Пневмопочта – что это такое, и каким образом она работает

Особенности пневмопочты

За последние несколько лет пневмопочта начала активно развиваться и в России. Пневматическая почта используется в следующих сферах:

  1. В крупных банках;
  2. На складах;
  3. В крупных государственных учреждениях;
  4. В высокоэтажных зданиях.

Пневматическая почта может эффективно использоваться в любых учреждениях, корпуса или склады которых располагаются на разных этажах или в зданиях, расположенных близко друг от друга.

Пневматическая почта представляет собой разветвлённую сеть труб, по которым специальные капсулы доставляют грузы в различные части здания. Если есть желание и средства, магистральные трубы пневматической почты можно проложить даже между знаниями, которые находятся достаточно далеко друг от друга. В зависимости от расстояния, магистрали между зданиями могут прокладываться как по воздуху, так и под землёй.

За счёт внедрения системы пневмопочты, в организации можно значительно повысить производительность труда, упростив и ускорив процесс передачи различных документов, денег и различных ценных бумаг. Чаще всего пневмопочта встречается в тех организациях, которые по своему роду деятельности вынуждены работать с высоким потоком различных документов.

Монтаж и обслуживание

Монтаж пневмопочты может осуществляться как во время строительства объекта, так и в уже существующем здании или между целыми корпусами. В зависимости от требований, выдвигаемых заказчиком, монтаж проводится следующим образом:

  • определяются требуемые узлы связи;
  • подбирается необходимая мощность компрессоров;
  • монтируются трубы нужного диаметра;
  • устанавливается и программируется центральный контроллер.

Принцип транспортировочного устройства довольно прост: между существующими узлами строится сеть воздушных труб, в которых воздух сначала откачивается с целью забрать посылку у адресата к насосной станции, а после аппарат нагнетает воздух под давлением для доставки в пункт назначения.

Капсулы пневмопочты имеют овальную форму с закругленными краями, что позволяет с легкостью преодолевать большие расстояния на скорости до 8 м/с. Форма и размер, а также материал исполнения могут отличаться от системы к системе, главное требование – надежность и сохранность транспортируемого содержимого капсулы. Возможно пластиковое или металлическое исполнение.

Компрессор (или, другими словами, воздуходувка пневмопочты) – это сердце системы, которое играет одну из главных ролей. Принцип действия компрессора пневмопочты заключается в создании необходимого разряжения для получения посылки, а после – избыточного воздушного давления в трубах для отправки капсулы получателю. Мощность воздуходувки рассчитывается на основе заданных параметров и размеров всей системы.

Как работает пневмопочта:

  • оператор загружает капсулы, необходимые к отправке получателю;
  • движение капсулы от получателя к компрессору для последующего перенаправления;
  • нагнетание давления воздуходувом для отправки капсулы получателю;
  • получение и извлечение капсулы в пункте назначения или возможная ее дальнейшая переадресация в случае необходимости.

Обслуживание производит фирма-установщик, но, как показывает практика, сервис для подобных устройств не является часто необходимым и служит для поддержания общей работоспособности системы.

Как работает пневмопочта

Любая, даже самая сложная и разветвлённая система пневматической почты работает по единому алгоритму:

  1. Нужно поместить нужные документы или деньги в капсулу, плотно закрыв её;
  2. Капсула вставляется в линию;
  3. Капсула двигается к главному компрессору;
  4. Компрессор отправляет капсулу к конечному получателю;
  5. Получатель извлекает капсулу и достаёт документы.

Перед тем, как отправить капсулу получателя, пользователь должен ввести адрес конечной станции, на которую отправится капсула. После указания нужного адреса, остаётся только вставить капсулу в отверстие станции. Капсула отправляется к главному компрессору, где происходит процесс перенаправления её к конечному пользователю. Стрелки занимают необходимые позиции для отправки капсулы в нужном направлении, и контролёр системы даёт разрешение на дальнейшее движение капсулы.

Когда капсула проходит через ключевые стрелки трубопровода, данный процесс находится под строгим контролем. Для этого используются специальные оптические датчики, мгновенно реагирующие на любые неполадки в системе. После того, как капсула пройдёт последнюю стрелку, она останавливается на своей конечной станции. Там получатель должен извлечь капсулу и отправить её в обратном направлении.

