Кельма для декоративной штукатурки: разновидности и особенности применения

Декоративная штукатурка давно уже стала одним из излюбленных видов как внутренней, так и внешней отделки стен жилых домов. Для работы в подобной технике потребуется не такое уж большое количество инструментов, но без их приобретения – никак не обойтись. Одним из таких основных, можно сказать – незаменимых приспособлений является кельма для декоративной штукатурки. Именно этот нехитрый с виду инструмент и выполняет основную задачу по созданию на стене рельефа любой глубины и рисунка.


Кельма для декоративной штукатурки

Чтобы иметь представление о том, что собой представляет кельма, а также другие инструменты, используемые для нанесения декоративной штукатурки, стоит рассмотреть информацию о них подробнее. Кроме того, вполне закономерным будет, хотя бы вкратце, познакомиться с технологическими приемами нанесения одного из видов этой отделки.

Что такое кельма

Инструмент, название которого пришло из немецкого языка (kelle), по-русски называют мастерком. Подробнее определение кельмы вы можете прочитать в википедии. Инструмент предназначен для выполнения многих операций, связанных с нанесением и формированием раствора. Можно, например, отмеривать нужное количество сыпучих компонентов и замешивать раствор. Набрав мастерком или наложив смесь на лопатку шпателем, с помощью этого универсального инструмента ее наносят на основание.

Ровные прямые боковые края мастерка дают возможность подобрать излишки смеси с поверхности стены. Плоская (вогнутая или выпуклая) пластина применяется для разравнивания слоя раствора. Кельмой можно выполнять затирку или создавать декоративный рельеф из поверхностного слоя штукатурной массы.

Как использовать мастерок

Несмотря на то, что кельма проста в использовании, следует обладать несколькими навыками для работы с ней. Раствор следует наносить в 2-3 слоя. Начинать работать правильнее сверху вниз. Кельму следует использовать и для набора раствора.

Большую часть времени предстоит работать кистью руки, это приходит с опытом.

В остальном, работать мастерком не составляет большого труда.

Устройство и характеристики

Основными деталями мастерка являются пластинчатая лопатка, черенок, надёжно прикреплённый к основе, и ручка, насаженная на черенок. Каждая из деталей в различных модификациях инструмента имеет свои форму и особенности. Они зависят от вида операций, для которых предназначена модель.

Основными формами лопаток являются:

  • треугольная;
  • трапециевидная;
  • прямоугольная;
  • ромбовидная;
  • каплевидная;
  • овальная.

Каждая форма может иметь свои особенности: закруглённые углы, заострённые или скруглённые края боковых граней. Традиционный материал лопаток – сталь. Популярны изделия из нержавеющей стали — срок службы при соприкосновении с сырыми материалами зависит от устойчивости материала к коррозии.

Из иных металлов для лопаток применяют латунь и титан. Из современных материалов используют оргстекло и пластики. Толщина пластинки колеблется в пределах 0.5-2 мм.

Чтобы раствор легко соскальзывал с пластины, её полируют. С полированной нержавейки раствор слетает особенно легко.

Черенок в большинстве случаев изготавливают из металла.

Соединение его с пластиной может быть:

  • сварное;
  • винтовое;
  • клёпаное;
  • литое.

Рабочая пластинка и поверхность черенка из чёрного железа могут быть покрыты изолирующим, облагораживающим слоем. Для этого применяют анодирование, окрашивание или оцинковывание.

Форма черенка задаёт положение ручки по отношению к основанию. На второй его конец одевается съёмная ручка, торцы которой завершают металлический колпачок (укрепляющий место соединения ручки и черенка) и грибок (пятка), которым при работе подстукивают кирпич или укладываемую облицовочную плитку. Пятка из металла защищает ручку от ударов.

Ручка может быть деревянная пластиковая, резиновая, полимерная или металлическая (обрезиненная). Она должна прочно фиксироваться на черенке и быть удобной для удержания рукой. Длина ручки не менее ширины ладони штукатура.

Основные размеры кельмы – длина и наибольшая ширина лопатки, общая длина изделия. У разных модификаций свои параметры. Вес (в среднем) – 0.3-0.4 кг.

Мастерок, как и иные строительные инструменты, производители изготавливают в соответствии с Госстандартом 9533-81.

Кельмы для газобетонных и других блоков

Конечно, такие кельмы используются при укладке любых полнотелых блоков, а не только газобетонных. Поэтому они отличаются размерами, немного устройством, что впрочем, не меняет сути процесса нанесения раствора на стену.

Очевидно, что размеры такой кельмы-совка должны изменяться в зависимости от толщины укладываемых блоков.

А как пользоваться таким инструментом, наглядно показано в видеоролике.

