Меч своими руками из 5 материалов с пошаговыми инструкциями по изготовлению

Николай Чеботарев, Инна Драбкина — специально для сайта Людота

Сегодня наш собеседник — художник и кузнец из Америки Дэвид ДелаГарделль. На его счету много отличных мечей, ножей, топоров, а так же — работа с голливудской киностудией.

Добрый день, Дэвид! Расскажите читателям из России о себе. Где Вы родились, живете?

Приветствую! Я родился в Ватерлоо, штат Айова, в ноябре 1988, а в 1995 переехал с семьей в Манси, штат Индиана, где я сейчас работаю и живу со своей невестой Ханной. В детстве лето я всегда проводил на полуострове Доор (округ Доор, штат Висконсин) у дедушки и бабушки (они немцы), и до сих пор уезжаю туда на лето.

На кого Вы учились и чем пригодились Вам полученные знания в работе?

Я собирался изучать искусство и металлообработку в университете Болл Стейт в Манси, штат Индиана, но еще даже не закончил первый семестр, когда киностудия Marvel Studios заключила со мной контракт на изготовление мечей для фильма “Тор”. Этот контракт дал мне возможность воплотить мою мечту, бросить учебу и стать профессиональным кузнецом-оружейником и предпринимателем.

Завершающие аккорды в изготовлении меча

Есть ли у Вас какая-нибудь интересная семейная легенда о Ваших норвежских и немецких предках? Насколько далеко она уходит корнями в прошлое?

Хороший вопрос! Мой дедушка-немец рассказал мне пару лет назад, что его дед был точильщиком ножей и полировщиком, а также умелым кожевенником. Мне нравится думать, что эти навыки и умения у меня в роду, достались мне от предков, и надеюсь, я передам их и дальше.

Творческая атмосфера

В чем Вы черпаете вдохновение?

Мне повезло, что я вырос в такой семье, где всегда поддерживали любые творческие начинания. Я ценю эту поддержку и благодарен за ту богатую среду для развития воображения, которую создали мои домашние.

Рисунок Дэвида

Я с головой погружался во все, что вышло из-под пера Толкиена и его друга Клайва Стэйплза Льюиса. Оба этих писателя оказали не меня огромное влияние, когда я был маленьким, и продолжают формировать меня как личность и сейчас.

Я полюбил книги вроде «Путешествия Пилигрима» Джона Баньяна; это книги о том, как люди борются за то, во что верят, и как они становятся настоящими людьми во враждебном, рушащемся мире.

Я просто зачитывался сериями книг вроде «Рэдволл» Джеймса Брайана Джейкса, полными радости, смеха и приключений. Мне нравились классические средневековые рыцарские романы и артуровский цикл, древние кельтские мифы и сказки. Мне также полюбились стилизации вроде “Баллады о Белой Лошади” Гилберта Кита Честертона.

Особенно я был потрясен, когда впервые услышал “Беовульфа” на древнеанглийском. С тех пор я загорелся желанием проникнуть в прошлое, в ту реальность, понять, о чем говорят старинные предания, и познать заключенные в них истины.

Во дворе мастерской

Вот так, благодаря творческой атмосфере, царившей в семье, и среди старинных историй и легенд я и начал постепенно осваивать азы оружейного мастерства. Я столкнулся с оружейным делом на площадках историко—культурных центров живой истории и стал искать информацию в Интернете.

Я немедленно начал закупать основные необходимые инструменты и стал претворять свою мечту в жизнь.

Дэвид вытачивает навершие для каролингского меча.

Мне очень нравится создавать уникальные, не имеющие аналогов боевые мечи по как можно более традиционным технологиям. Я пытаюсь ковать такие мечи-символы, которые могли бы поведать о красоте, справедливости, чести, силе, слабости, испорченности человеческой природы и о цельности, которую можно обрести искуплением.

Вы сами фехтуете на мечах?