Так как весь процесс перемещения капсулы строго контролируется, возможность зажима капсулы в одном из участков трубопроводной магистрали практически исключено. Если такое всё же произойдёт, то вся система пневматической почты переходит в аварийный режим работы. Если капсула не доходит за определённое время получателю, то система блокирует все остальные станции и начинает анализировать за счёт датчиков всю систему. Потом проводится процедура продувки, которая возвращает все застрявшие на полпути капсулы к контроллеру. После завершения процедуры продувки, все капсулы отправляются к станции сброса. После этого система проверяется и восстанавливается в автоматическом режиме для дальнейшей работы.

Воздушная почта

На фоне современного электронного документооборота, в эпоху интернета, мало кому взбредёт в голову воспользоваться воздушной почтой, более того: многие даже о ней и не слышали.


А голубинная почта — это не оно? Нет — не оно, хотя атмосферный воздух для неё необходим. Для передачи информации и денег в электронном виде с максимальной скоростью, безусловно, наиболее подходит интернет. А если Вам необходимо передать физически, например: денежные купюры, монеты, лекарства или ещё что-нибудь? По факсу или на e-mail предметы не пошлёшь, а телепортация пока нам не подвластна. Но выход есть и существует со второй половины 18-ого века и по сей день.

Это воздушная почта или пневмопочта. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (Санкт-Петербург, 1890—1907г.) даёт такое определение:

Воздушная почта

(пневматическая, по-немецки Rohrpost) — применяется в некоторых больших городах для рассылки писем из одной части города в другую по подземным трубам при посредстве пневматических машин (воздушных насосов).

Название почты происходит от греческого слова «пневматикос» — «воздушный».

Сегодня пневмопочтой называют систему трубопроводов, по которым перемещаются специальные контейнеры или капсулы под действием потоков воздуха. Контейнер уплотнен относительно трубопровода по аналогии поршня в пнемвоцилиндре и перемещается в сторону разряжения. В дореволюционной Российской Империи для обозначения пневматической почты употреблялся термин «воздушная почта».

Сама идея использования сжатого воздуха принадлежит древним грекам. Так, древнегреческий физик-изобретатель Ктесибий Александрийский (приблизительно 285-222 гг. до н.э.) сконструировал гидравлис (гидравлический орган), вакуумный насос и катапульту, метавшую копья с применением сжатого воздуха.

Огромное влияние на развитие пневмотранcпорта оказал древнегреческий математик и механик Герон Александрийский, живший в I веке до н.э. Основы пневматики были описаны им в знаменитом трактате «Пневматика». Герона относят к величайшим инженерам за всю историю человечества.

Французский физик Дени Папен в 1667 году выяснил, что используя небольшую разницу давлений на объект в трубе, его можно перемещать. Таким образом, теоретически возможность транспортировки небольших предметов под воздействием сжатого воздуха была убедительна обоснована.

Так почему всё-таки почта? Потому что идея быстрой доставки корреспонденции всегда не давала покоя многим изобретателям. И одним из прорывов в этой области стало изобретение пневмопочты.

Первый прообраз пневмопочты известен с 1792 года в Соборе Святого Стефана, расположенного в Вене. На пятидесятиметровой колокольне собора находился наблюдательный пункт пожарной охраны, и с помощью пневмопочты осуществлялась доставка сообщений о возгораниях. В таком виде конструкция функционировала до 1855 года и представляла собой первый тип пневмопочты («внутренний»), когда система располагается в одном здании.

Другой тип («внешний») — пневматическая почта, связывающая различные районы или здания города, — был реализован позднее в 1854 году в Лондоне Иосией Латимером Кларком (Josiah Latimer Clark). Он первый запатентовал способ «для передачи писем или посылок между местами посредством давления воздуха и вакуума». Система Кларка состояла из труб диаметром 1,5 дюйма, проложенных между Лондонской фондовой биржей и Центральным телеграфом (около 200 м). По ним со скоростью порядка 6 метров в секунду перемещались цилиндры с письмами, бандеролями и небольшими посылками. Создатель почтовой марки Роуленд Хилл (Roulend Hill) смоделировал систему подземных пневматических труб для ускорения пересылки писем. Ему, кстати, пневмопочта обязана массовому воплощению в жизнь. Для доставки корреспонденции пневмопочта соединила в Лондоне ряд важных объектов, которыми были Фондовая биржа, телеграф, почтамт и вокзал. Причем сосуществование проводного телеграфа и пневмопочты стало возможным благодаря тому, что пневмопочта позволяла передавать оригиналы документов и мелкие предметы, когда телеграфу была под силу только передача информации. Лондонская система пневматической почты имела участки, на которых патрон (капсула) мог развивать скорость до 30 метров в секунду.