Для пустотелых блоков, с целью экономии укладочного клея или раствора, значительно рациональнее использовать кельму, именуемую португальской. По своей форме она напоминает венецианскую, только длиннее, и ручку имеет широкую, дугообразную.

При нанесении раствора на стену, ее, одновременно с движением вниз, слегка протягивают вдоль стены, формируя из раствора аккуратный вытянутый вдоль продольных ребер блоков валик.

Основные разновидности кельмы

1. Кельма каменщика

Предназначена практически для всех операций укладки цементного состава при кирпичной кладке, а именно – дозирования сухих компонентов, замешивания и наложения раствора. Треугольной формы пластина, имеет длину 12-18 см, ширину – 10 см. Такая форма даёт возможность укладывать смесь в труднодоступных местах, подбирать излишки. Ручка крепится к стальной пластинке сверху по центру узкого края, её наклон можно изменить, чтобы сделать удобнее для каменщика. Ручку завершает металлический грибок (пятка), для пристукивания кирпича при укладке. Чтобы во время пристукивания раствор, соскальзывающий с лопатки, не попадал на руку, возвышение ручки над плоскостью снования делают не менее 40 мм. Сталь должна быть качественная, ведь мастерком пользуются и для откалывания кирпича.
2. Кельма для нанесения клея

При кладке газобетонных блоков по краю рабочей грани имеет зубчики (для профилирования поверхности клеевого состава). При малом объёме кладки можно использовать обычный зубчатый мастерок с прямоугольной пластинкой. При больших объёмах используют кельму-ковш с зубчатой режущей кромкой. Такой инструмент можно сделать самостоятельно.
3. Кельма для заполнения швов

Часто используется в паре с расшивкой. Широкая плоскость рабочей поверхности способствует держанию растворного запаса. На одном краю сделан приподнятый бортик, которым удобно пользоваться при заполнении горизонтальных швов, а с другой стороны находится высокая стенка с щелью 10 мм для заполнения штукатуркой вертикальных швов. Рукоятка инструмента как у сокола.
4. Венецианская кельма для декоративной штукатурки

Изначально предназначена для работы со смесями, содержащими мраморную муку или иные мельчайшие наполнители. Кельмы для венецианской штукатурки могут иметь идеально плоскую или вогнутую, тонкую, упругую, прочную пластинку различной конфигурации, обязательно скруглённые углы, ручку, размещённую над лопаткой по центру (для равномерного прижатия пластины к основанию), металл, не оставляющий чёрных следов при железнении. Основные размеры пластин: 20х8 и 24х10 см. Реже для нанесения декоративной штукатурки используют мастерки с размером пластины 28х12 см.
5. Кельма угловая

Имеет согнутую под прямым углом металлическую пластину. То, с какой стороны угла (внешней или внутренней) прикреплена ручка, определяет назначение инструмента для оштукатуривания лузг или усенков.
6. Кельма-расшивка

Используется при оформлении поверхности кладочных швов. Её пластина узкая, вытянутая, может быть плоской или иметь вогнутую либо выпуклую форму. Длина пластины 10-7.5 см, кончик может быть заострён.
7. Кельма зубчатая
При проходе создаёт на поверхности раствора гребенчатый рельеф, поэтому два края её прямоугольной металлической пластины представляют собой ряд зубцов. Высота зубчиков может быть от 4 до 10 мм. Таким инструментов наносят клеевой состав при создании системы «мокрый фасад» перед нанесением армирующих сеток, приклеивания облицовочной плитки. Ручка прикреплена к тыльной стороне пластины по центру.
8. Кельма затирочная

Используется для разглаживания раствора и для затирки. Ею прокатывают камешки в декоративной штукатурке короед, ею железнят. Размеры пластины такие же, как у венецианской и зубчатой.
9. Кельма штукатурная
Используется для черновых работ при нанесении и разравнивании выравнивающей штукатурки. Поэтому размер и форма пластины должны способствовать набору достаточного количества раствора и набросу его на стену. Наиболее удобны каплеобразные пластины длиной – 19, шириной – 16 см.
10. Кельма плиточника

Предназначена для нанесения и выравнивания клеевого слоя . форма листа лопатки трапециевидная или каплевидная. Углы срезаны по прямой. Ручка на торце обязательно должна быть усилена металлическим элементом – грибком или колпачком для подстукивания.
11. Кельма бетонщика
Похожа на кельму каменщика, отличается длиной лопатки (длина до 20, ширина – до 16 см), а также закруглением всех углов стальной пластины. Закруглённые углы позволяют выравнивать раствор, не оставляя резких полос на большой площади.
12. Кельма отделочника

