Создание монограмм: личный знак и современное украшение

Вензель и монограмма.

О чем мы думаем в первую очередь, когда мы слышим слово вензель? Многие представляют себе различные завитушки и кренделёчки, одним словом «вензелёчки». Но вензели это совсем не обычные узорчики и виньетки.

Что такое вензель?

Посмотрим в толковый словарь для выяснения.

Вензель (от польск. Węzeł — узел) — начальные буквы имени и фамилии (иногда отчества), обычно художественно переплетённые и образующие красивый узор.

Оказывается, с монограммой они очень схожи. Можно даже сказать, что это практически одно и тоже.

Что такое монограмма?

Это слово имеет греческие корни и означает (mono – один, gramma – буква) знак, образованный при помощи соединения между собой букв. Буквы могут переплетаться или стоять рядом. Обычно, это буквы начальные значения имён или фамилий.

На рисунке мы видим небольшие отличия. Как правило, отличие заключается в разном количестве и сложности узоров и украшений. Т.е. внешне вензель — это более сложная монограмма.

Монограммы, соответственно, имеют более строгую форму и воспроизводятся несколько проще .

Вензель может быть простым и сложным. Сложные, обычно, принадлежат нескольким владельцам, а простые используют буквы принадлежащие только одному. Они могут украшаться короной, венком или другими геральдическими элементами.

Так в чём-же основные отличия?

1)
Принадлежность
Вензель может обозначать и нескольких владельцев, в то время как монограмма лишь одного.

2)
Художественная насыщенность
Вензель несёт гораздо больше узоров, геральдических символов прочей дополнительной информации. А монограммы — это просто переплетённые инициалы.

3)
Воспроизведение
Монограмму можно отобразить вручную, в то время как вензель воспроизвести вручную будет гораздо сложнее.

История

Монограммы были замечены в 350 гг. до н.э. и использовались на монетах. Фактически, они начали использоваться с возникновением письменности и служили чем-то вроде подписи. В Российской Империи имели свой вензель многие высокопоставленные особы. Это был знак отличия, который могли иметь не многие.

С VII века монограммы стали использоваться в качестве печатей правителями княжеств, заменяя собой личную подпись на письмах и документах.

В средние века этими знаками отмечались одежда, столовые приборы, драгоценности, портсигары и прочие предметы обихода. При этом на одежде присутствовала корона, соответствующая титулу владельца – баронский, графский, королевский или дворянский.

Монограммами отмечались изделия средневековых художников и ремесленников. Иногда это были не буквы, а растения и животные. Некоторые использовали цветок, другие змею, но все помещали свой знак, в укромный уголок на краю изделия.

Некоторые из этих красивых знаков сохранились до сих пор на фасадах зданий, либо на кованых изделиях.

Использование.

На данный момент они используются для оформления подарочных и сувенирных изделий. Располагаются на пригласительных билетах и открытках. Активно используются при оформлении корпоративной и свадебной символики.

Монограммы и лигатуры

Еще есть такой термин — лигатура. Чем же отличается лигатура от монограммы? Ведь лигатура — это тоже несколько букв совмещенных в один знак – по сути монограмма. Лигатура образует один знак – графему, а монограмма новый знак не образует, она не сливает две графемы в одну, а лишь «переплетает» их в одну композицию, но не в одну букву.

Какими бывают вензеля и монограммы.

Монограммы и вензеля бывают простыми и сложными, что зависит от количества инициалов. Как уже писалось ранее, простой монограммой называется та, что принадлежит одному человеку. Сложные вензеля — это те, что имеют несколько инициалов от различных людей и (или) родовую фамилию. Сложные вензеля и монограммы передавались раньше по наследству, от одного поколения к другому и наносились на драгоценности, посуду, мебель и т.д.