Я не фехтовальщик, не владею ни одним традиционным стилем фехтования на мечах, но знаю, как сделать хороший меч, пригодный для боя. Я уважаю и восхищаюсь всеми, кто учит, как надо владеть настоящими историчными мечами! Я считаю просто поразительным движение людей, возрождающих в современном мире старинные традиции фехтования на мечах по фехтбухам.

Кто Вы в большей степени – оружейник, художник или дизайнер?

Честно говоря, я считаю, что учусь быть сразу и оружейником, и художником, и дизайнером.

Украшение ножен — важная часть процесса

Я думаю, что эти три профессии тесно связаны между собой, особенно если вы занимаетесь старинным ремеслом (вроде ремесла оружейника) в наши дни.

Средневековье: от римской спаты до рыцарского меча

После падения Римской империи Европа на несколько столетий погрузилась в темные времена. Они сопровождались упадком ремесел, утратой многих навыков и технологий. Упростилась сама тактика ведения войны, на смену спаянным железной дисциплиной римским легионам пришли многочисленные варварские орды. Континент погрузился в хаос раздробленности и междоусобных войн…

Несколько столетий подряд доспехи в Европе почти не использовались, только самые богатые воины могли позволить себе кольчуги или пластинчатые доспехи. Аналогично ситуация обстояла и с распространением клинкового оружия – меч из оружия рядового пехотинца или всадника превратился в дорогую и статусную вещь, которую себе могли позволить немногие.

В VIII веке широкое распространение в Европе получает меровингский меч, который является дальнейшим развитием римской спаты. Он получил свое название в честь французской королевской династии Меровингов. Это было оружие, предназначенное в первую очередь для нанесения рубящих ударов. Меровингский меч имел клинок длиной от 60 до 80 см, толстую и короткую крестовину и массивное навершие. Клинок практически не сужался к острию, которое имело плоскую или закругленную форму. По всей длине клинка тянулся широкий и неглубокий дол, облегчающий оружие. Если легендарный король Артур действительно существовал, – о чем до сих пор спорят историки – то его знаменитый Экскалибур должен был выглядеть именно так.

В начале IX столетия «меровинги» начали вытесняться мечом каролингского типа, который нередко называют мечом викингов. Хотя, производили эти мечи в основном на континенте, а на скандинавские земли они попадали в качестве товара или военной добычи. Меч викингов похож на меровингский, но он более изящен и тонок, благодаря чему обладает лучшим балансом. У каролингского меча лучше выражено острие, им удобно наносить колющие удары. Также можно добавить, что на рубеже первого и второго тысячелетия металлургия и металлообработка шагнули далеко вперед. Сталь стала лучше, значительно увеличилось ее количество, хотя мечи все еще оставались дорогим и сравнительно редким оружием.

Начиная со второй половины XI века, каролингский меч постепенно превращается в романский или рыцарский меч. Такая метаморфоза связана с изменениями в защитном снаряжении воинов эпохи – все большим распространением кольчуги и пластинчатого доспеха. Пробить такую защиту рубящим ударом было довольно проблематично, поэтому нужно было оружие, способное эффективно колоть.

На самом деле, романский меч – это огромная группа клинкового оружия, которая была в ходу в период высокого и позднего Средневековья. По сравнению с меровингским мечом, романский меч имел более длинный и узкий клинок с узким и глубоким долом, заметно сужающийся к острию. Длиннее становится и рукоять оружия, а размеры навершия уменьшаются. Романские мечи имеют развитую рукоять, которая обеспечивала надежную защиту руки бойца – бесспорный признак развития искусства фехтования той эпохи. На самом деле, разнообразие мечей романской группы огромно: оружие различных периодов отличалось по форме и размеру клинка, рукояти, навершия.

Меч как символ

Что для Вас меч? Только оружие или нечто большее?

