Сказочное очарование древним городам Европы придаёт не только изысканная старинная архитектура, но и верхушки башен притягательного зелёно-голубого цвета. Эту естественную краску бронзе дарит патина – налёт, образовавшийся на меди, её сплавах или других металлах, подверженных окислению. Листовая бронза, которой кроют купола и верхушки башен, изначально имеет тёмно-коричневый цвет. Но через несколько лет в шоколадном море начинают появляться изумрудные острова, которые, разрастаясь, постепенно скрывают прежний цвет под яркой плёнкой.
Слово «патина» пришло к нам из итальянского языка, унаследовавшего его от латыни, где patina – это небольшой предмет посуды, изготовленный из бронзы. Процессы окисления создают патину, состоящую из множества слоёв, но в разговорах под словом «патина» чаще всего подразумевают лишь верхний из них.
Из бронзы делали не только посуду, но и монеты. Поэтому люди быстро познакомились с патиной и на деньгах. Патина – естественный и необратимый процесс. Его можно лишь замедлить, законсервировав предмет в среде, где окисление будет воздействовать на него крайне щадяще. Именно поэтому нумизматам рекомендуют хранить монеты в герметичных капсулах.
Виды патины
Для коллекционеров современной юбилейки патина – чистое наказание. Чуть позабыл о новеньком биметалле или стальной десятке с гальванопокрытием, а штемпельный блеск уже исчез. Незаметно монета потемнела и стала тусклой. А вот древние монеты патина порой преображает в лучшую сторону. Нумизматы разделяют патину на несколько характерных видов:
- Естественная – слой окислов на поверхности монеты;
- «Кабинетная» – ровная патина, полученная длительным хранением монеты в деревянном ящике или кабинете (специализированном шкафчике для размещения предметов нумизматики);
- Радужная – разноцветная патина;
- Пулевая – подвид радужной патины, когда цвета меняются от светлых в центре к тёмным ближе к канту;
- Переливчатая – подвид радужной патины, когда цвета меняются в зависимости от угла обзора;
- Песчаная — ровный бежево-желтый налет на монетах, долгое время находившихся в песке и подвергавшихся воздействию кремниевой кислоты;
- Искусственная – наведённый слой, чтобы придать монете красоту и скрыть дефекты.
Выше представлена пара царских монет, на которых начала образовываться естественная патина. Первым меняют блеск на матовую окраску элементы рельефа, что особенно заметно по копейке. И, наоборот, если патиной покрыто монетное поле, а выступающие элементы выглядят светлыми (непатинированными), то это считается недостатком под названием «кабинетный износ». Красивая естественная патина очень ценится и поднимает цену монеты.
Искусственную патину выявит тщательный осмотр подозрительного экземпляра. Например, видно, что патина легла поверх царапин и повреждений монетного поля или, напротив, не захватила его углубления. Необычные цвета и оттенки патины, а также резкие переходы от цвета к цвету тоже должны вызывать подозрения. Жёлто-коричневый дымчатый оттенок сигнализирует, что патину наводили табачным дымом.
Консервация монет (что такое патина). Вопросы и ответы.
Консервация монет ничем не отличается от консервации любых предметов из меди и её сплавов. Хотя такие находки и относятся к «массовому археологическому материалу», но это не даёт повода обращаться с ними, как попало.
Что скрывается под словом «консервация»? Консервационные меры обеспечивают сохранение материального наличия памятника и предотвращают дальнейшие утраты оригинала. Консервация направлена лишь на сохранение чистой субстанции, не обращая при этом внимания на эстетические улучшения. Многие считают, что консервацией монет – это всего лишь нанесение покрытия. Это далеко не так. К консервации относятся различные консервационные работы, проводимые непосредственно на объекте. Например – расчистка и закрепление оригинальной поверхности, а так же превентивные меры сохранения. Например, оптимизация климатических условий, правильная упаковка, презентация и хранение.
Прежде, чем рассказать о консервационных мерах, хотелось бы ещё раз напомнить о таком понятии, как оригинальная поверхность. Такого термина в нумизматике и общей практике нет, но существует понятие — патина. К сожалению, это слишком общее определение оксидной плёнки, зачастую не дающее никакого представления о состоянии монеты, а значит и выборе правильных методов консервации. Хотя и принято разделять патину на «благородную» и «не благородную», но частенько именно это утверждение приводит к тому, что сохранившаяся оригинальная поверхность и её детали удаляются, руководясь устаревшими эстетическими понятиями.
Что представляет собой оригинальная поверхность? Изначальная металлическая поверхность монеты в процессе коррозии замещается солями металла. Из-за того, что это преобразование происходит очень медленно, такой слой передаёт нюансы изначальной поверхности. Но, к сожалению, продукты коррозии и частички почвы не редко накрывают детали рельефа и искажают форму. Оригинальная поверхность не только является носителем рельефа, но и даёт нам хороший ориентир при расчистке монеты. Это своего рода граница, за пределы которой нам нельзя заступать (за исключением редких случаев). Всё что находится выше оригинальной поверхности можно назвать загрязнениями, всё что находится ниже – является оригиналом.
На снимке представлен срез монеты, сделанный при помощи электронного микроскопа. Хорошо прослеживается граница между оригинальной поверхностью и отложениями (загрязнениями) на поверхности. Под оригинальной поверхностью находится слой, состоящий из продуктов коррозии.
Часто, прежде чем монета попадёт на стол реставратора, проходит довольно много времени. В этом промежутке, монеты в плохой сохранности могут получить значительные необратимые повреждения. Главным образом здесь задействовано несколько факторов, одним из которых является неправильное обращение с нестабильной патиной.
