Кузовные зажимы и их разновидности


Виды стапелей

Все виды стапелей имеют идентичный принцип действия. Для устранения деформации кузова, его фиксируют к одному или нескольким участкам, которые нуждаются в выправлении и рихтовке. Далее, мастер, используя вытяжное устройство, прикладывает усилие, и выправляет поврежденные части корпуса.

Простые стапели, предназначенные для ремонта кузова, оснащены одним вытяжным устройством. Сложные приспособления имеют несколько вытяжных механизмов.

Существует 4 вида устройств: напольные, подкатные, рамные и платформенные.

Подкатные

Подкатной стапель используют для кузовного ремонта автомобилей разного типа. Он оснащен приспособлениями, которые позволяют закрепить автомобиль без выполнения отбортовки порогов. Подкатные стапели удобно применять в условиях ограниченного пространства. Благодаря этому, приспособление используют в гаражных условиях.

Подкатное оборудование нельзя применять при возникновении перекосов и изменении кузовной геометрии.

Напольные

Напольный стапель для кузовного ремонта своими руками – компактное и эффективное оборудование для восстановления корпуса авто в гараже или мастерской. Если нет нужды в использовании вытяжного механизма, тогда рельсы используют для других целей.

Рамные

Рамный стапель относится к профессиональной разновидности вытяжных механизмов. Основное отличие от остальных видов, заключается в том, что рамные приспособления имеют сложную конструкцию.

Механизм вытяжки позволяет ремонтировать разные модели автомобилей. Машина фиксируется на раме, которая отличается высокой прочностью. С помощью направленного в разные стороны усилия, вытягивают кузовные деформации легкой и средней степени тяжести.

Чтобы сэкономить место в мастерской или гараже, а также облегчить процесс восстановления корпуса автомобиля, приобретают стенды для кузовного ремонта, оснащенные подъемником.

Платформенные

Платформенный стапель для кузовного ремонта является полноценным профессиональным оборудованием. Приспособления данного вида используют для выправки повреждений корпуса любых автомобилей, в том числе и рамных внедорожников.

Конструкция механизма для вытягивания, состоит из специальных рельс и въездного моста-основы. На нее машина заезжает самостоятельно, либо его туда втягивают, если автомобиль не на ходу. Платформа оснащена разными устройствами и крепежными механизмами, которые надежно закрепляют транспортное средство на стапеле.

Платформенные приспособления имеют гидравлические металлические стойки, лебедку, силовые и выдвижные блоки. Балки приспособления позволяют без усилий, перемещать тяжелые конструкции в любых направлениях. Платформенный рихтовочный стенд имеет телескопическую шкалу, с помощью которой проводят точные расчеты и измерения.

К недостаткам платформенного вытяжного механизма относят большие габариты и высокую стоимость оборудования. Оно используется в крупных сервисах технического обслуживания автомобилей.

Зажим для вытяжки кузова своими руками — Справочник металлиста

Если у вас есть машина, то вполне вероятно, что вопрос ее ремонта уже не новость.

В этом процессе нередко требуется множество самых различных инструментов, присутствие которых существенно облегчает задачу.

Именно таким орудием, или правильнее сказать, приспособлением, является кузовной стапель, который можно изготовить своими руками.

Самодельный стапель, плюсы и минусы устройства

«Стапелем» называют специальное устройство, представленное в виде платформы для ремонта кузова транспортных средств с целью восстановления их изначальной геометрии.

Достичь желаемого результата позволяют разнонаправленные усилия, которые воздействуют на прочно зафиксированный автомобиль.

Качественный заводской стапель стоит довольно дорого, поэтому для выполнения различных ремонтных мероприятий некоторые автолюбители прибегают к самостоятельному созданию такого помощника. Как показывает практика, такое решение обходится дешевле готового варианта.

Стапель – это оборудование, которое может использоваться как для ремонта легковых автомобилей, так и для устранения поломок габаритных транспортных средств, нужно лишь правильно подобрать вид устройства.

Так, на сегодня выделяют три основных варианта стапелей.

Платформенные изделия помогают вытягивать кузов машины в самых разных положениях и с разной силой, что позволяет выполнять кузовной ремонт именно с той стороны, где это нужно.

Кроме того, платформенный стапель для кузовного ремонта отличается своей универсальностью, так как позволяет выполнять самые разные типы ремонта.

