Особенности конструкции и сферы применения стального троса


Стальные тросы, которые должны соответствовать ГОСТ 2688–80 , изготавливаются из специальной проволоки, предварительно подвергаемой термической обработке, придающей ей высокую прочность. Металлический трос активно используется в самых разных областях: добыче угля, нефтепереработке, строительстве, при эксплуатации речного и морского транспорта, а также многих других сферах. Итак, трос стальной — это изделие, свитое из большого количества проволок и имеющее высокую прочность. Рассмотрим его особенности.

  • Назначение изделия Основные параметры
  • Особенности конструкции
  • Виды и маркировка
  • Дополнительная информация
  • Отчего зависит разнообразие металлических тросов?

    Есть несколько характеристик, по которым различают тросы: форме сечения и покрытию.

    • Трос металлический состоит из сплетения стальных прядей или более сложной конструкции, когда происходит свивка переплетенных прядей вокруг сердцевины. Таким образом, достигается большая гибкость и прочность такелажного приспособления.
    • Если количество прядей 42 и более, сплетение происходит вокруг сердцевины. Различают металлический сердечник (SE) и органический сердечник (FE), которые. Наличие сердечника необходимо для опоры стальным прядям троса, что позволяет уменьшить поперечную деформацию изделия и радиальные нагрузки.
    • Для повышения коррозиостойкости трос заключают в оплетку из поливинилхлорида или подвергают оцинковке: гальванической или горячей. Последний вариант предназначен для жестких агрессивных условий эксплуатации. Черные металлические тросы не имеют покрытия из слоя цинка, но подвергаются специальной обработке.
    • Типоразмер троса характеризуется толщиной сечения изделия — от 1 мм до 30 мм
    • При определенных условиях эксплуатации возможно изготовление прядей из стали нержавеющей или высокопрочной

    Оцинкованные тросы, выполненные по стандарту DIN, относятся к категории коммерческого такелажа. Их используют повсеместно для поднятия и перемещения груза в пределах рабочей нагрузки, на которую они рассчитаны. Черные тросы изготовляют по ГОСТу и являются грузоподъемным приспособлением. Для обеспечения достаточной прочности стальные тросы подвергаются обработке. Условия и нагрузки их применения значительно превосходят требования к оцинкованным тросам.

    Если представить трос в разрезе, то мы увидим, что он состоит из шести и более стальных прядей, которые прочно переплетены между собой. Тросы в зависимости от прочности и износостойкости могут состоять из разного количества стальных проволок:

    • трос из 42 проволоки — малогибкие (DIN 3055);
    • трос из 72 проволок – гибкий (DIN 3060);
    • трос из 144 проволок – относится к креплениям повышенной гибкости (DIN 3066).

    Это интересно: Стеклопластиковая арматура: отзывы специалистов, опыт применения

    По структуре канаты различают нормальные (рис. 89, в), если пряди свиты из проволок одного диаметра, и комбинированные (рис. 89, г), если пряди свиты из проволок разного диаметра, причем на поверхности расположены проволоки большего диаметра. Последние сложнее в изготовлении, но более гибки и долговечны при работе, связанной с истиранием наружных слоев каната.

    Кроме того, стальные канаты разделяются на раскручивающиеся и нераскручивающиеся, последние особенно необходимы для грузовых полиспастов кранов с большой высотой подъема крюка.

    При свивке каната проволочки в прядях соприкасаются друг с другом. По роду касания различают три типа канатов: с точечным касанием — ТК, с линейным касанием — Л К, с точечным и линейным касанием проволочек в прядях ТЛК. При изготовлении одинакового диаметра в отдельных слоях пряди (обозначаются буквой О, например ЛК-О, ТЛК-О), двух разных диаметров в верхнем слое пряди (обозначаются буквой Р, например ЛК-Р), разного и одинакового диаметра по отдельным слоям пряди (обозначаются буквами РО, например ЛК-РО, ТЛК-РО).

    Рис. 89. Стальные канаты: а — шестипрядные параллельной (односторонней) свивки, б — шестипрядные крестовой свивки, в — сечение каната нормальной структуры, г — сечение каната комбинированной структуры: 1 — пряди каната, 2 — проволоки, 3 — сердечник

    На автомобильных кранах применяют стальные канаты двойной свивки с линейным касанием проволок в прядях типа ЛК-Р из шести прядей с числом проволочек в каждой пряди 19 и с одним органическим сердечником (конструкция 6×19+1 о. с.) по ГОСТ 2688—69. Реже используют канаты типа ТЛК-0 конструкции 6X31 + 1 о. с, так как такие канаты менее износоустойчивы и обладают пониженной прочностью по сравнению с канатами типа ЛК-Р. Канаты типа ТК устанавливают только в системах управления краном.

    Крепление каната должно выдерживать большее усилие, чем сам канат. Недостаточно надежное крепление каната может стать причиной серьезной аварии и даже человеческих жертв.

    Наиболее распространено крепление каната в конусной втулке клином (рис. 90, а). В плоское сужающееся отверстие стального кованого, штампованного или литого корпуса пропускают канат 3 таким образом, чтобы оба конца его выходили из узкой стороны отверстия (рис. 90). Затем в петлю, образуемую частью каната, выходящего из широкой стороны отверстия, закладывают стальной или чугунный клин 2 и затягивают его канатом. При этом канат зажимается между внутренними поверхностями отверстия в корпусе и клином, имеющим на боковых поверхностях канавки для плотного прилегания каната.

    Рис. 90. Крепление концов канатов в конусной втулке клином (а) и заливкой (б): 1 — корпус втулки, 2 — клин, 3 — канат, 4 — обмотка

    Канат следует крепить так, чтобы продолжение оси рабочей (нагруженной) ветви каната проходило через центр отверстия в проушинах корпуса конусной втулки, иначе канат будет перегибаться, что приведет к его обрыву. Второй конец каната должен быть выпущен за край корпуса на длину, равную 10—12 диаметрам каната (рис. 90), или заделан так, как показано на рис. 90, III. Такое крепление каната легко демонтировать: достаточно бородком, вставленным с узкой стороны отверстия, выбить клин. Недостаток этой конструкции в том, что трудно крепить канаты больших диаметров, так как они плохо сгибаются.

    Канаты больших диаметров крепят в конусной втулке заливкой (рис. 90, б). Конец каната, продетый с узкой стороны в отверстие втулки, расплетают на отдельные проволоки, предварительно перевязав канат в месте выхода его из втулки. Затем у каната вырезают пеньковый сердечник, концы расплетенных проволок загибают в виде крючков и образовавшуюся кисть затягивают внутрь втулки. Внутреннюю поверхность втулки и проволоки протравливают соляной кислотой и заливают втулку припоем или баббитом, а в особо ответственных случаях — свинцом или цинком. Так обычно крепят канаты — стяжки большого диаметра, поддерживающие удлиненные стрелы. Этот способ надежен, но имеет и недостатки: неразъемность соединения и сложную конструкцию.

    На рис. 91, а показано крепление каната на коуше с обмоткой заплетки и с использованием болтовых зажимов. Коуш репления имеет на наружной стороне канавку (рис. 91, б), в которую укладывают петлю каната. В первом случае (рис. 91, I) расплетают на пряди конец каната, вырезают пеньковый сердечник и плотно обтягивают коуш петлей каната. Расплетенные пряди вплетают во вторую ветвь каната, прокалывая ее специальным инструментом.

    Рис. 91. Крепление концов канатов на коуше; а —общий вид крепления, б—-коуш, в и г — обыкновенный и рожковый болтовые зажимы; 1 — коуш, 2 — канат, 3 — обмотка, 4 — зажимы

    Последний прокол можно выполнять не всеми прядями, а только половиной.

    Заплетка должна доходить до самой обоймы и иметь на всей длине плотную обмотку 3 из мягкой проволоки. Длина заплетаемой части от (ж) зависит от диаметра каната: для канатов с диаметром до 12 мм — не менее 0,4; свыше 12 мм —0,7. Надежность крепления этого типа зависит от качества выполнения заплетай и обмотки.

    Во втором случае (рис. 91) конец каната после закладки его в канавку коуша ) стягивают со второй ветвью каната зажимами. Применяют обыкновенные (рис. 91, в) или рожковые (рис. 91, г) зажимы.

