Разновидностью автоматического сварочника является сварочный трактор, осуществляющий сварку без участия человека. Оператор задает необходимые вольт-амперные показатели рабочего тока, контролирует передвижение агрегата. В автоматическом режиме возможна сварка в облаке защитного газа или под флюсом. Разработано несколько видов автоматов на колесном и рельсовом ходу. Многие из аппаратов многофункциональные, выполняют сварку в нескольких режимах.
Назначение сварочных тракторов
По сути, тракторный агрегат – это разновидность оборудования для промышленной автоматизированной электродуговой сварки с большой производительностью. Область применения каждой из моделей ограничена функционалом. В зависимости от конструкции подвижной рамы тракторный агрегат сварочный на колесах используется для стыковой или угловой сварки, возможно соединение элементов внахлест или «в лодочку» (стыки располагают под углом менее 45°). Когда в сварочном тракторе предусмотрены боковые ролики, осуществляется боковое соединение, в этом случае движение аппарата происходит по двутавровым балкам.
Самоходный автомат передвигается на колесах или по специальным рельсам. Вектор движения зависит от траектории сварного шва. Имеются мобильные агрегаты, которые без труда можно перенести в другое место. Сварочные тракторы используются при массовом производстве, некоторые модификации оснащаются дополнительными опциями:
- регулировкой подачи флюса, дозатором и отсосом излишков порошка (тракторы для сварки под флюсом обычно многофункциональные);
- лазерной настройкой контура шва (необходимая функция для выполнения швов сложной геометрии);
- направителя второй катушки сварочной проволоки;
- головкой подачи газа и сварочной проволоки (необходим для нержавеющих сталей, легко окисляемых цветных сплавов).
Тракторные сварочные механизмы отличаются высокой производительностью, низким процентом брака, хорошим качеством соединений.
Проблемы грамотного выбора
Для каждой сварочной задачи необходимо учитывать собственные специальные параметры, которые требуют тщательной сверки при осуществлении покупки каретки/трактора. Для задач небольших объемов, не предполагающих особой сложности и требующих лишь постоянного выполнения однотипных операций, вполне подойдут одномоторные станки без программного управления. Они легки в эксплуатации, не представляют особой сложности при возникновении ремонтных ситуаций. В случае, если требуется выполнение масштабного проекта, а тем более его выполнение в сжатые сроки, то лучше приобретать многодуговые и многомоторные образцы. То же будет касаться и реализации серийного производства.
ВАЖНО! При покупке главным критерием выбора должен стать показатель максимального и минимального тока, а также размер применяемых расходных проволок!
Устройство
Типовая конструкция агрегата схожа у всех модификаций, включает несколько основных узлов:
- ходовая тележка бывает на колесном и рельсовом ходу (двигается по направляющим), от типа передвижения зависит тип образуемых швов;
- сменная катушка со сварочной проволокой необходима для бесперебойной подачи присадки в рабочую зону;
- механизм подачи проволоки бывает с разным числом направляющих и тянущих роликов;
- система направляющих определяет мобильность перемещения электрода; сварочная головка представляет собой тугоплавкий электрод для розжига и поддержания электродуги;
- пульт управления создан для рациональной настройки, агрегат предназначен для соединения заготовок различной толщины.
Схема устройства сварочного трактора АСУ-21
Обычно все управление размещается в корпусе тракторной тележки, иногда блок выносится отдельно для удобства пользования аппаратом.
Вместо эпилога
Сварочные тракторы/каретки являются простым, но функциональным решением для выполнения дуговых сварочных работ в режиме автоматики. Они способны передвигаться по заранее выбранному пути либо по особым рельсам, что оставляет человеку лишь обязанность визуально контролировать производимую работу. Главная задача оператора – правильно и надлежащим образом выставить необходимые настройки в соответствии с выполняемой задачей. Всю работу аппарат сможет выполнить самостоятельно. Тип работы бывает абсолютно разным, поэтому и сами аппараты могут быть легкими и недорогими или громоздкими и дорогостоящими. Все же, правильнее утверждать, что сварочный трактор или каретка, в первую очередь, ориентированы на промышленные объемы производства.