Основная составляющая часть такого изделия – гидравлическое устройство, а его преимущество заключается в том, что поврежденная часть кузова может вытягиваться во всех направлениях.

Кроме того, спектр ремонтных вмешательств расширяется и за счет надежной системы креплений. К основным недостаткам платформенных стапелей относят их габаритный размер.

Напольный стапель для кузовного ремонта предусматривает наличие в полу рельс, по которым перемещаются выдвижные механизмы.

Благодаря такой конструкции вы сможете ремонтировать поломки любой сложности, ведь выдвижные механизмы удобно передвигаются в нужные точки.

Преимуществами этого вида приспособлений является относительно низкая цена, быстрый монтаж транспортного средства и экономия занимаемой площади.

В случае простоя стапеля, место, где обычно размещается ремонтируемый автомобиль, можно будет использовать для других целей, так как рельсы находятся на одном уровне с полом.

Что касается недостатков, то нельзя не отметить сложность выполнения необходимых измерений, что в принципе, является своеобразной компенсацией компактности стапеля.

Рамные конструкции основываются на металлической раме, где машина фиксируется с помощью цепей. В большинстве случаев, подобное оборудование используется в процессе незначительного ремонта.

С конструктивной точки зрения, рамные стапели обладают более сложным устройством и имеют специальные захваты для надежной фиксации кузова машины в требуемом положении и на определенной высоте.

Крепление кузова в стапеле выполняется с помощью специальных зажимов, в то время как поврежденная часть вытягивается цепями, протягивающимися от силового устройства.

Обратите внимание!Зажим для кузовных работ, особенно сделанный своими руками, играет важную роль не только в успехе дела, но и в обеспечении безопасности при работе. Поэтому прочности этих элементов нужно уделить отдельное внимание.

Чтобы упростить задачу подъема транспортного средства, рамные стенды часто используются вместе с ножничными подъемниками.

Основное преимущество таких стапелей заключается в свободном доступе к днищу автомобиля, его составляющим частям, а также в возможности проведения всех работ на разной высоте.

Как и предыдущий вариант, рамные устройства не занимают много места в гараже и отличаются мобильностью.

Основным недостатком такого вида стапелей является отсутствие возможности выравнивания сложных дефектов, что объясняется ограниченным количеством точек вытяжки. Именно этот факт и привел к тому, что сфера применения изделия ограничивается несложными ремонтными работами и рихтовкой легких повреждений кузовов легковых машин.

Два последних варианта редко встречаются в обычных мастерских, так как относятся к разряду профессионального оборудования.

В таких приспособлениях применяется очень сложная база данных и измерительная техника, но если вам нужно выполнить кузовной ремонт в условиях собственного гаража, то можно самостоятельно создать не столь сложное устройство.

Все виды стапелей для правки кузова, в том числе и сделанных своими руками, способны развивать усилие от 1,5 до 5 тонн, благодаря чему устройство отлично подходит для использования на всех типах легковых машин (видео процедуры несложно найти в сети).

Что понадобится для создания стапеля

В первую очередь, вам необходимо подобрать подходящие чертежи, которые не составит труда найти в интернете. После этого начинается подготовительный этап, включающий в себя подбор нужных инструментов и материалов.

В частности, создание самодельного стапеля для кузовного ремонта потребует наличия металлических профилей (используются для создания основания конструкции), продольных профилей для стоек, металлических уголков для усиления конструкции, сварочного аппарата, болтов и гаек, крепежных механизмов, грунтовки, порошковой краски, краскопульта, гидравлического устройства, мощных цепей и крюков.

Также не удастся обойтись без силовой стойки, которая должна перемещаться в различные точки стапеля.

Подобные детали легко устанавливаются на основу конструкции и должны обладать высоким уровнем прочности. В месте сварки стойки и основания монтируется дополнительная металлическая косынка для усиления конструкции.

Для фиксации транспортного средства на стапеле вам нужно разработать систему крепежа, или же просто следовать указаниям выбранного чертежа. Лучше всего изготовить крепежные элементы с возможностью изменения высоты.

Как создать стапель своими руками, пошаговые действия

После того как все материалы будут подготовлены, можно переходить к непосредственному изготовлению стапеля. Для начала хорошенько обезжирьте все элементы и покройте их грунтовочным составом. Также можно сразу же покрасить детали порошковой краской, хотя это действия нередко откладывается на потом.