    Число зажимов определяют расчетом. Оно зависит от диаметра каната, но должно быть не менее трех.

    Все гайки зажимов следует располагать со стороны рабочей ветви петли. Выполнение крепления считается нормальным» когда после затяжки гаек зажимов поперечник каната составляет 0,6 его номинального диаметра. Петлю и ее крепление проверяют натяжением каната под нагрузкой, после чего дополнительно затягивают гайки зажимов до указанного предела. Свободный конец петли обязательно обматывают мягкой проволокой.

    Рис. 92. Крепление концов канатов в барабанах лебедок одним (а) и двумя (б) клиньями; 1 – канат, 2 и 4 — клинья, 3 —барабан

    Крепления концов канатов в барабанах лебедок показаны на рис. 92. Крепление каната одним клином (рис. 92, а) в плоском сужающемся отверстии, выполненном в теле барабана 3, аналогично креплению каната в конусной втулке клином (см. рис. 90, а).

    Для крепления каната двумя клиньями (рис. 92, б) в барабане сделаны два клиновых отверстия. Конец каната пропускают последовательно через оба отверстия, а затем забивают клинья, вставляемые с широкой стороны отверстий. При этом вначале забивают клин, расположенный ближе к концу каната, а после натяжения каната — клин. Если установить сначала клин, то при забивании клина участок каната между клиньями ослабеет и канат будет удерживаться только одним клином, т. е. надежность крепления уменьшится вдвое.

    Конец каната можно также присоединять к барабану болтами, что отличается от крепления болтовыми зажимами лишь тем, что одной из половинок зажима является тело барабана, к которому болтами притягивают планку, зажимающую канат.

    Преимущества металлического троса

    Металлический трос очень популярен в строительной сфере, поскольку обладает рядом преимуществ над другими креплениями, а именно:

    • очень прочный;
    • не тянется и не растягивается при прикреплении к строительной конструкции;
    • прост в использовании;
    • цена его достаточно низкая;
    • срок службы троса очень большой, поэтому есть возможность его продажи даже б/у;
    • очень удобен в использовании там, где есть вероятность перепада больших температур, так как не чувствителен к их воздействию и не поддается деформации при высоких или наоборот низких температурах;
    • не подвергается опасности при смотке по земле;
    • сплетение проволок торса настолько крепкое, что он никогда не рвется при эксплуатации.

    Назначение изделия


    Чаще всего изделие применяется при буксировочных, такелажных и грузоподъемных работах. Прочный и гибкий, трос непременно является частью оснащения экскаваторов, подъемных кранов, буровых установок. Еще он используется в механизмах подъема и опускания грузовых и пассажирских лифтов и для армирования бетона. Наиболее широко тросы применяются при грузоподъемных работах: гибкость и высокая прочность изделий позволяет делать из них грузозахватные приспособления, выдерживающие серьезные механические нагрузки.

    С учетом сложности работ, подразумевающих использование стальных тросов, к выбору изделий следует подходить со всей ответственностью. Современный рынок представляет много видов канатов и тросов из стали, поэтому несведущий человек может растеряться из-за всего этого разнообразия. Поэтому в случае затруднений лучше обратиться за консультацией к профессионалу, который поможет подобрать изделие для конкретных задач.

    Строгие требования соответствия эксплуатационным характеристикам предъявляются и к металлическим тросам, и к дополнительным элементам, с которыми они используются. Перед эксплуатацией такие изделия подвергаются различным испытаниям и проверкам и в случае успешного прохождения получают сертификаты и разрешения, позволяющие использование по прямому назначению.

    Основные параметры

    Основные параметры, по которым выбираются тросы, следующие:

    • Прочность;
    • Гибкость;
    • Грузоподъемность;
    • Предельные значения натяжения.

    Для повышения устойчивости к агрессивным средам, где будут эксплуатироваться тросы, в отдельных случаях их подвергают дополнительной обработке. Что касается отдельных сфер использования изделия, одним из самых значимых параметров может быть его вес.

    Свивка каната – что это такое и когда это важно?

    Итак, канаты, как правило, состоят из одной или нескольких прядей, предварительно скрученных между собой. Таким образом, выполняется свивка каната с помощью специального оборудования, то есть канатно-вьющей машины. От способа свивки зависит прочность, надежность и область использования каната.

    В зависимости от направления кручения принято различать изделия правой (если кручение производят вправо) свивки и, соответственно, левой. При противоположных направлениях витков получают так называемую «крестовую» свивку.

    По конструкции свивка каната бывает следующих видов:

    тройной свивки (или трехпрядные)Такие канаты свиты в концентрический слой из канатов двойной свивки.

    Также канаты могут отличаться:

    • типом свивки прядей;
    • формой поперечного сечения прядей;
    • степенью крутимости;
    • материалом сердечника;
    • способом свивки;
    • направлением свивки каната;
    • степенью уравновешенности;
    • механическими качествами используемого материала;
    • областью использованием тросов (для транспортировки грузов и людей (ГЛ), для транспортировки грузов (Г).

    Свивка каната, среди прочих равных, определяет поведение изделия при эксплуатации. Поэтому каждый тип каната, перед тем как поступить в продажу или использование маркируется специальным ярлыком, где указанны все его вышеперечисленные характеристики.

    Типы канатов в зависимости от материала производства

    Для изготовления канатов используют различные материалы из искусственных и растительных волокон. Встречаются канаты и тросы, изготовленные из стальной проволоки, а точнее из оцинковой проволоки. Такие канаты рассчитаны для работы в разных условиях, то есть легких, средних и жестких.

    Среди разновидностей канатов встречаются:

    1. растительные (пеньковые; сизалевые; кокосовые; хлопчатобумажные; джутовые; так называемый манильский канат, изготавливаемый из растений, относящихся к сем-ву банановых, и т.д.)
    2. синтетические (в том числе полипропиленовые);
    3. стальные;
    4. комбинированные.

    Среди них большой популярностью пользуется канат сизалевый, пеньковый и джутовый. Используются они на морских и речных судах, а также на крупных производствах и… весьма популярен последнее время в дизайне различных интерьеров.

    Типы канатов по назначению

    Канатная продукция классифицируется по предназначению. Различают следующие типы канатов: грузовые, декоративные, спортивные.

    Рассмотрим некоторые из наиболее употребительных типов канатов растительного происхождения и области их применения:

    Канат джутовый Относится к изделию растительного происхождения, изготавливается из джутового шпагата. Производится путем свивки нескольких волокон джута.

    Вы можете канат джутовый купить различной толщины, начиная от 6 мм и заканчивая 20 мм.

    Канат джутовый относится к изделиям длительного использования, поскольку отличается высокой прочностью и устойчивостью к истиранию, не поддается воздействию ультрафиолетового излучения и атмосферным осадкам. Джутовый канат относится к экологически чистому и безопасному изделию, не накапливает статического электричества. Используется канат на крупных производствах, для транспортировки тяжелых грузов, в морском деле.
    Канат сизалевый производят из волокон, получаемых из специального растения – агавы сизалевой, то есть ее листьев. Это растение встретить в странах, которых преобладает тропический и субтропический климат.

    Сизалевый канат получают путем свивки нескольких волокон полученных из растения.

    Качества каната близки к свойствам пенькового каната, но в отличие от него обладает меньшим весом и не так сильно подвергается воздействию влаги. Канат сизалевый купить можно в нашей компании по доступной стоимости. Такое изделие отличается прочностью, долговечностью, устойчивостью к ультрафиолетовому и тепловому влиянию. Кроме всего такое изделие достаточно мягкое, эластичное, не накапливает статического электричества, безопасно для окружающих. Используют канат сизалевый в речном и морском флоте, для грузовых строп, а также декорирования помещений.
    Канат пеньковый Канат пеньковый, купить который можно на нашем портале, изготавливают из предварительно обработанных волокон конопли. Канат обладает прочностью, устойчивостью к истиранию, высокой нагрузкой на разрыв, безопасен для окружающих, поддается повторной переработке. Такое изделие на в наше время весьма популярно и востребовано, преимущественно в морском деле. Также используют канат пеньковый в строительной и нефтегазоперерабатывающей отраслях, для подъемных кранов, буровых установок и других механизмов, в сельском хозяйстве.