Теперь более подробно по каждому из указанных видов монограмм:

Личные монограммы

Такой вид монограмм может состоять даже из одной буквы, в основном это начальная буква имени или фамилии либо из двух, к примеру, для Алексея Зайцева это может быть, как «А», так и «З», либо обе буквы сплетённые вместе – «АЗ».

Монограммы и вензеля имени из трёх букв, более популярны в русскоязычной среде, что объясняется культурными особенностями, ведь в России человека часто по имени и отчеству. При разработке монограмм, буква фамилии, исполняется чуть большего размера, либо может выделяться как-то по-другому.

Семейные монограммы

Парные (семейные) монограммы в наше время очень популярны в качестве свадебного атрибута, их используют при оформлении приглашений и визиток, для оформления свадебного зала и тортов, свадебных кортежей.

Расписывается либо одна буква – начальная буква в фамилии молодой семьи, например, у Зайцевых – «З», так и две, сплетённые из инициалов имен супругов. Наиболее распространёнными и чаще встречающимися являются парные вензеля, состоящие из трех букв, располагающиеся особым образом: первой идет начальная литера женского имени, следом – первая буква фамилии пары, а в конце – первая буква имени мужчины.

Женский или мужской вензель?

При заказе и создании вензеля из русских букв следует помнить о некоторых общепринятых правилах: Мужские знаки делаются только из печатных букв; каллиграфические наклонные, курсив применяют при создании символов для женщин; в женской монограмме первой будет начальная буква имени, следом самая большая буква — фамилии, а в конце буква – отчества (такая же по размеру, как и имя); в вензелях для мужчин размер всех трёх букв чаще одинаков; если мужской вензель состоит из двух символов, то в первую очередь пишется имя, после него фамилия.

Заказ на Разработку вензеля и монограммы

У нас вы можете заказать создание для Вас монограммы, вензеля или лигатуры.

Мы предлагаем два варианта: бюджетный – из типовых макетов с готовыми шрифтами (цена зависит от сложности) и индивидуальный, уникальный — художник будет рисовать для Вас знак индивидуально, не похожий на остальные, с согласованием, начиная с эскиза и до окончательного утверждения макета.

 Одно из суровых испытаний мастерства и оригинальности дизайнера представляют собой сочетания букв в монограммах или шифрах. Это требует не только знания законов оформления и близкого, симпатического знакомства с формой букв, но и точного мастерства, и изобретательности — силы в разработке комбинаций, где ничего не очевидно. Монограмма, строгоговоря, представляет собой сочетание двух или более букв, в котором часть каждой буквы образует часть другой. Это обыкновенно говорится по отношению к любой комбинации из переплетенных или наложенных друг на друга букв. Но если каждая буква является отдельной и полной, то такой узор представляет собой уже не монограмму, а шифр. И хотя использование и даже некоторые словарные определения позволяют более широко трактовать это слово, мы будем делать между этими узорами различие — в основном для удобства объяснений. Как правило,построение монограммы требует больше изобретательности, чем шифр, и, следовательно, более интересно в качестве задачи, но результат часто не так приятен, как в хорошо продуманном шифре. Следует как только возможно избегать сложных конструкций из двух-трех букв, где две буквы представляют собой монограмму, а третья пишется отдельно. Узор должен быть либо чистой монограммой, либо чистым шифром. Притом не следует думать, что монограмма в узоре лучше, чем шифр. Узор, предназначенный для орнамента, уже есть

