Устройство вентиля газового баллона и его замена на баллоне

Баллоны являются универсальным оборудованием для хранения и транспортировки газообразных веществ в бытовых и промышленных целях.

Запорная арматура в них не вечна, поэтому со временем требуется замена вентиля на газовом баллоне, произвести которую можно самостоятельно с соблюдением ряда правил техники безопасности.

  • Обязательные меры предосторожности
  • Руководство по откручиванию вентиля
      Способ 1: крепление ограничивающей планки
  • Способ 2: приварка баллона к металлическому основанию
  • Прикручивание новой запорной арматуры
  • Проверка герметичности и завершение работ
  • Выводы и полезное видео по теме
  • Составные части газового баллона

    Требования по производственным процессам и техническим характеристикам газовых баллонов регламентируются довольно старыми ГОСТами 949-73 и 15860-84.

    Максимальное рабочее давление в устройствах колеблется от 1,6МПа до 19,6МПа, а толщина стенок может варьировать от 1,5 до 8,9 мм.


    Защитный колпак на газовых баллонах может накручиваться на специальную резьбу горловины, полностью закрывая вентиль, или быть приваренным к корпусу и лишь защищать кран от случайных внешних ударов

    Стандартный газовый баллон в сборе состоит из следующих элементов:

    1. Корпус баллона.
    2. Вентиль с запорной арматурой.
    3. Закрывающий вентиль колпак.
    4. Подкладные кольца для фиксации и транспортировки.
    5. Опорный башмак.

    Важным элементом баллона являются также выбитые на нем технические сведения.

    Выбитую на баллоне информацию используют сервисные центры при заправке и повторном освидетельствовании оборудования, поэтому не следует её сильно закрашивать краской

    Дно баллонов имеет форму полусферы для равномерного распределения внутреннего давления. Для лучшей устойчивости корпуса снаружи приваривают башмак, на нижних кромках которого зачастую имеются отверстия для крепления баллона к горизонтальным поверхностям.

    Устройство вентиля газового баллона

    Типовой вентиль на газовый баллон состоит из следующих узлов:

    • Корпуса вентиля – стальной детали, напоминающей по своей форме тройник. Причем на нижней части корпуса нарезана коническая резьба – под приемное отверстие баллона. В верхней части нарезана резьба цилиндрическая – под накидную гайку, удерживающую шток клапана. На боковом отводе корпуса нарезана цилиндрическая резьба – под заглушку вентиля.
    • Запорного элемента – сборного узла, состоящего из: пропускного клапана – детали, регулирующей движения потока сквозь корпус; штока – управляющего элемента, передающего крутящий момент с маховика на клапан.
    • Органов управления – маховика, соединенного со штоком клапана с помощью подпружиненной гайки.

    Кроме того, вентили для баллонов высокого давления оборудованы уплотняющими прокладками, размещенными между корпусом и накидной гайкой, между гайкой и маховиком, между клапаном и корпусом.

    Подобная конструкция гарантирует высокую надежность регулирующего узла. Причем вся конструкция рассчитана на то, что запорный элемент будет вмонтирован в емкость, функционирующую в условиях постоянного давления.

    Вентили: а — кислородный, б — ацетиленовый, в — пропан бутановый

    Например, вентиль для пропанового баллона работает под давлением в 15 атмосфер. Но и это значение далеко не предельно. Так вентиль баллона с кислородом может выдержать давление в 190-195 атмосфер.

    Схема эксплуатации вентиля очень проста: с бокового штуцера корпуса свинчивается заглушка и туда же навинчивается редуктор потребляющей сети; далее, плавным движением, откручивается маховик запорного элемента, который сдвигает клапан и содержимое баллона поступает к потребителю. Для перекрытия потока газа из баллона эту последовательность действий повторяют в обратном порядке.

    Как видите, баллонный вентиль не относится к чрезмерно сложным узлам (несмотря на достаточно высокую надежность устройства), а схему эксплуатации этого узла освоит даже ребенок. Некоторые затруднения способна вызвать только процедура замены самого вентиля. Поэтому на этом вопросе мы остановимся более подробно.

    Виды и устройство вентилей

    Резьба у вентилей для газовых баллонов стандартизирована, а вот сами они могут иметь разнообразную конструкцию. На выбор модели вентиля влияет вид хранимого химического вещества, производственные особенности эксплуатации и количество денег. Перед покупкой нового оборудования следует ознакомиться с вариантами исполнения и внутреннего устройства вентилей.