На следующем этапе металлические уголки приваривают к профилю-основе, а затем приваривают и продольную часть, которая играет роль стойки (дополнительно нужно закрепить профиль болтами). После этого устанавливаются силовые и выдвижные устройства, цепи и крюки.

Толщина металлического профиля (или, как его еще называют, швеллера) должна быть не меньше 4 мм, а готовый каркас должен получиться в 1,5-2 раза больше размеров обслуживаемых машин. Для большей жесткости конструкции раму усиливают с помощью металлических уголков, причем это можно сделать либо с торцевыми сторонами, либо со всей конструкцией.

Поперек рамы необходимо приварить несколько поперечин, которые придадут стапелю еще большей жесткости. К тому же, к нему можно будет цеплять вытяжное устройство или фиксировать автомобиль.

Для того чтобы появилась возможность легкого передвижения рамного стапеля, рекомендуется приварить к нему колесики.

Силовые стойки, посредством которых и создается вытяжное усилие, крепятся к просверленным в раме отверстиям (их проделывают по мере необходимости).

Расчет необходимых материалов

Перед началом работ по изготовлению стапеля необходимо выполнить его чертеж и рассчитать количество требуемых материалов. Платформа должна выглядеть в виде прямоугольника (а лучше нескольких) из металлопрофиля сечением 50×50 или 70×40 (чем толще — тем лучше). Оптимальная длина — 2000 мм, ширина равна ширине колесной базы автомобиля.

Почему выбрана именно такая ширина? Вообще возможно изготовление стапеля шириной, равной ширине колесной базы автомобиля. Или же меньшей, чем она, но с выполнением «отростков» от рамы, на которых и будут крепиться зажимы. Первый способ предпочтительней из-за места расположения зажимов.

Посередине платформы необходимо будет вварить ребро жесткости из аналогичного металлопрофиля. В процессе работы потребуется дополнительный металл, подсчитать количество которого на начальном этапе работы затруднительно.

После того, как расчет необходимого количества металлопрофиля будет выполнен, его можно заказать на специальной базе или воспользоваться уже имеющимся.

Для обеспечения функциональности стапеля его нужно будет оснастить хорошей гидравликой — подойдет комплект тоннажностью до 10 тонн.

Также нужно помнить, что стапель бывает двух видов: стационарный (то есть установленный в конкретном месте без возможности перемещения) и передвижной (оснащенный колесиками и приспособленный для хранения и в вертикальном положении). Если выбран второй вариант, то нужно приобрести еще и комплект колесиков: 4 или более — для рамы, 2 — для силовой стойки.

Изготовление стапеля

Сборка рамы выполняется сваркой. То есть навыки работы со сварочным аппаратом необходимы.

Стадии выполнения работ:

  • В первую очередь собирается прямоугольник из металлопрофиля расчетной длины и ширины, ровно посередине его нужно укрепить дополнительным профилем. Сборка рамы выполняется так, как посчитает нужным будущий хозяин стапеля. Возможно, он захочет дополнительно укрепить продольные стороны рамы, возможно — поперечные. Какой-то определенной принципиальной позиции по этому вопросу нет.
  • Для повышения устойчивости автомобиля на стапеле, в его углах нужно наварить высоты, которые будут препятствовать возможному съезду машины.
  • Следующий этап — установка крепежей на продольных сторонах рамы. Крепежи — это зажимы с губками, которые потребуются для надежной фиксации остова автомобиля при воздействии на него нагрузок. Строгого места фиксации крепежей быть не может, они должны иметь возможность передвижения по всей длине рамы. Изготовление зажимов своими руками также возможно, но если они есть в свободной продаже, то особого смысла в этом нет, так как самодельный зажим будет стоить примерно столько же, сколько и заводской.