    Характеристики троса DIN 3055

    Описание троса металлического DIN 3055 выделено дополнительно, так как он является наиболее востребованным: цена и качество способствуют высоким продажам.

    Диаметр проволоки, мм11,522,53456810121416
    Рабочая нагрузка, кН0,200,340,470,741,051,882,944,207,5011,7516,9022,0030,00
    Разрушающая нагрузка, кН0,801,202,253,404,988,8713,8019,9035,4055,4079,80108,00135,00

    Разрушающая нагрузка в зависимости от характеристик тросов

    Рабочая нагрузка составляет порядка 25% от того усилия, после которого наступает разрушение изделия (частичное или полное) и дальнейшее его использование не обеспечивается прочностью. Используя таблицу ниже, можно подобрать трос по диаметру сечения и предельной нагрузке.

    Диаметр троса, ммэластичность троса ⇒ ⇒ ⇒ ⇒ ⇒
    DIN 3052DIN 3053DIN 3055DIN 3060DIN 3066
    1×71×196×7+FC6×19+FC6×37+FC
    10,75 kN0,83 kN
    1,52,25 kN
    23,01 kN3,33 kN1,95 kN
    2,53,2 kN
    37,71 kN7,49 kN4,39 kN
    413,3 kN7,8 kN
    512,2 kN
    617,5 kN16,2 kN
    831,2 kN28,9 kN
    1048,8 kN45,1 kN43,4 kN
    1265 kN62,4 kN
    1488,5 kN85 kN
    16116 kN117 kN
    18146 kN141 kN
    20181 kN173 kN
    22210 kN
    24250 kN
    26293 kN
    28340 kN
    30390 kN

    Это интересно: Анкерный болт с гайкой: параметры, монтаж, ГОСТ

    Разновидности

    Существуют разные виды тросов. В первую очередь их квалифицируют по конструкции:

    • С одинарной свивкой. Это одно-, двух- и трехслойные изделия из проволоки. Они свиваются в концентрические спирали. Если трос используют для будущего плетения, то его называют прядью.
    • Со сдвоенной свивкой. При такой конструкции минимум шесть прядей скручиваются в один слой. Если выполняется дальнейшая свивка каната, то получаются стренги.
    • С тройной свивкой. Они состоят из стренг, которые скручиваются в один слой на специальном оборудовании.

    Виды стальных тросов, отличающихся по касанию:

    • С касанием в точках. Маркируется как ТК. Расположение элементов в таких канатах приводит к достаточно серьезным проблемам: при сдвигах в период эксплуатации такой канат быстро изнашивается, в нем появляются усталостные трещины, другие дефекты.
    • С линейным касанием. Маркируется как ЛК. Износостойкость, длительность эксплуатации таких тросов выше, чем у канатной продукции ТК.
    • С точечно-линейным касанием. Эта конструкция каната предполагает получения изделия с повышенными некрутящими характеристиками.

    Кроме того, стальные канаты бывают раскручивающимися и нераскручивающимися. У первых проволоки после свивки не избавлены от внутренних напряжений, а после снятия перевязок они разматываются. Во втором случае напряжения снимаются посредством рихтовки, используют также предварительную деформацию. После этого они не только сохраняют свое положение при снятии перевязок, но и обладают другими достоинствами — становятся гибче, появляется более сильная сопротивляемость усталостным напряжениям.

    Рихтованные тросы, находясь в свободном состоянии, не закручиваются в круг на конце, в то время как нерихтованные, за счет напряжения, стремятся к образованию окружности.

    В зависимости от того, в каких условиях будет эксплуатироваться канат, подбирают его покрытие. Иногда он не обрабатывается антикоррозийными составами, но это снижает срок службы изделия, даже если он эксплуатируется в сухой среде. Чаще трос обрабатывают цинком, причем с разной степенью. Различают канаты для работы в:

    • Средней агрессивной среде, маркируется как «С».
    • Жесткой агрессивной среде, маркируется как «Ж».
    • Сверхжесткой агрессивной среде, маркируется как «ОЖ».

    Достаточно часто тросы обрабатываются полимерами, тогда продукция обозначается буквой «П».

    Устройство стальных канатов нормы браковки.

    Стальные канаты, применяемые в качестве грузовых, стреловых, вантовых, несущих, тяговых, монтажных, должны соответствовать государственным стандартам, иметь сертификат (свидетельство) или копию сертификата предприятия — изготовителя канатов об их испытании в соответствии с правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. Применение канатов, изготовленных по международным стандартам, допускается по заключению головной организации или органа по сертификации. Канаты, не снабженные сертификатом (свидетельством) об их испытании, к использованию не допускаются.

    Изм.Изм.
    ЛистЛист
    № докум.№ докум.
    ПодписьПодпись
    ДатаДата
    Лист Лист
    ПЭР. 17. 23.01.07. 203 ПЗ

    Крепление и расположение канатов на кранах должны исключать возможность спадания их с барабанов или блоков и перетирания вследствие соприкосновения с элементами металлоконструкций или канатами других полиспастов. Марка, тип и конструкция каната должны соответствовать нормативным документам. Выбор стальных канатов, применяемых в качестве грузовых, стреловых, вантовых, несущих, тяговых, должен производиться в соответствии с РД 10-33-93, РД 10-231-98, ИСО 4308/1, ИСО 4308/2 и другими нормативными документами. Для выполнения такелажных и стропальных работ применяют стальные канаты (рис. 2.1) с различными техническими характеристиками. Стальные канаты используют в механизмах, полиспастах, многих монтажных приспособлениях для оснастки грузоподъемных мачт, шевров, а также для изготовления стропов, вант, расчалок и т. д. Большое количество канатов расходуется на оснащение кранов, работающих в промышленности и строительстве. Стальные канаты изготавливают из высокопрочной тонкой стальной проволоки диаметром до 3 мм. Проволоки покрывают различными покрытиями, увеличивающими срок службы канатов. Канаты, изготовленные из светлой (неоцинкованной) проволоки, покрывают антикоррозийной смазкой. Канаты из оцинкованной проволоки применяют только в том случае, если это предусмотрено проектом производства работ (ППР). Канаты бывают одинарной и двойной свивки (рис. 2.2). Канаты одинарной свивки изготавливают непосредственно из отдельных проволок. При двойной свивке сначала свивают отдельные проволоки в пряди, а затем из готовых прядей свивают канат. Для придания стальному канату гибкости, а также для удержания смазки, предохраняющей стальные проволоки каната от коррозии, в середине каната, в середине прядей или между прядями располагают пеньковый сердечник.

    Изм.Изм.
    ЛистЛист
    № докум.№ докум.
    ПодписьПодпись
    ДатаДата
    Лист Лист
    ПЭР. 17. 23.01.07. 203 ПЗ

    Рис. (08)


    Стальные канаты: а — крестовой свивки; б — односторонней свивки; в — кабельтовой конструкции; г — многопрядный (двухслойный); д — многопрядный (трехслойный); 1 — сердечник; 2 — прядь каната По виду свивки стальные канаты бывают: обыкновенные (раскручивающиеся); нераскручивающиеся. Для предохранения от раскручивания на концах канатов накладывают перевязки из 8… 10 витков мягкой проволоки, называемой маркой. Кроме того, по виду свивки канаты бывают односторонней, крестовой и комбинированной свивки. При односторонней свивке проволоки в прядях и

    Изм.Изм.
    ЛистЛист
    № докум.№ докум.
    ПодписьПодпись
    ДатаДата
    Лист Лист
    ПЭР. 17. 23.01.07. 203 ПЗ

    пряди в канате свиты в одном направлении, при крестовой — в разных. При комбинированной свивке часть прядей имеет левое, а другая — правое направление свивки. По направлению свивки канаты бывают: правой свивки; левой свивки.
    По числу прядей канаты бывают: однопрядные (или спиральные); трехпрядные; пятипрядные; шестипрядные; восьмипрядные; восемнадцатипрядные.