    Классификация запорной арматуры для баллонов

    Конструкционные особенности вентилей газовых баллонов обусловлены не прихотями инженеров, а соображениями техники безопасности.


    Газовый вентиль модели ВБ-2. Эта модель вентиля положительно зарекомендовала себя ещё в советское время. Уже десятилетия она используется в быту и промышленности, принося минимум проблем

    В зависимости от материала исполнения запорная арматура делится на:

    • латунную;
    • стальную.

    Выбор металла для изготовления корпуса вентиля обусловлен видом содержащихся в баллоне газов. Различают следующие типы запорных кранов, в зависимости от типа хранимых химических веществ:

    1. Ацетиленовые. Корпус таких баллонов окрашивается в белый цвет. Специальные вентили используются в баллонах с ацетиленом, хлором, аммиаком и другими агрессивными веществами.
    2. Кислородные. Баллоны окрашиваются в синий цвет и предназначаются для хранения кислорода, аргона, водорода, азота, углекислого газа и других инертных газов.
    3. Пропан-бутановые. Окрашиваются в красный цвет и предназначаются для хранения соответствующих названию веществ и других газообразных углеводородов. Наиболее распространенная модель типа вентиля для такого баллона – ВБ-2.

    Вентили для ацетиленовых баллонов не изготавливаются из латуни, потому что содержащиеся в них вещества могут вступать в химическую реакцию с медью. Обычно для изготовления запорной арматуры этого типа применяют углеродистую или легированную сталь.

    Устройство газового вентиля

    Стандартный газовый вентиль имеет вид тройника, на каждом штуцере которого нарезана наружная резьба. Более продвинутые модели могут иметь дополнительный выступ – предохранительный клапан. Его предназначение – сброс избыточного давления в случае нагрева полного баллона или при неправильно осуществляемом заполнении.

    Нижний штуцер вентиля используется для присоединения к газовому баллону, верхний – для крепления маховика, а боковой – для подключения коммуникаций для выхода и закачки газа. Устройство крана для газового баллона довольно простое. Запорная арматура обычно состоит из таких общих элементов:

    1. Латунный или стальной корпус.
    2. Сальниковый вентиль или маховик, присоединяющийся к корпусу накидной гайкой.
    3. Внутренний запирающий механизм с клапаном и штоком.
    4. Уплотнительные прокладки.
    5. Заглушка на выпускное отверстие.

    Более подробно рассмотреть устройство вентилей на газовых баллонах каждого типа можно на представленных изображениях.

    Галерея изображений

    Фото из


    Спуск ядовитых газов через предохранительный клапан может навредить здоровью даже на открытом пространстве

    В ацетиленовых вентилях используют максимум уплотнителей, чтобы ядовитые газы не попали наружу

    Прокладки в таком вентиле не должны быть из чистой резины, потому что она способна взаимодействовать с кислородом

    Уплотнители на пропановых баллонах простые, потому они должны выдерживать максимальное давление всего в 16 атмосфер

    Вентиль с предохранительным клапаном

    Вентиль для ацетиленового баллона

    Вентиль для кислородного баллона

    Вентиль для пропан-бутанового баллона

    Изношенные вентили могут пропускать небольшое количество газа, что в закрытых помещениях может привести к непредсказуемым последствиям. Для предупреждения таких ситуаций используется заглушка на боковом штуцере, которая служит для дополнительной герметизации баллона при транспортировке и длительном хранении.

    Направление резьбы на выпускных отверстиях зависит от химических веществ, которые содержатся в баллонах: правое используется для негорючих газов (кислород, азот, аргон и т.д.), а левое – для горючих (водород, ацетилен, пропан и т.д.)

    Принцип работы газового вентиля в собранном виде ничем не примечателен. Для подачи газа и его перекрытия достаточно просто медленно поворачивать маховик в соответствующую сторону.

    Разновидности баллонных вентилей

    Конфигурация и материалы исполнения баллонных вентилей немного отличаются, в зависимости от того, для каких баллонов с хранящимся газом они предназначены.

    Кислородные вентили

    Основной корпус состоит из латуни. Это делается ввиду безопасности, поскольку латунь не горит в среде сжатого кислорода, чего не скажешь о стали. Сам маховик может быть алюминиевым, силуминовым и даже пластмассовым. Он не контактирует с кислородом, поэтому на эксплуатацию это не влияет. В холодное время года браться руками удобнее за пластмассовый привод. Резьба для редуктора у кислородного вентиля правая и рассчитана на накидную гайку.