Зажимы от производителя Ликота

Рассмотрим самые популярные варианты зажимов:

  • Стандартные зажимы для кузовного ремонта продаются, как правило, по цене 4-5 тысяч рублей. Весят они не более 2-х килограммов;
  • Кузовной зажим 2/5-тонный. Отличается узким захватом и возможностью проводить растяжку в одном или двух направлениях. Несмотря на такую универсальность, стоит дешевле стандартного зажима – 4000 рублей. Выдерживает максимальную нагрузку в 2-5 тонн. При этом в прямом направлении – 5000 кг, а в боковом – 2000 кг;
  • Кузовной зажим 5-тонный с шириной захвата 120 мм с одним направлением. Примерная стоимость – 5000 рублей. Весит зажим 3 килограмма, способен выдержать в прямом направлении до 5 тонн;
  • Зажим в 3-5 тонн, дающий возможность растягивать в 3-х направлениях. Примерная стоимость – 6000 рублей. Прямое направление – 5000 кг, боковые – по 3000 кг. Вес зажима немного более 3 кг. Ширина захвата составляет 120 мм;
  • Пластина для тяговых усилий по цене 2,8 тысяч рублей. Легко прикручивается к кузову через специальные отверстия. Вытягивание деформированного участка кузова проводится с помощью гидронасоса или других инструментов. Весит пластина не более 1,7 кг;
  • Вытяжное устройство, крюк ценою 2000 рублей. Весит около 1 кг и применяется в кузовном ремонте, как крюк;
  • С-образный зажим, выдерживающий 4 тонны ценою 8,5 тысяч рублей. Способен работать в 4-х направлениях. Весит немного более 5 кг;
  • Зажим крюк 4/5-тонный. Цена на этот зажим составляет около 11-12 тысяч рублей. Весит комплектующая 12 килограмм и включает в свой состав несколько дополнительных аксессуаров, таких как упоры, адаптер, зажим, фиксатор и т. д.;
  • Пластина зажим для выравнивания дверей машины. Стоит около 3 тысяч рублей, весит – 2,2 кг. Легко закрепляется на дверной стойке авто, а затем с помощью гидравлики выправляется поверхность кузовного элемента;


Кузовной зажим захват

  • Зажим с большим зевом на 3 тонны. Стоимость зажима 3000 рублей. Функционирует в одном направлении, весит чуть более 2,3 кг;
  • Зажим кузовной с длинным носиком по цене 2-3 тыс. рублей. Выдерживает до 2 тонн, функционируя в одном направлении. Дизайн выполнен в «плоском» исполнении, что облегчает доступ в труднодоступные места;
  • Захват зажим для цепи двойной по цене 2,5 тысяч рублей. Весит 1,4 кг;
  • С-образный зажим, выдерживающий 5 тонн, по цене 6-6,5 тыс. рублей. Весит немного больше 3-х кг;
  • Кузовной мини зажим 2/3 тонны (2 направления). Стоимость зажима – 2,7 тыс. рублей. Весит зажим 1 кг с лишним. Прямое направление – 3000 кг, боковое – 2000 кг.

Виды стапелей и их основные отличия

Всего существует 4 вида конструкции:

  1. Напольные. Стандартная конструкция на рельсах.
  2. Подкатные. Небольшие по размеру. Подобные конструкции хранят в гараже или мастерской.
  3. Рамные. Конструкции на цепях, предназначенные для полноценного ремонта и подъема машины на высоту.
  4. Платформенные. Предназначены для профессионального ремонта. Подходят для крупногабаритных машин.

Напольные конструкции

Напольный стапель еще называют стационарным. Его отличие в наличии на полу рельс, которые позволяют передвигать механизмы. С их помощью легко осуществить кузовные работы.

Стационарный стапель удобен благодаря выдвижным механизмам.

У напольных конструкций есть 3 преимущества:

  1. Занимают мало места.
  2. Стоят дешевле, чем другие стапели.
  3. Быстрый монтаж транспорта.

Недостаток в сложности монтажа конструкции.

Подкатной

Подкатной стапель – это стапель, который используют для легких работ по ремонту, если нет полноценного стапеля или его использование невозможно по каким-то причинам. Отличие в том, что подкатной стапель небольшой по размеру – не обязательно подкатывать машину к нему. Можно принести подкатной стапель к машине.

У этой конструкции есть преимущества:

  1. Она настраивается под разные виды машин.
  2. Возможность оснащения устройства гидравликой.
  3. У конструкции крепления зажимов нет аналогов.
  4. Возможность использования с большинством видов машин.
  5. Компактный размер.

Недостаток в том, что невозможно осуществлять сложные работы, связанные с большими перекосами.

Рамные

Отличительная черта рамных конструкций в использовании рамы в качестве основы. Автомобиль фиксируют цепями. Чаще всего эту конструкцию используют для незначительного ремонта. Но, в то же время, структура рамных стапелей сложнее, чем других. В них монтированы захваты, которые позволяют фиксировать кузов машины в необходимом положении или даже поднимать его на определенную высоту.