В общих словах на эту тему можно сказать следующее:
1. После извлечения монеты из почвы — не трите и не старайтесь очистить находку, чтобы разглядеть её лучше. Обращаться с находкой нужно предельно осторожно.
2. Постарайтесь сразу определить состояние патины и в случае обнаружения повреждений (пористая структура, трещины и сколы, шишки и наросты, отсутствующие фрагменты поверхности и т.п.) в плотном слое патины обязательно обверните объект во влажную смоченную дистиллированной водой салфетку (или просто влажную землю) и положите в плотно закрывающуюся коробочку. Таким образом, мы предотвращаем высыхание патины. Помимо этого, минимируется риск физических повреждений патины вызванных вибрацией и сотрясением.
3. Постарайтесь сократить срок до минимума между извлечением находки и началом обессоливания (промывки). Долго находка не должна находиться во влажной салфетки, иначе существует риск последующей коррозии. В особенности это относится к предметам, которые имеют активные очаги бронзовой болезни.
4. Производите предварительную расчистку (промывку от земли) только в том случае, если патина стабильна.
5. Для всех находок имеющих повреждённую патину (не важно, отслаивается она или нет) обязателен процесс промывки солей. Но надо учесть, что длительная промывка негативно сказывается на состоянии патины. Важно: оптимально определить время промывки. Обычно у находок имеющих тонкий слой патины этот срок не превышает двое суток. Если состояние патины позволяет, то рекомендуется удалить свободно лежащие загрязнения мягкой кисточкой и дистиллированной водой. Если существует вероятность отслаивания патины, то ни о какой предварительной расчистки и не может идти речи.
Хочу остановиться на промывке дистиллированной водой. Цель промывки – не размягчение окислов и остатков почвы, а удаление растворимых солей находящихся в капиллярной системе патины. Для этого подойдет любая пластиковая коробка с плотно закрывающейся крышкой. Крышка не только предотвращает испарения воды, но и препятствует поступлению газов и солей из воздуха. Емкость должна быть полностью заполнена водой, в противном случае существует риск поступления вредных веществ из воздушной прослойки. Монеты должны находиться как можно ближе к поверхности воды. Для этого можно использовать пластиковое ситечко. По ходу обессоливания, необходимо хотя бы раз перевернуть монеты, так процесс выхода солей с нижней стороны монеты идёт намного быстрее. Делать это надо не руками, а пинцетом. В воду пальцами лазить нельзя.
Важно: нельзя недооценивать разрушительную способность дистиллированной воды. Дистиллированная вода является наилучшим растворителем солей, в том числе и тех, из которых состоит патина. Чрезмерное пребывание монет в дистиллированной воде может привести к необратимым разрушениям.
Сколько точно монеты должны находиться в промывке, можно определить только опытным путём, измеряя концентрацию солей солиметром или же определяя их количество и качество другими способами. Как правило, слой загрязнений, в том числе и окислов на поверхности монеты не превышает нескольких миллиметров. В связи с этим, процесс выхода солей идёт относительно быстро и занимает от 24 часов до нескольких дней.
Для улучшения результата, по истечению срока промывки, необходимо достать пинцетом монету и обернуть в мокрую, смоченную дистиллированной водой салфетку (чистую, без добавок парфюмерии или же масел). Чуть прижать кисточкой размоченную целлюлозу к монете, так что бы она полностью контактировала с поверхностью. Можно использовать и туалетную бумагу, но не отбеленную хлором. После этого необходимо поместить обёрнутые целлюлозой монеты на решеточку в сухое место. Нужно обязательно дождаться, чтобы поверхность компресса полностью высохла и лишь затем аккуратно снять его. При высыхании, происходит миграция солей из капиллярной системы в компрессный материал.
Промывка солей обязательна для всех монет, кроме тех, которые имеют плотную, не повреждённую патину.
Находки, имеющие благородную патину, достаточно просто ополоснуть дистиллированной водой. Определение сохранности монет
В идеальном случае, металлическая поверхность монеты или вся монета в процессе коррозии преобразуется в минерал, при этом форма объекта не изменяется. Происходит лишь замещение одного материала другим. Так, поверхность медной монеты замещается новой, например, малахитовой поверхностью. Образование такой патины можно назвать псевдоморфозой. Возникновение благородной патины напрямую зависит от окружающей среды.
В зависимости от образующегося минерала, цвет поверхности монеты может сильно варьировать.
Вот несколько примеров такой патины:
Патина, имеющая ровную однотонную окраску, больше всего предпочитается коллекционерами. Но, далеко не все монеты имеют такую оригинальную поверхность. Во многих случаях, процесс преобразования металла в определённый минерал происходит не равномерно. В связи с этим, монета приобретает неоднородный оттенок. Такая патина на первый взгляд выглядит не очень эстетично, но именно она является источником информации, а именно носителем рельефа.
Загрязнения и утраты
Если говорить о состоянии монеты, то можно выделить два главных подпункта. А именно, загрязнения скрывающие рельеф (оригинальную поверхность) и утраты. Как уже и говорилось, всё то, что находится поверх оригинальной поверхности, можно отнести к загрязнениям. Но не редко, сами загрязнения и являются источником информации. Так, например, в отложившихся на поверхности продуктах коррозии можно обнаружить остатки органических материалов, будь то старая растительность или остатки кошелька. Кроме этого, загрязнения могут рассказать нам о том, в каких условиях находилась монета в земле, насколько была загрязнена атмосфера в то или иное время, какие удобрения использовались на этой местности, или, где вообще найдена эта монета, а также дать ответы на многие другие вопросы.
Говоря о загрязнениях, то здесь следует отметить два вида: наслоения, образовавшиеся в процессе коррозии и почвенные наслоения. Как правило, оба вида загрязнений присутствуют одновременно.