Для некоторых меч – просто меч. Но для тех, кто способен понять меня и мои устремления, я скажу, что необходимо иметь те же склонности, ту же авантюрную жилку, чтобы оценить мой меч, когда вы держите его в руках.

Я надеюсь, что вы сможете почувствовать желание жить не насилием, ненавистью и местью, а желание любить других людей, жить с честью, уважением, высокими нравственными идеалами.

Я твердо верю в понятие “метавысказывания”, абсолютной неизменной Истины, в существование добра и зла, и в то, что в разбитом человеческом сердце, ищущем искупления, цельности, добро и зло противостоят друг другу.

Новый клинок. Он должен быть идеально ровным.

Я думаю, что меч – идеально подходящий для выражения этих истин символ; меч также позволяет понять, что делает человека человеком.

И очень надеюсь, что посредством своей работы я могу вдохновить других людей на то, чтобы они использовали таланты, данные им Богом, во благо, ради чего-нибудь доброго и хорошего.

На Ваших мечах, даже если они изготовлены по мотивам оружия эпохи Ренессанса, лежит твердый отпечаток Раннего Средневековья. Например, как бы каролингский меч «Osbert» имеет довольно позднюю, длинную, гарду, а двуручный меч «MiekkaOkaat» украшен в стилистике Раннего Средневековья — разница в пять веков. Что повлияло на такое дизайнерское решение?

Это потому, что я так хочу, и потому что у меня, к счастью, есть способности и возможности это сделать! Я люблю то, что делаю, и не хочу ограничивать себя в творческом плане.

Мне очень нравится ковать исторически достоверные мечи, но мне также нравится исследовать странные миры моего воображения, навеянные домами и ландшафтами, в которых я вырос.

Нет закона, по которому оружейники были бы обязаны ковать исключительно исторически достоверные мечи. Почему бы не сделать такой меч, какого еще не было?

Я нахожу особую прелесть в создании оригинальных творений, каких еще никто не видал.

Анатомия меча: из чего состоит оружие

Меч – это вид холодного оружия с прямым обоюдоострым клинком, предназначенный для нанесения рубящих, режущих и колющих ударов. Клинок занимает большую часть оружия, он может быть больше приспособлен для нанесения рубящих или, наоборот, колющих ударов.

Для классификации клинкового оружия очень важна форма клинка и способ его заточки. Если клинок имеет изгиб, то такое оружие, как правило, относят к саблям. Так, например, всем известные японские катаны и вакидзаси – это двуручные сабли. Оружие с прямым клинком и односторонней заточкой относят к палашам, тесакам, гросс-мессерам и др. В отдельные группы обычно выделяют шпаги и рапиры.

Любой меч состоит из двух частей: клинка и эфеса. Режущая часть клинка – это лезвие, а заканчивается он острием. Клинок может иметь ребро жесткости и дол, который делает оружие легче и придает ему дополнительную жесткость. Незаточенная часть клинка около эфеса называется рикассо или пяткой.

Эфес меча состоит из гарды, рукояти и навершия или яблока. Гарда защищает руку бойца от ударов о вражеский щит, а также препятствует ее соскальзыванию после удара. Кроме того, крестовиной также можно наносить удары, ее активно использовали в некоторых фехтовальных техниках. Навершие необходимо для правильной балансировки меча, и оно также препятствует выскальзыванию оружия.

Еще одной характеристикой меч является поперечное сечение клинка. Оно может быть разным: ромбическим, линзообразным и др. Любой меча имеет две конусности: по толщине клинка и его длине.

Центр тяжести меча (точка равновесия), как правило, находится немного выше гарды. Хотя, этот параметр также может меняться.

Несколько слов следует сказать о таком важном аксессуаре, как ножны для меча – футляре, в котором оружие хранилось и транспортировалось. Их верхняя часть называется устьем, а нижняя – наконечником. Ножны для меча изготавливались из дерева, кожи, металла. Крепились они к ремню, седлу, одежде. Кстати, вопреки распространенному мнению, за спиной меч не носили, потому что это неудобно.