Отличается разнообразием форм пластин, главным достоинством которых является очень высокая степень гладкости рабочей поверхности. Для пластин используют только нержавеющую сталь. Сюда входит и венецианский мастерок.
13. Кельма печника

Не обязательно должна иметь большие размеры, так как раствор наносится только для кладки одного кирпича. Поэтому достаточно пластины длиной 10-12 см, шириной – 6-8 см. Мастера рекомендуют срезанный плоский носик, которым можно работать в узких полостях. Углы округлены.
14. Английская

Получила название по месту появления. Инструмент имеет края с разной конфигурацией. Один край (изогнутый и острый) предназначен для раскалывания кирпичей, второй край (прямой с округлой кромкой) – для удобного набирания раствора и подбирания излишков. Такой инструмент быстрее осваивают левши
15. Филадельфийская (она же канадская)

Имеет отличия от английской, заключающиеся в ширине лопатки (она гораздо шире, чем у обычных мастерков) и в том, как загнуты края.
16. Прозрачная кельма

Для нанесения жидких обоев изготавливается либо из прозрачного пластика, либо из оргстекла. Пластина прямоугольной формы позволяет визуально контролировать процесс нанесения жидких обоев

Отделка стены венецианской штукатуркой с помощью кельм

Венецианская штукатурка может иметь рельефность разной глубины и рисунка, но в любом случае ее предназначение заключается в том, чтобы сделать поверхность хаотично неоднородной по цветовому решению и объему.

Венецианская штукатурка – оригинальное решение для отделки стен в помещениях

Таким образом, стена не выглядит просто «глухой», а приобретает своеобразный пространственный эффект. Комната, отделанная в технике венецианской штукатурки, отличается декоративным «богатством», поэтому к такой облицовке стен придется подобрать определенные интерьерные аксессуары, соответствующие стилю, иначе желаемый эффект будет попросту потерян.

Для нанесения венецианской штукатурки потребуются некоторые инструменты:

Набор инструментов – в основном это штукатурные кельмы и шпатели различных форм и размеров

  • Штукатурные кельмы двух-трех размеров и шпатель, имеющий ширину в 120÷150 мм.
  • Угловая кельма.
  • Терка с поролоновой насадкой.
  • Мягкая ткань.
  • Губка с крупными порами.
  • Валик с поролоновой или ворсистой насадкой.
  • Мягкая широкая кисть.
  • Силиконовая лопатка на длинной ручке.
  • Насадка-миксер и электрическая дрель.

Из материалов нужно будет подготовить грунтовочный состав, штукатурную смесь для венецианской штукатурки, красящий пигмент, золотистую или перламутровую эмаль и жидкий воск.

Отделочные работы, по заранее тщательно выровненной стене, производятся в следующем порядке:

ИллюстрацияКраткое описание выполняемой операции
Первым шагом, во избежание загрязнений напольного покрытия, рекомендуется область, прилегающую к отделываемой стене, и место замешивания раствора и штукатурной смеси, застелить полиэтиленовой пленкой. Далее, осуществляется подготовка грунтовочного состава. Он перемешивается с помощью насадки-миксера и электродрели, и при необходимости в раствор добавляется вода.

Нанесение готовой грунтовки производится с помощью валика, для удобства закрепленного на длинной ручке. В труднодоступных местах, например, во внутренних углах обработка поверхности осуществляется широкой кистью. Период просыхания стен, обработанных грунтовкой, варьируется от двух до трех часов в нормальных условиях (температура 15÷25 ºС) – это обычно указывается производителем состава.

Далее, необходимо подготовить штукатурную смесь, так как она должна иметь однородную консистенцию густой сметаны. При открытии ведра с готовой штукатуркой, достаточно часто сверху густого состава обнаруживается выступившая жидкость. Так как для работы необходима густая пластичная масса, эту жидкость рекомендуется аккуратно слить.
Затем раствор тщательно, в течение 10÷12 минут, перемешивается насадкой-миксером. Вращающиеся лопасти постепенно перемещают по всему периметру ведра, захватывая самые нижние, придонные слои, так как необходимо добиться идеально однородной консистенции массы по всему объему.

Далее, подготавливается колеровочный состав. В данном случае выбран яркий красно-оранжевый пигмент, который является традиционным для венецианской штукатурки. Эту смесь также нужно хорошо перемешать – для этой цели хорошо подойдет шпатель или силиконовая лопатка.
Затем пигмент добавляется в штукатурную смесь, согласно определенным выбранным пропорциям. Эти соотношения будет необходимо соблюдать при каждом последующем замешивании, если подготовленного разового объема штукатурки получается недостаточно для всех стен комнаты. В рассматриваемом примере используются по целой упаковке каждого из составов – ведро штукатурки и целая банка красящего состава.