Вот несколько примеров:
В некоторых случаях загрязнения покрывают толстой коркой всю поверхность монеты, при этом становится совершенно невозможно определить номинал, прочесть надписи или дату. Но всё же, под слоями из продуктов коррозии и почвенных наслоений всегда присутствует оригинальная поверхность несущая многочисленные детали рельефа. На представленных ниже фотографиях хорошо видно, что под слоем загрязнений можно обнаружить оригинальную поверхность. Вопрос лишь в том, как правильно расчистить такую поверхность и раскрыть все сохранившиеся детали, но к этому мы вернёмся позже.
Разрушения и утраты
К необратимым разрушениям, которые практически не поддаются восстановлению можно отнести утраты оригинальной поверхности. В данном случае, происходит потеря части или всего рельефа монеты. Разрушение патины может произойти в результате механических повреждений, химического воздействия, в результате изменения внешних условий, перепадов температуры, влажности (когда могут начаться процессы перекристаллизации солей меди в коррозионном слое) или же вымывания водой несформировавшихся слоёв. Сюда же можно отнести разрушения, вызванные неправильным обращением с нестабильной патиной.
Несколько примеров монет, рельеф которых был почти полностью утрачен
Десять пфеннигов 1912 года. Оригинальная поверхность сохранилась фрагментарно. Под слоем тёмной патины находится ярко-красный рыхлый слой куприта. Мощность этого слоя относительно большая.
Общий вид монеты.
Обратная сторона монеты. Утраты.
Остатки надписи «Pfennig“, а именно окончание слова …NIG
1 PFENNIG SCHEIDE MÜNTZ Практически все монеты этого типа имею очень слабовыраженный рельеф. В результате утраты верхнего малахитового слоя патины (оригинальной поверхности), были потерянны все детали рельефа.
Общий вид монеты
Фрагмент надписи MÜNT.. и даты
Монета после удаления остатков почвы.
1 PFENNIG SCHEIDE MÜNTZ 17.. года Слой малахита (оригинальной поверхности), частично утрачен. Остатки еле держатся на поверхности монеты. Края просто растворились в нирване. Под слоем малахита видны свободнолежащие кристаллики куприта. Именно в связи с этим, связь между этими слоями нарушена. Конечно, возможно закрепить и расчистить остатки рельефа, но нумизматическую ценность эта монета потеряла навсегда.
Общий вид монеты
Фрагмент надписи
Не стоит перечислять все виды разрушений оригинальной поверхности, но хотелось бы привести ещё один пример. В данном случае, металл преобразовывается в светло-зеленые, рыхлые, порошкообразные продукты коррозии. Это не только затрудняет консервационные работы, но и может привести к потери оригинальной субстанции.
При появлении так называемых «язв» оригинальная поверхность в этих местах сильно повреждена или полностью отсутствует. Под язвами подразумеваются шишкообразные наросты, неравномерно разбросанные по поверхности и состоящие из слоёв куприта и гидрооксида меди (например: малахита). В самой нижней части, где металл контактирует с «язвой», присутствуют хлориды (например, «нантокит» хлорид меди (I), или кристаллогидрат хлорной меди), что часто вызывает, но не всегда, последующую коррозию. В данном случае консерватор стоит перед проблемой, удалить полностью базовый слой хлорида и тем самым оставить кратер, или же всего лишь сгладить язву на поверхности и тем самым оставить риск последующей коррозии.
Вся информация представленная выше, взята из интернета!
Всем удачи в поиске)
Патина на монетах из меди
Наиболее часто коллекционеры сталкиваются с губительным действием патины на медных монетах. Её цвет зависит от условий хранения экземпляра. Характерный зелёный цвет придают монете образовавшиеся на поверхности металла сульфаты и сульфиды. Извлечённые из земли монеты имеют угольно-чёрный оттенок – это оксид меди, затронувший её глубинные слои. Яркие зелёно-голубые островки тоже не радуют опытных собирателей, так как они могут перебраться с поражённых монет на другие.
Коллекционеры любят ровную однотонную патину, приятную на взгляд, где мелкие дефекты монетного поля не способны испортить общее впечатление. Именно такая патина часто зовётся «кабинетная» или «благородная». Подобные монеты ценятся намного выше пёстрых или пятнистых.
Патина на медных монетах важна при грейдинге. Вместе с оценкой степени сохранности эксперт часто подтверждает тот или иной оттенок меди: «BN» (Brown), «RD» (Red) и «RB» (Red Brown). Этот параметр, зафиксированный на слабе, тоже способен повлиять на цену монеты.
Патина на монетах из медных сплавов
Традиционная оловянная бронза близка к меди по цвету. А так как медь в сплаве преобладает, то патина на бронзе, несмотря на более высокую прочность сплава, схожа с той, что образуется на чистом металле. Для примера мы взяли бронзовую монету поздней Римской империи, на которой отчётливо видно яркие вкрапления зелёного-голубого цвета. Это образование хлорида меди (воздействие на металл соляной кислоты).
Советские обиходные монеты старшей группы номиналов (от 10 копеек и выше) делали из медно-никелевых сплавов мельхиор (до 1957 года включительно) и нейзильбер (с 1961 года). Оборотные экземпляры просто тускнели, становясь серыми. Если же монеты попадали в агрессивную среду (влагу или землю), процесс преобразования поверхности шёл быстрее. Происходило омеднение монет (выступание меди на поверхности сплава), и патина уже по внешнему виду могла напоминать ту, что образуется на чистой меди.
Младшую группу номиналов от копейки до пятака сначала чеканили из золотистой алюминиевой бронзы, а затем из латуни. Латунь очень быстро теряла первоначальный лоск, темнея и тускнея. Показанные выше 5 копеек 1973 года демонстрируют как экземпляр, сохранивший штемпельный блеск, так и утратившую его монету.