Масса оружия колебалась в весьма широких пределах: короткий меч гладиус весил 700-750 гр, а тяжелый двуручный эспадон – 5-6 кг. Однако, как правило, одноручный меч имел массу не более 1,5 кг.

Ковка меча — приоритет в качестве

Как зарождается новый меч? Какие этапы включает в себя ковка меча, начиная с идеи?

Процесс создания меча всегда начинается с идеи, с искры вдохновения, а уж затем меч обретает плоть и кровь.

Я начинаю работу с создания наброска на бумаге или в Photoshop’e для рендеринга в цифровом виде — все зависит от сложности задумки.

Когда я определяюсь с дизайном, я начинаю работать с металлом.

Если клинок делается методом узорчатой сварки, я свариваю полосы металла, сделанные из прутьев, в брусок основы клинка. Если клинок делается из одной полосы, из одного металла, я выбираю кусок высокоуглеродистой стали соответственно размерам клинка.

Затем я обрезаю, обрабатываю и кую, придавая клинку нужную форму. Я делаю спуски лезвия, обтачивая клинок на ленточно-шлифовальном станке.

Когда форма клинка почти такая, как нужно, я начинаю термическую обработку. Я закаляю клинок, нагревая его выше температуры декалесценции (до ярко-красного или тускло-оранжевого цвета), а затем погружаю его в масло.

После закалки клинка я отпускаю его для придания ему гибкости и упругости, чтобы он не ломался.

Затем начинаю работать над рукоятью.

Изготовить рукоять можно, используя сталь, железо, бронзу, медь, дерево, рог и кожу. Рукоять тщательно скрепляется, чтобы она не рассыпалась, а затем, из аналогичных или дополняющих материалов, изготавливаются ножны.

Я отношусь к финальным стадиям отделки каждого меча со всей серьезностью, так как для меня важна каждая деталь. Выбор цвета, материала, полировки и патины говорит многое о том, какой смысл скрыт в мече, и что меч символизирует.

Что для вас самое сложное при создании меча?

Я думаю, что для большинства оружейников самое трудное – найти баланс между красотой дизайна и функциональностью.

Я считаю, что любой профессиональный кузнец-оружейник согласится, что отталкиваться нужно от исторически верной и проверенной временем функциональности и качества. А уже на этой основе фантазировать и самовыражаться как художнику, с помощью украшений и эстетичного дизайна.

Однолезвийный меч норвежских викингов в трактовке Дэвида. Об этом оружии у нас была целая статья — чтобы прочитать ее, нажмите мышкой на фото.

Но нельзя в угоду дизайну поступаться качеством и функциональностью. И внешний вид, и функциональность по-своему важны, но приоритет надо отдавать все же качеству.

Узоры на клинке — это дамаск?

Да, это он. Я сам кую свои клинки, свой узорчатый “дамаск”, в своей мастерской, если я не использую сталь, сделанную другим кузнецом. Обычно я использую высокоуглеродистую сталь 1075 и инструментальную сталь L6. Контролировать получающийся узор очень трудно, он по большей части получается сам собой.

На фото — так называемый «пакет» из нескольких пластин металла, разного сорта. Они подбираются в зависимости от содержания в металле углерода. Задача Дэвида — путем определенных кузнечных операций срастить их воедино. Затем из получившегося куска металла можно будет ковать меч, нож или топор. Данный метод называется ковкой сварочного дамаска. Узнать такой способ ковки можно благодаря характерному узору, который появится на поверхности клинка в связи с неравномерным распределением углерода — ведь металл, хоть и будет единым, останется по прежнему неоднородным.

Ковка меча заканчивается его заточкой? И если так, то Вы оформляете их как-то в полиции? Или в США можно продавать мечи без документов на них?

Я делаю 100%-функциональные настоящие мечи, поэтому они, конечно, столь же остры, как и настоящие исторические мечи, но закон не запрещает мне продавать свои мечи в Америке, и я также продаю их во многие другие страны.