    Пропановые вентили

    Для сжиженной пропан-бутановой смеси баллонные вентили изготавливают из стали, которая не вступает в химическую реакцию с горючими газами. Для регулировки подачи используется клапан с сальниковой гайкой, шпиндель и чулок-ниппель, поэтому его устройство немного отличается от остальных. Горизонтальная резьба для редуктора здесь левая — накручивание накидной гайки происходит против часовой стрелки.

    Ацетиленовые вентили

    Корпус отливается из стали, нейтральной к ацетилену. Вертикальная резьба имеет специфичный шаг и размер, поэтому просто не войдет в другие баллоны. Это сделано для того, чтобы ошибочно не вкрутить его в кислородный или углекислотный баллоны. Открывается вентиль тоже необычно — ключом или торцевой головкой. Для этого предусмотрен граненый маховик сверху. Редуктор присоединяется при помощи хомута.

    На шпинделе есть прокладка из эбонита, играющая роль клапана. Сальники изготавливаются из натуральной кожи. Они прижимаются дополнительными гайками с шайбами к кольцу. В хвосте вентиля есть войлочная вставка для фильтрации газа. За ней располагается стальная сетка.

    Для водорода и метана предусмотрены свои вентили, очень похожие внешне на кислородные, но отличающиеся резьбами. Посмотреть марки и размеры каждого вентиля под газовые баллоны можно в сравнительной таблице.

    Название вентиляГазГабариты, ммМасса, кг
    ВК-94кислород107х580,57
    ВК-99Бкислород120х600,60
    ВКМ-95кислород130х500,23
    ВБА-97ацетилен110х450,65
    ВВ-88водород120х600,60
    ВМН-2метан107х580,60

    Обязательные меры предосторожности

    Перед заменой вентиля газового баллона необходимо использовать меры предосторожности. Работы должны проводиться так, чтобы обезопасить человека от потенциальных опасностей и сохранить оборудование в рабочем состоянии.

    Используются следующие меры предосторожности при подготовительных работах по замене газового вентиля:

    1. Стравливать остатки содержимого баллона можно только на открытом пространстве. Исключение можно делать только для азота, воздуха и аргона.
    2. Рабочее помещение должно быть хорошо проветриваемым, хотя желательно проводить работы на улице.
    3. В пределах рабочего места должен находиться только один закрытый газовый баллон.
    4. Откручивать маховик необходимо медленно с целью предупреждения его электризации.
    5. К замене вентиля можно приступать только после окончательного выравнивания давления в баллоне и снаружи.

    При вкручивании вентиля в баллон используется фум-лента или специальные смазки, которые обеспечивают повышенную герметичность и прочность соединения. При замене крана такие уплотнители сильно усложняют процесс его демонтажа. Для решения этой проблемы можно разогреть вентиль феном.


    Экономить на газовой фум-ленте не стоит, ведь качественный материал избавит от необходимости перекручивать вентиль из-за утечек газа

    Нагревать запорную арматуру можно только после стравливания газа с баллона и закрытия крана. В таком случае процедура безопасна и не приведет к непредсказуемым ситуациям.

    Альтернативой фену может стать обматывание вентиля тканью с последующим обливанием её кипятком. При таком методе нагрева на выходной штуцер следует накрутить любую подходящую заглушку для предупреждения попадания туда воды.

    После соблюдения всех мер предосторожности и прогрева запорной арматуры можно приступать к выкручиванию вентиля, что в домашних условиях может стать нелегкой задачей.

    Прикручивание новой запорной арматуры

    Перед закручиванием вентиля все соединяемые детали должны быть обезжирены для предотвращения засорения запорного механизма. Для этого можно использовать тряпку с обычным моющим средством или смоченную уайт-спиртом. После этого следует промыть поверхности обычной водой и дать им высохнуть.

    Новый вентиль никогда не прикручивается к баллону на голую резьбу. Обязательно необходимо использовать уплотнитель: специальную резьбовую смазку или фторопластовую фум-ленту. Их наносят на нижний штуцер и только после этого закручивают вентиль.


    Между вентилем и корпусом баллона не предполагается использования дополнительных прокладок, будет достаточно уплотнителя и соответствующего зажимного усилия

    Толщина газовой фум-ленты больше сантехнической и составляет 0,1 – 0,25 мм, а её бобина должна быть желтого цвета. Наматывается лента с натяжением в 3-4 слоя. Лучше лишний раз её перекрутить при разрыве, чем сделать уплотнение рыхлым.