орнамент и первое требование к нему — красота. Очень часто какая-либо комбинация букв не может стать ничем, кроме уродливой монограммы, и очень редко та же самая комбинация не может быть выполнена в виде удовлетворительного, если не красивого, шифра.Законы единства,баланса, симметрии, и т.д, конечно, будут применяться здесь, как и в любой другой отрасли оформления. Не столь необходима абсолютная симметрия в отношении центральной оси, но абсолютно необходимо соблюдение баланса.Период, замысел и материал должны быть хорошо обдуманы. Период и стиль должны соответствовать друг другу, а все буквы должны принадлежать к одному и тому же стилю. Совершенно недопустимо смешивание десятка стилей.Требуется чистота и простота линии и композиции. Витиеватый «Людовик XV» иногда используется граверами, не обладающими достаточным мастерством. Неумеренность орнаментальности обличает слабого мастера. Важные буквы (последние представляют собой инициалы к.-л. лица) должны занимать заметное положение в узоре, иметь достаточную силу и размер. Совершенная монограмма требует, чтобы буквы читались в правильном порядке. Цель опять-таки определяется разборчивостью. Товарный знак или торговую марку следует легко читать, в то время как личный знак может быть разборчив с трудом — но оба должны быть декоративны, и, следовательно, хорошо оформлены.Существенное влияние на стиль письма, количество орнаментов и характер фона имеет материал, на котором исполняется знак.Буквы в шифре или монограмме должны быть непрерывны либо накладываться одна на другую или продолжать друг друга. В накладывающемся оформлении рельефность букв должна подчеркиваться их размером, качеством образующей линии либо же расположением наверху.В оформлении, где буквы следуют одна за другой, узор должен легко читаться слева направо, писаться непрерывной линией и поэтому иметь только два свободных конца. Иногда в таком узоре последняя буква делается несколько больше других и располагается посередине.Необходимо соблюдать осторожность, особенно в трех буквенных композициях, чтобы избежать случайных букв. Они могут уничтожить ценность узора, каким бы хорошим он ни был. Допускается переворот какой-либо буквы, но в конце. Характерный пример — узор Rookwood Pottery на рис.117. Множество таких примеров можно найти в орнаментах XVII в., обычно стремящихся к совершенной симметрии по отношению к вертикальной оси. В сравнительно редких случаях буквы в монограмме могут быть перевернуты кверху или книзу. Такой прием обычно хорошо подходит для узоров, где буквы накладываются друг на друга. На рис. 109 показаны возможности этого способа для всех букв алфавита. В качестве»атаки» на проблему формы в пространстве первично следующее.Если монограмма заключена в круг или другую геометрическую форму, она должна быть организована в соответствии со своим местом, и даже, если использовать ее в качестве свободного орнамента, пропорции монограммы должны быть организованы по отношению к занимаемому ею месту.

Рис. 110. Узор сналожением букв. Такие пары как CD, CO,CD, KB и дубли, такие как HH, ϽC, Dᗡ, балансируют влево или вправо и указывают навозможность симметрического наложения каждой первой, второй или последующей буквы. Форма такого узора, указанная на рис. 111. используется чаще и обыкновенно более разборчива. Если имеетсястремление к строгой монограмме, должно быть проведено тщательное изучение для поиска наиболее подходящих штрихов. Таким образом, в M, R, L на рис. 112 M имеет четыре возможных направления основы для K и L. Здесь очевидно, что использование первой ножки даст ошибочный результат — прочтение букв как на R, M, L. 

Рис. 111. Узор сбуквами, следующими друг за другом Свободные концы каждойбуквы должны быть изучены на предмет отношений между ними в поиске возможности для непрерывной монограммы (рис. 113.). Иногда возможнаимпровизация со свободные концами букв как в E B. Вертикальный шрифт хорошо использовать для непрерывного узора (рис. 115). Непрерывность узора особенно хороша для автографической монограммы (вензеля). После изучения самихбукв дизайнер должен попробовать различные стили письма на небольших эскизах, начиная с римского.

Рис. 119. Узоры ЖоржаОриоля.

Монограммы

— это определенное сочетание заглавных букв фамилии и имени человека, которые наносятся на вещь, принадлежащую этому человеку. Монограмма представляет собой переплетенные вензеля инициалов. В былые времена по ней можно было судить об аккуратности, аристократизме и вкусе человека. Каждая хозяйка прилагала максимум усилий, чтобы монограмма получилась аккуратной. Ее наносили на носовые платочки, скатерти, полотенечка и постельное белье. Как правило, монограмма указывалась в уголке, однако, если ее наносили на скатерть или полотенце, то она могла быть расположена и в центре. На рубашки монограмма наносилась на манжеты или кармашки.