Клинок еще не превратился в меч, а уже жаждет крови

Оружейная сталь: настоящие дни

Тысячелетиями в мире производили из металла оружие: мечи, клинки, ножи… Технологии совершенствовались, и ныне металлурги уже пришли к так называемой порошковой высокоуглеродистой легированной стали. В основном эту сталь используют для изготовления армейских, рыбацких либо охотничьих ножей. Они пользуются спросом, поскольку максимально остры и хорошо держат заточку. Плюс такой технологии – металл для оружия легко обрабатывать, и не остается отходов: остатки всегда можно переработать в порошок и возобновить цикл.

К слову, именно к безотходности стремится вся современная металлургия. А еще – к чистоте производства. Итак, в оружии нет волшебной силы, скорее наоборот… Его сила убийственна, но при этом нельзя рассматривать меч, клинок либо нож исключительно в этом контексте. Эволюция оружия неразрывно связана с прогрессом в металлургии. С чего начинали? С пластичной меди, из которой благодаря одной ковке получали тонкие и острые лезвия. К чему пришли? К химическим элементам в качестве добавок… к порошковой стали, а еще – к оптимизации и автоматизации производства. Что будет дальше? Поверьте, металлурги смогут нас удивить. И вопрос не в скорости, а в направлении.

Пером и «Фотошопом»

Откуда у Вас тяга к рисованию? Как Вы развивали свои способности?

Мне всегда нравилось рисовать, с самого детства, и я всегда мечтал стать художником. Так что можно сказать, что тяга к рисованию у меня в крови. Большинство моих родственников имеют отношение к искусству и занимаются творчеством профессионально.

Иллюстрация Дэвида к книге Толкиена «Фермер Джайлз из Хэма»

Какие книги Вы бы хотели проиллюстрировать и почему? Какими бы Вы нарисовали своих любимых литературных персонажей? Почему именно такими?

Я бы очень хотел проиллюстрировать некоторые менее известные работы Толкиена вроде «Фермер Джайлз из Хэма» или «Кузнец из Большого Вуттона». И «Беовульфа», и поэму «Сэр Гавэйн и Зеленый рыцарь». Наверное, практически любое произведение классической литературы или мифы. Однако, я не великий поклонник большинства современного фэнтези.

Рисунки, которые теснятся на ножнах, Вы придумываете сами или повторяете увиденные где-то?

Я сам придумываю украшения, а также опираюсь на исторические мотивы и дизайн. Я пытаюсь привнести свои идеи и озарения в каждый создаваемый мною предмет.

Мечи древних кельтов

Кельты — воинственный народ, расселившийся по Западной Европе из Южной Германии в начале V в. до н.э. — поначалу также сражались, стоя на двуконных колесницах и бросая во врагов дротики, но затем, когда дротики у них заканчивались, сходили с колесниц на землю и вызывали самого храброго противника на одиночный поединок. При этом кельтский воин мог разразиться и варварской песней, прославлявшей его самого и его предков и… также потоком ругательств, оскорблявших своего врага!


1. Центрально-европейский меч позднего бронзового века, так называемый «антенный», 850-650 гг. до н.э. 2. Железный меч гальштаттской культуры. Австрия, 650- 500 гг. до н.э. Рукоять из слоновой кости и янтаря, украшена золотой фольгой 3. Железный меч греческих гоплитов, около IV в. до н.э. 4. Железный однолезвийный меч из Испании, V-VI вв. до н.э. 5. Железный клинок меча латенской культуры, около VI в. до н.э., Швейцария 6. Железный меч с бронзовой рукоятью, покрытой эмалью. Камбрия, Англия, I в. н.э. 7. Железный римский короткий меч легионеров — гладиус, I в. н.э. 8. Римский меч-гладиус позднего типа с параллельными краями. Помпеи, конец I в. н.э.