С 2006 по 2014 год российские монеты 10 и 50 копеек делали из стали, плакированной сплавом «томпак» (разновидность латуни). Показанная выше монета хоть и сильно потемнела, но зато обзавелась необычной радужной патиной.
Патинирование металлических денежных знаков, содержащих медь
Патинирование медьсодержащих монет возможно тремя способами.
- В первом варианте требуется 20 грамм медного купороса и 5 грамм марганца. Их растворяют в литре воды, а затем нагревают до 90 градусов. Требуется внимательно следить за температурой, не допуская кипения, так как в противном случае результат не гарантирован. В горячий раствор опускают подготовленные монеты, переворачивая их время от времени, чтобы патина наслаивалась равномерно. Нельзя точно сказать, сколько времени вам понадобится для полного патинирования, так как вариантов нужного цвета множество. Кому-то требуется получить монету темно-коричневого цвета, а кому-то достаточно красноватого оттенка.
- Для второго варианта придется заглянуть в аптеку, чтобы купить там серную мазь. Обильно смажьте монету этой мазью и отложите на 3-5 минут. Патина при этом способе образуется очень быстро, почти мгновенно. Чтобы металл не почернел, процедуру лучше проводить недалеко от крана с водой. Как только вы видите, что монета коричневеет, тщательно смойте мазь. Не успели вовремя? Расстраиваться не стоит. Берите вазелин или растительное масло, смачивайте в нем мягкую тряпочку и полируйте монету до требуемого вам оттенка.
- Третий вариант патинирования возможен при наличии гипосульфита натрия, который можно приобрести под видом фиксатора для проявки фотографий с пленки. Слегка подогрейте 10% раствор и опустите туда чистую и предварительно обезжиренную монету на 10-20 секунд. Полученный коричневый оттенок будет не только радовать ваш глаз профессионального нумизмата, но и надежно убережет металл от коррозии. Этот способ можно применять и для патинирования бронзовых изделий.
Патина на монетах из серебра
Радужную патину на серебряных монетах можно повстречать куда чаще, чем на меди. Раньше такое разноцветье могло очень сильно увеличить цену, так как подобный экземпляр очень выгодно смотрелся на фоне обычных монет, даже если те обладали штемпельным блеском. В настоящее время появилось множество способов наведения радужной патины. Однако искусственная патина выделяется яркими неестественными цветами, которые отпугивают опытных коллекционеров и привлекают разве что новичков.
Посмотрим и на классическую пулевую патину. Её название произошло от сходства монеты, которая обладает такой патиной, с одним из типов мишени для пулевой стрельбы. Монетное поле показанного выше советского серебряного полтинника как раз содержит плавные переходы патины от светлых тонов к тёмным, как на мишени.
Царские и ранние советские билонные монеты – это серебро 500-й пробы. Легирующая добавка к драгоценному металлу – медь. Из-за её наличия на монете может образоваться тонкий слой сульфида серебра – патина малахитового цвета. Она снижает, а не повышает цену монеты, поэтому её стараются убрать.
Изысканным словом «патина» нумизматы называют обычное окисление поверхности монеты. С точки зрения химика, красивый налет на медных или серебряных монетах ничем не отличается от ржавчины на железе. Но именно патина придает старинной монете особое очарование, свидетельствует о ее подлинности и делает монету по-настоящему уникальной.
Патина — это результат старения монеты, но старения в хороших условиях. Красивая патина говорит о том, что монета хранилась бережно и правильно, что перед вами монета-аристократка.
Тем не менее факт остается фактом: любая монета, покрывшаяся патиной, умирает. Спустя сто тысяч лет — а может, и значительно раньше, в зависимости от обстоятельств — такая монета полностью превратится в продукты окисления. Однажды образовавшись, слой патины будет становиться все толще и толще, пока не поглотит всю монету целиком. Утешаться можно лишь тем, что процесс идет очень медленно, несравнимо с человеческой жизнью. Да и «умирать» может только предмет одушевленный. Искушенные нумизматы считают, что патина — это жизненный опыт монеты, ее душа.
Западные дилеры давно заметили, что налет эпох ценят коллекционеры опытные и продвинутые, в то время как нумизматы-новички любят блестящие монеты.
«Некоторые коллекционеры боятся монет с патиной, — пишет в своей статье «Достоинства монет, покрытых патиной», опубликованной на сайте Coin-Gallery Online, Марк Зальцберг (Salzberg), президент грейдинговой компании NGC.
— Но такие опасения неразумны. Это естественно, что старинные монеты, особенно серебряные, со временем приобретают тон различной степени выраженности и оттенков. Это одна из самых прекрасных особенностей старинных монет, которая отличает их от монет современных, и я надеюсь, что коллекционеры, которые еще не оценили достоинства монет, покрытых патиной, научатся этому».
То есть добавит ли патина монете стоимости — это вопрос личных предпочтений продавца и покупателя. Окончательный критерий оценки субъективен — красиво или некрасиво выглядит окисление на данной конкретной монете. Не всякая патина считается привлекательной. Если патина, например, легла неровными пятнами или полосами, то монета считается пострадавшей от внешней среды, и ни одна серьезная грейдинговая компания не станет ее оценивать.
Натуральная патина образуется в течение долгого времени под действием химических веществ, которые в микроскопических количествах присутствуют в атмосфере. Чаще всего это разные соединения, имеющие в основе серу. Некоторые коллекционеры утверждают, что, например, серебряные монеты вообще не подвержены окислению. Но это не совсем так. Просто если монета хранится в стабильной среде, например в герметичном футляре, то металл «вберет» все доступные в этой среде соединения серы, и на этом окисление, а значит, и образование патины, прекратится.