Классификация
Разработаны модели сварочных тракторов под все виды сварки. При выборе техники пользуются классификацией по многим признакам:
- По количеству приводов:
одномоторные оснащаются понижающими редукторами на узлах подачи присадки, модели легкие, мобильные, но с низкой производительностью, минимальным функционалом;
двухмоторные конструкции более массивные, но точность регулировки настройки существенно увеличивается, отдельно подается усилие на ходовую часть и узел подачи сварочной проволоки, устройства способны выполнять швы любой сложности.
- Агрегаты различаются по методу защиты металла от окисления, перегрева:
тракторы с открытой дугой аналогичны традиционным ручным электродуговым сварочникам;
модификации с подачей защитного газа работают с инертными смесями и активным газом, сопло расположено так, что облако создается непосредственно над ванной расплава, расход газа минимальный;
у сварочных тракторов для сварки под флюсом имеется автоматический дозатор порошка, защищающего металл от перегрева или окисления, образующего шлаковый слой.
- Количество головок у тракторов тоже бывает разным:
однодуговые предназначены для традиционной электросварки;
двух- и трехдуговые одновременно формируют несколько швов, параллельных друг другу.
- По способу перемещения выделяют:
колесные тележки;
рельсово-роликовые конструкции с параллельными или круговыми направляющими.
Специальных присадок и флюсов для трактора не требуется, используются расходники для обычной сварки.
Существующие недостатки
К сожалению, при всех существенных положительных сторонах у рассматриваемых аппаратов имеются и существенные недостатки:
- До начала работы потребуется очень точно произвести всю настройку;
- Точная техника подвержена сложным поломкам, поэтому быстрый ремонт и возобновление работы являются крайне сомнительными;
- Имеются конкретные ограничения на максимальный/минимальный диаметр по закольцованным швам;
- Сама техника чаще всего обладает небольшой массой, но случайная чрезмерная нагрузка на нее способна быстро вывести ее из строя;
- Для эксплуатации требуются определенные навыки, что делает эту технику слабо доступной для малого бизнеса;
- Высокая цена.
Как работать с квадроциклетной лебедкой?
Лебедка – незаменимый аксессуар любого квадроциклиста. Бездорожье таит в себе массу неожиданностей и сюрпризов, большинство из которых не очень приятные. И чтобы быть готовым к любому повороту событий как раз таки и нужна лебедка. Главное – умение пользоваться этой самой лебедкой. Об этом мы и поговорим.
Чтобы пользоваться лебедкой необходимо, собственно, ее наличие. На многих квадроциклах лебедка установлена в базовой комплектации. Но это, как правило, слабенькая, а в некоторых случаях и некачественная лебедка, которую лучше заменить.
Мы сделали свой выбор в пользу марки ComeUp Winch. Этот производитель предоставляет широкий выбор лебедок для разных ATV и UTV. Почему именно ComeUp? Да потому что их продукция отличается высоким качеством и адекватными ценами. Пожалуй, в соотношении цена/качество это лучшие лебедки.
Допустим, с лебедкой вы определились. Переходим к ее эксплуатации.
Практически все лебедки работают от аккумулятора и способны функционировать даже при выключенном моторе. Разумеется, что аккумулятор при этом должен быть заряжен. Также стоит помнить, что лебедка работает на высоком токе, так что необходимо соблюдать технику безопасности.
И еще один нюанс – при длительном использовании и больших нагрузках лебедка нагревается. Перегрев, в свою очередь, приводит к поломке самой лебедки, повреждению электропроводов и аккумулятора. Поэтому нужно обеспечить условия для охлаждения электродвигателя и использовать лебедку с перерывами.
Перед выездом на бездорожье необходимо проверить заряд аккумулятора и состояние проводки.
Контроль и управление
Управление лебедкой может производиться двумя способами: с помощью пульта управления на руле или же с помощью выносного блока.