Впрочем, довольно скоро у кельтов появились воины четырех типов: тяжеловооруженные пехотинцы, главным оружием которых как раз и являлся меч, легковооруженные пехотинцы — метатели дротиков (коротких легких копий), всадники-кавалеристы и традиционные бойцы на колесницах. При этом, по описаниям древнеримских историков, кельтские воины в бою обычно поднимали мечи над головой и обрушивали их на врага сверху так, словно они рубили дрова. Находят кельтские мечи буквально сотнями, так что ученые смогли их хорошо изучить и классифицировать. Поскольку целый ряд таких мечей был обнаружен в местечке Ла-Тен, то и культуру, которой они были свойственны, назвали латенской и даже выделили в ней четыре фазы. Латенские мечи имели среднюю длину 55-75 см, в сечении походили на ромб, а рукоять имели отлитую из бронзы. Интересно, что носили их не на левом, а на правом боку, на железной либо на медной цепи. Только во времена Цезаря мечи у кельтов стали достигать одного и более метра в длину, причем их рукоятки стали украшать эмалью и даже драгоценными камнями. Но и более короткими мечами они сражались очень умело и отважно. Так что воевать с кельтами тем же римлянам было очень нелегко — особенно если они бились такими длинными мечами. Поэтому им ничего не оставалось, как разработать для этого и соответствующее вооружение и… соответствующую ему тактику!

Ковка меча для кино

Как на Вас вышли создатели фильма «Тор»? Какая задача была поставлена перед Вами?

Работа над “Тором” определенно была прекрасным шансом и несказанным везением для меня как для художника-предпринимателя. Этот кинопроект дал мне возможность “с верою выступить в путь” и отдаться полностью ремеслу кузнеца-оружейника и стать предпринимателем.

Он также помог делу разрастись больше, чем если бы этого проекта не было. Но это далеко не самый стоящий проект из тех, над которыми я работал.

Я гораздо больше радуюсь, когда работаю с самыми обычными людьми и помогаю им воплотить мечты в жизнь. Мне нравится выстраивать прочные отношения с клиентами и превосходить их ожидания, делая мечи даже лучше, чем они смели мечтать. Именно это в моем ремесле доставляет мне больше всего радости.

Команда бутафоров-декораторов, работавшая над этим фильмом, пришла к нам с черновыми концептуальными набросками, которые выполнил один из них, талантливый художник.

Затем я, вместе с командой , начал оттачивать эти идеи в Photoshop’e, чтобы сделать оружие как можно более функциональным и реалистичным.

Работая над дизайном, мы сделали все, что могли, чтобы, не выходя за рамки заданных параметров, добавить историчных деталей, которые можно увидеть на некоторых мечах древних германцев, например, долы мечей или узловые орнаменты.

Дэвид наносит узор на гарду меча Хеймдалля

Однако, меч сам по себе должен был быть величественным и в буквальном смысле слова “иномирным”.

И еще, кроме собственно стальных мечей, которыми были вооружены герои, мы изготовили две их алюминиевые копии, специально для каскадеров, сражавшихся в кадре.

Рождение меча: древнейшие времена и Античность

Мы не знаем, когда и где появился первый меч. Вероятно, что это случилось уже после того, как человек научился делать бронзу. Самый древний меч был найден на территории нашей страны, при раскопках гробницы в Адыгее. Короткий меч из бронзы, найденный там, датируется четвертым тысячелетием до нашей эры. В настоящее время он экспонируется в Эрмитаже.

Бронза – довольно прочный материал, позволяющий делать мечи приличного размера. Этот металл не поддается закалке, зато при серьезных нагрузках он гнется, не ломаясь. Чтобы уменьшить вероятность деформации, бронзовые мечи часто имели внушительные ребра жесткости. Также следует отметить высокую стойкость бронзы к коррозии, благодаря которой мы сегодня имеем возможность исследовать аутентичные древние мечи, дошедшие до нас в довольно неплохом состоянии.

