Особенности ручной лебедки
Фактически все система завязана на барабане. Ему уделяется особое внимание, потому как от него зависит фактически 50% успеха в работе. За счет него происходит наматывание и разматывание троса, таким образом перемещая грузы по горизонтали.
- Минимальная нагрузка, с которой трос будет способен справиться составляет 150 кг. Максимальная составляет 10 тонн.
- Примечательно, что при приобретении троса очень часто не указывается максимально допустимая нагрузка, вместо этого присутствует маркировка.
- В том случае, если нет знаний самостоятельно расшифровывать, можно попросить консультанта в магазине, в котором лебедка была приобретена.
Производители заявляют нагрузки, для которых предназначена их продукция. Однако стоит учитывать, что оборудование одного и того же класса, но разных производителей может иметь разный порог нагрузки.
Китайские устройства, например, имеют порог нагрузки меньше заявленного, поэтому не рекомендуется использовать их на полный ресурс, нагружать нужно не более чем на 80% от максимума.
Российские модели, как правило, работают в точности с заявленными характеристиками. Наиболее качественные устройства рекомендуется приобретать от завода “Армавир”, он существует уже очень давно, зарекомендовал себя исключительно с хорошей стороны, имеет широкое признание пользователей.
Приводной барабан
Приводной барабан представляет собой полую трубу со щечками, изготовленный из прочного металла. На ней устанавливается зубчатая шестерня. При вращении рукоятки или движении рычага начинает двигаться зубчатая передача. Она приводит в движении вал с ведущей шестерней. Ведущая шестерня соприкасается с зубчатой, и она также начинает крутиться. На торцевой стороне зубчатой шестерни находится фрикцион, собранный из кольцевых трапециевидных колодок. В торце барабана также есть кольцевая выточка, размер которой соответствует размеру фрикциона. После их соприкосновения барабан начинает вращаться, наматывая закрепленный на нем трос, и груз перемещается.
На поверхности барабана делаются небольшие углубления. Они необходимы для равномерного наматывания троса, он не запутывается, не возникает перехлестов. Цилиндрическая форма позволяет обеспечить его максимальную емкость при минимальных габаритах. Храповики позволяют в любой момент застопорить движение троса.
При использовании металлического троса большое значение имеет диаметр барабана. Если он слишком тонкий – значительно увеличивается износ троса. Но увеличение его диаметра приводит к увеличению веса и габарита устройства. Не все владеют специальными знаниями, чтобы самостоятельно рассчитать оптимальную величину, поэтому эксплуатация лебедок, изготовленных на предприятиях, а не кустарным способом, нередко обходится дешевле, а их надежность – выше.
Правила эксплуатации ручной лебедки
Стоит использовать вышеуказанную рекомендацию о нагрузке троса не более чем в 80% от заявленного максимума в качестве первого правила. Все потому, что на пределе своей нагрузки трос начинает рваться. Стоит учитывать, что он фактически не подвержен растяжению, однако в любом случае при разрыве он отпружинит в обе стороны. Поэтому при работе с объектами, при применении лебедки работники стараются занять позицию за каким-либо надежным укрытием на случай обрыва троса.
В том случае, если оборванный трос попадет в человека, он может нанести очень серьезные увечья, и даже причинить тяжелые травмы, которые повлекут за собой летальный исход.
Предпочтительнее использовать тросы канатного типа. Все потому, что их длина варьируется от 1.5 до 10 метров, что делает их использование более безопасным в случае разрыва.
- В дополнение к барабану прилагается передача. Также передача может иметь вид зубчатого привода, либо представлена винтовым механизмом. Это позволяет снизить нагрузку на рабочий трос, что повышает безопасность использования подобной системы, а также слегка повысить максимальную нагрузку.
- Вся эта система крепится к раме, которая, в свою очередь может иметь несколько разновидностей креплений для того, чтобы надежно закрепить лебедку.
- Самодельные лебедки в любом случае будут намного эффективнее, чем без использования механического усилия. Однако самодельные установки способны только притягивать груз. Заводские устройства кроме этого имеют режим плавного опускания груза, в случае необходимости.