Следующим этапом смесь тщательно перемешивается до однородности цвета и консистенции. Промешивание массы производится в течение не менее 10÷12 минут. В ходе этого процесса следует производить тщательную проверку цветовой однородности.

Подобная проверка осуществляется с помощью специальной силиконовой лопатки на длинной ручке. Ее нужно углубить примерно на 150 мм в штукатурный состав и провести по краю ведра, подняв смесь из глубины на поверхность. Если обнаружится в окрашенном составе белые неокрашенные области или же цветные полосы, то штукатурку следует еще раз хорошо перемешать.

Технология венецианской штукатурки предполагает нанесение на поверхность стены несколько слоев смеси. И первым из них идет слой из неокрашенной белой штукатурки. Для этой работы потребуется подготовленный чистый шпатель шириной 100÷120 мм и кельма размером 200×80 мм. Штукатурка захватывается из тары с помощью шпателя и наносится на поверхность кельмы.

Размер шпателя выбран неслучайно, так как он захватывает именно столько смеси, сколько необходимо для нанесения на стену за один прием, то есть не больше и не меньше, чем требуется на деле.
Первый штукатурный слой предназначается для создания светлого фона, который сможет придать венецианской штукатурке своеобразную «прозрачность», так как будет как бы высвечивать через цветные слои изнутри. Штукатурка наносится в нижней части стены мазком, который распределяется путем равномерного растягивания ее с помощью кельмы от низа к верхней части поверхности.
Нанесенный слой разравнивается. Для этого мастерком проводят в диагональном и горизонтальном направлении справа налево полукруговыми движениями. После завершения нанесения этого слоя, поверхность стены должна быть ровной. Расход штукатурной смеси для этого этапа работ составляет примерно 500÷600 граммов на квадратный метр стены.
Для оштукатуривания и выравнивания внешних углов используется угловая кельма, на которую смесь наносится тем же шпателем. Или же необходимая масса снимается с обычной кельмы, которая в этом случае служит в качестве штукатурного сокола.

Угловым шпателем на стык двух поверхностей раствор наносится, начиная от верха стены, с небольшим нажимом на инструмент. В этом случае важно, чтобы стык стен был покрыт смесью идеально ровно.
Следы от угловой кельмы, остающиеся на оштукатуренной поверхности по бокам, выравниваются обычной кельмой или шпателем, после полного выведения угла.

Кельму обычно берут двумя руками, и, начиная от угловой области, распределяют раствор вглубь поверхности стены, выравнивая оставленные на ней вмятины и полоски.
Следующим шагом, через сутки, на идеально очищенный от белой штукатурки шпатель наносится небольшими порциями колерованная смесь. Принцип изготовления венецианской штукатурки состоит в нанесении мазков раствора и его неравномерного распределения на стене. Этот процесс проводится в несколько этапов, при этом на поверхность наносится хаотично два — три слоя штукатурной смеси.

Смесь наносится тонким ровным полупрозрачным слоем. Для этого штукатурку нужно хорошенько «растянуть» по поверхности. Расход раствора на этот штукатурный слой должен составлять около 200÷300 граммов на квадратный метр площади.
Смесь наносится легкими мазками, а затем растягивается по поверхности стены и разравнивается до гладкости. На стенах, ближе к угловым их областям, раствор наносится ровной кельмой, движениями от основной поверхности в сторону угла.

После этого углы также выводятся с помощью угловой кельмы.

Когда угол будет полностью сформирован, следы, оставленные от угловой кельмы, выравниваются обычной затиркой (кельмой), полукруговыми движениями от угла в сторону основной плоскости стены.

Следующий слой колерованного раствора наносится короткими мазками и аккуратно распределяется круговыми движениями против часовой стрелки. Однако, в данном случае такую операцию проводят не до создания однородного слоя, а оставляя в области мазка толщину на 1÷2 мм больше, чем на остальной области стены, на которую растягивается смесь. При этом кельма при нанесении раствора на поверхность удерживается двумя руками под углом в 45º в горизонтальном положении. На этот этап работ потребуется 80÷100 грамм смеси на каждый квадратный метр стены.

Далее, продолжая держать кельму под углом в 45º, круговыми движениями справа налево производят поверхностное выравнивание нанесенной штукатурки, не слишком активно надавливая на нее.

Закончив подобную отделку на одном участке стены, переходят к соседней неотделанной области. В этом случае, нанесение состава нужно провести так, чтобы между уже схватившейся смесью и вновь нанесенной не образовалось четкой границы. Штукатурка наносится также короткими мазками и растягивается от большей толщины к минимальной. Распределяют только что нанесенную штукатурку в сторону схватившейся, также круговыми движениями. Внешние углы отделываются с помощью углового шпателя, так же, как описывалось выше, а затем выводится обычной ровной кельмой.