    Рис. (09)

    Канаты одинарной (а) и двойной (б) свивки На монтажных работах чаще применяют шестипрядные канаты с пеньковым сердечником

    Изм.Изм.
    ЛистЛист
    № докум.№ докум.
    ПодписьПодпись
    ДатаДата
    Лист Лист
    ПЭР. 17. 23.01.07. 203 ПЗ

    По роду свивки проволок в прядях канаты бывают: с точечным касанием (ТК); с линейным касанием (ЛК); с точечным и линейным касанием (ТЛК). В процессе эксплуатации каната типа ТК соприкасающиеся между собой проволоки сдвигаются одна относительно другой, что увеличивает их износ и повышает жесткость каната. В канатах типа ЛК исключено точечное касание проволок между слоями в прядях, что снижает степень износа и значительно повышает гибкость канатов. Канаты типов ЛК и ТЛК, являясь наиболее прочными и износостойкими, находят все более широкое применение в промышленности. Для такелажных работ и грузоподъемных механизмов применяют обычно стальные канаты типов ТК, ЛК и ТЛК, состоящие из шести прядей, с числом проволок 19, 37 и 61. Канаты с числом проволок в пряди 19 жесткие, их применяют в основном для вант и оттяжек. Канаты с числом проволок в пряди 37 и более используют для запасовки полиспастов, изготовления стропов, а также для других чалочных приспособлений. На монтажных работах применяют следующие канаты: канат двойной свивки типа ЛК конструкции 6х19 (1+9+9) + 1 о.с, т.е. 6х19 (1+9+9) проволок и один органический сердечник (ГОСТ 3077—80); канат двойной свивки типа ТЛК конструкции 6×37 (1+6+15+15) + 1 о.с. (ГОСТ 3079-80). Расчалки, ванты и тяги изготавливают из канатов, которые выпускают по ГОСТ 2688-80, ГОСТ 3077-80 и ГОСТ 3070-74; полиспасты, стропы изготавливают из более гибких канатов конструкции (6×36) + 1 о.с. (ГОСТ 7668-80). С завода-изготовителя канаты принимают партиями. Партия состоит из канатов одного типоразмера в одной единице упаковки. Оформляют партию одним документом — паспортом. В процессе эксплуатации канаты периодически подвергают смазке. Перед смазкой поверхность каната очищают от грязи и ржавчины проволочными щетками и протирают обтирочным материалом, смоченным в керосине. При длительном хранении канаты периодически, не реже одного раза в год, осматривают и смазывают. Сведения о находящихся в эксплуатации канатах заносятся в специальный журнал учета канатов. Канаты снабжают металлической или деревянной биркой, на которой указывается наименование или товарный знак завода-изготовителя,

    Изм.Изм.
    ЛистЛист
    № докум.№ докум.
    ПодписьПодпись
    ДатаДата
    Лист Лист
    ПЭР. 17. 23.01.07. 203 ПЗ

    заводской номер, условное обозначение, длина (м), вес каната брутто (кг), отметка ОТК завода-изготовителя.
    Браковка канатов Браковка канатов грузоподъемных кранов, находящихся в эксплуатации, должна проводиться в соответствии с Руководством по эксплуатации крана. При отсутствии в Руководстве по эксплуатации крана соответствующего раздела браковка производится согласно рекомендациям, приведенным в Правилах устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. Для оценки безопасности использования канатов применяют следующие критерии: характер и число обрывов проволок, в том числе наличие обрывов проволок у концевых заделок, наличие мест сосредоточения обрывов проволок, интенсивность возрастания числа обрывов проволок; разрыв пряди; поверхностный и внутренний износ; поверхностная и внутренняя коррозия; местное уменьшение диаметра каната, включая разрыв сердечника; уменьшение площади поперечного сечения проволок каната (потери внутреннего сечения); деформация в виде волнистости, корзинообразности, выдавливания проволок и прядей, раздавливания прядей, заломов, перегибов и т.п.; повреждения в результате температурного воздействия или электрического дугового разряда. Пример определения числа обрывов наружных проволок показан на рис. 2.3. Канаты кранов, предназначенных для перемещения расплавленного или раскаленного металла, огнеопасных и ядовитых веществ, бракуют при вдвое меньшем числе обрывов проволок.

    Изм.Изм.
    ЛистЛист
    № докум.№ докум.
    ПодписьПодпись
    ДатаДата
    Лист Лист
    ПЭР. 17. 23.01.07. 203 ПЗ


    Рис. (10) Определение числа обрывов наружных проволок стального каната: 1 — на участке контроля у оборванной проволоки обнаружен только один конец оборванной проволоки, другой конец отсутствует (данный дефект соответствует одному обрыву); 2 — на участке контроля у оборванной проволоки в наличии два конца (данный дефект соответствует одному обрыву); 3 — на участке контроля одна из проволок имеет двухкратное нарушение целости (поскольку нарушения целости принадлежат только одной проволоке, данный дефект суммарно соответствует одному обрыву); L — длина участка контроля каната (принимают равной шести или тридцати диаметрам каната) При уменьшении диаметра каната в результате поверхностного износа или коррозии на 7 % и более по сравнению с номинальным диаметром канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок. При уменьшении диаметра каната (на 3 % от номинального диаметра у некрутящихся канатов и на 10 % у остальных канатов) в результате повреждения сердечника — внутреннего износа, обмятая, разрыва — канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок (рис. 2.4).
    Рис. (11) Местное уменьшение диаметра каната на месте разрушения органического сердечника При уменьшении первоначального диаметра наружных проволок в результате износа или коррозии на 40 % и более канат бракуется. Износ или коррозия проволок по диаметру определяется с помощью микрометра или иного инструмента, обеспечивающего аналогичную

    Изм.Изм.
    ЛистЛист
    № докум.№ докум.
    ПодписьПодпись
    ДатаДата
    Лист Лист
    ПЭР. 17. 23.01.07. 203 ПЗ

    точность. Если груз подвешен на двух канатах, то каждый бракуется в отдельности,
    Таблица (03)

    причем

    Уменьшение диаметра проволок в результате поверхностного износа или коррозии, %1015202530 и более
    Число обрывов проволок, % от норм8575706050

    допускается замена одного, более изношенного, каната. Нормы браковки каната в зависимости от поверхностного износа или коррозии

    Для оценки состояния внутренних проволок, т.е. для контроля потери металлической части поперечного сечения каната (потери внутреннего сечения), вызванной обрывами, механическим износом и коррозией проволок внутренних слоев прядей, необходимо подвергать канат по всей длине дефектоскопии. При регистрации при помощи дефектоскопа потери сечения металла проволок, достигшей 17,5 % и более, канат бракуется. Необходимость применения дефектоскопии стальных канатов определяют согласно требованиям нормативных документов в зависимости от типа и назначения крана.


    Рис. (12) Уменьшение площади по перечного сечения проволок (интенсивная внутренняя коррозия) При обнаружении в канате одной или несколько оборванных прядей канат к

    Изм.Изм.
    ЛистЛист
    № докум.№ докум.
    ПодписьПодпись
    ДатаДата
    Лист Лист
    ПЭР. 17. 23.01.07. 203 ПЗ

    дальнейшей работе не допускается. Волнистость каната характеризуется шагом и направлением ее спирали. При совпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и равенстве шагов спирали волнистости Нв и свивки каната Нк канат бракуется при dB> l,08dK, где dB — диаметр спирали волнистости, dK — номинальный диаметр каната.

    Рис. (13) Волнистость каната: dB — диаметр спирали волнистости; dK — номинальный диаметр каната; Hв — шаг спирали волнистости; Hк — свивка каната

    Рис. (14) Корзинообразная деформация

    Рис. (15) Выдавливание сердечника

    Изм.Изм.
    ЛистЛист
    № докум.№ докум.
    ПодписьПодпись
    ДатаДата
    Лист Лист
    ПЭР. 17. 23.01.07. 203 ПЗ

    Рис. (16) Выдавливание прядей: а — в одной пряди; б — в нескольких прядях

    Рис. (17) Местное увеличение диаметра каната

    Рис. (18)

    Раздавливание каната

    Рис. (19) Перекручивание каната

    Изм.Изм.
    ЛистЛист
    № докум.№ докум.
    ПодписьПодпись
    ДатаДата
    Лист Лист
    ПЭР. 17. 23.01.07. 203 ПЗ

    Рис. (20) Залом каната

    Рис. (21)

    Изм.Изм.
    ЛистЛист
    № докум.№ докум.
    ПодписьПодпись
    ДатаДата
    Лист Лист
    ПЭР. 17. 23.01.07. 203 ПЗ

    Перегиб каната При несовпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и неравенстве шагов спирали волнистости и свивки каната или совпадении одного из параметров канат подлежит браковке при dв > 4/3dK. Длина рассматриваемого отрезка каната не должна превышать 25dK. Канаты не должны допускаться к дальнейшей работе при обнаружении: корзинообразной деформации; выдавливания сердечника; выдавливания или расслоения прядей; местного увеличения диаметра каната; местного уменьшения диаметра каната; раздавленных участков; перекручиваний;
    заломов; перегибов; повреждений в результате температурных воздействий или электрического дугового разряда.