    Зажимать вентиль желательно динамометрическим ключом. Стальная запорная арматура прикручивается с максимальным усилием 480 Нм, а латунная – 250 Нм. После зажима вентиля можно переходить к последующим действиям по тестированию герметичности получившегося соединения.

    Вентили баллонные

    Устройство баллонных запорных вентилей

    Вентиль — запорное устройство, служащее для наполнения баллонов га­зом, подачи газа, например, в горелку или резак и позволяющее сохранять в баллоне газы. Технические данные некоторых баллонных вентилей, вы­пускаемых в настоящее время приведены в таблице:

    Принцип работы баллонных вентилей одинаков, однако они различаются между собой материалом, из которого они изготовлены, присоединительной резьбой и способом уплотнения.

    Для кислородных баллонов вентили изготовляют из латуни. Применять сталь для изготовления деталей вентиля нельзя, так как она сильно коррозирует в среде сжатого кислорода. В кислородном вентиле вследствие случайного попадания масла или при воспламенении от трения фибровой прокладки сальника возможно загорание стальных деталей, поскольку сталь может го­реть в среде сжатого кислорода. Латунь не горит в кислороде, ее применение в вентилях кислородных баллонов безопасно. Маховички и заглушки можно изготовлять из стали, алюминиевых сплавов и пластмасс.

    * ГОСТ 2.601-95. Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы.

    2 ГОСТ 5539-73. Глет свинцовый. Технические условия.

    3 ГОСТ 19151-73. Сурик свинцовый. Технические условия.

    4 ГОСТ 7931-76. Олифа натуральная. Технические условия.

    Для предотвращения загораний при наполнении и обращении у потребите­лей кислородных баллонов необходимо исключить применение при ремонте арматуры деталей (уплотнители, прокладки, штоки и т. п.), изготовленных из материалов, не разрешенных для работы в среде кислорода. Материал уплотнительных прокладок подбирается в соответствии с ГОСТ 12.2.052-81. Кислород­ный вентиль состоит из корпуса, хвостовика, имеющего коническую резьбу для закрепления вентиля в горловине баллона. Соединение вентиля с редуктором БКО осуществляется через боковой штуцер. Отверстие седла корпуса перекрывается клапаном, снабженным уплотняющей вставкой. Герметичность вентиля в месте прохода шпинделя через сальниковую гайку обеспечивается благодаря прижатию седла шпинделя к прокладке усилием пружины. Кроме того, сжатый кислород, поступая из баллона в клапанную полость, будет допол­нительно прижимать седло шпинделя к прокладке, в результате чего соединение станет еще более герметичным. Вращение маховичка передается клапану через муфту, надеваемую на квадратные хвостовики шпинделя и клапана.

    В мембранном вентиле мембрана изготовляется из фосфористой бронзы или нержавеющей стали толщиной 0,1-0,15 мм. Закрытие вентиля произво­дится клапаном 2

    Для того чтобы открыть клапан для выхода кислорода из баллона, необ­ходимо повернуть маховичок. Открывается вентиль поворотом маховичка против часовой стрелки, а закрывается вращением по часовой стрелке. Все детали кислородных вентилей должны быть тщательно обезжирены и их следует предохранять от загрязнения в процессе эксплуатации.

    Для уплотнения резьбового соединения вентиля в горловине баллона применяют ленту ФУМ или жидкое стекло (смесь, составленную из 50% жидкого стекла по ГОСТ 13078-81′ и 50% мела по ГОСТ 8253-792).

    В процессе эксплуатации необходимо периодически осматривать вентиль, обращая особое внимание на герметичность его соединений, механическую сохранность деталей, а также на качество резьбы штуцера, износ которой вызывает срыв накидной гайки редуктора.

    Категорически запрещается открывать вентиль постукиванием посторонни­ми предметами, подносить к нему открытое пламя, браться за него грязными, масляными руками.

    Вентили для кислородных баллонов могут быть использованы также для азота, углекислого газа, сжатого воздуха и других неагрессивных газов.

    Вентиль водородных баллонов рассчитан на рабочее давление 19,6 МПа (200 кгс/см2). Конструктивно он аналогичен вентилю кислородного баллона и отличается лишь наличием левой резьбы на присоединительном штуцере вместо правой на вентиле типа ВК. Серийно выпускается вентиль ВВ-88, имеющий присоединительный штуцер с левой резьбой диаметром 21,8 мм, 14 ниток на 1″ (профиль резьбы по ГОСТ 6357-81).

    ‘ ГОСТ 13078-81. Стекло натриевое жидкое. Технические условия. 2 ГОСТ 8253-79. Мел химически осажденный. Технические условия.