После того как примерно через 48 часов последний слой высохнет, производится нанесение перламутровой эмали на водной основе. Такая операция проводится с помощью губки с крупными порами. Расход красящего состава составляет обычно в среднем 30÷50 граммов на квадратный метр площади. Эмаль наносится участками, примерно, в один квадратный метр, и сразу после нанесения затирается до блеска мягкой тканью или же теркой с поролоновой насадкой. Если первый слой эмали впитается в штукатурку и проявится пятнами, то лучше всего сравнять покрытие вторым слоем.
Пузырьков и разводов от эмали на стене не должно оставаться, поэтому затирать нанесенный слой краски необходимо очень тщательно. Вместо эмали, также через 48 часов после нанесения последнего слоя штукатурки, достаточно часто используется колерованный или прозрачный воск. Он может быть нанесен с использованием кельмы или резинового шпателя.

Нанесенный тонким слоем воск оставляют до схватывания. — он не должен липнуть к рукам. Затем поверхность натирают мягкой фланелевой тканью или же используют для этого шлифовальную машинку, надев на нее специальную мягкую насадку с коротким ворсом и установив на ее небольшие обороты.
Шлифовка производится до тех пор, пока поверхность не станет равномерно глянцевой. Результат отделки стен венецианской штукатуркой должен выглядеть примерно так, как представлено на последней иллюстрации.

Все показано очень просто и красиво, но с первого раза вполне могут случаться определенные «осечки». Ничего, рука «набьется». Но чтобы работа прошла успешно, а ее результат радовал глаз, необходимо выбирать для отделки исключительно качественные инструменты и штукатурные составы. А в помощь выбирающему добротную кельму для декоративной штукатурки – размещенный ниже видеосюжет.

Критерии выбора кельмы

Результат оштукатуривания во многом зависит и от правильного выбора модификации и качества инструмента.

Критерии выбора:

  • материал рабочей части (для тяжёлых растворов на цементе выбирают металлическую лопатку, для гипсовых смесей сгодится пластиковый инструмент);
  • форма пластины;
  • размеры изделия;
  • форма изгиба лопатки (плоскость, выпуклость, вогнутость);
  • форма, материал, удобство ручки;
  • наличие на ручке наконечника и грибка;
  • вес инструмента;
  • соответствие определённому виду работ;
  • возможность замены лопатки или ручки;
  • производитель;
  • стоимость.

Кельма штукатура для разных видов отделки

Для того чтобы работа была выполнена максимально качественно, необходимо знать, какие существуют типы штукатурки. Исходя из этого, вы сможете без особого труда подобрать и кельму.

  • цементная штукатурка

Такая смесь после полного высыхания обязательно дает небольшую усадку и очень чутко реагирует на различные температурные изменения и влажность воздуха. Для того чтобы предотвратить эти неприятные последствия, нужно правильно приготовить раствор, а в дальнейшем еще грамотно нанести его на поверхность. Именно поэтому, прежде чем приступить к отделочной работе, внимательно ознакомьтесь с инструкцией на упаковке. И, исходя их всех указаний, готовьте смесь и выбирайте инструмент. Идеально для такого вида работ подойдет цементная кельма.

  • гипсовая штукатурка

Приемы нанесения штукатурки кельмой

В штукатурном ремесле существует два основных приёма нанесения раствора кельмой для штукатурки:

  • накидывание (выполняют при нанесении черновой выравнивающей штукатурки – слоёв обрызга и грунта);
  • намазывание (этим приёмом наносят грунт, накрывку, декоративные составы).

Есть ещё способ нанесения, применяемый только в декоративном оштукатуривании – перенесение раствора торцеванием. Раствор накладывают на лопатку шпателем и распределяют по поверхности пластины. Прижимая к основанию и отводя инструмент, оставляют в виде бахромчатого отпечатка часть раствора.

Для накидывания подходят мастерок, ручка которого прикреплена с торца инструмента, приподнята над лопаткой и отведена от неё. Раствор зачерпывают на лопатку из ёмкости или набирают с сокола и, поднеся к стене, резким движением кисти скидывают массу на стену. В движении участвует лишь кисть, осуществляющая взмах и резкую остановку. По инерции раствор слетает с пластины и летит к стене.

Остановку кисти делают тем резче, чем тяжелее раствор.

Для набрызга раствор делают жиже и накидывают так, чтобы он разбрызгивался, вжимаясь в основание при ударе. Для грунта бросок делают мягче, чтобы раствор лишь лёг на основание, не разбрызгиваясь.