Что такое монограмма

Это слово имеет греческие корни и означает (mono – один, gramma – буква) знак, образованный при помощи соединения между собой букв. Буквы могут переплетаться или просто стоять рядом. Чаще эти буквы это начальные значения имён или фамилий.

Мы видим незначительные отличия. Как правило, отличие заключается в разном количестве узоров и украшений. Т.е. вензель это более сложный знак.

Монограммы соответственно имеют более строгую форму и воспроизводятся несколько проще.

Вензель может быть простым и сложным. Сложные принадлежат нескольким владельцам, а простые используют буквы принадлежащие только одному. Они могут украшаться короной или венком.

Как сделать монограмму на свадьбу?

Чаще всего молодожены заказывают символ семьи у профессионалов. Он делает зарисовку вензеля в специализированной программе. Если нужны мелочи в виде дерева, живых цветов или текстиля, то мастер делает соответствующие корректировки.

Существует и альтернативный вариант. Он подразумевает использование собственной фантазии. Но как сделать герб без помощи дизайнеров? Есть несколько программ и сервисов, которые помогут в решении проблемы.

Office Word

Эта программа знакома каждому и есть практически в любом компьютере. Достаточно при помощи инструментов нарисовать герб, подобрать нужный шрифт и вставить декорные элементы.

Этот вариант считается самым легким, простым и доступным. Но в создании оригинальных идей это не поможет. Если молодоженам требуется простой способ создания монограммы для фотосессии и выполнения объемных букв, то это отличная рабочая схема.

Adobe Illustrator, CorelDRAW, Adobe Photoshop

Сделать зарисовку можно и в других программах. Разнообразить символику помогут шрифты, цвета и размеры для букв. Допускается использование различных эффектов и оригинальных узоров.

Преимуществами такого способа является то, что молодой паре удастся получить эффективный результат, не прилагая много усилий. Но есть один минус — необходимы базовые знания таких программ. Если время изучения материала нет, то стоит отказаться от этой идеи.

Paint

Еще один простой помощник в создании свадебной символики. В этой программе можно использовать различные цвета, шрифты и фигуры. Допускается добавление декоративных элементов. Но сделать эффектную символику не получится. Объем у букв будет отсутствовать.

Так в чём-же основные отличия

Принадлежность

Вензель может обозначать и нескольких владельцев, в то время как монограмма лишь одного.

Художественная насыщенность

Вензель несёт гораздо больше узоров, геральдических символов прочей дополнительной информации. А монограммы это просто переплетённые инициалы.

Воспроизведение

Монограмму можно отобразить в ручную, в то время как вензель будет воспроизводится гораздо сложнее.

Интересное по теме 60 бесплатных кириллических шрифтов с характером

Вензеля Екатерины I на монетах и медных платах

Во время правления Екатерины I на крупном серебре вместо монограммы снова чеканят Государственный герб – двуглавого орла. А вот вензеля при должном старании мы на её деньгах отыщем.

Самый витиеватый вензель разработали для чеканки медных квадратных плат, производимых в Екатеринбурге. Кажется, что в этом переплетении ничего разобрать невозможно. Но, если присмотреться, можно заметить, что использованы латинские буквы «I» и «Е» («императрица Екатерина»). Обе литеры не только переплетаются между собой, но и отражены зеркально. Такой вензель иногда чеканился на груди орла (угловые штемпели платы).

Более простой вензель в виде одиночной «Е», увенчанной короной, предстаёт на пробном гроше 1727 года (в то время грош – это аналог двухкопеечной монеты). Однако до массовой чеканки дело так и не дошло. Из медных монет в тот период чеканился лишь легковесный пятак-«крестовик», чьё оформление, разработанное ещё при Петре I, не менялось до конца его выпуска.