- Комбинированные модели очень востребованы на строительных площадках. Маркировка на них может быть следующая “2.0/0.8”. Это означает, что горизонтальная тяга составляет максимум 2 тонны, вертикальная около 800 кг.
Расшифровать маркировку достаточно просто, на комбинированных моделях первая цифра отвечает за горизонтальную тягу, вторая за вертикальную.
Рычажные аналоги
Если вы хотите себе купить надежную «выручалочку» для внедорожника или для легкового автомобиля, на котором вам часто приходится ездить не по самым качественным дорогам или направлениям, тогда советую обратить свое внимание именно на рычажные устройства. Конструкция достаточно простая — это стальная рама, внутри которой расположен сам механизм.
Работа осуществляется за счет рычага, установленного на корпусе. Поскольку к рычагу прикладываются большие усилия, на них можно рассчитывать в экстремальных ситуациях и при таких обстоятельствах, где барабанные модели выручить не в состоянии.
Усилие тяги может составлять 2т и достигать отметки в 5т в некоторых моделях. И это если использовать стандартный рычаг. А есть производители, которые делают телескопические рычаги и предлагают их уже в комплекте. Не приходится делать самодельные устройства.
Главный компонент рычажной лебедки — это храповик. С его помощью трос фиксируется в натянутом положении. По сути, это колесо с упорными зубцами, в каждом из которых упирается фиксатор. Таким вот простым образом колесо не проворачивается в обратную сторону и сохраняет нужное натяжение троса. Вся нагрузка при этом ложится на раму. Так что советую выбирать исключительно высококачественные модели с достаточно толстым металлом. Если рама имеет толщину менее 3 мм, такую лебедку покупать не стоит. Даже если вы берете бу устройство, обязательно замерьте толщину рамы. А вот самодельная лебедка – устройство со множеством противоречий. Лучше уж купить, мой вам совет.
Виды ручной лебедки
Существует большое количество разновидностей лебедок, как по мощности, так и по функционалу. Кроме того, производятся специализированные модели для применения в строго определенных условиях, для достижения определенных целей. Рассмотрим конструктивные разновидности.
Отсутствие фиксации рычажного механизма
Позволяет не искать основание, которое будет способно выдержать сопоставимую нагрузку с той, которая будет тянуть лебедка. Таким образом конструкцию можно использовать как по горизонтали, так и по вертикали.
Главным элементом является рычаг, он запускает механизм храпового типа, которые вращает вал только в единственную сторону.
Относительный недостаток таких моделей заключается в длине троса. Значение составляет 5-6 м, что для некоторых целей будет недостаточно. Однако именно такие модели в зависимости от комплектации могут тянуть вплоть до 10 тонн.
Работа механизма от опоры
Такие модели рассчитаны исключительно на горизонтальное перемещение грузов. В том случае, если груз нужно поднять под 45 градусами, саму лебедку нужно разместить над землей в 15 см.
- Обратите внимание, чем больше угол предстоящего подъема, тем выше нужно располагать лебедку над землей.
- Таким образом, если угол будет составлять 65 градусов, устройство нужно поднять на высоту 70 см.
Зачем они нужны
Лебедка — это ценное приобретение для любого автомобилиста. Ведь именно она придет на помощь в самой безвыходной, казалось бы, ситуации.
Поделюсь опытом из собственной жизни. Отправился как-то навестить родителей. Живут хоть и не далеко, но добраться до них — настоящее испытание. Приходится заранее узнавать, не прошел ли около их поселка недавно дождь. Если да, то поездка отменялась и переносилась на другую дату, когда «дорога», назовем ее так, подсохнет. Я выехал, когда отец дал зеленый свет. Все бы хорошо, но дождь застал меня прямо в дороге. Думаю, но поднажму и успею проскочить. Но не тут-то было. Практически доехав до родителей, передо мной оказалось нечто напоминающее своими очертаниями дорогу. Только вот состояла она из сплошной грязной лужи. Черт меня дернул рискнуть проехать. Рискнул на свою голову. Пока ждал эвакуатор в виде трактора соседей моих родителей, прошел не один час. Машина грязная, настроение испорченное.
