остается благородная патина. |
Особенности работы с материалом
Чтобы получить яркую и естественную позолоченную поверхность, необходимо придерживаться нескольким правилам. Они помогут начинающему мастеру справиться с задачей нанесения потали на изделие с легкостью.
- Все инструменты для работы необходимо тщательно изучить: особенности применения, технология. Особенно это касается клея. Следует изучить рекомендации производителя, не надеясь на собственный опыт. Как правило, производитель прописывает необходимое количество нанесения материала, его особенность по применению, время высыхания.
- Начинать работу лучше с листовой потали. Она является наиболее практичным в работе и удобным материалом. Ее проще купить в специализированных магазинах.
- В работе обязательно применяйте перчатки. Это позволяет устранить некрасивые следы отпечатков пальцев и защитить руки.
- Избегать при работе с поталью любого сквозняка. Поталь невероятно легкий материал.
- Для большого изделия лучше использовать листовой материал.
- Трогать поталь руками нельзя. Наносить и приглаживать необходимо только специальными кистями. При соприкосновении с пальцами поталь становится темной.
Какие инструменты и материалы потребуются в работе
Поталь считается капризным материалом, для работы с которым требуется опыт и мастерство. Начинающему мастеру придется закупить специальный набор, в который входят инструменты для нанесения потали. Важно, с каким материалом работает человек. Жидкая поталь, крошка требует одного комплекта инструментов, рулонная и листовая другого.
Чтобы получить качественное изделие, для работы понадобятся:
- жидкая поталь, рулонная, крошка или трансферная (выбор зависит от метода и технологии нанесения);
- специальная кисть лапка или лампензель (кисть плоская, позволяющая наносить ровным слоем поталь);
- колонковая кисточка, понадобиться при разглаживании изделия;
- клей для потали (важно выбрать подходящий под вид материала);
- лак-закрепитель (необходим для завершающего этапа работы, когда готовое изделие необходимо покрыть защитной пленкой).
Нанесение потали
Популярные техники работы
Со временем мастера придумали несколько техник работы с поталью, которые позволяют получить модное и красивое изделие с необычным декором. Использовать их можно не только в рукоделии, но и при реставрации любого изделия.
- “Трещины”. Используется техника часто при реставрации изделий или изготовлении украшений. Чтобы получить трещины, изделие очищают, обезжиривают. После наносят черный лак или специальную краску. Можно использовать не только черный оттенок, но эффектно смотрится поталь именно с темным цветом. После на краску или лак наносится поталь, нарезанная мелкими квадратами. Между ними необходимо оставлять небольшое расстояние. Сверху на изделие наносится защитный лак.
- “Штампование”. На готовое изделие с поталью наносится штамп. После высыхания покрывается также защитным лаком.
- “Смешивание”. Любимый метод у большинства мастеров, позволяющий спешивать с красками материал. Изделие получается ярким и оригинальным. Для получения такого изделия необходимо смешать поталь с витражными, акриловыми красками, либо спиртовыми чернилами. В результате получается цветная позолоченная поверхность, переливающаяся цветами радуги. Для данного способа используется жидкая поталь.
Стоимость потали зависит от региона и ее вида. В Москве приобрести материал можно по стоимости от 130 рублей.
Золотые и серебряные блестки
Металл в интерьере сегодня особенно актуален. Даже небольшие аксессуары вроде шкатулок, карнизов, подсвечников, если придать им блестящий вид, полностью меняют впечатление от квартиры. Проще всего преобразить их с помощью металлических блесток или металлизированной краски в аэрозольном баллоне. Работать с этими материалами интересно, легко и приятно.
Как по мановению волшебной палочки, можно буквально за полчаса подготовиться к Рождеству. Предметы обихода — орехи, галька и фигурные тыквы — на самом деле имеют более широкий спектр применения, чем обычно полагают. Особенно если поверхность, сверкающую золотом и серебром, подсветить свечами.
На шкатулку наносят кистью слой клея и, пока он еще влажный, посыпают мелкими блестками. Блестки распределяют руками, следя за тем, чтобы поверхность покрывалась равномерно. Чудное украшение для туалетного столика.
Золочение аэрозольной краской
Сейчас общедоступны аэрозольные краски, имитирующие металл. Их можно наносить на любую поверхность: бумагу, дерево, металл, пластик, стекло, даже на стену. Приобрести аэрозольное «золото» можно в автомагазинах. С его помощью можно не только создать золотые колпаки на колеса авто, но и облагородить невзрачные предметы интерьера. Настольная лампа, старые рамы картин, почерневшие от времени карнизы — точек приложения масса! Для получения блестящего результата важно, чтобы поверхность была сухая, тщательно очищенная от пыли и ржавчины. Обработку нужно провести два раза. Оба слоя высохнут в течение часа. К сожалению, технически невозможно сохранить блеск на длительное время. Но огорчаться не стоит: когда блеск потускнеет, просто нанесите новый слой аэрозоля с позолотой.
В преддверии новогоднего карнавала подарим еще одну идею родителям: вашей дочурке наверняка понравится, что ее вполне обычные туфли неожиданно превратились в золотые бальные туфельки. Только не забудьте перед покраской их обезжирить!
Еще одна идея к празднику
С помощью клея на листе подарочной бумаги рисуем контур и оставляем его сохнуть — пока клей не станет прозрачным. Затем накладываем сверху золотую или серебряную трансферную фольгу и аккуратно притираем. После этого осторожно снимаем бумагу-основу. Такой рисунок можно сделать даже на текстиле — футболке или бейсболке. Отличный подарок к Новому году — и уникальный, и практичный!