Распределение нагрузки
Лебедка обеспечивает максимальное тяговое усилие на первом слое каната на барабане. То есть по мере наматывания троса тяговое усилие будет падать.
Итак, делаем вывод. Если квадроцикл плотно застрял – не поленитесь и размотайте трос до конца. Так у вас будет больше шансов на быстрое извлечение техники из внедорожной ловушки.
Что необходимо для работы с лебедкой?
Сама по себе лебедка не является спасателем, который поможет в любой ситуации. А вот если использовать эту же лебедку с некоторыми аксессуарами, то пользы от нее будет гораздо больше.
Краги. Начнем с аксессуаров для вашей же безопасности. Перчатки защитят вас от ожогов, порезов и повреждений рук во время работы с лебедкой. Краги можно купить в любом магазине спецодежды.
Крюковая лента. Это приспособление облегчит и обезопасит работу с крюком.
Полиспаст. Представляет собой один или несколько роликов, которые позволяют усилить действие лебедки и изменить тяговое направление, не рискуя при этом повредить трос.
Соединительная скоба. Этот аксессуар пригодится в том случае, если вам придется соединять два троса. Скоба оснащена шпильковой системой крепления, что позволяет быстро снимать или присоединять трос.
Защита деревьев. Один из обязательных аксессуаров. Как правило, изготавливается из устойчивого к истиранию нейлона. С корозащиткой вы можете закреплять точку опоры на дереве не боясь при этом повредить его. Динамическая стропа. Этот аксессуар предназначен исключительно для вытягивания застрявших в грязи квадроциклов. Машину можно вытянуть благодаря свойству растяжения динамической стропы.
Инструменты. Во время эксплуатации лебедки для извлечения квадроцикла вам могут понадобиться такие инструменты как лопата и топор. Кроме того, не лишним будет комплект для ремонта лебедки и квадроцикла.
Запасные детали. Всегда нужно подстраховываться и возить запасные детали. Это касается и лебедки, и дополнительных инструментов.
Начальное обучение
Перед тем как отправляться в путь, лучше всего попрактиковаться в использовании лебедки дома. Ведь в реальных условиях придется делать все четко и быстро.
Что следует помнить при эксплуатации лебедки:
- Планируйте действия для конкретной сложившейся ситуации
- Старайтесь работать с лебедкой без лишней спешки
- Для каждой ситуации подбирайте соответствующее снаряжение
- Всегда используйте защитные перчатки. Следите за тем, чтобы трос не скользил у вас в руках
- Только вы должны управлять тросом и контрольным блоком
- Помните о безопасности
- Старайтесь практиковаться как можно больше
Вытаскивание квадроцикла по прямой траектории
Давайте по шагам разберем процесс вытягивания квадроцикла лебедкой по прямой траектории
- Одеваем перчатки и защитное снаряжение
- Отключаем рычаг фиксации
- Достаем крюк и присоединяем к нему крюковую ленту
- Разматываем трос до точки крепления
- Устанавливаем защиту дерева на точке крепления
- Соединяем точку опоры и лебедку
- Включаем рычаг фиксации
- Подключаем лебедку к панели управления
- Используя панель, медленно натягиваем трос
- Проверяем точку опоры
- Проверяем правильность укладки троса
- Проверяем траекторию движения на наличие нежелательных препятствий
- Убеждаемся, что в зоне работы лебедки и троса нет людей. Иначе в случае разрыва троса кто-то может пострадать
- Переходим к вытягиванию
- Вместе с натяжением лебедки следует немного газовать. При этом следите за намоткой троса на барабан.
- Окончание работы с лебедкой
Этот ход позволит вам вручную разматывать трос, что сэкономит заряд аккумулятора.
Во время разматывания нужно крепко удерживать трос, чтобы он не выпал и не перекрутился.
И вот мы переходим к одному из самых важных вопросов. Как выбрать точку опоры? Нужно найти самую дальнюю точку, до которой достает трос. Чем больше длина троса – тем больше тяговое усилие лебедки.
Если поблизости нет деревьев или приспособлений, за которые можно было бы зацепиться, можно воспользоваться техникой якоря. Забиваете в землю железную арматуру и организовываете из нее точку опоры.