Уже добравшись к отцу, он спросил, а чего ты не купишь себе лебедку? У нас у каждого второго она есть. Спасибо, папа, за своевременный совет.
Посмотрел о них видео, прошелся по магазинам, пообщался с умными людьми. И тут у меня возникла мысль поделиться с вами информацией об этих спасательных устройствах. Они действительно могут оказаться полезными в экстренных ситуациях. Советую всем ее купить, дабы не попасть впросак, как я.
По сути, все типы ручных лебедок можно разбить на две категории:
- рычажная;
- барабанная.
И про них лучше поговорить отдельно.
Использование ручной лебедки
Чаще всего такие конструкции необходимы автомобилистам, особенно тем, кто очень часто ездит по бездорожью. В автомобилях очень часто используются рычажные модели, потому как они достаточно надежны, имеют соответствующую тягу и к тому же компактны, что позволяет возить их с собой на постоянной основе.
Их также можно использовать при небольших строительных работах с целью поднять материалы на нужный этаж или спустить что-либо. Широкое применение нашлось на дачах и в гаражах.
- Также могут использоваться электрические установки, однако для их работы их подключают к двигателю, что создает дополнительное расходование ресурсов.
- Кроме того, электрические модели более габаритны, но при этом более удобны в использовании.
При этом также стоит учитывать, что рычажные установки значительно дешевле тех, что работают от электричества.
Приступаем к выбору
Конечно же, такие модели как ЛР-15, МТМ 1,6 т или устройства производства Зубр являются прекрасным выбором для автомобилиста. Однако не спешите с выводами или поиском соответствующих объявлений на Авито.
Поверьте, Москва и Спб предлагают достаточно большой ассортимент подержанных и новеньких лебедок. Я неоднократно прошерстил различные рынки в поисках идеального устройства на все случаи жизни? И знаете, что я понял? А то, что случаи бывают разные, а универсальная лебедка-это сугубо индивидуальное понятие.
Другими словами, вам следует выбирать «выручалочку» под себя. Что для этого нужно? На личном опыте скажу, что обращать внимание следует на несколько основных параметров.
- Конструкция. Автомобильная лебедка обязана быть качественной, надежной и крепкой. Сомнительное качество сборки, заржавевшие болты или любой посторонний люфт должны вызывать только одну реакцию — скорейший побег из такого магазина. Вы ведь не хотите купить лебедку, которая не вытащит авто, да еще и травмирует вас? Ответ очевиден.
- Ремень или трос. Автомобилист сам для себя должен решить, что ему использовать. С точки зрения надежности и практичности лучше, конечно, трос. Но укладывать его сложнее. Ремень менее долговечный. Хотя давайте откровенно, вы ведь не будете каждый день вытягивать свой автомобиль из грязи? Или будете? Где же вы живете и чем занимаются дорожные службы в вашем регионе? Ну все это шутки. Идем дальше.
Как видите, именно рычажные агрегаты могут стать тем самым оптимальным решением, которое спасет вас от грязи, обочин и прочих неприятных сюрпризов на дороге. Могу лишь пожелать вам удачи в пути и как можно реже оказываться «в плену» наших великолепных сообщений между населенными пунктами или за их пределами.
Попадали ли вы в такие ситуации, приходилось ли вам пользоваться лебедкой и насколько рациональными вы считаете такое приобретение? Обязательно поделитесь своим мнением в комментариях. Нам очень интересно будет с вами пообщаться, а также ответить на интересующие вопросы.
Конечно, не забывайте подписываться и рассказывать о нас своим друзьям! Автомобилисты, как большая и крепкая семья, должны держаться вместе.
(12 оценок, среднее: 4,42 из 5)
Рычажная лебёдка относится к механизмам ручного типа. Обладая ограниченной грузоподъёмностью, они, тем не менее, просты и компактны, а потому используются при небольшом подъёме и последующем горизонтальном перемещении автомобилей, тяжёлых корпусов станочного оборудования, паллет с разнообразными строительными грузами и других операциях.