    Вентили ацетиленовых баллонов, как правило, изготовляют из стали. Применять медь и ее сплавы с содержанием меди более 65% для деталей этих вентилей запрещено, так как ацетилен с медью образует взрыв­чатое вещество — ацетиленистую медь.

    К вентилю ацетиленового баллона редуктор присоединяют при помощи специального стального хомута, снабженного натяжным винтом. Вентиль не имеет маховичка, так как последний помешал бы надеть присоединительный хомут с натяжным винтом. Открывание и закрывание вентиля производится специальным торцевым ключом, надеваемым на квадрат шпинделя. Враще­нием против часовой стрелки вывертывается шпиндель, открывая ацетилену выход в газовую полость вентиля, а оттуда через выходной канал штуцера в редуктор. При вращении шпинделя по часовой стрелке он опускается и пе­рекрывает эбонитовым уплотнителем седло корпуса. Нижняя часть шпинделя имеет вставку из эбонита и служит клапаном. Для уплотнения сальника применяют набор кожаных колец.

    Уплотнение между шпинделем и корпусом достигается с помощью кожа­ных сальниковых прокладок, опирающихся на сальниковое кольцо и сжи­маемых сальниковой гайкой через шайбу. Так как уплотнитель изготовляют из эбонита, то для закрывания вентиля требуется меньшее усилие, чем для закрывания вентилей, имеющих металлические уплотнители.

    В хвостовой части вентиля, ввертываемого в баллон, помещаются вой­лочный фильтр и стальные сетки с размером ячейки 1,4 мм. Во избежание выпадения из корпуса войлочный фильтр и сетки крепятся стальным проволочным кольцом. Фильтр с сетками служит для защиты от частиц пористой массы, которые могут попасть из ацетиленового баллона в уплотнитель вентиля и присоединяемый к вентилю редуктор.

    Как отмечалось выше, вентиль ацетиленового баллона имеет отличную от других типов вентилей резьбу, что исключает возможность установки его на другие баллоны. Резьба горловины баллонов для ацетилена имеет наружный диаметр в плоскости торца 30,3 мм’, а для всех других баллонов 27,8 мм. Вентиль ацетиленовых баллонов рассчитан на рабочее давление 3,5 МПа (35 кгс/см2).

    Вентиль для пропан-бутана имеет, как правило, латунный корпус (хотя для изготовления вентиля допускается применение стали, клапан, шпиндель, соединенные эластичным резиновым манжетом, обеспечивающим герметичность сальниковой гайки .

    Вентиль должен соответствовать ГОСТ 21804 и рассчитан на рабочее дав­ление газа до 1,6 МПа (16 кгс/см2). Вентили для пропан-бутана имеют присо­единительные штуцера с такой же резьбой, как вентиль типа ВВ-88. Вентиль ВБ-2, может применяться в качестве запорного ус­тройства баллонов с пропан-бутаном. Наибольшее рабочее давление вентиля составляет 40 кгс/см2.

    Проверка герметичности и завершение работ

    При проверке герметичности соединения вентиля потребуется закачать в газовый баллон газ под давлением. Это можно сделать двумя способами:

    1. Закачать газ с помощью компрессорного оборудования или автомобильного насоса.
    2. Соединить шлангом два баллона, первый из которых пустой (тестируемый), а второй – заполненный газом.

    Сначала, нужно под контролем манометра наполнить тестируемый баллон газом с давлением 1,5-2 атмосферы. После этого на соединение наносится мыльная пена и немного приоткрывается кран. Если мыльные пузыри нигде не надуваются, то соединение герметично. Но если появляются хотя бы незначительные вздутия пены, то придется перекручивать вентиль заново.


    При погружении вентиля в воду желательно закрыть боковой штуцер заглушкой, чтобы вода и содержащиеся в ней взвешенные частицы не попали в запирающий механизм

    Если баллон небольшой, то можно погрузить его вентиль в небольшой тазик с водой и посмотреть наличие пузырьков.

    После замены запорной арматуры в паспорте газовых баллонов обязательно проставляется соответствующая отметка.

    Баллоны и вентили: разновидности

    Баллоны. Преимущественное применение получили баллоны для индивидуального газо­снабжения рабочих (сварочных) постов.

    Целе­сообразность использования баллонов для централизованного питания участков и цехов от разрядных рамп требует технико-эконо­мического обоснования. Баллоны, применяе­мые для газопламенной обработки, должны окрашиваться в различные цвета в зависимо­сти от вида газа (табл. 1.1).