Самым загадочным вензелем Екатерины I считают отчеканенный на пробном медном гривеннике 1726 года. Здесь уже знакомые нам «I» и «Е» в зеркальном отражении. Однако к рисунку добавлен дополнительный элемент в виде греческой буквы «гамма», который при пересечении с остальными выводит на первый план букву «М». Поэтому в нумизматической литературе эту монету зовут «Меншиков гривенник», обосновывая, что почти точно такая же «М» красовалась на решётке особняка Меншикова. Положение Меншикова, который практически управлял государством на тот момент, вполне позволяло подобным образом увековечить своё имя на деньгах. Но, опять же, массовую чеканку этой монеты запускать не стали.

История

Монограммы были замечены в 350 гг. до н.э. и использовались при этом на монетах. Фактически начали использоваться с возникновением письменности и служили чем-то вроде подписи. В Российской империи имели свой вензель многие высокопоставленные особы. Это был знак отличия, который могли иметь не многие.

С VII века монограммы стали использоваться в качестве печатей правителями княжеств, заменяя собой личную подпись на письмах и документах.

В средние века этими знаками помечались одежда, драгоценности, столовые приборы, портсигары и прочие предметы обихода. При этом на одежде присутствовала корона соответствующая титулу владельца – баронский, графский, королевский или дворянский.

Монограммами проставлялись изделия средневековых художников и ремесленников. Иногда это были не буквы, а различные растения и животные. Некоторые использовали цветок, другие змею, но все помещали свой знак, в укромный уголок на краю картины.

Некоторые из этих красивых знаков сохранились до сих пор на фасадах зданий, либо на кованых изделиях.

Рисунок из глубины веков

Красивый рисунок из двух и более букв, элегантно переплетенных друг с другом, впервые появился, как утверждают историки и археологи, на монетах Древней Греции.

Одной из самых известных в мире монограмм считается Хризма — монограмма Иисуса Христа. Она помещена на эмблеме военного штандарта первого римского императора Константина Великого.

На монетах античных городов, найденных при раскопках, отчетливо видна монограмма, состоящая из двух первых букв их названий. Например, на монетах города Ахайя.

Монограммы можно встретить не только на монетах, но и на медалях.

Использование

На данный момент они используются для оформления подарочных и сувенирных изделий. Располагаются на пригласительных билетах и открытках. Активно используются при оформлении корпоративной символики.

Монограммы и лигатуры

В своей недавней статье я говорил о лигатурах. Чем отличается лигатура от монограммы? Ведь лигатура это тоже несколько букв замешанных в один знак – по сути та же монограмма. Лигатура образует один знак – графему, а монограмма новый знак не образует, она не сливает две графемы в одну, а лишь «переплетает» их в одну композицию, но не в одну букву.

Пробные вензельные монеты Анны Иоанновны

В 1740 году для императрицы разрабатывали новую линейку монет, в составе которой оказались и вензельные 5 копеек, известные нумизматам лишь по новодельному экземпляру в меди. В отличие от тяжеловесных пробных портретных пятаков (20,48 грамма) это маленькая (16,5 мм) и лёгкая (2,59 — 2,65 грамма) монетка.

На пять лет раньше вензель Анны Иоанновны появился на пробной копейке. На обеих монетах он собран из двух «I», зеркально повторяющих друг друга, на которые наложена одиночная «А». Так как «I» здесь двойная, то вензель может расшифровываться и как «императрица Анна», и как «императрица Анна Иоанновна».

Какими бывают

Виды

Вензеля и монограммы бывают простыми и сложными, это зависит от количества инициалов. Простой монограммой называется та, что принадлежит одному человеку. Сложные вензеля это те, что имеют несколько инициалов от различных людей и родовую фамилию. Сложные вензеля и монограммы передавались раньше по наследству, от одного поколения к другому и наносились на драгоценности, посуду, мебель и т.д.