Натуральная патина образуется быстрее в теплом и влажном климате. Но иногда патина появляется еще быстрее, в историческом масштабе — практически молниеносно. Мастера придавать «убитым» монетам пристойный вид, а также наводить патину искусственно зовутся «монетными докторами».
Виды патины
Разные металлы покрываются патиной по-разному. Считается, что патина на серебряных монетах в целом выглядит привлекательнее. Небольшие количества сероводорода в воздухе приводят к образованию на поверхности монеты сульфида серебра. Также альбомы для хранения монет, конверты, кожаные кошельки или холщовые мешки могут выделять сероводород. Цвет патины на серебряной монете может изменяться от переливчатых оттенков желтого, малинового, бирюзового, вплоть до черного. Древние серебряные монеты из раскопов, как правило, черного цвета из-за воздействия содержащих серу аминокислот, которые образуются в результате разложения органики.
Хотя чаще всего патина на серебре — результат реакции с серой, серебро также реагирует и с другими веществами из окружающей среды. Например, с хлоридами, содержащимися в почве, что проявляется в непривлекательных серых и черных пятнах. Они слегка выступают над поверхностью монеты. Образуется так называемое «роговое серебро».
Иногда серебряная монета своей патиной обязана металлу, входящему в ее сплав, например меди. Патина на американских серебряных монетах отличается от патины на серебре английском. Серебряная монета, в составе которой присутствует медь, может покрыться зеленым налетом хлорида или карбоната меди. Медь и ее сплавы — бронза и латунь — наиболее подверженный химическим реакциям материал. Цвет патины на таких монетах может варьироваться от красного до некрасивого грязно-бурого.
Кстати, некоторые коллекционеры ранних американских центов, датируемых от 1793 до 1857 года, любят медь, покрытую патиной. Но рынок предпочитает медные монеты естественного красного цвета. Такие центы стоят дороже, чем даже слегка патинированные красно-коричневые.
Коричневая или черная патина на меди вызвана оксидом меди, зеленая — сульфатами или сульфидами меди. «Бронзовая болезнь», которая проявляется мучнистыми зелеными или зелено-голубыми пятнами, состоит из хлорида меди и соляной кислоты и может вовсе уничтожить поверхность монеты. «Болезнь» заразна, и пораженные ею монеты следует хранить отдельно от всех прочих.
Старинные бронзовые монеты могут иметь красивую «земляную» или «песчаную» патину. Этот налет песочно-бежевого цвета появляется благодаря микроскопическим крупинкам соли кремниевой кислоты, которые содержатся в песке или песчаной почве.
Золото, наименее химически активный металл, сохраняет свой изначальный вид. Но те золотые монеты, которые изготовлены с добавлением меди или серебра, могут иметь патину глубокого оранжевого цвета. Некоторые золотые монеты приобретают светло-коричневые или темно-оранжевые точки или прожилки, называемые медными или углеродными пятнами (хотя углерод не имеет к их образованию никакого отношения). Они могут быть вызваны медью, плохо размешанной в сплаве, соединениями, содержащимися в воздухе, или тем, что кто-то просто подышал или чихнул на монету. Если медные пятна не бросаются в глаза и не портят вида монеты, они не снижают ее стоимость. Золотые монеты, имеющие патину с «облачным» эффектом, обычно патинированы искусственно.
Никель, как правило, покрывается патиной незначительной, легкой, дымчато-серой, хотя иногда она имеет бледно-голубой или слегка золотистый оттенок. Никелевые монеты могут окраситься из-за соединений ПВХ при хранении в виниловых холдерах. Радужная патина на никеле, со множеством переходящих друг в друга цветов, скорее всего, искусственного происхождения.
Алюминиевые монеты Британии, как и большинства других стран, приобретают тусклую, непривлекательную патину серого цвета.
Цвет патины зависит от толщины и древности окислившейся пленки. Ранняя патина на серебре имеет желтый цвет, впоследствии переходящий в лилово-красный и только позже — в зеленовато-голубой и черный. Монеты разных типов покрываются патиной по-разному и в зависимости от того, каким образом они были изготовлены. Например, на характер патины влияет концентрация кислоты, которой монеты обрабатывали на Монетном дворе. А еще совокупность самых различных факторов: трогали ли монеты засаленными пальцами, в футляре из какого материала хранили, при какой влажности и т. д.
Многие серебряные монеты с некрасивой патиной пострадали в результате обработки тиомочевиной для удаления налета. Вымытые в ней монеты могут выглядеть привлекательно, но передержанные теряют свой блеск и смотрятся безжизненно. Если после обработки монету не сполоснули как следует, то со временем она покроется пятнами и коррозией.
Причуды терминологии
Понятие «кабинетная патина» — российский вклад в нумизматический лексикон. Сегодня, используя это словосочетание, дилеры имеют в виду, что монета хранилась в помещении, в коллекции, а не была извлечена из земли кладоискателями.
Но на самом деле «кабинетная патина» — понятие более узкое. «Кабинетами» в царской России называли специальные шкафчики для хранения и презентации монет. Изготавливались они из ценных пород дерева и отделывались бархатом. «Кабинет» должен был быть под стать коллекции и ее владельцу, поскольку свидетельствовал о высоком статусе и хорошем вкусе. Кстати, монеты медные, дешевые или плохо сохранившиеся, как правило, не могут иметь настоящей «кабинетной патины», потому что слабую монету никто не стал бы хранить в своем кабинете красного дерева, а уж тем более демонстрировать друзьям-дворянам. Патина образовывалась под действием испарений древесины и лаков, которыми покрывались шкафчики-кабинеты. Кстати, современные монеты, скорее всего, не порадуют наших потомков изысканной патиной, потому что нынешние способы хранения коллекционных монет исключают возможность окисления.