Прекрасная идея для украшения подарочных коробочек к Рождеству или Новому году |
Виды потали и технология применения
Полноценная работа с поталью невозможна, если не разобраться в ее видах. Определенная категория подходит под специфическую работу. Если украшать изделие необходимо рукодельнице, потребуется один вид потали. При одноразовом использовании или широком производстве потребуется другая. Вид материала также определяется исходя из текстуры, которую нужно украшать.
Жидкая
Обладает ярким металлическим сиянием, состоит из пигментов, лаков, растворителей. Является хромированной краской. Используется для стекла, дерева, металлической поверхности, гипса, керамики. Жидкая поталь обладает высокой влагостойкостью, прочностью, не окисляется. По консистенции напоминает сметану, не слишком жидкая и не чрезмерно густая.
Перед тем, как работать с поталью, изделие хорошо очищают, обезжиривают с помощью спирта. Жидкий материал наносят поролоновой губкой или плоской кистью. Сначала необходимо прокрасить первый слой. Оставить его на несколько часов для полного высыхания и прокрасить второй слой. В зависимости от изделия и материала, сохнуть золотая краска может около суток. Жидкая золотая поталь наносится в несколько слоев.
Сегодня можно купить специальный аэрограф. Это распылитель для жидкой потали, который помогает наносить краску аккуратно и ровным слоем. Нанесение аэрографом имеет существенный плюс – поталь сохнет быстро, около 2 –3 часов. Идеально подходит для рукодельниц и мастеров.
Рулонная
Используется, когда необходимо наносить золотую краску на большое изделие и ровное. Продается рулоном шириной 1-15 см, длиной около 50 метров. Изготавливается на папирусной бумаге под давлением. Ей склеивают стыки, покрывают швы.
Для нанесения рулонного вида потребуется специальный клей для потали. Сначала наносится клей тонким слоем и после рулон материала, после сверху необходимо заново нанести слой клея. Для потали используется специализированный прозрачный клей на различной основе.
Листовая
Листовой материал используют намного чаще других видов. Он отлично подходит для рукоделия, мастеров, позволяет сделать золотое нанесение на любое изделие: гипс, дерево, стекло, металл, керамика, картон. Золочение поталью в данном случае выполняется по аналогии с рулонным видом. Сначала наносится клей тонким слоем, после сам материал, поверхностный слой клея.
Листовая поталь необходима, когда требуется покрыть большую поверхность. Продается материалов виде тонких пластинок, скрепленных в толстой книжечки. В одной такой книжки содержится около 15 и более страниц. Диаметр пластинок составляет 16 или 15см, имеет бронзовый, золотой или серебряный цвет.
Листовая поталь
Золочение листовой поталью производиться только после тщательного очищения поверхности. Она должна быть ровной и чистой, обезжиренной. Можно наносить грунт перед использованием потали. Для листового вида используют, как правило, масляной или водный клей. В первом случае придется ждать его высыхания около 12 часов и после наносить лист потали. Во втором случае материал можно наносить сразу же после клея.
Чтобы убрать воздушные слои и неровности, после наложения потали используют ткань. Ее накладывают сверху и аккуратно проглаживают все шероховатости. Золочение поталью продержится длительное время, если сверху покрыть изделие специальным прозрачным лаком.
Крошка
Поталь в виде крошки любят использовать мастера, изготавливающие украшения из эпоксидной смолы. Она продается в сыпучей форме, имеет часто многогранные оттенки, что красиво отражается на декоративном изделии. Часто используют такой вид для декора предмета неровного, имеющие изгибы.
Чтобы наносить поталь крошку, необходимо подготовить поверхность: очистить, обезжирить. После нанести клей для потали, подождать его высыхания, если он на маслянистой основе.
Если клей водный, крошка наносится сразу на поверхность. Отличие крошки в том, что она сыпется на изделие. Чтобы поталь лучше прижилась, сверху обязательно наносят слой лака.
Трансферная
Данный вид считается многоразовым, так как золотая краска нанесена в несколько слоев на кальку, бумагу или пергамент. Тонкий лист прикладывают к изделию, пока не используется вся поталь. Практично и удобно в работе. Нередко используется у мастеров и рукодельниц. Процесс работы заключается в следующем:
- изделие обезжиривается и очищается;
- на очищенный слой наносится золотая, бронзовая или серебряная краска (не обязательно покрывать краской);
- после того, как краска высохнет, используется клей для потали;
- сверху прикладывается лист потали;
- пленку следует хорошо пригладить и снять с изделия.
Ремонт с помощью золотой пасты
В художественных магазинах можно встретить золотую краску в виде пасты. Пасты обычно делаются на основе пчелиного воска и металлических пигментов. Паста идеально подходит для реставрации старой рамы или старого деревянного подсвечника. Она наносится пальцем и тщательно втирается в поверхность. Для получения эффекта старины золотую отделку рамы можно слегка «состарить», втерев в фигурный профиль немного природной умбры.
Ремонт с помощью золотой пасты
Эти статьи Вам тоже могут быть интересны:
- Как состарить древесину — применяем браширование
- Делаем новогоднюю подставку для подарков и елки
- Реставрируем старый деревянный столик
- Декорирование стен — нарисованная мебель