Бронзовое оружие изготавливалось методом литья, поэтому ему можно было придавать самые сложные и замысловатые формы. Как правило, длина клинка мечей из бронзы не превышала 60 см, но известны образцы и более внушительных размеров. Так, например, во время раскопок на Крите археологи обнаружили мечи с клинком метровой длины. Ученые считают, что этот большой меч, вероятно, использовался в ритуальных целях.

Наиболее известными клинками Древнего мира являются египетский хопеш, греческая махайра и копис. Следует отметить, что из-за односторонней заточки и изогнутой формы клинка по современной классификации все они не относятся к мечам, а являются скорее тесаками или саблями.

Примерно в VII веке мечи стали изготавливать из железа, и эта революционная технология очень быстро распространилась в Европе и на Ближнем Востоке. Самыми известными железными мечами Античности были греческий ксифос, скифский акинак и, конечно же, римские гладиус и спата. Любопытно, но уже в IV столетии кузнецы-оружейники знали основные «секреты» производства мечей, которые останутся актуальными вплоть до конца Средневековья: изготовление клинка из пакета стальных и железных пластин, наварка стальных пластин-лезвий на мягкое железное основание и науглероживание мягкой железной заготовки.

Ксифос – это короткий меч с клинком характерной листообразной формы. Сначала им были вооружены пехотинцы-гоплиты, а позже воины знаменитой македонской фаланги.

Еще одним знаменитым железным мечом Античности является акинак. Первыми его стали использовать персы, у них акинак был позаимствован скифами, мидянами, массагетами и другими народами. Акинак – это короткий меч с характерным перекрестьем и навершием. Позже большой меч (до 130 см) похожей конструкции использовали другие обитатели Северного Причерноморья – сарматы.

Однако самым известным клинком Античности, без сомнения, является гладиус. Не особо кривя душой, можно сказать, что с его помощью была создана огромная Римская империя. Гладиус имел длину клинка около 60 см и широкую режущую кромку, которая позволяла наносить мощные и акцентированные колющие удары. Этим мечом можно было и резать, но подобные удары считались дополнительными. Еще одной отличительной чертой гладиуса было массивное навершие, предназначенное для лучшей балансировки оружия. Короткие колющие удары гладиуса в сомкнутом римском строю были по-настоящему убийственны.

Еще большее влияние на дальнейшую эволюцию клинкового оружия оказал другой римский меч – кавалерийская спата. На самом деле этот меч придумали кельты, римляне просто позаимствовали его. Этот большой меч куда лучше подходил для вооружения всадников, чем «коротыш» гладиус. Любопытно, что сначала спата не имела острия, то есть ею можно было только рубить, но впоследствии этот недостаток был исправлен, и меч обрел универсальность. Для нашего рассказа спата очень важна, потому что именно от нее произошел меч меровингского типа, а значит и все последующие европейские клинки.

Важный проект

Расскажите о проекте «The Narrow Road». Что это за фильм и какой у него сюжет? Кто в нем снимается, кто его режиссирует и где можно его посмотреть?

«The Narrow Road» (Узкая дорога) – амбициозный кинопроект, который сейчас находится в производстве. Я сотрудничаю с проектом последние 2 года. Мы все еще находимся на стадии подготовки к производству, поэтому дата выхода фильма на экраны еще не известна.

Я работаю в проекте ведущим художником-конструктором, кузнецом-оружейником, консультантом и техником-оружейником, а также графическим веб-дизайнером.

Фильм основан на классической книге Джона Баньяна «Путешествия Пилигрима». Эта книга была впервые опубликована в 1678 году (она оказала большое влияние на таких авторов, как Толкиен, Льюис, Честертон), и ее считают величайшим аллегорическим произведением всех времен.