За рубежом термин «кабинетная патина» используется крайне редко. Чаще можно встретить словосочетание «кабинетный износ» — это значит, что на монете есть мельчайшие повреждения на высоких точках рельефа от неграмотного хранения в составе коллекции.
На Западе различают множество разновидностей патины: дикая патина, пулевая (цвет изменяется от периферии монеты к ее центру), радужная патина (со множеством цветов), переливчатая (сверкающая, цвета варьируются в зависимости от угла обзора). Такие монеты даже некоторыми грейдинговыми компаниями оцениваются дороже, что и стимулирует умельцев наводить патину искусственно, обманывая коллекционеров. Неприятна фальшивая патина еще и тем, что под ней могут скрываться следы более серьезного «лечения» монеты — царапины от неправильной чистки, контактные повреждения и даже запаянные отверстия и трещины.
Способы наведения искусственной патины
Искусственной патина считается, если налицо попытка создать ее за короткое время. Способов патинирования множество: запекание монеты в духовке (иногда внутри картофелины), обжигание паяльной лампой, выдерживание в закрытой посуде с измельченными спичечными головками (такие монеты специфически пахнут), окуривание сигаретным дымом, вымачивание или нанесение тонким слоем кислот, отбеливателей и содержащих серу химикатов. Есть и другие не совсем честные технологии, на реализацию которых требуется времени побольше: выдерживание монеты под солнечными лучами на подоконнике или дубовых досках (аналог «кабинетной патины»), завертывание в копировальную бумагу или попросту запечатывание в обычный конверт с высоким содержанием серы.
Существуют специальные средства для патинирования монет в домашних условиях, такие, как Nick-a-tone или Deller’s Darkener. Но чаще патину наводят с помощью «домашних рецептов». Чаще всего их пускают в ход, чтобы заретушировать результаты чистки монеты. Например, на медных монетах патину получают путем вымачивания в нагретом до 80 градусов растворе дистиллированной воды, медного купороса и марганцовокислого калия. Чаще всего в монету под струей воды втирают небольшое количество серной мази, после чего смывают остатки мази раствором средства для мытья посуды.
Все эти процедуры могут поправить внешний вид монеты, но в лучшем случае ничего не прибавят к ее стоимости.
Как распознать поддельную патину
Грейдинговые компании ежегодно разоблачают множество монет с искусственной патиной. «Монетные доктора» считают признаком особой доблести, если их монету заключат в слаб крупной грейдинговой компании. Но случается это совсем не часто.
Наиболее характерные признаки искусственной патины таковы:
- округлые пятна патины в результате того, что используемый краситель ложился неровно, наплывами
- цвета переходят друг в друга в неправильной последовательности. На монетах с натуральной патиной последовательность такова: сначала желтый, потом красно-лиловый, потом зелено-голубой.
- патина проявляется только на выступающих частях монеты и отсутствует в углублениях.
- нелепые цвета на серебряных монетах — хаки, тыквенно-оранжевый и бледно-голубой. Монета не должна напоминать своим цветом ни солдатскую форму, ни яйца дрозда.
В книге грейдинговой перечислены такие признаки работы «монетного доктора»:
- Патина локализована на поверхности монеты, не имеет глубины и не погружена в металл
- Патина лежит поверх царапин или других отметин
- Патина имеет яркие, «фломастерные» цвета
- Патина имеет желто-коричневую, дымчатую окраску. Значит, своим появлением она обязана табачному дыму.
Искусственная патина всегда считается существенным недостатком монеты. А натуральная в зависимости от личных предпочтений коллекционеров и дилеров может расцениваться как особое преимущество. За рубежом существуют целые общества нумизматов, специализирующихся на монетах с патиной. Некоторые дилеры также специализируются именно на таких монетах. В нашей стране патина пока не стала поводом создать отдельное направление в нумизматике. Так что российские коллекционеры, приобретая монеты с причудливо окислившейся поверхностью, пока могут рассчитывать только на свой вкус и знание вопроса.
Патина на монетах из золота
Чистое золото – металл, практически не подверженный окислению. Данный раздел появился лишь потому, что для обиходных монет прошлых веков чистое золото не использовали из-за его мягкости. Для придания золоту прочности его сплавляли с незначительным количеством иных металлов (чаще – серебро и медь, реже – никель или молибден). Взятая для примера пятирублёвка Николая II – это золото 900-й пробы. Легирующая добавка к нему – всё та же медь. При определённых условиях медь может выступить на поверхности, и даже столь незначительное её количество заставит монету фрагментарно потемнеть (как на иллюстрации выше).
Чаще на золоте можно повстречать пятна ржавчины, обусловленные всё тем же процессом окисления. При чеканке отколовшиеся микрочастички штемпеля могут оказаться вдавленными в поверхность золота, и через несколько лет монета станет иметь неприглядный вид. В российской нумизматике наибольшую известность получили ржавые золотые «Победоносцы». После скандала с золотыми монетами СПМД технологию российской чеканки усовершенствовали, и подобные дефекты стали встречаться намного реже. И ржавчина, и патина всегда снижают цену золотых монет.
Патина на монетах из алюминия
Алюминий в ХХ веке часто использовали в монетном деле. В основном, из него делали мелкие номиналы (например, венгерские филлеры). В ГДР вся линейка монет за исключением тяжёлых латунных 20 пфеннигов, использовавшихся в автоматах, была алюминиевой. Процесс окисления достаточно быстро лишает алюминиевую монету штемпельного блеска. Она становится тусклой и невзрачной, приобретая матово-серый налёт. И если выступающие части рельефа ещё механически очищаются в обращении, то монетное поле очень скоро начинает выглядеть грязным.