    Ацетиленовые баллоны в отличие от балло­нов для других сжатых газов (цельнотянутые типа 100 объемом 40 л) заполнены пористой массой, пропитанной ацетоном. В качестве пористой массы применяют активный уголь БАУ (ГОСТ 6217—74) или литую массу, по­лучаемую по специальной технологии.

    Сред­нее количество растворенного ацетилена в од­ном баллоне 5,5 м3 (или 6 кг). Максимальный отбор газа йз баллона с пористой массой 1 м3/ч, а с литой 1,5 м3/ч. Остаточное давление в бал­лоне, поступающем от потребителя для напол­нения, не должно превышать 0,1 МПа и опус­каться ниже 0,05 МПа.

    Кислородные баллоны для сжатого газообраз­ного кислорода являются пустотелыми цельнотя­нутыми (ГОСТ 949—73) объемом 40 л. Макси­мальное количество кислорода в баллоне тако­го типа при наибольшем давлении 8 кг (или

    6 м3). Кислородные баллоны должны быть обезжирены. Остаточное давление в баллоне не должно превышать 0,05 МПа.

    Баллоны для пропан-бутана изготовляют сварными по ГОСТ 15860—84 трех типов.

    Для газопламенной обработки применяют глав­ным образом баллоны третьего типа. Предель­ное рабочее давление в баллонах для сжижен­ных газов различное. Так, для пропана пре­дельное рабочее давление не должно превы­шать 1,6 МПа, а для бутана 0,45 МПа.

    Сжиженные газы обладают высоким коэф­фициентом объемного расширения, поэтому наполнение баллонов производится с таким расчетом, чтобы в них была паровая подушка, достаточная для поглощения жидкости, рас­ширяющейся при нагреве.

    Баллоны для других сжимаемых газов (водоро­да, азота, аргона, природного и др.) изготовляют цельнотянутыми в соответствии с ГОСТ 949—73. Эти баллоны имеют объем 150 л, а используе­мые для метана и сжатого воздуха — 250 л.

    Баллонные вентили (табл. 1.2).

    Вентиль ацетиленовых баллонов изготовляют из стали, он имеет резьбу, отличную от резьбы венти­лей остальных типов. Присоединение баллон­ного редуктора к вентилю производится хому­том, а открытие и закрытие — специальным торцовым ключом. Серийно выпускаются три типа ацетиленовых вентилей: два (ВБА и ВАБ) с мембранным уплотнением и один (ВА) с сальниковым уплотнением.

    Вентиль кислородных баллонов изготовляют из латуни.

    Серийно выпускаемый вентиль ВК-74 отличается наличием фторопластового уплот­нителя в клапане, благодаря чему вращение маховичка производится вручную. Все детали кислородных вентилей должны быть тщатель­но обезжирены и защищены от загрязнения, особенно маслами и жирами. Вентили для ки­слородных баллонов могут быть использова­ны также для азота, гелия, аргона, углекисло­ты и сжатого воздуха.

    Вентиль водородных баллонов конструктив­но аналогичен вентилю кислородного баллона и отличается от него наличием левой резьбы на присоединительном штуцере вместо пра­вой на вентиле типа ВК. Серийно выпускается вентиль ВВ-73.

    Вентили пропан-бутановых баллонов от­личаются способом обеспечения герметично­сти внутри газовой полости. Для этих целей используют мембраны, резиновые чулки, про­кладки и др. Все вентили имеют присоедини­тельные штуцеры с такой же резьбой, как и вентиль типа ВВ-73.

    Прежде чем детально рассматривать запорную арматуру, необходимо уточнить, что она является всего лишь деталью емкости для транспортировки и хранения разнообразных газов под давлением.

    Изготавливаются баллоны из углеродистой или легированной стали согласно ГОСТ 949-72. Между собой они различаются по цвету и объему, а вот устройство одинаковое. Так, газовый баллон состоит из вентиля, уплотнителя, резьбы и бесшовного бака с обязательно выбитыми на нем паспортными данными, присвоенными заводом-изготовителем.

    Вентили разделяются на несколько разновидностей, в зависимости от того, чем наполнены баллоны: сжиженным газом, кислородом или пропан-бутаном. При этом, отличительных особенностей конструкций практически нет, отличается только маркировка вентилей согласно ГОСТам:

      Синий цвет – для обозначения кислородного вентиля;Красный – пропан-бутановый;Белый – ацетиленовый и т.д.