Пошаговая инструкция построения

Постройка любых самодельных конструкций начинается с этапа проектирования. Нужно сделать такой стапель, который удобно использовать. Важно, чтобы он не занимал слишком много места, блокируя свободное перемещение.

Вторым пунктом всегда идет создание каркаса конструкции. Последний пункт – установка креплений и устройств для стягивания своими руками.

Чертежи и размеры

Сначала нужно сделать подходящие чертежи. Уже готовые варианты можно найти ниже. Разметка делается согласно размерам транспортного средства. После начинается этап приготовления и подбора инструментов и материалов. Также нам понадобится сделать достаточно большую крепежную систему, которая бы подходила для нашего транспорта. Хорошо будет приготовить ее с возможностью смены высоты.

  1. Как только все чертежи будут готовы, а материалы подобраны, можно приступать к работе. Сначала придется удалить влагу с материалов и покрыть их грунтовкой. Можно покрасить их сразу, а можно оставить этот шаг напоследок.
  2. Теперь приварить к профилю-основе уголки из металла.
  3. Приварить профиль (это будет стойкой). Он закрепляется болтами.
  4. Теперь привариваются цепи, крюки и выдвижные приспособления.

Изготовление рамы

Рама отвечает за фиксацию автомобиля. Поэтому нужно быть внимательным при ее создании.

  1. Перед созданием рамы необходимо создать наружный каркас. Именно к нему будет монтироваться рама.
  2. В качестве материала подойдет металлический профиль. На нем крепится стойка и захваты (они нужны для фиксации порога автомобиля).
  3. Теперь делаются пороги. Они создаются из металлических уголков.
  4. Пороги устанавливаются на балки, закрепляются болтами.
  5. После монтажа придется закрепить все элементы сваркой.

Крепление кузова к стапелю

Для крепления нужны зажимные струбцины. Если их невозможно купить, сделайте самостоятельно. Понадобятся железнодорожные площадки (то, чем рельсы крепят к шпалам). Каждая из площадок разрезается пополам, а на внутреннюю часть наваривается металл. Его нарезают на ромбики, используя болгарку.

С наружной частью не нужно ничего делать. Также к внутренней части приваривается пластина – 4 миллиметра в толщину. Она важна, чтобы зажимное устройство фиксировало порог и не сгибалось в процессе использования.

Установка стойки и тянущих устройств

Для стоек и устройств подойдут заводские гидравлические приспособления. Если их невозможно купить, подойдет самодельный механизм. Мощность устройства должна быть от 1 до 2 тонн. Чтобы прикрепить тянущие устройства, нужна накладка. Ее делают из швеллера и устанавливают в каркас стапеля. Чтобы поставить механизм стягивания и цепи в любое место, необходимо проделать отверстия в раме по всему стапелю.

Если стойка сделана самостоятельно, рекомендуется применить башенное устройство. Оно тяжелое, но восстановление машины будет равномерным.

Сделать стапель не так трудно. Если у вас есть базовые знания в строительстве, вы сможете без труда сделать все своими руками. Главное – выбрать правильный материал и сделать правильные чертежи.

Захват для кузовных работ своими руками

Сделать стапель своими руками автовладельца обычно заставляет нестандартность конструкции принадлежащего ему гаража или же недостаток денежных средств для приобретения стандартных устройств, предназначенных для проведения работ по рихтовке кузова.

Непосредственным назначением стапеля является восстановление геометрии кузова, поврежденного в результате дорожно-транспортного происшествия.

Стапель для кузовного ремонта позволяет приложить к нему усилия в несколько тонн, в результате чего происходит сжатие или же, наоборот, растягивание кузовной конструкции.

Различные виды стапелей и подготовка к изготовлению простого устройства своими руками

Так как данное устройство весьма мощное, то во избежание несчастного случая во время осуществления кузовных работ необходимо обеспечить его надежное крепление на специально изготовленной раме. Стапель рамный является наиболее распространенным устройством при самостоятельном восстановлении кузовной геометрии.