Для намазывания используют инструменты с прямоугольными лопатками. Инструмент со смесью подносят к стене, держа лопатку под углом к основанию. Прижав пластиной раствор к стене, оставляют между нижним краем плоскости пластины и стеной расстояние равное толщине наносимого слоя. Проводя лопатку вдоль поверхности стены, штукатурную массу намазывают ровным слоем.

В декоративной штукатурке мазки бывают таких типов: мокрое-сухое (начало мазка на свежеуложенном растворе) или сухое-мокрое (начало мазка на необработанной поверхности).

Самой тонкой работой считается нанесение слоёв венецианки. Раствор на край лопатки наносят шпателем малыми дозами. Мазки делают дугообразными. Смесь наносят хаотично очень тонкими мазками (т. к. наполнителем является каменная мука), зазор между свободным краем кельмы и стеной держат примерно равным толщине пальца. Покрытие делается трёх- и более слойным, начиная с базового слоя.

Как правильно пользоваться строительной кельмой?

Первое, на что следует обратить внимание – специфика мастерка. Возможно, у вас будет необычная штукатурка, а, возможно, классическая. Но, будьте готовы к тому, что одновременно вы можете быть и плиточником, и штукатуром, и бетонщиком, и каменщиком. Чтобы не попасть в просак следуйте следующим советам.

  • Пользуйтесь лишь тем мастерком, который пригоден для данной ситуации.
  • Не приобретайте слишком тяжелые модели – с ними риск незапланированной ошибки в разы выше.
  • Работайте с кельмой так, чтобы не нанести повреждения себе или окружающим. При всей своей легкости, они крайне легко наносят глубокие порезы.
  • Берите инструмент в руки так, чтобы вам не приходилось неестественно выгибать конечности.
  • Время от времени не забывайте менять платформу, если она съемная. Как правило, металл на них чуть хуже, чем на несъемных, и он гораздо быстрее подвергается коррозии, вследствие чего портится эстетическая составляющая.
  • Не берите слишком много смеси. Засыхая, она оставляет неровности на инструменте.
  • Далеко не всегда цена равно качество. Так что прежде всего смотрите на само изделие, а не цену. Довольно много хороших экземпляров стоят в разы дешевле брендовых единиц.

Следуя этим не самым сложным советам, вы сможете самостоятельно сделать работу любой сложности, не прибегая к помощи профессионалов, а, значит, не тратить лишнюю копеечку из бюджета. Более того, при правильности действий вы получите огромную порцию наслаждения от них.

Но все же будьте осмотрительнее. Если не уверены в правильности и четкости своих действий – обратитесь к мастеру. Он то уж точно сделает все так, как надо.

Венецианская кельма своими руками

Кельма для декоративной штукатурки может быть изготовлена в домашних условиях. Например, венецианская кельма делается из тонкой листовой нержавейки.

Для этого выполняют следующие операции:

  • на лист наносят разметки;
  • вырезают прямоугольное полотно для лопатки;
  • закругляют углы;
  • металлический стержень для черенка изгибают и одним концом приваривают к пластине;
  • на втором конце нарезают резьбу для гайки;
  • делают из дерева ручку, насаживают на черенок, закрепляют гайкой;
  • обрабатывают края пластины наждачкой;
  • полируют всю пластину.

Видео по теме изготовление мастерка своими руками.

Как создать фактуру из штукатурки на стене

Фактура на штукатурке зависит от размера и предназначения помещения, доступных материалов, возможностей мастера и полета фантазии. При помощи кельмы можно создать целый ряд рисунков на стенах. Давайте рассмотрим самые популярные варианты.

«Гротто». На стенах смотрится очень дорого, особенно темные и насыщенные оттенки.

Наносится 1 слой – грунтовка. Высыхает не менее 8 часов. 2 слой – штукатурка 2-3 мм. Тоже дать просохнуть не менее трех часов. 3 слой – та же штукатурка, но наносится она уже островками: кельма горизонтально обмакивается в ведро с материалом, а потом параллельно к поверхности прикасается к стене. Точечные легкие касания. В результате которых образовываются так называемые «горы». Их частота и высота зависит от вашего желания. После частичного просыхания (потрогайте их пальцем – они должны немного поддаваться) опять-таки кельмой выполняем приглаживания. Очень легко проводим по вершинам гор, сравнивая их. Не стоит все движения начинать с одой стороны. Постарайтесь сделать это хаотично – тогда не будет четких линий. После просыхания стены прокрашивают бесцветным лаком с помощью валика, либо же разводят штукатурку процентов на 30 водой и прокрашивают стену тоже валиком. После этого полностью просохшие стены полируют специальным прибором или вручную натирают шерстяной тряпкой. Гротто готово.

«Венецианская» штукатурка — один из самых модных и востребованных вариантов в данное время. Лучше всего выглядят светлые, нежные тона.