    Все запорныеустройства устроены практически одинаково и состоят из таких деталей:

      Стального корпуса в форме тройника, каждая сторона которого имеет резьбу: нижняя – для накручивания на баллон, верхняя цилиндрическая – для гайки от клапана, боковая – под заглушку;Запорной части, имеющей в своем составе пропускной клапан и шток, который передает крутящий элемент с маховика на клапан;Маховика, который при помощи гайки подсоединен к штоку клапана.Уплотняющих прокладок, которые расположены между всеми деталями и обеспечивают дополнительную надежность такой конструкции.

    Отличительной особенностью данного запорного устройства является способность выдерживать постоянно давление от 15 до 190 атмосфер.

    Прежде чем приступать к замене данного оборудования, следует внимательно ознакомиться с данной инструкцией и строго соблюдать все правила техники безопасности. И помните, что газ в любом количестве не терпит пренебрежительного отношения к себе.Перед демонтажем вентиля можно в качестве подготовительных работ, открутить запорный узел для выхода остатков газа. Делать это необходимо в хорошо проветриваемом помещении или на улице;После этого деталь необходимо немного прогреть.Это позволит значительно легче выкрутить вентиль вручную или разводным ключом.

    Процедура эта абсолютно безопасна, главное не переусердствовать с нагреванием.Сняв вышедший из строя вентиль, обязательно подготовьте запорный узел к монтажу. Для этого на конический штуцер, расположенный внизу корпуса накладывается специальный уплотнитель, можно использовать фторопластовую ленту;Заключительным этапом является ввинчивание нового вентиля динанометрическим ключом, позволяющим контролировать прикладываемое усилие.Не забудьте сделать соответствующую отметку о проведении процедуры в паспорт газового баллона.Контроль качества проведенной процедуры и отсутствие утечки проводится следующим образом: на место стыковки наносится мыльная пена и потихоньку открывается вентиль. Отсутствие утечки характеризуется отсутствием пузырей, если они все же есть, нужно немедленно закрутить вентиль обратно и еще раз проверить все соединения.Не стоит забывать, что ваша жизнь в ваших руках! Будьте осторожны и соблюдайте все правила пожарной безопасности!Для хранения и транспортировки сжиженных, растворенных и сжатых под давлением газов используют стальные баллоны.Они изготавливаются согласно ГОСТ 949-72 из углеродистой и легированной стали, которая имеет первоначальную форму бесшовной трубы.Изделия, в которых используется давление не более 30 кгс/см2, могут изготавливаться из сварных деталей.

    Существуют различные виды клапанов. Например, вентиль кислородный, ацетиленовый или на газовый баллон.Существуют различные виды клапанов например, вентиль кислородный, ацетиленовый или на газовый баллон.Разновидности баллоновРазличают изделия по виду наполнителя:для сжатых газов и сжиженных;кислородные;ацетиленовые;содержащие пропан-бутан.Различают разные виды баллонов в зависимости от вида газа в нем.Для транспортировки сжатых и сжиженных газов используют стальные цилиндрические сосуды, объемом от 0,4 до 55 дм3, с конусным отверстием в горловине с резьбой.Именно в это отверстие вкручивается запорный вентиль баллонный. Для каждого газа различается конструкция вентиля, для того чтобы кислородные клапаны не вкручивались в баллоны с другим газом.Чтобы установить клапан, нужно насадить кольцо с наружной резьбой на горловину для предохранительного колпака.

    Предохранительный колпак защищает вентиль баллона от ударов при транспортировке.Наружный цвет баллона и цвет наименования газа различается в зависимости от вида газа в нем:голубой с черной надписью – содержит кислород;белый с красной надписью – содержит ацетилен;темно-зеленый с красной надписью – содержит водород;красный с белой надписью – содержит пропан.На верхней сферической части отсутствует краска, тут выбивают паспортные данные баллона.В паспортные данные входит: тип, заводской номер, товарный знак изготовителя (завода), масса пустого изделия, вместимость, испытательное и рабочее давление, дата изготовления, клеймо Госгортехнадзора, клеймо ОТК и дата следующего испытания.Кислородный баллон – это стальной цилиндрический сосуд со сферическим дном и горловиной для запорного вентиля. В нижней части приваривается «башмак» для установки в вертикальное положение. На кислородном баллоне также имеется кольцо с резьбой для защитного колпака.На верхней части указаны паспортные данные баллона.Ацетилен хранится в белых баллонах, их устройство аналогично конструкции для кислорода.Вентиль ацетиленовый не имеет присоединительную резьбу, редукторы крепятся специальным хомутом, который имеется непосредственно на самом редукторе.Баллоны для пропан-бутана по устройству сварные, изготавливаются из листовой стали с продольным швом и кольцевыми швами по днищу.