Насчитывается три вида стапелей, при этом каждый может развивать усилие до десяти тонн, чего вполне достаточно для рихтовки практически любого кузова. Различают следующие виды стапелей:

  1. Рамный стапель. В его конструкции в обязательном порядке присутствует изготовленная из металла рама. При этом для фиксации автомобиля на ней необходимы специальные зажимы. Непосредственно деформируемый участок рихтуется при помощи цепи, заведенной на силовое устройство. Кроме того, для корректной работы подобного приспособления необходимо использовать подъемник.
  2. Платформенный стапель. Это рихтовочное приспособление более универсально и поэтому применимо для проведения более широкого круга работ по кузовному ремонту. Здесь все операции производятся на специальной платформе со смонтированной на ней системой зажимов и креплений.
  3. Напольный стапель. Это исключительно профессиональное устройство, которое перемещается по вделанным в пол гаражного бокса рельсам. Данный стапель позволяет производить даже ремонт грузовых машин, так как имеет надежную конструкцию и внушительные габариты.

Каждый из этих типов стапелей имеет свои преимущества и недостатки.

Проведение подготовительных работ

Прежде чем сделать стапель, необходимо будет провести ряд подготовительных работ.

Так, стоит заранее определить, какие именно работы будут на нем выполняться, и какие модели автомобилей можно будет с его помощью ремонтировать.

Например, если вы решите открыть кузовную мастерскую, то вам понадобится платформенное устройство, а для мелких бытовых работ вполне подойдет и рамный агрегат.

Определившись с типом стапеля, следует подготовить пол того помещения, где он будет установлен.

Так, рамная конструкция потребует заглубления креплений для нее в пол, а также закрепление их с помощью цементного раствора.

А вот платформу можно вполне установить в гараж и без прикрепления ее к полу, так как ее вес вполне позволит проводить необходимые кузовные работы.

Изготовление простого рамного устройства

Рамный стапель своими руками изготовить проще всего, так как это наиболее простая и распространенная конструкция для непрофессионального использования.

Для проведения кузовных работ в любом случае понадобится гидравлика, которую самостоятельно изготовить невозможно, поэтому изготовление стапеля ограничится лишь конструированием и монтажом рамы.

Так как эта деталь отвечает непосредственно за фиксацию автомобиля, необходимо тщательно подойти к ее монтажу. Для этого стоит заранее заготовить чертежи, их можно нарисовать самому при наличии такого опыта.

В качестве материала для рамы обычно используют металлический профиль.

На нем крепится стойка с захватами, которые должны будут фиксировать пороги автомобиля.

Пороги же, в свою очередь, свариваются из металлических уголков и на балки устанавливаются при помощи болтов.

После монтажа эти элементы укрепляются еще и при помощи сварки.

Определение размеров металлопрофиля производится исходя из того, что минимальные размеры его сечения должны составлять 40х80 мм, а длины — 150 мм.

Профиля таких размеров будет вполне достаточно для осуществления работ по рихтовке кузова большинства легковых машин.

Самодельный стапель требует изготовления стоек.

Обычно для этого используется металлопрофиль сечением 20х40 мм, при этом их высота не должна быть меньше 25 см.

На готовые стойки привариваются косынки, а вверху — уголки, захватывающие пороги автомобиля.

Окончание работ по изготовлению

Изготовляя стапель своими руками, нужно помнить о том, что на стойки для лучшего сцепления необходимо будет сделать специальные насечки или же приварить гайки.

Для крепления элементов рамы необходимо применять гайки и болты с мелкой резьбой. При этом опытные автолюбители советуют брать такие крепежи из ремкомплектов от иномарок.

Работая с гидравликой, имеющей мощность около четырех тонн, стоит использовать болты М10. Именно они позволяют четко зафиксировать стойки на балке и в дальнейшем выдерживать указанную нагрузку.

Смонтировав устройство, обязательно покрасьте его для защиты от коррозии, ведь устанавливаться оно будет в помещении с повышенной влажностью. Для этого необходимо металл зачистить от ржавчины и покрыть его грунтовкой. После этого следует покрасить раму при помощи пульверизатора.

После покраски рама монтируется на место эксплуатации.

Место монтажа нужно подготовить заранее, при этом, если планируется производить более широкий круг кузовных работ, имеет смысл изготовить и установить еще один самодельный стапель, укрепленный на поворотной колонне.

Если требуется более функциональный стапель, можно внимательно изучить конструкцию промышленных образцов и попытаться повторить самостоятельно. Или можно приобрести уже готовое оборудование в кузовных мастерских, распродающих старые стапели.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]