1 слой – грунтовка; 2 слой – штукатурка (смотрите на последовательность работы с гротто). Далее при помощи кельмы наносим просто мазки материала в разных направлениях. После частичного просыхания – приминаем. Берем штукатурку на пару тонов темнее и штукатурим кельмой снова. Материал заполнит промежутки между уже подсохшими мазками. Далее – выравнивание, высушивание, покрытие лаком и полировка. Для более заметного эффекта можно нанести на мочалку кардинально отличающийся цвет и мягко провести по стене. Создастся впечатление большей рельефности.

Декоративная штукатурка «Отточенто» – внешне очень схожа с венецианской штукатуркой. Повторяем 1 и 2 этапы (грунтовка, первый слой штукатурки). Далее наносим второй слой и разводим его по стене, выписывая кельмой лежачие восьмерки – что-то типа математического знака бесконечности. После частичного высыхания приминаем. Далее штукатурим немного отличающимся от предыдущего слоя цветом. Следующие шаги тоже известны: высыхание, полировка.

Если у вас нет художественных навыков — не беда. Не гонитесь за красивыми названиями. Сделайте такую фактуру, какую сможете. Просто проследите, чтоб по всей протяжности стен она была одинаковой.

В небольших помещениях такие помпезные фактуры, как гротто и венецианка не всегда уместны. Но если все же хочется чего-то особенного – усовершенствуйте инструмент самостоятельно: возьмите кельму и намотайте на нее нитку пряжи, леску с нанизанными бусинами или бисером, наденьте крепкий полиэтиленовый пакет, рыболовную сеть, прикрепите кухонную мочалку, фантазия бесконечна. И потом к еще не высохшей штукатурке прикоснитесь таким инструментом. Частота и размер рисунка зависит от вашего желания и умения.

Обзор производителей

Как водится, инструменты различных производителей, испытанные многими штукатурами собственноручно, становятся популярными или, наоборот, отвергаются.

Из отличающихся высоким качеством и признанных лучшими можно привести следующие:

  1. Для венецианки лучшими считаются изделия трёх итальянских фирм: Oikos (деревянная ручка, лопатка из стали Oikos Inox, наиболее дорогая) признана лучшей для венецианок; Pavan (для тонкослойных, в том числе венецианских штукатурок) стоит почти в два раза дешевле; Armego А233 (лезвие толщиной 0.7 мм, цена в четыре раза ниже, чем у Oikos). Все эти орудия имеют закруглённые края, что удобно при работе.
  2. Для тонкослойных декоративных отделок французское изделие Senideco также признано одним из лучших. Им выполняют не только венецианку, но и шёлковую штукатурку.
  3. Из других мастерков для декоративной штукатурки хороши английский Haris и итальянский CO ME 310LEN.

Если вы строите дом или собираетесь произвести ремонт и выполнить штукатурный декор своими руками, то понадобятся инструменты, среди которых кельма для декоративной штукатурки и мастерок для выравнивания черновых растворов, являются не последними орудиями труда. После ознакомления с материалами статьи вы легко сориентируетесь в большом количестве различных моделей, предлагаемых рынком, и сможете выбрать то, что подходит для осуществления ваших идей.

Чем отличается кельма от мастерка?

Особых отличий нет. “Мастерок” – это не больше чем игра слов и повседневное название строительного инструмента. Хотя, в некоторых строительных источниках, пусть и с большой натяжкой, и целым рядом уточнений, но говориться о том, что главное, что их отличие, в основном, упирается в форму.


“Мастерок” – это не больше чем игра слов и повседневное название строительного инструмента.

В целом же все дело исключительно в трактовке термина. Нет четкого критерия, позволяющего отнести это к мастерку, а это к кельме. Как говорилось ранее, первое – это разновидность второго. Даже в строительных магазинах эти позиции ничем не отличаются, кроме как размером, областью применения и ценой.


В некоторых строительных источниках, пусть и с большой натяжкой, и целым рядом уточнений, но говорится о том, что главное, что отличие кельмы от мастерка, в основном, упирается в форму.

Производители инструментов и ценовая политика

На рынке представлено много подобных приспособлений, но есть лидера продаж, которые отличаются высоким качеством. Можно выделить несколько марок: Oikos, CO.ME, PQtools, Pavan, Senideco, Storch.

Что касается ценовой политики, то нужно понимать, что используемые качественные материалы повышают стоимость инструмента. Самые дорогие типы могут стоить около 3000, средняя цена составляет больше 1000 рублей.

На рынке представлено много подобных приспособлений, но есть лидера продаж.

Кельма для штукатурных работ позволяет выполнять отделку более комфортно, и получить необходимый красивый результат. При выборе важно знать, какое предназначение у мастерка, и оценить комфорт его использования для самого мастера.