    Толщина стали – 3 мм. Верхнее днище имеет «горловину», а нижнее – «башмак».Особенностью устройства вентилядля пропан-бутана является то, что боковой штуцер имеет левую трубную резьбу на 14 ниток.Использование вентилейРазличные вентили баллонные используют для разных составов наполнителя баллонов. Вентили для ацетилена изготавливают из стали, рабочее давление для них не должно превышать 25 кгс/см2.В хвосте вентиля, который вкручивается в баллон, помещен войлочный фильтр и стальные сетки 1.4 мм.

    Они служат для фильтрации частиц пористой массы.Клапан не имеет маховика, так как он мешает надевать присоединительный хомут с винтом натяжения. Открывать и закрывать баллон можно с помощью специального ключа, который надевается на квадрат шпинделя. В корпусе вентиля, на так называемом «седле», расположен уплотнитель, он служит для открывания и закрывания выхода ацетилена.Схема построения вентиля и газового баллона.Вентиль кислородного баллона изготавливается из латуни, так как именно она не горит в кислороде.Кожаные сальниковые кольца позволяют достичь уплотнения между шпинделем и корпусом, кольца опираются на металлическое кольцо и сжимаются сальниковой гайкой через шайбу.Больших усилий при закрытии баллона не требуется, так как уплотнитель сделан из эбонита.Устройство вентиля для пропановых баллонов в своей конструкции имеет стальной корпус и отличается запорным клапаном.

    В нем используется мембрана из пружинной стали или уплотнитель из не металла, но уплотняется вся шпиндельная система специальным ниппелем – резиновым «чулком».Вентиль кислородного баллона изготавливается из латуни, так как именно она не горит в кислороде. Устройство вентиля кислородного баллона состоит из корпуса со штуцером, который имеет правую резьбу.К штуцеру накидной гайкой присоединяется кислородный редуктор.В самом корпусе находится клапан с уплотнителем, на верхнюю часть корпуса накручивается накидная гайка, прижимая прокладку. Маховик надевается на выступающий конец шпинделя, закрепляется при этом пружиной.

    Устройство вентиля снабжают заглушкой.Вентиль кислородный идет в комплекте с баллоном, установка должна производиться с уплотнителем.Его герметичность в зоне прохождения шпинделя обеспечивает сальник и фибровая прокладка. В последнее время, во избежание загорания фибры, прокладки заменяют на капроновые.Необходимые меры предосторожностиСуществуют меры предосторожности при эксплуатации баллонов, так как возможны различные ситуации, приводящие к возгоранию либо утечке. Иногда вспышки и загорание происходит непосредственно в запорных клапанах наполнительных рамп.Вентиль чаще загорается при закрытии или протяжки сальниковой гайки под давлением.Вентиль кислородный не следует самостоятельно подвергать ремонту, следует следить за клапаном, его чистотой.Также возгорание происходит, когда неправильно устраняют утечку, используют прокладки из других материалов, наматывают пеньку или подвергают устройство неправильной эксплуатации.

    Вентиль кислородный перед сборкой должен быть обезжирен должным образом.Попадание масла на систему приводит к взрыву. Недобросовестное отношение к чистоте рабочей зоны, материалов, рукавиц может привести к плачевным последствиям.Вентиль кислородный не следует самостоятельно подвергать ремонту, следует следить за клапаном, его чистотой.Любого рода загрязнения могут привести к воспламенению.Вентиль на газовый баллон имеет малые внешние размеры и может сочетать в себе несколько функций: запорный вентиль и устройство, выводящее утечки. Во избежание утечки следует устанавливать игольчатые или шаровые запорные вентили, которые ввинчиваются в верхнюю часть баллона или же устройство клапана.

    Они достаточно компактные и не выступают за пределы гнезд и ниш.Гарантируют закрытие баллона без наличия на нем редуктора. Для наполнения с таким клапаном необходим специальный переходник.Вентили выполняют важную функцию, благодаря им можно использовать различные газы, транспортируя их на рабочее место, можно перевозить большие партии баллонов и не бояться за утечку. При правильном уходе и соблюдении техники безопасности вы никогда не подвергнете себя и окружающих опасности.Поделитесь полезной статьей:Похожие статьи:

    Источники:

    • hssco.ru
    • ogodom.ru
    • experttrub.ru

    Схожих постов нет, но есть более интересные.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]