Патина на монетах из цинка
Наиболее плачевный вид имеют цинковые патинированные монеты. Выше показана подборка мелких номиналов Дании, Нидерландов и Люксембурга периода Первой и Второй мировых войн. В трудные времена металл становится стратегическим сырьём, поэтому монеты приходится делать из самого дешёвого материала. Патина заставляет цинковые монеты темнеть до такой степени, что на них порой трудно разобрать рисунок и надписи. Неудивительно, что после восстановления экономики все эти страны отказались от монет из цинка, выбрав иные металлы и сплавы.
Нужно ли удалять патину?
Этот вопрос часто задают новички. Однозначного ответа на него нет. Как мы уже выяснили, красивая однородная патина придаёт старинным монетам благородный вид, подчёркивая их возраст и подлинность. То же самое относится и к радужной патине, не режущей глаз. А вот чёрно-фиолетовые наплывы на серебряных монетах (их ещё называют «роговое серебро») сильно портят впечатление. Сложнее всего ситуация с медью. Если патина зашла глубоко, то в процессе чистки монета рискует превратиться в тонкий кружок или вообще развалиться. Но даже снятие поверхностного слоя часто меняет экземпляр до неузнаваемости. Патина – это часть монеты. Её удаление приводит к «размытию» рельефа. Поле, ранее выглядевшее гладью, превращается в сборище лунок и рытвин. Чистка меди никогда не вернёт ей первоначальный вид, на что многие надеются, затевая этот процесс. Опытные коллекционеры рекомендуют избавляться от патины лишь в случаях, когда это гарантировано улучшит внешний вид монеты.
Патина недопустима на коллекционных монетах качества «Proof». Однако при неправильных условиях хранения (без капсулы или в повреждённой запайке) и серебро, и медно-никель постепенно покрываются белёсым налётом патины. Иногда патина способна даже изменить цвет монеты, окрасив её в коричневые, жёлтые или бежевые тона. Чистка монет «Proof» от патины допускается только с помощью специализированной жидкости без механического воздействия, иначе зеркальное поле будет безвозвратно испорчено микроцарапинами.
Что такое патинирование и показания для процедуры
Слово «патина» относится к терминам итальянского языка. Впервые о ней узнали после проведенного химического опыта, реакцией которого стала трансформация поверхности монеты. На серебряном или медном сплаве темный налет смотрится красиво, а вот на алюминии представляет собой мутную пленку, из-за чего подобные экземпляры теряют в цене.
Важным условием патины является полное покрытие металла, т.к. отдельные пятна не добавят очарования монете. Поэтому неравномерное покрытие убирают и наносят его искусственным путем. Но, если оксидная плена проникла глубоко в сплав, трогать ее не рекомендуется. Такие изделия после очистки превратятся в тонкие пластины с бесформенными рытвинами вместо рисунка.
Патинирование монет проводят по нескольким причинам:
- экземпляр был куплен или найден в плохом состоянии, со следами коррозии, нуждающихся в очистке. Внешний вид откопанных денежных образцов во многом зависит от местности, в которой ее отыскали и качества грунта;
- увеличение стоимости. Древние монеты с благородным коричневым налетом ценятся гораздо дороже экземпляров с зелеными пятнами на поверхности;
- неосведомленность в истинной ценности монеты с естественными следами окисления и желание придать ей блеск приводит к потере изделия своей значимости. Чаще всего патина стирается или же монету бросают в кислоту, после чего ее окрас становится желто-оранжевым.
Патинирование монет увеличивает стоимость
Патинирование проводится путем химической реакцией, в процессе которой образуется пленка или налет. Многолетняя практика показала, какие существуют способы нанесение патины и как выполнить процедуру в домашних условиях. В процессе нужно соблюдать пропорции веществ иначе можно навсегда потерять редкую монету.
Патинирование монет
Коллекционеры, занявшиеся чисткой медных монет, обнаруживают, что после удаления патины медь приобретает неприятный на глаз рыже-алый оттенок. Чтобы придать монете приличный вид, прибегают к искусственному патинированию. Консервативные методы предполагают выдержку монеты в дубовых досках, на солнечном свете или в соседстве с серой, например, в банке с россыпью спичек. Но умельцы знают и как навести патину быстро, используя нашатырный спирт, аммиак, марганец и медный купорос. Классическим для медных монет уже стало применение серной мази. Также монеты обжигают, затем покрывая слоем детского крема, но этот способ большинство коллекционеров считает варварским. Производители товаров для нумизматики, конечно же, не оставили эту нишу пустой, предлагая жидкости для наведения патины на различных металлах.
Каждый коллекционер сам делает выбор, какие монеты выбирать для своей экспозиции: исключительно в штемпельном блеске, очищенные от патины или, наоборот, только с её наличием. И всё же, встретив экземпляр с красивой и ровной патиной, не стремитесь немедленно её убрать. Возможно, она ждёт своего ценителя, который посчитает монету с ней удивительным произведением нумизматического искусства.
Доступные способы самостоятельного наведения патины на монеты после чистки
Здравствуйте, уважаемые читатели. В очередной статье мы расскажем, что такое патинирование монет и как его делать. Чистка и патинирование монет почти всегда связаны друг с другом. Зачастую после процесса чистки мы получаем неестественный блеск монеты или неприятный оттенок цвета. «От начальной цены теперь скидывай половину», — ворчат форумные эксперты, рассматривая ваш только что отчищенный экземпляр. Вернуть монету к привычному виду поможет средство для патинирования монет или наведение патины вручную. Способы патинирования монет зависят от металла, с которым нам предстоит работать.