    Изм.Изм.
    ЛистЛист
    № докум.№ докум.
    ПодписьПодпись
    ДатаДата
    Лист Лист
    ПЭР. 17. 23.01.07. 203 ПЗ

    5) Правила техники безопасности при выполнении погрузочно –
    4

    Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все…

    Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? — задался я вопросом…

    ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между…

    Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)…

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

    Виды и маркировка

    При выборе троса учитывается масса факторов:

    • Устройство;
    • Длина;
    • Диаметр;
    • Гибкость;
    • Предельная нагрузка, которую способно выдержать изделие.


    Тот или иной тип конструкции определяется в зависимости количества свиваний. Например, стальной трос одинарного свивания состоит из сердечника с накрученной на него по спирали проволокой. Отдельные пряди данных элементов часто служат для изготовления более сложных изделий — тросов двойного свивания. Конструкция таких изделий в себя включает сердечник, на который в определенной последовательности накручиваются пряди. Пряди используются для изготовления однослойных и многослойных изделий, способных выдерживать серьезные нагрузки, что нередко очень важно.

    Наиболее сложное устройство имеют тросы тройного свивания, изготавливающиеся из стренги. По сути, стренга — это стальной трос двойного свивания, специально изготовленный для формирования из него в дальнейшем более сложных изделий.

    Для производства сложных по конструкции тросов могут использоваться выполненные различными способами пряди. Для маркировки и определения типа прядей используется обозначение ЛК — линейное касание. Простейшие по устройству пряди (ЛК-0) характеризуются одинаковым шагом свивания во всех слоях и повторяющимся узором.

    Для формирования слоев пряди используется проволока разного диаметра, обозначается она в таких случаях — ЛК-Р. Есть смешанные типы прядей, то есть те, слои которых изготовлены из проволоки разного диаметра. Эти пряди имеют обозначение ЛК-РО. Способ изготовления прядей тоже учитывается при выборе.

    Стальные тросы вьются также из прядей, изготовленных по принципу точечного касания (ТК) проволоки в них. Особенности устройства этих прядей в том, что в каждом их слое проволока намотана с разным шагом, а слои перекрещиваются друг с другом. Сразу скажем, что не рекомендуется использовать тросы с такими прядями, когда они предназначены для значительных динамических нагрузок. Ведь в связи с малой плотностью внутренней структуры данных изделий слои их при динамических нагрузках подвергаются сильному трению, что может быстро вывести трос из строя.

    Комбинированные тросы изготавливаются из прядей типов ЛК и Т. К. Они обозначаются ТЛК. Каждый из описанных типов выбирается в зависимости от назначения, тщательно оцениваются условия эксплуатации.

    Отдельного внимания заслуживает изделие из оцинкованной проволоки. Для дополнительной защиты от коррозии оно помещается в ПВХ оболочку. Благодаря этой особенности устройства изделие успешно эксплуатируется и в неблагоприятных условиях. Такими тросами обвязываются грузы, опускаемые в жидкие среды, с их помощью выполняется монтаж антенн и мачт, линий связи и электропередачи.

    Канат стальной, применение и выбор канатов и тросов

    Каталог / канат стальной, применение и выбор канатов

    Стальной канат — неотъемлемая часть любого подъемного механизма. С помощью канатов поднимают и переносят различные грузы от легких до сверхтяжелых, они обеспечивают крепление мостов и перекрытий стадионов и спортивных площадок.
    Работа металлургических предприятий немыслима без использования стальных канатов. Для большинства конструкций грузоподъемных и строительных машин стальной канат является неотъемлемой и важнейшей деталью.

    Современный уровень развития техники предъявляет все новые и новые требования к повышению надежности и долговечности стальных канатов.

    Каждый тип и конструкция стального каната имеют свои особенности, которые необходимо учитывать при выборе для конкретных условий эксплуатации. При этом следует выдерживать рекомендуемые соотношения между диаметрами органов навивки и диаметрами канатов, а также необходимый запас прочности, обеспечивающий безаварийную работу каната.

    Человечество изобрело множество способов изготовления тросов. Встречаются канаты с точечным касанием, то есть обвивающая проволока касается только одного витка, отдельных проволок между витками пряди (ТК), с линейным касанием, обвивающая проволока касается несколько витков пряди, отдельных проволок между витками пряди (ЛК), имеются канаты с комбинированными способами изготовления (ЛТК), канаты изготовляемые способом кругового обжатия проволоки (ПК).

    В промышленности наибольшее применение нашли троса, изготовленные способом кругового обжатия проволоки (ПК). Способ изготовления такого типа каната следующий: нить проволоки трансформируется в полосовой контакт линейного типа (отсюда название каната ПК). Затем свитые в прядь нити пластически обжимаются. У каната этого типа сечение в большей степени заполнено металлом. Это сказывается на повышении прочности каната, она на 10% больше чем у каната типа ЛК. При этом надо учесть, что сечение обоих канатов одинаково.

    При определенной нагрузке, напряжение у ПК в плоскостях прядей значительно меньше, чем у других типов канатов. что свидетельствует о том, что канат типа ПК дает возможность, достигнуть более высокой стойкости к истиранию и устойчивости к перегрузкам, что очень важно при работе с тяжелыми и сверхтяжелыми объектами.

    Работоспособность каната типа ПК значительно дольше, чем канатов других типов. Канат этого типа, как показавший себя наиболее прочным и износостойким, применяется для обеспечения работы средств производства в шахтах.

    Исходя из анализа технических характеристик этого типа троса, можно сделать вывод, что он изготовляется по инновационной технологии.

    Производство других типов канатов осуществляется с помощью соответствующих машин, которые обеспечивают скрутку стальной проволоки в жгут. Если нужно увеличить грузоподъемность каната, то жгуты сплетаются с помощью канатовьющей машины в один общий жгут. Толщина каната может составлять от 2 и свыше 10 сантиметров. Канаты толщиной свыше 10 сантиметров применяются при строительстве мостов и перекрытий стадионов и спортивных площадок.

    Эти типы канатов имеют определенные достоинства. Какой тип канатов выбирать определяет заказчик в соответствии с техническими условиями проекта.

    Применение канатов различных видов, выбор канатов

    Виды канатов. Конструкция и назначение канатов. Характеристики и маркировка стальных тросов.