Интересное по теме Скрепки по-советски

Теперь подробней по каждому из указанных видов монограмм.

Личные монограммы

Такой вид монограмм может состоять из одной буквы, в основном это начальная буква имени или фамилии либо из двух, к примеру, для Алексея Зайцева это может быть как «А», так и «З» либо обе буквы сплетённые вместе.

Монограммы и вензеля имени из трёх букв, больше популярны в русскоязычной среде, что объясняется некоторыми культурными особенностями, ведь в России человека часто зовут по имени и отчеству. При разработке монограмм, буква фамилии, исполняется чуть большего размера, либо может выделяться как-то по-другому.

Семейные монограммы

Парные (семейные) монограммы в наше время весьма популярны в качестве свадебного атрибута, используют вензеля при оформлении приглашений и визиток, для оформления свадебного зала и тортов, свадебных кортежей.

Расписывается либо одна буква – начальная буква в фамилии молодой семьи, например, у Ивановых – «И», так и две, сплетённые из инициалов имен супругов. Самыми распространёнными и часто встречающимися являются парные русские вензеля, состоящие из трех букв, располагающиеся особым образом: первой идет начальная литера женского имени, следом – первая буква фамилии пары, а в конце – первая буква имени мужчины.

Женский или мужской вензель?

При разработке вензеля из русских букв следует помнить о некоторых общепринятых правилах: Мужские знаки делаются только из печатных букв; каллиграфические наклонные применяют при создании символов для женщин; в женской монограмме первой будет начальная буква имени, следом самая большая буква — фамилии, а в конце буква – отчества (такая же по размеру, как и имя); в вензелях для мужчин размер всех трёх букв всегда одинаков; если мужской вензель состоит из двух символов, то в первую очередь пишется имя, после него фамилия, при этом размер букв одинаков.

Интересное по теме NURA — аккуратный шрифт без засечек

Топ бесплатных конструкторов монограмм онлайн

Logaster

Логастер — это, несомненно, один из лучших сервисов по созданию монограмм онлайн. Все, что вам нужно сделать, — это ввести нужные буквы и нажать на кнопку “Создать”! После этого сервис предложит вам огромный выбор дизайнов. Выберите понравившийся вам вариант, сохраните его и скачайте в удобном для вас формате (png, jpg, pdf или svg). Если вас не устраивает какой-либо аспект, вы можете отредактировать его (например, изменить цвета, шрифт, иконку, расположение элементов и многое другое). Более того, вы можете посмотреть, как ваша монограмма будет выглядеть на разных носителях.

Размышляете над монограмой в логотипе?

А как насчет испытать данный дизайн? В онлан-сервисе Логастер можно создать множество макетов лого, а затем заказать лучший.

Markandgraham

Markandgraham — это еще один бесплатный конструктор монограмм. Сначала вам нужно ввести текст, а затем выбрать один из 27 предложенных шаблонов. Программа предлагает шаблоны из одной, двух и трех букв. Также вы можете выбрать цвета (к сожалению, в палитре доступны только 16 оттенков). Когда монограмма готова, сохраните ее и поделитесь своим дизайном в социальных сетях. Укажите свой электронный адрес, и изображение будет тотчас же отправлено на вашу электронную почту.

Weddingchick

Если вы решите воспользоваться сервисом Weddingchick, вам будет предложено выбрать один из 19 красивых круглых шаблонов. Затем необходимо добавить инициалы и определить их расположение. Если ваша монограмма предназначается для свадьбы, вы также можете добавить дату торжества. Наконец, определитесь с цветами. После регистрации вы получите электронное письмо с файлом. Более того, вы можете поделиться монограммой в социальных сетях прямо с сайта!