Вслед за Великобританией изобретение стали использовать и другие страны Европы, а позже и США. Так, берлинская сеть пневмопочты соединяла 15 отделений с максимальным участком длиной около 12 км. Этот участок капсула проходила всего за 35 минут. А в Париже общая протяженность пневмоканалов достигала 500 км. В России технология не получила массового развития и была внедрена только в некоторых учреждениях Москвы и Петербурга, но не выходила за пределы одного здания.

В 1892 в США (Филадельфия) по проекту Батчелера построили первую линию пневмопочты между зданиями биржи и главного почтамта. На доставку каждого вагончика из главного почтамта на биржу – расстояние 0.5 английской мили – затрачивалась 1 минута, а на обратный путь – б5 секунд. Другое такое же сооружение в Филадельфии соединяло главный почтамт со станцией Пенсильванской железной дороги. Здесь расстояние в 1 милю преодолевалось за 1 мин. 25 секунд.


Схема берлинской почтовой пневмосети (1928 год)

К 1900 г. в Берлине, включая сюда и предместья Шарлоттенбург, Риксдорф и Шёнеберг, общая длина чугунных труб (внутрен. диаметр 65 мм, внешний 74 мм), закопанных на глубине 1,25 м, составляла уже более 118 км. Сеть эта соединяет 53 станции. Через каждые четверть часа с 7 час. утра до 10 час. вечера по трубам между станциями ежедневно пересылается от 5 до 10 цилиндрических капсул с письмами. Длина каждой такой алюминиевой капсулы — 15 см. Она закрыта только с одной стороны. После того как посылка в нее вложена, на капсулу надевается кожаный чехол 11 сантиметров длины. Движение капсул по трубам совершается посредством или сжатого, или разреженного воздуха. В восьми местах города находятся паровые машины, приводящие в действие насосы, посредством которых нагнетается или разрежается воздух в железных больших сосудах. Сосуды эти находятся в сообщении с трубами. Для приведения в движение вложенных в трубу капсул достаточно повернуть кран. Так как капсулы не вплотную занимают соответствующее им место трубы, то в трубу за ними вкладывается еще особый поршень, состоящий из деревянного цилиндра (11 см длины), покрытого кожей и снабженного на одном конце кожаным кольцом. Кольцо это плотно прилегает к стенкам трубы и герметически ее закрывает. Таким образом избегается лишняя потеря движущей силы воздуха. Для предохранения капсулы от сильного удара, при достижении ею приемной станщи, навстречу ей впускается противодействующий ток воздуха, который заставляет ее подойти к месту назначения со скоростью, значительно замедленной. О прибытии посылки каждый раз дается телеграфный сигнал. В 1913 году с помощью германской пневмопочты было доставлено более 12 миллионов почтовых отправлений.

Летом 1861-го лондонская компания Pneumatic Despatch Company, основанная двумя годами ранее, провела демонстрацию пневматической транспортной дороги в Баттерси. По трубам 30-дюймового диаметра были успешно перевезены груз весом до трех тонн и даже несколько пассажиров, помещенных в лежачем состоянии в четырехколесную вагонетку.


Испытания пневматической транспортной дороги в Баттерси

В 1916 году журнал Union Postale опубликовал статистические данные о пневматической почте всего мира. Оказывалось, что протяженность труб составляла примерно 1000 км, из которых более 400 км «принадлежало» французской пневмопочте. Данные 1934 года подтвердили первенство галлов — наиболее протяженной в мире была парижская сеть пневмопочты длиной 437 км.