Теория патинирования
Красивая золотистая патина на мельхиоровой монете
Слово «патина» кажется нам исконно русским, как «старина» или «родина», но оно пришло к нам из итальянского языка. Появляется она благодаря химической реакции, трансформирующей поверхность монеты. На серебре или меди патина смотрится красиво, тогда как патина на алюминиевой монете представляет собой мутную плёнку, из-за чего подобные экземпляры теряют в цене. Пятнистая или частичная патина также не добавляет очарования монете. Поэтому патину, уродующую внешний вид монеты, убирают. Следует помнить, что патина — это часть монеты
. Если процессы окисления затронули глубинные слои, то после очистки вместо монеты мы получим тонкую пластину с бесформенными рытвинами вместо рисунка. Но даже неплохо сохранившиеся монеты после чистки могут выглядеть неприглядно. Особенно это касается медных монет, которые обретают режущий взор рыжий цвет. Однако можно вернуть монете вид непотревоженной старины. Для этого служит патинирование — процесс наведения искусственной патины.
Доступность наведения патины
Профессионально наведённая патина (рельеф темнее монетного поля)
Неподготовленному коллекционеру кажется, что для наведения патины надо быть чуть ли не средневековым алхимиком или работать в крупной химической лаборатории. Это не так! Большинство видов патины наводится простыми способами с использованием доступных ингредиентов. Несмотря на то, что патинирование монет является нанесением дополнительного слоя, придающего поверхности экземпляра красивый цвет, дефекты монеты наведённая патина
не скроет. Тёмные пятна, рытвины, забоины, подтёки и прочее останутся на месте, только поменяют окраску. По мнению бывалых коллекционеров искусственная патина к цене монеты ничего не добавит. Но патина, наведённая опытными руками, ничем не отличается от естественной, а монета приобретает весьма привлекательный вид в глазах потенциальных покупателей. Процессы наведения патины для разных металлов имеют кардинальные отличия. Проще говоря, универсального метода не существует. Посмотрим на некоторые.
Патинирование медных монет
Подготавливаем ингредиенты
Способов наведения патины на медь великое множество. Очень популярен метод с использованием марганца и медного купороса. Если есть лишь стандартная упаковка (3 грамма) марганца, то берут 10 граммов медного купороса на пол-литра воды. Если марганец брать в количестве пяти граммов, медного купороса понадобится уже 20 грамм на литр. Раствор нагреваем до 90 градусов. При достижении нужной температуры помещаем в раствор монеты. Следует контролировать температуру, подогревая раствор и периодически переворачивая монеты. Итог: устойчивая к смыванию ярко-коричневая патина. Обратите внимание на ядовитость купороса и примите меры, положенные при работе с отравляющими веществами.
Медная монета до патинирования и после него
Фиксажем (гипосульфитом натрия) наводят патину на чистые и обезжиренные монеты. В растворе выдерживаем монеты от 10 секунд до полминуты. Извлечённые монеты протираются тряпочкой. Когда монета высохнет, патинирование придаст ей цвет бронзы. Простейшим способом является и нагревание монеты в пламени конфорки газовой плиты, когда подопытный экземпляр становится светло-коричневым. Омеднение тоже является несложным вариантом, хоть и менее популярным. Патинирование монет серной мазью тоже не является сложным способом. Работы необходимо проводить в воде. Натёртая мазью монета получает патину тёмно-коричневого или сероватого цвета. Для осветления после сорокаминутной паузы монета сначала полируется салфеткой, а потом промывается намыленной щёткой. Эксперты не рекомендуют серную мазь, но для экспериментов с простыми способами она вполне подходит.
Этапы патинирования медной монеты
Патинирование серебряных монет
Серебро советуют патинировать аммиаком (обыкновенный пузырёк нашатырного спирта). На полчаса монета кладётся в морозилку. Фиксируя подопытный экземпляр пинцетом за гурт, удерживаем его от минуты до трёх над открытым пузырьком. Как только монета приобретёт желанный серый цвет. Затем промываем монету в воде и сушим. Для тех, кто не хочет возиться с аммиаком, подойдёт простое куриное яйцо, сваренное вкрутую. Оно разрезается на части и накрывается стеклянной банкой вместе с монетой, поставленной на ребро. Патинирование монет этим способом идёт быстро: изменение цвета видно на глаз. Однако, если цвет вас не устроит, смыть наведённую патину будет непросто.
Патина на серебре РСФСР
Когда всё происходит само собой
Если наводить патину на бронзовые монеты
, то можно воспользоваться способами, подходящими для серебра. Но существует способ патинирования монет из бронзы естественным путём. Для этого бронзовые монеты должны постоянно пребывать на солнечном освещении. Солнце помогает получить красивую и ровную патину на бронзе за полтора-два года. Конечно, экспресс-методом такой способ не назвать, но и полвека тоже ждать не надо. Возвращаясь к меди, вспомним советы держать очищенные монеты в банке со спичками. Результаты неоднозначны, но на недорогих экземплярах экспериментировать можно. В домашних условиях пробуют патинирование деревом. Определённые породы дерева выделяют танины, способствующие получению
«кабинетной» патины
.
Эксперимент для сравнения цвета после чистки и после наведения патины
Не стоит кропотливо изучать алхимические труды для минимальной реставрации очищенной монеты. Мы увидели, что патинирование — процедура несложная. При желании есть масса способов навести патину своими руками или использовать средство для патинирования монет. Конечно, если речь идёт о дорогостоящем экземпляре, лучше обратиться к специалисту. И всё же помните, что цену повышает натуральная патина, а монеты после искусственного патинирования часто критикуются экспертами. Их зоркий глаз обмануть сложно. Но умело наведённая патина — это действие, близкое к процессу искусства, когда выбранная вами монета из Золушки превращается в самую настоящую Принцессу.