Invys

Этот конструктор по созданию монограмм предлагает 16 привлекательных шаблонов и суперсовременный редактор со множеством инструментов. Вы можете добавлять и изменять текст, менять расположение элементов и их размер и многое другое. Словом, этот сервис — настоящая мечта для тех, кто хочет получить уникальный дизайн! Вы получите монограмму (в формате jpg) прямо на почту, но для этого нужно зарегистрироваться.

Wedding Wire

У конструктора Wedding Wire последовательность создания монограммы такая же, как и на других подобных сайтах. Сначала вам нужно добавить текст и выбрать цвета. Но чтобы продолжить, придется создать аккаунт. Сервис предложит вам большой выбор изображений. Выберите приглянувшийся вариант и скачайте его себе. А если вы хотите показать свою новую монограмму друзьям в социальных сетях, то можете с легкостью сделать это в один клик!

Мы надеемся, что наша статья помогла вам разобраться с премудростями создания монограммы! Мы ждем ваших комментариев!

ОпубликованоAnna Kuznetsova Обновлено 6 февраля, 2022 Posted inHow To, Все о дизайне, Общее

Контент-маркетолог компании Logaster. Знает все о бизнесе и охотно делиться этими знаниями с читателями. Интересуется историями успеха известных брендов. Главный интервьюер успешных клиентов Logaster.

Разработка вензеля

Благодаря современным векторным программам мы можем разработать довольно интересный вензель очень просто. Что нам для этого понадобится? Векторный редактор и несколько каллиграфических рукописных кириллических шрифтов. Это немного, правда ведь?

Конечно, для разработки действительно качественного знака понадобиться ещё листок и карандаш. Всё же начинать лучше с набросков, постепенно дорабатывая их.

Но всё-же разработку лучше заказывать у профессиональных дизайнеров. Цена на монограммы не сильно отличается от стоимости логотипов.

Теперь вы знаете, что такое вензель и чем он отличается от монограммы. Надеюсь, статья была для вас интересна. Не бойтесь экспериментировать со шрифтами. Пробуйте на вкус лигатуры. Хороший дизайнер должен уметь и знать всё.

Пять советов по созданию монограмм

  1. Соблюдайте минимализм. В современной монограмме не место ярким картинкам и экстравагантным деталям — придерживайтесь лаконичного дизайна и не нагромождайте элементы. Помните, что все буквы должны оставаться различимыми.
  2. Экспериментируйте с формой. Дизайн графического символа целиком определяет расположение букв. Самое распространенное — горизонтальное, вертикальное или зеркальное. Фантазируйте, чтобы создать креативный символ.
  3. Подберите шрифт. В монограммах все внимание фокусируется на особенностях начертания. Найдите один шрифт, отражающий индивидуальность бренда и говорящий с целевой аудиторией на ее языке: с засечками (респектабельность), чистый (неформальность), рукописный (элегантность) или любой другой. Убедитесь, что он удобочитаем в уменьшенном виде.
  4. Работайте с цветом. Используйте не больше двух цветов в чистом исполнении, чтобы монограмма не выглядела блекло. Если подбираете яркие оттенки, постарайтесь не делать из монограммы радугу и ориентируйтесь на цветовые ассоциации. Распространенная практика (особенно среди премиум-брендов) — черно-белая гамма, которая ассоциируется со стилем и роскошью и никогда не выходит из моды.
  5. Помните о технических нюансах. Создавайте графику в высоком разрешении и сохраняйте как в растровом, так и в векторном формате, чтобы не переживать о потере качества при увеличении и при печати на любых носителях.

Елизаветинские вензеля на монетах России и Пруссии

Большое разнообразие вензелей присутствует на монетах Елизаветы Петровны. Именно при ней вензеля перешли с единичных пробных экземпляров на монеты массового выпуска. Коллекционерам наиболее знаком вензель на меди 1757-1762 гг. Его создают буквы «I» и «Е» в прямом и зеркальном изображении, переплетающиеся между собой.