Имелась пневмопочта и в крупных городах Советского Союза. Более того, устанавливалась она даже в самолетах, например в АНТ-20 «Максим Горький» и ДБ-2Б, «Родина» (на последнем 24-25 сентября 1938 года был установлен женский мировой рекорд дальности беспосадочного полета по прямой).

Большое значение в СССР пневмопочта приобрела на железных дорогах. Одной из первых подобная система была пущена в эксплуатацию в 1959 году на станции Ленинград-Сортировочный-Московский.

Популярность пневмопочты была столь велика, что для оплаты ее услуг в разных странах мира выпускались почтовые марки. Также широко печатались специальные конверты и почтовые карточки. Кроме того, отметки ставились особыми штемпелями и ярлыками.

Идеи, заложенные в пневмопочту, американцы даже пытались применить для перевозки пассажиров. Такое себе пневмометро. Был даже создан прототип, который мог перевезти сразу 12 человек в специальной пневмокапсуле. Он был построен на Бродвее в Нью-Йорке и имел длину в 95 метров. Хотя просуществовало пневмометро недолго и вскоре идея была заброшена.

Пневмопочта в литературе:

…С глубоким безотчетным вздохом, которого он по обыкновению не сумел сдержать, несмотря на близость телекрана, Уинстон начал свой рабочий день: притянул к себе речепис, сдул пыль с микрофона и надел очки. Затем развернул и соединил скрепкой четыре бумажных рулончика, выскочивших из пневматической трубы справа от стола. В стенах его кабины было три отверстия. Справа от речеписа — маленькая пневматическая труба для печатных заданий; слева — побольше, для газет; и в боковой стене, только руку протянуть, — широкая щель с проволочным забралом. Эта — для ненужных бумаг. Таких щелей в министерстве были тысячи, десятки тысяч — не только в каждой комнате, но и в коридорах на каждом шагу. Почему-то их прозвали гнездами памяти. Если человек хотел избавиться от ненужного документа или просто замечал на полу обрывок бумаги, он механически поднимал забрало ближайшего гнезда и бросал туда бумагу; ее подхватывал поток теплого воздуха и уносил к огромным топкам, спрятанным в утробе здания…

Отрывок из книги: Джордж Оруэлл. «1984».

источник1, источник2, источник3, источник4, источник5

Устройство пневмопочты

Пневмопочта представляет собой целый агрегат, состоящий из совокупности различных узлов:

  1. Мощного компрессора. Мощность агрегата зависит от типа пневматической почты. Если система небольших размеров, то мощный компрессор не нужен, если система объёдиняет несколько зданий, то компрессор наоборот должен быть максимально мощным, для выполнения поставленных перед пневмопочтой задач;
  2. Блока управления этим компрессором;
  3. Центрального контроллера;
  4. Источника питания всей системы;
  5. Трубопровода магистрального типа;
  6. Маршрутных рабочих стрелок, предназначенных для движения по станциям;
  7. Пульта управления.

Большая часть оборудования пневматической почты может быть размещена прямо за подвесным потолком. Таким образом, система практически не портит интерьер здания. Компрессор в системе должен быть обязательно двойного действия. Он создаёт давление и разрежение в системе. За торможение капсулы отвечает система «Байкпас», которая способна быстро и эффективно осуществить остановку капсулы, когда она прибывает на нужную точку.

Центральный контроллер отвечает за все процессы, происходящие во время работы пневматической почты. По своей сути, он представляет собой компьютер, в котором имеется мощный процессор и встроенная память с программным обеспечением. Если произойдёт сбой в программе контроллера, то работа пневматической почты сразу застопорится. Чтобы этого не произошло, нужно выбирать только качественное оборудование. Автоматические маршрутные стрелки нужны для того, чтобы быстро и эффективно устанавливать соединение участков магистрального трубопровода между собой, для обеспечения наиболее быстрого и короткого маршрута.

Самым известным производителем оборудования для пневматической почты является . Большинство систем пневмопочты работают именно с этим оборудованием. Купить пневмопочту от можно в Москве, связавшись с нашими специалистами.