Роман считается английской классикой, и уже на протяжении многих поколений расходится по всему миру миллионными тиражами и переведен на десятки языков. Это эпическое произведение описывает путешествие пилигрима в поисках спасения от надвигающегося рока.

Кристиан, главный герой книги, пилигрим, должен одолеть на своем пути много препятствий и повстречать самых разных персонажей – странных, необузданных и даже злых – по дороге в прекрасный Небесный Град.

Эта книга – прекрасная аллегория жизни верующего человека, борьбы с грехами, и спасения в Боге, который только и может дать нам избавление от грехов и страданий. Она излагает глубокие вопросы теологии простым, доступным, но ярким языком. Читатели, полюбившие книгу за ее идейный посыл, простоту и интересные приключения, я думаю, примут и полюбят и этот фильм, который следует букве и духу романа Баньяна.

Идут съемки «Узкой дороги»

В фильме будут использоваться современные технологии кинематографии, чтобы действие развивалось в мире, похожем на сон, как у Баньяна, а художественное оформление, хоть и будет фантастичным, будет напоминать средневековый мир.

Простая философия кузнеца

Что в жизни Вы сейчас хотите больше всего?

Сейчас моя цель – жить простой, скромной жизнью, славя Господа, вознося ему благодарность за то, что он благословил меня и дал мне жизнь, дыхание и возможность заниматься тем, что я люблю. Служить своей семье, любить мою невесту, и создавать произведения искусства своими руками.

В будущем я надеюсь сделать еще много мечей; эти мечи зреют во мне, как зерна в земле. У меня есть еще много историй и идей, которыми я хочу поделиться посредством стали, железа, дерева и кожи, и я надеюсь, что моя работа вдохновит и порадует людей, которые будут держать мои мечи в руках или рассматривать их.

Я надеюсь, что мои мечи будут рассказывать о том, что надо жить ради справедливости, чистоты, жертвенной любви к другим, а не ради выгоды и себялюбия.

Меч может стать символом зла, но может стать и символом добра, с ним можно положить жизнь за други своя, точно так же, как положил жизнь свою за нас наш Спаситель.

Преимущества и недостатки меча

Как уже было сказано выше, научиться достойно владеть мечом было очень непросто. Это требовало долгих лет тренировки, постоянной практики и прекрасной физической подготовки. Меч – это оружие профессионального воина, который посвятил свою жизнь ратному делу. Он имеет как серьёзные достоинства, так и значительные недостатки.

Меч хорош своей универсальностью. Им можно колоть, рубить, резать, отражать удары противника. Он подходит и для оборонительного, и для наступательного боя. Удары можно наносить не только клинком, но и крестовиной, и даже навершием. Однако, как и любой другой универсальный инструмент, каждую из своих функций он выполняет хуже, чем узкоспециализированное орудие. Мечом действительно можно колоть, но копье (на большой дистанции) или кинжал (на ближней) сделают это куда лучше. А топор больше подходит для нанесения рубящих ударов.

Боевой меч прекрасно сбалансирован и имеет низкое расположение центра тяжести. Благодаря этому меч – это маневренное и быстрое оружие, им легко фехтовать, можно быстро менять направление атаки, делать ложные выпады и т. д. Однако подобная конструкция значительно уменьшает «бронебойные» возможности меча: прорубить им даже простую кольчугу довольно сложно. А против латных или пластинчатых доспехов меч вообще малоэффективен. То есть против одоспешенного противника практически можно применять только колющие удары.

К несомненным достоинствам меча следует отнести его относительно небольшие размеры. Это оружие можно было постоянно иметь при себе и в случае необходимости мгновенно применить.

Как уже было сказано выше, изготовление меча было процессом очень сложным и трудоемким. Оно требовало высокой квалификации от мастера. Средневековый меч – это не просто полоска прокованного железа, а сложное композитное изделие, как правило, состоящее из нескольких частей стали с разными характеристиками. Поэтому массовое производство мечей удалось наладить лишь в период позднего Средневековья.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]