Пожалуй, самый изысканный вариант вензеля мы увидим на полтине из серии «для дворцового обихода». Здесь «I» и «Е» отчеканены в одиночном исполнении. Но каждая из них соткана из множества мельчайших декоративных элементов, представляя собой настоящее произведение искусства.

Наиболее простой вариант вензеля выбрали при чеканке монет для Пруссии. Правда, там этот вензель украшает лишь самый мелкий номинал – солид. На более крупных номиналах аверс занят либо Государственным гербом, либо портретом императрицы.

Монетная канцелярия не знала, будут ли ещё в истории России императрицы с именем Елизавета. Поэтому при разработке пробных копеек 1755 года к уже известной нам паре букв гравёры добавили вторую «I», но уже в роли единицы.

Вензеля Александра II на российских монетах

Будущий император Александр II впервые увидел свой вензель на монете, отчеканенной в честь его бракосочетания («свадебный» рубль 1841 года), где «А» переплетена с «М» — первой буквой имени Максимилианы Вильгельмины Августы Софии Марии Гессен-Дармштадтской, после принятия российского подданства ставшей Марией Александровной.

Эта же «А» появляется на линейке младших номиналов от полушки до копейки, начиная с начала его правления. О пальмовой ветви речи уже не идёт. Вензель является почти точной копией буквы «А» с реверса золотой полтины Екатерины II, рассмотренной нами выше.

В 1867 году монеты России кардинально меняют оформление, которое сохранится вплоть до крушения империи. Теперь вензель станут чеканить только на монетах достоинством ¼ и ½ копейки. Исполнение «А» на них приближено к старославянскому шрифту. На монетах, чеканившихся для Финляндии, остаётся прежний витиеватый вариант вензеля.

Вензеля Александра I на монетах

Оформление монет массовой чеканки Александра I в сравнении с предшественниками достаточно лаконично: ни портретов, ни монограмм, ни вензелей. Хотя варианты портретных пробных рублей нумизматам хорошо известны. Появлялись на пробных вариантах младших номиналов и вензеля. Простейший из них можно увидеть на оттиске пятака-«кольцевика».

Самый сложный по исполнению вензель отчеканили на пробных 2 копейках 1802 года, известных исключительно в новодельном варианте. Здесь кроме множества декоративных элементов интересно исполнение горизонтальной палочки «А», представленной в виде пальмовой ветви.

В более простом варианте она присутствует на пробной копейке 1810 года. Пальмовая ветвь в паре с лавровой была непременным атрибутом оформления медных монет второй половины XVIII века. В XIX веке лавр останется на прежнем месте, а пальмовую ветвь сменит дубовая. Возможно, медальер хотел сохранить её, хотя бы вписав в императорский вензель.

Монограммы и вензеля на монетах Петра III

Когда на престол взошёл Пётр III, российские медальеры, ответственные за выпуск денег, пошли проторенной дорожкой. В качестве пробного рубля отчеканили монету, реверс которой украшала всё та же петровская крестообразная монограмма, но уже с тройной «i». Однако на тиражных монетах оставили всё того же двуглавого орла.

На пробных серебряных пятаках копировать вензель Петра I, утроив «I», не стали. На варианте слева вензель образуют две латинские буквы «Р» («Пётр») и «F» («Фёдорович»). На варианте в центре вместо отчества использовали цифру «3». Формат буквы «Р» здесь уже заметно отличается от образцов Петра Великого.

Венезельные монеты Николая I

Вензель возвращается на монеты в период правления Николая I. Впервые это происходит в 1839 году, когда в России вводят серебряный стандарт (эпоха серебряного монометаллизма). Этот вариант достаточно прост по исполнению, но завитушки придают ему изящество. Использовался он на монетах от четверти копейки до 3 копеек включительно.

В 1849 году оформление монет меняют. Изменяется и вензель на младших номиналах от полушки до копейки. Очертания буквы «Н» стали более строгими, но вся она собрана из декоративных элементов, каждый из которых притягателен множеством мелких художественных деталей.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]