Пневмопочта на железной дороге

Еще до англичан, в далеком 1844 году изобретатели пригорода Дублина создали железную дорогу на первый взгляд с обычными вагонами, стоящими на стандартных рельсах. Весь секрет заключался в расположенном между рельсами трубчатом поршне по всей длине железнодорожного пути. Технология заключалась в том, что через 3 км от точки старта состава был расположен огромный паровой двигатель, который предназначался для создания вакуума и притягивания к себе поршня по проложенной трубе, диаметр которой составлял всего 40 см. От этого поршня шел крюк, который цеплялся за первый вагон состава и тянул все со скоростью около 60 км/ч. Первый запуск железной пневматической дороги был достаточно успешным и смог произвести перевозку 200 человек в 7-ми вагонах, преодолев путь в 3 км всего за 5 минут. Казалось бы, это прекрасное изобретение и его можно было устанавливать по всему миру, но в процессе дальнейшей эксплуатации появилось множество проблем, связанных с самим механизмом движения поршня. Дело в том, что для того, чтобы крюк поршня двигался по всей длине трубы, необходимо было сделать в ней прорезь, которая автоматически нарушала герметичность системы. После долгих экспериментов было придумано устройство в виде кожаной полосы, заменяющей клапан, которая перекрывала прорезь посредством установленного на вагоне ролика, прижимающего полоску к щели, а поршень открывал ее для свободного перемещения крюка. Это все успешно работало в виде модели, но на практике все несколько усугубилось, из-за того, что при падающем солнце кожа сильно размягчалась и теряла герметичность, а при морозе скукожилась и теряла все свои свойства. Помимо этого, грызуны часто атаковали кожаный клапан из-за натирания его салом для лучшего скольжения.

Все это заставляло после каждой поездки группу людей обслуживать всю длину поршневой трубы для восстановления работоспособности. Так продлилась около 10 лет, после чего пневматическую железную дорогу было решено закрыть.

Основные достоинства пневматической почты

В настоящее время, видя востребованность пневматической почты, на российский рынок буквально хлынул поток различных систем пневмопочты от разных производителей. Пользуясь неосведомлённостью покупателей в данном вопросе, некоторые продавцы предлагают некачественный товар под видом именитого бренда. Рекомендуется быбирать оборудование от , что гарантирует качественную работу системы в течении продолжительного времени.

Основные преимущества в использовании систем пневмопочты заключаются в :

  1. Освобождается много рабочего времени, которое ранее тратилось на транспортировку бумаг и прочих документов;
  2. Пневматическая почта может быть с лёгкостью модернизирована, что поможет быстро увеличить систему или добавит ей функциональности;
  3. Данное оборудование при условиях правильной эксплуатации очень надёжно;
  4. Высокая скорость доставки капсул;
  5. Возможность проложить трубопроводную магистраль из одного здание в другое.

Покупая пневматическую почту, руководитель предприятия сможет в короткое время повысить эффективность работы отделов, чья работа связана с ценными бумагами и документами.

⇡#Настоящее и будущее пневомпочты

С течением времени пневматическая почта стала сдавать свои позиции, как, впрочем, и обычная почта. Связано это было со стремительным развитием телефонной, факсимильной связи и (начиная с середины 90-х годов прошлого века) электронных способов обмена информацией. Люди постепенно стали все меньше писать «бумажных» писем и отправлять открыток и все больше — общаться посредством телефона, а затем и Интернета.

С обычной же почтой пневматическая не конкурировала. Технологически она имела ограничение на дальность, но зато обладала рядом преимуществ. Таким образом, пневмопочта удачно дополняла почтовую сеть, позволяя разгружать потоки писем, бандеролей и посылок в больших городах.

Что касается упомянутых преимуществ пневмопочты, то среди них можно назвать подземное расположение, высокую скорость передачи, а также возможность транспортировки небольших предметов. Это последнее свойство позволило пневматической почте выжить и в эпоху «тотального» электронного обмена информацией.

Пнвмопочта может доставлять не только письма…

В самом деле, ведь c помощью так любимой нами электронной почты не перешлешь денежную купюру, мелкую деталь, инструмент или кусок горной породы. А скорый обмен этими и многими другими предметами жизненно необходим в самых разных учреждениях, включая банки, гипермаркеты, больницы, научные институты, промышленные предприятия и т.д.