Качество мастерков и кельм.

Большинство мастерков из массовой продажи одноразовые. На одну небольшую работу такого инструмента достаточно, но в профессиональном использовании нет. Дорого.

Если сравнить ряд кельм (мастерками их нельзя назвать, мастерок от слова мастер), то даже неопытному человеку заметно отличие их от «древнего» сородича. Последний, возможно, отслужил нескольким поколениям. Современные не могут продержаться на стройке больше года.

Самое уязвимое место у кельмы.

Слабое звено у них – крепление ручки к полотну. Крепление выполнено точечной сваркой. Обычно это две точки касания. За день, при работе, мастерок подвергается тысяче микро движений в районе крепления. Если еще добавить удары при колке кирпича или постукивание от застывшего раствора, то срок службы еще меньше.

Самая распространенная поломка мастерка.

Если отпавшую ручку, заново приварить электросваркой, то хватает ненадолго. Электрическая дуга пережигает металл. Ручка, со временем, начинает ломаться за гранью сварки.

Если это сделать газосваркой, то служить будет дольше, но не в разы. Если кельма из нержавейки, то это дополнительные сложности при восстановлении. Необходим сварочный аппарат постоянного тока, специальные электроды, а эффект будет тот же, как и в случае с черным металлом.

Но есть дин способ крепления, который дает надежный результат, причем на многие годы.

Как заточить и отполировать

Когда кельма используется для нанесения декоративных штукатурок с минеральными зернами, на её краях появляются мелкие зазубрины, а поверхность покрывается царапинами. Чтобы этого избежать профессионалы имеют в наличии несколько инструментов, которые используют раздельно: одни для «венецианки», другие для минеральной декоративки.

Но в любом случае, где бы вы не использовали инструмент, необходимо поддерживать гладкость его поверхности, чтобы он не чернил, и оставлял бороздок на штукатурке.

Механическим способом

Достоинства механической обработки: быстрота и равномерность полировки, можно добиться зеркальной поверхности как с завода.

  1. Кельма зажимается в тиски.
  2. Берется УШМ (болгарка) или дрель, ставят диск для полировки с липучкой, на него насаживают круг с наждачкой на 350-400. Этим размером зерна шлифуют всю плоскость, а также стачивают зазубрены на рабочем крае.
  3. Далее используют абразивный круг с более мелким зерном на 800-1000. После такой полировки уже не должно остаться царапин.
  4. В заключение полируют войлочным диском с использованием пасты (ГОИ, 3М, Dremel и др.) Полировальную пасту наносят на диск. Для лучшего нанесения войлок можно смочить бензином для зажигалок. Поверхность инструмента смазывают индустриальным маслом или спрыскивают WD-40. Полируют до зеркального блеска.

Сфера применения и возникающие при этом сложности

Нанесение декоративной штукатурки своими руками может осуществляться внутри и снаружи помещения. Если речь идет о фасадной отделке, то для этих целей в абсолютном большинстве случаев используются структурные материалы. Они стоят не много, но и декоративный эффект будет не настолько красивым, каким бы мог быть. Для фасада вполне сгодится. Нас же больше интересует отделка интерьера, где люди используют декоративную штукатурку по назначению – не только для отделки стен, но и для создания неповторимой атмосферы, что будет радовать глаз.

Где в квартире может наноситься декоративная штукатурка?

  • В коридоре и прихожей лучше всего использовать структурные растворы с мелкофракционным наполнителем. Чем меньше будет наполнитель, тем красивее получится узор. У таких материалов повышенная износостойкость и они хорошо противостоят механическим нагрузкам.
  • Отделка декоративной штукатуркой потолков может проводиться при помощи венецианки. Это оптимальный вариант, так как потолок уже идеально гладкий, что является необходимым условием для имитации натуральных материалов. Покрытие можно защитить лаком и воском, что спасет его от влаги на кухне и в ванной.
  • Если для потолка кухни и ванной подходит венецианка, то для стен её использовать не обязательно, ведь это будет слишком дорогое удовольствие. Фактурные материалы идеально подойдут для стен в этих комнатах.
  • Спальню и детскую комнату можно отделывать как фактурными смесями, так и венецианкой. Это уже дело вкуса и финансовых возможностей.
  • В зале, из-за его большой площади, хорошо смотрится структурная штукатурка с мелкой фактурой.
  • Колонны обязательно нужно отделывать венецианкой, чтобы они стали «мраморными». С арками можно поступить также, но нужно продумать переход между аркой и стеной.

Зная, где именно будет проводиться нанесение декоративной штукатурки, вы поймете, какой материал вам нужен. И уже после этого можно изучать всевозможные техники нанесения.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]