Роль точки опоры также может выполнить квадроцикл вашего товарища.
После того как трос натянут, необходимо проверить все соединения, точку опоры и сам трос. Все должно быть в правильном положении, без перекручиваний и искривлений. Если все в порядке идем дальше.
Перед запуском лебедки убедитесь, что квадроцикл стоит на «нейтралке», а тормоза не зажаты.
Помните, что направление движения задает лебедка. Вы можете слегка подправлять курс рулем квадроцикла. Именно поэтому так важно изначально выбрать правильный маршрут вытягивания вашей техники.
После того, как ваш квадроцикл извлечен, нужно разобрать все связующие звенья и собрать лебедку вместе с дополнительным снаряжением.
НИКОГДА не суйте пальцы в барабан. Даже если трос намотался неправильно и вы хотите его поправить. Лучше размотать трос и сделать все заново.
Советы
- Перед каждой поездкой проверяйте трос. В случае обнаружения каких-либо повреждений его нужно заменить. Если у вас кевларовый (синтетический) трос, то обратите внимание на его длину. Если он растянут на 25% и более – его нужно заменить.
- Старайтесь содержать трос и лебедку в чистоте
- Следите за зарядом аккумулятора и состоянием электропроводки. Особенно после длительной эксплуатации лебедки
- Панель управления также должна содержаться в чистоте. Также проверяйте ее герметичность
- Не используйте смазку для троса
- Если вы используете лебедку при минусовой температуре, то для начала ее нужно прогреть. Для этого достаточно выпустить и намотать обратно 5-6 метров троса
Так или иначе, научиться всем тонкостям использования лебедки вам поможет только опыт. На бездорожье может возникнуть масса различных ситуаций, каждая из которых потребует нестандартного решения. Так что практикуйтесь, общайтесь с опытными ездоками по бездорожью и все у вас получится!
Основные параметры
При выборе сварочного трактора необходимо учитывать следующие параметры:
- Тип привода — например, 4-колесный с магнитно-прижимной системой.
- Скорость сварки в мм/мин.
- Тяговое усилие — значение усилия магнита, обеспечивающего прижим трактора к металлической поверхности.
- Принцип работы — свободное перемещение по поверхности или отслеживание при движении по направляющим кареткам.
- Регулировка горелки — вертикальный, горизонтальный ход, регулируемое положение.
- Типы сварки — вертикальная, горизонтальная, потолочная, в стык, внахлест, прихватками, с осцилляцией, двумя горелками.
Достоинства
У этого оборудования много различных достоинств. Сейчас это очень экономично, так как остальные устройства стоят на порядок дороже, но при этом достаточно функционален.
Чаще всего он сочетает возможность работы как с газом так и с флюсом, но есть модели, которые могут использовать только одну методику.
Также он очень простой в использовании и сборке. Он состоит из простых деталей, так что в случае чего его можно починить даже в экстренной ситуации.
Поэтому с ним не возникнет проблем с техническим обслуживанием, которое вы можете сами провести. Из всего этого можем выделить, что такой инструмент ещё и надёжный.
Простота трактора проявляется не только в этого составе, но и в том, что им легко научится пользоваться. У него есть всего несколько кнопок, которые имеют интуитивно понятные функции.
Также у него можно настроить скорость движения, что экономит расходные материалы.
Хоть трактор и прост, но при этом с его помощью возможно сделать красивый и качественный шов.
Ещё один плюс этого инструмента – это портативность. Он компактный так что с перевозкой не возникает проблем, которые могут быть с другими аппаратами, так как они большие и, часто, тяжелые.
Есть у трактора особенность, которая делает его в разы эффективней чем другие аппараты – он может работать с толстым металлом.
И при этом независимо от вида шва качество всегда будет качественным (если установить правильные параметры), так как исключается человеческий фактор.
И последнее – это способность производить сварку, отличного качества без подготовки к ней металла и кромок. Это обеспечивает экономию времени и высокую производительность.