Вот почему и в наши дни пневмопочта в отдельно взятых учреждениях исправно функционирует. Естественно, чугунные трубы ушли в прошлое, уступив место полимерным. Да и остальное оборудование тоже современное: программируемые микрочипы, операционные системы, компрессоры, стабилизированные источники питания, блоки управления компрессором, оптические датчики, рабочие станции с пультами управления и т.п.

Например, берлинский клинический комплекс «Шарите» (фр. Charité) построил себе пневматическую сеть длиной в 25 км. Ежедневно по ее трубам лаборатории и отделения обмениваются сотнями и даже тысячами рентгеновских снимков, готовых анализов, проб крови…

А в Российской государственной библиотеке (бывшая Библиотека им. В.И. Ленина) до сих пор функционирует «внутренняя» пневматическая система, установленная в 70-х годах прошлого века. По трубам этой пневмопочты посылают листки требования читателей.

И подобных примеров функционирования пневматической почты в наши дни можно приводить много…

Современная система пневмопочты в Праге

Что касается «классических» почтовых пневматических сетей, то и они использовались достаточно долго. В ХХ веке городские системы существовали в Париже (до 1984 года), Лондоне и Гамбурге. Быть может, самая последняя пневматическая почта функционировала в Праге. Появилась она в пятой по счету в мире и до марта 1899-го использовалась для деловых пересылок, после чего отправка писем и телеграмм стала доступна и для обычных горожан. К сожалению, крупное наводнение 2002 года вывело из строя пять из одиннадцати машинных отделений пневмосети. Чешская телекоммуникационная компания Telefónica O2 занялась ее восстановлением, и сегодня более половины работ уже выполнено.

Почтовая паутина

Спустя несколько десятилетий была создана новая концепция применения пневматического действия для передачи разных объектов. Таким образом на свет появилась идея «труба-капсула», которая дала старт развитию масштабных почтовых передвижений. В основе конструкции лежали плавно изогнутые металлические трубы, относительно небольшого диаметра, во внутренний диаметр которых точно входили вакуумные капсулы, форма которых напоминала артиллерийский снаряд. После удачных испытаний многие европейские столицы начали создавать целые паутины взаимно-пересекающихся между собой трубных трасс под землей, которые в некоторых случаях достигали общей длины порядка 470 км. Все происходило настолько успешно, что за один год через почту переправлялись несколько десятков миллионов разного рода посылок и сообщений.

Каждая подобная сеть имела индивидуальный диаметр труб, форму капсул и размер. Таким образом, к примеру, во Франции было принято изготавливать капсулы, с которыми мог справиться даже маленький ребенок, в то время как в Америке эти устройства делали из тяжелых стальных листов, общий вес такой капсулы достигал 9.5 кг. Еще в условии того, что в те времена Америка была переполнена неграми в качестве рабочей силы, в процессе загрузки капсул в трубу таких людей называли ракетчиками. Вдобавок к этому, для смазки трубопровода периодически запускали специальную перфорированную капсулу со смазкой внутри, после применения которой все почтовые снаряды были очень грязными.

Технологические особенности

На каждую камеру было обязательным условием цеплять ярлычки с адресами для того, чтобы их не нужно было вскрывать в промежуточных станциях. Принцип определения застревания капсулы был придуман с помощью установки в местах раструба контрольных вентиляторов. Все работало таким образом, что в процессе движения капсулы она толкала перед собой воздух, а тот в свою очередь вращал лопасти вентилятора. Следовательно, если вентилятор останавливался, это было сигналом того, что капсула застряла. Сотрудник созванивался с центральной станцией для определения точки отправления капсулы, механику передавалось месторасположение, а тот направлено увеличивал степень давления конкретной области для решения проблемы. Такой метод практически всегда срабатывал, он существовал всегда 1%, когда для проталкивания застрявшего объекта приходилось рыть улицы.

Основной прелестью такой технологии являлась полная автономия от любых погодных условий и степени загруженности дорог. Единственным недостатком являлась дороговизна обслуживания пневматической почты и ее ограниченность по количеству пересылаемого груза за 1 цикл. Таким образом в самую большую капсулу, которая применялась в Америке входило максимум 3 кг почты, при этом за одну минуту могло отправляться до 4 посылок. Когда начали появляться автомобили и активно развиваться телефонная связь, городские паутины пневмопочты по очереди начали закрываться и в итоге вообще исчезли.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]