    Конструкция и назначение канатовДиаметр, мм
    Канаты авиационные
    ГОСТ 2172-80 применяется в системах управления самолетов и вертолетов1.75 — 10.2
    Канаты крановые
    ГОСТ 2688-80 двойной свивки типа ЛК-Р конструкции 6х19 (1+6+6/6)+1о.с.8,3 — 42,0
    ГОСТ 7668-80 двойной свивки типа ЛК-РО конструкции 6х36 (1+7+7/7+14)+1о.с.11,5 — 46,5
    ГОСТ 3079-80 двойной свивки типа ТЛК-О конструкции 6х37 (1+6+15+15)+1о.с.11,5 — 58,0
    ГОСТ 7665-80 двойной свивки типа ЛК-3 конструкции 6х25 (1+6;6+12)+1о.с.16,0 — 45,0
    ГОСТ 7669-80 двойной свивки типа ЛК-РО конструкции 6х36 (1+7+7/7+14)+7х7 (1+6)17,5 — 57,0
    Канаты для лифтов
    ГОСТ 3077-80 двойной свивки типа ЛК-О конструкции 6х19 (1+9+9)+1о.с.8,8 — 25,5
    Канаты для талей
    ГОСТ 2688-80 двойной свивки типа ЛК-Р конструкции 6х19 (1+6+6/6)+1о.с.6,9 — 15,0
    ГОСТ 3069-80 двойной свивки типа ЛК-О конструкции 6х7 (1+6+)+1о.с.3,7 — 5,9
    ГОСТ 7665-80 двойной свивки типа ЛК-З конструкции 6х25 (1+6;6+12)+1о.с.16,0 — 25,5
    Канаты подъемные для шахтных установок
    ГОСТ 2688-80 двойной свивки типа ЛК-Р конструкции 6х19 (1+6+6/6)+1о.с.18,0 — 42,0
    ГОСТ 3077-80 двойной свивки типа ЛК-О конструкции 6х19 (1+9+9)+1о.с.17,5 — 37,0
    ГОСТ 7668-80 двойной свивки типа ЛК-РО конструкции 6х36 (1+7+7/7+14)+1о.с.18,0 — 58,5
    ГОСТ 3079-80 двойной свивки типа ТЛК-О конструкции 6х37 (1+6+15+15)+1о.с.15,5 — 58,0
    ГОСТ 7669-80 двойной свивки типа ЛК-РО конструкции 6х36 (1+7+7/7+14)+7х7 (1+6)17,5 — 57,0
    ГОСТ 7665-80 двойной свивки типа ЛК-З конструкции 6х25 (1+6;6+12)+1о.с.17,5 — 45,0
    Канаты для дорожных машин
    ГОСТ 2688-80 двойной свивки типа ЛК-Р конструкции 6х19 (1+6+6/6)+1о.с.16,5 — 42,0
    ГОСТ 7667-80 двойной свивки типа ЛК-З конструкции 6х25 (1+6;6+12)+7х7 (1+6)15,5 — 37,0
    ГОСТ 14954-80 двойной свивки типа ЛК-Р 6х19 (1+6+6/6)+7х7 (1+6)29,5 — 49,5
    Канаты грозозащитные
    ГОСТ 3063-80 одинарной свивки типа ТК 1х19 (1+6+12)2,0 — 17,0
    ГОСТ 3064-80 одинарной свивки типа ТК 1х37 (1+6+12+18)2,8 — 24,0
    ГОСТ 3062-80 одинарной свивки типа ЛК-О 1х7 (1+6)1,1 — 10,5
    Канаты для экскаваторов
    ГОСТ 7669-80 двойной свивки типа ЛК-РО конструкции 6х36 (1+7+7/7+14)+7х7 (1+6)17,5 — 57,0
    ГОСТ 7668-80 двойной свивки типа ЛК-РО конструкции 6х36 (1+7+7/7+14)+1о.с.18,0 — 58,5
    ГОСТ 2688-80 двойной свивки типа ЛК-Р конструкции 6х19 (1+6+6/6)+1о.с.16,5 — 42,0
    ГОСТ 7667-80 двойной свивки типа ЛК-З конструкции 6х25 (1+6;6+12)+7х7 (1+6)15,5 — 37,0
    Канаты тяговые для подвесных дорог и кабель-кранов
    ГОСТ 3069-80 двойной свивки типа ЛК-О конструкции 6х7 (1+6+)+1о.с.13,5 — 16,5
    ГОСТ 3077-80 двойной свивки типа ЛК-О конструкции 6х19 (1+9+9)+1о.с.16,5 — 32,5
    ГОСТ 3079-80 двойной свивки типа ТЛК-О конструкции 6х37 (1+6+15+15)+1о.с.17,0 — 34,0
    ГОСТ 2688-80 двойной свивки типа ЛК-Р конструкции 6х19 (1+6+6/6)+1о.с.16,5 — 32,0
    Канаты для скиповых подъемников доменных печей
    ГОСТ 7668-80 двойной свивки типа ЛК-РО конструкции 6х36 (1+7+7/7+14)+1о.с.27,0 — 46,5
    ГОСТ 2688-80 двойной свивки типа ЛК-Р конструкции 6х19 (1+6+6/6)+1о.с.30,5 — 42,0
    ГОСТ 7665-80 двойной свивки типа ЛК-З конструкции 6х25 (1+6;6+12)+1о.с.27,5 — 42,0
    Канаты для металлургических кранов
    ГОСТ 7668-80 двойной свивки типа ЛК-РО конструкции 6х36 (1+7+7/7+14)+1о.с.18,0 — 42,0
    ГОСТ 2688-80 двойной свивки типа ЛК-Р конструкции 6х19 (1+6+6/6)+1о.с.15,0 — 42,0
    ГОСТ 3079-80 двойной свивки типа ТЛК-О конструкции 6х37 (1+6+15+15)+1о.с.17,0 — 39,0
    ГОСТ 7665-80 двойной свивки типа ЛК-З конструкции 6х25 (1+6;6+12)+1о.с.16,0 — 42,0
    Канаты для вагоноопрокидывателей
    ГОСТ 7668-80 двойной свивки типа ЛК-РО конструкции 6х36 (1+7+7/7+14)+1о.с.29,0 — 36,5
    Канатные проводники
    ГОСТ 3090-73 закрытый несущий с одним слоем зетообразной проволоки и сердечником ТК30,5 — 35,5
    ГОСТ 7675-73 с одним слоем клиновидной и одним слоем зетообразной проволоки38,5 — 51,0
    ГОСТ 18901-73 закрытый несущий с двумя слоями зетообразной проволоки и сердечником ТК38,5 — 54,0
    Канаты талевые для буровых установок
    ГОСТ 16853-88 двойной свивки типа ЛК-РО конструкции 6х31 (1+6+6/6+12)+1о.с.25,0 — 38,0
    Канаты для судовых подъемных устройств
    ГОСТ 7668-80 двойной свивки типа ЛК-РО конструкции 6х36 (1+7+7/7+14)+1о.с.9,7 — 58,5
    ГОСТ 3077-80 двойной свивки типа ЛК-О конструкции 6х19 (1+9+9)+1о.с.7,8 — 20,5
    ГОСТ 2688-80 двойной свивки типа ЛК-Р конструкции 6х19 (1+6+6/6)+1о.с.8,1 — 13,5
    Канаты тормозные
    ГОСТ 3077-80 двойной свивки типа ЛК-О конструкции 6х19 (1+9+9)+1о.с.7,8 — 20,5
    Канаты для стоячего такелажа судов
    ГОСТ 3066-80 двойной свивки типа ЛК-О конструкции 6х7 (1+6)+1х7 (1+6)3,8 — 27,5
    ГОСТ 3069-80 двойной свивки типа ЛК-О конструкции 6х7 (1+6)+1о.с.3,3 — 29,0
    ГОСТ 14954-80 двойной свивки типа ЛК-Р 6х19 (1+6+6/6)+7х7 (1+6)29,5 — 49,5
    ГОСТ 2688-80 двойной свивки типа ЛК-Р 6х19 (1+6+6/6)+1о.с.30,5 — 51,0
    Канаты уравновешивающие
    ГОСТ 7668-80 двойной свивки типа ЛК-РО конструкции 6х36 (1+7+7/7+14)+1о.с.9,7 — 58,5
    Канаты швартово-буксирные
    ГОСТ 3083-80 двойной свивки типа ЛК-О 6х30 (0+15+15)+7о.с.6,5 — 57,0
    Канаты спиральные
    ГОСТ 3063-80 спиральный одинарной свивки типа ТК 1х19 (1+6+12)2,0 — 17,0
    ГОСТ 3064-80 одинарной свивки типа ТК 1х37 (1+6+12+18)2,8 — 24,0
    ГОСТ 3062-80 одинарной свивки типа ЛК-О 1х7 (1+6)1,1 — 10,5
    Канаты арматурные
    ГОСТ 13840-68 стальной арматурный 1х7 (1+6)6,0 — 15,0

    Выбор канатов по типу свивки

    В зависимости от конструкции прядей, их количества в слоях, числа слоев и типа сердечников конструктивные формы стальных канатов могут быть самыми разнообразными.

    Канат одинарной свивки

    обладает повышенной жесткостью, поэтому их рекомендуют применять там, где преобладают растягивающие нагрузки на канат (грозозащитные тросы высоковольтных линий электропередачи, ограждения, растяжки и т.п.)

    Канат двойной свивки

    с линейным касанием проволок обладает сравнительно большой работоспособностью и имеют достаточное число разнообразных конструкций. Последнее позволяет выбрать канат для работы при больших концевых нагрузках, при значительном абразивном износе, при минимально допустимом отношении диаметра органа навивки к диаметру каната.

    Канат типа ЛК-Р

    (ГОСТ 2688-80, 14954-80) следует применять тогда, когда в процессе эксплуатации они подвергаются воздействию агрессивных сред, интенсивному знакомпеременому изгибу при работе на открытом воздухе. Большая структурная прочность этих канатов позволяет использовать их во многих весьма напряженных условиях работы: на строительных и металлургических кранах, шахтных подъемных установленных экскаваторах и скреперах, подвесных дорогах, кабель-кранах и т.д.

    Канат типа ЛК-О

    (ГОСТ 3066-80, 3069-80, 3077-80, 3081-80, 3083-80) устойчиво работают в условиях сильного истирания благодаря наличию в верхнем слое проволок увеличенного диаметра. Эти канаты получили широкое распространение в качестве подъемных на судах и лифтах, тормозных же шахтных подъемных подъемных установок, тяговых — на канатно-подвесных дорогах и т.п. Но для нормальной эксплуатации этих канатов требуется несколько повышенный диаметр блоков и барабанов.

    Канат типа ЛК-3

    (ГОСТ 7665-80, 7667-80) применяются почти во всех отраслях промышленности, т.к. они обладают более высокой гипкостью, но при этом не должны подвергаться воздействию агрессивной среды. Применять эти канаты в агрессивной среде, не рекомендуется из-за наличия тонких проволок заполнения, легко подвергающихся корродированию.

    Канат типа ЛК-РО

    (ГОСТ 7668-80, 7669-80, 16853-80) отличаются сравнительно большим числом проволок в прядях и поэтому обладают повышенной гибкостью. Наличие в наружном слое прядей этих канатов относительно толстых проволок позволяет успешно применять их в условиях абразивного износа и агрессивных сред.

    Канат двойной свивки типа ТЛК

    (ГОСТ 3079-80) следует применять тогда, когда использование канатов с линейным касанием проволок в прядях невозможно из-за нарушений установленных минимально допустимых соотношений между диаметрами органов навивки и диаметрами проволок каната или при невозможности обеспечения рекомендуемого запаса прочности.

    Канат двойной свивки типа ТК

    (ГОСТ 3067-80, 3070-88, 3071-80) не рекомендуется для ответственных и интенсивно работающих установок, т.к. они обладают низким техническим ресурсом. Применение канатов и тросов типа ТК допустимо для не напряженных условий эксплуатации, где знакопеременные изгибы и пульсирующие нагрузки незначительны или полностью отсутствуют (расчалочные и грозозащитные канаты, временные лесосплавные крепления, поддерживающие и т.п.)

    Как купить трос стальной по низким ценам:

    • заполните простую форму «Оформить заказ» вверху страницы;
    • позвоните по телефону +7;
    • отправьте заявку на электронную почту;

    Доставка по РФ: Москва, Санкт-Петербург, Архангельск, Астрахань, Барнаул, Белгород, Брянск, Владимир, Волгоград, Вологда, Воронеж, Екатеринбург, Иваново, Ижевск, Йошкар-Ола, Казань, Калуга, Киров, Кострома, Краснодар, Курган, Курск, Липецк, Омск, Оренбург, Пенза, Пермь, Псков, Ростов-на-Дону, Рязань, Самара, Саранск, Саратов, Севастополь, Симферополь, Смоленск, Ставрополь, Тамбов, Тверь, Томск, Тула, Тюмень, Ульяновск, Уфа, Челябинск, Ярославль и др.

    Представленная на данном сайте информация содержит каталог справочной информации о более 3000 наименованиях металлоизделий, носит информационный, ознакомительный характер, может быть применена в разных областях деятельности предприятий.

    Проволока стальная Электроды сварочные Канат стальной Крепежные изделияСетка металлическая Болты шестигранные Гайка ГОСТ, DIN Заклепки стальныеШплинты разводные Шайбы ГОСТ, DIN Шпильки резьбовые Прокат калиброванныйСтропы, такелаж Гвозди строительные Трос стальной Винты ГОСТ, DIN

    Характеристики стальных канатов

    По механическим свойствам проволоки: марки ВК — высокого качества, марки В — повышенного качества, марки 1 -нормального качества;

    По прочностным характеристикам: с маркировочными группами временного сопротивления разрыву — 1370 (140), 1470(150), 1570(160), 1670(170), 1770(180), 1860(190), 1960(200), 2060 (210), 2160(220). Канаты маркировочных групп 1370(140) — 1770(180) изготавливаются серийно, остальные по согласованию.

    По виду покрытия поверхности проволоки: без покрытия: с цинковым покрытием — для особо жестких агрессивных условий работы (ОЖ), для жестких агрессивных условий работы (Ж), для средних агрессивных условий работы (С).

    По назначению каната: грузолюдские (ГЛ) для подъема и транспортировки людей и грузов; грузовые (Г) — для транспортировки грузов.

    По материалу сердечника: с органическим сердечником (о. с.) из натуральных или синтетических материалов; с металлическим сердечником (м. с.).

    По направлению свивки элементов каната: правой свивки, левой свивки (Л).

    По сочетанию направлений свивки каната и его элементов: крестовой свивки — направление свивки прядей в канате противоположно направлению свивки проволок в прядях; односторонней свивки (0) — направление свивки прядей в канате и проволок в прядях одинаковое.

    По степени крутимости: крутящиеся — с одинаковым направлением свивки всех прядей по слоям каната (шести- и восьмипрядные канаты с органическим и металлическим сердечниками); малокрутящиеся (МК) — с противоположным направлением свивки элементов каната по слоям в многослойных, многопрядных канатах и в канатах одинарной свивки.

    По способу изготовления: нераскручивающиеся (Н) — элементы каната сохраняют свое положение после снятия вязок с концов каната и удаления заварки торца; раскручивающиеся; рихтованные (Р).

    По типу свивки прядей и канатов одинарной свивки: с точечным касанием проволок между слоями (ТК); с линейным касанием проволок между слоями (ЛК); с комбинированным точечно-линейным касанием проволок между слоями (ТЛК).

    По точности изготовления: нормальной точности; повышенной точности (Т); с ужесточенными предельными отклонениями по диаметру каната.

    Виды и классификация канатов

    Стальные канаты – это проволочные изделия, изготавливаемые навивкой. Трос это часть такелажа, воспринимающего массу груза. Такие изделия применяют в судостроении, водном/автомобильном транспорте, энергетике, добыче угля, руды, нефти и т.д. В зависимости от выполняемых задач производится множество разновидностей канатов.

    По структуре троса

    • Одинарные – состоят из отдельных проволок, сплетенных в виде спираликонцентрическими слоями (один либо более). Канат из круглых нитей в один слой называют спиральным или прядью. Из профильной (Z-/омегообразное, клиновидное сечение) проволоки – закрытого типа.
    • Двойные – составлены из прядей, свитых послойно. Эти тросы используются самостоятельно или служат деталью для более прочных канатов – стренг.
    • Тройные – набраны из нескольких стренг, спирально свитых в один слой.

    Пряди, в зависимости от конфигурации поперечного сечения, бывают круглыми и фасоннопрядными (плоскими или трехгранными). Последние разновидности отличаются большей площадью контакта с поверхностью шкива.

    В зависимости от типа плетения

    • ТК – точечный контакт проволок между слоями.
    • ЛК – линейный контакт проволоки в соседних слоях.
    • ЛК-О – линейное касание проволок между слоями, если нити в пряди одинакового сечения.
    • ЛК-Р – контакт проволоки между слоями линейный при различном диаметре нитей во внешнем ряду пряди.
    • ЛК-З – линейное касание нитей между слоями пряди и проволокой заполнения.
    • ЛК-РО – контакт по линии проволоки между слоями, внутри которых присутствуют ряды нитей одинакового и разного диаметра.
    • ТЛК – комбинация точечного и линейного контакта проволок внутри одной пряди.

    Типы наиболее распространенных спиральных канатов или прядей:

    • а, б – ЛК-О;
    • в – ЛК-Р;
    • г – ЛК-З;
    • д – ЛК-РО;
    • е, ж – ТК;
    • з – ТЛК-О
    Категории тросовТрос по DINТрос по ГОСТ
    • Оцинкованный трос
    • Трос в ПВХ оболочке
    • Нержавеющий трос
    • Трос грузоподъемный ГОСТ
    • DIN 3055 стальной
    • DIN 3055 P в ПВХ оболочке
    • DIN 3055 PR в ПВХ оболочке ЦВЕТНОЙ
    • DIN 3055 А2 нержавеющий
    • ГОСТ 3090-73 Закрытый канат
    • ГОСТ 3062 Канат грузовой
    • ГОСТ 2688 (ГЛ-Ж) Канат грузолюдской
    • ГОСТ 3069-80 Канат типа ЛК-О
    Подберем необходимый трос! Обращайтесь!

    Телефон, e-mail

    В зависимости от материала, для сердечника:

    • ОС – органический, когда в центр троса либо его прядей помещено синтетическое/натуральное волокно. Здесь применяют хлопчатобумажную пряжу, пеньку, сизаль, полипропилен, полиэтилен, капрон, вискозу, лавсан, асбест.
    • МС – металлический. Используется трос сдвоенного плетения, состоящий из 7-и прядей или прядь того же строения, что и повив. Сердечник повышает структурную прочность канатов, снижает их удлинение при растяжении либо росте температуры воздуха.

    Канаты с органическими сердечниками:

    а, б – из натуральных материалов; в – полимерный

    Канаты с металлическими сердечниками:

    а – однородный; б и в – многопрядные

    По навивке

    Бывают нераскручивающимися (Н) и раскручивающимися. В первом случае после удаления завязки с конца троса его нити и пряди сохранят свое местоположение или легко сплетаются руками. Этому помогает деформация проволок и прядей перед их навивкой. У раскручивающегося каната его составляющие перед плетением не деформируют. Поэтому пряди и стальные нити раскручиваются вследствие снятия связки.

    а – обыкновенный раскручивающийся;

    б – нераскручивающийся

    По уравновешенности:

    Различают рихтованные канаты (обозначение Р), которые сохраняют прямолинейность с заданным допуском. Причина – напряжения в нитях и прядях после навивки снимают рихтовкой. Если эта операция не сделана, оконечность не рихтованного троса скручивается кольцом.

    Направление, по которому навивают трос, бывает правым или левым (Л). Это определяется тем, как навит внешний ряд нитей у спирального каната; прядей у изделий двойной навивки или стренг для каната тройного плетения.

    В зависимости от направления навивки каната и положения его составных частей различают тросы

    • С крестовым плетением, когда пряди и стренг навиты в направлении, противоположном такому же для каната.
    • Односторонние (О). В этом случае направленность навивки троса, его прядей и стренг совпадают.
    • Комбинированные (К). Это характерно при одновременном использовании для изготовления каната прядей с левой и правой навивкой.

    а — левая, б — правая;

    1 — односторонняя, 2 — крестовая;

    Категории тросовТрос по DINТрос по ГОСТ
    • Оцинкованный трос
    • Трос в ПВХ оболочке
    • Нержавеющий трос
    • Трос грузоподъемный ГОСТ
    • DIN 3055 стальной
    • DIN 3055 P в ПВХ оболочке
    • DIN 3055 PR в ПВХ оболочке ЦВЕТНОЙ
    • DIN 3055 А2 нержавеющий
    • ГОСТ 3090-73 Закрытый канат
    • ГОСТ 3062 Канат грузовой
    • ГОСТ 2688 (ГЛ-Ж) Канат грузолюдской
    • ГОСТ 3069-80 Канат типа ЛК-О
    Подберем необходимый трос! Обращайтесь!
    Телефон, e-mail

    В зависимости от степени закрутки канаты бывают:

    • Крутящиеся. Когда направление навивки прядей концентрических слоев троса совпадает. Это характерно для 6-ти и 8-прядных изделий, имеющих сердечник.
    • Мало крутящиеся (МК). Пряди в слоях сплетены в противоположных направлениях (тросы с одинарной навивкой, многослойные и многопрядные). Из-за правильного выбора направлений навивки нитей и прядей исключено осевое вращение каната со свободно подвешенным грузом.

    Тросы бывают разного качества это зависит от механических свойств используемой проволоки:

    • высокого (ВК)
    • повышенного (В)
    • нормального (1)

    Канаты могут отличаться по покрытию поверхности проволоки, когда защитного слоя нет либо нити покрыты цинком. В последнем случае известны три группы оцинковки (по условиям эксплуатации):

    • С (средне агрессивные)
    • Ж (жесткие)
    • ОЖ (особо жесткие)

    Тросы предназначены для:

    • перемещения груза/людей (грузо-людские ГЛ)
    • либо исключительно грузоподъемных операций (Г)

    Канаты в зависимости от качества изготовления разделены на изделия нормальной и повышенной (Т) точности.

    Тросы маркируются по прочности и отличаются временным сопротивлением разрыву в пределах от 1370 (140) до 2160 (220) Н/мм2 (кГ/мм2).

    Применение в зависимости от типа

    Прочностные, физико-механические характеристики стального троса и область использования во многом зависят от его конструкции, вида.

    Металлополимерные тросы используются для обвязки грузов, прокладывания воздушных линий связи и монтажных работ. Талевые канаты ГОСТ 16853-88 нашли применение в газо- и нефтедобывающей отрасли во время бурения. ЛК-О отличаются превосходной износостойкостью, поэтому их используют в большинстве подъемных механизмов. ЛК-Р устойчивы к температурным скачкам, повышенной влажности, осадкам, благодаря чему их можно использовать практически в любых условиях природной среды. С помощью специальных буксировочных тросов получается тянуть легковые авто, автопоезда и огромные фуры, весом более 40 тонн.

    Стропы из стальных канатов

    Канатные стропы изготавливают в 2 основных исполнениях — петлевые (УСК 1, СКП) и кольцевые (УСК 2, СКК). Двухпетлевые стропы в обиходе именуют «чалками» (происх. от чалить — вязать, связывать, увязывать). На основе петлевого исполнения изготавливаются многоветвевые стропы типа 1СК, 2СК, 3СК, 4СК, а также специальные виды с использованием канатных строп.

    При изготовлении канатных строп концы канатов заделывают различными способами. Основными способами заделки концов являются опрессовка концов алюминиевой или стальной втулкой и заплетка. При изготовлении специальных видов строп иногда применяются заделка концов каната винтовыми зажимами, клиновыми зажимами, а также заливка концов в вантовом стакане или специальном коуше.

    Дополнительная информация


    Выпускаются также металополимерные тросы, в которых проволока может быть дополнительно оцинкована, благодаря чему изделие приобретает большую устойчивость к коррозии. Есть и более простой способ защиты от коррозии: покрытие специальными смазками или добавление в структуру дополнительного слоя из оцинкованной проволоки.

    Современный рынок предлагает тросы, чья поверхность защищена материалом, который может противостоять горению и перепадам температуры.

    Коды различных вариантов смазки канатов

    Код смазкиСердечник органическийСердечник металлическийПряди канатаКанат
    прядив целом
    S(A)без смазкибез смазкибез смазкибез смазкибез смазки
    АОсмазансмазаныбез смазкибез смазкибез смазки
    А1смазансмазаныбез смазкисмазаныбез смазки
    А2смазансмазанысмазансмазанысмазан
    A3смазансмазаныбез смазкибез смазкисмазан
    А4без смазкибез смазкисмазансмазаныбез смазки
    А5без смазкибез смазкисмазансмазанысмазан
    А6без смазкибез смазкисмазанбез смазкисмазан

    Канаты

    В грузоподъемных машинах применяют преимущественно канаты двойной свивки (рис. 1): проволоки свивают в пряди вокруг центральной проволоки, а затем пряди свивают в канат вокруг сердечника. Число проволок в пряди и число прядей в канате может быть различно. В грузоподъемных машинах применяют главным образом шестипрядные канаты с числом проволок в пряди 19 и 37. При этом получается наиболее рациональное соотношение диаметра прядей и диаметра центрального сердечника и хорошо используется поперечное сечение каната при достаточной его гибкости. Восьмипрядные канаты используют в кранах и подъемниках, если применяются шкивы трения и барабаны малого диаметра.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]